Научная статья на тему 'Перспективы развития системы менеджмента качества малых предприятий строительной отрасли'

Перспективы развития системы менеджмента качества малых предприятий строительной отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
711
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК) / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM (QMS) / МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / SMALL ENTERPRISES / СТРОИТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ / CONSTRUCTION INDUSTRY / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / АВТОМАТИЗАЦИЯ СМК / QMS AUTOMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Марина Александровна

Приводится обзор научных работ, посвященных деятельности малых организаций в различных отраслях, включая строительную. Уделяется внимание оценке эффективности функционирования системы менеджмента качества организаций строительной отрасли, а также существующим государственным программам поддержки малого бизнеса. Сделаны выводы о целесообразности более глубокой проработки механизмов, влияющих на эффективность функционирования системы менеджмента качества (СМК) малых предприятий строительной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT PROSPECTS OF SMALL ENTERPRISE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM IN CONSTRUCTION INDUSTRY

The article provides an overview of scientific works devoted to the activities of small organizations in various industries including a construction one. It focuses on the assessment of the operation efficiency of quality management system in the construction industry and discusses existing government programs to support small businesses. Conclusions are made on the feasibility of a more profound study of the mechanisms affecting QMS functioning efficiency at small enterprises of the construction industry.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития системы менеджмента качества малых предприятий строительной отрасли»

Таблица 3

Оценка качества инновационного решения с позиции наличия резервов_

Качество решения Количество баллов Наличие резервов, %

Высокое 80-100 100

Хорошее 60-79 60

Удовлетворительное 40-59 30

Низкое 20-39 10

Неконкурентное 0-19 0

На основе оценки качества инновационного решения проводится определение возможностей по увеличению устойчивости малого предприятия по результатам реализации инновационного решения.

По мнению автора статьи, практическое применение оценки реализации резервов повышения эффективности на основе выявления учета внутренних и

внешних факторов малого предприятия, а также идентификации основных инновационных рисков будет способствовать минимизации потенциальных угроз в будущем функционировании и развитии предприятия, увеличению его устойчивости по итогам реализации инновационных решений.

Статья поступила 23.03.2015 г.

Библиографический список

1. Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент: учеб. устойчивого развития промышленного предприятия: дис. ... пособие. М.: Инфра-М, 2008. 176 с. канд. экон. наук: 08.00.05. М., 2013. 182 с.

2. Лавриченко О.В. Разработка инновационной стратегии

УДК 338.69

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

© М.А. Иванова1

Московский государственный строительный университет, 129337, Россия, г. Москва, Ярославское шоссе, 26.

Приводится обзор научных работ, посвященных деятельности малых организаций в различных отраслях, включая строительную. Уделяется внимание оценке эффективности функционирования системы менеджмента качества организаций строительной отрасли, а также существующим государственным программам поддержки малого бизнеса. Сделаны выводы о целесообразности более глубокой проработки механизмов, влияющих на эффективность функционирования системы менеджмента качества (СМК) малых предприятий строительной отрасли. Ключевые слова: система менеджмента качества (СМК); малые предприятия; строительная отрасль; эффективность; автоматизация СМК.

DEVELOPMENT PROSPECTS OF SMALL ENTERPRISE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM IN CONSTRUCTION

INDUSTRY

M.A. Ivanova

Moscow State University of Civil Engineering, 26 Yaroslavskoe Shosse, Moscow, 129337, Russia

The article provides an overview of scientific works devoted to the activities of small organizations in various industries including a construction one. It focuses on the assessment of the operation efficiency of quality management system in the construction industry and discusses existing government programs to support small businesses. Conclusions are made on the feasibility of a more profound study of the mechanisms affecting QMS functioning efficiency at small enterprises of the construction industry.

Keywords: quality management system (QMS); small enterprises; construction industry; efficiency; QMS automation.

другой вид деятельности. В связи с небольшим управленческим составом малым предприятиям удается сохранять достаточно низкий уровень накладных расходов, а также обеспечивать оперативное принятие управленческих решений.

По данным Росстата, в 2011-2013 гг. предприятия малого бизнеса преобладали по количеству в общем объеме функционирующих организаций в строительной отрасли, что отражено в таблице.

Мировой опыт рыночной экономики развитых стран показывает, что именно деятельность малых предприятий является фактором, позволяющим стабилизировать рыночную экономику и положительным образом отразиться на развитии всего комплекса национальных отраслей, в частности, строительной. К основным преимуществам организаций малого бизнеса следует отнести их мобильность, оперативную реакцию на динамические изменения в бизнес-процессах, возможность легкой переориентации на

1 Иванова Марина Александровна, аспирант, тел.: 890572 69801, e-mail: IvanovaMA@mgsu.ru Ivanova Marina, Postgraduate, tel.: 89057269801, e-mail: IvanovaMA@mgsu.ru

Статистика количества предприятий строительной отрасли в 2011-2013 гг.

Год Всего Малые Средние Крупные

Кол-во Кол-во % Кол-во % Кол-во %

2011 209185 201345 96,25 1497 0,72 6343 3,03

2012 205075 199049 97,06 1611 0,79 4415 2,15

2013 217961 212587 97,53 1246 0,58 4128 1,89

Данная тенденция сохраняется и в настоящее время, это говорит о том, что такие организации востребованы в условиях кризисной ситуации современной рыночной экономики. К причинам столь высокой востребованности малых организаций следует отнести их значительный вклад в инвестиционно-инновационную политику экономики страны, положительное влияние на снижение безработицы на рынке труда и социальной напряженности, и, как следствие, на темпы экономического роста в целом. Малый бизнес активно участвует в формировании конкурентной среды среди рыночных субъектов, что является одним из основных двигателей экономики страны. Это, безусловно, также относится и к малым предприятиям строительной сферы как одной из динамически развивающихся отраслей.

Как правило, доля малого бизнеса в общем числе хозяйствующих субъектов зависит от конкретного региона, его местоположения и населенности. Развитие малых форм хозяйствования во многих регионах является одной из приоритетных задач, так как затрагивает значительную часть населения. Благодаря поддержке государственных и муниципальных властей путем организации различных программ происходит стимулирование повышения конкурентоспособности продукции малых предприятий и привлечение дополнительных трудовых ресурсов при создании новых рабочих мест. Для некоторых регионов подобные меры позволяют снизить уровень миграции, что, в свою очередь, помогает решить проблему диспропорции на рынке труда.

На сегодняшний день одним из приоритетных направлений развития экономики страны является модернизация существующей системы взаимодействия хозяйствующих субъектов, включая малые предприятия, а также обеспечение устойчивости подобных организаций с целью повышения потенциала в условиях нестабильности. Существующие подходы к повышению устойчивости предприятий являются универсальными и не адаптированы к специфике малых предприятий. В этой связи возникает необходимость рассмотрения основных стратегических направлений развития предприятий малого бизнеса. Например, в работе В.А. Гец и И.В. Максимчук проводятся исследования с целью выявления основных проблем, с которыми сталкиваются представители малого бизнеса, на примерах реально функционирующих малых предприятий строительной отрасли Волгоградской области [2]. В ходе анализа деятельности малых предприятий предложена модель повышения их потенциала, а также разработан алгоритм оценки показателей устойчивости с целью адаптации существующих методических подходов к оценке потенциала малых предприя-

тий строительного комплекса в условиях кризиса в экономике страны. Выявлено, что малые предприятия обладают рядом особенностей, которые нельзя не учитывать при оценке эффективности функционирования таких организаций. К данным особенностям следует отнести следующее: большое количество малых предприятий существует в условиях постоянного роста издержек производства по причине роста цен на сырье и другие материальные ресурсы, более половины организаций малого бизнеса имеют уровень рентабельности ниже 5%, не производится регулярное обновление основных средств, а износ порой достигает 80-90%, что значительно снижает эффективность производства.

Большинство существующих на сегодняшний день методик оценки эффективности деятельности подобных организаций основаны на бухгалтерской отчетности, которая не отражает в полной мере действительного состояния предприятия. В работе Л.С. Трубниковой предложена авторская методика оценки эффективности деятельности предприятия малого бизнеса путем оценки принятия управленческих решений со стороны руководства данного предприятия, а также оптимального использования средств государственной поддержки [10]. Данная методика была внедрена и получила положительные результаты на предприятиях Астраханской области. Однако следует отметить, предложенная методика не является универсальной для всех регионов и отраслей экономики страны, так как в каждом регионе используются различные меры государственной поддержки для тех отраслей, которые являются наиболее приоритетными для рассматриваемой территории.

Качество производимой продукции является одним из самых важных средств в конкурентной борьбе всех участников рынка, включая малые предприятия. Управление качеством представляет собой базовую часть производственного процесса, которая способствует достижению высоких потребительских требований производимого товара. Постоянное улучшение качества продукции предприятий строительной отрасли напрямую связано с экономической стабильностью предприятия. Высокие требования, предъявляемые к качеству строительной продукции, продиктованы, в первую очередь, глобальными требованиями рынка, который указывает на необходимость изменений в менеджменте организаций строительной отрасли, так как их рыночные отношения направлены на постоянное повышение конкурентоспособности продукции. Вследствие этого возникает необходимость оказывать воздействие на все стадии строительного производства, чтобы улучшать качество производимой продукции, параллельно с изменениями, связанными с про-

грессом в науке и технике. В настоящее время актуальность решения проблемы повышения качества продукции строительной отрасли тесно связана с вступлением России в ВТО, что усложняет конкурентную борьбу на рынке строительной продукции. Перед строительным комплексом нашей страны стоит не простая задача сохранения своих позиций не только на внутреннем, но и на внешнем рынках.

Сфера строительного производства - сложный производственный комплекс, включающий большое число звеньев, каждое из них создает продукцию разного уровня. Данную продукцию можно разделить на три этапа, конечная продукция каждого из которых является материалом для создания товара следующего этапа. Продукция первого этапа является начальной. К ней относятся материалы, фрагменты конструкций и т.п. Второй этап - это промежуточная продукция, к которой можно отнести законченные части сооружений, комплексы или виды работ. К третьему, заключительному уровню относится конечная продукция, передаваемая непосредственно потребителю.

В работе И.Ш. Карибовой, занимающейся вопросами повышения качества строительной продукции, значительное внимание уделяется совершенствованию системы управления качеством продукции предприятий строительной отрасли [6]. Автором были условно определены три группы факторов, влияющих на управление качеством, а именно: факторы, оказывающие влияние на формирование качества; факторы, стимулирующие качество продукции; факторы, влияющие на сохранение качества продукции. Эта классификация позволила подобрать для каждой группы факторов наиболее подходящие методики оценки качества строительной продукции на всех этапах ее жизненного цикла с целью повышения конкурентоспособности. Таким образом, был сделан вывод о том, что под обеспечением качества строительной продукции следует понимать совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, которые будут создавать условия для выпуска продукции, удовлетворяющей требованиям потребителей. Также из-за специфики строительной продукции возникает необходимость специального подхода к количественной оценке комплексных показателей качества. К основным мероприятиям, предложенным И.Ш. Карибовой, следует отнести внедрение системы менеджмента качества (СМК), отвечающей требованиям стандартов серий ИСО 9000 и 14000.

Анализ различных источников показал, что наличию эффективно функционирующей системе менеджмента качества в организациях, а также различным аспектам развития и совершенствования малых организаций, в том числе и в строительной отрасли, уделяется большое внимание, и данные направления научных исследований остаются актуальными во все времена. Например, в работе О.Л. Морозовой и О.Л. Бабийчук в различных аспектах описываются современные подходы, связанные с совершенствованием СМК малых предприятий путем разработки модели самооценки с использованием квалиметрических

шкал значений критериев, учитывающей особенности малых предприятий, которая была успешно апробирована на малых предприятиях Центрального Черноземья [9]. Авторами уделяется повышенное внимание анализу существующих методик оценки деятельности СМК, а также отмечается отсутствие единого подхода к вопросам управления качеством на малых предприятиях с учетом их особенностей. Необходимо отметить, что большинство существующих на сегодняшний день методов и методик оценки эффективности функционирования СМК на предприятиях прошли апробацию на крупных производствах.

Успешно функционирующие предприятия в большинстве своем имеют системы менеджмента качества, которые подтверждены соответствующими сертификатами. Подобные сертификаты - это своего рода визитная карточка организации, порой они могут стать одним из основных аргументов в пользу сотрудничества с зарубежными партнерами на поставку той или иной производимой продукции. Этот факт является основополагающим для предприятий строительной отрасли. В работе И.Г. Лукмановой, Е.В. Нежниковой, А.А. Аксеновой уделяется особое внимание стандартам качества серии ИСО 9000, которые являются базовыми в развитии стандартов качества [8]. Анализ практики внедрения и эффективного функционирования систем менеджмента качества за рубежом показал, что основой высокого качества управления на предприятии является сертификация СМК. Эффективно функционирующая СМК на предприятии строительной отрасли становится идеальным инструментом для непрерывного совершенствования предприятия с целью повышения его конкурентоспособности. Авторами отмечается, что при внедрении и оценке эффективности функционирования СМК на предприятиях строительной отрасли возникает большое количество проблем, которые, в свою очередь, могут быть связаны как с внешними, так и с внутренними факторами. Очень важным является правильный подход к СМК, а именно, СМК не должна восприниматься как отдельная структура, так как система менеджмента качества охватывает все бизнес-процессы, протекающие в организации, и неразрывно связана с ними. Важным является проведение периодических внутренних проверок (аудитов) с целью своевременного обнаружения отклонений и их устранения, а также корректное ведение документации по качеству с целью оценки эффективности функционирования СМК на предприятии строительной отрасли.

С 1 января 2009 г. отменено лицензирование в строительной отрасли и на смену лицензиям были созданы саморегулирующие организации (СРО). Для организаций вступление в СРО не является обязательным, если выполняемые ими работы не входят в перечень работ, требующих специального допуска. Однако членство в СРО является своего рода подтверждением, что данная организация выполняет работы качественно. Наличие сертификата соответствия СМК требованиям стандарта ГОСТ ISO 9001:2011 у организации для вступления в СРО не является обя-

зательным, но большинство СРО, как правило, отказывают в членстве организациям, не имеющим подобного сертификата. Следует отметить, что необходимо не просто приобрести сертификат, а требуется реальное внедрение СМК. Но и ее внедрение не обеспечивает организации долгосрочного эффективного развития, так как необходимо, чтобы система менеджмента качества эффективно функционировала. Основой реально и эффективно функционирующей СМК является принятие обоснованных решений, связанных с совершенствованием как системы менеджмента качества, так и организации в целом. В работе Н.А. Иванова отмечается, что принятие решений в СМК прежде всего связано с осуществлением корректирующих и предупреждающих действий [5]. Автором разработаны методика выявления несоответствий, модель процесса принятия решений по выбору корректирующих и предупреждающих действий [3], классификаторы основных несоответствий в строительстве и причины их возникновения, подходы к описанию записей о несоответствиях в системах управления качеством. Как инструмент повышения обоснованности и эффективности принимаемых решений Н.А. Иванов предлагает использование средств автоматизации для анализа причин возникновения несоответствий и при формировании перечня вариантов возможных решений [4]. Предполагается возможным использование данных разработок в целях повышения эффективности СМК малых предприятий строительной отрасли.

Анализ практики внедрения и функционирования уже внедренной СМК на предприятии позволяет сделать вывод, что эти задачи являются сложными и трудоемкими, требующими значительных затрат финансовых и трудовых ресурсов, направленных на сбор, хранение и обработку больших объемов информации. С высокой долей вероятности представляется верным утверждение, что одним из способов снижения указанных затрат для малых предприятий, ограниченных в финансовых ресурсах и численностьи управленческого персонала, служат различные информационные системы для автоматизации рабочего места менеджера по качеству. На сегодняшний день существует ряд программных продуктов, таких как «СМК Автоматизация», «1С: Автоматизация», УДП «Парус» и др., которые внедрены в организациях и имеют положительные отзывы пользователей. Благодаря автоматизации СМК решаются такие важные задачи, как введение электронного документооборота (если ранее он отсутствовал в организации), планирование производственной деятельности, стратегическое планирование деятельности. Все эти задачи являются важными для организации, заинтересованной в своем устойчивом развитии. Таким образом, можно сделать вывод, что наличие у организации автоматизированной СМК открывает путь к ее совершенствованию и позволяет обеспечить полное информационное взаимодействие всех бизнес-процессов.

Серия стандартов качества ИСО 9000 является в строительстве не единственной. В последнее время широкое распространение в организациях строитель-

ной отрасли получили стандарты ISO 14001 и OHSAS 18001. С развитием стандартов качества возникает необходимость комплексной оценки и анализа эффективности СМК, действующей в организации с учетом специфики отрасли. Авторами работ [7, 8] в данном научном направлении были получены положительные результаты при внедрении интегрированных систем менеджмента качества, учитывающих совместимость системы менеджмента качества, системы экологического менеджмента, системы социального менеджмента, а также системы менеджмента профессиональной безопасности, здоровья и охраны труда. Так, в работе В.С. Кухаря разработана авторская методика, а также проведена сравнительная характеристика результативности СМК и даны практические рекомендации по внедрению подобной системы на малых и средних предприятиях зерновой отрасли северного региона Республики Казахстан [7]. Также с помощью SWOT-анализа были выявлены положительные и отрицательные внешние и внутренние факторы, влияющие на внедрение подобных систем в аграрном секторе экономики и учитывающие специфику данной отрасли. В качестве основного вывода, сделанного автором, следует отметить, что при внедрении подобных интегрированных систем менеджмента качества следует учитывать как специфику предприятия (является оно малым, средним или крупным), так и отрасль, в которой функционирует рассматриваемое предприятие.

Необходимо учесть, что только благодаря использованию комплекса экономических механизмов со стороны государства можно достичь положительных результатов в деятельности предприятий малого бизнеса. К таким механизмам можно отнести: льготное налогообложение, различные программы поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, включая предоставляемые преимущества в инвестировании в госзаказах, а также стратегии, определяющие наиболее адекватное использование экономического потенциала малых предприятий в структуре предложенных механизмов. Примером государственной поддержки малого бизнеса на основе разработки и внедрения СМК служит программа НП СОКМЦ «Байкалсерт» «Повышение качества и конкурентоспособности продукции, услуг предприятий малого и среднего бизнеса г. Иркутска, Иркутской области на основе разработки и внедрения СМК, соответствующей требованиям ISO 9001:2008 (ГОСТ Р ИСО 9001-2008), системы экологического менеджмента, соответствующей требованиям ISO 14001:2004 (ГОСТ Р ИСО 14001-2007), системы охраны труда и профессиональной безопасности, соответствующей требованиям OHSAS 18001 (ГОСТ Р 12.02.230-2007); реализации принципов и инструментов концепции Бережливого производства (Lean Production)» на 2014-2015 гг. На федеральном уровне выделяются значительные средства на реализацию подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика». Программа подразумевает широкий спектр механизмов поддержки ма-

лого и среднего бизнеса - гарантии, гранты, поддержка экспорта, создание бизнес-инкубаторов [1].

Обзор научных публикаций на такие темы, как развитие малых предприятий; внедрение, функционирование и оценки эффективности СМК малых предприятий строительной отрасли показал, что этим вопросам уделяется недостаточно внимания, что позволяет определить категорию оценки эффективности СМК малых предприятий строительной отрасли как предмет актуальной научной задачи. Сложившаяся ситуация объясняется не отсутствием интереса к данному направлению исследований, а спецификой малых предприятий строительной отрасли, связанной со сложностью оценки эффективности СМК и отсутствием адаптации методического инструментария к осо-

бенностям деятельности малых предприятий.

Обобщая проведенный анализ научных публикаций, посвященных развитию и функционированию предприятий малого бизнеса, в том числе в строительной отрасли, а также созданию и эффективности системы менеджмента качества на предприятиях, можно сформулировать основные перспективы развития СМК малых предприятий строительной отрасли. К ним могут быть отнесены: увеличение числа малых предприятий, внедривших СМК; переход от «бумажного» внедрения (покупка сертификата) СМК к реально функционирующей СМК; повышение эффективности функционирования СМК за счет ее автоматизации.

Статья поступила 17.02.2015 г.

Библиографический список

1. О распределении субсидий, предоставляемых в 2014 г. из ФБ бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика»: распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 476-р [Электронный ресурс]. URL: government.ru/media/fil-es/41 dcebb99dd26f5f283.pdf (17 нояб. 2014).

2. Гец В.А., Максимчук И.В. О стратегическом планировании развития малого строительного предприятия // Предпринимательство. 2008. № 7. С. 184-190.

3. Иванов Н.А. Модель процесса управления несоответствиями в системах менеджмента качества предприятий строительной отрасли // Вестник МГСУ. 2011. № 5. С. 326-330.

4. Иванов Н.А. Об одном подходе к автоматизации систем менеджмента качества предприятий строительной отрасли // Вестник МГСУ. 2011. № 6. С. 400-405.

5. Иванов Н.А. Об одном подходе к составлению плана корректирующих действий в СМК // Экономика и предпринимательство. 2014. № 11-2 (52-2). С. 621-626.

6. Карибова И.Ш. К расчету эффективности организационно-технических мероприятий, направленных на повышение качества строительной продукции // Актуальные вопросы

социально-экономического развития в условиях модернизации: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Саратов, 3 марта 2011 г.). Саратов: Изд-во «Эстамп», 2011. Ч. 1. С.151-152.

7. Кухарь В.С. Экономическая эффективность внедрения интегрированных систем менеджмента на предприятиях малого и среднего бизнеса // Локальное развитие региона и кадровое обеспечение: материалы Междунар. науч.-практ. семинара. (Кишенев, 10-14 февр. 2012 г.). Кишенев: Штиин-ца, 2012. С. 68-72.

8. Лукманова И.Г., Нежникова Е.В., Аксенова А.А. Создание системы менеджмента качества, охраны здоровья, безопасности и экологии в строительной отрасли: монография. М.: Изд-во МГСУ, 2014. 136 с.

9. Морозова О.Л., Бабийчук О.Л. Социальные аспекты развития малых предприятий // Социальные проблемы регионов и пути их решений: сб. статей IV Всерос. науч.-практ. конф. (Пенза, февр. 2008 г.). Пенза: Изд-во «Приволжский Дом Знаний», 2008. С. 214-216.

10. Трубникова Л.С. Развитие системы контроля и анализа деятельности субъектов малого бизнеса // Экономический анализ: теория и практика. М.: Финансы и кредит, 2011. № 25 (232). С. 51-57.

УДК 332.64+368.025.46

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДОВ И МОДЕЛЕЙ СТОИМОСТНОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ РЕСУРСОЕМКИМ ПРЕДПРИЯТИЕМ

1 9

© Е.В. Кашина1, Л.В. Голованова2

Сибирский федеральный университет, 660041, Россия, г. Красноярск, пр. Свободный, 79.

Концепция управления стоимостью ресурсоемкого предприятия основывается на оценке рыночной стоимости предприятия, которая может быть определена с применением затратного, доходного, рыночного подходов. В статье приведены результаты сравнительного анализа методов и моделей оценки стоимости с точки зрения учета воздействия внешней среды на ресурсоемкое предприятие и перспектив его развития. В результате наиболее применимыми с точки зрения управления стоимостью ресурсоемких предприятий названы методы дисконтиро-

1 Кашина Екатерина Владимировна, доктор экономических наук, доцент кафедры экономики и организации предприятий энергетического и транспортного комплексов, тел.: 89082037797, e-mail: EKashina@sfu-kras.ru

Kashina Ekaterina, Doctor of Economics, Associate Professor of the Department of Economy and Organization of Energy and Transport Sector Enterprises, tel.: 89082037797, e-mail: EKashina@sfu-kras.ru

2Голованова Лилия Владленовна, старший преподаватель кафедры экономики и организации предприятий энергетического и транспортного комплексов, тел.: 89135095508, e-mail: LGolovanova@sfu-kras.ru

Golovanova Liliya, Senior Lecturer of the Department of Economy and Organization of Energy and Transport Sector Enterprises, tel.: 89135095508, e-mail: LGolovanova@sfu-kras.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.