ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ В ЖКХ КАК ИНСТРУМЕНТ МОДЕРНИЗАЦИИ ОТРАСЛИ
© Шурыгина А.В.*
Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Томск
В статье рассмотрены подходы к повышению энергетической эффективности и стимулированию энергосбережения в отрасли ЖКХ, способные обеспечить полезные эффекты от используемых энергетических ресурсов. Раскрыты основные проблемы и показан большой потенциал энергосбережения в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Ключевые слова энергоэффективность, энергоресурсы, модернизация ЖКХ, частно-государственное партнерство.
С каждым днем становится все более очевидно, что энергоэффективность является одним из основных трендов развития мировой экономики в XXI веке. Принятый 23.11.2009 г. Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон) [1] установил правовые, экономические и организационные основы стимулирования энергосбережения, как комплекса мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования. Закон обозначил первоочередные направления повышения энергоэффективности, сроки внедрения ключевых мероприятий, формы стимулирования за их исполнение.
Отрасль жилищно-коммунальное хозяйство, как точка приложения основных усилий, напрямую в Законе не выделена. Тем не менее, практически все сферы энергосбережения, обозначенные в Законе, относятся непосредственно к ЖКХ, где вопрос сокращения энергопотерь стоит гораздо острее, чем в любом другом секторе экономики. Почти половина всех топливно-энергетических ресурсов развитых стран тратится сегодня на обеспечение коммунальных нужд их граждан. ЖКХ напрямую обеспечивает жизнедеятельность жилищной сферы, которая составляет треть национального имущества и обеспечивает деятельность значительной доли остального имущества (промышленных предприятий, сферы услуг, объектов бюджетной сферы). При этом сама отрасль постоянно несет на себе «крест экономической несостоятельности», угрозы банкротством, обусловленной огромными социальными обязательствами перед малоимущими и заслуженными гражданами, которыми ее обременило государство. Поэтому при выгодном экономическом положении, когда в отрасли практически отсутствует конкуренция, возможности предприятий ЖКХ для модернизации весьма ограничены.
* Студент кафедры Экономики.
Серьезные проблемы и большой потенциал энергосбережения заложен в уже построенном жилищном фонде, который возводился с заложенными в нем энергетическими потерями. Построенные дома постоянно излучают тепло через тонкие панельные стены, межплитные швы, открытые форточки, превращая города в гигантское энергетическое решето [2]. Физический и моральный износ тепловых сетей и энергетического оборудования на объектах коммунальной инфраструктуры невероятно высок. В связи с этим:
- растет число внеплановых отключений потребителей по причине не соответствия объектов ЖКХ современным требованиям энергетической безопасности;
- растет энергоемкость производства тепловой энергии за счет использования дорогостоящего и не экологичного топлива: мазута и дизеля;
- растут тарифы на электрическую и тепловую энергию для частных и коммерческих потребителей из-за низкого уровня энергоэффективности и энергосбережения на местных ТЭС;
- обостряется дефицит электрической и тепловой энергии на фоне развития городов и увеличения числа потребителей. Нехватка энергии может стать существенным фактором сдерживания экономического роста страны [3].
Учитывая вышесказанное, можно констатировать, что необходимость в коренной модернизации жилищно-коммунального хозяйства России назрела уже давно. Россия располагает масштабным недоиспользуемым потенциалом энергосбережения (ученые считают, что показатель энергоемкости может быть снижен более чем на 40 %), который по способности решать проблему обеспечения экономического роста страны сопоставим с приростом производства всех первичных энергетических ресурсов. По оценке ученых, до 2015 года темпы снижения энергоемкости при отсутствии скоординированной государственной политики по энергоэффективности могут резко замедлиться. Это может привести к еще более динамичному росту спроса на энергоресурсы внутри страны. Запасов нефти и газа в России достаточно, однако увеличение объемов добычи углеводородов и развитие транспортной инфраструктуры требуют значительных инвестиций.
Существует два пути решения этой проблемы:
- первый - крайне капиталоемкий путь наращивания добычи нефти и газа и строительства новых объектов электрогенерации;
- второй - существенно менее затратный, связанный с обеспечением экономического роста в стране за счет повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов.
Следует отметить, что на практике необходим симбиоз первого и второго вариантов с приоритетом энергоэффективности. Барьеры, сдерживающие развитие энергосбережения и энергоэффективности в стране, можно разделить на четыре основные группы:
- недостаток мотивации;
- недостаток информации;
- недостаток опыта финансирования проектов;
- недостаток организации и координации.
Прежде был еще пятый барьер - недостаток технологий. Но на настоящий момент такого ограничения больше не существует. Рынок предлагает широкий выбор энергоэффективного оборудования, материалов, а также консультационных услуг по вопросам энергосбережения и энергоэффективности [4].
Для исправления ситуации и решения годами накопившихся проблем государство принимает меры по внедрению принципов энергоэффективности и энергосбережения в сфере жилищно-коммунального хозяйства. При поддержке государства местные органы власти внедряют программы модернизации систем теплоэнергоснабжения объектов ЖКХ и развития коммунальной инфраструктуры. Эти программы опираются на принятый Федеральный закон N 261-ФЗ, постановление Правительства РФ № 1221 от 31.12.2009 г. «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд», основные положения проекта Федерального закона «О теплоснабжении» и другие законы, над которыми в настоящее время ведется активная работа.
В соответствии с этими документами приоритетной задачей предприятий коммунального хозяйства является внедрение современных энергоэффективных технологий и оборудования при строительстве и реконструкции объектов коммунальной энергетики, обеспечивающих комбинированную выработку тепловой и электрической энергии. Также весь жилой фонд и коммунальная инфраструктура нуждается в приведение в соответствие с современными стандартами энергосбережения, поскольку основной объем ресурсопотерь приходится сегодня именно на жилые здания, а не на городские и квартальные теплосети. Эффективным является проведение основных технических мероприятий по модернизации домов, закрытие контура, утепление чердаков, подвалов, установка приборов учета и прочее. В настоящее время промышленность выпускает все необходимое, что нужно применять в ЖКХ [5].
Муниципалитетам и государственным органам власти в целях снижения бюджетных расходов следует добиваться снижения издержек не только на производство, но и доставку коммунальных услуг до жилых домов. Внедрение конкуренции на рынках коммунальных услуг - главный механизм снижения издержек. В договорах на управление муниципальными коммунальными системами, или договорах на покупку коммунальных услуг у частных компаний должны четко фиксироваться требования к целевому уровню эффективности производства коммунальных услуг и приведению их в соответствие со стандартами. Нанятые населением энергосервисные компании будут оплачивать только необходимый объем услуг строго по приборам учета. Ресурсо-
снабжающее предприятие не сможет заставить оплачивать низкую эффективность своей работы ни бюджет, ни энергосервисные компании, ни население. Но при этом для мотивации коммунальных предприятий к снижению издержек часть получаемого эффекта должна оставаться в их распоряжении на определенный срок. Повышение эффективности по всей системе будет происходить под давлением роста эффективности у конечных потребителей и далее по всей цепочке. Поставщик услуг в каждом ее последующем звене вынужден будет снижать затраты для сохранения своей рыночной ниши.
Решение поставленных задач будет способствовать экономии энергоносителей, обеспечению энергетической безопасности, снижению энергоемкости в отрасли ЖКХ, и как следствие - предотвращению роста цен на тепловую и электрическую энергию для конечных потребителей.
Особое значение проблема энергоэффективности приобретает в регионах. Ведь именно здесь должны реализовываться проекты по эффективному использованию топливно-энергетических ресурсов с активным участием бизнес-сообщества. В вопросах энергосбережения и повышения энергоэффективности важно организовать взаимодействие с бизнес-сообществом. Однако, реализация проектов частно-государственного партнерства в сфере ЖКХ сталкивается с системой тарифообразования, которая не предполагает долгосрочные инвестиции. Существует мнение, что отрасль не нуждается в дополнительных бюджетных капиталовложениях. Первичные капиталовложения формируются за счет аккумуляции части экономии, получаемой от внедрения мероприятий по энергосбережению, например от установки приборов учета. Финансовые средства, полученные от экономии на издержках, должны направляться на дальнейшее снижение издержек, на развитие предприятия и материальное поощрение. Любой эффективный механизм является комплексным, в нем органично взаимодействуют экономические, финансовые, организационные, информационные и технические элементы. Пренебрежение хотя бы одним из них или их сопряжением приводит к неработоспособности всего механизма.
Новые механизмы в ЖКХ нужно конструировать и обслуживать по-новому. Термин «механизм» применительно к решению проблем ЖКХ является достаточно распространенным. Например, обеспечение устойчивости получения бюджетной экономии от установки приборов учета и мер по повышению энергоэффективности требует изменений в правилах лимитирования и финансирования энергопотребления бюджетной сферы, создания системы обслуживания приборов учета, изменения расчетов за энергоресурсы и воду, создания структур, осуществляющих мониторинг экономии, ее аккумуляцию и распределение между участниками. Кроме того, необходимо обеспечить информационную и образовательную поддержку мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности использования топливно-энергетических ресурсов на всех уровнях управления.
Повышение энергоэффективности российской экономики есть и будет одной из наиболее приоритетных задач развития Российской Федерации в ближайшие десятилетия. Успешное решение данной проблемы является ключевым фактором долгосрочного поддержания конкурентоспособности народного хозяйства страны, роста благосостояния населения и решения приоритетных задач социально-экономического развития. Не менее важную роль энергоэффективность играет и в сфере защиты окружающей среды, а также рационального использования невозобновляемой базы природных ресурсов.
Повышение энергоэффективности ЖКХ является одним из наиболее эффективных инструментов модернизации сектора и способно значительно повысить экономическую привлекательность данной отрасли народного хозяйства, обеспечив привлечение инвестиций и новых технологий [6]. Опыт последних десятилетий показал, что коммунальные организации могут выйти на новый уровень рентабельности, при условии активного использования ими комплекса мер по ресурсосбережению и повышению энергетической эффективности. Подобные преобразования уже начинают происходить в нашей стране, что позволяет умеренно оптимистично смотреть на перспективы развития российской отрасли ЖКХ.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
2. Энергоэффективность: руководство к действию. Как жить и работать в новых условиях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.dorkom-stroy.ru/zhkh/energoeifektivnost-rukovodstv.
3. Повышение энергоэффективности объектов ЖКХ. Проблемы отрасли [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bpcenergy.ru/solutions/ zhil-complex.
4. Министерство энергетики Российской Федерации. Отрасль [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minenergo.gov.ru/activity/energoef-fektivnost.
5. Сергей Круглик: «Энергоэффективность в ЖКХ - задача номер один» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. вестник-строительства. рф/archive/articles.
6. Ковалев А. Совет Федерации поможет субъектам РФ привлекать германских инвесторов в проекты повышения энергоэффективности ЖКХ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://defacto.adm-chernigovka.ru/news/ ekonomika.