Научная статья на тему 'Повышение эффективности работы дизелей при остановках и стоянках тягово-транспортных средств'

Повышение эффективности работы дизелей при остановках и стоянках тягово-транспортных средств Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
84
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Нива Поволжья
ВАК
Ключевые слова
ТЯГОВО-ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / ДИЗЕЛЬ / РЕЖИМ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ХОЛОСТОГО ХОДА / ЦИКЛ ДИНАМИЧЕСКОГО РЕЖИМА / СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ / TOWING-TRANSPORT VEHICLE / DIESEL / INDEPENDENT IDLE RUNNING MODE / THE CYCLE OF DYNAMIC MODE / AUTOMATIC CONTROL SYSTEMS / CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Уханов Д.А., Уханов А.П.

Проблема повышения эффективности работы поршневых транспортных дизелей на различных режимах характерна как для отечественных, так и зарубежных производителей. Несмотря на разнообразные технические приемы и разработки вопросы улучшения показателей дизелей на типовом режиме самостоятельного холостого хода (РСХХ) при остановках и стоянках тягово-транспортных средств остаются до конца не решенными. Одним из технических решений данной проблемы является перевод работы дизелей на динамический РСХХ, осуществляемый с помощью малогабаритных систем автоматического управления топливоподачей. Теоретически обоснован закон распределения индикаторной работы в цикле динамического РСХХ по тактам разгона и тактам свободного выбега. Результаты экспериментальных исследований показывают, что при работе дизеля 4Ч 11/12,5 на динамическом РСХХ часовой расход топлива и содержание оксидов углерода в отработавших газах снижаются соответственно на 29 % и на 22 % по сравнению с работой двигателя на типовом РСХХ при одинаковой угловой скорости коленчатого вала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Уханов Д.А., Уханов А.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE EFFICIENCY OF DIESEL ENGINES AT STOPS AND PARKING OF TOWING-TRANSPORT VEHICLES

The article deals with the problem of improving the efficiency of operating piston transport diesels on different modes which is characteristic for both domestic and foreign manufacturers. Despite the variety of techniques and developments the problem of improving diesel engines characteristics in standard mode of independent idle run (RSHH) at stops and parking of towing-transport vehicles hasn’t been solved yet. One of the technical solutions of this problem is the transfer of diesel engines to the dynamic RSHH carried out using small-sized systems of automatic fuel control. The law of distribution of the tracer works in a cycle of dynamic RSHH according to the acceleration cycles of the free run is theoretically reasoned by the authors. The experimental results show that when running diesel 4H 11/12,5 at the dynamic RSHH the fuel consumption per hour and content of carbon oxides in the exhaust gases is reduced respectively by 29 % and by 22% in comparison with the engine model RSHH at the same angular velocity of the crankshaft.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности работы дизелей при остановках и стоянках тягово-транспортных средств»

УДК 621.436

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ДИЗЕЛЕЙ ПРИ ОСТАНОВКАХ И СТОЯНКАХ ТЯГОВО-ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Д. А. Уханов, доктор техн. наук, профессор; А. П. Уханов, доктор техн. наук, профессор ФГБОУ ВО Пензенская ГСХА, Россия, т.(8412) 628517; етаП: dspgsha@mail.ru

Проблема повышения эффективности работы поршневых транспортных дизелей на различных режимах характерна как для отечественных, так и зарубежных производителей. Несмотря на разнообразные технические приемы и разработки вопросы улучшения показателей дизелей на типовом режиме самостоятельного холостого хода (РсХх) при остановках и стоянках тягово-транспортных средств остаются до конца не решенными. Одним из технических решений данной проблемы является перевод работы дизелей на динамический РСХХ, осуществляемый с помощью малогабаритных систем автоматического управления топливоподачей. Теоретически обоснован закон распределения индикаторной работы в цикле динамического РСХХ по тактам разгона и тактам свободного выбега. Результаты экспериментальных исследований показывают, что при работе дизеля 4Ч 11/12,5 на динамическом РСХХ часовой расход топлива и содержание оксидов углерода в отработавших газах снижаются соответственно на 29 % и на 22 % по сравнению с работой двигателя на типовом РСХХ при одинаковой угловой скорости коленчатого вала.

Ключевые слова: тягово-транспортное средство, дизель, режим самостоятельного холостого хода, цикл динамического режима, системы автоматического управления, показатели.

Введение. Поршневые дизельные ДВС в составе тягово-транспортного средства работают в широком диапазоне нагрузочных и скоростных режимов. При работе на нагрузочных режимах в области повышенных частот вращения коленчатого вала (к. в.) мощностные, топливно-экономические, экологические и другие показатели двигателя близки к оптимальным. Однако на безнагрузочных режимах, каковым является типовой режим самостоятельного холостого хода (РСХХ), и особенно при работе двигателя с пониженной частотой вращения к. в. его технико-экономические показатели существенно ухудшаются. Это обусловлено прежде всего тем, что при создании двигателя для тягово-транспортного средства индивидуальные характеристики отдельных систем (топливоподачи, воздухоснаб-жения, выпуска отработавших газов, охлаждения, смазки и пр.) удается согласовать лишь на каком-то одном режиме, чаще номинальном.

На типовом РСХХ эта согласованность нарушается, что в совокупности с пониженными цикловыми подачами топлива и плохим смесеобразованием приводит к некачественному протеканию рабочего процесса (коэффициент избытка воздуха достигает а = 4-6) и ухудшению показателей двигателя.

Материал и методы. Как известно, переход от режима пуска двигателя к на-

грузочным режимам тягово-транспортного средства осуществляется через типовой РСХХ. На данном режиме при остановках и стоянках тягово-транспортных средств двигатель работает «вхолостую», транспортное средство стоит и полезная работа не выполняется. При этом работа внутренних сил (индикаторная работа) при отсутствии внешней нагрузки затрачивается только на преодоление механических потерь: А1 =Амп.

С одной стороны, для создания этой работы, при прочих равных условиях, требуются малые цикловые подачи топлива, что следует из выражения [1]

А1=ец хн XV1, (1)

где g ц - массовая цикловая подача топлива, г/цикл; Ни - низшая теплота сгорания топлива, Дж/г; п - индикаторный КПД.

С другой стороны, индикаторная работа связана с угловой скоростью коленчатого вала двигателя (УСКВ) соотношением [2-4]

А =М1 -0)1, (2)

где М1 - индикаторный момент (на типовом РСХХ он равен моменту механических потерь, т. е. М1=Ммп), Н-м; ю - угловая скорость коленчатого вала, рад/с; 1 - время рабочего цикла, с.

Из выражения (2), при прочих равных условиях, следует, что чем ниже УСКВ ю, тем меньше работа А1. Однако при

йк60-80 с"1 дизель начинает работать неустойчиво из-за нестабильной подачи топлива в рабочем цикле. Кроме того, на типовом РСХХ транспортное средство стоит, а двигатель работает на малых оборотах, непроизводительно расходуя при этом определенное количество топлива в единицу времени [5, 6]:

О т =0,12-вц -п-=3,6-вц -оп,

(3)

где От - часовой расход топлива, кг/ч;

п - число Пи ( п= 3,14); бц - массовая

цикловая подача топлива, г/цикл; п - частота вращения коленчатого вала двигателя, мин-1; т - число цилиндров двигателя; т - тактность двигателя.

Для дизелей часовой расход топлива на малых оборотах типового РСХХ достигает 10...15 % от расхода топлива на режиме полной мощности.

Для устранения указанных недостатков типового РСХХ в ФГБОУ ВО Пензенская ГСХА разработан, исследован и практически реализован с помощью технических средств динамический РСХХ [7-13], заключающийся в том, что при работе дизеля на пониженных УСКВ за счет автоматического возвратного перемещения органа управления топливоподачей (рейки топливного насоса высокого давления, рычага регулятора частоты вращения, скобы останова дизеля и пр.) создаются последовательно чередующиеся циклы динамического режима (ЦДР), состоящие из тактов свободного выбега (подача топлива полностью выключена, бц =0) и тактов разгона (цикловая подача топлива превышает подачу типового РСХХ на сходственных скоростных режимах, бц>бц). Количество циклов динамического РСХХ зависит от продолжительности такта разгона ^ (продолжительность такта свободного выбега ^ для конкретной марки двигателя есть величина постоянная) и времени работы дизеля на РСХХ (например, при остановках и стоянках тягово-транспортного средства, при прогреве холодного двигателя после его пуска).

Так как такт разгона в ЦДР осуществляют с цикловой подачей топлива (бц), превышающей цикловую подачу топлива типового РСХХ (бц) на отношение времени

цикла tц к времени разгона t , т. е.

Бц =Бц4ц/tp, то, даже при одинаковой средней УСКВ двигателя в типовом и динамическом РСХХ, происходит перераспределение индикаторной работы А1 по тактам ЦДР (рис. 1). В такте разгона обеспечивается прирост индикаторной работы А1, т. е. к работе механических потерь Амп добавляется работа, затрачиваемая на преодоление сил инерции Аи подвижных деталей двигателя. Такт выбега осуществляют с нулевой цикловой подачей (бц=0), работа А1 =0, и вся кинетическая энергия подвижных деталей Ек, запасенная в такте разгона, расходуется только на преодоление механических потерь: Ек =Аи=-Амп.

Рис. 1. Изменение работы дизеля в цикле динамического режима самостоятельного холостого хода: А1 - индикаторная работа; Амп - работа механических потерь; Аи - работа сил инерции

В свою очередь работа механических потерь Амп и работа сил инерции Аи напрямую зависят от УСКВ:

Амп =Ммп -аЛ=(а+М-йЛ; (4)

Аи =1дв •(«/2), (5)

где Ммп - момент механических потерь, Н-м; о - угловая скорость вращения коленчатого вала, с-1; 1 - время, с; (а+Ь-« -функциональная зависимость мощности механических потерь от угловой скорости; а, Ь - постоянные коэффициенты для данного типа двигателя.

Нива Поволжья № 2 (39) май 2016 97

Тогда в такте разгона динамического РСХХ индикаторная работа А1 будет равна сумме двух работ - Амп и Аи и зависеть от двух переменных параметров - угловой скорости о и времени работы двигателя 1:

А =Амп +Аи=(а+Ь- о) оЛ+1да -(0/2). (6)

В связи с тем, что в такте выбега единичного ЦДР осуществляются как минимум два рабочих процесса, то в ЦДР наблюдается прирост индикаторной работы, который затрачивается на создание в такте разгона дополнительный кинетической энергии дизеля, расходуемой на преодоление сил инерции подвижных деталей двигателя в такте выбега. В такте выбега единичного ЦДР индикаторная работа А1 равна нулю, т. к. подача топлива выключена и рабочего процесса в цилиндрах двигателя не происходит.

Из приведенных функциональных зависимостей (4-6) следует, что, с одной стороны, чем ниже УСКВ о, тем меньше получается индикаторная работа А1. Следовательно, для обеспечения меньшей индикаторной работы дизеля потребуется меньшее массовое количество топлива в единицу времени, что вытекает из соотношения (3).

С другой стороны, повышенные цикловые подачи топлива в такте разгона, а следовательно и в ЦДР, равные gЦ =gЦ =gЦ)Д, , приводят к возрастанию часового расхода топлива вт. Однако в такте свободного выбега подача топлива полностью отключена, а часовой расход топлива за весь ЦДР с учетом большей продолжительности (времени) такта выбега ^ по сравнению с продолжительностью (временем) такта разгона ^ будет существенно

ниже расхода топлива при работе двигателя на типовом режиме. Величина снижения часового расхода топлива составит:

7 ( 1 ^

ДОт=ОТ-од =3,6<о—I 1—1 , кг/ч, (7)

tp+К )

где вТ, вД - часовой расход топлива при работе дизеля соответственно на типовом и динамическом режимах самостоятельного холостого хода, кг/ч; gЦ - цикловая подача топлива при работе дизеля на типовом РСХХ, г/цикл.

Результаты и анализ. Результаты теоретических расчетов и экспериментальных исследований дизеля показывают, что

время ЦДР составляет ^ = 0,7-1,3 с, время

такта свободного выбега больше времени такта разгона в 1,2-2,3 раза, т. е. ^ =(1,2-2,3)4р ; цикловая подача топлива в

такте разгона динамического режима превышает цикловую подачу типового режима в 2,3-3,2 раза в зависимости от назначения и типа дизеля, т. е. gЦ=(2,3-3,2)^Ц. Однако учитывая, что 1 в> , эта временная разница ^-^ >0 приводит при работе дизеля в

динамическом режиме к снижению часового расхода топлива в 1,2... 1,4 раза по сравнению с его работой в типовом режиме даже при идентичных (одинаковых) УСКВ за цикл. Поскольку динамический режим обеспечивает снижение порогового значения минимальной УСКВ, характерной для типового режима, то топливная экономичность дизеля на РСХХ ещё более улучшается.

Улучшение экологических показателей дизеля на динамическом РСХХ по сравнению с типовым РСХХ происходит в основном за счет того, что процесс впрыскивания топлива протекает более интенсивно по причине повышенной цикловой подачи топлива в такте разгона. Кроме того, в такте выбега за счет нулевой цикловой подачи топлива процесса сгорания в цилиндрах не происходит. Поэтому цилиндры лучше очищаются от продуктов сгорания и первые рабочие циклы (за один цикл динамического режима в дизеле совершается не менее двух рабочих циклов) в такте разгона ЦДР происходят практически при полном отсутствии остаточных газов. Следует также учесть, что среднецикловая температура в динамическом режиме также ниже, так как такт выбега осуществляется без сгорания рабочей смеси в цилиндрах дизеля.

Для практической реализации динамического РСХХ на тракторных и автомобильных дизелях разработаны, изготовлены и исследованы системы автоматического управления (САУ) топливоподачей [14, 15]. Основными частями САУ (рис. 2) являются электронный блок управления и исполнительный механизм, электрически соединенные между собой. Блок управления подключается к бортовой сети электрооборудования автотракторной техники. В качестве исполнительного механизма служит электромагнит, соленоид которого кинематически соединен с наружным рычагом тракторного регулятора частоты вращения (рис. 2 а) или скобой останова автомобильного двигателя (рис. 2 б).

а) САУ тракторного дизеля б) САУ автомобильного дизеля

Рис. 2. Системы автоматического управления дизелями автотракторной техники

на режиме холостого хода: 1 - электронный блок управления; 2 - электромагнитный исполнительный механизм

В зависимости от командных сигналов, формируемых на выходе блока управления, исполнительный механизм перемещает орган управления топливоподачей в сторону отключения и последующего включения подачи топлива, создавая последовательно чередующиеся такты свободного выбега и разгона в области пониженных УСКВ от некоторого верхнего предела (например, юв=80 с1) до нижнего предела (например, ¿ц1=40 с1).

Выводы. Результаты выполненных экспериментальных исследований тракторного дизеля Д-243 (4Ч 11/12,5) при ра-

боте на динамическом РСХХ с реализацией рассмотренного закона распределения индикаторной работы по тактам разгона и свободного выбега показывают, что по сравнению с работой дизеля на типовом режиме, при идентичной (одинаковой)

средней УСКВ, равной 60 с-1, часовой расход топлива уменьшился с 1,42 кг/ч до 1,01 кг/ч (на 29 %), содержание оксидов углерода в отработавших газах снизилось на 22 %, интенсивность закоксовывания распылителей форсунок за 50 часов непрерывной работы дизеля уменьшилась с

6-10-4 мм2/ч до 4,4-10-4 мм2/ч [16,17].

Литература

1. Экономия топлива при эксплуатации автотранспортных средств на режиме холостого хода / А. В. Николаенко, А. П. Уханов, С. В. Тимохин, Д. А. Уханов // Двигателестроение. - 2001. - № 2. -С. 26-27.

2. Уханов, А. П. Повышение эффективности работы тракторных дизелей на холостом ходу / А. П. Уханов, С. В. Тимохин, Д. А. Уханов // Механизация и электрификация сельского хозяйства. -2002. - № 4. - С. 17-20.

3. Уханов, А. П. Снижение минимально устойчивой частоты вращения коленчатого вала / А. П. Уханов, С. В. Тимохин, Д. А. Уханов // Тракторы и сельскохозяйственные машины. - 2002. -№ 10. - С. 18-20.

4. Уханов, Д. А. Математическое описание процесса управления топливоподачей дизеля автотракторной техники в динамическом режиме самостоятельного холостого хода / Д. А. Уханов, А. П. Уханов // Научное обозрение. - 2015. - № 3. - С. 38-43.

5. Николаенко, А. В. Теория, конструкция и расчет автотракторных двигателей / А. В. Николаенко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Колос, 1992. - 414с.

6. Уханов, Д. А. Расчет показателей рабочего процесса дизелей автотракторной техники в экспериментальном режиме холостого хода / Д. А. Уханов // Известия Самарской ГСХА. Вып. 3. -Самара: СГСХА, 2008. - С. 88-91.

7. Уханов, Д. А. Усовершенствованный способ управления работой автотракторных дизелей на безнагрузочном режиме и устройства для его реализации / Д. А. Уханов, А. П. Уханов // Тракторы и сельхозмашины. - 2012. - № 7. - С. 27-28.

8. Патент 2170914 Российская Федерация, МПК О 01 М 15/00, Р 02 й 41/16. Способ снижения эксплуатационного расхода топлива силовой установкой и устройство для его осуществления / С. В. Тимохин, А. П. Уханов, Д. А. Уханов [и др.]. - № 2000100194/06; заявл. 05.01.2000; опубл. 20.07.2001, Бюл. № 20.

Нива Поволжья № 2 (39) май 2016 99

9. Патент 2204730 Российская Федерация, МПК 7F 02 D 41/16, G 01 М 15/00. Способ управления работой транспортного двигателя внутреннего сгорания на режиме динамического холостого хода и устройство для его осуществления / А. П. Уханов, С. В. Тимохин, Д. А. Уханов, А. С. Тимохин. - № 2001112308/06; заявл. 04.05.2001; опубл. 20.05.2003, Бюл. № 14.

10. Патент 2433297 Российская Федерация, МПК F 02 М 35/00, F 02 D 41/16. Способ управления работой автотракторного дизеля на динамическом режиме самостоятельного холостого хода / А. П. Уханов, Д. А. Уханов. - № 2010113216/06; заявл. 05.04.2010; опубл. 10.11.2011, Бюл. № 31.

11. Уханов, Д. А. Устройство для снижения расхода топлива на режиме холостого хода тракторного дизеля / Д. А. Уханов // Тракторы и сельскохозяйственные машины. - 2008. - № 4. -С. 27-28.

12. Уханов, Д. А. Устройство для работы автомобильного дизеля в динамическом режиме холостого хода / Д. А. Уханов, А. П. Уханов // Эксплуатация автотракторной техники: опыт, проблемы, инновации, перспективы: сб. статей Международной научно-практической конференции. -Пенза: РИО ПГСХА, 2015. - С. 3-7.

13. Уханов, А. П. Как снизить минимальную устойчивость частоты вращения у тракторных дизелей / А. П. Уханов, Д. А. Уханов // Достижения науки и техники АПК. - 2004. - № 12 - С. 24-25.

14. Уханов, А. Управление режимом холостого хода / А. Уханов, Д. Уханов, А. Отраднов // Сельский механизатор. - 2007. - № 9. - С. 48.

15. Уханов, Д. А. Новая концепция работы двигателей автотракторной техники на безнагрузочных режимах / Д. А. Уханов // Вестник Московского госагроинженерного университета им. В. П. Горячкина. - 2008. - № 2 (27). - С. 100-102.

16. Загородских, Б. П. Нововведение в совершенствование работы тракторных дизелей на холостом ходу / Б. П. Загородских, Д. А. Уханов // Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н. И. Вавилова. - 2008. - № 2. - С. 64-66.

17. Уханов, Д. А. Улучшение эксплуатационных показателей автотракторных дизелей в режиме холостого хода / Д. А. Уханов // Эксплуатация автотракторной техники: опыт, проблемы, инновации, перспективы: сб. статей Международной научно-практической конференции. - Пенза: РИО ПГСХА, 2015. - С. 93-98.

UDK 621.436

IMPROVING THE EFFICIENCY OF DIESEL ENGINES AT STOPS AND PARKING OF TOWING-TRANSPORT VEHICLES

D.A. Ukhanov, doctor of technical sciences, professor;

A.P. Ukhanov, doctor of technical sciences, professor

FSBEE HE Penza SAA, Russia, t. (8412) 628517; email: dspgsha@mail.ru

The article deals with the problem of improving the efficiency of operating piston transport diesels on different modes which is characteristic for both domestic and foreign manufacturers. Despite the variety of techniques and developments the problem of improving diesel engines characteristics in standard mode of independent idle run (RSHH) at stops and parking of towing-transport vehicles hasn't been solved yet. One of the technical solutions of this problem is the transfer of diesel engines to the dynamic RSHH carried out using small-sized systems of automatic fuel control. The law of distribution of the tracer works in a cycle of dynamic RSHH according to the acceleration cycles of the free run is theoretically reasoned by the authors. The experimental results show that when running diesel 4H 11/12,5 at the dynamic RSHH the fuel consumption per hour and content of carbon oxides in the exhaust gases is reduced respectively by 29 % and by 22% in comparison with the engine model RSHH at the same angular velocity of the crankshaft.

Key words: towing-transport vehicle, diesel, independent idle running mode, the cycle of dynamic mode, automatic control systems, characteristics.

References:

1. Fuel economy at operating motor vehicles on the idle running /A.V. Nikolayenko, A. P. Ukhanov, S. V. Timokhin, D. A. Ukhanov // Dvigatelestroyeniye. - 2001. - No. 2. - P. 26-27.

2. Ukhanov, A. P. Improving the efficiency of tractor diesel engines on the idling running / A. P. Ukhanov, S. V. Timokhin, D. A. Ukhanov // Mekhanizatsiya I elektrofikatsiya selskogo khozyaistva. -2002. - No. 4. - P. 17-20.

3. Ukhanov, A. P. Reduction of the minimum sustainable rate of the crankshaft / A. P. Ukhanov, S. V. Timokhin, D. A. Ukhanov // Tractors and agricultural machines. - 2002. - No. 10. - P. 18-20.

4. Ukhanov, D. A. Mathematical description of the fuel control of diesel of auto-tractor machines in the dynamic mode of independent idling / D. A. Ukhanov, A. P. Ukhanov // Nauchnoye obozreniye. -2015. - No. 3. - P. 38-43.

5. Nikolayenko, A.V. Theory, design and calculation of automotive engines / A.V. Nikolayenko. - 2-e edit., rev. and added - M.: Kolos, 1992. - 414 p.

6. Ukhanov, D. A. Calculation of working process of diesel engines of automotive machines in the pilot idling / Ukhanov, D. A. // Vestnik Samara state agricultural academy. Vol. 3. - Samara: Samara agricultural academy, 2008. - P. 88-91.

7. Ukhanov, D. A. An improved method of controlling the operation of automotive diesel engines on no-load mode and device for its realization / A. A. Ukhanov, A. P. Ukhanov // Tractors and agricultural machines. - 2012. - No. 7. - P. 27-28.

8. Patent 2170914 of the Russian Federation, IPC G 01 M 15/00, F 02 D 41/16. A method for reducing the exploitation consumption of fuel in power unit and a device for its implementation / S. V. Ti-mokhin, A. P. Ukhanov, D. A. Ukhanov [et.al.]. No 2000100194/06; Appl. 05.01.2000; publ. 20.07.2001, bull. No. 20.

9. Patent 2204730 of the Russian Federation, IPC 7F 02 D 41/16, G 01 M 15/00. A method of controlling the transport internal combustion engine on the dynamic idling and a device for its implementation / A. P. Ukhanov, S. V. Timokhin, D. A. Ukhanov, A. S. Timokhin. - No. 2001112308/06; Appl. 04.05.2001; publ. Part on 20.05.2003, bull. No. 14.

10. Patent 2433297 of the Russian Federation, IPC F 02 M 35/00, F 02 D 41/16. A method of controlling the operation of automotive diesel in dynamic mode of independent idling / A. P. Ukhanov, D. A. Ukhanov. No 2010113216/06; Appl. 05.04.2010; publ. 10.11.2011, bull. No. 31.

11. Ukhanov, D. A. a Device for reducing fuel consumption at idling diesel tractor / D. A. Ukhanov // Tractors and agricultural machines. - 2008. - No. 4. - P. 27-28.

12. Ukhanov, D. A. Device for operation of automotive diesel in dynamic mode idling / D. A. Ukhanov, A. P. Ukhanov // Operation of automotive equipment: experience, problems, innovations, prospects: collected articles of International scientific-practical conference. - Penza: EPD PSAA, 2015. - P. 3-7.

13. Ukhanov, A. P. How to reduce the minimum frequency stability of rotation in the tractor diesel engines / A. P. Ukhanov, D. A. Ukhanov // Dostizeniya nauki I tekhniki APC - 2004. - No. 12 - P. 24-25.

14. Ukhanov, A. Controlling the mode of idling / A. Ukhanov, D. Ukhanov, A. Otradnov // Selsky mekhanizator. - 2007. - No. 9. - P. 48.

15. Ukhanov, D. A. A new concept of operating engines in automotive equipment on non-load modes / Ukhanov, D. A. // Vestnik Moskovskogo Rosagroleasing University. V. P. Goryachkin. - 2008. -№ 2 (27). - P. 100-102.

16. Zagorodskikh B. P. Innovation in improving the operation of tractor diesel engines on idling / Zagorodskikh B. P., Ukhanov D. A. // Vestnik of Saratov state agrarian university in the name of N. I. Vavilov. - 2008. - No. 2. - P. 64-66.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Ukhanov, D.A. Improvement of automotive diesel engines characteristics at idling / D. A. Ukha-nov // Operation of automotive equipment: experience, problems, innovations, prospects: collected articles of International scientific-practical conference. - Penza: EPD PSAA, 2015. - P. 93-98.

УДК 631.363.7

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭНЕРГОЕМКОСТИ СМЕСЕОБРАЗОВАНИЯ СМЕСИТЕЛЕМ ПЕРИОДИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ ПРИ СТУПЕНЧАТОМ СМЕШИВАНИИ

М. В. Фомина, аспирант; А. В. Чупшев, канд. техн. наук, доцент; В. П. Терюшков, канд. техн. наук, доцент; В. В. Коновалов*, доктор техн. наук, профессор

ФГБОУ ВО Пензенская ГСХА, т. 89273700440, e-mail: topstar11@mail.ru;

*ФГБОУ ВО ПензГТУ, т. 89272868593, e-mail: konovalov-penza@rambler.ru

Уточнены составляющие энергоемкости смесеобразования. Аналитически определена операционная схема последовательности действий при ступенчатом приготовлении сухих смесей. Она позволила установить зависимости суммарной работы на приготовление смеси, осуществленной смесительным агрегатом в составе многокомпонентного дозатора и смесителя, производительности смесителя, длительности отдельных тактов и всего цикла работы смесителя. Установлено выражение по определению количества ступеней смешивания смеси с учетом доли контрольного компонента. Представлена конструктивная схема и описание предложенного смесителя.

Ключевые слова: смеситель, ступенчатое смешивание, энергоемкость смешивания, производительность смесителя, количество ступеней смешивания.

Введение. Осуществленный анализ используемых для этого [1-4], определяет смесительных устройств для приготовле- процесс образования смесей как взаимо-ния сухих смесей и технологических линий, действие дозирующих и смесительных уст-

Нива Поволжья № 2 (39) май 2016 101

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.