Научная статья на тему 'Логистика: выгоды сотрудничества для России и Германии'

Логистика: выгоды сотрудничества для России и Германии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
178
15
Поделиться
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / ЛОГИСТИКА / ТРАНСПОРТ / МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ / РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ / НЕМЕЦКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белов Владислав Борисович

Сотрудничество в области логистики и транспорта становится одной из самых динамичных частей российско-германской хозяйственной кооперации в сфере услуг. Оно опирается на развитую институциональную базу, объективные сравнительные преимущества России и Германии, а также на ноу-хау немецких компаний. Кооперация активно развивается в сфере создания мультимодальных транспортно-логистических комплексов, в подготовке кадров, модернизации автомобильной, железнодорожной, воздушной, речной и морской транспортной инфраструктуры.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Белов Владислав Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Логистика: выгоды сотрудничества для России и Германии»

СФЕРА ЭКОНОМИКИ

Владислав БЕЛОВ

ЛОГИСТИКА: ВЫГОДЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ДЛЯ РОССИИ И ГЕРМАНИИ

"Getting the right product, to the right place, at the right time, in the right quantity, with the right quality, for the right customer, for the right cost"

Семь основных правил логистики Эдварда Гросвенора Плоумэна (Edward Grosvenor Plowman)1

Транспортно-логистические услуги за последнее десятилетие стали одним из самых динамично развивающихся рыночных сегментов в мире. Это обусловлено процессами мирохозяйственной глобализации, углубления международного разделения труда, в том числе переносом производств из развитых стран в страны Юго-Восточной Азии, что требует постоянного развития и совершенствования всех частей инфраструктурного обеспечения деятельности хозяйствующих субъектов как на национальном, так и интернациональном уровне. В полной мере это относится к Германии - государству с крупнейшей экономикой в Западной Европе и России -стране с крупнейшим народным хозяйством на Востоке европейского континента. Оба государства занимают уникальное географическое положение в Европе, что создаёт предпосылки для их активного участия в международных транспортных и логистических услугах. Взаимный российско-германский товарооборот в 2010 году по своему объёму уступал только аналогичным оборотам с Китаем и Нидерландами и во многом обуславливал особенности российско-европейской кооперации в этой области услуг.

1 Правило семи "Я" (по Плоумэну) или на русском - семи "П": "Получить правильный продукт, в правильном месте, в правильное время, в правильном количестве, с правильным качеством, правильным клиентом, при правильных издержках". См., например: http://www.projektmagazin.de/glossarterm/logistik

© Белов Владислав Борисович - руководитель Центра германских исследований

Института Европы РАН. E-mail: vladislavbelov@mail.ru Ключевые слова: российско-германская кооперация, логистика, транспорт, мультмодальные транспортно-логистические центры, Российские железные дороги, Немецкие железные дороги.

Логистика как отрасль экономики

Сфера логистики1 для наших стран является относительно молодой. И в Германии, и в России этот сектор экономики начал развиваться сравнительно недавно (у нас несколько позже). Не случайно в современной немецкой статистике отсутствует такая отрасль, как логистика - в отличие, например, от автомобилестроения это собирательное понятие (по видам оказываемых услуг). Среди немецких экспертов до сих пор нет единого мнения, по каким отраслевым номерам (WZ-Nummer) следует считать оборот логистических услуг, что среди прочего обуславливает различия в соответствующих данных2.

Тем не менее ФРГ за последнее десятилетие стала признанным мировым лидером в области логистики. Она является крупнейшим логистическим рынком в Евросоюзе - на неё приходится около 20% объёма этих европейских услуг. Наряду с выгодным географическим положением и поддержкой государства3 этому содействует высокая доля промышленности в ВВП, открытость немецкой экономики, высокоразвитая научно-образовательная и транспортная инфраструктура. ФРГ обладает одной из самых плотных автомагистральных сетей в мире - на автомобильный транспорт приходится более 70% всех внутренних перевозок. За ними с примерно 18% следуют железные дороги. Около 10% перевозок обеспечивает речной транспорт. По всей территории страны равномерно распределены около 30 мультимодальных логистических центров, что позволяет доставлять товары потребителям в минимальные сроки. В отрасли активно действуют как крупный, так и малый и средний бизнес.

Германия успешно преодолела последствия кризиса 2008-2009 годов - по оценкам немецких экспертов, объём логистических услуг в 2011 году может составить от 219 до 221 млрд евро, а число занятых в этом секторе экономики увеличиться до 2,8-2,9 млн человек . Логистика прочно обустроилась по этим показателям на третьем месте (наряду с машиностроением) среди отраслей немецкого народнохозяйственного комплекса. Более того, согласно исследованиям Мирового банка, Германия в 2010 году существенно улучшила свои показатели в сфере логистики. Если в 2007 году, согласно индексу результативности (развитости) логистики (Logistics Per-

1 С микро- и макроэкономической точки зрения мы рассматриваем логистику как управление и организацию потоков материалов, полуфабрикатов, готовых товаров, продуктов и пр., а также связанных с ними информационных и финансовых услуг в процессе их планирования, закупки, снабжения, перевозки, хранения, продажи и утилизации.

2 Так, например, эксперты "Дойче Банка" оценивали внутригерманский оборот в сфере логистики в 2007 г. в 190 млрд евро, а Федеральный Союз логистики - в 205 млрд См.: Logistik in Deutschland. Wachstumsbranche in turbulenten Zeiten. Deutsche Bank Research. Aktuelle Themen 432. Frankfurt am Main. 2008. S. 3.

3 Прежним правительством Большой коалиции был разработан и в 2008 г. принят "Мастер-план по развитию транспорта и логистики" (Masterplan Gueterverkehr und Logistik). Новая коалиция, пришедшая к власти осенью 2009 г., на его основе приняла новый "План действий по развитию транспорта и логистики - Логистическая инициатива для Германии" (Aktionsplan Gueterverkehr und Logistik - Logistikinitiative fuer Deutschland), который определяет среднесрочные приоритеты государственной поддержки транспортно-логистической сферы с целью усиления её международной конкурентоспособности.

4 По данным Федерального Союза Логистики в 2007 г. оборот был равен 205 млрд евро, в 2008 г. - 218 млрд, в 2009 г. - 200 млрд, в 2010 г. - 211 млрд (www.bvl.de/Presse/Aktuelle-Meldungen/TdL-PK).

formance Index - LPI), она занимала третье место, уступая Сингапуру и Нидерландам, то три года спустя уверенно вышла на первое место. Однако по субиндексам, на которых строится LPI, ФРГ лидировала только по показателю инфраструктуры. По субиндексам "таможня" и "своевременность (надежность)" у неё были третьи места, по "качеству логистики и компетенциям" и "контроль/отслеживание поставок" - четвёртые, а вот по субиндексу "международные отгрузки" - только девятое место1.

Россия существенно отстает от Германии и других западных стран в сфере логи-стики2. Среди прочего, это связано с тем, что до середины прошлого десятилетия отсутствовала чёткая государственная политика по её развитию3. Даже сегодня основной государственный интерес к логистике существует лишь в тех областях, которые приносят доход госбюджету - это энергетическая (нефте- и газопроводы) и железнодорожная инфраструктура. Есть недооценка роли морских и автомобильных перевозок, до последнего времени государственные структуры недостаточно внимания уделяли комплексной модернизации сухопутных и речных магистралей, модернизации портового оборудования, при том что российское государство контролирует морские и речные порты, аэродромы, железнодорожную сеть, магистральную связь.

К общим проблемам российской логистики относятся дефицит хороших автомобильных, железных дорог, аэропортов4, современных складов, нехватка разумного взаимодействия государственных организаций с частным бизнесом, неэффективная таможня, нехватка квалифицированного персонала и числа подготавливаемых специалистов в области логистики (количество не соответствует уровню потребности5). Инвестиции в складские комплексы и разработку автоматизированных систем управления - в основном частные.

Важно, что в последние годы в этом направлении происходят позитивные сдвиги. Разработана и принята ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)", среди прочего предусматривающая строительство мультимодальных транс-портно-логистических центров. В ней подчёркивается важность государственно-частного партнёрства как оптимального пути развития современной отечественной логистики. Государство готово выделять бюджетные средства и предоставлять гарантии частным инвестициям в инфраструктурные объекты6.

1 Connecting to Compete 2010. Trade Logistics in the Global Economy. The World Bank. Washington. 2010. P. 38.

2 Согласно индексу Мирового Банка LPI, Россия занимала в 2010 г. 94-е место в мире; по субинбексам: таможня - 115-е место, инфраструктура - 83-е, международные отгрузки -96-е, качество логистических услуг - 88-е и своевременность - 88-е место. Источник: Connecting to Compete 2010... Op. cit. P. 39.

3 В рамках Федеральной целевой программы Минтранспорта России "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)" термин логистика отсутствовал.

4 Россия имеет самый низкий показатель среди десяти ведущих экономически развитых стран по насыщенности автодорогами на кв. км территории, по количеству аэропортов и по уровню развития железнодорожной сети.

5 Такая же проблема существует и в Германии - по оценкам, ежегодный дефицит (разница между числом выпускаемых специалистов в области логистики и потребностью экономики) составляет около четырёх тысяч человек.

6 Кроме того, в 2007 г. министр транспорта анонсировал начало разработки "Концепции формирования сети мультимодальных логистических центров РФ" (www.mintrans.ru).

Мотором активного развития российского рынка логистики в последнее десятилетие стал частный отечественный и иностранный бизнес. Среди основных мотивов этого следующие:

• высокая доля транспортно-логистических издержек в конечной цене продукции1 ; по некоторым оценкам, доля транспортных затрат на единицу ВВП в США по сравнению с Россией оказывается ниже в 3,6 раза, а в Германии - в 10 раз2;

• рост количества иностранных компаний в сфере производства и торговли, предъявляющих высокие требования к логистическим услугам в российских регионах, (которые по качеству должны быть аналогичны услугам в их странах);

• нехватка специалистов и специализированных логистических компаний;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• потребность участников транспортно-логистического рынка3 в современной инфраструктуре4;

• растущий спрос на логистические услуги со стороны отечественных участников рынка5, которые нуждаются в оптимизации издержек и оптимальном обслуживании всей цепочки создания стоимости, особенно с учётом расширения географии своей деятельности6; рост потребности в контрактной логистике (аутсорсин-

1 Доля транспортных затрат в себестоимости продукции в России составляет 15-20% против 7-8% в странах с развитой рыночной экономикой (http://www.transportfreightrussia.com/?p=355).

2 http://www.stepconsulting.ru/publ/translogpech.shtml

3 По данным аналитиков РБК, в настоящее время на российском рынке работают несколько тысяч компаний, предоставляющих транспортно-экспедиторские услуги, в основном перевозчики и экспедиторы (операторы или агенты). Около тысячи компаний позиционируют себя как складские операторы. Развитие крупнейших транспортно-экспедиторских компаний идёт в направлении диверсификации бизнеса и перехода к предоставлению комплексных услуг, в том числе по организации мультимодальных перевозок и комплексного складского обслуживания. Большинство из них постепенно переходит в категорию 3PL оператора на базе собственных и арендованных складских мощностей, как, например, STS Logistics.

4 Так, мультимодальные перевозки в России пока недостаточно развиты по причине их неудовлетворительного логистического обеспечения. На всем пути следования контейнеров через территорию РФ зачастую отсутствуют специализированные терминалы и специально оснащенные железнодорожные контейнерные площадки. Во многих пунктах не хватает современного оборудования и специализированных компаний, способных обеспечить электронный обмен данными по контейнерному грузопотоку от производителя до потребителя.

5 В докризисный период в России наблюдался ежегодный рост спроса на логистические услуги в 30-40%. К логистическим компаниям всё больше предъявляются такие требования, как активное участие в процессе совершенствования цепей поставок, необходимые компетенции в области IT-поддержки, наличие решений для глобальных цепей поставок, ведущая роль в интеграции сетей поставок, обеспечение региональной экспансии. По данным председателя совета директоров ЗАО "Смарт Лоджистик Групп" (SLG) В.А. Ели-на, структура российского рынка логистики на 89% состоит из транспортных перевозок, 8% приходится на хранение и иные складские услуги, экспедирование занимает лишь 2% от объёма рынка. Минимальной долей характеризуется управление цепями поставок. На него приходится лишь 1% от общего объёма операций (http://www.lisat.ru/news.view.php?nid=8096).

6 Основными генераторами грузопотока для российского логистического рынка пока остаются Москва и Санкт-Петербург. Но всё более популярными городами для дистрибью-

ге), в том числе в услугах логистических провайдеров третьего уровня (3 ЬР)1. Пока проникновение логистического аутсорсинга в России в 2,5-3 раза меньше, чем в развитых капиталистических странах. Так, в Германии данный показатель составляет 55%, а в России всего 22%. Среди прочего это обусловлено относительно низким уровнем потребления в стране и, как следствие, недостаточной специализацией всех участников торговых цепочек;

• высокая потенциальная ёмкость отечественного рынка транспортно-

логистических услуг. По мнению вице-премьера Сергея Иванова, до 2015 года его общий стоимостной объём может увеличиться примерно в три раза - с 48,5 млрд долларов США в 2009 году до 151 млрд. Соответственно среднегодовые темпы роста могут составить около 15% (включая инфляционную составляющую)2.

Именно благодаря частному бизнесу в российском обществе постепенно складывается понимание того, что российской экономике нужна структурно развитая многофункциональная логистическая система, включающая все виды опорной инфраструктуры (порты, аэродромы, станции, связь, трубопроводы, объекты и системы снабжения горючим), все виды транспорта, эффективную таможню, мультимодальные логистические центры, современные автоматизированные складские комплексы, информационные системы и учебные и исследовательские центры. В качестве одного из основных западных партнёров для российского государства и частного бизнеса в достижении этих целей является ФРГ, которая, как это было отмечено выше, обладает уникальным опытом и потенциалом.

Направления взаимодействия

Российско-германская кооперация в сфере транспортно-логистических услуг в основном развивается по двум направлениям - государственному и частному.

Государственное сотрудничество в первую очередь опирается на институциональную инфраструктуру, созданную в середине последнего десятилетия. В её рамках РФ и ФРГ определили направления стратегического партнёрства (с учётом осо-

торских центров становятся Ростов-на-Дону (для обслуживания Юга России), Самара (для Поволжья), Екатеринбург (для Урала), Новосибирск (для Сибири), Хабаровск (для Дальнего Востока).

1 Специалисты на сегодняшний день различают следующие пять уровней логистических компаний (операторов):

• 1PL (First Party Logistics) - оператор первого уровня (дословно - "логистика первой руки"): автономная логистика, все операции выполняет сам грузовладелец;

• 2PL (Second Party Logistics) - оператор второго уровня: оказание традиционных услуг по транспортировке и управлению складскими помещениями;

• 3PL (Third Party Logistics) - оператор третьего уровня: расширение стандартного перечня услуг нестандартными (складирование, перегрузка, обработка грузов, дополнительные услуги со значительной добавленной стоимостью), использование субподрядчиков;

• 4PL (Fourth Party Logistics) - оператор четвертого уровня: интеграция всех компаний, вовлечённых в цепь поставок;

• 5PL (Fifth Party Logistics) - оператор пятого уровня: управление всеми компонентами, составляющими единую цепь поставки грузов, с помощью электронных средств информации.

2 http://www.rg.ru/2010/04/27/logistika.html

бенностей сотрудничества на уровне России и Евросоюза), которое постепенно наполняется конкретным содержанием.

Во-первых, это подгруппа по проблемам транспортной логистики рабочей группы по государственно-частному партнёрству, инфраструктуре и инвестициям в рамках транспортного диалога Россия - ЕС, которая работает с 2006 года1.

Во-вторых, это межведомственная российско-германская рабочая группа по сопровождению и реализации совместных инфраструктурных проектов, которая, в свою очередь, подразделена на пять рабочих подгрупп:

• по работе над крупными проектами в области транспортной инфраструктуры на основе государственно-частного партнёрства;

• по сотрудничеству в области дорожного хозяйства, автомобильного транспорта, включая использование в РФ опыта Германии по внедрению системы взимания дорожных сборов ("Toll Collect");

• по подготовке договорно-правовой базы и организации перевозок грузов в прямом железнодорожно-паромном сообщении через порты Усть-Луга, Балтийск (Россия) и порты Германии;

• по развитию железнодорожного сообщения между двумя странами;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• по сотрудничеству в области логистики.

Частная кооперация опирается на связи между ведущими немецкими транспорт-но-логистическими компаниями, их немецкими клиентами в России и российскими фирмами. Как правило, речь идёт об обслуживании российско-германских товаропо-токов и логистических цепей между немецкими фирмами в российских регионах и структурами их материнских компаний (как в Германии, так и в других странах).

Минтранспорт РФ считает немецкую модель государственно-частного партнёрства в качестве одной из самых перспективных с точки зрения возможного использования в России. В первую очередь это касается механизма реализации государственных и частных инвестиций в мультимодальные логистические центры2. Российский министр транспорта Игорь Левитин весьма положительно относится к немецкому опыту в этой сфере и в последние годы неоднократно выражал готовность применять его в российских реалиях. Одним из объектов, который рассматривается в качестве образцового, является логистический парк "Гроссберен", расположенный в земле Бранденбург рядом с Берлином. Минтранс РФ предлагает немецким партнёрам также сотрудничество при строительстве мультимодальных логистических центров в Москве и Московской области, Калининграде и Санкт-Петербурге. Особенно интересной представляется возможная кооперация при создании таких центров вдоль возводимой Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) в Московской области. Многообещающими являются проекты развития транспортно-логистических систем Ленинградской, Владимирской, Нижегородской, Калужской и Смоленской областей, а также Республики Татарстан.

1 В 2005 г. РФ и ЕС утвердили "Дорожную карту" по общему экономическому пространству. В пункте 3.2. подробно прописаны цели кооперации и основные действия в области транспорта.

2 Модель данного партнёрства относительно подробно описана президентом ЕвроАзиатской логистической ассоциации, главным редактором журнала "Логинфо" Николаем Титюхиным. См., например:

http://www.loglink.ru/massmedia/analytics/record/?id=228

Наиболее продвинутым и широкомасштабным в государственной сфере является сотрудничество между ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) и АО "Немецкая железная дорога" ("Дойче Бан АГ" - ДБ), которые ещё в 2003 году в Екатеринбурге подписали меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в области пассажирских и грузовых перевозок. Сегодня успешно реализуется целый ряд проектов, среди которых стоит выделить следующие.

Создание сети транспортно-логистических центров (ТРЦ) на российских железных дорогах (одна из приоритетных задач ОАО "РЖД"), которая во многом должна учитывать опыт немецких мультимодальных логистических комплексов, в том числе с использованием механизма государственно-частного партнёрства. В конце 2010 года для этих целей была создана компания "РЖД-Логистика", которая в качестве субхолдинга будет заниматься комплексной контрактной логистикой, терминально-логистическими услугами и услугами в сфере управления ТРЦ. Крупнейшим среди центров должен стать создаваемый в Московской области ТРЦ "Белый Раст", инициируемый РЖД в качестве пилотного проекта в сотрудничестве с "Дойче Бан АГ". Со стороны РЖД партнёром выступает дочерняя компания ООО ТЛЦ "Белый Раст" (также основана в декабре 2010 г.). В июле 2010 года РЖД передало немецкой стороне Инвестиционный меморандум проекта строительства центра. Его стоимость оценивается в 20 млрд рублей. Инвестиции осуществляют РЖД, региональные власти и частные инвесторы. Для будущего ТЛЦ отведена площадь в 70 тыс. кв. м. Он будет представлять собой многофункциональный комплекс с современными складами под мелкооптовую торговлю и автотранспортную погрузку, административные и жилые объекты. К 2015 году он должен выйти на проектную мощность с годовым грузовым оборотом более 10 млн тонн. ТЛЦ "Белый Раст" считается практически идеальным форпостом для доставки транзитных грузов, следующих с запада на восток страны. Его создание позволит разгрузить, а потом и закрыть грузовые дворы на станции Москва-товарная-Рижская, Москва-товарная-Киевская, Москва-товарная-Смоленская и Москва-товарная-Ярославская. Тем самым должна быть решена большая часть задачи приёма и отправки транзитных грузопотоков вне центра Москвы.

Для увеличения объёмов перевозимых с участием железнодорожного транспорта грузов в международном сообщении Европа - страны СНГ и обратно в марте 2008 года было создано СП "Транс-Евразия Логистикс", учредителями которого стали РЖД (30%), его дочернее общество ОАО "ТрансКонтейнер" (20%), немецкая компания "Дб Мобилити Логистикс" (дочка "Дойче БАН АГ", 30%), ООО "Комбиферкер" (10%) и ООО "Польцуг" (10%) с местом регистрации в Берлине (в Москве открыто дочернее общество). За счёт предоставления всего спектра транспортных и логистических услуг (железнодорожные, морские, грузовые, воздушные, складирование и дистрибуция) обеспечивается повышение их качества и предоставление единой сквозной конкурентоспособной услуги по перевозке грузов. За прошедшие три года СП разработало ряд новых транспортно-логистических продуктов с использованием железнодорожного транспорта1. Так, например, СП участвует в совместном проекте РЖД и ДБ по созданию в ближайшие годы системы железнодорожных контейнерных грузоперевозок с Дальнего Востока в Гамбург. Длительность маршрута контейнерного поезда должна составить примерно две недели, из них семь суток он будет двигаться по Транссибирскому коридору. В рамках проекта предполагается поставить на

1 www.trans-eurasia-logistics.com

маршрут новый подвижной состав, усилить пропускные способности сетевой инфраструктуры, внедрить современные информационные технологии, адаптировать железнодорожную технику и технологии к требованиям международных стандартов, а также продемонстрировать потенциал транзитных железнодорожных перевозок через территорию РФ. В октябре 2008 года СП приняло участие в организации демонстрационного пробега контейнерного поезда Пекин - Гамбург с участием железных дорог Китая, Монголии, России, Белоруссии, Польши и Германии. Была успешно апробирована технология эксплуатации нового маршрута, а потенциальные клиенты получили представление о возможностях контейнерного маршрута. Однако мировой кризис отодвинул дальнейшую реализацию проекта на будущее. Пожалуй, стоит отметить, что весной 2008 года было создано ещё одно совместное предприятие "Евразия Рейл Логистикс": учредители РЖД - 40,1%, "Немецкие железные дороги" -34,9%, "Польские железные дороги" - 15%, БЖД - 10%). Его целью является повышение качества транспортно-логистических услуг и увеличение объёмов перевозимых грузов в международном транспортном коридоре №2 (Берлин - Варшава -Минск - Нижний Новгород). Подобной оптимизации предполагается достичь за счёт внедрения единых перевозочных документов, информационного обмена между железными дорогами и контрольными органами, сокращения потерь времени и ресурсов на технологических стыках железных дорог. Это должно стать одним из аргументов для продления данного европейского транспортного коридора до Екатеринбурга. Идея обсуждается Россией и Германией с 2003 года.

Интересным проектом является участие "Транс-Евразия Логистикс" и в проекте одного из ведущих немецких логистических операторов компании "Ренус" (Rhenus) и ОАО "Южный Речной порт" по созданию в Москве контейнерного терминала для контейнерных поездов из Германии. Проект предусматривает отправку в Россию двух "коротких" поездов из Дуйсбурга и Франкфурта. Их экспедирование по территории Германии осуществляет "Немецкая железная дорога". На станции Малашеви-чи поезда сводятся в единый маршрут и на платформах ОАО "ТрансКонтейнер" доставляются до нового терминала. Экспедитором от Малашевичей выступает "Транс-Евразия Логистикс". Мощности терминала "Ренус-Южный порт" позволяют производить приём и формирование маршрутов непосредственно на подъездных путях Южного речного порта. Условия обработки и хранения контейнеров на нём более выгодны, чем на близлежащих железнодорожных площадках. Дальнейшая дистрибуция по территории России осуществляется с использованием железнодорожного транспорта. Также возможна доставка контейнеров конечным грузополучателям автотранспортом. Разрабатывается вариант отправки контейнеров в другие регионы РФ в период речной навигации по речным путям. Пока же технические возможности терминала позволяют принимать и отправлять только несколько контейнерных поездов в месяц. Среди клиентов - в основном крупные российские грузоотправители, например, НПО "ЩёкиноАзот". С момента основания совместного предприятия в январе 2009 года до конца 2010 года его первоначальная площадь увеличилась с 3 тыс. м2 до более чем 22 тыс. м2. В настоящий момент предприятие "Ренус-Южный порт" осуществляет перевалку до четырех тысяч контейнеров в месяц1.

1 На сегодняшний день терминал обладает уникальной возможностью по приему и отправке

контейнерного оборудования всеми видами транспорта: причальная стенка протяженностью 110 метров оснащена тремя портальными кранами грузоподъемностью

Хороший опыт накоплен в рамках кооперации РЖД и подразделения транспорта и логистики Немецкой железной дороги "ДБ Шенкер" (DB Schenker) и его дочерними структурами1.

С октября 2007 года дочерняя компания РЖД ОАО "ТрансКонтейнер" совместно с дочкой этой немецкой компании "Шенкер Аутомотив Рейлнет" реализует уникальный проект по железнодорожной доставке автокомлектующих из ФРГ, Чехии и Словакии на завод "Фольксваген" в Калуге. Это один из наиболее удачных проектов по организации первой исключительно железнодорожной логистической цепочки между Западной Европой и Россией. Несмотря на разную ширину колеи и прохождение таможенных границ пяти европейских стран, российским и немецким специалистам удалось организовать снабжение производства завода "Фольксваген" в Калуге по принципу just-in-time production2. По состоянию на середину лета 2011 года количество специализированных поездов превысило одну тысячу. В данном проекте "ТрансКонтейнер" обеспечивает полный комплекс услуг (сквозной сервис) по доставке комплектующих по маршруту Брест-Калуга. Логическим продолжением российско-германской кооперации в рамках проекта стало подписание в начале лета 2011 года соглашения между ОАО "ТрансКонтейнер" и "ДБ Шенкер Рэйл Аутомотив" о создании совместного предприятия для оказания услуг поставщикам автомобильных комплектующих и производителям автомобилей в Калужской области3.

В сентябре 2009 года DB Schenker и "ТрансКонтейнер" заключили договор о создании контейнерного депо в Латвии. Это позволяет сделать более эффективными контейнерные перевозки из Европы через Латвию в Россию и обратно. В том же месяце они подписали соглашение о сотрудничестве по организации контейнерных перевозок химических грузов между Европой и Россией. Стороны планируют вывести на этот специфический рынок интермодальные транспортные решения в качестве альтернативы мультимодальным перевозкам автомобильным и морским транспортом. Для осуществления терминальной обработки и подготовки танк-контейнеров к сливу перевозимого груза они будут предоставлять специализированный подвижной состав, технику и оборудование и применять свои новейшие технологии и опыт.

РЖД и "ДБ Шенкер" в лице его другой дочерней структуры "ДБ Шенкер Рэйлион АГ" (DB Schenker Railion AG) уже несколько лет сотрудничают в области паромных перевозок. В первую очередь речь идёт об автомобильно-железнодорожно-грузопассажирской паромной линии Усть-Луга - Балтийск - Зассниц. Это один из крупнейших российско-германских инфраструктурных проектов, которому особое внимание уделяют государственные структуры обеих стран и который за время своей реализации (начиная с 2007 г.) столкнулся со многими трудностями, в том числе обусловленными рядом технических и правовых причин.

от 27 до 40 тонн; два железнодорожных пути позволяют принимать и отправлять контейнерные поезда; а доступность для автотранспорта — лучшая среди контейнерных терминалов юга Москвы ( http://www.ryport.ru).

1 Компания состоит из двух подразделений (DB Schenker Rail и DB Schenker Logistics) и считается №1 в Европе в железнодорожных перевозках, в комбинированных перевозках, в наземных перевозках, №2 в мире в воздушных перевозках, №3 в мире в морских перевозках и №6 в мире в контрактной логистике (http://dbschenkerlogistics.ru).

2 В 2009 г. ОАО "ТрансКонтейнер" получило от концерна Volkswagen AG награду Volkswagen Group Award 2009.

3 www.rzd-partner.ru

Важно, что РЖД проделало значительную работу в области нормативно-правовой базы, необходимой для обеспечения перевозки грузов в данном сообщении. Для эффективной работы железнодорожно-паромных сообщений совместно с немецкой стороной был создан совет паромной переправы, который рассматривает вопросы текущей деятельности, а также занимается поиском грузовладельцев, заинтересованных в использовании этой транспортно-логистической схемы. В июле 2009 года было подписано соглашение "О пользовании грузовыми вагонами в железнодорожно-паромном сообщении между станциями Мукран и Балтийск между РЖД и "ДБ Шен-кер" В ходе состоявшегося 1 декабря 2010 года в Берлине VIII заседания совета же-лезнодорожно-паромной линии Усть-Луга - Балтийск - Зассниц пакет соглашений был парафирован обеими сторонами и подписан со стороны "ДБ Шенкер", а затем и РЖД.

После вступления России в межправительственную организацию по международным железнодорожным перевозкам (ОТИФ) и присоединения в 2010 году к Конвенции о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ)1 у РЖД существенно расширился диапазон действий в организации перевозок в страны СНГ и Азиатско-Тихоокеанского региона. Компания получила юридическое право переоформлять перевозочные документы с европейского транспортного права (ЦИМ) в транспортное право СМГС (Соглашение о международном грузовом сообщении), а также в обратном направлении. Особый интерес к проекту в Усть-Луге есть у железных дорог Китая, поскольку маршрут существенно упрощает схему доставки груза, обеспечивает выигрыш в скорости, позволяя через этот порт сразу попасть в центр Европы.

28 мая 2011 года состоялось долгожданное официальное открытие паромной линии Усть-Луга - Зассниц. Паром должен совершать по четыре рейса каждый месяц по маршруту Усть-Луга - Зассниц - Усть-Луга и Усть-Луга - Балтийск - Усть-Луга. Оператор линии ООО "Балтийский флот" при этом отметил, что на момент открытия "железнодорожные грузы не готовы, а автомобилисты пока только интересуются . Другими словами, по мнению экспертов, линию надо ещё доводить до ума", устранять недочёты и отлаживать сервис, чтобы клиенты привыкли к новому продукту2.

Особо надо отметить сотрудничество РЖД с немецким концерном "Сименс" в области модернизации железнодорожного транспорта и инфраструктуры. В мае 2006

1 Принципиальное значение для документального обеспечения перевозок грузов с использованием железнодорожно-паромного сообщения Усть-Луга - Балтийск - Зассниц имеет возможность применения руководящих документов и правил Международного комитета железнодорожного транспорта (ЦИТ). Его полноправным членом ОАО "РЖД" стало с 1 мая 2010 г. Теперь оно имеет право использования всех руководящих документов ЦИТ, регулирующих применение международного железнодорожного транспортного права в сфере действия данной конвенции. В принятой программе деятельности ЦИТ на 2011 г. одним из основных направлений является развитие тесного сотрудничества с ОАО "РЖД". Так, проект по организации перевозок с участием железнодорожно-паромного сообщения Усть-Луга - Балтийск - Зассниц (совместно с "ДБ Шенкер") был отмечен в качестве одного из приоритетных направлений сотрудничества (http://inter.rzd.ru/isvp/public/inter?STRUCTURE Ю=5010).

2 См.: http://www.cargo.ru/news/957; http://www.kommersant.ru/doc/1520847. Например, одна из проблем состоит в тарифах на паромную переправу и железные дороги. Если они оказываются выше стоимости автоперевозки того же груза через Брест или перевозки морем через ближайших конкурентов - порты Приморска, Высоцка, Санкт-Петербурга, Гамбурга, то большинство клиентов выбирают более дешёвые варианты.

года подписан договор о поставке восьми скоростных поездов "Сапсан" (тип "Веларо Рус") стоимостью 276 млн евро, которые уже успешно используются для высокоскоростного сообщения по маршрутам Москва - Санкт-Петербург - Нижний Новгород и Санкт-Петербург - Москва - Нижний Новгород. 17 декабря 2009 года заключён контракт на разработку и поставку 38 электропоездов для пригородных пассажирских перевозок "Ласточка" (тип "Десиро МЛ") стоимостью 410 млн евро со сроком поставки к концу 2013 года, а 21 сентября 2010 года подписан контракт на поставку ещё 16 электропоездов с началом локализации их производства в России. 18 ноября 2010 года компании заключили соглашение по созданию инжинирингового центра по разработке моторовагонного подвижного состава. Кроме того, летом 2010 года подписан ряд важных документов, направленных на дальнейшее углубление отношений в сфере модернизации российского подвижного состава1.

В сфере воздушного транспорта интересен инфраструктурный проект (2009 г.) с участием немецкого партнёра компании Fraport - оператора крупнейшего в континентальной Европе Франкфуртского аэропорта. Она получила концессию на управление аэропортом "Пулково" в Санкт-Петербурге - четвёртым по величине в России. В составе консорциума, созданного совместно с российским банком ВТБ и греческим многопрофильным концерном Copelouzos, она выиграла конкурс на право реконструировать петербургский аэропорт и управлять им в течение 30 лет (сам аэропорт остаётся в стопроцентной собственности города)2. Концессия сроком на 30 лет предусматривает развитие и эксплуатацию аэропорта "Пулково". Работы будут начаты со строительства нового пассажирского терминала, расширения перронов, а затем и модернизации другой инфраструктуры аэропорта. Общий объём инвестиций составит около одного миллиарда долларов3. Завершить строительство планируется к концу 2013 года. В результате реализации проекта пассажиропоток должен возрасти с семи до семнадцати миллионов человек в год.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основными проблемами для немецких логистических операторов, как и для других иностранных компаний, является неясное и иногда спорное с их точки зрения российское законодательство, особенно в части регулирования таможенной очистки

1 14 и 15 июля 2010 г. были подписаны: меморандум "О создании совместного предприятия по производству и обслуживанию современных российских электропоездов" между ОАО "РЖД", "Сименс АГ" и ООО "Аэроэкспресс" и меморандум о взаимопонимании по совместной реализации проектов модернизации сортировочных станций. 30 июля 2010 г. в Нижнем Новгороде были подписаны: меморандум о сотрудничестве между ОАО "РЖД", концерном "Сименс АГ" и ОАО "ВМЗ" (Выксунский металлургический завод) в области локализации производства колес для электропоездов РЖД и меморандум о сотрудничестве между ОАО "РЖД", концерном "Сименс АГ" и ОАО "КУМЗ" (Каменск-Уральский металлургический завод) в области поставок алюминиевых полуфабрикатов для пассажирских вагонов по программе РЖД. Окончательные решения будут приняты при условии успешного прохождения испытаний, анализа возможностей и мощностей заводов, логистических решений и завершения переговоров по цене колес и алюминиевых полуфабрикатов.

2 http://www.dw-world.de/dw/article/0,,4435705,00.html

3 В консорциуме "Воздушные ворота Северной столицы" компании Fraport AG принадлежит доля 35,5%, ВТБ - 57,7%, Copelouzos Group - 7%. Финансовое участие Fraport AG составит примерно 170 млн евро, включая гарантии (www.interfax.ru/txt.asp?sec=1487&id=134828).

грузов; сокращение в итоге реформирования таможенной системы числа региональных таможен и таможенных постов, соответственно перенос таможенных терминалов к внешним границам России, задержки с внедрением электронного декларирования; несоответствие региональной логистической инфраструктуры европейским стандартам, что нередко создаёт проблемы для внутренней дистрибуции, а также высокие цены на складскую недвижимость и монополия РЖД при перевозке грузов; неготовность ряда российских клиентов к пользованию современными транспортно-логистическими услугами.

Кадры для логистического сервиса

В условиях нехватки отечественных специалистов партнёры особое внимание уделяют сфере образования. В январе 2009 года РЖД и ДБ подписали рамочное, а в июле 2009 года генеральное соглашение о создании образовательно-исследовательского Центра международной логистики и управления цепями поставок. Центр был открыт 17 марта 2010 года. С российской стороны его учредителями выступили Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) и Петербургского государственного университета путей сообщения (ПГУПС); с немецкой стороны - Европейская школа менеджмента (EBS) и Supply Chain Management Institute (SMI). Партнёры разрабатывают совместные учебные планы как для подготовки студентов (бакалавриат, магистратура), так и для дополнительных образовательных программ (повышение квалификации, профессиональная переподготовка, МВА) для сотрудников РЖД. Кроме того, предусмотрена совместная деятельность в области научных исследований.

Кто они — немецкие логисты?

Немецкие логистические операторы на российском рынке в первую очередь представлены структурами компаний, входящих в десятку крупнейших в этой сфере в Германии. Как многофункциональные компании они предоставляют своим немецким и российским клиентам комплексные транспортно-логистические услуги. В российско-германской кооперации активное участие принимает также малый и средний логистический бизнес, нередко специализирующийся на определённом направлении деятельности.

Первые логистические фирмы из Германии пришли на российский рынок ещё в конце прошлого века, следуя за своими клиентами, которые нуждались в качественных услугах, как правило, отсутствующих или дефицитных в тот период в большинстве регионов России. Количество немецких компаний в нашей стране в середине текущего года составило около шести с половиной тысяч. Они активно развивают бизнес в сфере промышленности и торговли, создают сети в регионах, постепенно продвигаясь на Восток страны. В области логистики они объективно предпочитают кооперацию с теми немецкими фирмами, с которыми сотрудничают в Германии или которые предоставляют аналогичный качественный сервис. Даже те крупные инвесторы, которые используют собственные структуры в сфере логистики1, нередко обращаются к немецкому логистическому аутсорсингу. Пока обслуживание российско-германского импортно-экспортного грузопотока является основным источником дохода для немецких логистов.

1 Например, "Фольксваген" и "Метро Кэш энд Кэрри".

Немецкие транспортно-логистические компании обладают рядом бесспорных конкурентных преимуществ. Во-первых, это традиционные связи со своими домашними клиентами - знание особенностей их деятельности и пр. Во-вторых, управленческое ноу-хау, особенно в области контрактной логистики, накопленное за последние десятилетия и включающее в себя знание специфических особенностей бизнеса в странах ЦВЕ, СНГ, России и её регионах. В-третьих, финансовая стабильность. В-четвёртых, профессиональный немецкий и российский персонал, имеющий хорошие возможности для постоянного повышения своей квалификации в рамках внутрифирменной системы обучения.

ЗАО "Шенкер" - одна из первых немецких логистических компаний в России (основана в 1992 г. в Санкт-Петербурге). Она обладает широкой региональной сетью, имея собственные офисы и представительства более чем в двадцати российских городах, и предоставляет комплексные услуги по наземным операциям, авиа-и морским перевозкам, обеспечивая своих клиентов логистическими решениями, в т.ч. в области межрегиональных перевозок сборных и частичных паллетизирован-ных (менее 30 шт.) и коробочных грузов из Москвы и Санкт-Петербурга в различные города страны. Компания располагает современным логистическим складским комплексом "Львовский" (Московская область). В 1994 году в Москве была

основана компания "Шенкер Руссия", которая также специализируется на автомобильных и железнодорожных перевозках по территории Европы и стран СНГ и предоставляет полный спектр услуг по международным авиа и морским перевозкам, включая логистические решения и управление глобальными цепями поставок, то есть полный комплекс логистических услуг от одного провайдера. Её офисы находятся в Москве, Санкт-Петербурге и в московских аэропортах Шереметьево, Домодедово. Кроме того, в 1994 году создано 100% дочернее предприятие "ДБ Шенкер" OOO "Райльон Руссия Сервисез", которая является российской экспедиторской фирмой и предоставляет услуги в сфере перевозок железнодорожным и комбинированным транспортом. Её конкурентное преимущество - разработка индивидуальных комплексных логистических решений. Не случайно, она специализируется на перевозках сельскохозяйственной и крупногабаритной техники, грузов массового потребления, химических и опасных грузов1. Таким образом, "ДБ Шенкер" представлена в России тремя компаниями, которые за прошедшие полтора десятилетия зарекомендовали себя с самой лучшей стороны в области решения стандартных и индивидуальных сложных логистических задач и предоставления своим немецким и российским клиентам услуг на одном из лучших в сфере логистики уровне. При этом они активно сотрудничают не только с РЖД и её структурами, но и с немецкими и российскими компаниями из других отраслей.

Другой ведущей немецкой компанией на российском рынке является "DHL Россия " - дочерняя структура одного из мировых лидеров в сфере логистики компании Deutsche Post DHL (ранее - Deutsche Post World Net). Она предоставляет весь комплекс клиентоориентированных услуг в области всех видов грузовых перевозок, складского хранения и дистрибуции, услуг таможенных, в сфере безопасности и страхования, организации и управлении цепей поставок. Компания известна своими инновационными решениями в логистической области.

1 http://www.dbschenker.com

ЗАО "The Kuehne & Nagel Россия " работает в России с начала 1990-х годов, имеет пять представительств и шесть складов, в которых работают более 500 сотрудников. В качестве одной из основных целей компания считает развитие внутренних дистрибьюторских сетей для улучшения качества предоставляемых услуг, дистрибьюторского сервиса и расширения логистики проектных грузов, в том числе для индустриальных и нефтегазовых компаний. Она также активно развивает логистический консалтинг. Одной из первых компания открыла в Сочи (в районе Адлера) площадку для обслуживания грузопотоков на строительстве олимпийских объектов. Сегодня она задействована в транспортных и логистических схемах для обеспечения грузопотоков официальных подрядчиков строительства олимпийских объектов. После завершения Олимпиады компания планирует использовать сочинскую площадку как региональный узел для обслуживания Краснодарского края. Растёт число крупных отечественных клиентов немецкого оператора. Так, крупнейший оператор сотовой связи в России и странах СНГ ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) в 2010 году выбрал "The Kuehne & Nagel Россия" в качестве основного поставщика комплексных транспортных и логистических услуг по международным воздушным перевозкам и по экспедированию перевозок. В соответствии с соглашением, услуги включают воздушные перевозки импорта из примерно 40 пунктов в таких странах, как Канада, Мексика, Германия, Нидерланды, Венгрия и из стран СНГ в Москву. Компания также будет управлять доставкой автомобильным транспортом из зарубежных стран, включая СНГ, в Москву. Кроме того, в том же году немецкий оператор стал логистическим провайдером группы компаний Good-Food, одного из крупнейших поставщиков орехов и сухофруктов на российский рынок. Для этого он разработал специализированный интермодальный сервис "от двери до двери", в рамках которого будут предоставляться услуги по транспортировке орехов и сухофруктов почти во все торговые сети России - от Калининграда до Владивостока.

Ведущий немецкий логистический оператор на российском рынке компания "Ре-нус Логистикс" (Rhenus logistics) предоставляет своим клиентам полный комплект услуг, в первую очередь в области таможенного оформления. Один из проектов с её участием был упомянут выше. Успешно действует фирма "Ренус Аутомотив", которая занимается логистикой и складированием запчастей для крупных компаний -производителей автомобилей. Но у неё есть ещё более крупный проект. В соответствии с заключенным в апреле 2010 года. Соглашением о намерениях между администрацией Смоленской области и ООО "Ревайвл Экспресс" (дочернее предприятие группы Rhenus) в районе д. Лонница Краснинского района Смоленской области строится современный высокоэффективный таможенно-логистический терминал (первоначально - склад временного хранения) общей площадью до 30 тыс. кв.м. Ввод первой очереди планируется осуществить в 2011 году, после которого терминал сможет начать обрабатывать грузы. Группа компаний "Ренус" намерена постепенно перевести свои основные объёмы по таможенному оформлению в Смоленскую область, так как более 90% материалопотоков клиентов компании идёт из Европы в Россию именно через Смоленск. Таким образом, компания "Ренус", благодаря своим инвестициям, управленческому опыту, ноу-хау таможенного оформления содействует не только оптимизации услуг для своих клиентов, но и реализации концепции переноса таможенного оформления товаров на внешние границы России, а также созданию современной таможенной и транспортной инфраструктуры региона, что будет содействовать его развитию и привлечению в него инвестиций.

Типичным представителем немецкого логистического миттельштанда является ООО "ДЛС-Руссия " - дочка транспортно-экспедиционной компании DLS - Land und See Speditionsgesellschaft mbH, одним из конкурентных преимуществ которой является свойственный таким компаниям индивидуальный подход в выработке оптимальных концепций транспортной и складской логистики для решения специфических задач клиентов в минимальные сроки. Она специализируется на предоставлении услуг в сфере наземных и морских грузоперевозок, особенно контейнерных, и складской логистики, на комплексных проектных решениях и консультациях в области управления цепочками поставок. Обладает крупным собственным парком автотранспортных средств.

Услуги в области логистики оказывают также неспециализированные компании. Например, один из мировых лидеров в производстве подъёмно-погрузочной техники Jungheinrich занимается и комплексными вопросами складской логистики. Так, она в частности разработала уникальную систему навигации на складе, которая повышает производительность складских работ на 15%, при этом сокращает затраты и обеспечивает безопасность процесса погрузки. Такая система была установлена в начале 2010 года на складе компании Bayer в Москве. Кроме того, Jungheinrich разработала основы складской логистики и поставила специализированную подъёмно-погрузочную технику для крупного складского холодильного комплекса, реализуемого отечественной корпорацией "Стерх" в Санкт-Петербурге на территории логопарка "Осиновая роща".

Наконец, отметим развитие сотрудничества между отечественной Евро-Азиатской логистической ассоциацией и Федеральным союзом немецких логистических компаний (BVL). Они регулярно проводят совместные конференции, где обсуждаются проблемы современной логистики и вопросы развития кооперации. Среди прочего было принято решение по созданию специализированной информационной базы обмена данными между логистами Европы и России, что также должно содействовать доступу к немецкому управленческому опыту. Важная роль в области транспортно-логистических услуг принадлежит и выставочно-ярмарочной деятельности России и

Германии, которая помогает расширению связей между компаниями в этой сфере.

* * *

Сотрудничество между Россией и Германией в области транспорта и логистики стало одной из приоритетных сфер двусторонней хозяйственной кооперации. Оно динамично развивается как на государственном, так и на частном уровне. Наибольшие успехи достигнуты в сфере железнодорожного транспорта, в которой Российские железные дороги и Немецкие железные дороги успешно осуществляют целый ряд пилотных проектов, содействующих комплексной модернизации российской транспортной инфраструктуры, созданию мультимодальных логистических комплексов, развитию евразийских наземных транспортных коридоров и внедрению механизмов государственно-частного партнёрства.

Немецкие операторы стали активными игроками на отечественном рынке транс-портно-логистических услуг. Они содействуют его структурной перестройке, происходящим на нём реформам, особенно в таможенной сфере, росту конкурентоспособности, расширению спектра услуг и повышению профессионализма российских специалистов.