Научная статья на тему 'Совершенствование системы менеджмента качества и конкурентоспособность компаний'

Совершенствование системы менеджмента качества и конкурентоспособность компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
245
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СМК / СЕРТИФИКАТ СМК / ПРЕДПРИЯТИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / IMPROVEMENT OF QMS / QMS CERTIFICATE / ENTERPRISE / COMPETITIVENESS OF THE COMPANY / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нгуен За Хыонг Куинь

В данной статье рассматриваются аспекты, показывающие, что совершенствование системы качества является важным фактором и условием повышения конкурентоспособности. Также для увеличения доли рынка и расширения сфер деятельности качество производимых продуктов или оказываемых услуг тоже является одним из условий, так как в первую очередь, от удовлетворенности потребителя зависит конкурентоспособность предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Нгуен За Хыонг Куинь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses aspects that show the improvement of the quality management system is an important factor and condition for growing competitiveness. Also, to increase market share and expand the area of activity quality of products or services is one of the conditions, because the customer satisfaction depends directly on the competitiveness of the company.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы менеджмента качества и конкурентоспособность компаний»

Нгуен За Хыонг Куинь ©

Магистрант, кафедра Корпоративное управление,

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КОМПАНИЙ

IMPROVEMENT THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM AND THE COMPETITIVENESS OF THE COMPANIES

Аннотация

В данной статье рассматриваются аспекты, показывающие, что

совершенствование системы качества является важным фактором и условием повышения конкурентоспособности. Также для увеличения доли рынка и расширения сфер деятельности качество производимых продуктов или оказываемых услуг тоже является одним из условий, так как в первую очередь, от удовлетворенности потребителя зависит конкурентоспособность предприятия.

Ключевые слова: совершенствование СМК, сертификат СМК, предприятие,

конкурентоспособность предприятия, система менеджмента качества.

Summary

This article discusses aspects that show the improvement of the quality management system is an important factor and condition for growing competitiveness. Also, to increase market share and expand - the area of activity quality ofproducts or services is one of the conditions, because the customer satisfaction depends directly on the competitiveness of the company.

Keywords: improvement of QMS, QMS certificate, enterprise, competitiveness of the сотрапу, quality management system.

В настоящее время многие компания, предприятия в России внедрили и сертифицировали системы менеджмента качества, и продолжают поддерживать их в действующем состоянии[1]. Можно сказать, что получение данный сертификат является довольно дорогим вложением. Тем не менее, стоит отметить, что внедрение систему качеств в организацию большой шаг к развитии репутации, подтверждения перспективность, надежность и стабильность и успеха компании[2]. На примере можно отметить такие преимущества предприятии, имеющиеся сертификат СМК как: для участия в большинстве тендеров, особенно в экспортных поставках, обязательным требованием стала сертификация СМК[3]. Также, требуется наличие в компаниях сертификат СМК для получения государственного заказа. Или же крупные российские компания тоже устанавливают для своих поставщиков «жёсткие» условия сотрудничества, как разработка и внедрение СМК, соответствующая требованиям стандарта ISO 9001:2000 и т.д.

Очень важно понять, что сертификат СМК это не просто очередная пустая бумажка, которая будет всегда иметься независимо от деятельности компании, а это дополнительные обязательства, и если не выполнить может запросто привести к потери сертификата[4]. Поэтому, система менеджмента качества всегда нуждается в постоянном

совершенствовании. Получение сертификата - это лишь только начальная стадия процесса ее становления и развития.

Внедрение и сертификация системы качества дают возможность повысить эффективность использования ресурсов, избежать как дублирования работ, а также выявить

© Нгуен За Хыонг Куинь, 2015 г.

узкие места в производстве, так и оголения отдельных участков, установить ответственность за каждую из них, документировать все производственные операции, провести структуризацию производственных процессов и выстроить четкие планы и технологические схемы[5]. Это все позволяет:

• периодически повышать уровень удовлетворенности потребителя, что значит, и конкурентоспособность компании, и объем продаж, и прибыль,.

• избежать случайных "проколов", обеспечить стабильность, снизить влияние различных факторов;

• повысить прозрачность работы компании для её руководства, повысить эффективность руководства и облегчить оперативное управление;

• постоянно поддерживать и улучшать качество продукции или услуг на должном уровне;

• в срок выполнять обязательства перед заказчиками;

• сократить цикл разработки, обеспечить повышения эффективности труда;

• улучшать качество товара, поступающего к конечному потребителю;

• улучшать контроль за деятельностью предприятия и повысить производственную дисциплину;

• достигать требуемого качества продукции/услуг и постоянно поддерживать его на уровне, соответствующем требованиям заказчиков, которые устанавливаются договорах и других документах[1];

Совершенствование СМК значит совершенствовать конкурентоспособность, а также системы управления качеством продукции, и высокое качество - это всё реальные и потенциальные возможности для компании производить и реализовывать товар, который по своим качественным и ценовым характеристикам была бы для потребителей или заказчиков более привлекательной, чем у конкурентов[5].

Безусловно, что качество это главный критерий. Следовательно, нужно сосредоточить все силы на совершенствование системы управления качеством продукции, и это должно стоять во главе угла любой компании-производителя. Совершенствование системы качества — это улучшение свойств продукции или услуг и характеристик, этим позволяют в полной мере удовлетворять определенные потребности потребителей. Обязательным условием совершенствования СМК при этом является постоянный и всесторонний анализ законов предприятия относительно конкурентоспособности продукции, а также действия экономических условий рыночных отношений[6].

Таким образом, совершенствование системы управления качеством выпускаемой продукции или предоставляемых услуг — это постоянная управленческая деятельность организации, направленная на совершенствование технического уровня товаров, качества их изготовления, улучшение элементов производства, а также самой системы управления качеством. В условиях жесткой конкурентной борьбы, каждое предприятие заинтересовано в том, чтобы полученные в области качества результаты значительно превосходили первоначально установленные требования. Поэтому, обеспечение оптимальной

функциональности СМК — это залог конкурентоспособности продукции.

Общее руководство для обеспечения приемлемого качества предполагает стратегическое управление, куда входит[3]:

• законов предприятия относительно конкурентоспособности продукции.

• планирование мероприятий и управление системой качества;

• цели, политика и ответственность в плане обеспечения качеством;

Совершенствование системы управления качеством продукции подразумевает

проведение всех ранее запланированных и систематически проводимых видов деятельности, а также действий для подтверждения качества (при необходимости), чтобы уверить конечного потребителя в том, что производитель в полной мере будет соблюдать требования, предъявляемые к качеству.

Максимальное увеличение прибыли является конечной целью совершенствования системы менеджмента, за счет выхода на новые рынки сбыта, увеличения конкурентоспособности продукции и услуг, и, что вполне естественно, укрепление репутации и положения предприятия[2]. Другими словами, если всерьез заняться повышением качества товаров, то улучшения финансового положения любого предприятия можно достигнуть, (ведь с ростом качества продукции увеличивается и её стоимость), расширить программы производства конкурентоспособных услуг или товаров и реализовать политику экономии ресурсов. Важно отметить, что любые действия, которые направленны на улучшения этих видов деятельности, несомненно, будут отображаться на укреплении финансового положения компании-производителя и увеличении её дохода.

В ближайшее время ситуация на потребительском рынке может претерпеть значительные изменения[5]. Ответственность производителя за изготовления и выпуск некачественных услуг и продукции будет неуклонно увеличиваться. Что означает, если в бизнес-практику будут введены обязательные отзывы некачественной продукции. За неспособность производителя обеспечивать хорошее качество своих услуг и продукции ей придется расплачиваться как своей репутацией, так и немалыми штрафами. Поэтому любое предприятие важно осознавать необходимость в совершенствовании системы качества.

Литература

1. Шарипов С.В., Толстова Ю.В. Система Менеджмента Качества. — СПб.: Питер, 2004.

2. Сажин П. Б. Система Менеджмента Качества: Преимущества Внедрения И Проблемы Функционирования. Проблемы современной экономики, N 1 (29), 2009

3. Андерсен Бьерн. Бизнес-Процессы. Инструменты Совершенствования. РИА «Стандарты и качество», 2005. — 272 с.

4. Бедрина Е.А. Проблемы Внедрения Систем Менеджмента Качества В России. Сибирский торгово-экономический журнал, стр82. 2009

5. Шмелева А.Н. Оценка Конкурентоспособности Предприятия С Учетом Результативности Процессов Системы Менеджмента Качества «Ответственность Руководства. отр. 99-103. 2011

6. Международный стандарт ИСО 9001. Системы Менеджмента Качества. Требования. — 4-е изд. — 2000-12-15. ISO-2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.