Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБУЕМЫМИ УСЛОВИЯМ И ЗАДАЧАМИ ТРАНСПОРТИРОВКИ'

ПОВЫШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБУЕМЫМИ УСЛОВИЯМ И ЗАДАЧАМИ ТРАНСПОРТИРОВКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / LOGISTICS / ТРАНСПОРТ / ТРАНСПОРТИРОВКА ГРУЗОВ / TRANSPORTATION / ЗАПАСЫ / INVENTORY / МАРШРУТЫ ДВИЖЕНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО / CUSTOMS / DIRECTIONS / TRANSPORTATION OF CARGO

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скрынченко Борис Леонидович, Мороз Владимир Дмитриевич

Статья посвящена рассмотрению вопросов обоснования экономической эффективности при решении задач транспортировки в условиях организации деятельности таможенного союза. В статье рассматривается структура расходов на решение задач транспортировки грузов. Проводится сравнительный анализ транспортных средств в контексте определения транспорта, наилучшим образом соответствующего требуемым условиям и задачам транспортировки. Сделан вывод о том, что подготовка специалистов в области транспортной логистики должна быть максимально тщательной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ECONOMIC EFFICIENCY OF TRANSPORT LOGISTICS IN CUSTOMS AFFAIRS IN ACCORDANCE WITH THE DESIRED CONDITIONS AND OBJECTIVES OF THE TRANSPORTATION

The article is devoted to consideration of questions of a substantiation of economic efficiency when solving problems of transportation in terms of organization of activities of the customs Union. The article discusses the cost structure for the solution of problems of transportation. A comparative analysis of vehicles in the context of the definition of transport best fits the required conditions and objectives of transportation. It is concluded that the training of specialists in transport logistics should be very careful

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБУЕМЫМИ УСЛОВИЯМ И ЗАДАЧАМИ ТРАНСПОРТИРОВКИ»

СКРЫНЧЕНКО Борис Леонидович,

кандидат экономических наук, профессор, профессор кафедры таможенного права и организации таможенного дела Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ) 123060, г. Москва, ул. Маршала Рыбалко, д. 2, к. 1, кв. 32; e-mail: sbl-66@mail.ru

МОРОЗ Владимир Дмитриевич, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры экономических теорий и военной экономики Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации (ФГКВОУ ВО «Военный университет» МО РФ); e-mail: morozv. vladimir@rambler. ru

12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право; семейное право;

международное частное право

ПОВЫШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБУЕМЫМИ УСЛОВИЯМ И ЗАДАЧАМИ ТРАНСПОРТИРОВКИ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению вопросов обоснования экономической эффективности при решении задач транспортировки в условиях организации деятельности таможенного союза. В статье рассматривается структура расходов на решение задач транспортировки грузов. Проводится сравнительный анализ транспортных средств в контексте определения транспорта, наилучшим образом соответствующего требуемым условиям и задачам транспортировки. Сделан вывод о том, что подготовка специалистов в области транспортной логистики должна быть максимально тщательной.

Ключевые слова: логистика, транспорт, запасы, маршруты движения, транспортировка грузов, эффективность, таможенное дело.

SKRYNCHENKO Boris Leonidovich,

candidate of economic Sciences, Professor, Professor of the Department of customs law and organization of customs Affairs

Law Institute of the Russian University of transport (MIIT) 123060, Moscow, street of Marshal Rybalko, d. 2, k. 1, kv. 32

MOROZ Vladimir Dmitrievich, candidate of historical Sciences, associate Professor, Department of economic theories and the war economy of the Federal state military educational institution of higher professional education «Military University»

The Ministry of defence of the Russian Federation (FGKVOU IN «Military University» Ministry of defense of the Russian Federation)

THE ECONOMIC EFFICIENCY OF TRANSPORT LOGISTICS IN CUSTOMS AFFAIRS IN ACCORDANCE WITH THE DESIRED CONDITIONS AND OBJECTIVES OF THE TRANSPORTATION

Abstract. The article is devoted to consideration of questions of a substantiation of economic efficiency when solving problems of transportation in terms of organization of activities of the customs Union. The article discusses the cost structure for the solution of problems of transportation. A comparative analysis of vehicles in the context of the definition of transport best fits the required conditions and objectives of transportation. It is concluded that the training of specialists in transport logistics should be very careful.

Keywords: logistics, transportation, inventory, directions, transportation of cargo, efficiency, customs.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2017

УДК - 347 ББК - 67.404

Важнейшим фактором эффективного экономического развития страны является наличие развитой транспортной инфраструктуры.

Присутствие рыночных отношений в экономике значительно повышает роль транспорта, так как он принимает непосредственное участие в формировании региональных товарных рынков.

Важнейшая роль транспорта и транспортной системы обусловлена тем, что они обеспечивают доставку готовой продукции, перевозку людей и грузов, способствуют ускорению оборота материальных ценностей.

Вышеизложенные факторы непосредственно затрагивают экономические интересы производителей и потребителей.

Особенность места, которое занимает транспорт в общественном производстве, обусловлена тем, что транспорт и транспортная промышленность являются самостоятельной производственной отраслью и, следовательно, представляют собой отдельную отрасль вложения производственного капитала.

Но в то же время ее отличительной особенностью является то, что она служит продолжением процесса производства в рамках процесса обращения и в интересах процесса обращения.

По назначению выделяют две группы транспорта.

К первой группе транспортных средств относится транспорт общего использования, применяемый при обслуживании сферы обращения и населения.

К данному виду транспорта можно отнести железнодорожный, водный (морской и речной), трубопроводный транспорт, автотранспорт, авиатранспорт.

Ко второй группе транспортных средств относится транспорт необщего использования, или внутрипроизводственный транспорт, принадлежащий предприятиям нетранспортной сферы деятельности, который, как правило, представляет собой составную часть производственных систем и должен быть органично в них вписан.

В свою очередь, одним из разделов логистики является транспортная логистика, призванная заниматься организационными

вопросам доставки грузов по наиболее оптимальным маршрутам из одного пункта в другой, то есть осуществлять их транспортировку, которая является перемещением грузов транспортными средствами с использованием определенных технологий в общей цепи поставок [3, с. 343, 344].

Цель транспортной логистики — доставка нужного товара требуемого качества и нужного количества в установленное время в определенное место с минимальными затратами. Таким образом, из целей транспортной логистики вытекают ее задачи:

- анализ вида и типа транспорта и выбор соответствующего требуемым условиям и задачам транспортировки;

- анализ, определение и выбор маршрутов транспортировки;

- при смешанных перевозках грузов организация совместного планирования транспортных процессов при использовании различных видов транспортных средств;

- обеспечение технологической целостности транспортно-складского процесса;

- формирование транспортных систем.

Исходным положением для определения типа транспорта, наилучшего для той или иной перевозки, является информация о специфических особенностях различных видов транспортных средств.

Выделяют шесть факторов, оказывающих влияние на предпочтение того или иного типа транспорта: временной интервал транспортировки, периодичность доставки груза, риски нарушения графика доставки грузов, многообразные перевозимых грузов, цена перевозимого груза, способность привезти груз на любое расстояние и в любое место.

Задача определения выбора типа транспорта должна решаться во взаимосвязи с остальными логистическими задачами [2, с. 220, 221].

Информация, характеризующая особенности различных видов транспортных средств, является ядром выбора вида транспортного средства, оптимального для конкретного вида перевозки.

Проведем сравнительный анализ различных видов транспортных средств с точки зрения логистики.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2017

Автомобильные транспортные средства в основном применяются для организации перевозок на близкие расстояния. Одним из существенных преимуществ автотранспорта является его большая маневренность. Преимущества автотранспорта: общедоступность, наличие возможности использовать различные маршруты транспортировки, возможность доставки груза непосредственно заказчику, высокая скорость транспортировки грузов, возможность использования различных маршрутов транспортировки, возможность доставки грузов относительно небольшими поставками.

Недостатки автомобильного транспорта: низкая производительность, зависимость от метеоусловий и дорожной обстановки, сравнительно высокие издержки предприятия при транспортировке товара на дальние расстояния, недостаточная экологическая безопасность.

Железнодорожный транспорт хорошо адаптирован к транспортировке различных партий грузов в различных метеоусловиях. Он создает условия для относительно быстрой доставки груза на значительные расстояния. Перевозки грузов осуществляются регулярно, и создаются условия для эффективной организации выполнения погру-зочно-разгрузочных работ.

К немаловажным преимуществам железнодорожного транспорта можно отнести относительно большие объемы перевозок, высокую систематичность перевозок, приемлемые тарифы, наличие различных скидок при осуществлении транзитных отправок, небольшое время транспортировки грузов на дальние расстояния.

Однако железнодорожному транспорту присущ ряд недостатков: ограниченное число организаций, занимающихся данным видом деятельности, сравнительно большие экономические затраты на создание производственно-технической базы, низкая сохранность грузов и доступность к конечным пунктам продаж.

Морской транспорт представляет собой самый крупный вид перевозчика при международных перевозках.

Его основные преимущества — большая провозная способность и низкие грузовые тарифы.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2017

Недостатками морского транспорта являются повышенные требования, предъявляемые к упаковке и креплению грузов, а также продолжительное время доставки, значительные интервалы между отправкой грузов. Эксплуатация морского транспорта во многом зависит от погодных и навигационных условий и предполагает строительство сложной портовой инфраструктуры.

Воздушному транспорту присущи следующие преимущества: высокая сохранность грузов, относительно небольшие сроки транспортировки, возможность доставки грузов в отдаленные районы.

Недостатками авиатранспорта являются высокие ценовые тарифы и большая зависимость от погодных условий.

Трубопроводный транспорт обладает высокой пропускной способностью, позволяет обеспечить высокую степень сохранности грузов, обеспечивая при этом низкую себестоимость.

К недостаткам трубопроводного транспорта можно отнести узкую номенклатуру транспортируемых грузов.

Можно выделить шесть основных факторов, которые влияют на определение транспорта.

В таблице 1 представлен сравнительный анализ транспортных средств общего пользования по различным факторам; наилучшее значение будет соответствовать 1.

При проведении экспертной оценки значимости различных факторов, определяющих выбор вида транспорта, видно, что при выборе транспорта отправитель в первую очередь принимает во внимание стоимость перевозки, сроки доставки, гарантии своевременной доставки.

Следует принимать во внимание, что данные, приведенные в таблице 1, могут носить лишь приблизительной характер для проведения оценки степени соответствия различных видов транспортных средств конкретным условиям данной перевозки.

Обоснованность сделанного выбора вида транспорта должна быть подкреплена расчетами, основанными на анализе всех расходов, связанных с использованием конкретного вида транспортного средства.

Таблица 1.

Сравнительный анализ транспортных средств в контексте определения транспорта, наилучшим образом соответствующего требуемым условиям и задачам транспортировки

Факторы, определяющие выбор определенного вида транспорта

Вид транспортного средства Время доставки грузов Частота отправлений грузов Надежность соблюдения графика доставки Способность перевозить разные типы грузов Способность доставить груз в любую точку Стоимость перевозки грузов

грузов

Железнодорожный 3 4 3 2 2 3

транспорт

Водный транспорт 4 5 4 1 4 1

Автотранспорт 2 2 2 3 1 4

Трубопроводный 5 1 1 5 5 2

транспорт

Воздушный транспорт 1 3 5 4 3 5

Приведем пример. Плата за доставку 5 т груза, ценность которого - 50 000 условных единиц, автомобильным транспортом составила 1000 условных единиц, а самолетом — 3000 условных единиц. Исходя из данного условия выбор был сделан в пользу автотранспорта.

Но при перевозке автотранспортом были понесены дополнительные расходы: дополнительно к тарифу при перевозке автотранспортом пришлось заплатить 5% от стоимости груза за экспедиторские и охранные услуги экспедитору, т.е. 2000 условных единиц (при доставке груза самолетом этих затрат не требуется); 1,5% от стоимости груза — в качестве уплаты процентов за кредит банкиру, так как время, затраченное на перевозку автотранспортом, составило около 15 суток, в течение которых 50 000 условных единиц были отвлечены в запас, что составило еще 750 условных единиц (здесь 36% — годовая банковская процентная ставка по кредиту).

В итоге суммарные затраты при использовании автотранспорта составили 3750 условных единиц.

Таким образом, из анализа экономической эффективности следует, что выбор, сделанный в пользу автомобиля лишь на сопоставлении тарифов, оказался неверным. Приведенные выше расчеты показы-

вают, что с экономической точки зрения использование авиатранспорта значительно выгоднее.

Многовариантность распределения потоков делает задачу маршрутизации грузопотоков особенно актуальной.

Это наиболее характерно для автотранспорта, в меньшей мере — для морского и авиатранспорта, а также незначительно - для речного и железнодорожного транспорта.

В силу вышеизложенного, рассмотрим в целях повышения экономической эффективности пример определения маршрута перевозки применительно к автотранспорту.

Рассмотрим на конкретном примере порядок составления рациональных маршрутов при расчетах вручную.

В пункте А находится груз массой 4000 кг. Грузоподъемность автомобиля, используемого для перевозки, составляет 2,5 тонны.

Отношение фактически перевезенной массы грузов к номинальной грузоподъемности автотранспортных средств: у = 0,8. Необходимо организовать доставку грузов в назначенные пункты, руководствуясь условиями минимального пробега автомобиля.

На схеме рисунка 1 показаны пункты доставки грузов и расстояния между ними.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2017

В таблице 2 приведены пункты назначения и объемы перевозимых грузов. Алгоритм решения данной задачи, представленный на рисунке 2, выполняется в следующей последовательности.

Таблица 2.

Пункты назначения и объемы заказов

Пункт назначения Б В Г Д Е Ж З И К

Объем заказа, кг 375 500 500 300 425 525 575 675 125

1.Группировка пунктов назначения по маршрутам

1. Построение кратчайшей сети, связывающей все пункты без замкнутых контуров О 2. Определение количества фактически перевозимого одним автомобилем груза. Ф 3. Проведение группировки пунктов назначения по марш рутам.

£

2. Определение рационального порядка объезда пунктов каждого маршрута.

1. Построение матрицы, содержащей пункты маршрута и кратчайшие расстояния между ними.

2. Непосредственное

построение

маршрутов.

Рис. 2. Алгоритм решения задачи

Рассмотрим более подробно алгоритм решения данной задачи.

1. Проведение группировки пунктов назначения по маршрутам

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А. Построим кратчайшие маршруты транспортировки, которые связывают

все пункты доставки без замкнутых контуров.

Б. Пользуясь данными, представленными в таблице 2, построим сеть по кратчайшим маршрутам, которые связывают все пункты без замкнутых контуров (рисунок 3).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2017

Рис. 3. Сеть по кратчайшим маршрутам, которые связывают все пункты без замкнутых контуров

В. Проведем расчеты для определения количества груза, фактически перевозимого одним автомобилем.

Определим коэффициент использования грузоподъемности по формуле 1:

г = дф/ дв (1),

где дф - количество фактически перевозимого груза, дв - грузоподъемность автотранспорта.

Итак, количество фактически перевозимого одним автомобилем груза составит:

дв = Т х дф = 0,8 х 2,5 = 2, 0 т = 2000 кг

Г. Проведем группировку пунктов назначения по маршрутам.

Производить группировку необходимо начиная с пункта, который наиболее удален от начального, учитывая при этом количество фактически перевозимого одним автомобилем груза и объемы заказов. Результаты группировки отобразим в таблице 3.

Таблица 3.

Группировка пунктов назначения по маршрутам

Маршрут 1 Маршрут 2

Пункт Объем заказа, кг Пункт Объем заказа, кг

Б 375 Ж 525

В 500 Д 300

Е 425 И 675

З 575 Г 500

К 125

Итого 2000 Итого 2000

2. Установление приемлемого порядка

объезда пунктов каждого маршрута

1. Построение матрицы, включающей пункты маршрута и кратчайшие расстояния между ними [1, с. 10-14].

Матрица, построенная для первого маршрута, представлена в таблице 4.

2. Построение маршрутов.

Выбираем три столбца матрицы, которые имеют наибольшие значения (столбцы

А, К и Б), и для них проведем построение начального маршрута, представленное в виде: А - К - Б - А.

Следующим действием будет проведение анализа оставшихся пунктов и выбор из них того, который имеет наибольшую сумму (В).

Далее следует принять решение, между какими пунктами его следует включать (А и К, К и Б или Б и А).

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 9 • 2017

Таблица 4.

Матрица пунктов маршрута и расстояний между ними, км

А 7,0 9,2 7,1 9,5 10,5

7,0 Б 2,2 4,2 6,6 7,6

9,2 2,2 В 3,6 4,4 6,4

7,1 4,2 3,6 Е 2,4 3,4

9,5 6,6 4,4 2,4 З 2,0

10,5 7,6 6,4 3,4 2,0 К

143,3 127,6 125,8 £20,7 £24,9 £29,9

С этой целью для каждой пары пунктов необходимо найти величину приращения маршрута по формуле 2:

А кр = Cki + Cip - Ckp (2), где С - расстояние, км; i — индекс включаемого пункта; k — индекс первого пункта из пары; p — индекс второго пункта из пары.

Для пары А и К в соответствии с таблицей 4 будем иметь следующее приращение маршрута:

ААК = САВ + Свк — САК = 9,2 + 6,4 — 10,5 = 5,1 (км).

Аналогично определяются приращения:

АКБ = Скв + СВБ — СКБ= 6,4 + 2,2 - 7,6 =

1,0 (км);

АБА = СБВ + СВА — СБА = 2,2 + 9,2 — 7,0 = 4,4 (км).

Из полученных значений выбирается минимальное, т.е. ДКБ = 1,0 км. В соответствии с этим начальный маршрут преобразовывается к виду:

А — К — В — Б — А.

Подобным образом решаем вопрос о включении в маршрут пунктов З и Е. Для пункта З имеем следующие приращения:

ЛАК = САЗ + Сзк - САК = 9,5 + 2,0 -10,5 = 1,0 (км);

ЛКВ = СКЗ + Сзв - Скв = 2,0 + 4,4 - 6,4 = 0 (км).

При Дкр = 0 расчеты можно не продолжать, так как меньшего значения получено быть не может. Таким образом, маршрут преобразовывается к следующему виду:

А - К - 3 - В - Б - А.

После расчета приращений и включения в маршрут пункта Е получаем его окончательный вариант:

А - Е - К - 3 - В - Б - А.

При этом общая протяженность первого маршрута будет составлять 26,1 км.

Подобным же образом определяется кратчайший порядок объезда пунктов второго маршрута:

А - Ж - И - Д - Г - А.

При этом общая протяженность второго маршрута составит 19,4 км. Порядок движения по маршрутам 1 и 2 представлен на рисунке 4.

Рис. 4. Порядок движения по маршрутам 1 и 2

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2017

По оценкам специалистов в области транспортной логистики, при определении типа транспорта, прежде всего, необходимо учитывать:

- выполнение графиков транспортировки;

- время доставки груза;

- цену доставки груза.

Формирование наиболее приемлемых

маршрутов транспортировки грузов должно осуществляться специалистами в области логистики на основе решения вышеперечисленных задач.

Оптимизация транспортировки грузов предполагает выполнение ряда условий — цена, скорость и безопасность.

Вывод.

Подготовка специалистов в области транспортной логистики должна быть наиболее тщательной, так как эффективная экономическая деятельность предприятия во многом определяется организацией транспортной логистики.

Для разрешения этой проблемы можно предложить два направления:

1. Ввести в штат предприятия специалиста в области логистики.

2. Пользоваться услугами специализированных компаний, предоставляющих услуги в области логистики, что существенно повысит экономическую эффективность деятельность предприятия.

Список литературы:

[1] Варакин М.Ю. Практикум по логистике. Архангельск: АГТУ, 2004.

[2] Гаджинский А.М. Логистика: Учебник, 20-е издание. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2012.

[3] Неруш Ю.М. Логистика: Учебник, 4-е издание, перераб. и доп. М.: Издательство «Проспект», 2006.

Spisok literatury':

[1] Varakin M.Yu. Praktikum po logistike. Arxangel'sk: AGTU, 2004.

[2] Gadzhinskij A.M. Logistika: Uchebnik, 20-e izdanie. M.: Izdatel'sko-torgovaya korporaciya «Dashkov i Ko», 2012.

[3] Nerush Yu.M. Logistika: Uchebnik, 4-e izdanie, pererab. i dop. M.: Izdatel'stvo «Prospekt», 2006.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.