Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОДУКЦИИ'

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОДУКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
280
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ / СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА / QUALITY / COMPETITIVENESS / HIGH-TECH PRODUCTION / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / QUALITY STANDARDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попп Е.А., Грицкевич О.В.

С развитием рыночных и экономических отношений в России, система управления качеством, как фактор повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции или услуги занимает все большее место для улучшения и повышения эффективности деятельности высокотехнологичных предприятий и обеспечения их конкурентоспособности. В данной статье рассматриваются аспекты, указывающие на то, что совершенствование системы качества является важным фактором и условием повышения конкурентоспособности организации. Также для увеличения доли рынка и расширения сфер деятельности качество производимых продуктов или оказываемых услуг тоже является одним из условий, так как в первую очередь, от удовлетворенности потребителя зависит конкурентоспособность предприятия. Система менеджмента качества предоставляет общие рекомендации и требования для установления надлежащей процедуры управления качеством с целью снижения затрат, повышения производительности, удовлетворенности клиентов и доли рынка в организациях за последние два десятилетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM AS A FACTOR IN ENSURING THE COMPETITIVENESS OF HIGH-TECH PRODUCTS

With the development of market and economic relations in Russia, the quality management system as a factor of increasing the competitiveness of products or services is becoming increasingly important for improving and improving the efficiency of high-tech enterprises and ensuring their competitiveness. This article discusses aspects that indicate that improving the quality system is an important factor and condition for improving the competitiveness of the organization. Also, to increase the market share and expand the areas of activity, the quality of products or services provided is also one of the conditions, since first of all, the competitiveness of the enterprise depends on customer satisfaction. The quality management system provides General recommendations and requirements for establishing a proper quality management procedure to reduce costs, improve productivity, customer satisfaction, and market share in organizations over the past two decades.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОДУКЦИИ»

Повышение эффективности системы управления качеством как фактор обеспечения конкурентоспособности высокотехнологичной продукции

о см о см

СП

о ш т

X

<

т О X X

Попп Екатерина Александровна

кандидат технических наук, доцент кафедры специальных устройств, инноватики и метрологии, Сибирский государственный университет геосистем и технологий, popp.ekaterina@yandex.ru

Грицкевич Ольга Владимировна

кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры специальных устройств, инноватики и метрологии, Сибирский государственный университет геосистем и технологий, kaf.suit@ssga.ru

С развитием рыночных и экономических отношений в России, система управления качеством, как фактор повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции или услуги занимает все большее место для улучшения и повышения эффективности деятельности высокотехнологичных предприятий и обеспечения их конкурентоспособности. В данной статье рассматриваются аспекты, указывающие на то, что совершенствование системы качества является важным фактором и условием повышения конкурентоспособности организации. Также для увеличения доли рынка и расширения сфер деятельности качество производимых продуктов или оказываемых услуг тоже является одним из условий, так как в первую очередь, от удовлетворенности потребителя зависит конкурентоспособность предприятия. Система менеджмента качества предоставляет общие рекомендации и требования для установления надлежащей процедуры управления качеством с целью снижения затрат, повышения производительности, удовлетворенности клиентов и доли рынка в организациях за последние два десятилетия.

Ключевые слова: качество, конкурентоспособность, высокотехнологичное производство, система управления качеством, стандарты качества.

Сегодня организации сталкиваются с постоянным потоком запросов на улучшение качества. С точки зрения диверсификации бизнес-среды и усиления конкуренции, качество является в настоящее время важным инструментом обоснования принимаемых решений и является наиболее важным фактором повышения экономической конкурентоспособности предприятий. Каждая инициатива по управлению качеством может и должна быть привязана к ключевым показателям эффективности бизнес-процессов, чтобы иметь какое-либо реальное влияние на производительность и итоги.

Конкурентное преимущество означает способность фирмы достичь рыночного превосходства над конкурентами. Организация, исходя из этого, представляет собой сложную систему, которая в первую очередь предназначена для повышения ценности всех заинтересованных сторон. Однако стратегические планы редко переводятся в стратегии качества, необходимые для обеспечения общего повышения производительности.

Организационные и потребительские требования являются факторами, которые определяют стратегические планы качества. Стратегии качества должны учитывать организационные потребности, и запросы потребителей.

«Любая организация должна использовать наиболее успешную систему управления для определения потребностей каждого заинтересованного лица, для преобразования этих потребностей во внутренние требования, для предоставления ресурсов, необходимых для удовлетворения всех требований, и для проверки результатов. Система управления - это структура процессов и процедур, используемых для обеспечения того, чтобы организация могла выполнять все задачи, необходимые для достижения ее целей» [4].

Полное управление качеством, как основа, представляет собой совокупность идей, концепций и инструментов, предназначенных для обеспечения качества во всей организации во всех ее функциях. Основное внимание в этом процессе уделяется повышению качества продукции организации, включая товары и услуги, путем постоянного совершенствования внутренней практики производства продукции.

Чтобы иметь грамотно организованную систему управления, каждая организация должна четко определять свои собственные действия и внутренние процессы, и эти внутренние процессы должны постоянно улучшаться на основе анализа результатов. Другими словами, система менеджмента качества — это «набор взаимосвязанных или взаимодействующих процессов, используемых для руководства и руководства организацией, чтобы ее продукты или услуги соответствовали установленным требованиям. «Система менеджмента качества (СМК) определяется как формализованная система, которая документирует процессы, процедуры и

обязанности для достижения политики и целей в области качества. СМК помогает координировать и направлять деятельность организации для удовлетворения требований клиентов и нормативных требований и постоянно повышать ее эффективность и результативность» [20].

Организации получают необходимую выгоду от внедрения систем управления качеством, следуя двум подходам. Во-первых, они внедряют методы обеспечения качества, нацеленные на обеспечение удовлетворенности клиентов, учитывая ожидания потребителей и разрабатывая соответствующие стратегии. Во-вторых, организации улучшают процессы, создавая эффективные и эффективные системы управления процессами, которые повышают производительность и качество высокотехнологичной продукции, снижают затраты, сокращают ненужные расходы, устраняют все виды деятельности, не связанные с добавленной стоимостью, и в конечном итоге максимизируют превосходство и удовлетворенность клиентов.

Каждый элемент системы менеджмента качества помогает достичь общих целей удовлетворения требований клиентов и организации.

«Главной целью предприятия является высокая рентабельность и максимизация прибыли. Достижение данной цели невозможно без снижения издержек за счет эффективного использования имеющихся ресурсов и высокотехнологичной логистики; оптимизации ассортимента, улучшения качества предоставляемых услуг, роста объемов реализуемой продукции; развития компании, связанного с ростом объема и результативности капиталовложений» [3].

Управление производительностью и качеством также являются ключевыми факторами конкурентоспособности. Сосредоточенные усилия по улучшению управления производительностью и качеством организации часто приводят к большей внутренней и внешней удовлетворенности, поскольку они помогают как ценам, так и надежности в целом.

«Высокий уровень качества необходим для достижения бизнес-целей компании. Качество, являющееся источником конкурентного преимущества, должно оставаться отличительной чертой продуктов и услуг компании. Высокое качество не является дополнительной ценностью; это основное требование» [15]. Качество относится не только к конечным продуктам и услугам, которые предоставляет компания, но и к тому, как сотрудники компании выполняют свою работу, и к рабочим процессам, которые они выполняют для производства продуктов или услуг. Рабочие процессы должны быть максимально эффективными и постоянно улучшаться. Сотрудники компании являются важнейшим ресурсом для повышения качества. Каждый сотрудник во всех организационных подразделениях отвечает за обеспечение эффективности и непрерывного совершенствования своих рабочих процессов.

Контроль качества ориентирован на выполнение требований к качеству, и, что касается испытаний, он охватывает эксплуатационные методы и действия, предпринимаемые в рамках системы обеспечения качества для проверки того, что требования к качеству деятельности, связанной с испытаниями, были выполнены. Гарантия качества, с другой стороны, направлена на обеспечение уверенности в том, что требования к качеству выполнены.

Качество и операционное превосходство - это последовательные и взаимодополняющие подходы: система совершенства и принципы качества взаимно поддерживают друг друга. Управление качеством объединяет методы, инструменты и операционные методы, и повышение его эффективности непосредственно приводит к обеспечению конкурентоспособности высокотехнологичной продукции.

«Высокое качество интерпретируется как превышение ожиданий покупателя при цене меньше той, на которую он рассчитывал. Контроль качества, как правило, является обязанностью оперативных подразделений, а качество включается в результаты и проверяется по мере их формирования. Таким образом, контроль качества является неотъемлемой частью повседневной деятельности, осуществляемой в каждом оперативном подразделении».

Обеспечение качества может создать конкурентное преимущество несколькими возможными способами. Первое и наиболее очевидное состоит в том, что покупатели, будь то отдельные потребители или другие компании, отдают предпочтение надежным и стабильным продуктам. Сложные инструменты обеспечения качества также могут снизить затраты, особенно если они интегрированы в каждый этап производственного процесса. Поскольку такие методы снижают потери при одновременном обеспечении более согласованного продукта, они одновременно снижают затраты и повышают удовлетворенность клиентов - это два основопологаю-щих элемента конкурентного преимущества организации.

Менеджмент качества принимает ряд принципов управления, которые могут быть использованы для обеспечения конкурентоспособности высокотехнологичной продукции. Культура качества, удовлетворенность работой и инновации являются наиболее важными переменными для удовлетворенности клиентов и причиной системой менеджмента качества. На конкурентном рынке компании используют разные подходы, чтобы максимизировать свою прибыль. На конкурентном рынке на плаву остаются те предприятия, которые предлагают продукты, превосходящие продукцию конкурентов. Качество продукта также должно зависеть от того, насколько продукт соответствует изменяющимся требованиям.

Комплексное управление качеством и стратегическое планирование предоставляют организации инструменты для получения конкурентного преимущества на рынке. В настоящее время высокие технологии являются ключевым фактором и катализатором технологической модернизации российской экономики. Эффективное управление и развитие рынка высоких технологий является ключом к переходу от товарного к высокотехнологичному развитию.

Литература

1. Антонова, И.И. Всеобщее управление качеством. Основоположники всеобщего менеджмента качества / И.И. Антонова, В.А. Смирнов, С.А. Антонов. - М.: Ру-сайнс, 2016. - 123 с.

2. Антонова, И.И. Эффективность системы управления качеством / И.И. Антонова, В.А. Смирнов, С.А. Антонов. - М.: Русайнс, 2016. - 16 с.

3. Басовский, Л.Е. Управление качеством продукции: Уч. / Л.Е. Басовский, В.Б. Протасьев и др. - М.: Инфра-М, 2017. - 320 с.

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м о

о

CS

о

CS

4. Гродзенский, С. Менеджмент качества: Учебное пособие / С. Гродзенский. - М.: Проспект, 2019. - 200 с.

5. Герасимов, Б.И. Управление качеством: проектирование: Учебное пособие / Б.И. Герасимов, Е.Б. Герасимова, А.Ю. Сизикин. - М.: Форум, 2016. - 156 с.

16. Ковалев, А.И. Менеджмент качества функционирования предприятий / А.И. Ковалев, А.С. Зенкин, А.И. Химичева. - М.: ПП Цюпак, 2017. - 520 с.

7. Управление качеством / Под ред. С.Д. Ильенковой. - М.: Юнити, 2016. - 287 с.

8. Шемякина, Т.Ю. Система управления качеством.: Учебное пособие / Т.Ю. Шемякина, М.Ю. Селивохин. -М.: Альфа-М, 2018. - 160 с.

9. Шмелева, А.Н. Оценка эффективности менеджмента и систем менеджмента качества / А.Н. Шмелева, Р.М. Нижегородцев. - М.: Русайнс, 2018. - 320 с.

10. Андриянова М.В., Митропольская-Родионова Н.В., Конобеева А.Б. Российская модель менеджмента: перспективы развития в XXI веке // Экономика и управление в XXI веке: стратегии устойчивого развития. Сборник статей победителей II Международной научно-практической конференции. 2017. С. 30-32

11. Гужина Г.Н. Социально-экономическая сущность и принципы формирования системы стратегического управления // Вестник Российского государственного аграрного заочного университета. 2009. № 6 (11). С. 141.

Improving the effectiveness of the quality management system as a factor in ensuring the competitiveness of high-tech products Popp E.A., Gritskevich O.V.

Siberian State University of Geosystems and Teohnologies With the development of market and economic relations in Russia, the quality management system as a faotor of inoreasing the competitiveness of products or services is becoming increasingly important for improving and improving the efficiency of high-tech enterprises and ensuring their competitiveness.

This article discusses aspects that indicate that improving the quality system is an important factor and condition for improving the competitiveness of the organization. Also, to increase the market share and expand the areas of activity, the quality of products or services provided is also one of the conditions, since first of all, the competitiveness of the enterprise depends on customer satisfaction. The quality management system provides General recommendations and requirements for establishing a proper quality management procedure to reduce costs, improve productivity, customer satisfaction, and market share in organizations over the past two decades. Key words: quality, competitiveness, high-tech production, quality management system, quality standards.

References

1. Antonova, I. I. Universal quality management. Founders of universal quality management / I. I. Antonova, V. A. Smirnov, S. A. Antonov. - Moscow: Rusains, 2016. - 123 p.

2. Antonova, I. I. Effectiveness of the quality management system /

I. I. Antonova, V. A. Smirnov, S. A. Antonov. - M.: Rusains, 2016. - 16 p.

3. Basovsky, L. E. product quality Management: Uch. / L. E. Basovsky, V. B. Protasyev et al. - M.: Infra-M, 2017. - 320 p.

4. Grodzensky, S. quality Management: Textbook / S. Grodzenskiy.

- M.: Prospect, 2019. - 200 p.

5. Gerasimov, B. I. quality Management: design: Textbook / B. I.

Gerasimov, E. B. Gerasimova, A. Yu. Sizikin. - M.: Forum, 2016.

- 156 p.

16. Kovalev, A. I. Management of quality of functioning of enterprises / A. I. Kovalev, A. S. Zenkin, A. I. Himicheva. - M.: PP Tsyupak, 2017. - 520 p.

7. quality Management / ed. by S. D. Ilyenkova, Moscow: unity,

2016, 287 p.

8. Shemyakina, T. Yu. quality management System.: Textbook / T.

Y. Shemyakina, M. Y. Selivokhin. - M.: Alfa-M, 2018. - 160 p.

9. Shmeleva, A. N. Evaluation of the effectiveness of management

and quality management systems / A. N. Shmeleva, R. M. Nizhegorodtsev. - M.: Rusains, 2018. - 320 p.

10. Andriyanova MV, Mitropol'skaya-Rodionova NV, Konobeeva A.B. Russian model of management: development prospects in the XXI century // Economy and management in the XXI century: strategies for sustainable development. Collection of articles by the winners of the II International Scientific and Practical Conference. 2017.S. 30-32

11. Guzhina G.N. Socio-economic essence and principles of the formation of a strategic management system // Bulletin of the Russian State Agrarian Correspondence University. 2009. No. 6 (11). P. 141.

О Ш

m

X

<

m

о

X X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.