Научная статья на тему 'Повышение эффективности системы двухэтапной транспортировки: на примере управления твердыми муниципальными отходами'

Повышение эффективности системы двухэтапной транспортировки: на примере управления твердыми муниципальными отходами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
130
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВЕРДЫЕ МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОТХОДЫ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ПЕРЕВОЗКИ / ДВУХЭТАПНОЕ ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ / A SOLID MUNICIPAL WASTE / TECHNOLOGICAL PROCESS OF TRANSPORTATION / TWO STAGE TRANSPORTATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дроздов Антон Анатольевич, Миронюк Виталий Петрович, Цыплаков Владимир Юрьевич

Представлена модель повышения эффективности сформированной системы перевозки муниципальных отходов. Обоснована необходимость в проведении моделирования и мероприятий, связанных с перестройкой системы, из-за возможного увеличения суммарных расходов при смещении позиций перегрузочных станций относительно оптимальных точек в силу местных условий территории муниципального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дроздов Антон Анатольевич, Миронюк Виталий Петрович, Цыплаков Владимир Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Increase of system effectiveness of two stage transportation: on an example of management of a solid municipal waste

The model of increase of efficiency of the created system of transportation of a municipal waste is presented. Need for carrying out modeling and the actions connected with reorganization of system, because of possible increase in total expenses is proved at shift of positions of reloading stations of rather optimum points owing to local conditions of the territory of municipality.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности системы двухэтапной транспортировки: на примере управления твердыми муниципальными отходами»

Повышение эффективности системы двухэтапной транспортировки: на примере управления твердыми муниципальными отходами

А.А. Дроздов, В. П. Миронюк, В. Ю. Цыплаков РГСУ, г. Ростов-на-Дону

Основной функцией мусороперегрузочной станции (далее МПС) является обеспечение смешанного автомобильного сообщения. МПС, как элемент транспортно-логистической системы перемещения ТМО, является промежуточным пунктом в логистическом канале продвижения потоков ТМО от пунктов зарождения/сбора (мусоросборные площадки) до пунктов поглощения/ликвидации (мусороперерабатывающие предприятия, пункты приема вторсырья, полигоны захоронения ТБО, свалки) потоков [1]. Поэтому вышеуказанные пункты, как элементы транспортно-логистической системы перемещения ТМО, должны быть включены в общую процедуру формирования этой системы исходя из принципов «интеграции отдельных звеньев логистической цепи в единую систему, обеспечения эффективного взаимодействия и согласованности построения и функционирования всех элементов логистической системы» [2].

Согласно материалам проекта Европейского Сообщества INTERREG IIIA (International Regeneration) самую существенную долю в общей структуре затрат на удаление отходов составляют транспортные затраты и составляют от 20 до 35% от общих расходов на обращение [3].

Повышение экономической эффективности системы двухэтапного транспортирования ТМО (далее ДЭТ) предлагается осуществлять путем пошагового добавления или вычитания перегрузочных станций до нахождения варианта с минимальным значением целевой функции. Добавление МПС осуществляется методом простого перебора поиска экстремума целевой функции [4], вычитание - методом полного перебора всех возможных сочетаний при поиске экстремума целевой функции.

В связи со сложностью задачи алгоритм повышения эффективности системы предлагается описать словесно-формульным способом [5].

Описание алгоритма:

А) Добавление МПС

При добавлении МПС систему с одной новой МПС будем называть «после добавления МПС», а систему, сформированную на предыдущем шаге - «до добавления МПС».

1. Выполняется расчет затрат в системе «до добавления МПС».

Целевая функция задачи:

с, |fe km ]=i £

k-1.K J i=1 j=1

1,n j-1.m

т„ La

+ Рi

biaj +

+ ££

j=ik-i

(i)

Qjk + m ■ S ^ min

ограничения:

Qa > 0.i -1.....n. j -1.....m; Qbk > 0. j -1.....m.k -1.....К;

m

£Q! - Qt.i -1.....n;

j-1

m

£Qbk < WT.k -1.....К;

j-1

K

jk Y j £ ^ j:

k-1 i -1

£ Qbk -Yj ■£ Qa. j -1.....,;

£ Qj < w;max.

q

a

i -1

2. Добавляется одна МПС. Эта МПС будет иметь номер ё. Параметры объемов перевозок ТМО между соответствующими пунктами - Qida, 0с1кЪ (м3/мес.). Аналогично:

|2 і 12 Ь* =Л1 \х? - хл + У? - У,

й ’

Ы =ліх, -хіГ + У -у,ь|2

й к ’

(3)

(4)

где Хй, Уй - координаты МПС;

Необходимо определить координаты й-й МПС при условии минимума суммарных затрат на продвижение потоков ТМО.

Целевая функция такой задачи записывается в виде [6]:

Ст+11 Хй , Уй , ^Зу , 0]к }і =1т I =

1 ' к=1,К '

II

і=1І=1

+ I

І=1

й э й

(ті? А Т ■ ІІ ї") ------ + Р

д І=1,т

Ч а

З? + 11

/

І=1к=1

Т Iі

Т ЬЬік

Чь

+ П,,

Зік +

■1

ха - х.

уа - у

(5)

- + Р Ой +

(

К

+I

к=1

хй - хі

У - уь Уй Ук

Чь

- + иіг ?йк + (т +^ ^ тіп

хй ,уй

при ограничениях

'От > І = і>->д і-1>->т;

> о> і = і>->т к = і>-> К;

°й > 0, І = 1,...,д;

Ойк > 0, к = 1,...,Я;

т

I О+& = °, І = д;

і=1

т

Ю„ +0йк = , к = 1,...,К;

І=1

1° = ^; і = т;

к = 1,..., К; = 1,... , т;

I°к = ^І0ї, .= 1,...,т;

І=1

Жк < Ж™

< жт

к=1

І =1

(6)

I Ой = уі &

к=1 І=1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Задача (5)-(6) может быть решена численно для каждого значения т.

3. Сравниваются затраты в системах «до добавления МПС» (С’т ) и «после добавления МПС» (Ст + і). Если С’т не больше чем Ст + і, то осуществляется переход к вычитанию МПС из системы (шаги 8-12).

4. Иначе производится корректировка местоположения й-й МПС по методике блока № 2.

5. В (1), (2) вычисляются затраты С’т + 1 в системе «после добавления МПС».

6. Сравниваются затраты в системах «до добавления МПС» (С’т) и «после добавления МПС» (С’т + 1). Если затраты С’т не больше затрат С’т + 1, то значению затрат С’т

2

2

+

ч

и

2

2

+

присваивается значение затрат С’т + і. В систему вновь добавляется одна станция и процедура проходит новый цикл (1)-(6).

7. Иначе вариант системы «до добавления МПС» объявляется оптимальным,

С* = С’т, т* = т

Примечание: если принято решение о добавлении станции, то пропускная способность станций в уже сформированной системе (после реализации второго блока) должна быть уменьшена на величину разности пропускных способностей «до добавления МПС» и «после добавления МПС» АЖ?'.

ДГ/ = - Ж;(1), (7)

где Жу - пропускная способность }-й МПС «до добавления МПС», } = 1, т; 1У}т -

пропускная способность }-й МПС «после добавления МПС», } = 1, ., т.

Вычитание МПС.

При вычитании МПС систему без одной МПС будем называть «после вычитания МПС», а систему на предыдущем шаге - «до вычитания МПС».

8. Из системы вычитается одна МПС и вычисляются затраты Сте (е - номер МПС, которая вычитается из системы, е = 1, ., т) всех возможных сочетаний МПС в наборе из т - 1, выбранного из т МПС.

Целевая функция задачи записывается в виде:

се

{аа У—1,п {Пъ у —1,т

)і=1,т’ )к=1,к

У=1,т

}*е

1,т К

І *е у

— XX

і=і}=і } *е

т„ ьа

т-1 К ( Тк РЬ

+ ХХ

}=1к=1

Л

(8)

Ъ }к Чъ

+ и,

аЪк + т ■ Б ^ тіп

} *е

при ограничениях

в, > 0, г = 1,...,п, , = 1,...,т, , Ф е; в]к > 0, , = 1,...,т, , Ф е, к = 1,...,К;

т

£ =а, г=и. п;

,=1 ^<е

£0,, = ; ] = 1,...,m, , Ф е;

г=1

Ж, < Ж™, , = 1,...,т, , Ф е;

т

£д,к < ЖГ, к = 1,...,К;

,=1 ^<е

£°,к=£гг в,, ,=l,...,т ,ф е

_ к=1 г=1

Примечания:

а) задача (8), (9) может быть решена численно для каждого значения т;

(9)

б) значения расстояний {р1 Ип, у—1т определяются по фактической дорожной сети;

} ^ }—1,т к-1,К

І *е

—1,т

1,К І^е

в) из всех значений модели (8), (9), рассчитанной по всем возможным сочетаниям «после вычитания МПС», выбирается самое минимальное. Это значение будет опорным для последующих шагов вычисления алгоритма

9. Сравниваются затраты в системах «до вычитания МПС» (С’т) и «после вычитания МПС» (Сте). Если С’т не больше Сте, то система «до вычитания МПС» объявляется оптимальной. С* = С’т, т* = т.

Ч

а

10. Иначе вычисляются разности пропускных способностей каждой перегрузочной станции сети ЛЖ,0, , = 1, • • •> т, , Ф е. От пропускной способности ,-й станции «после вычитания МПС» вычитается пропускная способность ,-й станции «до вычитания МПС»:

Л Ж,0 = Ж,(2) - Ж,; (10)

где Ж,(2) - пропускная способность ,-й МПС «после вычитания МПС»,, = 1, ..т, , Ф е; Ж, -пропускная способность ,-й МПС «до вычитания МПС»,, = 1, т.

11. Если есть возможность увеличить производительность каждой перегрузочной станции на величину Л Ж,0 соответственно, то значению затрат в системе «до вычитания МПС» (С’т) присваивается значение затрат «после вычитания МПС» (Сте), из сети отнимается одна МПС и процедура проходит новый цикл (8)-(11).

12. Иначе сеть «до вычитания МПС» объявляется оптимальной. С* = С’т, т* = т. Система двухэтапного транспортирования является одним из звеньев процесса

повышения эффективности ликвидации твердых муниципальных отходов, управление которыми остается злободневной проблемой муниципальных хозяйств. Элементами данной системы являются: пункты сбора, пункты ликвидации, специализированные транспортные средства и потоки отходов, а самыми основными элементами, без которых невозможного организовать двухэтапный процесс транспортирования отходов - пункты перегрузки твердых муниципальных отходов с одного подвижного состава на другой (МПС).

Разработана модель повышения эффективности сформированной системы. Необходимость в проведении моделирования и мероприятий, связанных с перестройкой системы, связана с возможным увеличением суммарных расходов при смещении позиций перегрузочных станций относительно оптимальных точек в силу местных условий территории муниципального образования.

Литература

1. Кочерга В. Г., Поздняков М. Н. Современные подходы к разработке комплексных схем организации дорожного движения // Транспорт Российской Федерации//СПб. - №1, 2011. - с. 28-33.

2. Транспортная логистика / Под общей редакцией Л.Б. Миротина. - М.: Издательство «Экзамен», 2002. - 512 с.

3. Управление твердыми бытовыми отходами. Проект Европейского Сообщества ЮТЕЯКЕО ША «Кооперация в совместном создании системы управления отходами в Псковской области», 2008.

4. Гайдаев В. С., Семчугова Е.Ю. Логистическая оценка доступности объектов для маломобильных групп населения / Вестник Тихоокеанского государственного университета. - № 1 (24). - 2012. - С 83-90.

5. Семчугова Е. Ю., Солонская И.Г., Гайдаев В.С Логистическое обеспечение транспортной подвижности пассажиров с ограниченными возможностями здоровья // Известия Ростовского государственного строительного университета. - №14. - Ростов н/Д: Рост. гос. стоит. ун-т, 2010. - С 75-83.

6. Кочерга В. Г., Семчугова Е. Ю., Гайдаев В. С. Логистическая система управления

транспортным обеспечением маломобильных групп населения / Безопасность движения в олимпийском Сочи: Материалы Российско-Германской научно-практической

конференции в рамках программы «Российско-Германский Год Науки» // Сочинский филиал МАДИ. - Сочи, 2011. - С 54-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.