ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ СБАЛАНСИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ А.В. Красникова, канд. экон. наук, доцент
Воронежский государственный технический университет
В статье раскрыта актуальность управления устойчивым развитием предприятий, обоснован подход к управлению развитием на основе сбалансированной системы показателей. Произведено формирование стратегической карты и установление целевых показателей
На всех уровнях управления хозяйствующими структурами главной целью является достижение устойчивого развития экономики. В настоящей работе под устойчивым развитием предприятия будем понимать совокупность всех составляющих элементов, внутренних процессов и связей, направленная на продолжительное противодействие дестабилизирующим факторам внешней среды и самосохранение в процессе развития путем активизации внедрения новшеств [3].
По мнению автора, основными элементами устойчивого развития предприятия являются: производственная, экономическая, социальная и экологическая устойчивость предприятия. Поскольку существует дисбаланс в приоритетах развития социальной, экологической, производственной и экономической подсистем предприятия, приводящий к противоречиям при формировании стратегических целей и поста-
новке тактических задач его деятельности, рекомендуется внедрить сбалансированную систему показателей.
Сбалансированная система показателей является стратегическим инструментом управления предприятием и позволяет планомерно реализовывать его стратегические планы, переводить их на язык операционного управления и контролировать реализацию стратегии повышения устойчивого развития предприятия на основе ключевых показателей эффективности деятельности [1]. Проект по разработке и внедрению ССП для ОАО «Электросигнал» схематично представлен на рис. 1.
Одним из основных этапов при разработке сбалансированной системы показателей является формирование стратегической карты. На рис. 2 представим стратегическую карту, разработанную для ОАО «Электросигнал».
Рис. 1. Проект по разработке и внедрению ССП в ОАО «Электросигнал»
Далее в соответствии с разработанными стратегическими целями по четырем перспективам ССП необходимо для каждой такой цели выбрать ключевой показатель, который в наибольшей степени может охарактеризовать степень ее достижения.
Использование показателей направлено на конкретизацию системы целей и сделать разработанные
цели измеримыми. Показатели можно идентифицировать только тогда, когда существует ясность в отношении целей [2].
В табл. 1 представлены ключевые показатели эффективности для финансовой составляющей.
Рис. 2. Стратегическая карта сбалансированной системы показателей для ОАО «Электросигнал»
Таблица 1
Стратегические цели и ключевые показатели компании - КР1
№ Стратегическая цель № Корпоративный ключевой показатель - КР1
Б1. Увеличение экономической добавленной стоимости Б1.1. Экономическая добавленная стоимость
Б2. Увеличение оборота компании Б2.1. Объем продаж продукции
Б2.2. Объем продаж новым клиентам
Б3. Уменьшение расходов компании Б3.1. Доля всех расходов в обороте компании
Б4. Оптимизация активов компании Б4.1. Доля заемных средств в активах предприятия
После разработки КР1, предприятию следует пересматривать эти показатели на регулярной основе, так как использование некоторых ключевых показателей может привести к незапланированным результатам, другие показатели могут со временем потерять свою актуальность.
Важным аспектом управления при использовании является установка целевых значений. Под целевыми значениями показателей понимаются количественные значения показателей, на которые предприятие намерено выйти к определенному моменту времени [5].
Целевые значения варьируются от показателя к показателю и зависят от предсказуемости и прогнозируе-мости измеряемого параметра. Они могут быть выражены: фиксированными числами; диапазонами чисел; верхними и нижними границами.
Без наличия целевых значений показатели, разработанные для измерения стратегических целей, не имеют смысла. Принципиальная сложность определения целевого значения того или иного показателя состоит в том, чтобы найти реально достижимый уровень.
В ряде случаев предприятия выбирают показатели, по которым никогда не собиралась фактическая информация. Тогда в качестве первого шага в определении целевого значения можно порекомендовать предпринять попытку измерить сегодняшнее значение показателя и принять решение, насколько в стратегической перспективе оно может быть улучшено. Для этого уже на этапе формулирования показателей и определения их новизны назначаются лица, ответственные за сбор информации о текущем значении этих показателей и ее представление рабочей группе проекта [5].
Для установления целевого значения ключевого показателя эффективности произведем расчет экономической добавленной стоимости. Для этого предварительно рассчитаем средневзвешенную стоимость капитала.
Согласно общепринятой концепции, WACC рассчитывается по формуле (1) [4]:
wacc = kexwe + kdxwd , (1)
где ^ — цена заемного капитала;
wD — доля заемного капитала в структуре капитала;
^ — цена собственного капитала;
wE — доля собственного капитала в структуре капитала.
Для определения стоимости собственного капитала применим модель оценки долгосрочных активов (capital assets pricing model — CAPM). Ставка дисконтирования (ставка доходности) собственного капитала (Re) рассчитывается по формуле (2):
kE =kf+pX(km-kf), (2)
где kf - безрисковая ставка дохода; в - коэффициент, определяющий изменение цены на акции компании по
сравнению с изменением цен на акции по всем компаниям данного сегмента рынка;
km - среднерыночные ставки доходности на фондовом рынке.
Рассмотрим подробно каждый из элементов модели оценки долгосрочных активов.
Безрисковую ставку доходности определим как отношение ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации, и объявленного Правительством Российской Федерации на текущий год темпа инфляции по формуле (3):
1+-J-
1 + di = -if, (3)
1+ioo
где di - безрисковая ставка доходности r - ставка рефинансирования; i - уровень инфляции.
Ставка рефинансирования на конец 2012 года составляла 8%, уровень инфляции 7,5 %. Исходя из расчетов по формуле (3) получаем, что безрисковая ставка равна 0,23%
Коэффициент в отражает чувствительность показателей доходности ценных бумаг конкретной компании к изменению рыночного (систематического) риска [14]. Если в = 1, то колебания цен на акции этой компании полностью совпадают с колебаниями рынка в целом. Коэффициент В примем равным 1.
Премия за рыночный риск (Rm - Rf) - это величина, на которую среднерыночные ставки доходности на фондовом рынке превышали ставку дохода по безрисковым ценным бумагам в течение длительного времени. Она рассчитывается на основе статистических данных о рыночных премиях за продолжительный период.
Таблица 2
Расчет безрисковой ставки и премии за риск
Премия за риск, %
Факторы риска Примечания
2012 2013 2014
Риск размера компании 3 3 3 Данное предприятие является крупным, с позиции предложения не является монополистом ни в одном сегменте рынка
Риск финансовой структуры 2 3 2 Структура капитала в 2013 году незначительно и увеличилась доля заемного капитала
Риск диверсификации клиентуры 2 2 2 Много постоянных клиентов
Риск прогнозируемости доходов 2 2 2 Предприятие за анализируемый период демонстрировало прибыльную работу
Риск качества руководства 1 1 1 Руководство предприятия достаточно квалифицированно
Прочие риски 0 0 2 Финансовый кризис в России в 2014 году
Итого премия за риск 10 11 12
На следующем этапе определим стоимость заемного капитала предприятия.
Проценты по нему выплачиваются до налогообложения. Все расчеты строим применительно к прибыли после налогообложения. Поэтому стоимость долга определяется по формуле (4) [9]:
ка = (1-Т)х кв, (4)
цы;
где Т - ставка налога на прибыль в долях едини-кв - ставка по банковскому кредиту.
Далее произведем расчет средневзвешенной стоимости капитала. Результаты всех расчетов сведем в табл. 3.
Таблица 3
Расчет средневзвешенной стоимости капитала
Наименование показателя Значение показателя
2012 год 2013 год 2014 год
1 2 3 4
Совокупный капитал 1942763,5 2881222 3462259
Величина собственного капитала 874774 1013837 1211597
Доля собственного капитала, % 45,03 35,19 34,99
Величина долгосрочного заемного капитала, тыс. р. 173701,5 7160 155979
Доля долгосрочного заемного капитала, % 8,94 0,25 4,51
Величина краткосрочного заемного капитала, тыс. р. 308567 412289,5 501015
Доля краткосрочного заемного капитала, % 15,88 14,31 14,47
Беспроцентные обязательства 580831 1443076 1591063
Доля беспроцентных обязательств 29,90 50,09 45,95
Безрисковая ставка доходности, % 0,23 1,48 2,1
Коэффициент бета 1 1 1
Премия за риск, % 10 11 12
Стоимость собственного капитала 10,23 12,48 14,1
Годовая процентная ставка по долгосрочному кредиту, % 20 20 20
Годовая процентная ставка по краткосрочному кредиту, % 14 14 14
Ставка налога на прибыль, % 20 20 20
Стоимость долгосрочного заемного капитала 16 16 16
Стоимость краткосрочного заемного капитала 11,2 11,2 11,2
Средневзвешенная стоимость капитала 7,82 6,03 7,28
Полученные данные послужили основой для Результаты расчета представлены в табл. 4. расчета экономической добавленной стоимости.
Таблица 4
Расчет экономической добавленной стоимости
Показатель Значение за период
2012 год 2013 год 2014 год
Выручка от реализации, тыс. р. 2880834 3305333 4861411
Прибыль от продаж, тыс. р. 312650 349341 564765
Налог на прибыль, тыс. р. 62530 69868,2 112953
Чистая прибыль, тыс. р. 250120 279472,8 451812
Инвестированный капитал, тыс. р. 1942763,5 2881222 3462258,5
Плата за капитал, тыс. р. 151841,12 173848,88 251905,43
Экономическая добавленная стоимость, тыс. р. 98278,88 105623,92 199906,57
В табл. 5 представлены целевые значения ключевых показателей эффективности по перспективе «Финансы» для ОАО «Электросигнал». Целевые значения показателей устанавливались с учетом их измеримо
сти, пригодности для использования в процессе принятия решений, реалистичности в техническом и финансовом плане, соответствия практическим возможностям.
Таблица 5
Целевые значения ключевых показателей для финансовой перспективы ОАО «Электросигнал»
Стратегическая цель Ключевой показатель эффективности Целевое значение
Б1. Увеличение экономической добавленной стоимости Р1.1 Экономическая добавленная стоимость 255000 тыс. р.
F2. Увеличение оборота компании Р2.1. Объем продаж 5350000 тыс. р.
Б2.2. Объем продаж новым клиентам 25000тыс. р.
. Уменьшение расходов компании .1 .Доля всех расходов в обороте компании 0,8 р/р
F4. Оптимизация активов компании Б4.1. Доля заемных средств в активах предприятия 46%
Таким образом, в результате внедрения сбалансированной системы показателей ОАО «Электросигнал» получит следующее. Первое — и самое важное — концентрация усилий на стратегически важных для компании направлениях, а именно обеспечение устойчивого развития предприятия. Определена главная цель предприятия, намечены средства ее достижения (стратегические цели), назначены ответственные лица. Второй результат — возможность четкого понимания результативности действий. Наличие у каждой цели показателей ее достижения позволяет каждому участнику процесса понимать свою роль в реализации стратегии компании. И, наконец, третий результат — контроль и управляемость процесса реализации стратегии «сверху вниз». Предприятие, в руках своих руководителей, становится эффективным инструментом достижения поставленной цели.
Литература
1. Гунина, И.А. Стратегическое планирование развития промышленного предприятия на основе системы сбалансированных показателей [Текст]/ И.А. Гунина // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2011. -№7. -11-3. -С.77-80.
2. Казанцева, Г.Г. Повышение эффективности системы управления угольной компанией на основе сбалансированной системы показателей [Текст] / Г.Г. Казанцева, Т.В. Петрова // Организатор производства. - 2008. -№2. - С.49-53.
3. Соломка, А.В. Система управления устойчивым развитием предприятия в условиях инновационной экономики [Текст] / А.В. Соломка: автореф. дис. ... к-та экон. наук / А.В. Красникова. — Воронеж, 2006. — 24 с.
4. Хорошилова, О.В. Финансовое планирование и отчетность [Текст] / О.В. Хорошилова, А.Л. Шары-кина; ГОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет». Воронеж. 2007
5. Хорошилова, О.В. Методический подход к формированию целей и внутрифирменных плановых показателей [Текст] / О.В. Хорошилова // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2008. - Т4. -№7. - С.92-96.
® 8 (473) 243-76-67
Ключевые слова: устойчивое развитие, стратегические цели, сбалансированная система показателей, стратегическая карта, экономическая добавленная стоимость