Научная статья на тему 'Оценка показателей деятельности транспортных организаций на основе методов экономического анализа'

Оценка показателей деятельности транспортных организаций на основе методов экономического анализа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4242
439
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА / РЕЗУЛЬТИРУЮЩИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОРГАНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ / TRANSPORT COMPANY / PERFORMANCE INDICATORS / METHODS OF ECONOMIC ANALYSIS / RESULTING INDICATORS OF PERFORMANCE / ORGANIZATION OF TRANSPORT SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Королева Елена Арсентьевна, Бажина Дарья Борисовна

Для достижения высоких экономических показателей современным транспортным компаниям необходимо получение достоверной и оперативной аналитики, позволяющей оценить влияние уровня и эффективности транспортного обслуживания на экономические показатели транспортного предприятия. Одно из перспективных направлений реализации данной задачи совершенствование аналитического инструментария принятия управленческих решений, связанных с планированием и организацией перевозок. В работе представлен обзор исследований, посвящённых методам экономического анализа и их классификации. Проведён сопоставительный анализ методов, позволяющих определить эффективность деятельности транспортных компаний в зависимости от форм и методов организации транспортного обслуживания грузовладельца: элиминирования; присоединения нераспределённого остатка к одному фактору; цепных подстановок; относительных (абсолютных) разниц, сочетающий логарифмический способ и способ долевого участия; полного дифференциала; интегральный. Приведены примеры сравнительных расчётов с использованием наиболее популярных методов (дифференциального, цепных подстановок и интегрального). Предложено использовать новые методы планирования, основанные на аналитических моделях, что будет способствовать повышению уровня обоснованности принятия управленческих решений при организации транспортного обслуживания. На основе количественных расчётов показано, что интегральный метод даёт однозначные и корректные оценки влияния факторов, связанных с формой и методами транспортного обслуживания, на результирующие показатели деятельности транспортных организаций. Из результатов проведённых расчётов следует, что точность и отсутствие ограничений по количеству учитываемых факторов позволяют с помощью интегрального метода производить однозначную оценку эффективности деятельности транспортной компании, а его применение даёт возможность выработать стратегию, направленную на повышение уровня обслуживания в интегрированной транспортно-технологической системе доставки грузов в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF INDEXES OF TRANSPORT ORGANIZATIONS PERFORMANCE BASED ON THE METHODS OF ECONOMIC ANALYSIS

In order to achieve high economic performance, modern organizations need to obtain reliable and efficient analytics which helps to assess the influence of efficiency of transport maintenance onto economic indexes of transport enterprise. One of the most promising areas of implementation of this task is the improvement of analytical tools for management decisions related to the planning and organizing of transportation. The article provides an overview and classification of existing research in the field of methods of economic analysis and their classification. There has been carried out a comparative analysis of the available methods aimed at determining the efficiency of transport companies, including the following aspects: elimination; joining the unallocated balance to one factor; chain substitutions; relative (absolute) differences; combining the logarithmic method and the method of equity participation; full differential; integral. There were given examples of comparative calculations using the most popular methods (differential, chain substitutions and integral). It is proposed to use new planning methods based on analytical models, which will contribute to the improvement of tools for decision-making in planning and organization of transport. On the basis of quantitative calculations it is proved that the integral method provides unambiguous and correct estimates of the influence of factors on the resulting performance of transport organizations. The result of the analysis show that the accuracy and absence of restrictions on the number of factors taken into account allow this method to make an unambiguous assessment of the efficiency of the transport company, and its use makes it possible to develop a strategy aimed at improving the level of service in the integrated transport and technological system of cargo delivery.

Текст научной работы на тему «Оценка показателей деятельности транспортных организаций на основе методов экономического анализа»

DOI: 10.24143/2073-5537-2018-2-73-83 УДК 338.47

Е. А. Королева, Д. Б. Бажина

ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ОСНОВЕ МЕТОДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Для достижения высоких экономических показателей современным транспортным компаниям необходимо получение достоверной и оперативной аналитики, позволяющей оценить влияние уровня и эффективности транспортного обслуживания на экономические показатели транспортного предприятия. Одно из перспективных направлений реализации данной задачи - совершенствование аналитического инструментария принятия управленческих решений, связанных с планированием и организацией перевозок. В работе представлен обзор исследований, посвящённых методам экономического анализа и их классификации. Проведён сопоставительный анализ методов, позволяющих определить эффективность деятельности транспортных компаний в зависимости от форм и методов организации транспортного обслуживания грузовладельца: элиминирования; присоединения нераспределённого остатка к одному фактору; цепных подстановок; относительных (абсолютных) разниц, сочетающий логарифмический способ и способ долевого участия; полного дифференциала; интегральный. Приведены примеры сравнительных расчётов с использованием наиболее популярных методов (дифференциального, цепных подстановок и интегрального). Предложено использовать новые методы планирования, основанные на аналитических моделях, что будет способствовать повышению уровня обоснованности принятия управленческих решений при организации транспортного обслуживания. На основе количественных расчётов показано, что интегральный метод даёт однозначные и корректные оценки влияния факторов, связанных с формой и методами транспортного обслуживания, на результирующие показатели деятельности транспортных организаций. Из результатов проведённых расчётов следует, что точность и отсутствие ограничений по количеству учитываемых факторов позволяют с помощью интегрального метода производить однозначную оценку эффективности деятельности транспортной компании, а его применение даёт возможность выработать стратегию, направленную на повышение уровня обслуживания в интегрированной транспортно-технологической системе доставки грузов в целом.

Ключевые слова: транспортная компания, показатели эффективности, методы экономического анализа, результирующие показатели деятельности, организация транспортного обслуживания.

Введение

За последние несколько лет возросла конкуренция на рынке транспортных услуг [1, 2]. В связи с этим большинство компаний стремится снизить расходы на услуги такого рода и при этом обеспечить высокий уровень обслуживания клиента. Для достижения данных стратегических целей необходимо сформировать систему показателей, позволяющих анализировать планируемые результаты работы и оценивать влияние конкретных мероприятий на результирующие показатели бизнеса в зависимости от организации транспортного обслуживания клиента. В качестве такого инструмента всё чаще применяют ключевые показатели деятельности KPI (Key Performance Indicators), которые отражают различные аспекты хозяйственной деятельности и позволяют оценивать взаимосвязь между плановыми и фактическими параметрами, а также определяют потенциальные (латентные) направления внесения изменений и улучшений, т. е. оптимальную траекторию развития.

Очевидно, что для выработки стратегии достижения высокого уровня транспортного обслуживания клиента и эффективности деятельности компании требуется соответствующий аналитический аппарат. В большинстве источников методы оценки эффективности транспортных организаций сводятся к сравнению показателей, например, план-факт данного предприятия, к бенчмаркингу или сравнению с «лучшей практикой». Указанные методы анализа, несмотря на очевидные преимущества, не дают полной количественной оценки влияния отдельных факторов, определяющих организацию транспортного обслуживания, на показатели деятельности организации и не позволяют оценить значимость связанных с ними изменений.

Исключительная актуальность применения аналитики как средства повышения эффективности выполнения транспортных операций в интегрированных транспортно-технологических системах доставки грузов заключается в том, что она становится базой разработки и совершенствования IT-решений, т. е. перехода к цифровой экономике.

Методология комплексной оценки эффективности транспортной компании

Снижение рисков в вопросе обеспечения качественного транспортного обслуживания организации может быть обеспечено за счёт внедрения механизма комплексной оценки эффективности транспортной компании. Для реализации этой цели авторы предлагают использовать алгоритм проведения такого анализа, который наряду с применением аналитических моделей и методов включает точные подходы к их выбору и идентификации способности решить задачи по получению конкретных индикаторов в зависимости от особенностей компании. Алгоритм представлен на рис.

Алгоритм реализации аналитических процедур для оценки эффективности транспортной компании

На первом уровне определяется объект анализа, в зависимости от выбора которого будет осуществлён сбор данных. Предполагаемым объектом может стать одно из трёх направлений: анализ существующей интегрированной транспортно-технологической системы доставки грузов, реконфигурация или проектирование новой интегрированной транспортно-техно-логической системы доставки грузов.

На втором уровне производится формирование информационной базы индикаторов, свидетельствующих о том, каким образом осуществляется транспортное обслуживание. Для существующей системы необходимо осуществить сбор и анализ данных для сравнительных оценок план-план, план-факт, для проектируемой системы важнейшими шагами станут: прогнозирование, изучение аналогов, стратегическое планирование, бенчмаркинг и т. п., а для реконфигури-руемой системы необходимо выполнить оба действия.

Третий уровень является наиболее значимым, т. к. связан с отбором методов экономического анализа (МЭА) для оценки влияния экономических и производственных факторов, связанных с организацией транспортного обслуживания, на результирующие показатели деятельности транспортных организаций. Однако, несмотря на довольно обширные исследования МЭА, ряд вопросов остаётся малоизученным. Особенно это касается вопросов классификации методов, их ранжирования и, соответственно, выбора наиболее эффективных и достоверных с позиции цели выполняемых исследований. Одна из причин создавшегося положения - отсутствие опыта проведения сравнительных многовариантных расчётов с использованием различных методов экономического анализа.

Для формирования оценки значимости и достоверности МЭА могут рассматриваться различные подходы. В настоящей статье авторы опирались на аналитические приёмы, представленные в работах З. И. Аксеновой, М. И. Баканова, Р. Н. Роговой, Е. Э. Пинхасика, Х. Д. Квитко, А. Д. Шеремета и других авторов [3-6].

На четвертом уровне происходит определение и ранжирование критериев, направленных на выбор конкретных методов для анализа эффективности транспортной компании, которая участвует в интегрированной транспортно-технологической системе доставки грузов, посредством влияния уровня транспортного обслуживания на экономические показатели. В табл. 1 приведён пример классификации применяемых методов экономического анализа деятельности транспортных организаций, «результаты которой позволили выявить их достоинства и недостатки, а также сформулировать требования к их совершенствованию» [4, с. 9-10].

Таблица 1

Сравнительный анализ методов экономического анализа деятельности транспортной организаций*

\ Критерий \ оценки Метод \ Распределение прироста обобщающего показателя между обусловившими этот прирост факторами осуществляется без остатка Распределение прироста обобщающего показателя производится пропорционально изменению его факторов Результат анализа не зависит от последовательности выявления влияния факторов на обобщающий показатель Результаты анализов не искажаются при укрупнении и разукрупнении факторов Применение при любых значениях факторов Простота метода

Элиминирование - - + - + +

Присоединение

нераспределён-

ного остатка + - + + + +

к одному фактору

Цепных подстановок + + - + + +

Относительных

(абсолютных) + + + - - +

разниц

Сочетающий

в себе логариф-

мический способ + + + + + +

и способ

долевого участия

Полного + + + +

дифференциала

Интегральный + + + + + -

* Составлено по [4].

В табл. 1 представлены семь методов экономического анализа, а для оценки их достоинств и недостатков предложены шесть критериев, при этом каждый критерий позволяет дать полярную оценку (+ или -) рассматриваемому методу.

Приведённые оценки носят качественный характер и без дополнительной информации невозможно отдать предпочтение тому или иному методу, выполнив их ранжирование. Например, метод цепных подстановок имеет один недостаток: конечный результат анализа не зависит от последовательности выявления влияния факторов на обобщающий показатель, тогда как изменение последовательности перебора факторов приводит к изменению результатов промежуточных расчётов. То есть, если первоначально четыре фактора анализировались согласно последовательности: сначала «а^», затем «¿1» далее «С1» и «^», и для фактора «а!» была получена оценка У(а1), то после перестановки типа «с2», «а2», «а?2», «Ь2» соответствующие оценки каждого фактора меняются, т. е. У(а1) Ф Да2) и т. д.

Дадим количественную оценку приведённым в табл. 1 методам и критериям их оценки. Так, из табл. 1 следует, что три критерия имеют по одному «недостатку», два критерия - два «недостатка» и один критерий - три «недостатка». Следовательно, критерии можно ранжировать и, соответственно, присвоить им 3-й (лучший), 2-й и 1-й ранг. Однако если следовать логике автора, то интегральный метод анализа (ИМА), который согласно критерию «простота метода» имеет этот «недостаток», т. е. является «сложным», а метод «полного дифференциала» отвечает данному критерию, но не позволяет получить точных оценок влияния факторов.

Методы экономического анализа, согласно табл. 1, также как и критерии, могут быть разделены на три группы. В первую группу входит логарифмический метод, не имеющий согласно табл. 1 «недостатков». Стоит отметить, что «основным недостатком логарифмического метода является то, что его ... <...> нельзя применять при анализе любого вида моделей факторной системы» [3, с. 126]. Вторая группа включает три метода с одним «недостатком», а именно интегральный, цепных подстановок и присоединения нераспределённого остатка. Третью группу составляют методы, имеющие два и более «недостатка».

Приравнивание интегрального метода и метода цепных подстановок, отнесение их к одной категории противоречит, на наш взгляд, смыслу экономического анализа, поскольку согласно методу цепных подстановок только изменение порядка учёта факторов (перестановка) при выполнении расчётных операций приводит к значительным, но не объяснимым, колебаниям величин оценок влияния одних и тех же факторов.

Авторами применён ещё один подход к классификации методов экономического анализа. Он представлен в табл. 2, где в качестве основных выбраны два признака: первый - это общая характеристика, отражающая аналитическую сущность метода; второй - основные ограничения, оказывающие существенное влияние на возможности практической реализации рассматриваемого метода.

Таблица 2

Характеристики основных методов экономического анализа

Метод Характеристика Ограничения

Дифференциальный Общее приращение результирующего показателя разлагается на слагаемые, каждое из которых является произведением частной производной на приращение переменной При вычислении появляется «неразложимый остаток», который является следствием операции дифференцирования и не учитывается (отображается) в оценках факторов. Других ограничений не имеется

Индексный Позволяет провести разложение обобщающего показателя как с учётом количественных, так и качественных факторов (не только относительных, но и абсолютных отклонений обобщающего показателя) Пригоден для случая, когда число факторов равно двум (п = 2), а результирующий показатель является их произведением (т. е. мультипликативная модель)

Цепных подстановок Путём последовательной замены первоначальных (базисных) значений факторов на фактические (отчётные) рассчитывается ряд промежуточных значений обобщающего показателя; вычисляется разность двух промежуточных значений результирующего показателя, вызванная изменением соответствующего фактора Результаты расчётов зависят от порядка (последовательности) замены факторов, следовательно, невозможно точно определить роль каждого фактора в изменении обобщающего показателя

Логарифмический За счёт логарифмирования модели факторной системы достигается пропорциональное безостаточное распределение (разложение) по искомым факторам Метод нельзя применить для любого вида факторных систем (только мультипликативных); для кратных моделей факторных систем не удаётся получить точных оценок влияния факторов

Интегральный Основывается на суммировании приращений функций, определённых как частные производные, которые умножены на приращение аргумента. Метод устранил неоднозначность, влияние факторов и оценки, позволяет получать наиболее точные результаты Явных ограничений для основных моделей факторных систем не имеет, но требует развития для более сложных вариантов

Сопоставление характеристик методов экономического анализа, приведённых в табл. 1 и 2, позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, систематизированные в табл. 1 качественные оценки «достоинств» и «недостатков» несомненно полезны, но не могут являться реальной платформой для их ранжирования с точки зрения достоверности и однозначности.

Во-вторых, невозможность использования предложенных в табл. 1 критериев для выбора наиболее релевантного метода оценки деятельности транспортных организаций обусловлена отсутствием: а) ограничений по использованию (например, количество учитываемых факторов); б) выявленных уровней «универсальности», которая позволяет определить, для какого вида факторных систем применяется метод; в) установленной точности каждого метода.

В-третьих, выбор наиболее перспективного метода экономического анализа может быть сделан на основе результатов реальных расчётов оценки влияния факторов на показатели деятельности транспортных организаций.

На следующем, пятом уровне, определяются зависимости методов экономического анализа, которые наилучшем образом смогут отразить эффективность транспортной компании.

Например, для анализа эффективности определённой транспортной организации на основе табл. 2 было установлено, что наиболее подходящими являются три метода экономического анализа: дифференциальный, цепных постановок и интегральный (фрактальный).

Для иллюстрации расчётных формул различных МЭА воспользуемся моделью расчёта доходов на перевозку, определяемых по формуле, приведённой в [7-9]

тт 2dL ,

Д = — + (1)

где d - тариф на перевозку, руб./ч; L - расстояние перевозки, км; V - техническая скорость, км/ч; t2-р - время погрузки-разгрузки, ч.

Формула (1) позволяет оценить влияние средней тарифной ставки (й) и показателей транспортной работы на величину доходов с учётом того, что маршрут перевозки - маятниковый с обратным холостым пробегом и полной (номинальной) загрузкой.

Дифференциальный метод. Согласно данному методу основные расчётные зависимости для каждого фактора записываются в виде произведения производной (например, дД/дL) на приращение рассматриваемого фактора ЛL.

Таким образом, для зависимости, представленной формулой (1), получаем

М дй дL дV д^_р п-р ^ п-р Г У '

где 0 ^Ай2 + АL2 + АV2 + А^2_р)

2 ' так называемый «неразложимый остаток», влияние которого

может существенно отразиться на результатах расчёта [5].

На основе зависимости (2) рассчитаем оценку влияния фактора «тариф на перевозку» й на величину результирующего (обобщающего) показателя - «доход от перевозки» Д:

А/, =дД Ай = { — +1 | Ай. и дй I V п~р 1

Аналогичные зависимости формируются для остальных факторов.

Метод цепных подстановок. Сущность метода заключается в получении ряда промежуточных значений результирующего показателя путём замены плановых значений фактора на фактические, например, базисное значение Д0 = /(й0,L0,V0,0), первое промежуточное значение

Да = /А>Л,'п-р,0), второе промежуточное значение Дь = /АЛ,^ о I и т. д. до конечного

(фактического) значения Д1 = / (а1, Ц,У1, 'п-р, 1).

Разность двух промежуточных значений Дк и Дк-1

АД

определяет влияние изменяемого на этом шаге фактора. Например, для оценки влияния тарифа на перевозки а находим

АДа =

2 , 2 а/,

+ а'

V У0 У

"0 + а'

V 0 п-р,0

V У0 У

(3)

Интегральный метод анализа [5] основан на использовании определённого интеграла, который на отрезке от а до Ь функции /х) представляет приращение первообразной этой функции Щх), т. е. ЩЬ) - Ща).

Для иллюстрации сущности интегрального метода анализа (ИМА) воспользуемся функцией

/ = CS,

где/- результирующий показатель, С, S - аргументы-факторы.

Для оценки влияния одного из факторов, например С, на функцию / т. е. / рассматривается определённый интеграл:

/с = Г Д

•>м0М1 дС

ас, (4)

м

д/ ,

где-М - частная производная функции/в точке М по аргументу-фактору С.

дС

В формуле (4) М - точка на прямолинейном отрезке М0М1 с координатами, зависящими от параметра ' (0,1):

С = С0 + ДО = С0 + (С - С0) •', 5=£0 +А»=Я0 -Я0)•

где С0 и - базисные значения при ' = 0 соответственно; ДС, - приращения аргументов; С1 и £1 - соответственно значения факторов при ' = 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При подстановке / = в формулу (4) после преобразований получим

/ =10 8С) ас = Ю (+ А5')АСа' = АС50 + 0,5АСАЯ. (5)

Аналогичная зависимость справедлива и для Д.

Следует подчеркнуть, что в работах [3, 5] приведено довольно значительное количество формул для различных функций Д которые позволяют использовать ИМА для оценки влияния аргументов-факторов на результирующие показатели хозяйственной деятельности, относящихся, главным образом, к мультипликативным и кратным моделям.

На шестом уровне проводится собственно применение МЭА для оценки влияния факторов транспортировки на результирующие показатели интегрированной транспортно-технологи-ческой системы доставки грузов [10-14].

м

Применение МЭА для оценки влияния факторов транспортировки на результирующие показатели цепей поставок

Рассмотрим несколько примеров для получения количественных оценок влияния факторов-аргументов, отражающих выполнение транспортных операций, на изменение результирующего показателя с использованием различных МЭА.

Пример 1. В табл. 3 приведены исходные данные для оценки результирующего показателя Д - дохода транспортной организации - с использованием формулы (1).

Таблица 3

Исходные данные для оценки дохода Д транспортной организации*

Показатель (фактор) План (0) Факт (1) А = (1) - (0)

Тариф на перевозку й, руб./ч 300 320 20

Расстояние перевозки L, км 40 45 5

Техническая скорость V, км/ч 35 30 -5

Время погрузки-разгрузки ?п-р, ч 2 1,5 -0,5

* Рассматривается маятниковый маршрут с обратным холостым ходом.

Первый этап. Рассчитаем плановые и фактические доходы от перевозки, руб., по формуле (1)

2-300-40+з00_

0 35

2 • 320•45 = 2 320 45 +320• 1,5 = 1 440.

1 30

Соответственно, АД = Д1 - Д0 = 154,3 руб.

Второй этап - дифференциальный метод. Для расчёта оценки влияния фактора d (тариф на перевозку) на результирующий показатель Д воспользуемся формулой (2). При подстановке значений из табл. 3 получим

Л =( ^ + 2 ).20 = 85,7.

Результаты расчётов влияния факторов (на основе исходных данных, приведённых в табл. 3 представлены в табл. 4 (варианты метода цепных подстановок отражают последовательность изменяемых параметров, цифры обозначают «коэффициент» влияния каждого фактора).

Таблица 4

Сравнительная характеристика методов экономического анализа

Показатель (фактор) Дифференциальным метод Варианты метода цепных подстановок* ИМА

1 2 3

D 85,7 85,7 81,5 90 87,2

L 85,7 91,46 85,7 85,7 96,2

V 98,0 137,15 137,2 128,9 125,8

^-р -150 -160,3 -150 -150 -155

Tí, 119,4 154,3 154,3 154,6 154,5

* Последовательность вычислений для метода цепных подстановок: вариант 1: d, L, V, tn_p; вариант 2: tn-p, L, d, V; вариант 3:

L, V, tn-p, d.

Суммарная величина оценок влияния четырёх факторов = 119,4. Таким образом, величина «неразложимого остатка» составила А = 154,3 - 119,4 = 34,9, т. е. 22,6 % (34,9 • 100 / 154,3).

Третий этап - метод цепных подстановок. Выберем следующую последовательность перебора факторов: d, L, V, ¿п_р. Поскольку плановое значение Д0 = 1 285,7 руб., а при подстановке d\ вместо d0 в формулу (3) находим промежуточное значение Дd и затем отклонение результирующего показателя

(2-40 ^

АДd = Дd - До = 3201 —— + 2 | -1 285,7 = 85,7.

Аналогичные расчёты выполняются для других факторов, результаты которых приведены в табл. 4. В табл. 4 также даны результаты для других последовательностей учёта факторов.

Четвертый этап - интегральный метод. Примем следующий порядок расчёта. Для оценки влияния фактора d (тариф на перевозку) воспользуемся формулой (5) при условии, что С = d, а 5 = (2Ь / V) +

При подстановке плановых и фактических значений d, Ь, V, tп-р определим Дd, 50 и Д5, далее по формуле (5) находимД = 87,2. Аналогичные расчёты выполняются для Ь и гп-р.

Исключение составляет оценка влияния фактора V, для которого расчётная формула записывается в виде

Ъ =

ДЖ

ДV

V

V

1 —0 - I +

V

V

Г V - V

VV

где Ж = 2dL (например, Ж0 = 2 • 300 • 40 = 24 000).

Результаты расчётов по всем рассмотренным методам приведены в табл. 4.

Пример 2. Рассмотрим суммарные затраты в интегрированной транспортно-технологической системе доставки грузов С^, включающие затраты на международную транспортировку q единиц продукции, затраты на хранение продукции при перевозке (на транспортном средстве) и затраты на хранение единицы продукции на складе получателя:

С _ + С& + СА (6)

q 365 2

где Q - годовой объём перевозки груза (ед.); dт - затраты на перевозку партии груза; q - грузоподъёмность транспортного средства (ед. груза); Сх - затраты на хранение единицы продукции в год; t - время транспортировки партии груза (погрузка, разгрузка, транспортировка, оформление документов).

В табл. 5 приведены исходные данные о планируемых и фактических показателях, входящих в формулу (6), а также суммарные затраты С^.

Таблица 5

Исходные данные для расчёта затрат на перевозки

Показатель (фактор) План (0) Факт (1) А = (1) - (0)

Q, ед. 1 200 1 300 100

д, ед. 100 180 80

dт, руб./ездка 450 550 100

Сх, руб./ед.- г. 40 45 5

г, дн. 12 10 -2

Ст , руб. 8 982 9 629 647

Результаты расчётов оценок влияния факторов на результирующий показатель - затраты, рассчитанные для трёх МЭА, представлены в табл. 6.

Таблица 6

Результаты расчётов оценок влияния факторов на результирующий показатель

Показатель (фактор) Дифференциальный метод Варианты метода цепных подстановок* ИМА

1 2 3

Q, ед. 581,9 582,3 398,6 659,9 505

д, ед. -2 720 -1 578,8 -800 -1378 -1 013,5

dт, руб./ездка 1 200 1 300 722 1 200 960

Сх, руб./ед.- г. 448 664,1 648 428,1 537,5

г, дн. -263,7 -321,4 -321,5 -263,3 -291,8

-753,8 646,1 647,1 647,1 697,2

*Последовательность вычислений для метода цепных подстановок: вариант 1: Q, dт, д, Сх, г; вариант 2: q, Сх, Q, г, ¿т; вариант 3: dт, г, Q, Сх, д.

В случае выявления необходимости корректировок, определяемых на седьмом уровне, необходимо начать новый цикл с третьего уровня, для более детального определения используемого метода.

На следующих уровнях (восьмом, девятом и десятом) разрабатываются управленческие решения, связанные с выбором транспортной компании, которые направлены на повышение эффективности транспортных услуг. Они могут концентрироваться вокруг одной или нескольких областей в зависимости от ситуации на рынке: выбор среди общего перечня услуг, продвигаемых в приоритетном плане; определение дополнительных контрактных обязательств для снижения возможных рисков.

Заключение

В результате проведённого исследования предлагается использовать в качестве одного из перспективных направлений, связанных с анализом эффективности и качеством выполнения транспортных операций, совершенствование аналитического инструментария принятия решений при планировании и организации перевозок на основе методов экономического анализа результирующих показателей, связанных с уровнем транспортного обслуживания.

Обобщение материалов, посвященных МЭА, показало, во-первых, что, несмотря на достаточно большое количество указанных методов, в настоящее время в доступных авторам источниках отсутствует их классификация и ранжирование; во-вторых, наибольшее распространение в прикладных исследованиях получили три метода: метод дифференциальных исчислений, метод цепных подстановок и интегральный метод оценки влияния факторов.

Выполненные расчёты позволяют сделать вывод, что наиболее предпочтительным при оценке показателей эффективности транспортной компании является интегральный метод анализа, поскольку он обладает приемлемой точностью, не имеет ограничений по количеству учитываемых аргументов-факторов, свидетельствующих об уровне транспортного обслуживания, и даёт их однозначную оценку. Применение этого метода приведёт к более точному определению влияния различных факторов на экономические показатели компании, что, в свою очередь, может стать основой для принятия управленческих решений, направленных на повышение эффективности интегрированной транспортно-технологической системы доставки грузов в целом.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Королёва Е. А., Филатова Е. В. Проблемы формирования качества транспортно-экспедиционного обслуживания в сфере морских перевозок // Вестн. Гос. ун-та мор. и реч. флота им. адмирала С. О. Макарова. 2015. № 1 (29). C. 130-137.

2. Королёва Е. А., Кононова Г. Л. Проблемы роста производительности на транспорте // Вестн. ИН-ЖЕКОНа. Сер.: Экономика. 2012. № 1 (52). С. 154-159.

3. Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: учеб. М.: ИНФРА-М, 2011. 352 с.

4. Бырбыткин А. А. Методы экономического анализа деятельности транспортных организаций с целью выявления рисков их несостоятельности и преднамеренного банкротства: дис. ... канд. экон. наук. СПб.: ГУМРФ им. адмирала С. О. Макарова, 2017. 160 с.

5. Пинхасик Е. Э. Анализ работы пассажирских автотранспортных предприятий интегральным методом. М.: Транспорт, 1989. 80 с.

6. Бауэрсокс Д. Дж., Клосс Д. Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок. М.: Олимп-Бизнес, 2008. 640 с.

7. Горев А. Э. Грузовые автомобильные перевозки: учеб. пособие. М.: Академия, 2008. 288 с.

8. Лукинский В. С., Бережной В. И. Логистика автомобильного транспорта: учеб. пособ. М.: Финансы и статистика, 2004. 368 с.

9. Тяпухин А. П. Логистика: учеб. В 2 ч. М.: Юрайт, 2016. Ч. 1. 386 с.

10. Lukinskiy V., Bazhina D. The Problems Of Increasing The Efficiency Of The Supply Chain Based On Inter-Organizational Integration Of Logistics Services // Логистика: современные тенденции развития: материалы XV Междунар. науч.-практ. конф. (Санкт-Петурбург, 7, 8 апреля 2016 г.). СПб.: ГУМРФ им. адмирала С. О. Макарова, 2016. С. 212-216.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Бажина Д. Б. Формирование аналитического подхода для принятия управленческих решений в конфликтных ситуациях // Системный анализ и логистика. 2017. № 1. С. 26-32.

12. Кристофер М. Логистика и управление цепочками поставок / под общ. ред. В. С. Лукинского. СПб.: Питер, 2005. 316 с.

13. Сергеев В. И. Управление цепями поставок: учеб. М.: Юрайт, 2014. 479 с.

14. Николайчук В. Б. Транспортно-складская логистика: учеб. пособие. М.: Дашков и К°, 2007. 452 с.

Королева Елена Арсентьевна — Россия, 198035, Санкт-Петербург; Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова; д-р экон. наук, профессор; зав. кафедрой транспортной логистики; KorolevaEA@gumrf.ru.

Бажина Дарья Борисовна — Россия, 194100, Санкт-Петербург; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; преподаватель Департамента логистики и управления цепями поставок; dbazhina@hse.ru.

E. A. Koroleva, D. B. Bazhina

EVALUATION OF INDEXES OF TRANSPORT ORGANIZATIONS PERFORMANCE BASED ON THE METHODS OF ECONOMIC ANALYSIS

Abstract. In order to achieve high economic performance, modern organizations need to obtain reliable and efficient analytics which helps to assess the influence of efficiency of transport maintenance onto economic indexes of transport enterprise. One of the most promising areas of implementation of this task is the improvement of analytical tools for management decisions related to the planning and organizing of transportation. The article provides an overview and classification of existing research in the field of methods of economic analysis and their classification. There has been carried out a comparative analysis of the available methods aimed at determining the efficiency of transport companies, including the following aspects: elimination; joining the unallocated balance to one factor; chain substitutions; relative (absolute) differences; combining the logarithmic method and the method of equity participation; full differential; integral. There were given examples of comparative calculations using the most popular methods (differential, chain substitutions and integral). It is proposed to use new planning methods based on analytical models, which will contribute to the improvement of tools for decision-making in planning and organization of transport. On the basis of quantitative calculations it is proved that the integral method provides unambiguous and correct estimates of the influence of factors on the resulting performance of transport organizations. The result of the analysis show that the accuracy and absence of restrictions on the number of factors taken into account allow this method to make an unambiguous assessment of the efficiency of the transport company, and its use makes it possible to develop a strategy aimed at improving the level of service in the integrated transport and technological system of cargo delivery.

Key words: transport company, performance indicators, methods of economic analysis, resulting indicators of performance, organization of transport services.

1. Koroleva E. A., Filatova E. V. Problemy formirovaniia kachestva transportno-ekspeditsionnogo obslu-zhivaniia v sfere morskikh perevozok [Problems of forming quality of forwarding services in the shipping business]. Vestnik Gosudarstvennogo universiteta morskogo i rechnogo flota imeni admirala S. O. Makarova, 2015, no. 1 (29), pp. 130-137.

2. Koroleva E. A., Kononova G. L. Problemy rosta proizvoditel'nosti na transporte [Problems of efficiency grow in transport]. VestnikINZhEKONa. Seriia: Ekonomika, 2012, no. 1 (52), pp. 154-159.

3. Sheremet A. D. Teoriia ekonomicheskogo analiza: uchebnik [Theory of economic analysis: textbook]. Moscow, INFRA-M Publ., 2011. 352 p.

4. Byrbytkin A. A. Metody ekonomicheskogo analiza deiatel'nosti transportnykh organizatsii s tsel'iu vy-iavleniia riskov ikh nesostoiatel'nosti iprednamerennogo bankrotstva: dissertatsiia ... kand. ekon. nauk [Methods of economic analysis of transportation enterprises activities in order to reveal risks of their inefficiency and premeditated bankruptcy: Diss. Abstr....Cand.Econ.Sci.]. Saint Petersburg, Gosudarstvennyi universitet morskogo i rechnogo flota imeni admirala S.O. Makarova, 2017. 160 p.

Статья поступила в редакцию 23.03.2018

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

REFERENCES

5. Pinkhasik E. E. Analiz raboty passazhirskikh avtotransportnykh predpriiatii integral'nym metodom [Analysis of operation of passenger motor transport companies using integral method]. Moscow, Transport Publ., 1989. 80 p.

6. Bauersoks D. Dzh., Kloss D. Dzh. Logistika: integrirovannaia tsep' postavok [Logistics: integrated chain of supplies]. Moscow, Olimp-Biznes Publ., 2008. 640 p.

7. Gorev A. E. Gruzovye avtomobil'nye perevozki: uchebnoe posobie [Cargo transportation by motor vehicles: teaching guide]. Moscow, Akademiia, 2008. 288 p.

8. Lukinskii V. S., Berezhnoi V. I. Logistika avtomobil'nogo transporta: uchebnoe posobie [Logistics of motor transport: teaching guide]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2004. 368 p.

9. Tiapukhin A. P. Logistika: uchebnik [Logistics: textbook]. V 2 chastiakh. Moscow, Iurait Publ., 2016. Chast' 1. 386 p.

10. Lukinskiy V., Bazhina D. The Problems Of Increasing The Efficiency Of The Supply Chain Based On Inter-Organizational Integration Of Logistics Services. Logistika: sovremennye tendentsii razvitiia. Materialy XV Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (Saint Petersburg, 7, 8 aprelia 2016). Saint Petersburg, GUMRF imeni admirala S. O. Makarova, 2016. Pp. 212-216.

11. Bazhina D. B. Formirovanie analiticheskogo podkhoda dlia priniatiia upravlencheskikh reshenii v kon-fliktnykh situatsiiakh [Creating analytical approach for management decision making in conflicting situations]. Sistemnyi analiz i logistika, 2017, no. 1, pp. 26-32.

12. Kristofer M. Logistika i upravlenie tsepochkamipostavok [Logistics and control of chain supply]. Pod obshchei redaktsiei V. S. Lukinskogo. Saint Petersburg, Piter Publ., 2005. 316 p.

13. Sergeev V. I. Upravlenie tsepiamipostavok: uchebnik [Chain supply control: textbook]. Moscow, Iurait Publ., 2014. 479 p.

14. Nikolaichuk V. B. Transportno-skladskaia logistika: uchebnoe posobie [Transportation-storage logistics: teaching aid]. Moscow, Dashkov i K°, 2007. 452 p.

The article submitted to the editors 23.03.2018

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Koroleva Elena Arsentyevna — Russia, 198035, St. Petersburg; Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping; Doctor of Economic Sciences, Professor; Head of the Department of Transport Logistics; KorolevaEA@gumrf.ru.

Bazhina Darya Borisovna — Russia, 194100, St. Petersburg; National Research University Higher School of Economics; Lecturer of Department of Logistics and Supply Chain Management; dbazhina@hse.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.