Научная статья на тему 'Проблемные звенья логистической цепочки "Китай - Россия"'

Проблемные звенья логистической цепочки "Китай - Россия" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУЗ / ТРАНСПОРТ / ТРАНСПОРТИРОВКА / ПРОБЛЕМА / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ЭКСПЛУАТАЦИЯ / РЕШЕНИЕ / CARGO / TRANSPORT / TRANSPORTATION / PROBLEM / LOGISTICS INFRASTRUCTURE / OPERATION / SOLUTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прессель Александра Геннадьевна, Прохорова Людмила Вячеславовна

В статье отражены проблемные точки транспортировки товара из государства Восточной Азии - Китай, в Россию. Приводится результат опросов транспортных компаний, грузополучателей и грузоотправителей. Приводятся возможные решения по некоторым проблемам логистических путей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMATIC LINKS IN "THE CHINA - RUSSIA" LOGISTICS CHAIN

The article reflects the problematic points of transportation of goods from the East Asian state-China, to Russia. The results of surveys of transport companies, consignees and shippers are given. Possible solutions to some problems of logistics routes are given.

Текст научной работы на тему «Проблемные звенья логистической цепочки "Китай - Россия"»

УДК 656.02 ББК 65.291.59

DOI 10.24411/2618-9852-2020-15207

ПРОБЛЕМНЫЕ ЗВЕНЬЯ

ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ЦЕПОЧКИ «КИТАЙ - РОССИЯ»

А. Г. Прессель, Л. В. Прохорова

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

В статье отражены проблемные точки транспортировки товара из государства Восточной Азии — Китай, в Россию. Приводится результат опросов транспортных компаний, грузополучателей и грузоотправителей. Приводятся возможные решения по некоторым проблемам логистических путей.

Ключевые слова: груз, транспорт, транспортировка, проблема, логистическая инфраструктура, эксплуатация, решение.

PROBLEMATIC LINKS

IN «THE CHINA - RUSSIA» LOGISTICS CHAIN

A.G. Pressel, L.V. Prokhorova

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia

The article reflects the problematic points of transportation of goods from the East Asian state-China, to Russia. The results of surveys of transport companies, consignees and shippers are given. Possible solutions to some problems of logistics routes are given.

Keywords: cargo, transport, transportation, problem, logistics infrastructure, operation, solution.

Транспорт уже много столетий считается единицей экономики. Ведь развитие экономических связей внутри любого государства, а особенно между странами, усиливает роль транспорта, с помощью которого обеспечивается возможность, бесперебойность, ритмичность, надежность, а так же скорость доставки в строго определенные сроки поставок, без потерь и с минимальными издержками. Распространение международных транспортных сетей открывает огромное количество возможностей, как для импортеров, так и для экспортеров [2]. Актуальность изучения транспортных путей между Китаем и Россией обуславливается тем, что производство в Китае пользуется большим спросом и уже на данный период, множество отраслей не смогу функционировать без поставок с Восточной Азии.

При совершении поставок, их ускорение ограничивается различием национальных нормативно-правовых требований и технических норм на подвижной состав и инфраструктуру [2]. Для удовлетворения подобных требований необходимо внедрение новейших технологий работы транспорта, использование новых подходов к построению транспортных сетей. Но чтобы конкретно представлять предложения и внедрять такие технологии, необходимо изучение изъянов.

С 1 января по 31 марта 2020 г. нами был проведен опрос среди сотрудников 10 транспортных компаний, таких как: ООО «ПЭК», ТК «Энергия», ТК «Байкал-сервис», ТК «ВОЗОВОЗ», ТК «Ин-трал», ТК «Вектор», ТК «Спец-перевозки» и т. д., который позволил выявить недостатки транспортных поставок между Китаем и Россией. По мнению 10 сотрудников логистического отдела, 5 экспедиторов, а так же 3 механиков по ремонту подвижного состава вышеперечисленных компаний основные проблемные участки включают:

1. Амортизация подвижного состава. Срок эксплуатации имеется у всех предметов, транспортные средства не являются исключением. После истечения данного срока их использование должно быть прекращено. Именно этот оптимальный срок эксплуатации, а точнее, верное определение этого срока и является одной из главных задач логистики. Кроме того, для транспортной компании важно правильно рассчитать амортизации транспортных средств [1].

Расчет возможной эксплуатации и амортизации авиатранспорта и железнодорожных составов является задачей логистов авиакомпаний и ж.-д. компаний. На данные показатели повлиять значительно сложнее. Необходимо внедрять изменения с малого, с автомобильного транспор-

Проблемные звенья логистической цепочки «Китай — Россия»

та. Для каждого автомобиля, в зависимости от страны-производителя, свойственно применять различные методы расчета. В постановлениях правительства установлены нормы эксплуатации по категориям и дате производства транспортного средства:

1) в отношении транспортных средств категорий N1, N1G:

а) 18 лет — на период с 1 января 2016 по

31 декабря 2016 г.;

б) 15 лет — на период с 1 января 2017 по

30 июня 2018 г.;

в) 12 лет — на период с 1 июля 2018 г.;

2) в отношении транспортных средств категорий N2, N2G:

а) 20 лет — на период с 1 января 2016 по

31 декабря 2016 г.;

б) 18 лет — на период с 1 января 2017 по

30 июня 2018 г.;

в) 15 лет — на период с 1 июля 2018 г.;

3) в отношении транспортных средств категорий N3, N3G:

а) 28 лет — на период с 1 июля 2016 по

31 декабря 2016 г.;

б) 26 лет — на период с 1 января 2017 по

30 июня 2018 г.;

в) 25 лет — на период с 1 июля 2018 г.;

Но по выявленным показателям опроса, срок эксплуатации значительно превышают в действительности. И именно это негативно влияет на качество и сроки транспортировки.

2. Недостатки законодательной системы. Перевозки с использованием грузовых автомобилей зафиксированы в истории на рубеже Х1Х—ХХ вв. Федеральное законодательство в области автомобильных перевозок датируется 1970—1980-ми гг., когда свободного рынка еще не было. Этот факт оставляет определенный след в правовых отношениях между перевозчиком и владельцем груза. Но налоговые законы менялись три или четыре раза за последние семь лет [1]. Следовательно, наличие лицензии и желание вести прозрачный бизнес влекут за собой значительные материальные затраты, часто неоправданные.

3. Несоответствие инфраструктуры. Если рассматривать наиболее выгодный по стоимости способ поставок, а именно ж.-д. перевозки, то они невозможны напрямую во все регионы. Прямые железнодорожные поставки проблематичны из-за несоответствия стандартов стран на ширину железнодорожной колеи, поэтому часто на границе контейнеры приходится разукомплектовывать и отправлять другими составами, что автоматически влечет за собой дополнительные временные и материальные затраты, а следовательно удорожание груза, т. к. перевозки

становятся мультимодальными. Для автотранспорта так же не во всех регионах России дороги соответствующего качества. Следствием данного фактора является повышение износа транспорта, увеличение срока транспортировки и даже низкое качество транспортируемого груза [4].

4. Слабая информационная поддержка процесса перевозок. Развитие информационных технологий во всех областях жизни не стоит на месте. И в сфере логистики присутствуют изменения и новшества. Но поток информации, сопровождающий именно процесс транспортировки, все еще далек от совершенства. При координации процесса возникают нарушения связи с водителем, что негативно сказывается на доставке, особенно в тех случаях, когда необходимо срочно передать или исправить информацию по транспортировке. Данные нарушения могут повлечь за собой материальные издержки

[5; 7].

5. Сложность построения маршрутов перевозки. Срок поставки в большинстве случаев зависит от корректности и правильности маршрутного листа. Сегодня часто можно наблюдать такие явления как нерационально дальние, излишние, повторные и круговые перевозки. Нерационально простроенные маршруты приводят к увеличению логистических, и в первую очередь транспортных издержек [6].

6. Недогруз подвижного состава. Нежелание или неумение комплектовать отправку от разных грузоотправителей влечет проблему нерациональной эксплуатации грузоподъемности транспортных средств. Очевидно, что сборная доставка довольно сложна, но она более выгодна для отправителя и перевозчика. Но данный изъян в логистической системе не является критическим и имеет значение лишь при крупных, сборных отправках [1; 4].

7. Страхование грузов и транспортных средств. В настоящее время все больше грузоотправителей и грузополучателей стараются осуществить страхование транспортируемого товара. Если компания прибегает к услугам транспортных компаний, то страхование при каждой отправке является обязательным [5]. Причем, по словам практиков, преобладает страхование именно груза, а не транспортного средства с грузом. Но более приемлемым вариантом было бы страхование подвижного состава вместе с перемещаемыми материальными средствами. Так предприятие могло бы обезопасить и себя от всевозможных рисков.

8. Отсутствие программного обеспечения для логистики. В настоящее время ИТ-рынок предлагает множество программных продуктов, но в большей степени они предназначены для

Управление в организациях, отраслях. Предпринимательство

41

А. Г. Прессель, Л. В. Прохорова

ведения учета расходов компаний. А вот специализированных программ для транспортной логистики на рынке меньше. К тому же имеющиеся программы имеют различные отзывы, а объективной аналитики вообще нет. Учитывая значительную стоимость таких программ, неудивительно, что потенциальные покупатели теряются, а идея их покупки откладывается на будущее [7].

Международные торговые компании правильно характеризуют российский логистический рынок как молодой, развивающийся и перспективный. Сами участники рынка связывают, прежде всего, самые большие надежды на развитие транспортно-логистического бизнеса в России с ростом потребительского спроса, а также с улучшением инвестиционного климата, с разработкой инновационных подходов в логистике и с улучшением макроэкономических показателей России [2]. Ежегодно логистический рынок совершенствуют, исключая тормозные моменты. Так и

за последние годы данный рынок, а в частности, грузоперевозок в России сильно изменился, но не смог избавиться от всех проблем. Мы выявили наиболее острые проблемные точки по итогам опросов и информации из литературных источников. Участники рынка, обсуждая негативные факторы развития транспортно-логистической отрасли, обращают внимание на плохое состояние дорожной инфраструктуры, ситуацию с неплатежами, демпингом конкурентов и т. д. К тому же присутствует беспокойство у транспортников и работников таможенных органов, наличие коррупции в органах власти, скрытность, непрозрачность состояния дел в отрасли и болезненный рост цен на топливо. Для совершенствования логистических путей необходима корректировка и исправление выявленных нюансов. При благополучном решении, развитие поставок с Китаем повлекут выгоду как для Восточной Азии, так и для России, что является первоначальной задачей всех сфер.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Миротин, Л. Б. Основы логистики : учеб. пособие / Л. Б. Миротин, В. И. Сергеев. — Москва : Инфра-М, 2000. — 200 с.

2. Сергеев, В. И. Менеджмент в бизнес-логистике : монография / В. И. Сергеев. — Москва : Филинъ, 1997. — 768 с.

3. Родников, А. Н. Логистика : термин. слов. / А. Н. Родников. — Москва : Инфра-М, 2000. — 339 с.

4. Миротин, Л. Б. Транспортная логистика : учебник для транспортных вузов / Л. Б. Миротин. — Москва : Экзамен, 2003. — 512 с.

5. Степанов, В. И. Логистика : учеб. для бакалавров / В. И. Степанов. — Москва : Проспект, 2014. — 484 с.

6. Гордон, М. П. Логистика товародвижения : учебник / М. П. Гордон, С. Б. Карнаухов. — Москва : Центр экономики и маркетинга, 1998. — 163 с.

7. Старт в науке: современные проблемы логистики и пути их решения. — URL: https://school-science. ru/8/14/42052 (дата обращения: 20.01.2020 .

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Прессель Александра Геннадьевна — магистрант кафедры менеджмента Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. asha.rtr@mail.ru

Прохорова Людмила Вячеславовна — кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. lvpro@mail.ru

REFERENCES

1. Mirotin L.B., Sergeev V.I. Osnovy logistiki [Fundamentals of logistics]. Moscow, Infra-M, 2000. 200 p. (In Russ.).

2. Sergeev V.I. Menedzhment v biznes-logistike [Management in business logistics] Moscow, Filin", 1997. 768 p. (In Russ.).

3. Rodnikov A.N. Logistika [Logistics]. Moscow, Infra-M, 2000. 339 p. (In Russ.).

4. Mirotin L.B. Transportnaya logistika [Transport logistics]. Moscow, Ekzamen, 2003. 512 p. (In Russ.).

5. Stepanov V.I. Logistika [Logistics]. Moscow, Prospekt, 2014. 484 p. (In Russ.).

6. Gordon M.P. Logistika tovarodvizheniya [Logistics of commodity movement]. Moscow, Tsentr ekonomiki i marketinga, 1998, 163 p. (In Russ.).

7. Start v nauke: sovremennye problemy logistiki i puti ix resheniya [Modern problems of logistics and ways to solve them solutions]. Available at: https://school-science.ru/8/14/42052, accessed 20.01.2020 (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.