Повышение эффективности системы двухэтапной транспортировки: на примере управления твердыми муниципальными отходами
А.А. Дроздов, В. П. Миронюк, В. Ю. Цыплаков РГСУ, г. Ростов-на-Дону
Основной функцией мусороперегрузочной станции (далее МПС) является обеспечение смешанного автомобильного сообщения. МПС, как элемент транспортно-логистической системы перемещения ТМО, является промежуточным пунктом в логистическом канале продвижения потоков ТМО от пунктов зарождения/сбора (мусоросборные площадки) до пунктов поглощения/ликвидации (мусороперерабатывающие предприятия, пункты приема вторсырья, полигоны захоронения ТБО, свалки) потоков [1]. Поэтому вышеуказанные пункты, как элементы транспортно-логистической системы перемещения ТМО, должны быть включены в общую процедуру формирования этой системы исходя из принципов «интеграции отдельных звеньев логистической цепи в единую систему, обеспечения эффективного взаимодействия и согласованности построения и функционирования всех элементов логистической системы» [2].
Согласно материалам проекта Европейского Сообщества INTERREG IIIA (International Regeneration) самую существенную долю в общей структуре затрат на удаление отходов составляют транспортные затраты и составляют от 20 до 35% от общих расходов на обращение [3].
Повышение экономической эффективности системы двухэтапного транспортирования ТМО (далее ДЭТ) предлагается осуществлять путем пошагового добавления или вычитания перегрузочных станций до нахождения варианта с минимальным значением целевой функции. Добавление МПС осуществляется методом простого перебора поиска экстремума целевой функции [4], вычитание - методом полного перебора всех возможных сочетаний при поиске экстремума целевой функции.
В связи со сложностью задачи алгоритм повышения эффективности системы предлагается описать словесно-формульным способом [5].
Описание алгоритма:
А) Добавление МПС
При добавлении МПС систему с одной новой МПС будем называть «после добавления МПС», а систему, сформированную на предыдущем шаге - «до добавления МПС».
1. Выполняется расчет затрат в системе «до добавления МПС».
Целевая функция задачи:
с, |fe km ]=i £
k-1.K J i=1 j=1
1,n j-1.m
т„ La
+ Рi
biaj +
+ ££
j=ik-i
(i)
Qjk + m ■ S ^ min
ограничения:
Qa > 0.i -1.....n. j -1.....m; Qbk > 0. j -1.....m.k -1.....К;
m
£Q! - Qt.i -1.....n;
j-1
m
£Qbk < WT.k -1.....К;
j-1
K
jk Y j £ ^ j:
k-1 i -1
£ Qbk -Yj ■£ Qa. j -1.....,;
£ Qj < w;max.
q
a
i -1
2. Добавляется одна МПС. Эта МПС будет иметь номер ё. Параметры объемов перевозок ТМО между соответствующими пунктами - Qida, 0с1кЪ (м3/мес.). Аналогично:
|2 і 12 Ь* =Л1 \х? - хл + У? - У,
й ’
Ы =ліх, -хіГ + У -у,ь|2
й к ’
(3)
(4)
где Хй, Уй - координаты МПС;
Необходимо определить координаты й-й МПС при условии минимума суммарных затрат на продвижение потоков ТМО.
Целевая функция такой задачи записывается в виде [6]:
Ст+11 Хй , Уй , ^Зу , 0]к }і =1т I =
1 ' к=1,К '
II
і=1І=1
+ I
І=1
й э й
(ті? А Т ■ ІІ ї") ------ + Р
д І=1,т
Ч а
З? + 11
/
І=1к=1
Т Iі
Т ЬЬік
Чь
+ П,,
Зік +
■1
ха - х.
уа - у
(5)
- + Р Ой +
(
К
+I
к=1
хй - хі
У - уь Уй Ук
Чь
- + иіг ?йк + (т +^ ^ тіп
хй ,уй
при ограничениях
'От > І = і>->д і-1>->т;
> о> і = і>->т к = і>-> К;
°й > 0, І = 1,...,д;
Ойк > 0, к = 1,...,Я;
т
I О+& = °, І = д;
і=1
т
Ю„ +0йк = , к = 1,...,К;
І=1
1° = ^; і = т;
к = 1,..., К; = 1,... , т;
I°к = ^І0ї, .= 1,...,т;
І=1
Жк < Ж™
< жт
к=1
І =1
(6)
I Ой = уі &
к=1 І=1
Задача (5)-(6) может быть решена численно для каждого значения т.
3. Сравниваются затраты в системах «до добавления МПС» (С’т ) и «после добавления МПС» (Ст + і). Если С’т не больше чем Ст + і, то осуществляется переход к вычитанию МПС из системы (шаги 8-12).
4. Иначе производится корректировка местоположения й-й МПС по методике блока № 2.
5. В (1), (2) вычисляются затраты С’т + 1 в системе «после добавления МПС».
6. Сравниваются затраты в системах «до добавления МПС» (С’т) и «после добавления МПС» (С’т + 1). Если затраты С’т не больше затрат С’т + 1, то значению затрат С’т
2
2
+
ч
и
2
2
+
присваивается значение затрат С’т + і. В систему вновь добавляется одна станция и процедура проходит новый цикл (1)-(6).
7. Иначе вариант системы «до добавления МПС» объявляется оптимальным,
С* = С’т, т* = т
Примечание: если принято решение о добавлении станции, то пропускная способность станций в уже сформированной системе (после реализации второго блока) должна быть уменьшена на величину разности пропускных способностей «до добавления МПС» и «после добавления МПС» АЖ?'.
ДГ/ = - Ж;(1), (7)
где Жу - пропускная способность }-й МПС «до добавления МПС», } = 1, т; 1У}т -
пропускная способность }-й МПС «после добавления МПС», } = 1, ., т.
Вычитание МПС.
При вычитании МПС систему без одной МПС будем называть «после вычитания МПС», а систему на предыдущем шаге - «до вычитания МПС».
8. Из системы вычитается одна МПС и вычисляются затраты Сте (е - номер МПС, которая вычитается из системы, е = 1, ., т) всех возможных сочетаний МПС в наборе из т - 1, выбранного из т МПС.
Целевая функция задачи записывается в виде:
се
{аа У—1,п {Пъ у —1,т
)і=1,т’ )к=1,к
У=1,т
}*е
1,т К
І *е у
— XX
і=і}=і } *е
т„ ьа
т-1 К ( Тк РЬ
+ ХХ
}=1к=1
Л
(8)
Ъ }к Чъ
+ и,
аЪк + т ■ Б ^ тіп
} *е
при ограничениях
в, > 0, г = 1,...,п, , = 1,...,т, , Ф е; в]к > 0, , = 1,...,т, , Ф е, к = 1,...,К;
т
£ =а, г=и. п;
,=1 ^<е
£0,, = ; ] = 1,...,m, , Ф е;
г=1
Ж, < Ж™, , = 1,...,т, , Ф е;
т
£д,к < ЖГ, к = 1,...,К;
,=1 ^<е
£°,к=£гг в,, ,=l,...,т ,ф е
_ к=1 г=1
Примечания:
а) задача (8), (9) может быть решена численно для каждого значения т;
(9)
б) значения расстояний {р1 Ип, у—1т определяются по фактической дорожной сети;
} ^ }—1,т к-1,К
І *е
—1,т
1,К І^е
в) из всех значений модели (8), (9), рассчитанной по всем возможным сочетаниям «после вычитания МПС», выбирается самое минимальное. Это значение будет опорным для последующих шагов вычисления алгоритма
9. Сравниваются затраты в системах «до вычитания МПС» (С’т) и «после вычитания МПС» (Сте). Если С’т не больше Сте, то система «до вычитания МПС» объявляется оптимальной. С* = С’т, т* = т.
Ч
а
10. Иначе вычисляются разности пропускных способностей каждой перегрузочной станции сети ЛЖ,0, , = 1, • • •> т, , Ф е. От пропускной способности ,-й станции «после вычитания МПС» вычитается пропускная способность ,-й станции «до вычитания МПС»:
Л Ж,0 = Ж,(2) - Ж,; (10)
где Ж,(2) - пропускная способность ,-й МПС «после вычитания МПС»,, = 1, ..т, , Ф е; Ж, -пропускная способность ,-й МПС «до вычитания МПС»,, = 1, т.
11. Если есть возможность увеличить производительность каждой перегрузочной станции на величину Л Ж,0 соответственно, то значению затрат в системе «до вычитания МПС» (С’т) присваивается значение затрат «после вычитания МПС» (Сте), из сети отнимается одна МПС и процедура проходит новый цикл (8)-(11).
12. Иначе сеть «до вычитания МПС» объявляется оптимальной. С* = С’т, т* = т. Система двухэтапного транспортирования является одним из звеньев процесса
повышения эффективности ликвидации твердых муниципальных отходов, управление которыми остается злободневной проблемой муниципальных хозяйств. Элементами данной системы являются: пункты сбора, пункты ликвидации, специализированные транспортные средства и потоки отходов, а самыми основными элементами, без которых невозможного организовать двухэтапный процесс транспортирования отходов - пункты перегрузки твердых муниципальных отходов с одного подвижного состава на другой (МПС).
Разработана модель повышения эффективности сформированной системы. Необходимость в проведении моделирования и мероприятий, связанных с перестройкой системы, связана с возможным увеличением суммарных расходов при смещении позиций перегрузочных станций относительно оптимальных точек в силу местных условий территории муниципального образования.
Литература
1. Кочерга В. Г., Поздняков М. Н. Современные подходы к разработке комплексных схем организации дорожного движения // Транспорт Российской Федерации//СПб. - №1, 2011. - с. 28-33.
2. Транспортная логистика / Под общей редакцией Л.Б. Миротина. - М.: Издательство «Экзамен», 2002. - 512 с.
3. Управление твердыми бытовыми отходами. Проект Европейского Сообщества ЮТЕЯКЕО ША «Кооперация в совместном создании системы управления отходами в Псковской области», 2008.
4. Гайдаев В. С., Семчугова Е.Ю. Логистическая оценка доступности объектов для маломобильных групп населения / Вестник Тихоокеанского государственного университета. - № 1 (24). - 2012. - С 83-90.
5. Семчугова Е. Ю., Солонская И.Г., Гайдаев В.С Логистическое обеспечение транспортной подвижности пассажиров с ограниченными возможностями здоровья // Известия Ростовского государственного строительного университета. - №14. - Ростов н/Д: Рост. гос. стоит. ун-т, 2010. - С 75-83.
6. Кочерга В. Г., Семчугова Е. Ю., Гайдаев В. С. Логистическая система управления
транспортным обеспечением маломобильных групп населения / Безопасность движения в олимпийском Сочи: Материалы Российско-Германской научно-практической
конференции в рамках программы «Российско-Германский Год Науки» // Сочинский филиал МАДИ. - Сочи, 2011. - С 54-56.