Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК НА МЕЖДУНАРОДНЫХ АВИАЛИНИЯХ'

ПОВЫШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК НА МЕЖДУНАРОДНЫХ АВИАЛИНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
172
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
международные грузовые авиаперевозки / международные пассажирские авиаперевозки / мировой рынок авиаперевозок / международные аэропорты / авиакомпании. / international cargo air transportation / international passenger air transportation / world air transportation market / international airports / airlines.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Велиев В.И.

В статье определено состояние международного рынка пассажирских авиаперевозок в настоящее время на основании анализа объемов пассажиропотока, проведён анализ влияния пандемии Covid-19 на рассматриваемую отрасль. Рассмотрена географическая структура авиаперевозок, выделены страны, а также авиакомпании, занимающие лидирующие позиции в мире. В статье выявлены основные тенденции рынка авиационных услуг, даны прогнозные значение его дальнейшего развития. Так, предлагается создание международного авиационного альянса среди авиакомпаний, базирующихся в различных странах. Также предлагается создание международной некоммерческой организации на базе крупных международных аэропортов и создание международного органа по развитию авиаперевозок для повышение экономической эффективности пассажирских перевозок на международных авиалиниях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE ECONOMIC EFFICIENCY OF PASSENGER TRANSPORTATION ON INTERNATIONAL AIRLINES

The article defines the current state of the international passenger air transportation market based on the analysis of passenger traffic volumes, analyzes the impact of the Covid-19 pandemic on the industry in question. The geographical structure of air transportation is considered, countries are highlighted, as well as airlines that occupy leading positions in the world. The article identifies the main trends of the aviation services market, predictive values of its further development are given. Thus, it is proposed to create an international aviation alliance among airlines based in various countries. It is also proposed to create an international non-profit organization based on major international airports and the creation of an international body for the development of air transportation to improve the economic efficiency of passenger transportation on international airlines.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК НА МЕЖДУНАРОДНЫХ АВИАЛИНИЯХ»

ПОВЫШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК НА МЕЖДУНАРОДНЫХ АВИАЛИНИЯХ

Велиев В.И.

Национальная Академия Авиации к.э.н., доцент

IMPROVING THE ECONOMIC EFFICIENCY OF PASSENGER TRANSPORTATION ON

INTERNATIONAL AIRLINES

Valiyev V.

National Aviation Academy Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

Аннотация

В статье определено состояние международного рынка пассажирских авиаперевозок в настоящее время на основании анализа объемов пассажиропотока, проведён анализ влияния пандемии Covid -19 на рассматриваемую отрасль. Рассмотрена географическая структура авиаперевозок, выделены страны, а также авиакомпании, занимающие лидирующие позиции в мире. В статье выявлены основные тенденции рынка авиационных услуг, даны прогнозные значение его дальнейшего развития. Так, предлагается создание международного авиационного альянса среди авиакомпаний, базирующихся в различных странах. Также предлагается создание международной некоммерческой организации на базе крупных международных аэропортов и создание международного органа по развитию авиаперевозок для повышение экономической эффективности пассажирских перевозок на международных авиалиниях.

Abstract

The article defines the current state of the international passenger air transportation market based on the analysis of passenger traffic volumes, analyzes the impact of the Covid-19 pandemic on the industry in question. The geographical structure of air transportation is considered, countries are highlighted, as well as airlines that occupy leading positions in the world. The article identifies the main trends of the aviation services market, predictive values of its further development are given. Thus, it is proposed to create an international aviation alliance among airlines based in various countries. It is also proposed to create an international non-profit organization based on major international airports and the creation of an international body for the development of air transportation to improve the economic efficiency of passenger transportation on international airlines.

Ключевые слова: международные грузовые авиаперевозки, международные пассажирские авиаперевозки, мировой рынок авиаперевозок, международные аэропорты, авиакомпании.

Keywords: international cargo air transportation, international passenger air transportation, world air transportation market, international airports, airlines.

Пандемия 2020 года, повлекшая за собой широкомасштабные ограничительные меры, закрытие границ и ввод во всем мире ограничений на поездки, оказала значительное влияние на перевозку пассажиров авиатранспортом. Так, по данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) мировые пассажирские авиаперевозки рухнули на 65,9%. В странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) показатель пассажирских авиаперевозок упал в 2020 году на 80,3%. Пассажирские авиаперевозки в Латинской Америке снизились на 71,8%, в Европе - на 73,7%, в Африке - на 69,8%, в Северной Америке - на 75,4%, в странах Ближнего Востока - на 72,9% [2].

Актуальность темы исследования мирового рынка авиаперевозок не может подвергаться сомнению, так как в последние десятилетия данная услуга занимает лидирующие позиции в способах перемещения пассажиропотока. Востребованность авиаперевозок с каждым годом заметно возрастает за счет улучшение инфраструктуры, необходимой для авиации, а также совершенствования международного и национального законодательства стран.

Азербайджанский рынок пассажирских авиаперевозок является одним из динамично развивающихся макрорегиональных рынков в структуре мирового рынка пассажирских авиаперевозок. По данным Международного агентства воздушного транспорта (IATA), по итогам за 2020 г. рост мирового рынка составил 4,2% [8]. Азербайджанский рынок за 2020г. достиг роста 3,5% [16], при этом, в структуре баланса наблюдается тенденция усиления роли и влияния бюджетных авиакомпаний и падение пассажиропотока классических Азербайджанских авиаперевозчиков.

Лидерами по авиаперевозкам грузов и пассажиров являются страны Европы, Азии и Северной Америки. Данный факт подтверждает так же рейтинг крупнейших авиакомпаний мира, который возглавляют компании США, Китая и европейской страны - Ирландии.

Рассмотрим анализ рынка пассажирских авиаперевозок на август 2020 г.

Восстановление рынка авиаперевозок на внутренних авиалиниях происходит быстрее, чем на международных:

- Выполненные пассажиро-километры (ИРК) сократились на 75,3% к аналогичному периоду прошлого года в августе (в июле снижение составляло 79,5%). Все регионы отметили небольшое увеличение спроса;

- Рынки внутренних перевозок продолжают возглавлять восстановление отрасли. Однако, прогресс замедлился из-за новых вспышек СОУГО-19 в ряде стран. Спрос на международные перевозки был слабым (не учитывая рейсы внутри Европы);

- Общеотраслевые перевезенные пассажиро-километры (ИРК) продолжили падать быстрее пре-

дельных пассажиро-километров (ASK). В результате, заполняемость кресел (PLF) по отрасли упала до рекордной отметки для августа в 58,5% [4].

Объемы пассажирских перевозок растут после апреля 2020г, ставшего максимальной точкой падения, но к сожалению, медленными темпами. Общеотраслевые выполненные пассажиро-километры (RPK) упали на 75,3% к аналогичному периоду прошлого года (для сравнения в июле - 79,5%). Се-зонно скорректированные объемы пассажирских перевозок (лишенные сезонных взлетов и падений) также увеличивались еще один месяц подряд, но все еще далеки от докоронавирусного уровня.

2017 2018 2019 2020

Рисунок 1 - Объемы пассажирских перевозок [1]

Все регионы зарегистрировали замедление годового снижения, при этом, наиболее устойчивые показатели у перевозчиков Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) (-69,2% г/г). Самое быстрое восстановление объемов пассажирских перевозок -

у авиакомпаний Европы (-73% г/г в августе и -81.2% г/г в июле) благодаря устойчивым показателям на внутренних маршрутах России и первым признакам роста спроса на перевозки внутри Европы.

Доля рынка Август 2020г

RPK (выполненые п.к.) ASK (предельные п.к.) PLF (загрузки кресел) PLF (уровень) RPK ASK PLF PLF

По всему миру (%) 100 -75,3 -63,8 -27,2 58,2 -63,7 -55,3 -15,6 67,4

МВЛ 63,8 - 88,3 - 79,5 - 37,0 48,7 -70,2 - 64,3 -13,6 68,8

ВВЛ 36,2 -50,9 -34,5 -21,5 64,2 -52,3 -39,1 -18,1 65,8

Рисунок 1 - обзор рынка пассажирских авиаперевозок на август 2020г

Восстановление отрасли по-прежнему происходит за счет внутренних перевозок, но новые вспышки СОУГО19 замедлили или реверсировали этот процесс в некоторых странах, включая Вьетнам, Южную Корею и Японию. В августе, совокупные выполненные пассажиро-километры (ИРК) на

ВВЛ сократились на 50,9% к аналогичному периоду прошлого года, а в июле ИРК - на 56,9%, т. е. более медленный рост, чем в предыдущие два месяца. Исходя из количества рейсов за неделю, можно уже сказать, что темп роста может еще больше замедлится в сентябре (Рисунок 2).

Jan Feb Mar Apr May Jun Jul Aug Sep

Рисунок 2 - Еженедельные внутренние и международные рейсы [1]

Спрос на международные перевозки остается низким (снижение на 88,3% по сравнению с предыдущим годом) несмотря на смягчение ограничений на трансграничные перевозки во многих странах. Отсутствие доступных/удобных тестов на корона-вирус, а также принудительные карантинные меры препятствуют возобновлению международных перевозок. Европа стала единственным рынком, демонстрировавшим некоторый рост международного трафика. Однако, согласно данным о еженедельных рейсах, в последнее время повышательная тенденция обратилась вспять.

Показатели основных драйверов спроса на авиаперевозки были смешанными. Показатели ВВП за 2 квартал подтвердили негативное влияние пандемии на глобальную экономику. Во 2 квартале мировая экономика сократилась на 9% к аналогичному периоду прошлого года, что в 3 раза быстрее, чем в "худшем" квартале во время Мирового финансового кризиса. Во многих странах наблюдается высокий уровень безработицы [5].

Позитивный момент - некоторые индикаторы говорят о том, что экономическая активность

начала восстанавливаться с конца 2 квартала по мере ослабления карантина и возобновления биз-несактивности. Глобальные бизнес-настроения (измеряемые сводным индексом, индексом глобальной деловой активности PMI) оправились после апрельского спада (Рисунок 3). Розничные продажи -показатель потребительских расходов - выросли по сравнению с прошлым годом на некоторых ключевых рынках авиаперевозок, включая США, Евро-зону и Китай.

Однако, оживление экономической деятельности, которое исторически являлось одним из ведущих показателей спроса на авиаперевозки, будет иметь ограниченное воздействие на объемы пассажирских перевозок, если пандемия не пойдет на спад. Доступное и надежное тестирование на COVID19 станет одним из решающих факторов роста объема пассажирских перевозок в ближайшей перспективе до разработки и внедрения вакцины. Однако в настоящее время существует неопределенность в отношении наличия достаточного количества тестов.

Рисунок 3 - Индекс деловой уверенности (ежемесячные данные по составному индексу PMI) и

потребительского доверия [7]

Последний опрос 1АТА среди пассажиров показал низкий уровень готовности вернуться к авиапутешествиям. Больше половины опрошенных это сделать не раньше, чем через 6 месяцев. В основном, пассажиры остаются дома потому что не хотят оказаться в карантине по прилету в пункт назначения - 83% опрошенных откажутся от поездки, если есть такие риски. Ослабление потребительского доверия (Рисунок 3) вызвано опасениями по поводу роста безработицы после прекращения государственного субсидирования. Поэтому в ближайшем будущем потребители будут осторожны в своих тратах (включая расходов на авиабилеты).

В августе спрос на международные перевозки отстает от позитивного спроса на внутренние рейсы. Выполненные пассажиро-километры (RPK) на международных рейсах упали на 90% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Исключением стал рынок ЕС, где сокращение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года смягчилось на 7,1 п.п. до -79,9%. Опережающие показатели региона можно объяснить ростом спроса на внутриевропейских маршрутах, где в середине июня были сняты основные ограничения. Тем не менее, недавние вспышки СОУ1Э-19 и связанное с этим сокращение провозных емкостей указывают на то, что в сентябре 2020г. улучшение может остановиться.

В августе 2020г выполненные пассажиро-ки-лометры (КРК) на ВВЛ сократились на 50,9% к аналогичному периоду прошлого года. Однако темп восстановления немного замедлился по сравнению с июлем, поскольку в ряде стран были зафиксированы новые вспышки инфекции [5].

Россия стала первым ключевым рынком внутренних авиалиний, где объемы пассажирских перевозок вернулись к расширению в этом году (+3,8% к аналогичному периоду прошлого года). Снижение тарифов на авиабилеты наряду с бумом внутреннего туризма стали одним из основных факторов стремительного роста выполненных пасса-жиро-километров (RPK). Заполняемость кресел (PLF) российских перевозчиков в августе также была самой высокой среди ключевых рынков (86,4%).

Выполненные пассажиро-километры (КРК) на внутренних рейсах в Китае сократились на 19,1% в годовом исчислении - на 9,3 п. п. выше, чем в июле. Точно так же, как и в России, спрос стимулировался за счет снижения тарифов. Успешное сдерживание вируса в материковом Китае также способствовало оживлению рынка.

Спрос продолжает постепенно восстанавливаться и на внутреннем рынке Бразилии. Выполненные пассажиро-километры (КРК) упали на 67,0% к аналогичному периоду прошлого года в августе (в июле -77,7%). Последние еженедельные данные о рейсах указывают на то, что данная тенденция сохранится в сентябре [6].

В США восстановление внутреннего рынка замедлилось на фоне новой волны СОУГО-19. Объемы внутренних пассажирских перевозок снизи-

лись на 69,3% к августу прошлого года - это небольшое улучшение по сравнению с предыдущим месяцем (июль - 71,5%).

Вторая волна коронавирусной инфекции негативно сказалась на пассажирском трафике Японии и Австралии, где сокращение RPK немного увеличилось до -68.6% и -91.5% к аналогичному периоду прошлого года, соответственно. Ограничения на перевозки между некоторыми штатами и территориями также повлияли на показатели Австралии.

Для повышение экономической эффективности пассажирских перевозок на международных авиалиниях автором предлагается:

Во-первых, предлагается создание международного авиационного альянса среди авиакомпаний, базирующихся в международных странах (США, Европейские страны, Российская Федерация, Азиатские страны) осуществляют деятельность множество крупных по европейским меркам авиакомпаний (ПАО «Аэрофлот», ОАО «Авиакомпания «Белавиа», ОАО «Уральские Авиалинии», АО «Авиакомпания «Сибирь», «LOT Polish Airlines», «Smartwings», «TAROM», «Wizz Air» и другие) [2].

Предлагается открыть филиал альянса в столице каждой страны. Формирование авиационного альянса будет способствовать открытию новых рейсов. В рамках данного предложения возможно создание единой бонусной программы начисления милей по направлениям в данных странах. Начислять мили предлагается исходя из дальности перелета

Во-вторых, предлагается создание международной некоммерческой организации на базе крупных международных аэропортов. Формирование подобной организации станет площадкой для обмена опытом среди крупных участников рынка аэропортового обслуживания.

По мнению автора, в состав предлагаемой организации должны входить аэропорты, которые:

- имеют международный статус;

- финансово устойчивы (значения финансовых коэффициентов соответствуют нормативным значениям);

- имеют развитую аэродромную инфраструктуру, способную принимать и обслуживать все типы воздушных судов;

- обслуживают более 1 млн пассажиров за календарный год.

По мнению автора, конечной целью формирования международной некоммерческой организации аэропортов должна стать разработка и внедрение единых стандартов обслуживания пассажиров во всех аэропортах в период форс- мажорных (COVID-19) ситуациях.

В-третьих, предлагается создание международного органа по развитию авиаперевозок в перечисленных странах. В состав данного органа предлагается включить представителей: органов исполнительной власти, региональных властей, авиакомпаний, аэропортов, операторов наземного обслуживания, а также организаций и предприятий,

связанных с рынком авиаперевозок и аэропортового обслуживания, представители должны быть из разных стран [7].

Создание международного органа будет способствовать решению следующих задач:

- проведению анализа и мониторинга рынка авиаперевозок и рынка аэропортового обслуживания стран;

- разработке мероприятий, направленных на развитие и интеграцию рынка авиаперевозок и рынка аэропортового обслуживания;

- проведению исследований (в том числе маркетинговых) рынка авиаперевозок и рынка аэропортового обслуживания стран;

- разработке научно-методических и практических рекомендаций по развитию рынка коммерческих авиаперевозок и рынка аэропортового обслуживания стран.

В рамках данного органа предлагается проведение ежегодных конференций по актуальным проблемам и перспективам развития рынка коммерческих авиаперевозок и аэропортового обслуживания [6].

Таким образом резюмируя, стоит отметить быстрое восстановление отрасли в первом квартале 2021 года. По данным IATA внутренние авиаперевозки пассажиров во многих странах уже вернулись на допандемийный уровень, особенно позитивны цифровые показатели в Китае и Российской Федерации.

Предложенные рекомендации будут способствовать интеграции и развитию рынка авиаперевозок и аэропортового обслуживания в различных странах.

Список литературы

1. Данные статистического отдела ООН // Официальный сайт статистического отдела ООН. [Электронный ресурс]: URL: https://unstats.un.org/unsd (дата обращения: 16.11.2021).

2. Перечень 30 крупнейших аэропортов Европы по числу обслуженных пассажиров в 2019 году // Официальный сайт ACI EUROPE. [Электронный ресурс]: URL: https://www.aci-europe.org/44-industry-data/40-airporttraffic.html (дата обращения: 16.11.2021).

3. Соколов О.В., Холопов К.В. Современные факторы и тенденции развития международных рынков пассажирских и грузовых воздушных перевозок и место России на рынках авиауслуг // Российский внешнеэкономический вестник. - 2017. -№6. - С. 121.

4. Рынок транспортнологистических услуг: итоги 2018 и перспективы до 2020 года // 4- я международная конференция «Грузовые автоперевозки: вызовы и возможности 2019» - Москва - 27 марта 2019 г.

5. Официальный сайт Международной Ассоциации воздушного транспорта (IATA). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.iata.org/ (дата обращения: 16.11.2021).

6. Официальный сайт Международной организации гражданской авиации (ИКАО). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.icao.int/Pages/default.aspx (дата обращения: 16.11.2021).

7. Официальный сайт компании Аэрофлот. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ar2019.aeroflot.ru/reports/aeroflot/an-nual/2019/gb/Russian/2020/.html (дата обращения: 16.11.2021).

ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ФИНАНСОВЫХ РИСКОВ АГРАРНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ

Вронская А.А.

студентка факультета «Финансы и кредит» Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, Краснодар Назарова О.В. ассистент кафедры финансов Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, Краснодар

ASSESSMENT OF POTENTIAL FINANCIAL RISKS OF AGRICULTURAL FORMATIONS

VronskayaA.

student of the faculty of Finance and credit Kuban state agrarian University named after I. T. Trubilin, Krasnodar

Nazarova O.

Assistant of the Department of Finance Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin, Krasnodar

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.