ФИНАНСОВОЕ ПРАВО. НАЛОГОВОЕ ПРАВО. БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО ФИНАНСОВОЕ ПРАВО. НАЛОГОВОЕ ПРАВО. БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ
УДК 338
О. Ю. ХИСМАТУЛЛИН, начальник кафедры гражданско-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент (г. Уфа)
O. YU. HISMATULLIN, head of the department of civil legal disciplines of Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, candidate of law, associate professor (Ufa)
М. С. АРУТЮНЯН, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент (г. Уфа)
M. S. ARUTYUNYAN, docent of the department of civil legal disciplines of Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, candidate of law, associate professor (Ufa)
к <N
СРЕДСТВ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В АСПЕКТЕ §
ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ |
4
IMPROVING THE EFFICIENCY OF BUDGET SPENDING Й
IN THE SPHERE OF PUBLIC PROCUREMENT IN THE ASPEKT «
OF COUNTERACTION OF CORRUPTION |
5
a
Аннотация. В рамках статьи с общеправовых и практических позиций проана- §
лизирована и оценена система государственного финансового регулирования в сфере а
государственных закупок. Авторами рассмотрены способы повышения эффективно- |
сти расходования бюджетных средств в сфере государственных закупок, сформули- |
рованы обобщения, выводы и предложения по исследуемой проблематике. g
Ключевые слова: государственные закупки, контрактная система, государст- 1
венные контракты, государственное финансовое регулирование, противодействие S^
коррупции. 8
bs
Annotation. Article with General legal and practical positions analyzed and assessed §
the financial system of the state regulation in the sphere of public procurement. The authors ^
considered ways to improve the efficiency of spending budget funds in the sphere of public g
procurement, formulated generalizations, conclusions and suggestions on the study issues. | Key words: public procurement, contract system, state contracts, state financial regu-
lation, counteraction of corruption.
Q3
Несмотря на предпринимаемые со стороны государства усилия, ситуация в сфере государственных закупок в современной России остается проблемной. В связи с тем, что на крупные государственные контракты тратится значительная часть федеральных бюджетных средств, эффективность деятельности в данной сфере закупочных отношений имеет особую актуальность и значимость. В подтверждение указанного можно отметить и то, что значительная часть таких контрактов направлена на удовлетворение стратегических целей государства - на оборону, безопасность, на развитие космической отрасли и т. д. [1, с. 41].
Повышение эффективности системы государственных закупок, полагаем, должно осуществляться не только в целях экономии бюджетных средств, но и в аспекте развития инновационной экономики в России. В этой связи можно привести высказывание В. В. Путина о том, что такой инструмент регулиро-^ вания, как государственные закупки, в ^ настоящее время неэффективен и не ^ способствует инновационному разви-| тию [2].
^ В ходе осуществления мероприя-
^ тий, направленных на совершенствова-Й ние института государственных заку-щ пок, следует учитывать современное состояние экономического оборота, ис-| пользовать адекватные мировым стан-§ дартам методы управления договорны-§ ми отношениями. Положительный эф-| фект может быть достигнут повышением разумной активности субъектов, на-у деленных правами государственного Ц заказчика, в том числе посредством ис-^ пользования современных бизнес-
§ технологий (работы с кадрами, инфор-
® \
мационных и т. п.).
| С начала 2014 года в нашей стра-
^ не начал действовать Экспертный совет
« по развитию контрактного отношений
§ при Минэкономразвития России. В пер-
^ спективе имеется «возможность созда-
^ ния единой контрактной системы в Рос-
сийской Федерации, регулирующей сферу государственных и муниципальных закупок, сферу закупок организаций государственного сектора экономики, сферу государственно-частного партнерства, концессионных соглашений» [3].
В настоящее время законодательство России в сфере государственных закупок развивается в направлении формирования контрактной системы. Отправной точкой в этой связи можно назвать Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о КС). Основными принципами контрактной системы являются информационная открытость, развитие конкуренции и инновации, установление ответственности за принимаемые контрактной службой решения. Считаем, что повышение качества контрактной системы возможно путем реализации комплекса мероприятий, целесообразность которых признается как законодателем, так и субъектами контрактной системы.
Развитие контрактной системы должно осуществляться на основе признания необходимости разработки новых способов закупок, в частности внедрением двухэтапных закрытых конкурсов. Кроме того, признана целесообразность более качественной предварительной квалификации поставщиков. Контрактная система должна сохранить разумное сочетание конкурсных процедур определения поставщиков во взаимосвязи с закупками у единственного поставщика.
В аспекте повышения эффективности системы управления государственными закупками большая роль отводится формируемой комплексной единой информационной системе государственных закупок. В числе мер, направленных на совершенствование контрактной системы, можно назвать также создание базы (библиотеки) типовых
контрактов. Предполагается, что в нее будут включены наиболее типичные условия часто заключаемых договоров, собраны образцы традиционных договоров, а также образцы технических заданий и т. п. Отметим, что в настоящее время отдельные субъекты Российской Федерации осуществляют сбор и обобщение договоров, применяемых в контрактной сфере. Кроме того, созданы типовые «кейсы» заключения контрактов, которые доступны для пользователей специализированных сайтов. Так, создаваемая информационная база г. Москвы уже содержит более 330 контрактов и продолжает пополняться. В свете реализации принципа квалифицированной деятельности в системе государственных контрактов в настоящее время формируются образовательные программы подготовки специалистов для контрактной системы.
В аспекте реализации принципа установления ответственности субъектов контрактной системы за действительность и исполнимость контрактов следует указать, что в ст. 34 Закона о КС предусмотрена «зеркальная» ответственность контрагентов государственных контрактов. При этом установлено, что формы и размер ответственности подлежат конкретизации в заключаемых договорах. Отметим, что в качестве меры ответственности по государственным контрактам широко применяется типичная для гражданско-правовых договоров неустойка. Меры по развитию свободной конкуренции в сфере государственных контрактов предполагается реализовать посредством установления необходимости привлечения к участию в государственных контрактах субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций (к примеру, в качестве субподрядчиков).
Реализация принципа повышения открытости и гласности деятельности в сфере государственных контрактов может быть реализована посредством вне-
дрения обязательного общественного обсуждения будущих контрактов, а также свободного конкурентного доступа поставщиков к участию в торгах. В данном аспекте отметим, что в настоящее время информация Национальной ассоциации институтов закупок свидетельствует о нарушении права на доступ к участию в государственных закупках, в том числе с нарушением порядка размещения контрактной документации [4].
По оценке Минэкономразвития [5], полноценная реализация Закона о КС позволит резко снизить уровень коррупции в сфере закупок. Так, в г. Москве, в котором фактически внедрили контрактную систему государственных и муниципальных закупок, в рамках «пилотного» проекта удалось сэкономить на закупках около 250 млрд руб. [6].
В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года («Инновационная Россия 2020») система государственных ^
закупок рассматривается в качестве од- ^
к
ного из значимых инструментов реали- ^ зации инновационной политики государства. В указанном документе, в ча- а стности, нашло отражение признание © того факта, что «в настоящее время го- ^ сударственные закупки не стали значи- ^ мым инструментом стимулирования Q инновационной активности, в то время ^ как в мировой практике закупки для го- | сударственных нужд выступают в каче- § стве важного ресурса для создания а спроса на инновации» [7]. |
Одним из способов повышения ^
эффективности расходования бюджет- g
ных средств в сфере государственных Ц
закупок, на наш взгляд, является крауд- ^
сорсинг. Изначально термин «краудсо- |
ринг» ввел журналист Джефф Хау в g
своей статье, вышедшей в 2006 г., а за- |
тем обстоятельно раскрыл преимущест- ^
ва новой технологии в книге «Крауд- g
сорсинг: коллективный разум как инст- |
румент развития бизнеса» ^
(«Crowdsoursing: Why the Power of the 03
Crowd is Driving the Future of Business», 2009). Данный термин образован от двух английских слов «crowd» - «толпа» и «sourcing» - «использование ресурсов». И в самом общем смысле означает: передачу некоторых производственных функций неопределенному кругу лиц; решение общественно значимых задач силами множества добровольцев, часто координирующих при этом свою деятельность с помощью информационных технологий [8, с. 16].
Краудсорсинг основан на том предположении, что в обществе всегда присутствуют талантливые люди, готовые бесплатно или за символическое вознаграждение генерировать идеи, решать проблемы и даже проводить исследования в корпоративных или общественных целях, при этом главным стимулом для них является не вознаграждение, а возможность увидеть воплощение своей идеи в практической деятельности. В определенной мере элементы гг> краудсорсинга уже присущи государст-^ венным площадкам. В российском сек-^ торе Интернета - «Рунете» появились ^ площадки по общественному обсужде-s нию законопроектов («Большое прави-^ тельство.рф», «GosBook», «Gosdiscuss» и ¡^ др.). Данная возможность стала реаль-cq ной после издания указа Президента от ^ 9 февраля 2011 г. № 167 «Об общест-§ венном обсуждении проектов феде-| ральных конституционных законов и | федеральных законов», который закре-§ пил возможность народного комменти-§ рования законопроектов. Попытки за-g ложить механизм краудсорсинга в сфе-у ре анализа бюджетных расходов пред-1 принимаются уже и на федеральном уровне. Подтверждением этого может § служить письмо Правительства Россий-| ской Федерации от 2 августа 2012 г. | № АД-П13-4450 «О применении Поряд-^ ка общественного обсуждения закупок * товаров (работ, услуг) для государст-| венных и муниципальных нужд на сум-^ му свыше 1 млрд рублей». «5
Кроме того, считаем, что в целях повышения эффективности бюджетных расходов, прозрачности и противодействия коррупции в сфере государственных и муниципальных закупок необходимо ввести многоуровневый и специализированный общественный механизм контроля над проведением госзакупок как на всероссийском уровне, так и на уровне субъекта федерации и муниципалитета. Данный механизм позволит сделать систему государственных закупок максимально прозрачной, будет способствовать более эффективному использованию бюджетных средств и привлечению внимания средств массовой информации к «проблемным» сферам бюджета, будет способствовать уменьшению потерь бюджета и повышению отдачи бюджетирования.
В период реформирования системы государственного заказа в Российской Федерации особенный интерес представляет опыт зарубежных стран по организации и проведению государственных (публичных) закупок. Международным правовым актом в области как государственных, так и общественных закупок, в условиях рыночной экономики является Типовой закон ЮНСИТРАЛ «О закупках товаров (работ) и услуг». Еще одним международным документом в сфере закупок является многостороннее Соглашение по правительственным закупкам. К числу международно-правовых актов, регулирующих закупки стран Европейского союза, можно отнести Соглашение о правительственных закупках Всемирной торговой организации, договор Европейского союза 1957 г. Международный опыт государственных закупок представляет несомненный интерес для разработки и внедрения новых подходов к организации отечественных госзакупок.
В заключение отметим, что, несмотря на предпринимаемые со стороны государства усилия, ситуация в сфере государственных закупок в современ-
ной России достаточно проблемная. Повышение эффективности системы государственных закупок, полагаем, должно обуславливаться не только в целях экономии бюджетных средств, но и в аспекте развития инновационной экономики в России. В ходе осуществления
мероприятий, направленных на совершенствование института государственных закупок, следует учитывать современное состояние экономического оборота, использовать адекватные мировым стандартам методы управления договорными отношениями.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анчишкина О. В. Контракты - сгусток бюджетной энергии // Бизнес России. 2013. № 10 (152). С 41-43.
2. Официальный сайт правительства России / URL: http: // premier.gov.ru/ru/events/news/9605/ (дата обращения: 12.06.2017).
3. Чемерисов М. В. // Официальный сайт Министерства экономического развития РФ / URL: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect (дата обращения: 14.04.2016).
4. Официальный сайт Национальной ассоциации институтов закупок / URL: http:// www.naiz.orq. (дата обращения: 12.06.2017).
5. Белоусов А. Выступление на форуме «Госзаказ-2013» // Сайт форума-выставки «Госзаказ - за честные закупки» / URL: http:// www.forum-goszakaz.ru (дата обращения: 12.04.2017).
6. Шаронов А. Выступление на форуме «Госзаказ-2013» // Сайт форума-выставки «Госзаказ - за честные закупки» / URL: http:// www.forum-goszakaz.ru (дата обращения: 12.04.2016).
7. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р (раздел VIII, подраздел 3) // СПС «КонсультантПлюс». ^
8. Курячая М. М. Технологии краудсорсинга в юридической практике // Конституцион- к ное и муниципальное право. 2012. № 6. С. 16-21. 5
9. Хисматуллин О. Ю., Арутюнян М. С., Рахимов Э. Х. Особенности осуществления го- ^ сударственных закупок для нужд ОВД: правовые и организационные аспекты: методические g рекомендации. Уфа, 2017. 43 с. ^
Ч
© Хисматуллин О. Ю. Й © Арутюнян М. С. ц
и «
а
о
^
0 «
¥ а -с а
1
о
0 «
1
£ «
а s S