Научная статья на тему 'Повышение эффективности системы оперативного диспетчерского управления на ВСЖД - филиале ОАО «РЖД»: основные направления сотрудничества с ФГБОУ ВПО ИрГУПС'

Повышение эффективности системы оперативного диспетчерского управления на ВСЖД - филиале ОАО «РЖД»: основные направления сотрудничества с ФГБОУ ВПО ИрГУПС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
444
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСПЕТЧЕРСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КООРДИНАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / COORDINATION INTERACTION / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / VOCATIONAL TRAINING / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / DISPATCHING MANAGEMENT / FURTHER TRAINING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сольская Ирина Юрьевна

Структурное реформирование железнодорожного транспорта Российской Федерации сопровождается существенной корректировкой сложившейся системы технологического управления перевозками, обусловленной изменением полномочий железных дорог в части координации взаимодействия отраслевых служб и линейных предприятий, осуществляющих обеспечение перевозочного процесса. Создание системы оперативного диспетчерского управления железной дороги призвано решить проблемы такой координации, инновационный опыт создания и функционирования такого подразделения на Восточно-Сибирской железной дороге филиале ОАО «Российские железные дороги» продемонстрировал не только успешность самого начинания, но и недостаточную организационно-управленческую базу для принятия оперативных решений по устранению нештатных ситуаций. Практикой показано, что вопросы распределения функциональных обязанностей в рамках такой системы и требования к диспетчерскому персоналу требуют своевременного решения, в том числе и с привлечением специалистов профильных транспортных университетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сольская Ирина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASE OF SYSTEM EFFECTIVENESS OF OPERATIONAL DISPATCHING MANAGEMENT ON VSZD - JSC RZD BRANCH: MAIN DIRECTIONS OF COOPERATION WITH IRGUPS

The structural reform of rail transport of the Russian Federation is accompanied by substantial adjustment of the existing system of technological control traffic caused by a change in the powers of railways in the coordination of the interaction of industry and services linear enterprises engaged in providing transportation process. Creating a system of dispatching railroad is designed to solve problems of such coordination, innovative experience of creation and functioning of such unit on the East Siberian Railway branch of JSC «Russian Railways» demonstrated not only the success of the undertaking, but also a lack of organizational and administrative framework for operational decisions to address emergency situations. Practice has shown that the issues of distribution of functional responsibilities within the system, and requirements for dispatching personnel require timely decisions, including transport universities involvement.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности системы оперативного диспетчерского управления на ВСЖД - филиале ОАО «РЖД»: основные направления сотрудничества с ФГБОУ ВПО ИрГУПС»

УДК 656.076 Сольская Ирина Юрьевна,

д. э. н., профессор, Иркутский государственный университет путей сообщения, e-mail: [email protected]

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ОПЕРАТИВНОГО ДИСПЕТЧЕРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ВСЖД - ФИЛИАЛЕ ОАО «РЖД»: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА С ФГБОУ ВПО ИРГУПС

I. Yu. Solskaya

INCREASE OF SYSTEM EFFECTIVENESS OF OPERATIONAL DISPATCHING MANAGEMENT ON VSZD - JSC RZD BRANCH: MAIN DIRECTIONS OF COOPERATION WITH IRGUPS

Аннотация. Структурное реформирование железнодорожного транспорта Российской Федерации сопровождается существенной корректировкой сложившейся системы технологического управления перевозками, обусловленной изменением полномочий железных дорог в части координации взаимодействия отраслевых служб и линейных предприятий, осуществля ю-щих обеспечение перевозочного процесса.

Создание системы оперативного диспетчерского управления железной дороги призвано решить проблемы такой координации, инновационный опыт создания и функционирования такого подразделения на Восточно-Сибирской железной дороге - филиале ОАО «Российские железные дороги» продемонстрировал не только успешность самого начинания, но и недостаточную организационно-управленческую базу для принятия оперативных решений по устранению нештатных ситуаций.

Практикой показано, что вопросы распределения функциональных обязанностей в рамках такой системы и требования к диспетчерскому персоналу требуют своевременного решения, в том числе и с привлечением специалистов профильных транспортных университетов.

Ключевые слова: диспетчерское управление, координация взаимодействия, профессиональное обучение, повышение квалификации.

Abstract. The structural reform of rail transport of the Russian Federation is accompanied by substantial adjustment of the existing system of technological control traffic caused by a change in the powers of railways in the coordination of the interaction of industry and services linear enterprises engaged in providing transportation process.

Creating a system of dispatching railroad is designed to solve problems of such coordination, innovative experience of creation and functioning of such unit on the East Siberian Railway branch of JSC «Russian Railways» - demonstrated not only the success of the undertaking, but also a lack of organizational and administrative framework for operational decisions to address emergency situations.

Practice has shown that the issues of distribution offunctional responsibilities within the system, and requirements for dispatching personnel require timely decisions, including transport universities involvement.

Keywords: dispatching management, coordination interaction, vocational training, further training.

Ключевые функции в существующей системе оперативного диспетчерского управления ВСЖД - филиала ОАО «РЖД» реализованы в рамках функциональной ответственности Отдела диспетчерского управления Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры [1].

Предварительный анализ Положения об Отделе и должностных инструкций его сотрудников позволил выявить необходимость и возможности повышения качества реализации закрепленных за Отделом функций, определить ряд направлений развития технологического процесса реализации функций, сформированных в рамках закрепленной положением Карты процесса отдела и, как следствие, повышения эффективности всей системы оперативного диспетчерского управления. Для этого представляется необходимым прежде всего, определить глобальную цель системы оперативного диспетчерского управления и способы её достижения с позиции развития функционала и качества реализации функций сотрудников отдела. Необходимо отметить, что определенные в Положении целевые показатели оценки эффективности отдела (результатов деятельности отдела)

сформулированы в виде частных показателей снижения ущерба от отказов технических средств, именно:

• среднее время восстановления работы устройств по отказам 1 и 2-й категории;

• количество отказов 1 и 2-й категории в системе КАС АНТ;

• количество устраненных инцидентов на объектах инфраструктуры.

Поскольку эти показатели направлены в большей степени на оценку процесса функционирования инфраструктуры, они не позволяют напрямую оценить качество реализации функций сотрудников отдела. Поэтому представляется необходимым в контексте решаемой задачи и возможностей научно-образовательной организации (ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет путей сообщения»), способствующих её достижению, изменить подход к оценке эффективности с позиции глобальной цели и определить следующие возможные направления её достижения:

- обеспечение оперативной диспетчерской деятельности (технологии и техника);

Современные технологии. Транспорт. Энергетика. Строительство. Экономика и управление

ш

- формирование и уточнение функционала (должностные инструкции, Положение о подразделении);

- повышение эффективности деятельности персонала.

В контексте сформулированных способов достижения поставленной цели представляется возможным следующая формулировка и последовательность решаемых задач:

1. Развитие и уточнение нормативно закрепленной формализации процесса оперативного диспетчерского управления.

2. Уточнение набора функций сотрудников в системе оперативного диспетчерского управления, качество реализации которых существенным образом повлияет на эффективность системы.

3. Методы (способы) повышения качества реализации функций сотрудников, реализуемые в рамках полномочий ВСЖД - филиала ОАО «РЖД» и ФГБОУ ВПО ИрГУПС.

Следует более детально остановиться на некоторых результатах решения поставленных задач.

1. Развитие и уточнение нормативно закрепленной формализации процесса оперативного диспетчерского управления

Для уточнения содержания результатов предлагается формализация процесса диспетчерского управления в терминах теории координации. Существующим положением регламентируются следующие элементы модели:

• организационная структура;

• количество уровней диспетчерского управления;

• наличие и содержание деятельности решающих элементов;

• делегирование полномочий.

Здесь интерпретация элементов иерархической модели (рис. 1) следующая [3]:

С0 - координирующий орган (орган принятия решений) - РЦКУ;

С! - решающие элементы (диспетчеры хозяйств);

- сигналы обратной связи; 8! - координирующий сигнал;

- информационный сигнал (табло коллективного пользования; отражает состояние процесса перевозок).

В соответствии с Картой определены два результата процесса оперативного диспетчерского управления:

- база знаний об отказах и отступлениях;

- нормальное функционирование устройств инфраструктуры.

Рис. 1. Формализованная схема организации управления

2. Уточнение набора функций сотрудников в системе оперативного диспетчерского управления, качество реализации которых существенным образом повлияет на эффективность системы

Уточнение и детализация процесса оперативного диспетчерского управления возможны в контексте декомпозиции функций решающих элементов (рис. 2) [3].

Рис. 2. Декомпозиция элемента диспетчерского управления

Процесс диспетчерского управления организацией устранения отказов и отступлений в соответствии с Картой процесса может быть детализирован с точки зрения направлений повышения эффективности с точки зрения определенных на ос-

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

нове модели декомпозиции функций как функций решающих элементов ^ следующим образом: ^ - анализ информации; P1 - принятие решений; ^ - координация между уровнями: ^ -координация процессов; - координация взаимоотношений.

3. Методы (способы) повышения качества реализации функций сотрудников, реализуемые в рамках полномочий ВСЖД - филиала ОАО «РЖД» и ФГБОУ ВПО ИрГУПС

Предлагаемые методы следует разграничивать следующим образом:

- по субъектам (ВСЖД; ИрГУПС) (табл. 1);

- по видам активности ИрГУПС (обучение и повышение квалификации; исследования и разработки) реализуемые программы можно более детально разрабатывать с учетом целевой аудитории и методов достижения глобальной цели следующим образом:

А) обучение и повышение квалификации персонала (оперативные диспетчеры) (табл. 2);

Б) обучение и повышение квалификации персонала (руководители) (табл. 3 и 4).

Университетом разработаны и реализованы к настоящему времени программы повышения квалификации, включающие часть необходимых разделов, формируемых навыков и знаний:

1. Программа повышения квалификации специалистов и диспетчеров блока движения ОАО «ПГК» (72 часа).

2. «Повышение безопасности движения поездов, система менеджмента качества» (72 часа, «Норильск-никель»).

3. «Основы управления предприятием» (40 часов).

4. «Управление эксплуатационной работой грузовых вагонов в современных условиях» (20 часов).

5. «Развитие руководителей и специалистов с позиции компетентностного подхода» (40 часов для молодежного резерва руководителей и специалистов ВС ДИ).

6. Развитие навыков технической учебы предприятий ВСЖД в соответствии с реализацией функциональных задач компании..» (72 часа).

7. «Экономические отношения предприятий железнодорожного транспорта в новых условиях» (72 часа).

Вновь разрабатываемые программы могут использовать методические решения и разработки, апробированные в реализованных программах, а также содержать новые разделы, ориентированные на формирование и развитие требуемых компетенций персонала.

Необходимой составляющей взаимодействия с научно-образовательной организацией является проведение исследований и разработок в направлении формирования средств и методов взаимодействия отдела диспетчерского управления Центра управления содержанием инфраструктуры - Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» и ФГБОУ ВПО ИрГУПС (табл. 5).

Т а б л и ц а 1

Глобальная цель Способы достижения Методы реализации

ВСЖД - филиал ОАО «РЖД» ИрГУПС

Повышение эффективности системы управления перевозками на полигоне ВСЖД Обеспечение оперативной диспетчерской деятельности (технологии и техника) Техническая поддержка Обучение и повышение квалификации персонала (оперативные диспетчеры)

Разработка и документирование технологии Исследования и разработки

Формирование и уточнение функционала (должностные инструкции, Положение о подр азделении) Совершенствование организационной структуры Обучение и повышение квалификации персонала (ком состав)

Разработка и утверждение должностных инструкций Исследования и разработки

Уточнение, согласование и утверждение положения

Повышение эффективности деятельности персонала Подбор и развитие персонала Техническая учеба персонала Обучение и повышение квалификации персонала (оперативные диспетчеры) Исследования и разработки

Т а б л и ц а 2

Способы достижения Разделы программ Функционал Содержание реализуемых программ/разделов программ

Обеспечение оперативной диспетчерской деятельности (технологии и техника) Технология перевозочного процесса. Р; - принятие решений 1.Упр авление эксплу атационной р аботой 2. Управление грузовой и коммерческой работой 3. Информационные технологии 4. Навыки ведения переговоров (0,5 часа)

- координация между уровнями 5. Взаимодействие различных дирекций и дочерних подразделений ОАО «РЖД» в границах железной дороги - регионального корпоративного центра (6 часов)

Техническое и программное обеспечение реализации функционала: обучение использованию вычислительной техники и оргтехники К;2 - координация взаимоотношений 6. Информационные технологии (4-8 часов) - АС ГИД «Урал-ВНИИЖТ»; - АСУ хозяйств; - электронные средства коммуникаций; - табло коллективного пользования; - программные средств смежных хозяйств П, Ш, Э (АСУ ЗМ, АС КМО...)

Прогрессивные технологии и передовой опыт работы в перевозочном процессе К;1 - координация процессов 7. АРМы в перевозочном процессе (4-6 часов)

Требования обмена информацией И; - анализ информации 8. Навыки ведения переговоров (2 часа). 9. Системы и методы передачи данных (2 часа)

Требования профпригодности диспетчер ского пер сонала Р; - принятие решений 10. Основы психологии (0,5-1 час). 11. Основы социометрии (0,5 часа)

Т а б л и ц а 3

Способы достижения Разделы программ Функционал Содержание реализуемых программ/разделов программ

Формирование и уточнение функционала (должностные инструкции, Положение о подразделении) 1. Разработка и обоснование технологических процессов 2. Разработка и обоснование бизнес-процессов И; - оценка ситуации; К;1 - координация процессов 1. Прогрессивные технологии и передовой опыт работы в перевозочном процессе. 2. Организация грузовой и коммерческой работы. 3. Управление эксплуатационной работой. 4. Экономические аспекты деятельности железных дорог. 5. Профессиональная этика и психология (0,5 часа)

К;1 - координация между уровнями 6. Взаимодействие различных дирекций и дочерних подразделений ОАО «РЖД» в границах железной дороги - регионального корпоративного центра (6 часов)

Навыки профессиональной деятельности: - применение инструкций; - реализация коммуникаций; - использование средств и методов технической и программной поддержки; - принятие решений; - делегирование полномочий; - применение инструкций К;1 - координация процессов; Р; - принятие решений; И; - анализ информации 7. Управление эксплуатационной работой. 8. Правила заполнения перевозочных документов на перевозку грузов ж.-д. транспортом. 9. Управление грузовой и коммерческой работой. 10.Транспортное право. 11.Информационные технологии. 12.Транспортная безопасность. 13.Нав ыки в едения пер егов оров

1. Формирование и обоснование набора профессиональных компетенций 2. Формирование функционала И; - анализ информации; Р; - принятие решений 14. Корпоративные компетенции. 15. Повышение управленческой компетентности. 16. Основы социометрии. 17. Корпоративные компетенции ОАО «РЖД». 18. Компетентность. Признаки и структура компетентности. 19. Лидерство. Составляющие эффективного лидерства. Эмоциональная компетентность руководителя

Т а б л и ц а 4

Способы достижения Разделы программ Функционал Содержание реализуемых программ/ разделов программ

Обеспечение оперативной диспетчерской деятельности (технологии и техника) Навыки профессиональной деятельности: - понимание и объяснение текстов; - применение инструкций; - реализация коммуникаций; - использование средств и методов технической и программной поддержки; - принятие решений Р1 - принятие решений; К1 - координация между уровнями 1. Основы риторики. 2. Основы психологии. 3. Основы социометрии. 4. Основы структурной лингвистики

Техническая учеба персонала Формирование и развитие навыков перманентной технической учебы по направлению оперативного управления 5. Корпоративные компетенции и брендоори-ентированное поведение работников ОАО «РЖД». 6. Руководитель (специалист) технической у чебы на предприятии как педагог (основы андрогогики)

Технологические карты по принятию управленческих решений Н1 - анализ информации 7. Методы отображения технологических процессов. 8. М етоды пр инятия р ешений

Экспресс-анализ информации Н1 - анализ информации 9. Методология экспресс-анализа. 12. Информационная поддержка аналитической деятельности

Т а б л и ц а 5

Наименование мероприятий Цели мероприятий Исполнители

1. Анализ существующей системы показателей качества процессов содержания инфраструктуры: - наличие и анализ структуры показателей качества служб ПЧ; ШЧ; ЭЧ; и т. д. - формирование комплексной структуры показателей качества процесса содержания инфраструктуры и их индикаторов Ответить на вопросы: что лежит в основе деятельности подразделений дирекции инфр астр у кту р ы, какие конечные цели преследует система? Необходим внешний аудит документации подразделений, которая обеспечивает выполнение определенных требований (профильные кафедры ИрГУПС и руководители служб дирекции инфраструктуры)

2. Анализ формирования базы данных по результатам измерений единичных показателей качества Определить, имеется ли база данных по результатам измерений показателей качества, - наличие массивов данных для анализа и проведение самого анализа Слу жбы дир екции инфр астр у кту р ы

3. Формирование кейса инструментов для проведения анализа массива данных: - применение статистических методов анализа точности и стабильности технологических процессов; - современных инструментов управления качеством технологических процессов и т. п. Научиться выбирать инструментарий для анализа массива данных Профильные кафедры ИрГУПС и руководители служб дирекции инфраструктуры

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Анализ качества персонала, отвечающего за обеспечение качества процессов содержания инфраструктуры на предмет: - соответствия квалификации; - перезагрузки (сверхурочной работы); - полноты комплектации и т. п. Кто и как обеспечивает выполнение процессов всех у р овней? Дирекция инфраструктуры, ОК

5. Анализ взаимосвязей с другими дирекциями или Анализ траектории процесса взаимосвязей внутри подразделений инфраструктуры и между другими подразделениями Как осуществляется взаимосвязь на практике? Дирекция инфраструктуры, ИрГУПС

6. Формирование системы по управлению рисками появления несоответствий объектов инфраструктуры Пр еду пр еждение появления несоответствий ИрГУПС совместно с дирекцией инфраструктуры

Современные технологии. Транспорт. Энергетика. Строительство. Экономика и управление

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

1. Положение об отделе диспетчерского управления Центра управления содержанием инфраструктуры -Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры -структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры. Утверждено 1.10.2012.

3.

ш

Лоскутова Е.В. Задача формализации и моделирования учебного процесса // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. Вып. 3(31). Иркутск: ИрГУПС. 2011. С. 198-201. Месарович М., Мако Д., Такахара И. Теория иерархических многоуровневых систем. - М.: Мир, 1973. 344 с.

УДК 338.47:656(075.8) Попова Наталья Борисовна,

д. г. н., профессор, профессор кафедры «Экономика транспорта», Сибирский государственный университет путей сообщения,

тел. 8-383-284-11-34; e-mail: [email protected]

СМЕШАННЫЕ ПЕРЕВОЗКИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

N. B. Popova

MIXED TRANSPORTATION AS A FACTOR OF FORMATION OF THE UTS OF RUSSIA

Аннотация. В статье рассматривается организация транспортного производства в исторической ретроспективе. Показано, что взаимодействие железных дорог с речными портами посредством смешанных перевозок, с одной стороны, способствовало формированию организационного единства транспортной системы России, с другой - заложило основы современной логистики на рынке транспортных услуг. По данным статистической отчётности конца XIX века выполнено территориально-производственное и транспортное обобщение, и показана роль видов транспорта и смешанных перевозок в организации хозяйственной деятельности страны.

Для решения современных практических задач, возникающих в логистических системах, к числу которых относятся и транспортные услуги, ретроспективный анализ взаимодополняемости видов транспорта, исходя из степени развитости региональной транспортной сети и объёмов выполненных перевозок, является, несомненно, полезным и своевременным.

Ключевые слова: транспортная система, смешанные перевозки, рынок транспортных услуг, схемы транспортирования, транспортная обеспеченность региона, производственное и транспортное разделение труда и интеграция.

Abstract. The article is devoted to the organization of transport manufacture in historical retrospect. It is shown that the interaction between Railways and ports through multimodal transport, on the one hand, contributed to the formation of the organizational unity of the Russian transport system, with the other hand - it laid the foundations of modern logistics in the market of transport services. According to the statistical reports of the late nineteenth century the territorial production and transport generalization was made, and the role of transport modes and intermodal transport in the organization of economic activity in the country was shown.

To solve modern practical problems arising in logistics systems, which include and transportation services, retrospective analysis of the complementarity of transport modes, based on the extent of diversification of the regional transport network and the volume of traffic carried, is, undoubtedly, a useful and timely.

Keywords: transport, multimodal transport, transport services market, schema of transportation, transport security in the region, production and transport division of labor and its integration.

Введение

Государственная стратегия развития транспортного комплекса России направлена на оптимизацию взаимодействия всех видов транспорта, выполняющих перевозки [1]. Очевидно, что обеспечить координацию усилий всех участников рынка транспортных услуг и многоуровневую интеграцию возможно, если следовать принципам логистики.

Системный подход, как основной из них, предполагает изучение закономерностей в организации транспортного производства, в том числе и в их исторической ретроспективе. В этой связи этапы формирования и развития единой транспортной системы страны (ЕТС), особенности создания транспортной инфраструктуры и её мощностей, определяющих рентабельность современного производства транспортно-логистических услуг, приобретают особое историческое значение.

1. Смешанные водно -железнодорожные перевозки в России в конце XIX века

В общем и целом в России, как и во многих других государствах, транспортные коммуникации формировались постепенно. На это в своих работах указывают многие отечественные исследователи [2, 3].

В данных статистической отчётности конца XIX века имеются сведения о количестве грузов, которые «перешли» с водных путей на железные дороги и, наоборот, с железных дорог на внутренние водные пути.

Эта информация отражена в табл. 1.

Сопоставление этих сведений позволяет констатировать, что 13,4 % грузов, перевезённых водным транспортом, далее участвовали в смешанных перевозках. Железные дороги, хотя и участвовали в смешанных железнодорожных перевозках объёмами грузов в три раза меньшими, чем внутренний водный транспорт, тем не менее, способствовали доставке многих важных грузов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.