Научная статья на тему 'Картографическое обеспечение транспортных грузовых логистических потоков'

Картографическое обеспечение транспортных грузовых логистических потоков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
742
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА / ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ КАРТА / СИСТЕМА GPS-МОНИТОРИНГА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаман Н.А.

В статье исследованы основные логистические операции, их разновидности, цели и задачи. Осуществлена классификация картографических источников для нужд логистики и предприятий-пользователей данными источниками. Сделан обзор программных продуктов, разработанных для прокладки международных и внутренних маршрутов грузоперевозок. Описанная функциональность электронных карт и логистических ГИС. Раскрыты противоречия в целесообразности применения данных продуктов. Предоставленный список интернет-источников с доступными картами, которые используются для целей логистики. Проведенный анализ украинского рынка карт для логистики. Доказана необходимость и важность разработки специализированных логистических карт. Дано их базовое наполнение для различных видов грузовых перевозок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Картографическое обеспечение транспортных грузовых логистических потоков»

КАРТОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ ГРУЗОВЫХ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПОТОКОВ

© Гаман Н.А.,

аспирант Киевского национального университета им. Тараса Шевченко

(Украина, г. Киев)

В статье исследованы основные логистические операции, их разновидности, цели и задачи. Осуществлена классификация картографических источников для нужд логистики и предприятий-пользователей данными источниками. Сделан обзор программных продуктов, разработанных для прокладки международных и внутренних маршрутов грузоперевозок. Описанная функциональность электронных карт и логистических ГИС. Раскрыты противоречия в целесообразности применения данных продуктов. Предоставленный список интернет-источников с доступными картами, которые используются для целей логистики. Проведенный анализ украинского рынка карт для логистики. Доказана необходимость и важность разработки специализированных логистических карт. Дано их базовое наполнение для различных видов грузовых перевозок.

Ключевые слова: транспортная логистика, грузоперевозки, логистическая карта, система GPS-мониторинга.

УДК 528.91 ББК 26.17

Введение. Логистика - это новейшее направление исследований и деятельности, стратегической задачей которой является обеспечение доставки необходимого груза соответствующего качества и указанного количества определенному потребителю в указанное время и место по определенной стоимости логистической услуги достаточного уровня логистического сервиса. Главной задачей транспортной логистики является необходимость обеспечить перевозку продукта от поставщика к потребителю. Для выполнения этой цели все участники логистических операций в каждом конкретном логистическом «канале» должны обладать упорядоченными пространственно-временными данными обо всех составляющих логистической цепи с их точными «географическими» реквизитами. Именно логистические карты призваны для того, чтобы отражать все необходимые объекты-показатели участников логистического процесса, пути и возможные коридоры их перемещений, все таможенные пункты пропуска в стране и за рубежом, также отражать характеристики условий

доставки груза в пути перевозок, а также стоимостные показатели элементов инфраструктуры на определенных направлениях и т.п. Подобные картографические материалы не просто облегчат, активизируют, рационализируют работу заводов-производителей продукции или предприятий-заказчиков перевозки, предприятий-поставщиков экспедиторских услуг непосредственно перевозчикам, они необходимы для выбора широкого круга вариантов решений относительно лучшего, выгодного и наиболее рационального возможного маршрута движения, оптимизации функций логистических систем различных уровней, сфер отраслевого назначения и т.д.

Постановка проблемы. Несмотря на то, что при исследовании на уровне Украины и отдельных городов, только в Киеве - в столице с постоянным официальным количеством населения - около 3 миллионов, насчитываются тысячи логистических компаний, не считая всех предприятий-производителей, которые перевозят свою продукцию, картографическое обеспечение их деятельности остает-

ся несовершенным и недостаточным. Проблема заключается не в простой непопулярности картографических источников, а в их полном отсутствии на рынке Украины. Зарубежный опыт их разработки не включил комплекс всех необходимых показателей. Решение данной проблемы должно быть ос-ществлено в ближайшие годы. Хотя исследования велось на территории Украины, учитывая схожий уровень развития картографической сферы в постсоветских странах, автор берет на себя право экстраполировать результаты исследования на территорию всех стран постсоветского пространства.

Изложение основного материала. Транспортная логистика состоит из комплекса логистических операций и логистических услуг. Каждая из этих операций требует картографического обеспечения. Логистика в сфере грузоперевозок позволяет рационально оптимизировать все процессы, связанные с доставкой грузов в пункт назначения и, что особенно важно, минимизировать расходы и учесть связанные с ней риски. Оптимизация расходов -первоочередной принцип, на котором базируется транспортная логистика и логистические услуги.

Картографическое обеспечение логистических операций делится на три ветви, между собой связаны, но одна другой невзаимозаменяемые.

1. Электронные карты для логистики, логистические ГИС-системы с картографическим наполнением. На данный момент разрабатывается достаточно эффективное программное обеспечение, предназначенное для осуществления логистических операций. Перечень весьма значителен. Среди наиболее популярных в Украине: ANTOR TerraMaster [5], XIT.tms, NaviTrans, Qguar TMS [6].

Для более детального рассмотрения охарактеризуем образцовый, на взгляд автора, программный продукт - Top Logistic [7].

К основным возможностям Top Logistic и подобных программных продуктов относятся:

- Использование векторных карт различных регионов и городов (в данном программном продукте - это Россия и СНГ;

- Возможность редактировать карты и учитывать при прокладке маршрутов правил дорожного движения и различные скорости движения по отдельным улицам;

- Прокладка оптимальных маршрутов по картам и определение протяженности и продолжительности каждого маршрута;

- Учет значительного количества условий и ограничений;

- Автоматический расчет оптимальных маршрутов;

- Простая интеграция с любой учетной системой;

- Формирование отчетов об эффективности работы автопарка за определенный период;

- Гибкая настройка под особенности маршрутизации;

- Связь с датчиками GPS, установленными в автомобилях парка и возможность наблюдать их перемещения в системе реального времени на компьютере офиса.

Подобных разработок программных продуктов много. Например, специальный модуль Logistic разработан для продукта ArcGis 9.

В эксплуатации данные программные продукты очень сложны и слишком требовательны к полноте информации, которая должна быть введена (вес груза каждого заказа, грузоподъемность каждого автомобиля, объем груза каждого заказа, объем кузова каждого транспортного средства, время выезда автомобиля из состава, интервал времени доставки товара клиенту и т.д.). В небольших транспортных логистических операторов нет возможности вносить все эти параметры для каждого из заказов, если каждый заказ уникален и отличается от предыдущего. В таких ситуациях легче продумать маршрут самостоятельно.

Анализ показывает, что на данный момент в Украине подобными программными продуктами пользуются преимущественно крупные транспортные компании или компании, которые занимаются производством товарной продукции и нуждаются в ее перевозках. В частности, пользователями лицензированного программного продукта XIT.tms являются предприятия: «Протек-Фарма», «Баядера», «Золотой Орлан», Херсонский молокозавод «Родич», на отличие от них ANTOR TerraMaster используют: дистрибьюторская компания «Эллада», Мясокомбинат «Идекс» - лидер мясоперерабатывающей отрасли в 2008 году [5], компания «ВВС-ЛТД» - крупный дистрибьютор в фармацевтической отрасли и др.

Что касается непосредственно картографического наполнения, то оно тоже используется разное. Это бывают векторные карты собственного производства разработчиков программы, как в случае TopLogistic, использующего картографию партнерской компании TopPlan - известного поставщика векторных карт на российский рынок.

Доступными и абсолютно бесплатными есть несколько интернет-ресурсов, дающих возможность проложить маршрут через несколько стран, при этом учитывая пограничные пункты пропуска и узнав о расстояниях каждого отрезка. Это профессиональные сайты для логистических операторов: Della.ua [8] и Lardi-trans.com [9]. Однако, картография там очень примитивная. В Delia используется картографическая подложка Google, в Lardi вообще все показано в виде схемы без географической привязки.

2. Следующей ветвью в применении картографии в логистике являются системы GPS-мониторин-га, как вид специализированного программного обеспечения для целей логистики. Функциональности их могут отличаться в зависимости от производителя, заказчика, страны использования и т.д., но в основном призваны выполнять следующие функции:

- Формирование базы данных объектов мониторинга (транспорта и терминалов). Ввод информации о контролируемых объектах и установленного на них оборудования;

- Подключение баз данных пользователя (клиенты, адреса для доставки продукции и т.п.);

- Возможность работы со справочником сервисных фирм и организаций разработчика данного программного продукта;

- Предоставление широкого спектра возможностей для быстрой и удобной работы картографа: произвольное масштабирование, поиск адреса и любых картографических объектов, включение / выключение тематических слоев;

- Прокладка маршрута (нахождения кратчайшего маршрута по последовательности заданных точек). Сохранение созданного маршрута в виде файла;

- Редактирование дорожных условий;

- Получение данных от трекеров в режиме реального времени, регистрация и хранение полученной информации в базе данных, в том числе в виде лог-файла;

- Отображение контролируемых объектов на электронных картах в режиме реального времени;

- Визуальное и звуковое оповещение оператора о приходе определенного события: срабатывание датчика, выход контролируемых параметров объекта за определенные пределы (температура, влажность), нажатие тревожной кнопки водителем и т.д.;

- Изменение параметров мониторинга объектов (изменение интервала отправки координат трекером);

- Настройка отображения информации о контролируемых объектах (время, пробег, координаты, состояние датчиков и т.п.). Примером подобного продукта на украинском

рынке может служить продукт криворожской компании «1Т Логистика» [10].

3. Третья сфера применения картографических источников - настенные обзорные карты, настольные бумажные карты или серии карт различных масштабов и различной наполненности для обеспечения потребностей логистики. Казалось бы, что картографические источники являются наиболее

доступными и распространенными, но на самом деле, логистических настенных карт в Украине нет. В магазинах, специализирующихся на продаже карт (от ГНПП «Картография», Института передовых технологий, Киевской военной картографической фабрики) подобных карт не оказалось. Только на книжном рынке «Петровка» удалось найти логистическую карту Европы, и ту польского производства.

В то же время подобными картографическими источниками пользуются все без исключения логистические операторы, особенно те, которые специализируются на международных перевозках. Из опыта работы в логистической компании выявлено, что чаще экспедиторы и логисты выходят из ситуации следующим образом: на административной карте с как можно большим количеством населенных пунктов маркерами, ручкой, карандашами и т.д. обозначаются почтовые квадраты стран, необходимые для планирования перевозки, иногда выделяются для удобства наиболее часто задействованы пограничные пункты пропуска и автомагистрали. Иногда используются также транспортные карты в зависимости от вида перевозок (железнодорожные, морские, речные, автомобильные перевозки и т.п.). Приведенные примеры примитивизма в удовлетворении потребностей логистики являются признаком значительного пробела в ряде разработок картографической продукции, который необходимо заполнить с соответствующим научным обоснованием и мастерством и творческим подходом профессионала.

Рассматривая различные виды перевозок для выбора показателей и создание представления, что должно быть изображено на логистической карте следует разработать на предкартографическом этапе исследований структурно-графические модели, которые хорошо себя зарекомендовали как способ познавательного исследования.

Логистические операции на разных уровнях имеют различия в их организации. Именно международная логистика является наиболее сложной и трудоемкой сферой по затратам труда, количеством участников и т.д. Критическое значение имеют такие факторы, как расстояние перевозок, разница валют и вид транспорта. В международной логистике расстояние перевозок значительно больше, соответственно - увеличивается время доставки, а также возрастает вероятность различных повреждений грузов, увеличиваются объемы складирования товаров. Такой фактор как разница валют требует обязательного и тщательного учета обменного курса. Также международные логистические операции связанные с пересечением границ, соответственно нужно учитывать государственные и таможенные требования, подготовить необходимые до-

кументы. При этом используются услуги посредников - экспедиторов, таможенных агентов, таможенных брокеров, банков и т.д. [3, с. 30].

Автоперевозки. Крупные компании, которые часто осуществляют грузоперевозки, или небольшие фирмы в большинстве случаев склоняются в пользу автоперевозок.

Особым признаком и достоинством автотранспорта и перевозок является его доступность, так как товар может быть загружен непосредственно в месте отправки и доставлен непосредственно в место назначения, так называемый метод «от двери до двери».

Стоимость автоперевозки зависит от расстояния, массы и объема товара, грузоподъемности и типа автомобиля, а также местности, по которой осуществляется автоперевозка.

Основными причинами активного использования автоперевозок в логистических системах стали присущие им гибкость доставки и достаточно высокая скорость международных перевозок.

Качество предоставления логистических услуг чрезвычайно зависит от географических условий территории стран отправителей, транзитных стран и получателей грузов. Такая географическая привязка делает очевидным тот факт, что компании-поставщики логистических услуг вынуждены пользоваться картами для их работы. Качество и соответствие карт их специфическим требованиям пока оставляет желать лучшего.

Помимо чисто природных показателей, следует анализировать информацию об особенностях изменения характера и условий перевозок в транзитных странах, размещения и пропускной способности таможенных пунктов и т.п., что важно предусмотреть на соответствующих картах.

При определении качественных показателей логистических карт необходимо учитывать в частности то, что в зависимости от характера груза, предоставляются следующие основные типы автомобилей:

- Тентованные автомобили;

- Рефрижераторные автомобили;

- Контейнеровозы;

- Автомобили, оснащенные для перевозки ADR грузов;

- Спецтехнику, для тяжеловесных и негабаритных грузов [2].

Автоперевозки на относительно небольшие расстояния могут составить альтернативу любому виду грузоперевозок. При использовании перевозок на расстояния, не превышающие 2000 км, можно существенно уменьшить затраты на транспортировку за счет отсутствия стыковочных пунктов, дополнительных загрузок / разгрузок, складского хранения

и т.д. К преимуществам перевозок следует отнести возможность постоянного отслеживания их местонахождения.

Еще одним преимуществом автоперевозок является их гибкая и удобная система планирования маршрутов, что влияет на скорость доставки грузов, и благодаря чему в маршруте могут быть учтены все пожелания грузоотправителя, а это позволяет избежать мультимодальных схем доставки, нуждающихся в комбинировании и стыковании различных видов транспорта [4].

Для определения системы показателей карт логистической тематики важно сделать вывод о том, что в маршрутах, которые невозможно осуществить только одним видом транспорта (будь то морские, речные, авиа или железнодорожные перевозки) с пункта отправки до пункта назначения, на помощь, всегда приходят автотранспорт и автоперевозки.

Железнодорожные перевозки. Железнодорожные перевозки - вид логистической деятельности, который заключается в организации и регулировании транспортировки товара с помощью железнодорожного транспорта. Железнодорожные перевозки всегда предполагают наличие надежного подвижного состава, и мобильного и квалифицированного штата работников.

Железнодорожные перевозки обеспечивают экономичную доставку крупных товаров, при этом всегда предусматривается ряд дополнительных услуг. Значение транспортировок грузов железной дорогой до сих пор определяется способностью благодаря разветвленным железнодорожным путям сообщения эффективно и относительно дешево перевозить большие объемы товаров на дальние расстояния.

Относительно недавно появилась тенденция к специализации железнодорожных перевозок, что связано со стремлением повысить качество предоставляемых услуг, в частности активно используются ярусные платформы для перевозки автомобилей, двухъярусные контейнерные платформы, совмещенные вагоны, составы специального назначения.

Состав специального назначения - это товарный поезд, все вагоны которого предназначены для перевозки одного вида продукта, например бензина. Такие поезда экономнее и быстрее традиционных смешанных, так как могут, минуя сортировочные станции следовать к месту назначения.

Для организации железнодорожных перевозок очевидно эффективным будет использование карт с такими целями: - Расчетов перевозочных тарифов и дополнительных сборов (охранных, страховых и др.). По

территории страны отправителя, назначения и транзита;

- Отображение пересечений автомобильных дорог с железными дорогами, оборудованными станциями для подачи любого контейнера под загрузку в место отправления товара (при вагонной отправке, подачу автотранспорта для подвоза груза до станции);

- Слежение за движением груза и дислокацией вагонов на всем пути их перемещения. Морские перевозки. Для картографических исследований этого вида логистической деятельности следует учитывать то, что морские контейнерные перевозки обеспечивают оптимальную сохранность груза, так как чаще всего контейнер пломбируют в присутствии клиента или представителя и распломбировывают в конечном пункте.

Другие показатели картографирования должны также быть ориентированы на сравнение преимуществ и недостатков различных видов перевозок, важных для логистической деятельности.

Контейнерные морские перевозки - это возможность быстрой и кротчайшей доставки в любую точку мира. Преимуществом контейнерных морских перевозок является высокая сохранность грузов и относительно невысокая, по сравнению с перевозками другим транспортом, стоимость.

Контейнерные морские перевозки делятся на глубоководное (океанское, морское) судоходство и внутреннее (речное) - это еще один комплекс показателей, важных для картографического моделирования.

Главное преимущество водного транспорта и морских контейнерных перевозок - это способность перевозить очень большие грузы. При этом используют два типа судов: глубоководные (требуется наличие портов с глубоководными акваториями) и дизельные баржи.

Главным недостатком морских контейнерных перевозок являются ограниченные функциональные возможности и небольшая скорость движения. Причина в том, что для доставки в порты и из портов приходится использовать железные дороги или грузовики, кроме случаев, когда и пункт отправления, и пункт назначения расположены на одном и том же водном пути. Водный транспорт, отличается большой грузовместимостью и небольшими затратами на поддержку перевозок, выгоден тем грузоотправителями, для которых важны низкие транспортные тарифы, а скорость доставки имеет второстепенное значение. Это обеспечивают именно контейнерные перевозки - один из самых перспективных направлений во всемирной логистике. Год за годом наращиваются объемы грузов в контейнерах.

Картографическое моделирование позволит организовать перевозки логистическим компаниям в ряде случаев:

- Если место отправки груза находится недалеко от крупных портов, позволит организовать транспортировку от места отправления до транзитного порта, используя автомобильный, морской транспорт (фидерные или прибрежные линии) или внутренним водным путем;

- Рассчитать стоимость фрахта и сопутствующих платежей (бункерных BAF, валютных CAF, страховых ISPS и ледокольных сверхзатрат ICE, сборов за оформление океанских и фидерных коносаментов, телексных разрешений RELEASE FREE, платы за сверхнормативное использование контейнеров собственности судоходных линий DEMURRAGE DETENTION);

- Организовать подачу контейнера под загрузку в место отправки;

- Создать схему хранения в портах;

- Контролировать разгрузку с пересчетом грузовых мест и оформлением акта приема / передачи [3].

Итак, еще одной из задач картографического обеспечения потребностей логистики является построение логистических цепей различной сложности, с различными транспортными составляющими.

Авиаперевозки. Международные авиаперевозки грузов. В настоящее время в Украине - авиаперевозки - вид транспорта, который имеет наименьший спрос. Главное его преимущество - скорость доставки грузов. Главный недостаток - высокая стоимость перевозки, которая однако перекрывается скоростью доставки грузов позволяет отказаться от других элементов структуры логистических издержек, связанных прежде всего со складскими расходами. Кроме того, возможности авиатранспорта и авиаперевозок сдерживаются грузоподъемностью и грузовместимостью самолетов, а также их ограниченной доступностью.

Опытные экспедиторские предприятия используют карты для разработки оптимальных схем доставки грузов, организации их сопровождения, обеспечения регламентированных условий загрузки авиатранспорта и получения всех необходимых согласований и специальных разрешений, в том числе, прохождение сертификации и таможенного оформления документации.

Традиционно для авиаперевозок на небольшие расстояния чаще всего использовались попутные пассажирские рейсы, было выгодно и экономично, но привело к потере гибкости и задержке технического развития.

Фрахт реактивного лайнера обходится дорого, а спрос на такие авиаперевозки нерегулярный, ибо

парк самолетов, осуществляющих исключительно международные авиаперевозки, очень небольшой. Поскольку для размещения аэропортов нужны очень большие открытые пространства, авиаперевозки, как правило, не объединены в единую систему с другими видами транспорта, за исключением автомобильного.

Воздушным авиатранспортом перевозят различные грузы. Особенность авиаперевозок в том, что ими пользуются для доставки, как правило, в экстренных случаях, а не регулярно. Таким образом, основные товары, перевозимые воздушным путем, - или ценные, или такие, которые быстро портятся, при этом высокие транспортные расходы оправданы.

Потенциальными объектами международных авиаперевозок являются также такие традиционные для логистических операций грузы, как сборные детали и компоненты для промышленного оборудования и производственных линий, без которых производство невозможно.

Еще одно весомое преимущество авиаперевозок - это безопасность. Грузовые авиаперевозки не требуют сопровождения на протяжении всего маршрута.

Таможенное оформление грузов. Таможенное оформление - это часть процесса внешнеторгового перевозки груза сопровождается подачей в таможенный орган страны отправителя пакета документов, на основе которого орган принимает решение о возможности ввоза (вывоза, транзита) товаров в страну. Часто таможенное оформление товара становится головной болью многих компаний и затягивается на неопределенный срок. Именно на этом этапе могут возникнуть непредвиденные расходы, связанные с ошибками, допущенными иностранными партнерами, которые плохо знакомы с требованиями внутреннего законодательства. Некоторые из требований и правил таможенного оформления тоже могут стать объектами картографического изображения.

Картографическое моделирование. После избрания объекта картографирования и обоснования целесообразности создания концептуально нового вида тематических карт - логистических, следует также определить несколько принципов, которые необходимо соблюдать при создании такого продукта. Неотъемлемые свойства любой картографи-

ческой модели обязательно должны быть соблюдены в картографическом произведении, не в зависимости от выбранного объекта картографирования или показателей: географическая соответствие; геометрическая точность; достоверность изображения, степень соответствия на время ее создания; современность; генерализированность; измеримость; наглядность; читаемость; однозначность обозначения; непрерывность; обзорность; полнота содержания.

К этому перечню следует добавить несколько характеристик картографических моделей, которые им присущи на современном этапе развития: зна-ковость (символьность) картографического изображения географической действительности, абстракции или виртуальных (выдуманных) объектов; субъективный творческий характер этого изображения; приоритет пространственных отношений; построение по особым математическим законом; способность отображать динамические ситуации, их изменения во времени, возможность содержать снимки (фотографические изображения) или их элементы [1, с. 15-45].

Выводы. С позиции менеджмента задачи транспортной логистики заключаются в уменьшении затрат без потери качества. Составными звеньями каждой перевозки является его планировка, прокладка маршрута, а затем слежения за движущимся составом. Все эти логистические операции проще, точнее и быстрее проводятся с использованием специализированных логистических карт, программных продуктов с картографической основой для логистики, а также с использованием спутниковых навигационных систем для каждого транспортного средства. Ведь показателем работы любой транспортной компании является не только состояние ее подвижного состава и качество человеческого потенциала, но и уровень информационно-технического оснащения, что с точки зрения данного исследования соответствует уровню картографического обеспечения.

В перспективе логистические карты войдут в пользование на каждом транспортном предприятии как незаменимый и рациональный способ отразить наглядно необходимую информацию, а в картографии, займут соответствующую нишу в теме разработки и внедрения тематических социально-экономических отраслевых карт.

Литература:

1. Востокова А.В. Оформление карт. Компьютерный дизайн: учеб. / А.А. Востокова, С.М. Кошель, Л.А. Ушакова / Под ред. А.В. Востоковой. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 288 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Коваленко В.М., Ш^хш В.К., Машика Н.Б. Вантажш автомобшьш перевезення: Пщручник. - К.:Л^ера ЛТД, 2006. - 304 с.

3. Олшник Я.Б., Смирнов 1.Г. Мiжнародна лопстика. Навчальний поабник. - К.: Обри, 2011. - 544 с.

4. Bonacsch E.,Wilson I. Getting the Goods: Ports, Labour and the Logistics Revolution. - NY: Cornell University, 2008. - 273 p.

5. IT-решения для транспортной логистики, дистрибуции и геомаркетинга [Електронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.antor.ru/products/geoinformatsionnyiy-analiz.

6. Черная кошка в темной комнате: рынок TMS глазами очевидцев [Електронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.translog.com.ua/archive/700/number25/print/1.

7. Сайт компании «TopPlan» [Електронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.toplogistic.ru/35.html.

8. Сайт компании «Della» [Електронный ресурс]. - Режим доступа: http://della.ua/distance.

9. Транспортно-информационный сервер Lardi-trans.com [Електронный ресурс]. - Режим доступа: http://lar-di-trans.com/distance/index.php.

10. Сайт компании «1Т Логистика» [Електронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.it-logistics.com. ua/maps.php

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.