Научная статья на тему 'Повышение эффективности транспортировки в цепях поставок'

Повышение эффективности транспортировки в цепях поставок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1024
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА / TRANSPORT LOGISTICS / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТИРОВКОЙ / EFFICIENCY OF TRANSPORTATION MANAGEMENT / ЦЕПИ ПОСТАВОК / SUPPLY CHAINS / МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / MULTIMODAL TRANSPORT / ТРАНСПОРТНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ / TRANSPORT COMPONENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стримовская А.В., Бажина Д.Б.

Проанализированы тенденции последнего времени транспортной составляющей в цепи поставок на производственных предприятиях. Показана актуальность применения аналитики как средства повышения конкурентоспособности цепей поставок. Выявлена роль программных продуктов и ИТ-решений в сфере транспортировки для повышения эффективности работы предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Increasing efficiency of freight transportation in supply chains

The paper analyses recent trends regarding the transport component of the manufacturing facilities’ supply chain, showing the applicability of using analytics as a means for increasing competitiveness of supply chains, and setting out the role of software applications and IT solutions in the transportation sphere to increase the efficiency of an enterprise’s operation.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности транспортировки в цепях поставок»

Повышение эффективности транспортировки в цепях поставок

А. В. Стримовская,

преподаватель департамента логистики и управления цепями поставок Национального исследовательского университета Высшая школа экономики, г. Санкт-Петербург (НИУ ВШЭ -Санкт-Петербург)

Д. Б. Бажина,

преподаватель департамента логистики и управления цепями поставок НИУ ВШЭ -Санкт-Петербург

В условиях быстроменяющейся конъюнктуры рынка, политической нестабильности и смещения центра тяжести деловой экономической активности особенно актуальными становятся разработка и внедрение моделей и методов, позволяющих получать однозначные ответы на вопросы о повышении эффективности выполнения транспортных операций.

Быстрый рост развивающихся рынков, урбанизация, перегрузка и дефицит мощностей транспортной инфраструктуры, электронная коммерция и цифровизация — эти феномены современного общества определяют необходимость вводить в действие новые управленческие технологии, позволяющие получать нужные результаты. Установлено, что затраты на выполнение операций и функций в цепях поставок составляют до 8 % всех производственных затрат, причем большая часть указанных издержек — транспортные затраты. В России на транспортную составляющую приходится от 40 до 70% общих затрат в цепях по-

0,31%

0,01% 1,38%

ставок [3, 16]. Согласно источникам [13, 15] в европейских странах в структуре общих логистических затрат также доминирует транспортная составляющая.

В табл. 1 представлены основные данные, отражающие объем грузов, перевезенных различными видами транспорта [17].

Из анализа статистической информации, а также данных табл. 1 следует, что после экономического кризиса 2014 г. рынку транспортных услуг удалось выйти на значения показателей, свидетельствующие о росте его деятельности на фоне общей нестабильности экономики. При этом ключевую роль

■ железнодорожный

I автомобильный

морской

I внутренний водный

I воздушный (транспортная авиация)

I трубопроводный

Рис. 1. Структура объема перевозок по видам транспорта в 2017 г. (по данным [17])

Таблица 1. Объем грузов (млн т), перевезенных различными видами транспорта в 2015-2017 гг.

Виды транспорта 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Весь транспорт 7786,8 7889,1 7985,4

Железнодорожный 1217,9 1227 1266,5

Автомобильный 5356,7 5430,6 5444,6

Морской 18,8 24,6 24,5

Внутренний водный 121,4 118 110,4

Воздушный (транспортная авиация) 0,87 0,98 1,13

Трубопроводный 1071 1088 1138,2

в формировании объема перевезенных грузов играет автомобильный транспорт, который, несмотря на ряд негативных факторов (экономическое эмбарго, санкции и пр.) ищет новые пути развития с наиболее выгодными и приемлемыми условиями ведения бизнеса (рис. 1).

Рост экономики и развитие благосостояния страны во много зависят от активности рынка транспортно-логи-стических услуг. Поэтому сегодня многие компании тщательно анализируют

рис. 2. распределение транспортно-логистических услуг в 2014 г.

рис. 3. количество тонно-километров на одного жителя в 2014 г. [13]

Индекс

250

200 -—__

150 137

100

50 CD^

0

2005 2007 2009 2011 2013

2006 2008 2010 2012 2014

_Выручка (total revenue) Прибыль (маржа по EBIT) .Рентабельностьпродаж, % (ROS)

Примечание: EBIT = прибыль до уплаты процентов и налогов.

рис. 4. соотношение прибыли и выручки по 500 крупнейшим операторам в области цепи поставок в 2014 г. [11]

тенденции развития транспортировки. Например, компания The Boston Consulting Group провела анализ по 500 крупнейшим мировым операторам в области цепей поставок [11]. Выяснилось, что транспортные затраты доминируют на рынке объемом 2 667 млрд евро (рис. 2). В указанную категорию (рынок логистических услуг) были включены совокупные расходы на морские контейнерные, автомобильные, железнодорожные, авиационные перевозки, почтовые отправления, экспресс-доставку.

Отметим, что в аналитических обзорах рынка оценивают показатели выполнения транспортно-логисти-ческих операций по различным параметрам. При этом можно выявить целый ряд важнейших показателей результативности и эффективности, но полученные результаты оказываются неоднородными. В число популярных методов оценки цепей поставок входит logistics performance index (LPI) Международного банка [3, 18]. Индекс LPI характеризует каждую из 155 стран по следующим параметрам: эффективность таможенной очистки; торговля; качество транспортной инфраструктуры; доступность организации конкурентоспособных грузовых отправок; качество предоставляемого сервиса; возможность перевозить и отслеживать грузы; частота, с которой партии груза доходят до получателя. В 2016 г. эксперты Международного банка присвоили России 99-е место в рейтинге, рядом с Коморскими островами, Нигерией, Парагваем и Никарагуа. Заметим, что за 6 лет это наихудший результат для РФ: в 2010 г. Россия занимала 94-ю строчку, в 2012-95-ю, в 2014 г. наблюдалось незначительное улучшение ситуации — 90-е место в рейтинге. Очевидно, такое значение индекса существенно снижает инвестиционную привлекательность ведения бизнеса на территории РФ. На наш взгляд, при расчете LPI отмечается ряд дискуссионных моментов в части сбора данных и их последующего анализа в рамках каждой страны. Например, согласно имеющимся данным [13, 16], количество тонно-километров на одного жителя в России превышает значения стран-лидеров по LPI (в частности Японии, Нидерландов и др.) в несколько раз (рис. 3). При этом известно, что именно относи-

тельные показатели во многом способствуют точному анализу экономической ситуации.

Таким образом, в нашей стране транспортировка в цепи поставок — потенциально перспективное направление. Более того, высококонкурентный характер данного рынка, сложность и комплексность транспортной инфраструктуры, а также другие факторы создают объективные предпосылки для развития методологической базы, направленной на совершенствование управления цепями поставок и транспортировки. При этом непростые рыночные условия лишь отчасти объясняют, почему прибыль не поспевает за ростом выручки в условиях динамично развивающегося рынка транспортно-ло-гистических услуг (рис. 4).

Сложившаяся ситуация: с одной стороны, проявление периода спада

и рецессии в экономике, с другой — закономерное отражение назревших проблем. Большинство специалистов [1, 2, 3, 6, 9, 10, 12, 13] выделяют ряд «узких» мест в сфере организации и управления транспортировкой:

• слабо развитая дорожная сеть (средняя грузоподъемность автопоезда в РФ 15 т, в США 25-30 т);

• высокая степень износа подвижного состава (парк автотранспортных средств более чем на 60 % не соответствует европейским экологическим стандартам);

• превышение срока службы морских судов (63 % устаревших судов нежелательны в зарубежных портах) и пр.;

• узконаправленное и недостаточное использование информационных технологий: главным образом разрозненное применение отдельных про-

36 | «Транспорт Российской Федерации»

№1 (74) 2018

Таблица 2. Модели и методы, используемые при управлении транспортировкой в цепях поставок

Модели и методы Основные

■1 источники

Модель многоэтапной транспортной задачи М. Я. Постан,

1 В. И. Сергеев,

С. А. Уваров

Модель производственно-транспортной задачи; модель производственно-транспортно-складской задачи

Модели взаимодействия транспортных потоков в перевалочных пунктах (методы ТМО)

Методика исследования функционирования перевалочных пунктов (метод имитационного моделирования); методика синтеза интегрированной системы доставки грузов на основе морфологического метода

Алгоритм планирования смешанных перевозок с использованием методом сетевого планирования и управления; методика выбора оптимального варианта доставки груза при перевозках на дальние расстояния (международные перевозки);

методика выбора оптимального варианта доставки груза при перевозках на короткие расстояния; методика планирования внутригородской развозки

B. И. Сергеев,

C. А. Уваров,

С. Н. Нагловский, А. В. Кириченко и др.

М. Я. Постан, Ю. М. Неруш,

Л. Б. Миротин и др.

В. С. Лукинский, А. А. Бочкарев, И. А. Пластуняк, А. А. Лукьянов и др.

Рис. 5. Меры государственной политики в транспортной отрасли и задачи транспорировки в цепях поставок [5]

2

3

4

5

грамм и приложений;

• в отсутствие продуманной стратегии развития цепей поставок необоснованное количество посредников;

• постоянный рост цен на транспортные услуги;

• информационная «закрытость» транспортно-экспедиторских компаний;

• недостаточное количество квалифицированных кадров и низкий уровень компетентности персонала;

• недостаточно высокий уровень

развития прикладных моделей и методов управления цепями поставок, вызванный отсутствием в них аналитической базы;

• ошибки в подходе к диагностике транспортно-логистических систем: функциональный подход к операциям вместо процессного.

По-видимому, фокусировка на преимущественном решении вопросов транспортировки в цепях поставок может стать ключевым звеном на

пути к экономическому росту и повышению эффективности предприятий. Отсюда, учитывая значимость транспортной составляющей в цепях поставок, становится очевидной необходимость дальнейшего развития современных методов управления, которые позволят связать в единое целое виды транспорта, инфраструктуру, складские комплексы. Данные положения находят свое отражение в государственной политике: в Транспортной стратегии до 2030 г., в целевых федеральных программах и т.д. [17]. Взаимосвязь между изменениями в транспортной отрасли и эффективностью функционирования цепей поставок представлена на схеме (рис. 5).

Согласно приведенной схеме, помимо прямого влияния на цепь поставок, транспортировка оказывает опосредованное влияние на конечную стоимость товара, так как позволяет получить добавленную стоимость (рис. 6).

Для учета добавленной стоимости от выполнения транспортировки в модели общих затрат в цепях поставок можно ввести дополнительную переменную, включающую добавленную стоимость в цене продукции от ранее выполненных операций и функции, в частности транспортировки.

В сложившейся ситуации, когда очевидны проблемы, есть перспективы и планы развития, важно, на наш взгляд, сфокусироваться на решении задач оптимизации транспортной деятельности и повышении уровня сервиса в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Одно из первоочередных направлений — разработка и широкое внедрение информационных технологий. При этом речь идет не только об оптимизации процессов на операционном или тактическом уровне управления. Важно предлагать идеи для разработки программного обеспечения на уровне стратегического управления транспортной системой страны, так как большинство решений принимается на основе опыта и мнения экспертов, что не всегда означает точность оценки. Поэтому один из наиболее перспективных способов для повышения эффективности управления цепями поставок связан с информатизацией и цифровизацией. Задача сводится к разработке аналитических моделей и методов, направленных на поддержку принятия управленческих решений, которые в дальнейшем станут

рис. 6. влияние транспортировки на составляющие суммарных транспортно-логистических издержек в цепях поставок [5]

основой для написания тех или иных программных продуктов. Это объясняется тем, что аналитический подход к оценке показателей эффективности позволяет повысить точность оценки и, в отличие от эвристического подхода, лишен субъективизма. Численно выраженные результаты исследования операций позволят менеджерам корректно обосновывать управленческие решения.

Стоит отметить, что вопрос расширения и применения аналитических зависимостей при управлении транспортировкой достаточно хорошо изучен, что подтверждается существенным объемом работ по исследованию транспортных функций и операций с использованием расчетных зависимостей (в различных конфигурациях: от простейших до усложненных моделей). Сводка по моделям, представленным в работах ведущих отечественных специалистов, предложена в табл. 2 [5].

Однако, по мнению ряда авторов [4, 7, 8, 14], вопрос оценки эффективности транспортировки в цепях поставок изучен недостаточно. Поэтому предлагается использовать интегральный метод анализа для вывода расчетных зависимостей, позволяющих оценивать влияние различных факторов на укрупненные результаты работы на нескольких уровнях менеджмента [7-9].

Таким образом, однозначного решения, как повысить эффективность управления транспортировкой в цепях

38 | «Транспорт Российской Федерации:

поставок, сегодня нет. Одни специалисты предлагают сфокусироваться на проблемах управленческого характера, другие рассматривают методологическую базу, практики ищут ответы в обработке статистических данных. Очевидно, что оптимальный подход может быть найден в результате синергетиче-ского эффекта, создаваемого на стыке менеджмента и информационных технологий. Стоит напомнить, что при решении актуальных проблем управления транспортировкой в цепях поставок необходим аналитический подход как наиболее совершенный инструмент для разработки и принятия управленческих решений. □

литература

1. Дыбская В. В., Зайцев Е. И., Сергеев В. И. и др. Логистика / под ред. В. И. Сергеева. М.: Эксмо, 2008. 944 с.

2. Лукинский В. С., Лукинский В. В., Пла-стуняк И. А. и др. Транспортировка в логистике. СПб.: С.-Петерб. гос. инж.-экон. ун-т, 2005. 139 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Лукинский В. С., Лукинский В. В., Плетнева Н. Г. Логистика и управление цепями поставок. М.: Юрайт, 2016. 359 с.

4. Лукинский В. С., Шульженко Т. Г. Оценка эффективности вложений в логистическую инфраструктуру на основе интегрального метода экономического анализа // Матер. XI межд. науч.-практ. конф. «Логистика: современные тенденции развития». СПб.: С.-Петерб. гос. инж.-экон. ун-т, 2012.

5. Носков А. А. Методы оценки эффектив-

ности транспортно-логистических операций в цепях поставок: дис. ...канд. экон. наук. СПб.: С.-Петерб. гос. инж.-экон. ун-т, 2012.

6. Сергеев В. И. Новое видение системы контроллинга логистических бизнес-процессов в цепи поставок // Логист. управл. цепями поставок. 2007. № 5 (22). С. 9-21.

7. Стримовская А. В. Формирование модели оценки ключевых показателей транспортировки в цепях поставок // Там же. 2016. № 3 (74). С. 38-45.

8. Стримовская А. В. Аналитическая оценка ключевых показателей транспортировки для мультимодальных перевозок // Вестн. Астрах. гос. техн. ун-та. Сер. Экон. 2017. № 1. С. 84-92.

9. Стримовская А. В. Формирование системы показателей оценки эффективности транспортировки в цепях поставок: дис. .канд. экон. наук: 08.00.05. НИУ ВШЭ, 2017.

10. Стримовская А. В. Оценка ключевых показателей мультимодальных перевозок на основе концепции точно-в-срок // Трансп. дело Рос. 2016. № 6. С. 163-167.

11. Транспорт и логистика в изменяющемся мире, возврат на путь прибыльного роста: отчет Бостонской консалтинговой группы / Й. Ридль, Х. Фараг, Д. Ко-ренкевич. Boston, 2016. 43 с.

12. Управление цепями поставок. Gower. Под ред. Дж. Гаторны (ред. Р. Огулин, М. Рейнольдс); пер. с 5-го англ. изд. М.: ИНФРА-М, 2008. 670 с.

13. Fact-finding studies in support of the development of an EU strategy for freight transport logistics Lot 1: Analysis of the EU logistics sector, final report. 2015. 190 р.

14. Lukinskiy V. S., Lukinskiy V. V., Zamal-etdinova D. A. The transport-logistics operations performance evaluation in the supply chain // Proceed. Int. Workshop on Innovation for Logistics. Campora S. Giovanni, Italy, 2013. Р. 15-20.

15. European Logistics Association, URL: http://www.elalog.eu/, (дата обращения 15.12.2017 г.).

16. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/, (дата обращения 25.01.2017 г.).

17. Министерство транспорта РФ, URL: www.mintrans.ru, (дата обращения 25.01.2017 г.).

18. The world bank, URL: https://lpi. worldbank.org/, (дата обращения 09.09.2017 г.).

№1 (74) 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.