Научная статья на тему 'Реализация функций технологической и корпоративной координации начальниками железных дорог в процессе реформы системы управления ОАО РЖД'

Реализация функций технологической и корпоративной координации начальниками железных дорог в процессе реформы системы управления ОАО РЖД Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
710
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОАО РЖД / КОРПОРАТИВНАЯ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КООРДИНАЦИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рейнгардт В. Г., Касаткин В. А., Яковлев П. Б.

Рассмотрены основные этапы реализации и результаты пилотного проекта реформирования системы управления Красноярской железной дороги, определены нерешенные проблемы. Предложены направления дальнейшего повышения долгосрочной эффективности управленческой деятельности, организационные структуры и направления деятельности блоков технологической и корпоративной координации на региональном уровне. Поставлены первоочередные задачи развития пилотного проекта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рейнгардт В. Г., Касаткин В. А., Яковлев П. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Execution of Technological and Corporate Coordination Functions by Railway Authorities in the Course of JSC «Russian Railways» Management System Reform

This articles focuses on the basic stages of the execution and the results of the pilot project of reforming Krasnoyarsk railway management system, as well as defines unsolved problems. It presents the directions of further increase of long-term efficiency of administrative activity and organizational structures as well as the directions of technological and corporate coordination blocks activity at the regional level. The priorities of the pilot project development are defined.

Текст научной работы на тему «Реализация функций технологической и корпоративной координации начальниками железных дорог в процессе реформы системы управления ОАО РЖД»

18

Проблематика транспортных систем

УДК 656.07

В. Г. Рейнгардт, В. А. Касаткин, П. Б. Яковлев

РЕАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ И КОРПОРАТИВНОЙ КООРДИНАЦИИ НАЧАЛЬНИКАМИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ В ПРОЦЕССЕ РЕФОРМЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОАО РЖД

Рассмотрены основные этапы реализации и результаты пилотного проекта реформирования системы управления Красноярской железной дороги, определены нерешенные проблемы. Предложены направления дальнейшего повышения долгосрочной эффективности управленческой деятельности, организационные структуры и направления деятельности блоков технологической и корпоративной координации на региональном уровне. Поставлены первоочередные задачи развития пилотного проекта.

реформа системы управления ОАО РЖД, корпоративная и технологическая координация на региональном уровне, процессный подход, организационная структура, управленческая деятельность, повышение эффективности управленческой деятельности.

Введение

Структурная реформа системы управления ОАО РЖД, основанная на организационном обособлении функциональных подразделений в виде вертикально интегрированных дирекций, выделении части видов структурных подразделений и видов деятельности в дочерние общества, формировании рынка операторских услуг перешла в стадию практической реализации.

При этом территориальные уровни управления трансформируются в подразделения корпоративного управления с функциями координации участников перевозочного процесса и реализации политики ОАО РЖД на местах. То есть административные методы управления эксплуатационной работой заменяются функциями технологической и корпоративной координации основных организационных структур: региональных дирекций в статусе филиала, дочерних обществ и независимых организаций (операторов, грузоотправителей), участвующих в перевозочном процессе в интересах ОАО РЖД и региональной экономики.

1 Реализация пилотного проекта реформирования системы управления Красноярской железной дороги

В соответствии с Концепцией системы управления компании холдингового типа, образуемой в результате реформирования ОАО РЖД (№2 7073 от 05 мая 2008 г.), на Красноярской дороге выполняется пилотный проект.

В реализации пилотного проекта можно выделить три этапа.

2011/1

Proceedings of Petersburg Transport University

Проблематика транспортных систем

19

Первый этап. Образование региональных дирекций и переход на безотделенческую систему управления железной дорогой.

Второй этап. Организация работы железной дороги в новых условиях.

Третий этап. Обеспечение долгосрочной эффективности деятельности региональных дирекций и филиалов.

В настоящее время идет реализация третьего этапа реформы.

1.1 Выполненные мероприятия по пилотному проекту

1. В основном выполнен план пилотного проекта № 7073 от 5 мая 2008 года.

2. Разработан и реализован вариант безотделенческой структуры управления железной дорогой. (Распоряжением ЦЗ-1 № 1405р от 29.06.10 г. «О единой модели перехода железных дорог на безотделенческую структуру управления» за основу взят вариант безотделенческой структуры Красноярской ж. д.).

3. Разработаны проекты регламентирующих документов по управлению инфраструктурой и эксплуатационной деятельностью дороги.

Регламенты взаимодействия между дирекциями, положения вновь созданных структур, должностные обязанности, матрицы распределения полномочий и ответственности должностных лиц по процессам, проведена инвентаризация нормативной базы и сформированы предложения по ее изменению, а также разработаны процессные модели управления эксплуатационной деятельностью дороги.

4. Определены принципы и методы технологической и корпоративной координации на территории дороги. (Технологическая координация: на основании пункта 5 протокола совещания от 12.01.2010 г. № ВЯ-2/пр на дороге разработано положение «Об основных принципах координации эксплуатационной работы на региональном уровне», создана технологическая служба, положение о службе, разработаны должностные обязанности специалистов службы. Корпоративная координация: определен перечень из 40 корпоративных функций о совместной производственной, договорной, кадровой, социальной деятельности и безопасности движения. Внесены соответствующие изменения в должностные инструкции руководителей дороги и в приказ начальника дороги о распределении обязанностей между начальником железной дороги, заместителями начальника железной дороги и главным инженером железной дороги).

1.2 Достигнутые результаты

1. За счет реорганизации структуры управления дорогой, оптимизации технологических процессов, развития прочих видов деятельности и увеличения доходов от них годовой эффект в 2009 году составил 104 млн. руб-

ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС

2011/1

20

Проблематика транспортных систем

лей. При переходе на безотделенческую структуру управления сокращен управленческий аппарат на 32 штатные единицы.

2. Повысилась управляемость в региональных дирекциях за счет конкретизации полномочий и ответственности руководителей всех уровней. На основе действующей нормативной базы и процессных моделей управления эксплуатационной деятельностью дороги разработаны матрицы полномочий и ответственности для руководителей всех уровней, которые исключают дублирование функций.

3. Руководящий состав дороги, участвуя в реализации пилотного проекта, повысил свою квалификацию в вопросах управления.

1.3 Нерешенные проблемы

1. Несоответствие нормативной базы новым условиям хозяйствования.

Анализ нормативной базы показал, что базовые нормативные документы (ЦШ-530, ЦП-774, ЦЭ-868 и др.) в целом соответствуют новой структуре. Проблема заключается в том, что дополнительные приказы, распоряжения и указания не позволяют в полном объеме исполнять основные нормативные документы, а это сказывается на качестве содержания инфраструктуры и безопасности движения. Для решения этой проблемы необходимо провести ревизию этих документов с целью сокращения количества контрольных проверок, приносящих ущерб текущему содержанию и эксплуатационной работе.

2. Не определена ответственность филиалов и дирекций за невыполнение регламентов взаимодействия. Проблема заключается в отсутствии ключевых показателей по процессам взаимодействия между дирекциями, направленных на получение общего результата с наибольшей эффективностью для компании.

3. Низкое качество прогнозов объемов перевозок, приводящее к несоответствию бюджетов дирекций и филиалов реально выполняемым работам.

От точности прогнозов зависит качество производственных бюджетов дирекций и филиалов, влияющее на стабильность эксплуатационной работы. Для повышения ответственности Дирекции сбыта за точность прогнозов необходимо разработать соответствующие методики.

4. Отсутствие механизмов корректировки бюджетов при внеплановых работах, выполняемых одними филиалами и дирекциями по вине других.

При работе на общих полигонах (например, тяговое плечо Мариинск -Карымская) часто возникают ситуации, когда порчи допускает дирекция одной дороги, а расходы на ремонт несет дирекция другой. Для исключения подобных случаев необходимо разработать методику перераспределения бюджетов между дирекциями и филиалами.

5. Структурные преобразования проводятся без надлежащей проработки управленческих и технологических процессов. Ключевым элементом эффективной системы управления являются эффективные управленче-

2011/1

Proceedings of Petersburg Transport University

Проблематика транспортных систем

21

ские процессы и соответствующие им организационная структура, нормативная база, а также распределение ответственности и полномочий. Проблема заключается в том, что формирование организационных структур по времени опережает разработку управленческих процессов и внесение изменений в нормативную базу. Очевидно, что структурные преобразования надо проводить только после проработки управленческих процессов и внесения изменений в нормативную базу, иначе сложно говорить об эффективности результатов пилотного проекта.

2 Обеспечение долгосрочной эффективности единого

технологического процесса на Красноярской железной дороге

В настоящее время Красноярская ж. д. приступила к решению ключевой цели пилотного проекта - обеспечению долгосрочной эффективности единого технологического процесса на основе процессного подхода.

2.1 Основные этапы достижения долгосрочной эффективности

Основными этапами достижения поставленной цели (рис. 1) являются внедрение процессных моделей, обеспечение локальной эффективности каждой из региональных дирекций и переход к организации управления региональными структурами по бизнес-процессам.

Рис. 1. Дальнейшее развитие пилотного проекта реформирования системы управления Красноярской ж. д.

ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС

2011/1

22

Проблематика транспортных систем

В соответствии проектом Концепции организационного развития холдинга РЖД на период до 2015 года основными критериями достижения поставленной цели служат производственные и управленческие показатели эффективности.

Результатом этого проекта будет рост производительности труда, снижение себестоимости процессов и повышение мотивации персонала. Переход на управление бизнес-процессами позволит оптимизировать нормативную базу и технологические процессы, повысить уровень регламентации управленческой деятельности и оптимизировать количество контрольных проверок, не влияющих на безопасность движения.

Важнейшим условием достижения целей реформирования системы управления является делегирование начальнику дороги достаточных полномочий по обеспечению корпоративной и технологической координации деятельности филиалов, дирекций и ДЗО на территории дороги.

2.2 Направления повышения долгосрочной эффективности

Для повышения долгосрочной эффективности деятельности Красноярской железной дороги службы сгруппированы в два основных блока -технологический и корпоративный.

Выполнение процессов технологической координации позволит сохранить технологическое единство, исключить технологические риски в перевозочном процессе из-за несогласованных действий и нарушений регламентов взаимодействия между региональными дирекциями и филиалами, а в целом - обеспечить устойчивую работу железных дорог по выполнению перевозок в предъявляемых объемах.

На дороге в соответствии с письмом ОАО РЖД от 06.07.04 г. № 581 разработано положение «Об основных принципах эксплуатационной работы на региональном уровне», где сформулированы основные процессы, которые определяют цель, краткую характеристику, исходные и регулирующие факторы, итоговый результат, ответственного и причастных участников процесса. Конечный результат этих процессов зависит от работы нескольких дирекций, что требует координации работы по следующим направлениям.

1. Формирование прогнозного плана перевозок.

Согласованный план является основанием для планирования загрузки инфраструктуры, потребностей в подвижном составе, локомотивной тяги, локомотивных бригад и технического нормирования эксплуатационной работы в соответствии с предстоящими объемами перевозок.

2. Техническое нормирование эксплуатационной работы.

На основе прогнозного плана процесс разработки нормативов эксплуатационной работы служит основой формирования бюджетов региональных структур.

2011/1

Proceedings of Petersburg Transport University

23

Проблематика транспортных систем

3. Сводное задание.

Это процесс планирования (сменно-суточного и т. д.) производственных заданий региональным дирекциям на основе согласованных заявок клиентов и договорных обязательств.

4. Перевозка грузов и оказание других услуг.

Процесс осуществления своевременной доставки грузов и оказания услуг в соответствии с согласованными заявками на перевозки.

5. Коммерческая диспетчеризация.

Процесс обеспечения точности и ритмичности оказания услуг, исполнения согласованных заявок и договорных обязательств ОАО РЖД перед клиентом в случаях форс-мажорных обстоятельств, транспортных происшествий и отказов технических средств.

6. Управление качеством услуг.

Анализ причин возникновения претензий к компании от клиентов, изучение спроса на перевозки с повышенным уровнем качества и формирование предложений по его удовлетворению.

Функции технологической координации (рис. 2) обеспечивает блок под руководством первого заместителя начальника дороги. В состав блока входят заместители начальника дороги по регионам, по локомотивному и вагонному хозяйствам, главный ревизор дороги и его аппарат, технологическая служба, служба корпоративной информатизации и служба предоставления услуг инфраструктуры в пассажирских сообщениях.

Начальник дороги

1. Согласование технических нормативов эксплуатационной работы;

2. Планирование эксплуатационной работы (утверждение сменно-суточных планов, согласование среднесрочных планов);

3. Контроль выполнения сменно-суточных планов;

4. Координация работ по подготовке предприятий к работе в зимних условиях;

5. Координация эксплуатационной работы при нарушениях требований БД;

6. Организация работ по ликвидации последствии транспортных происшествий.

Рис. 2. Блок технологической координации на региональном уровне

ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС

2011/1

24

Проблематика транспортных систем

Основные задачи блока - согласование планов работы, координация эксплуатационной работы при нарушениях работы технических средств и требований безопасности движения, контроль выполнения регламентов взаимодействия между дирекциями, филиалами и дочерними обществами.

Для согласования оперативных планов работы железной дороги с дочерними обществами и решения возникающих спорных вопросов в перевозочном процессе на уровне Соглашения планируется предусмотреть оперативное участие диспетчерского аппарата дочерних обществ в работе блока технологической координации (распоряжение№ 1231р от 07.06.10 г.).

Основные процессы корпоративной координации должны обеспечить реализацию на территории дороги следующих стратегических документов:

Стратегической программы развития холдинга РЖД до 2015 года;

Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Функциональных стратегий развития сфер деятельности ОАО РЖД;

Единой технической политики ОАО РЖД;

Корпоративных процедур управления дочерними и зависимыми обществами.

Кроме этого, блок корпоративной координации должен обеспечивать взаимодействие с органами власти субъектов РФ в форме представления интересов компании в исполнительных и законодательных органах власти, а также во взаимоотношениях с внешними структурами.

Процессы корпоративной координации (рис. 3) на территории дороги обеспечивают все заместители начальника дороги.

Начальник дороги

Рис. 3. Блок корпоративной координации на региональном уровне

2011/1

Proceedings of Petersburg Transport University

Проблематика транспортных систем

25

В новой структуре управления усиливается координирующая роль Региональной оперативной комиссии, которая является важным механизмом проведения единой корпоративной политики подразделений ОАО РЖД, находящихся в границах дороги. Комиссия в своей работе руководствуется положением и специально разработанным на дороге соглашением «О взаимодействии и сотрудничестве Красноярской железной дороги с расположенными в ее границах другими филиалами и их структурными подразделениями, негосударственными учреждениями ОАО РЖД, а также структурными подразделениями и дочерними и зависимыми обществами ОАО РЖД.» по вопросам регулирования совместной производственной, договорной, кадровой, социальной деятельности и безопасности движения поездов.

2.3 Первоочередные задачи пилотного проекта

Первоочередными задачами проекта являются:

организация эффективной работы блоков технологической и корпоративной координации;

формирование региональной дирекции инфраструктуры;

внедрение процессного подхода к управлению региональными структурами;

разработка и реализация программы обеспечения долгосрочной эффективности единого технологического комплекса на территории дороги.

Заключение

Управление холдингом РЖД как набором связанных бизнесов является принципиально новой задачей для регионального (дорожного) уровня управления и требует существенных изменений всех составляющих действующей организационной структуры, нормативных и регламентирующих документов, а также развития новых инструментов управления.

Основным направлением деятельности регионального уровня управления (железной дороги) должна стать технологическая и корпоративная координация, обеспечивающая долгосрочную эффективность от синергии всех участников перевозочного процесса.

Дальнейшими направлениями повышения долгосрочной эффективности на Красноярской железной дороге должны стать наделение начальника дороги ресурсами, достаточными для результативной координации, совершенствование нормативной базы в соответствии с новыми условиями работы в холдинговой структуре и переход на более широкое применение процессного подхода к организации управления на региональном уровне.

ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС

2011/1

26

Проблематика транспортных систем

Библиографический список

1. Основы научной организации управления на железнодорожном транспорте : метод. пособие / А. Е. Красковский. - М. : Техинформ, 2007. - 152 с.

2. Принятие управленческих решений на железнодорожном транспорте: история и современность : монография / А. Е. Красковский, В. В. Фортунатов. - СПб. : Петербургский гос. ун-т путей сообщения, 2009. - 274 с.

3. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов / В. В. Репин, В. Г. Елиферов. - 7-е изд. - М. : РИА «Стандарты и качество», 2009. - 408 с.

Статья поступила в редакцию 25.01.2011;

представлена к публикации членом редколлегии В. В. Сапожниковым.

2011/1

Proceedings of Petersburg Transport University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.