Научная статья на тему 'Повышение эффективности реализации энергосберегающих мероприятиях за счет централизации энергетических активов'

Повышение эффективности реализации энергосберегающих мероприятиях за счет централизации энергетических активов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
232
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ АКТИВОВ / ЭНЕРГОСЕРВИС. ENERGY SAVING / THE ENERGY EFFICIENCY / CENTRALIZATION OF POWER ASSETS / ENERGY PERFORMANCE CONTRACTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Радченко Андрей Вячеславович, Корчагов Сергей Антонович

В настоящей статье исследовались вопросы актуальности энергосбережения, проблемы и сложности при реализации энергосберегающих мероприятий, рассматривалась возможность применения механизмов централизации энергетических активов для повышения эффективности внедрения энергосберегающих мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE EFFICIENCY OF ENERGY SAVING MEASURES THROUGH CENTRALIZATION OF POWER ASSETS

In the article the relevance of energy saving, the problems and difficulties in the implementation of energy saving measures, the possibility of applying mechanisms of centralization of power assets to improve the effectiveness of the implementation of energy saving measures were investigated.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности реализации энергосберегающих мероприятиях за счет централизации энергетических активов»

УДК 334.78

А.В. Радченко, С.А. Корчагов

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ

ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИИЙ ЗА СЧЕТ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ АКТИВОВ

В настоящей статье исследовались вопросы актуальности энергосбережения, проблемы и сложности при реализации энергосберегающих мероприятий, рассматривалась возможность применения механизмов централизации энергетических активов для повышения эффективности внедрения энергосберегающих мероприятий.

In the article the relevance of energy saving, the problems and difficulties in the implementation of energy saving measures, the possibility of applying mechanisms of centralization of power assets to improve the effectiveness of the implementation of energy saving measures were investigated.

В условиях роста и развития глобальной экономики, расширения объёмов потребления и производства энерго- и ресурсосбережение стало одной из самых серьезных задач XXI века.

Под энергосбережением принято понимать реализацию организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг) [1].

Стратегическая цель энергосбережения заключается в повышении энергоэффективности во всех отраслях, во всех поселениях и на всех территориях. Снижение потребления позволяет обеспечивать подключение новых потребителей при минимальных капитальных затратах на развитие инфраструктуры и снимает проблемы выделения земельных участков под новое строительство объектов генерации, отчуждение санитарно-защитных зон и т.д., что в целом положительно сказывается на градостроительном развитии.

Российская экономика одна из самых расточительных в мире. Показатель энергоемкости ВВП Росси практически в 2 раза выше среднемирового показателя, и в 3 раза выше среднего показателя стран Евросоюза. При этом, Россия потребляет около 6% мировых энергетических ресурсов (рис. 1). По оценкам экспертов, потенциал энергосбережения в России составля-

ет около 45% текущего потребления (примерно 350 млн. т.у.т.). Причем: 31% (около 140 млн. т.у.т.) приходится на энергоемкие отрасли промышленности, 30% (около 135 млн. т.у.т.) - на топливно-энергетический комплекс, 24% (около 110 млн. т.у.т.) - жилищно-коммунальное хозяйство. Уровень энергосбережения в сельском хозяйстве оценивается в 15 млн. т.у.т., в транспортной сфере - в 30 млн. т.у.т., в федеральной бюджетной сфере - в 22 млн. т.у.т (рис. 2).

Проблема энергоэффективности является актуальной не только для сферы ЖКХ, но в промышленном секторе. Это обусловлено: 1) высокими затратами на энергетические ресурсы. Более трети российских предприятий в составе себестоимости продукции имеют 6-10% затрат на энергетические ресурсы, около 20% предприятий - 15% затрат на энергетические ресурсы, 15% предприятий - 25% затрат на энергетические ресурсы. Снижение доли издержек на энергетические ресурсы снижает себестоимость продукции и позволяет повысить конкурентоспособность предприятий (рис. 3) [2].

Рис. 1. Энергоемкость ВВП, т.н.э./1000$[2]

Рис. 2. Потенциал энергосбережения, %[2]

Рис. 3. Взаимосвязь энергетической эффективности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов

Несмотря на то, что проблема энергосбережения является актуальной, в России и во многих развивающихся странах существуют проблемы, которые сокращают эффективность реализации энергосберегающих мероприятий:

• малоразвитая практика финансирования проектов в сфере энергосбережения,

• отсутствие квалифицированных специалистов в области энергосбережения в средних и малых организациях государственного и частного секторов,

• возложение функций энергосбережения на непрофильные ведомства,

• отсутствие купных системных проектов энергосбережения,

• низкая инвестиционная привлекательность небольших проектов

• сложность реализации излишков энергии, возникающих в результате реализации энергосберегающих мероприятий[6]. Вышеназванные причины во многом обусловлены одним единственным фактором - недостаточным эффектом масштаба на уровне мелких проектов. Небольшая организация или государственное учреждение по своему функциональному назначению и уровню ресурсного обеспечения не могут и не должны содержать в штате квалифицированных специалистов в области энергосбережения и привлечения инвестиций.

Для решения обозначенных проблем необходим механизм, позволяющий в полной мере использовать эффект масштаба [6]. Возможным способом достижения эффекта масштаба является централизация энергетических активов, под которой подразумевается передача всех или части энергетических активов от небольших хозяйствующих субъектов в операционный контроль и управление специализированных централизованных структур, ответственных за энергосбережение (рис. 4).

Схема отношений до централизации энергетических активов

Поставщик энергетического ресурса

Ж

Плата за энергетический ресурс

Л

Субъект 1 Субъект 2 Субъектп

1 Управление ▼ 1 Управление Т 1 Управление Т

Энергетические Энергетические Энергетические

актив актив актив

Субъекта 1 Субъекта 2 Субъекта п

Схема отношений после централизации энергетических активов

Поставщик энергетического ресурса

- к-

-Уменьшенная плата за знергетический-ресурс

1

Субъект 1 1 Субъект 2 ь Субъект п

1 X А

использование Т использование Т использование Т

Энергетические Энергетические Энергетические

актив актив актив

Субъекта 1 Субъекта 2 Субъекта п

~ Управление, модернизация, " контроль энергоэффективности _1_

Специализирован ая управляющая компания

Разделение Экономии энергетического ресурса

Рис. 4. Принципиальная схема отношений участников субъектов до и после централизации энергетических активов [6]

Под энергетическими активами подразумеваются инженерные системы электроснабжения, освещения, водоснабжения и отопления, а также, объекты генерации.

В государственном секторе в качестве специализированных централизованных структур могут выступать департаменты и управления энергосбережения. В частном секторе такими структурами могут выступать специализированные энергосервисные компании[3].

После проведения централизации энергетических активов для проведения энергосберегающих мероприятий специализированная управляющая компания может привлекать частных инвесторов через такие инструменты, как концессионные соглашения с элементами энергосервисных контрактов. Инвестор за собственный счет осуществляет модернизацию энергетических активов по группам объектов, централизованных по отраслевому принципу, и получает право получения доходов с экономии за счет сокращения энергопотребления ниже минимально требуемого уровня в течение периода, который позволит окупить все вложения, затраты и получить норму прибыли [6]. К достоинствам предложенного метода относятся:

• повышение инвестиционной привлекательности, за счет укрупнения объектов, снижения удельных административных и организационных расходов и эффекта масштаба,

• эффект масштаба - сокращение условно-постоянных расходов и размытие расходов на все объекты в рамках централизованной структуры, связанных с инжинирингом и привлечением квалифицированного персонала,

• стандартизация процедур, контроля, типовых проектов и мероприятий.

• К недостаткам метода можно отнести:

• в ряде случаев, невозможность вывода и централизации активов (например, для вывода систем освещения их сначала нужно отделить от систем других потребителей электроэнергии).

Таким образом, централизация энергетических активов имеет как положительные, так и негативные последствия. В определённых моментах централизация активов на уровне отдельных муниципальных образований сможет ускорить процесс внедрения энергосберегающих мероприятий и повысить энергоэффективность. Вместе с тем, необходимо учитывать прошлый опыт и не допускать излишней бюрократизации процессов.

Предложенные мероприятия будут эффективны только в том случае, если главной целью централизации будут конкретные измеримые и простые показатели энергетической, экономической и социальной эффективности.

Библиографический список

1.Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности " [Принят Гос. Думой 11 ноября 2009 г.: с последними изм. и доп. по состоянию на 01 мая 2013 г.] . - М.: Российская Газета, 2009, №5050.

2. Актуальность энергосбережения для предприятий // Государственная информационная система в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, 2012, режим доступа: http://gisee.ru/bussiness/actual articles

3. Проблемы энергосбережения в России // ООО "ИТЦ Энергоэффект, 2012, режим доступа: http: //energyeffect.net/index.php-id= 19. html

4. Централизация - энергоснабжение // Большая энциклопедия нефти и газа, 2013, режим доступа: http://www.ngpedia.ru/id584054p1.html

5. Централизованная система противоаварийного управления (ЦСПА) // Системный оператор единой энергетической системы, 2011, режим доступа: http://so-ups.ru

6. Радченко А.В. Концепция проведения энергосберегающих мероприятий на основе централизации энергетических активов, находящихся на объектах бюджетной сферы г. Москвы // Правительство Москвы, Департамент топливно-энергетического хозяйства, 2012.

УДК 658.53: 331.103

Р.М. Хайкин, М.А. Савенко, А.В. Евдокимова

Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева, Москва, Россия

АДАПТАЦИЯ НОРМАТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО ТРУДУ К СОВРЕМЕННЫМ УСЛОВИЯМ ПРОИЗВОДСТВА

Имеющаяся нормативная база данных норм времени, выработки, обслуживания и численности персонала представляет собой огромные массивы табличного материала. В таком виде они неприменимы в условиях автоматизированного расчёта параметров оптимальной организации труда. Проведена работа по трансформации табличных данных нормативов времени в фор-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.