ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
INCREASE OF POWER EFFICIENCY OF AGRICULTURE OF THE OREL REGION
А.А. Полухин, кандидат экономических наук, доцент
A.A. Polukhin, Ph.D in Economic Sciences., Associate Professor
ГНУ ВНИИ экономики сельского хозяйства
State Research Institute of Agricultural Economics
В статье представлен детальный анализ эффективности использования энергетических ресурсов в сельском хозяйстве Орловской области. Обоснована потребность в предоставлении субсидий на ГСМ в период весенне-полевых работ для аграрных предприятий. Обоснованы основные направления повышения энергетической эффективности производства сельскохозяйственной продукции.
The paper presents a detailed analysis of the efficiency of energy resources use in agriculture of the Orel region. The need for the provision of subsidies on petroleum products during the spring field work for agricultural enterprises is proved. The basic directions of improving energy efficiency in agricultural production are motivated.
Ключевые слова: экономика, сельское хозяйство, технические ресурсы, энергетические ресурсы, энергосбережение
Keywords: economy, agriculture, technical resources, energy resources, energy conservation
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 338.583
Аграрное производство России в целом, и Орловской области в частности, на современном этапе является весьма энергоёмким. В себестоимости производства сельскохозяйственной продукции общая стоимость топливно-энергетических ресурсов постоянно растет: в 2003 г. было 742,8 млн. руб., 2009 г. - 1439,3 млн. руб., а в 2010 г. снизилась до 1304,9 млрд. руб., а в 2011 году выросла до 1808,4 млн. руб. Динамика показателей валового производства сельскохозяйственной продукции, прогнозируемые в рамках реализации Долгосрочной областной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области на 2013-2020 годы» свидетельствуют о возможном рос-
те потребления энергетических ресурсов в аграрном производстве региона.
Энергосбережение представляет собой процесс эффективного использования материально-технических, топливно-энергетических, финансовых и других ресурсов. Цель энергосбережения - производство сельскохозяйственной продукции с лучшими качественными показателями при минимуме совокупных затрат энергетических ресурсов и повышение экономической отдачи [8]. В сельском хозяйстве Орловской области используются основные энергоресурсы (автобензин, дизельное топливо, топочный мазут, дизельное масло, электроэнергия, природный газ). Расход основных видов энергоресурсов в натуральном выражении показан в таблице 1.
Таблица 1. - Использование энергетических ресурсов в сельскохозяйственных предприятиях
Орловской области*
Вид энергии 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год 2011 г. в % к 2008 г.
Автобензин, т 8695 9851 6973 5197 59,78
Дизельное топливо, т 47085 45701 37369 40856 86,77
Электроэнергия [9], млн. кВт.ч 119,5 116,8 118,0 100,1 83,77
* - Данные годовых отчетов сельскохозяйственных организаций Орловской области
Основным видом энергоресурсов, потребляемым в сельском хозяйстве, является дизельное топливо. В 2008 г. его было потреблено 47,1 тыс. т, и в последующие годы снижение расхода было незначительное, и в 2011 г. расход дизельного топлива составил 40,9 тыс. т или на 13,2 % меньше по сравнению с 2008 г. Расход бензина снизился с 8,7 тыс. т в 2008 г. до 5,2 тыс. т в 2011 г. или почти в 2 раза. Потребление бензина в 2008 г. было в 5,4 раза меньше расхода дизельного топлива, а в 2011 г. - в 7,8 раза меньше. Это говорит о значительном сокращении объемов работ, выполняемых автомобилями с бензиновыми двигателями. Расход электроэнергии на производственные нужды в 2008 г. составлял 119,5 млн. кВт.ч, и к 2011 г. снизился до 100,1 млн. кВт.ч или на19,4%.
Основной причиной постоянного увеличения затрат на энергоресурсы в себестоимости продукции является рост цен. С 2007 по 2012 год наблюдалась тенденция роста цен на энергоресурсы, потребляемые сельскохозяйственными организациями. Например, цены на электроэнергию за это время выросли в 2,3 раза, топливо - в 2,2 раза, ГСМ - в 1,5 раза (рис. 1).
Рисунок 1 - Динамика роста цен на энергоресурсы (2007 г. = 1,0)
Темпы роста цен не обосновываются производителями и поставщиками энергоресурсов, не осуществляются анализ себестоимости их производства. Из-за повышения цен на энергоносители возник возрастающий диспаритет цен между реализуемой продукцией сельского хозяйства и потребляемыми промышленными ресурсами: за последние двадцать лет рост цен на потребляемые ресурсы в 5 раз превысил рост закупочных цен. Так начиная с 01.01.2011 г.по сентябрь 2012 г. цены на электроэнергию и дизельное топливо увеличились соответственно на 17 и 19 %, на продукцию сельского хозяйства - только на 2,5 %.
В тоже время, внедрение в производство современных ресурсосберегающих технологий и техники позволило сократить удельные показатели расхода энергоресурсов на единицу площади земельных угодий (рис. 2).
Рисунок 2 - Удельный расход энергоресурсов на 1 га посевной площади в сельскохозяйственных организациях Орловской области
Например, удельный расход дизельного топлива на 1 га посевной площади снизился с 43,5 кг в 2008 г. до 37,7 кг в 2011 г. Удельный расход бензина на 1 га посевной площади снизился с 8 кг в 2008 г. до 4,8 кг в 2011 г. или в 1,7 раза. Удельный расход электроэнергии на производственные нужды на 1 га посевной площади в 2008 г. составлял 110,4кВт.ч и снизился в 2011 г. до 92,4кВт.ч.
В тоже время рост цен на энергоносители увеличил удельный расход нефтепродуктов в денежном выражении на 1 гектар сельскохозяйственных угодий в 2005 г. составлял 801 руб. и вырос в 2011 г. до 1171 руб. или в 1,5 раза (табл. 2). Удельный расход электроэнергии за этот период вырос на 1 гектар с 206 до 345 руб. или в 1,7 раза.
Выполненные расчеты свидетельствуют о наличии диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию и промышленные товары, приобретенные сельскохозяйственными организациями.
Таблица 2 - Расход энергоресурсов на 1 га посевных площадей в сельскохозяйственных организациях Орловской области, руб.*
Год
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Нефтепродукты:
на 1 га посевов 801,8 804,1 823,5 1109,9 953,7 815,5 1171,2
Электроэнергия:
на 1 га посевов 206,1 174,8 180,5 231,7 282,7 306,4 345,1
Топливо:
на 1 га посевов 69,4 80,5 77,7 81,2 100,7 90,3 153,4
* - по данным сводных годовых отчетов сельскохозяйственных организаций Орловской области
Цены на материально-технические ресурсы растут более быстрыми темпами по сравнению с це-
нами на сельскохозяйственную продукцию. Диспаритет цен приводит к тому, что сельскохозяйственные организации с каждым годом вынуждены тратить
дополнительные средства на простое воспроизводство.
Таблица 3 - Энергоресурсы в структуре материальных затрат на основное производство продукции
сельского хозяйства, % от всех затрат по годам
Год
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Всего на основное производство
Нефтепродукты 14,75 15,47 13,57 13,64 11,12 10,07 10,68
Электроэнергия 3,79 3,36 2,98 2,85 3,29 3,78 3,15
Топливо 1,28 1,55 1,28 1,00 1,17 1,12 1,40
Растениеводство
Нефтепродукты 21,35 21,09 17,40 17,68 15,56 14,74 14,48
Электроэнергия 2,30 1,89 1,52 1,29 1,36 1,50 1,45
Топливо 1,45 1,83 1,45 0,72 0,71 0,73 1,05
Животноводство
Нефтепродукты 6,87 7,76 7,09 6,24 4,48 4,45 5,37
Электроэнергия 5,56 5,39 5,43 5,71 6,18 6,53 5,52
Топливо 1,06 1,16 0,99 1,50 1,86 1,57 1,88
Удельный вес расходов на приобретение энергоресурсов (топливно-смазочных материалов, электроэнергии и топлива) в структуре материальных затрат сельского хозяйства в 2011 г. составил 15 %, что меньше по сравнению с 2005 г. на 5 п.п. (табл. 3). Для растениеводства он составил соответственно 17% и животноводства - 12,5 %. Проведенный анализ потребления сельскохозяйственными предприятиями
основных энергетических ресурсов за период с 2005 по 2011 год показал уменьшение общих и удельных объемов потребления дизельного топлива, бензина и электроэнергии в натуральном выражении. Снижение расхода энергоресурсов объясняется как вынужденная экономия ресурсов из-за недостатка средств для их приобретения.
Рисунок 4 - Удельный расход дизельного топлива и соотношение цен на горючее и зерно в Орловской области
Формирование условий эффективного использования энергоресурсов строится по ряду направлений. Одним из ключевых факторов является стоимость энергоносителей. Так в 2010 и 2012 годах сельскохозяйственные производители пользовались льготными ценами на ГСМ, которые на 10% ниже рыночных.
Крупнейшие российские нефтяные компании зафиксировали в качестве базовой расчетной цены на нефтепродукты для сельхозпроизводителей оптовую цену, сложившуюся на период весенне-полевых работ 2010 года, так средняя цена на дизельное топливо в РФ на этот период составила 18268 рублей за тонну
(справочно: на 01 февраля 2011 года - 25294 рубля за тонну, на 01 февраля 2012 года - 26587 рублей за 1 тонну, на 01февраля 2013 года- 30063 рубля за тонну). К цене на ГСМ в 2010-2012 годахприменялся дисконт в 10%, определенный постановлением правительства от 5 марта N129 [6]. Эта формула применялась в течение полугода для полного обеспечения весенних полевых работ.
Специфика аграрного производства заключается в его сезонности, данный фактор формирует спрос на ГСМ у всех сельскохозяйственных производителей в один и тот же промежуток времени, что естественно оказывает влияние на цену. К периоду весенне-полевых работ на 01.02.2013 года сформировалась цена на дизельное топливо в среднем на уровне 30063 рубля за тонну, а месяцем раннее цена составляла 29369 рублей. Если сравнивать цены на дизельное топливо в 2012 году с ценами 2010 года можно отметить их заметный рост. Рост цены на дизельное топливо в 2012 году по сравнению с 2010 годом связан не сколько с рыночной конъюнктурой, а столько с ростом платежеспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей (средние цены на зерно 2010 года в период посевной 2011 года держались на высоком уровне).
Исходя из вышеизложенного, несмотря на то, что льготное ценообразование и субсидирование части затрат на ГСМ входит в желтую (янтарную) корзину государственной поддержки, не применение данных механизмов на современном этапе в регионе может оказать негативное воздействие на развитие сельского хозяйства Орловской области в целом и аграрных организаций в частности. В этой связи считаем целесообразным рекомендовать применение льготных условий по поставкам ГСМ для сельскохозяйственных производителей на период весенне-полевых работ. В тоже время рост цен именно в период весенне-полевых работ может свидетельствовать о монопольном ценообразовании и ГСМ. В этой связи на государственном уровне следует ужесточить контроль над сезонными изменениями цен на топливо, что не будет нарушать требования ВТО, будет соответствовать требованиям ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ [4], и позволит сельскохозяйственным производителям в период весенне-полевых работ закупать топливо по адекватным ценам.
Литература:
1. «Государственная программа развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы» утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717.
2. Государственная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 2446-р.
3. ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ.
4. ФЗ «О защите конкуренции» № 135-Ф3 (в редакции от 29.11.2010).
5. Постановление Правительства Российской Федерации «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах» от 4 февраля 2009 года № 90.
6. Постановление «О соглашениях между исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами о снижении или поддержании цен на отдельные виды горюче-смазочных материалов, реализуемых сельскохозяйственным товаропроизводителям» от 5 марта 2010 г. №129.
7. Долгосрочная областная целевая программа «Энергосбережение в Орловской области на 2011-2015 годы», постановление Правительства области от 12 августа 2010 г. № 304.
8. Полухин А.А. Организационно -экономические основы энергосбережения в сельском хозяйстве [монография]/А.А. Полухин, А.В.Алпатов, А.Н.Ставцев и др.// Орел: изд-во Картуш, 2013. - 132 с.
9. Электробаланс Орловской области / URL: http: orel.gks.ru (дата обращения 15.04.2013).
Полухин А.А. - e-mail: [email protected] Статья поступила в редакцию: 11.03.2013