поддержке, обеспечению высокого уровня конкурентоспособности компании как на внутреннем, так и на мировом рынках.
В России специфика государственночастного партнерства только складывается и во многом пока еще носит декларативный характер. Это касается, прежде всего, ответственности сторон. Так, например, заключение концессионных договоров, зачастую, сопровождается длительным соглашением сторон и многоступенчатыми утверждениями со стороны государственных органов. Кроме того, заключение соглашений о партнерстве может вступать в противоречие с существующими нормативными актами, определяющими институциональную среду в России и относящимися к деятельности разных федеральных агентств, не участвующих напрямую в данном соглашении. Все это приводит к тому, что соглашение не может работать в полную силу и это порождает проти-
воречия между интересами участвующих в соглашении субъектов.
1. Сидоров В.А. Государственно'-частные партнерства в инновационной сфере. М., 2004. С. 89.
2. Варнавский В. Государственно-частное партнерство в России: проблемы становления // Отечественные записки. 2005. № 4. С. 18.
3. Государство и бизнес: институциональные аспекты. М., 2006. С. 40.
Поступила в редакцию 10.04.2008 г.
Podrezova Y.A. State-private partnership as a framework for interaction between the sate and private sector of economy. The article examines the main features of state-private partnership that distinguish it from other forms of relations between the state and private business.
Key words: state-private partnership, responsibility of partners, features of state-private partnership, models of state-private partnership, risks, social and economic projects.
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КОРПОРАЦИЙ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
М.В. Лоскутова, Е.Н. Висельская
В статье исследуются вопросы возможного роста эффективности социальной ответственности российских корпораций. К числу слагаемых социальной ответственности корпораций отнесено формирование эффективного рынка труда, предоставление социальных услуг работникам и жителям региона, благотворительная деятельность, участие в политической жизни и формировании управленческой элиты, развитие предпринимательской культуры и делового климата.
Ключевые слова: корпорация, социальная ответственность, устойчивое экономическое развитие.
Социальная ответственность компаний означает добровольное разделение с государством ответственности за социально-экономическое развитие регионов присутствия, за решение наиболее острых и неотложных социальных проблем, за удовлетворение жизненно важных социальных потребностей населения. Концепция социальной ответственности корпораций в глобальной экономике стала разрабатываться в 90-х гг. XX в. Причины этого таковы.
Во-первых, стало ясным, что экономическая мощь транснациональных корпораций нередко превосходит ресурсы национальных
государств и тем более региональных органов власти [1].
Во-вторых, социальные инициативы
крупных корпораций, благодаря их организованности преобразуют социальное развитие регионов и целых стран [2].
В-третьих, поведение корпораций определяет деловой климат и финансовую устойчивость в стране и регионе, рыночную капитализацию фондового рынка и конкурентоспособность региональной и национальной экономики. Репутация крупных корпораций, их информационная открытость определяет инвестиционный климат в стране и регионе [3].
З5
В-четвертых, и это особенно важно, в ряде работ подчеркиваются негативные аспекты возрастания роли ТНК, руководство которых не избрано народами, не отвечает перед ними, но во многом определяет их судьбу. Глобальный капитализм может привести к гибели демократии. Особенно острой социальной критике подвергаются финансовые и экономические аспекты деятельности корпораций. Весьма остро ставится вопрос о необходимости учета социальных последствий деятельности крупных компаний, их воздействия не только на природную, но и социальную среду. В этой связи исследуются новые для экономической науки категории -социальный учет (social accounting), корпоративное гражданство (corporate citizenship), репутация корпорации (goodwill), душа корпорации (corporate soul) и т. д. [2].
Социальная ответственность корпораций предполагает формирование системы их отношений с хозяйственными партнерами, клиентами, органами власти, организациями работодателей, работников, потребителей, защитников окружающей среды и т. д., основанной на этических правилах и стандартах деловой практики, судебном и внесудебном (с помощью саморегулируемых общественных организаций) разрешении споров, возмещении материального и морального ущерба от нарушения социальных обязательств и этики бизнеса [1].
Затраты компаний на проведение социально ответственной политики следует рассматривать не как расходы, уменьшающие текущую прибыль, а как долгосрочные инвестиции, рассчитанные не на быструю денежную отдачу, а на обеспечение безопасности и улучшение условий бизнеса. Это означает, что цель компании состоит не в снижении этих затрат, а в повышении их эффективности, безусловном достижении инвестиционных целей. Затраты на благотворительность, на субсидии конкретным лицам улучшают имидж компании, но не решают коренную проблему конкурентоспособности российского бизнеса [4].
Первым слагаемым социальной ответственности корпораций является формирование рынка труда, обеспечивающего эффективную занятость населения региона.
Корпорациям предстоит играть гораздо более активную роль в формировании совре-
менного рынка труда. В ряде работ [3, 5, 6] доказывается существование внутри компании и на внешнем рынке кластеров, т. е. однородных рабочих мест со своим четко определенным уровнем оплаты. Крупные корпорации и профсоюзы создают свои внутренние относительно обособленные рынки труда с ярко выраженными неформальными внутрифирменными нормами, правилами и связями.
Особенности корпоративной организации и существования обособленных регламентированных внутренних рынков проявляются при найме и увольнении работников организации, оплаты труда и удержания персонала, должностном продвижении и др. Социальная ответственность корпораций за формирование эффективного рынка труда включает:
- ликвидацию «серых», в т. ч. страховых, схем выплаты заработка.
- создание (по согласованию с местными властями) филиалов в трудоизбыточных регионах, реализация квот на рабочие места для молодежи, инвалидов и других кризисных групп;
- развитие зарубежных филиалов компании;
- организованное привлечение на дефицитные рабочие места;
- создание гибкой системы занятости;
- развитие корпоративной системы подготовки, повышения квалификации и воспитания кадров [6].
Второй важной составляющей социальной ответственности корпораций является предоставление социальных услуг. При переходе к постиндустриальному информационному обществу возрастает роль этих услуг как подсистемы, оказывающей все большее влияние на развитие личности и конкурентоспособность экономики. Услуги составляют более половины ВВП развитых стран и 30 % мировой торговли. ООН рекомендует увеличить долю затрат на социальную сферу до 20 % ВВП.
На сегодняшний день получила развитие новая социальная политика предприятий по отношению к своим работникам. Ее основные элементы: обеспечение роста денежных доходов работников, которые окажутся достаточными для оплаты возросшей стоимости услуг социальной инфраструктуры, а также
Зб
использование механизмов внутрифирменного социального страхования. Эти изменения означают передачу социальных объектов на баланс местных администраций, т. е. их муниципализацию.
В этом случае возможно применение механизмов прямой и налоговой поддержки предприятий, содержащих на своем балансе учреждения социальной сферы, либо их муниципализация с включением необходимых для их финансирования затрат в местные бюджеты. Отказ от принципов натурального хозяйства, характерных для дореформенного периода, в сочетании с развитием отраслевого разделения труда может стать одним из дополнительных факторов роста производства профильной для отрасли продукции.
Получила новый толчок развития благотворительность. Заинтересованность российских компаний в благотворительной деятельности связана, прежде всего, с улучшением ее имиджа [7].
Третьей важной сферой социальной ответственности корпораций является их участие в обсуждении и принятии решений, связывающих проведение промышленной политики с решением социальных задач. Речь идет, прежде всего, о крупных инвестиционных проектах по развитию региональной инфраструктуры (дороги, морские и речные порты, терминалы, логистические центры, современные складские комплексы, образовательные и здравоохранительные центры). Они весьма капиталоемки, не обещают быстрой окупаемости, но определяют перспективы социального развития регионов, особенно удаленных от экономических центров [4].
Целесообразно создание в регионах на законодательной основе экспертно-консультационных советов из представителей власти, объединений предпринимателей и потребителей для выработки рекомендаций в отношении готовящихся нормативных актов, оценки их целесообразности и эффективности, а также хода их реализации. Некоммерческие объединения предпринимателей и потребителей, наряду с профсоюзами, получили бы право аккредитовать и оплачивать труд независимых экспертов, которые смогут предлагать отмену, приостановку действия или изменение местных и федеральных законов.
Важнейшей составляющей социальной ответственности корпораций является разви-
тие предпринимательской культуры и делового климата. Деловой климат - один из важнейших социальных институтов общества - совокупность экономических, правовых, организационных и социально-психологических условий, определяющих возможности рентабельного вложения капитала при допустимом уровне риска.
Для улучшения делового климата в России необходимо постоянное, длительное и целенаправленное воздействие на поведение фирм, прежде всего корпораций, которые распоряжаются основной частью производственных ресурсов. Можно выделить следующие основные факторы трансформации этого поведения.
1. Создание взаимного доверия между государством, гражданами и фирмами, устранение застарелого недоверия к государству, неоднократно обманывавшему граждан, а также к финансовым институтам.
К числу неотложных мер следует отнести введение жестких законодательных требований к прозрачности, достоверности и открытости всей финансовой информации.
2. Правовая и административная реформа призвана обеспечивать защиту как добросовестных приобретателей любой собственности, включая недвижимость и ценные бумаги, так и прав и интересов работников [4].
Необходимо обеспечить возможности реструктуризации бизнеса в соответствии с требованиями рынка и устранение административного вмешательства государства в дела бизнеса, не предусмотренного законом. Особое значение имеет снижение рисков, связанных с неисполнением контрактов. Это требует усиления ответственности нарушителей, которое должно быть предусмотрено в законе.
3. Дальнейшая интеграция в мировой рынок. Вступление России в ВТО на приемлемых условиях улучшит деловой климат и будет способствовать возврату капиталов, ушедших из России.
4. Продолжение налоговой реформы на основе упорядочения налогообложения в добывающих отраслях с учетом степени истощения месторождений.
5. Целесообразно стимулировать инвестиции в прогрессивные технологии и НИОКР [4]. Должны поощряться корпорации, реализовавшие нестандартные нововведения
с высокой экономической, социальной и экологической эффективностью, сформировавшие эффективные команды с высокой культурой труда и активным участием всех членов группы в разработке и осуществлении социально значимых нововведений.
5. Идентификация жизненных планов работников с целями фирмы на базе отбора и закрепления кадрового ядра корпорации -постоянных работников, использования при наборе кадров системы конкурсного отбора, тестирования интеллектуального развития и умения работать в коллективе; заключения контрактов на постоянную работу лишь после длительной стажировки, временной работы и т. д. Целесообразна ротация кадров с целью освоения всего комплекса рабочих или управленческих функций, развитие наставничества и специального обучения методам рационализации и изобретательства при поощрении за каждое поданное предложение. Особое значение имеет управление адаптацией работников к нововведениям, включая их заблаговременное обучение и информирование, привлечение к исследованиям, разработкам, экспертизе и т. д. Налоговая и таможенная реформа - основа отказа от ряда «серых» схем, сокращения теневой экономики, без чего невозможно улучшение делового климата.
6. Превращение рынка ценных бумаг из зоны спекулятивных операций в эффективный инвестиционный механизм.
7. Преобразование коммерческих банков в финансовые институты нового типа с широким ассортиментом финансовых услуг на базе современных информационных технологий. При этом в качестве образца может быть избрана не американская, а гораздо более близкая российским условиям и традициям германская модель рыночного хозяйства и банковской системы. Банки следует обязать раскрыть состав своих учредителей и акционеров, жестко контролировать их операции с оффшорами.
8. Корпоративная культура - весьма важный фактор улучшения делового климата. Корпоративная культура базируется на системе стандартов, регламентирующих порядок подготовки, принятия и реализации управленческих решений с привлечением широкого круга исполнителей, нормы поведения в отношениях по вертикали и горизон-
тали, в т. ч. с акционерами, инвесторами, поставщиками, потребителями, нормы рыночно-правовой и добровольной социальной ответственности компании. Бессмысленно требовать от менеджеров неконкурентоспособной корпорации особой заботы о социальном развитии коллектива. При нынешней информационной закрытости большинства корпораций это лишь неоправданно увеличит коммерческий риск и снизит уровень оперативного менеджмента. Корпоративная культура может быть преобразована лишь в рамках общей коренной институциональной реформы, вместе с другими подсистемами делового климата. В отличие от зарубежных коллег высшие менеджеры российских компаний до сих пор возражают против раскрытия информации о структуре собственности, стратегии корпорации и принципах вознаграждения ее руководителей.
Во многих странах мира действуют кодексы - национальные стандарты корпоративного поведения, наличие и соблюдение которых во многом определяет рыночную капитализацию корпорации и сам допуск ее акций на фондовую биржу. В 2002 г. такой кодекс, на основе которого компании разрабатывают свои собственные стандарты, был создан Федеральной комиссией по ценным бумагам.
Однако внедрение этих стандартов, особенно правил взаимного контроля акционеров и менеджеров, представляет собой сложную задачу. Особенно трудно заставить советы директоров реально работать и найти нужное количество действительно независимых, профессиональных членов советов директоров с безупречной репутацией. В странах с рыночной экономикой эта проблема решалась десятилетиями.
Важной составляющей социальной ответственности корпораций является ответственность за состояние окружающей среды и развитие инновационного потенциала общества [5].
Следует выделить группу факторов, сдерживающих в современных условиях нормальное развитие предприятий корпоративного типа: несоблюдение прав акционеров со стороны государства и руководителей предприятий; затрудненность доступа к информации о финансовом состоянии акционерных обществ, нарушении установленного
порядка раскрытия информации предпри-ятиями-эмитентами; невысокая активность на рынке ценных бумаг в связи с предпочтительностью для экономических партнеров неофициальных деловых контактов; «связывание» значительного массива акций, невысокая степень трансформации сбережений в инвестиционный капитал.
Существенным фактором, препятствующим эффективному развитию российского корпоративного сектора является низкая эмиссионная активность акционерных предприятий, что обусловлено следующими причинами:
- сложившейся структурой акционерных обществ, среди которых доминируют закрытые общества (почти 70 %);
- неразвитостью инфраструктуры рынка ценных бумаг и отсутствием у предприятий доверия и опыта взаимодействия с финансовыми институтами в данной области;
- незаинтересованностью инвесторов в долгосрочном финансировании корпораций в сочетании с «агрессивной» политикой потенциальных инвесторов;
- оттоком инвестиционных ресурсов из регионов в финансовый центр страны [1].
Распространившееся среди российских корпораций социальное иждивенчество оказало негативное воздействие на распространение в широких масштабах таких условий ведения бизнеса, при которых компании игнорируют главные факторы его развития, в т. ч.:
- уплату налогов в полном объеме;
- обеспечение своих работников экономически обоснованной заработной платой;
- дополнительное пенсионное обеспечение работников;
- вложение средств в профессиональное развитие персонала и охрану труда;
- формирование собственной социальной инфраструктуры;
- осуществление социального инвестирования;
- добровольное участие в благотворительных мероприятиях.
Только после того, когда эти условия ведения бизнеса в нашей стране станут нормой, компании перейдут к пониманию того, что устойчивость бизнеса и его будущее зависят от соответствия их деятельности ожиданиям заинтересованных сторон - государства, ме-
стных властей, персонала, акционеров, инвесторов, потребителей.
В российских условиях социальная ответственность корпораций реализуется как реакция на необходимость решения острых социальных проблем. Сложившаяся в пост-перестроечное десятилетие ситуация характеризуется углублением разрыва между богатыми и бедными, слабостью гражданского общества, разочарованием в способности государства выполнять свои функции. Результатом стали изменения в продолжительности жизни, состоянии здоровья россиян, рост настроений пассивности и апатии. Эти явления негативно воздействовали на устойчивое социальное развитие общества. Российский бизнес в этих условиях не оставался в стороне: многие преуспевающие бизнесмены выделяли средства для помощи нуждающимся. Однако отдельные примеры благотворительности не разрешали ситуации в целом [3].
В России пока не достигнуто осознание того, что бизнес является неотъемлемой частью общества. Общество, в свою очередь, влияет на эффективность функционирования бизнеса качеством рабочей силы, уровнем покупательской способности, стабильными условиями работы. Благополучное социальное окружение способствует развитию бизнеса и стимулирует его социальную ответственность. Успешный бизнес обеспечивает рабочие места, инвестирует производство товаров и услуг, выплачивает налоги и в конечном итоге приводит к подъему экономки. Взаимообусловленность общества и бизнеса предполагает объективный выбор бизнеса в пользу социально ориентированной устойчивой экономической стратегии.
Наиболее приемлемой формой реализации социальной ответственности корпораций в сложившихся для российских предприятий условиях являются социальные инвестиции, под которыми понимаются материальные, технологические, управленческие или иные ресурсы, а также финансовые средства компании, направляемые на реализацию социальных программ. Доступность такой формы широкому кругу корпораций обеспечивает оптимальный механизм инвестирования, который представляет собой согласованный участниками процесса социального инвестирования набор взаимосвязанных правил,
процедур, способов, технологий и т. п. по осуществлению (как правило, из чистой прибыли) добровольных вложений бизнеса (социального инвестора) в определенную сферу (программу) внутрикорпоративного развития и/или развития внешней социальной среды, направляемых с учетом действующих международных стандартов на достижение стратегических и тактических целей в предположении получения социального, экономического или имиджевого эффекта [7].
1. Блохин К. В. Корпоративная социальная ответственность как фактор, балансирующий интересы в обществе // Человек и труд. 2007. № 2.
2. Абрамов Р.Н. Корпоративная социальная ответственность как пример организационного изоморфизма в условиях глобализации // Журнал исследований социальной политики. 2005. Т. 3. № 3. С. 327-345.
3. Грекова Г.И. Роль корпоративной социальной ответственности в общественном развитии // Экономика российских регионов: теоретические и практические подходы к решению актуальных проблем развития: сб. тез. науч.-практ. конф. Новгород, 2006. С. 47-52.
4. Костин А.Е. Корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие: миро-
вой опыт и концепция для России // Менеджмент. 2005. № 3. С. 112-119.
5. Балацкий Б. Социальные инвестиции компаний: закономерности и парадоксы // Экономист. 2005. № 1. С. 64-80.
6. Смыков В.В. Макроэкономический эффект и региональная ответственность интегрированных корпораций. СПб., 2004.
7. Якимец В.Н. Механизмы социальных инвестиций бизнеса в системе межсекторного социального партнерства // Государственное управление в XXI веке: традиции и инновации. М., 2006.
8. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.).
Поступила в редакцию 11.04.2008 г.
Loskutova M.V., Viselskaya E.N. Increase of social responsibility effectiveness of corporations as a factor of stable economic development. In the article the problems of possible growth of efficiency of social responsibility of the Russian corporations are investigated. The components of social responsibility of corporations include the formation of the effective labour market, granting of social services to the workers and inhabitants of region, charities, participation in the political life and administrative elite formation, development of enterprise culture and business climate.
Key words: corporation, social responsibility, stable economic development.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО РЫНКА
А.А. Котуков
В статье автор рассматривает теоретические и методологические подходы к исследованию структуры инвестиционного рынка и раскрывает механизмы его функционирования, дает ряд ключевых определений, позволяющих более глубоко осознать процессы, происходящие в инвестиционной сфере.
Ключевые слова: инвестиционный рынок, инвестиционный спрос, инвестиционное предложение, инвестиционный механизм, инвестиционный капитал.
В отечественной экономической науке отсутствует единство мнений по поводу сущности и структуры инвестиционного рынка. Последний отождествляется с финансовым рынком, рынком ценных бумаг, рынком капитальных товаров, местом и состоянием торговли инвестиционными инструментами и т. д. В структуре инвестиционного рынка выделяются рынки ссудного капитала,
ценных бумаг, реальных и финансовых инвестиций, инвестиционного капитала, инвестиционных товаров и услуг, инновационный рынок в части вложений в определенные виды нематериальных активов и т. п.
На первый взгляд структуризация инвестиционного рынка может быть проведена по видам инвестиций. Классификация инвестиций осуществляется по определенным признакам.