Научная статья на тему 'Финансово-экономическая оценка уровня развития возобновляемой энергетики в странах ЕС'

Финансово-экономическая оценка уровня развития возобновляемой энергетики в странах ЕС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
537
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ЭНЕРГЕТИКА / ENERGY / ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ / RENEWABLE ENERGY SOURCES / ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ / POWER STATION / ВЕТРОЭНЕРГЕТИКА / WIND POWER / ГЕЛИОЭНЕРГЕТИКА / SOLAR ENERGY / НАЛОГИ / TAXES / ЛЬГОТЫ / BENEFITS / ФИНАНСОВЫЕ СТИМУЛЫ / FINANCIAL INCENTIVES / ЕВРОПА / EUROPE / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / EUROPEAN UNION / СУБСИДИЯ / SUBSIDIES / ENERGY CONSERVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воробьев Юрий Николаевич, Абдурешитова Диляра Ваитовна

Для регулирования экономических отраслей и эффективного развития экономики в целом в каждом государстве используется определенная система финансовых и денежно-кредитных методов. Актуальным в настоящее время является применение данных методов для развития энергетики, так как во времена информационных и цифровых технологий большинство видов деятельности зависит от электричества. В связи с осознанием экологических проблем, что грозят нашей планете при традиционных способах производства электроэнергии, многие страны уже признали необходимость активного развития и распространения инновационных методов энергетики. Многие страны при разработке энергетической стратегии уделяют особое внимание возможности перехода на возобновляемые источники энергии. В данной статье рассмотрены климатические и территориальные особенности стран ЕС для выработки энергии с помощью возобновляемых источников энергии, финансовые и денежно-кредитные методы регулирования и стимулирования инновационной энергетики, а также проанализированы утвержденные программы развития энергетики, применяемые на территории стран ЕС. Для проведения анализа были отобраны страны северной и центральной Европы. Целью данной работы является оценка особенностей и направлений государственного регулирования энергетики в европейских странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL-ECONOMIC EVALUATION OF THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF RENEWABLE ENERGY IN THE EU COUNTRIES

In order to regulate economic sectors and the effective development of the economy as a whole, in each state a certain system of financial and monetary methods is used. Currently, the application of these methods for the energy development is relevant, since in the period of information and digital technologies most of activities depend on electricity. Due to awareness of environmental problems that threaten our planet by using traditional methods of generating electricity, many countries have already recognized the need for active development and dissemination of innovative energy methods. Developing an energy strategy, many countries pay special attention to the possibility of passing to renewable energy sources. This article examines the climatic and territorial peculiarities of the EU countries for generating energy using renewable energy sources, financial and monetary methods for regulating and stimulating innovative energy, and also analyzed the approved energy development programs applied in the territory of the EU countries. For the analysis, the countries of Northern and Central Europe were selected. The purpose of this research is to assess the specifics and directions of state energy regulation in European countries.

Текст научной работы на тему «Финансово-экономическая оценка уровня развития возобновляемой энергетики в странах ЕС»

УДК330.322:620.92

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ВОЗОБНОВЛЯЕМОЙ ЭНЕРГЕТИКИ В СТРАНАХ ЕС

© 2018

Воробьев Юрий Николаевич, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой

финансов предприятий и страхования Абдурешитова Диляра Ваитовна, аспирант кафедры финансов предприятий и страхования Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского (295007, Российская Федерация, Симферополь, проспект Вернадского, 4, e-mail: dilyaelnara@yandex.ru)

Аннотация. Для регулирования экономических отраслей и эффективного развития экономики в целом в каждом государстве используется определенная система финансовых и денежно-кредитных методов. Актуальным в настоящее время является применение данных методов для развития энергетики, так как во времена информационных и цифровых технологий большинство видов деятельности зависит от электричества. В связи с осознанием экологических проблем, что грозят нашей планете при традиционных способах производства электроэнергии, многие страны уже признали необходимость активного развития и распространения инновационных методов энергетики. Многие страны при разработке энергетической стратегии уделяют особое внимание возможности перехода на возобновляемые источники энергии. В данной статье рассмотрены климатические и территориальные особенности стран ЕС для выработки энергии с помощью возобновляемых источников энергии, финансовые и денежно-кредитные методы регулирования и стимулирования инновационной энергетики, а также проанализированы утвержденные программы развития энергетики, применяемые на территории стран ЕС. Для проведения анализа были отобраны страны северной и центральной Европы. Целью данной работы является оценка особенностей и направлений государственного регулирования энергетики в европейских странах.

Ключевые слова: энергетика, возобновляемые источники энергии, электростанция, ветроэнергетика, гелио-энергетика, налоги, льготы, финансовые стимулы, Европа, Европейский Союз, субсидия, энергосбережение.

FINANCIAL-ECONOMIC EVALUATION OF THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF RENEWABLE ENERGY IN THE EU COUNTRIES

© 2018

Vorobyov Yuri Nikolaevich, Doctor of Economic Science, Professor, head of the department

of finance of enterprises and insurance Abdureshitova Dilyara Vaitovna, Postrgraduate of the second year of the department of finance of enterprises and insurance, V. I. Vernadsky Crimean Federal University (295007, Russia, Simferopol, Vernadsky Avenue, 4, e-mail: dilyaelnara@yandex.ru)

Abstract. In order to regulate economic sectors and the effective development of the economy as a whole, in each state a certain system of financial and monetary methods is used. Currently, the application of these methods for the energy development is relevant, since in the period of information and digital technologies most of activities depend on electricity. Due to awareness of environmental problems that threaten our planet by using traditional methods of generating electricity, many countries have already recognized the need for active development and dissemination of innovative energy methods. Developing an energy strategy, many countries pay special attention to the possibility of passing to renewable energy sources. This article examines the climatic and territorial peculiarities of the EU countries for generating energy using renewable energy sources, financial and monetary methods for regulating and stimulating innovative energy, and also analyzed the approved energy development programs applied in the territory of the EU countries. For the analysis, the countries of Northern and Central Europe were selected. The purpose of this research is to assess the specifics and directions of state energy regulation in European countries.

Keywords: energy, renewable energy sources, power station, wind power, solar energy, taxes, benefits, financial incentives, Europe, the European Union, subsidies, energy conservation.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В двадцать первом веке, как отмечается многими учеными (А.А. Соловьев [1], К.С. Дегтярев [1], Л.Н. Проскурякова [2], Б.Н. Порфиньев [3]), основной глобальной проблемой человечества остается энергетическая, корни которой уходят в ограниченность запасов ископаемого углеводородного топлива при возрастающем на него спросе. Сейчас альтернативная энергия является перспективным направлением с точки зрения энергетической, экологической и экономической эффективности, несмотря на активное противостояние нефтегазового сектора. Это обуславливается различными негативными процессами, возникающими в последние годы, в том числе в экономической, политической и экологической сфере, которые потенциально влияют на энергетическую безопасность стран и отдельных регионов.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых основывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В настоящее время вопрос развития альтернативной энергетики в своих трудах рассматривают многие отечественные и зарубежные ученые. Б.В. Тарнижевский[4], А.В. Кулаков[5], Ю.А. Вафина[6] в своих работах уделяют внимание общим аспектам развития инновационных методов

энергетики на территории Российкой Федерации. Heather Thomson[7], Willett Kempton[7], Ankit Kumar[8], Jing Hu[9], Robert Harmsen[9], Wina Crijns-Graus[9], Ernst Worrell[9] и другие современные зарубежные ученые исследуют выгоду возобновляемых источников энергии для населения, живущих в непосредственной близости к установкам, особенностям размещения альтернативных электростанций. Однако недостаточное количество работ посвящено финансовой части данного вопроса: методике финансового и денежно-кредитного регулирования альтернативной энергетики, финансовому регулированию и стимулированию инновационной энергетики, а также инвестиционной привлекательности возобновляемой энергетики.

Формирование целей статьи (постановка задания). Объектом исследования выступают энергетические стратегии развитых стран мира. Предметом исследования является развитость альтернативной энергетики в каждой из этих стран. Целью статьи является оценка особенностей и направлений государственного регулирования энергетики в разных странах мира.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. За последнее столетие резко увеличилась численность населения в мире и, в частности, на европейском континенте. Рост численности населения в Европе обусловлен

различными факторами, но прежде всего стабильной политической ситуацией и высоким уровнем жизни. Это стимулирует людей из менее развитых стран переезжать в развитые регионы. Постоянный прирост населения обусловливает постоянное увеличение различных потребностей той или иной страны, энергетический сектор не является исключением. Не имея достаточного места для строительства новых электростанций и поддерживая политику устойчивого развития и декарбонизации, ряд стран закупает излишки энергии у соседей для удовлетворения потребностей своего населения. Именно сложность ситуации и постоянный рост объемов потребления энергоносителей на потребности в энергетике толкают политиков к поиску новых решений. Одним из таких решений, которые широко распространены в ЕС, является идея объединенной энергетической системы. Цель этой системы - выравнивание нагрузок, сглаживания пиков и оптимальное использование различных возобновляемых источников энергии для производства электроэнергии.

Многие европейские страны в своих энергетических стратегиях четко оговорили изменения, которые повлечет за собой внедрение возобновляемых источников энергии.

Правительство Королевства Дании утвердило свою последнюю «Энергетическую стратегию 2050» в 2011 году, которая состоит из предложений для достижения главной долгосрочной цели, а именно национальной независимости от угля, нефти и газа. Территория Дании бедна полезными ископаемыми, однако, в плане энергетических ресурсов государство может себя обеспечить: за последние несколько лет была обнаружена нефть на шельфе Северного моря, а также на юге Ютландии [10]. Несмотря на самодостаточность энергетическими ресурсами, Дания хочет применить перспективную стратегию, базирующуюся на выводах комиссии по поводу изменения климата, а также достигнутых результатах предыдущих стратегий и подписанных энергетических соглашений, устанавливая подходы, необходимые для достижения поставленной долгосрочной цели, описанной ранее. Второй целью энергетической стратегии является сохранение окружающей среды и предотвращение климатических изменений, что напрямую зависит от выбросов традиционными электростанциями углекислого газа и загрязняющих окружающую среду веществ. Королевство Дания стремится войти в тройку стран мира по успешности внедрения и эксплуатации возобновляемых источников энергии к 2020 году.

В 2017 году в Дании 43,6 % электроэнергии были обеспечены с помощью ветровых электроустановок, чем установили новый мировой рекорд по выработке (14 700 ГВт/ч за год). «Планируется к 2020 году производить с помощью ветрогенераторов 50 % необходимого стране электричества (при общей доле выработки электричества к 2020 году с помощью возобновляемых источников энергии около 80 %)»[11].

Еще в 1977 правительство Дании ввело налоги на использование нефти и электричества. Позже появились налоги на газ и уголь. С годами ставка по налогам периодически повышалась с целью энергосбережения, чтобы граждане более разумно расходовали ресурсы и беспокоились об окружающей среде.

Через два года был принят закон о муниципальном отоплении: рассчитав приблизительную потребность районов в отоплении, составили план с первоочередными получателями энергии и расположение теплотрасс. В отличие от стандартного плана прокладки теплотрасс составители основывались на особенностях климата и местности в районах.

Правительство Дании к 2013 году подписало указ, где полностью запретило использование газа и нефтепродуктов для отопления жилых домов и использовать в этих целях ветро- и гелиоэнергетику. А как топливо для транспорта нефть и газ облагается более высоким налогом[12]. 106

Для развития инновационной энергетики правительство Дании использует финансовые стимулы для создания таких условий, чтобы инвестирование приносило прибыль (как для частных, так и для коммунальных ветростанций). Для ветроэнергетики проработана целая система субсидирования: для наземного вида ВЭС субсидии составляют 43 долл/МВт/ч (но не более суммы в 98,4 долл./МВт/ч (премия+рыночная цена), которые выплачиваются как премия к рыночной цене в течение 22 тысяч часов работы в полную нагрузку ВЭС (5-8 лет работы); для водного вида ВЭС (оффшорных) - в течение 50 тысяч часов работы с полной нагрузкой (12-15 лет эксплуатации). Также для покрытия расходов на балансирование выплачивают 3,7 долл/МВт/ч. [13].

Для производственных предприятий используется возврат части взимаемого налога на выброс CO2, если данные средства будут инвестироваться в природоохранные мероприятия.

С помощью специального налога PSO (далее - Public Service Obligation) - дополнительного налога на электроэнергию с физических и юридических лиц, формируются средства на стимулирование и регулирование возобновляемой энергетики, который устанавливается поквартально и обратно пропорционален ценам на традиционные источники энергии. Однако такой налог противоречит правилам общего рынка и по требованию комиссии ЕС к 2022 году планируется его постепенное упразднение [14].

В Дании с 2016 года ставка налога на прибыль снизилась с 23,5 % до 22 %, однако сниженная ставка не применяется для компаний нефтяной и газовой сферы, что также свидетельствует о направленности государства на путь инновационной энергетики.

Рассматривая энергетическую стратегию Австрии, можно выделить, что в настоящее время возобновляемые источники энергии в структуре энергопотребления государства занимают II место (на возобновляемые источники приходится 30 % выработки после переработки нефтепродуктов, на которые отводится 36 %) [15].

В своей Энергетической стратегии Австрия поставила целью увеличить долю возобновляемых источников энергии в валовом конечном энергопотреблении к 2020 году до 34 %, а также внедрять мероприятия по энергоэффективности. Сейчас правительство уже разрабатывает новую Энергетическую стратегию, ибо нынешняя рассчитана до 2020 года. Ассоциация возобновляемой энергетики Австрии планирует издать новую стратегию как минимум до 2030 года, где будут прописаны более скромные планы с большими временными рамками. Однако к 2050 году правительство Австрии планирует полностью удовлетворить конечное энергопотребление за счет возобновляемых источников энергии. Такой прогноз имеет основание: уже к 2015 году 100 % электричества в Нижней Австрии вырабатывается без использования нефти и угля (ГЭС - 63 %, ВЭС - 26 %, биомасса - 9 %, благодаря солнечной энергии - 2 %). В настоящее время уже 75 % электроэнергии в Австрии генерируется с помощью возобновляемых источников энергии.

В Австрии применяются льготные тарифы для технологий производства электроэнергии с помощью возобновляемых источников, которые предоставляются от 13 до 15 лет. Когда действие льготного тарифа прекращается, то электроэнергия продается по рыночным ценам без издержек на балансировку.

«В 12 странах ЕС применяется налоговая льгота, предоставляемая за 1 кВт/ч электроэнергии, выработанной с помощью возобновляемых источников энергии. Для каждого вида возобновляемых источников данная льгота индивидуальна и может быть предоставлена на 10 лет с даты начала эксплуатации.

При условии осуществления инвестиций в объекты, использующие возобновляемые источники энергии, для частных инвесторов предоставляются инвестиционные льготы для возмещения подоходного налога.

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2018. Т. 7. № 2(23)

В Швеции существует энергетический налог на электроэнергию и ископаемое топливо, углеродный налог на ископаемое топливо, налог на CO2, на выбросы серы, на выбросы оксидов азота, цель которых - оказать воздействие на потребление энергии и на выбросы, загрязняющих окружающую среду. Общие ежегодные поступления от этих налогов составляют приблизительно 8,11 млрд долл. Ставка энергетического налога на электроэнергию для бытовых потребителей в южной Швеции по сравнению с аналогичным показателем 1996 года (когда была проведена рыночная реформа) возросла на 140 %, а в северной Швеции - на 310 %.

Топливо для ТС и ДТ облагаются налогом на выбросы диоксида углерода, энергетическим налогом и НДС. Вследствие озабоченности состоянием окружающей среды ставки налогов высоки и в общей цене на бензин налоги (включая НДС) составляют 68 %.

В Швеции используются следующие финансовые методы стимулирования инновационного развития энергетики: налоговые льготы, поддержка НИОКР, субсидии и гранты, «зеленые сертификаты». На протяжении многих лет различные формы государственных субсидий предоставляются на развитие централизованного теплоснабжения. Например, дотации чаще всего выделялись на инвестиции в биотопливные ТЭЦ, на объединение малых сетей и на подключение отдельно стоящих домов к системам централизованного теплоснабжения» [16].

«Кроме этого чиновники активно используют экономические стимулы для популяризации использования альтернативных и нетрадиционных источников энергии. Освобождение сроком на 5 лет от энергетического налога, субсидии государства для реконструкции старых зданий (замена котлов, утепление и т. д.), упрощенное получение разрешений по строительству ветровых электростанций» [17].

В 2015 году правительство Швеции приняло решение отказаться от ископаемого топлива и стать первой «зеленой» страной в Европе. Для этого было выделено [18]:

1) «46,6 млн долл. в год на период 2017-2019 гг. на солнечную электрогенерацию, с планами инвестировать 167 млн. долл. в целом;

2) 6 млн долл. на исследования технологий хранения электроэнергии;

3) 1,2 млн долл. на внедрение распостраняемых по всей Европе Smart grid (умных сетей);

4) 119,4 млн долл. на модернизацию жилых зданий и повышения их энергоэффективности;

5) субсидии и инвестиции на поддержку развития «зеленого» транспорта;

6) увеличение финансирования проектов, связанных с изменением климата в развивающихся странах с увеличением фонда до 59,7 млн долл.» [18].

Если рассматривать состояние энергетики в Германии, то можно увидеть, что принятая на государственном уровне в 2010 году Энергетическая Стратегия предусматривала полный отказ от использования атомной энергетики к 2050 году, однако после аварии 11 марта 2011 года на «Фукусима Даичи» АЭС, правительство Германии пересмотрело сроки и установило отказ от атомной энергетики к 2022 году. Начало данного процесса положила остановка 8 старых АЭС и основной упор на замену этих станций был обращен на возобновляемые источники: были разработаны законодательные механизмы стимулирования развития возобновляемых источников энергии, прописанные в программе «Энергетический переход», а в 2012 году был принят закон «EEG 2012», который признал эти цели и механизмы обязательными для исполнения. Это должно способствовать увеличению доли электроэнегетики, выработанной с помощью возобновляемых источников энергии, в объеме конечного энергопотребления до 60 % к 2050 году. Также закон предусматривает механизмы увеличения энергоэффективности и энергосбережения:

планируется уменьшить потребление первичной энергии к 2020 году на 20 %, а к 2050 году уменьшить потребление первичной энергии в два раза по сравнению с 2008 годом. По поводу сокращения выбросов парниковых газов в атмосферу, правительство Германии планирует к 2020 году сократить выбросы на 40 % и постепенно довести до 80 % сокращения к 2050 году (по сравнению с 1990 г.).

Указанные цели представляются очень серьезными, и их достижения, помимо прочего, потребует значительного повышения энергоэффективности. Жилой фонд определен в Германии как основной сектор для внедрения энергоэффективных мероприятий. «Концепция энергоэффективных домов, изложенная в Энергетической Стратегии до 2050 года, включает три основных пункта:

- сокращение потребления тепловой энергии на 20 % к 2020 году;

- сокращение спроса на первоначальную в энергию в жилом секторе примерно на 80 % к 2050 году, что потребует удвоения текущих темпов реновации - с 1 % общего фонда зданий в год до 2 %;

- с 2020 года все новые дома должны быть «энергосберегающими» согласно удельных показателей энергопотребления» [19].

На сегодня уже достигнут определенный прогресс в выполнении целей Энергетической Стратегии Германии до 2050 года: в 2017 году доля возобновляемой энергетики в конечном энергопотреблении увеличилась до 12 %, в потреблении электроэнергии - до 28 %.

В Германии применяются гарантированные цены на покупку выработанной энергии с помощью возобновляемых источников энергии. Так, в течение пяти первых лет работы ВЭС 1 КВт/ч выкупается на 50 % выше себестоимости. Такие же условия финансового стимулирования предусмотрены и для произведенной энергии из биомассы. Для СЭС предлагается цена на 10 % выше себестоимости. Кроме этого, правительство Германии приняло программу субсидирования на 620 млн долл. для оборудования 100 тыс. крыш домой солнечными батареями.

В ФРГ для поддержки возобновляемой энергетики финансовые ресурсы формируются за счет распределительного платежа, который уплачивается потребителями энергии, и аккумулируются на специальных счетах сетевых компаний в открытом доступе пользователей.

Система налогообложения в Финляндии позволяет стимулировать более активное использование новых видов энергетического сырья, топлива и технологий (биодизель для транспорта, для отопления домов используются деревянные брикеты и т. д.)

С помощью налогов и льгот государству удается регулировать энергопотребление и виды производства электроэнергии, благодаря чему ежегодные поступления от энергетических налогов в стране составляют около 3,5 млрд евро (4,32 млрд долл.) [20]. Такими налогами облагаются как промышленное топливо, так и электроэнергия. Также существует специальный налог «huoltovarmuusmaksu» (Н\М) - платеж по обязательному уходу, который состоит из базового и дополнительного налога:

- базовый взимается с нефтепродуктов и зависит от вида топлива;

- дополнительный налог взимается со всех видов энергоносителей и электричества и зависит от содержания С02 в топливе. В то же время существует определенная система скидок и льгот для некоторых видов топлива. Налог на электроэнергию, в свою очередь, может делиться на два вида: для промышленных предприятий и тепличных хозяйств существует пониженная ставка, другие потребители облагаются более высокой ставкой налога.

Министерством Финансов Финляндии поддерживаются производители электроэнергии в виде налоговых льгот, а также существует понижение налогового бре-

мени энергоемким компаниям. Такие выплаты ежегодно составляют 50 млн евро (61,6 млн долл.) (в том числе возврат части налоговых платежей производителям электроэнергии составляет около 15 млн евро (18,48 млн долл.)[20].

К 2020 году Дания планирует сократить выбросы парниковых газов на 20 % по сравнению с 1990 годом, в то время, когда у других проанализированных стран данный показатель колеблется от 40 % сокращения выбросов в атмосферу. Однако доля возобновляемой энергетики в общем конечном потреблении энергии к 2020 году в Германии планируется на уровне 18 %, в то время как в Швеции и Финляндии данный показатель занимает половину всего конечного потребления энергии, представлено на рисунке 1.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Проведенный анализ позволил сделать следующие выводы и предложения.

Энергосбережение, рациональное использование ресурсов планеты, охрана окружающей среды в условиях активного роста промышленности в мире становится одной из наиболее актуальных проблем. Возможным путем решения данных проблем является освоение возобновляемых источников энергии, которые будут заменять выработку энергии традиционными методами с помощью невозобновляемых источников.

Сейчас все больше стран мира ставят своей целью переход на 50 и более процентов использования возобновляемых источников энергии в энергетическом секторе. Каждая из этих стран разработала свой собственный путь достижения цели, который отличается от другого по нескольким показателям: время имплементации, объемом, целевым направлением. Это связано как с необходимостью повышения уровня энергетической безопасности, так и с задачей недопущения глобального изменения климата путем сокращения выбросов углерода в атмосферу. Еще одной тенденцией является осознание необходимости широкого внедрения энергоэффективных мероприятий и их включения в энергетические стратегии. Таким образом, независимость от традиционных источников топлива достигается двумя путями - внедрением возобновляемых источников энергии и сокращением общего энергопотребления. Как видно из анализа основных мировых энергетических стратегий, страны перешли в новый уровень конкуренции, где основным вопросом стоит достижение звания наиболее «зеленой» страны и достижения энергонезависимости, не теряя при этом темпа развития собственной промышленности. Проведя анализ главных государственных документов по развитию энергетической политики отдельных европейских стран, можно сделать вывод, что большинство стран ставит перед собой высокие цели и добиваются их раньше запланированных дат и движутся к эффективному регулированию и энергонезависимости.

Рисунок 1 - Диагностика показателей европейских стран

*Источник: составлено по материалам [11; 21].

«Финансирование инновационного развития энергетики с помощью бюджета осуществляется с соблюдением ряда принципов: это и целевой характер использова-108

ния бюджетных средств; и получение экономического и социального эффекта при минимальных затратах; и предоставление бюджетных ресурсов с учетом использования ранее выделенных ассигнований. Государственная поддержка может проявляться не только в форме финансирования, но и в виде льгот и скидок для того, чтобы повысить инвестиционную привлекательность данной отрасли как для иностранных инвесторов, так и для отечественных» [22].

Во многих европейских странах в настоящее время для того, чтобы получить разрешение на постройку дома, необходимо в плане предоставить доказательство, что будущее строение будет энергосберегающим (энергетический паспорт дома). Несмотря на то, что

Строительство дома с внедрением энергоэффективных решений на 10-25 % дороже сооружения аналогичного по площади традиционного дома, но в дальнейшем затраты на охлаждение уменьшаются на 70 %, а на обогрев - на 40-60 %, что влияет не только на стоимость ЖКХ, но и на потребление электроэнергии, а значит и на выработку электроэнергии и экологическую безопасность в целом.

Опыт европейских стран показывает, что каждое государство ставит перед собой цель постепенного отказа от традиционной энергетики с замещением на возобновляемые источники. Для этого используются определенные финансовые и денежно-кредитные методы, установлены на государственном уровне нормы, скидки, налоговые ставки и т. д., использование которых поможет не только перейти на возобновляемые источники энергии, но и достичь определенных результатов в энергосбережении.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Соловьев А.А. Атомная и возобновляемая энергетика как факторы снижения экологических рисков и роста эколого-экономической эффективности энергетики / А.А. Соловьев, К.С. Дегтярев // Энергетическая политика. - 2017. - №2 - С. 60-71.

2. Возобновляемая энергетика 2030: глобальные вызовы и долгосрочные тенденции инновационного развития / Л.Н. Проскурякова, Г.В. Ермоленко; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2017. - 96 с. [Электронный ресурс]. URL: https://issek. hse.ru/data/2017/04/04/1168471430/ Renova_Energy.pdf (дата обращения 09.01.2018).

3. Порфиньев Б.Н. Энергетика на возобновляемых источниках: перспективы в мире и в России / Б.Н. Порфиньев, С.А. Рогинко / Вестник российской Академии наук. - 2016. - №11 - С. 963-971.

4. Тарнижевский Б.В. Нетрадиционные возобновляемые источники энергии: вчера, сегодня, завтра [Электронный ресурс]. URL: http://www.intersolar.ru/ articles/pressa/renewable/tarnijevskiLhtml (дата обращения 08.02.2018).

5. Кулаков А.В. Ветроэнергетика в России: проблемы и перспективы развития. Межрегиональная научно-практическая конференция: Строительство и жилищно-коммунальный комплекс: Энергоэффективность. Инвестиции. Инновации. Ярославль, 2010 - С. 38-41.

6. Вафина Ю.А. Энергосбережение за счет использования альтернативных источников энергии и вторичных энергоресурсов: Россия и мировой опыт/ Ю.А. Вафина // Вестник Казан. технол. ун-та 2012 - №9. - С. 265-272.

7. Heather Thomson. Perceptions and attitudes of residents living near a wind turbine compared with those living near a coal power plant / Heather Thomson, Willett Kempton // Renewable Energy - 2018. - Volume 123 - 301-311 р. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sciencedirect. com/science/article/pii/S0960148117309990? via%3Dihub (дата обращения 17.03.2018).

8. Ankit Kumar. Justice and politics in energy access for education, livelihoods and health: How socio-cultural processes mediate the winners and losers / Energy Research & Social Science - 2018. - Volume 40 - 3-13

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2018. Т. 7. № 2(23)

р. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sciencedirect. com/science/article/pii/S2214629617304449?via%3 Dihub (дата обращения 17.03.2018).8

9. Jing Hu. Barriers to investment in utility-scale variable renewable electricity (VRE) generation projects / Hu Jing, Harmsen Robert, Crijns-Graus Wina, Worrell Ernst // Renewable Energy - 2018. - Volume 121 - 730-744 р. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sciencedirect. com/science/article/pii/S0960148118301022?via %3Dihub (дата обращения l7.03.2018).

10. Каталог минералов. Дания [Электронный ресурс]. URL: http://www.catalogmineralov.ru/deposit/daniya/ (дата обращения 27.04.2017).

11. Хайтек Daily: Дания установила рекорд в ветровой энергетике в 2017 году [Электронный ресурс]. URL: https://hightech.fm/2018/01/06/denmarks_energy (дата обращения 06.01.2018).

12. Логинова Е. Сила ветра / Е. Логинова // FURFUR интернет-портал [Электронный ресурс]. URL: http:// hvylya.net/analytics/tech/kak-daniya-reshila-polnostyu-pereyti-na-vozobnovlyaemuyu-energiyu.html (дата обращения 11.12.2017).

13. Датская энергетика. Научно-технический центр «Психея» [Электронный ресурс]. URL: http://oilreview. kiev.ua/2015/12/12/datskaya-energetika/ (дата обращения 05.09.2017).

14. Обзор состояния экономики и основных направлений внешнеэкономической деятельности Дании в 2016 году. Торговое представительство Российской Федерации в королевстве Дания: Копенгаген, 2017, 112 с. [Электронный ресурс]. URL: http://91.206.121.217/ TpApi/Upload/52074cf4-1661-41dc-8095-f7f17ed55e33/ obzor_economy_denmark_2016.pdf (дата обращения

10.09.2017).

15. Die Österreichische Energieagentur/ Официальный сайт Австрийского энергетического агентства [Электронный ресурс]. URL: https://www.energyagency. at/ (дата обращения 24.03.2017).

16. Энергетическая политика Швеции / Государственная информационная система в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. [Электронный ресурс]. URL: https://gisee.ru/articles/ foreign_politics/28089/ (дата обращения 24.05.2017).

17. Энергосбережение в Швеции. ECOTECO. Журнал № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://ecoteco.ru/ library/magazine/1/economy/energosberezhenie-v-shvecii/ (дата обращения 10.10.2017).

18. Sweden to Become One of World's First Fossil Fuel-Free Nations. EcoWatch.Business . [Электронный ресурс]. URL:https://www.ecowatch.com/sweden-to-become-one-of-worlds-first-fossil-fuel-free-nation-s-1882100971.html (дата обращения 18.10.2017).

19. Energy Policies of IEA Countries. Germany. 2013 Review. . [Электронный ресурс]. URL: https:// www.iea.org/publications/freepublications/publication/ Germany2013_free.pdf (дата обращения 24.03.2017).

20. Система налогообложения и льгот энергетики Финляндии [Электронный ресурс]. URL: http://www. kauppatie.com/2006/08-2006/4.htm (дата обращения

28.03.2018).

21. Carbon trade criticised for inefficiency (By Luigi Jorio) [Электронный ресурс]. URL: https://www. swissinfo.ch/eng/co2-emissions_carbon-trade-criticised-for-inefficiency/38550930 (дата обращения 19.03.2018).

22. Воробьев Ю.Н., Абдурешитова Д.В. Финансовое обеспечение инновационного развития энергетики Республики Крым / Ю.Н. Воробьев, Д.В. Абдурешитова // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. -2015. - №1 (30). - С. 26-33.

Статья поступила в редакцию 18.04.2018

Статья принята к публикации 25.06.2018

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.