Научная статья на тему 'Теоретический анализ энергозатрат машинно-тракторного агрегата при работе на дизельном смесевом топливе'

Теоретический анализ энергозатрат машинно-тракторного агрегата при работе на дизельном смесевом топливе Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
193
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Нива Поволжья
ВАК
Ключевые слова
МАШИННО-ТРАКТОРНЫЙ АГРЕГАТ / MACHINE-TRACTOR UNIT / ДИЗЕЛЬНОЕ СМЕСЕВОЕ ТОПЛИВО / THE LOWEST HEAT OF COMBUSTION OF THE MIXED FUEL / ОБЩИЕ УДЕЛЬНЫЕ ЭНЕРГОЗАТРАТЫ / TOTAL SPECIFIC ENERGY CONSUMPTION / НИЗШАЯ ТЕПЛОТА СГОРАНИЯ СМЕСЕВОГО ТОПЛИВА / DIESEL-MIXED FUEL

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Уханов А.П., Уханов Д.А., Адгамов И.Ф.

Наиболее дешевым и доступным видом биологического моторного топлива для сельхозтоваропроизводителей является дизельное смесевое топливо (ДСТ), получаемое смешиванием минерального дизельного топлива (ДТ) и растительного масла. Однако применение такого вида биотоплива в дизелях автотракторной техники приводит к повышению энергетических затрат машинно-тракторного агрегата (МТА). Поэтому представляется важным оценить энергетические затраты МТА с учетом особенностей двухкомпонентного ДСТ. Выведенная аналитическая зависимость общих удельных энергозатрат от действующих факторов позволяет теоретически определить энергозатраты с учетом влияния на них не только конструктивных, режимных и других параметров, но и низшей теплоты сгорания (теплотворной способности) ДСТ, величиной которой можно управлять в процессе работы МТА путем изменения содержания биологического и минерального компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ANALYSIS OF ENERGY CONSUMPTION OF MACHINE-TRACTOR UNIT WHEN RUNNING ON DIESEL-MIXED FUEL

The article deals with the problem of using diesel-mixed fuel (DMF) as the cheapest and available kind of biological motor fuel for farm producers. It is obtained by mixing mineral diesel fuel with vegetable oil. However, using such kind of fuel in diesels of automotive-tractor equipment leads to the increase of energy consumption of machine-tractor unit (MTU). That is why it is important to consider energy consumption of MTU paying attention to the characteristics of two-component DMF. The obtained analytical dependence of the total specific energy consumption on acting factors enables to determine theoretically the amount of energy consumption taking into account the influence of not only constructive, regime and other parameters but also the lowest heat of combustion (the calorific value) of DMF. Its value can be controlled in the process of MTU running by changing the composition of biological and mineral components.

Текст научной работы на тему «Теоретический анализ энергозатрат машинно-тракторного агрегата при работе на дизельном смесевом топливе»

УДК 621.436

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭНЕРГОЗАТРАТ МАШИННО-ТРАКТОРНОГО АГРЕГАТА ПРИ РАБОТЕ НА ДИЗЕЛЬНОМ СМЕСЕВОМ ТОПЛИВЕ

А. П. Уханов, доктор техн. наук, профессор; Д. А. Уханов, доктор техн. наук, профессор; И. Ф. Адгамов, аспирант

ФГБОУ ВПО «Пензенская ГСХА», Россия, е-таП: ukhanov.penza@mail.ru

Наиболее дешевым и доступным видом биологического моторного топлива для сельхозтоваропроизводителей является дизельное смесевое топливо (ДСТ), получаемое смешиванием минерального дизельного топлива (ДТ) и растительного масла. Однако применение такого вида биотоплива в дизелях автотракторной техники приводит к повышению энергетических затрат машинно-тракторного агрегата (МТА). Поэтому представляется важным оценить энергетические затраты МТА с учетом особенностей двухкомпонентного ДСТ. Выведенная аналитическая зависимость общих удельных энергозатрат от действующих факторов позволяет теоретически определить энергозатраты с учетом влияния на них не только конструктивных, режимных и других параметров, но и низшей теплоты сгорания (теплотворной способности) ДСТ, величиной которой можно управлять в процессе работы МТА путем изменения содержания биологического и минерального компонентов.

Ключевые слова: машинно-тракторный агрегат, дизельное смесевое топливо, общие удельные энергозатраты, низшая теплота сгорания смесевого топлива.

Введение. Мировой опыт показывает, что одним из направлений устойчивого развития сельскохозяйственной отрасли при сложившемся потреблении нефтепродуктов и постоянном росте цен на них является диверсификация источников энергообеспечения [1]. К перспективным источникам тепловой энергии, используемой в дизелях автотракторной техники, относят биологическое топливо, приготовляемое из растительных масел [2-9]. Производство такого вида моторного биотоплива позволит создать новые рабочие места и, как следствие этого, уменьшить отток сельского населения в города, более полно использовать имеющиеся земельные ресурсы, а также обеспечить частичную независимость сельхозтоваропроизводителей от поставщиков топлива нефтяного происхождения.

В основном на практике в качестве дизельного топлива (ДТ) используют два вида биотоплива [8, 9]:

- биодизельное топливо (биодизель) -сложный метиловый (или этиловый) эфир, получаемый из растительного масла в результате реакции переэтерификации;

- дизельное смесевое топливо - топливо, получаемое смешиванием минерального ДТ и биодизеля (ДСТ-1) или смешиванием минерального ДТ и растительного масла (ДСТ-2).

Из перечисленных видов биотоплива наиболее дешевым и доступным для сельхозтоваропроизводителя является смесе-

вое топливо второго типа (ДСТ-2). Приготавливать его можно в стационарных условиях на нефтебазах или непосредственно на борту автотракторной техники. В последнем случае автотракторную технику оснащают двухтопливной системой питания, обеспечивающей пуск, прогрев и останов дизеля на минеральном ДТ, на остальных режимах работа двигателя осуществляется на ДСТ с возможным изменением процентного соотношения биологического и минерального компонентов [10].

В связи с отличиями химических, физических, теплотворных и других свойств ДСТ-2 от аналогичных свойств товарного минерального ДТ показатели рабочего процесса, индикаторные и эффективные показатели дизеля при работе на таком смесевом топливе ухудшаются, что негативно влияет на эффективность работы машинно-тракторного агрегата (МТА) [11, 12]. Одним из важнейших показателей эффективности МТА являются общие удельные энергозатраты (Е0, МДж/га), показывающие, сколько тепловой энергии расходуется на выполнение той или иной сельскохозяйственной операции [13], в частности на культивации зяби (трактор МТЗ-80 + культиватор КПС-4 + 4 зубовые бороны БЗСС-1).

Поэтому представляется важным теоретически оценить энергозатраты МТА при работе на ДСТ-2, биологическим компонентом которого является, к примеру, саф-лоровое масло (СафМ) с содержанием 20, 25, 33 и 50 %.

Методика исследований. Как известно, на величину общих удельных энергозатрат МТА влияет низшая теплота сгорания топлива (Ни, МДж/кг) и погектарный расход топлива (дга, кг/га):

¿0 И К га ■ (1)

В свою очередь, низшая теплота сгорания характеризуется углеводородным составом моторного топлива:

Ни = 34,013С + 125,6Н - 10,9(0 - -- 2,512(9И + Ж), (2)

где С, О, Н- элементарный состав топлива; 8 и Ж - содержание в топливе соответственно серы и воды (для сафлорового масла можно принять 8 = 0 и Ж = 0).

В нашем случае смесевое топливо является двухкомпонентным, поэтому низшая теплота сгорания будет зависеть не только от теплоты сгорания минерального ДТ (Нидт) и сафлорового масла (НиСафМ), но и их массовых долей:

Hu ДСТ = К\ Нu ДТ +K2 НиСафМ ,

(3)

где Кь К2 - массовые доли соответственно минерального ДТ и сафлорового масла (К + К = 1).

Тогда низшую теплоту сгорания ДСТ можно представить в виде

Ндст = К\[34,013С\ + 125,6Н1 -- 10,9(01 - й) - 2,512(9И1 + Ж1)] + + К2-[34,013С2 + 102,452Н2 - 10,902], (4)

где индекс 1 относится к минеральному ДТ; индекс 2 - к сафлоровому маслу.

Так как погектарный расход смесевого топлива (кг/га) представляет собой отношение массового расхода топлива, приходящегося на единицу выполненной работы в течение часа, то его составляющие можно разложить и привести к виду:

°тя„ (0,12-Кц-п-г)/т (0,12^ • п*)Т , (5)

Кга" Ж - °ДВ -V, "0,1В .0,377-^(1^)

Р I

тр

где о - часовой расход ДСТ, кг/ч; Жч - про-

ТДСТ

изводительность МТА за час чистой работы, га/ч; кц - цикловая подача топлива, г/цикл; г - число цилиндров двигателя; т - тактность двигателя; Вр - рабочая ширина захвата агрегатируемой машины, м; Vp - рабочая скорость МТА, км/ч

(Vр =0,377-п-гк(1-3)Нтр); п - частота вращения коленчатого вала тракторного дизеля, мин-1; гк - радиус качения ведущих колес трактора, м; 1тр - передаточное отношение трансмиссии трактора; 8 - коэффициент буксования ведущих колес трактора.

При равномерном движении МТА по ровному участку поля рабочая ширина захвата (Вр, м) агрегатируемой машины зависит от касательной силы тяги на ведущих колесах трактора (Рк, Н), силы сопротивления качению трактора (Pfmp, Н) и машины (Р/м, Н), удельного сопротивления агрега-тируемой машины при движении на рабочей скорости (Куд, кН/м), которые в свою очередь связаны с показателями двигателя (Ме), конструктивными и режимными параметрами МТА (Стр, Ом, Гк, imp, Птр, Vp, П, К0), агрофоном поля (fmp, fM) [14, 15]:

В=

Рк-(Рfmp +РМ ) _

К

уд

(М i n )/r-( f -G + f G )

V е тр Imps к \J тр тр J м м'

Kо-[l+(vp-v0> П

, (6)

где Ме - эффективный крутящий момент двигателя, Нм; цтр - механический КПД трансмиссии трактора; Отр, Ом - эксплуатационный вес соответственно трактора и машины, Н; /тр, /м - коэффициент сопротивления качению соответственно трактора и машины; К0 - удельное сопротивление агрегатируемой машины, кН/м (определяется по справочным таблицам в зависимости от вида выполняемой работы при скорости МТА, равной 5 км/ч); v0 - начальная скорость МТА (V/) = 5 км/ч), км/ч; П - темп нарастания удельного сопротивления (определяется по справочным таблицам).

Анализ составляющих формулы (6) показывает, что при движении мТа на конкретной передаче и неизменном агрофоне поля, при прочих равных условиях, наибольшее влияние на рабочую ширину захвата (Вр) оказывает эффективный крутящий момент дизеля (Ме, Нм), который выразим через индикаторный момент (М, Нм) и момент механических потерь (ММП, Нм):

g. n 'Z 'H

ц li u nr'T V !

М. =М. -Mtm=103 —-^

Vu-z

пт

30т , (7)

x (0,09+0,0008- r n)

где ni - индикаторный КПД двигателя

P Vh 106 ч

(n —);

ёц Hu

■>ц- u ДСТ

Pi - среднее индикаторное давление, МПа

(P

P

s-l

4p-i)+hL{i- 1

n2 -1

l

1

З^1) п-11

Ф - коэффициент полноты индикаторной диаграммы двигателя; Рс - давление в конце такта сжатия, МПа; А - степень повышения давления; р - степень предварительного расширения; 8 - степень после-

Нива Поволжья № 1 (34) февраль 2015 67

дующего расширения; п1 - показатель политропы сжатия; п2 - показатель политропы расширения; Уь - рабочий объем одного цилиндра двигателя, м3; гкр - радиус кривошипа коленчатого вала двигателя, м; п -число Пи (п=3,14).

Из анализа формулы (7) следует, что величина крутящего момента (Ме), кроме неуправляемых факторов - конструктивных параметров (гкр, т, г, V,), зависит от управляемых факторов - цикловой подачи ДСТ (дц) и низшей теплоты сгорания ДСТ (Нидст), так как в отличие от минерального ДТ низшей теплотой сгорания ДСТ в процессе работы МТА можно управлять путем изменения долей минерального и биологического компонентов.

Цикловую подачу топлива (дц) в процессе эксплуатации МТА измерить невозможно, поэтому цикловую подачу выразим через часовой расход топлива (&тдст), определяемый экспериментально:

О т ёц=0,12-—

( От +ОТ

\ 1 ДТ 1 С

0,12-7

(8)

где от дт, 3т сафм - часовой расход минерального топлива и сафлорового масла, кг/ч.

Подставляя в формулу (6) выражения (7) и (8), получим

Вр =-^---— , (9)

км+

0,377-^ -(1-й)-5

П \

где

г к

<{10 30т

3 Кт +ОТа-фМ)П{К1-Н"ДТ + К2НиСафМ

0,12 - пп

(0,09+0,0008-гКр •«)}-(( Отр+/мОм).

Тогда с учетом формулы (9) погектарный расход топлива можно будет рассчитать по формуле

§га

О +О- !к„-Л + 0,3П-—к- (1-й)-5 п\

=1 ТДТ ТС-фМ1 0[ 1тр \

0,0377-^-(1-й)

- (10)

Следовательно, на погектарный расход топлива (дга) наряду с конструктивными, режимными и другими параметрами существенное влияние оказывают показатели топливной экономичности (СТ дст) и теплотворной способности ДСТ (Ни дст).

Подставив выражения (3) и (10) в формулу (1), получим окончательную формулу для расчета общих удельных энергозатрат МТА:

Е0 =( К1 -Ни ДТ +К2 Н иСафМ )х

От +От | 1 ДТ 1 СафМ )

К - ^1+

0,377-^ (1-й)-5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

П

0,0377-^-(1-й)

<-. (11)

Из формулы (11) следует, что наряду с другими действующими факторами на величину общих удельных энергозатрат МТА при работе на ДСТ наибольшее влияние оказывает низшая теплота его сгорания, величину которой можно изменить соотношением массовых долей минерального и биологического компонентов (К1, К2).

Результаты исследований. Элементарный состав и низшая теплота сгорания исследуемых топлив приведена в таблице 1.

Из анализа данных таблицы 1 следует, что низшая теплота сгорания сафлорового масла меньше аналогичного показателя минерального ДТ на 12,7 %, что объясняется меньшим содержанием в сафлоровом масле углерода и водорода. Однако при увеличении в ДСТ массовой доли минерального ДТ значение низшей теплоты сгорания повышается. Так, для ДСТ с содержанием 80 % минерального ДТ этот показатель равен 41,44 МДж/кг, тогда как для ДСТ с содержанием 50 % минерального ДТ - 39,81 МДж/кг.

В качестве примера в таблице 2 приведены результаты расчетов общих удельных

Таблица 1

Элементарный состав и низшая теплота сгорания минерального дизельного топлива, сафлорового масла и смесевого сафлоро-минерального топлива

х

тр

Вид топлива Элементарный состав Низшая теплота сгорания, МДж/кг

С Н О

Минеральное дизельное топливо (ДТ) 0,870 0,126 0,004 42,40

Сафлоровое масло (СафМ) 0,775 0,115 0,110 36,99

20 %СафМ+80 %ДТ 0,851 0,124 0,025 41,44

25 %СафМ+75 %ДТ 0,846 0,123 0,031 41,14

33 %СафМ+67 %ДТ 0,839 0,122 0,039 40,68

50 %СафМ+50 %ДТ 0,822 0,121 0,057 39,81

Таблица 2

Расчетные значения общих удельных энергозатрат машинно-тракторного агрегата на культивации зяби

Показатель Вид топлива

Минеральное ДТ 20 %СафМ + 80 %ДТ 25 % СафМ + 75 %ДТ 33 %СафМ + 67 %ДТ 50 %СафМ + 50 %ДТ

Частота вращения коленчатого вала 2200 мин-1

Низшая теплота сгорания* (Ни), МДж/кг 42,4 41,44 41,14 40,68 39,81

Часовой расход топлива* (От), кг/ч 14,6 15,1 15,2 15,4 15,6

Массовая доля минерального ДТ* (К1) 1 0,8 0,75 0,67 0,50

Массовая доля сафлорового масла* (К2) 0 0,2 0,25 0,33 0,50

Индикаторный КПД двигателя* (П|) 0,455 0,451 0,449 0,445 0,446

Погектарный расход топлива (дга), кг/га 3,22 3,33 3,37 3,45 3,54

Общие удельные энергетические затраты (Е0), МДж/га 136,7 137,9 138,8 140,5 141,1

Частота вращения коленчатого вала 1800 мин-1

Низшая теплота сгорания* (Ни), МДж/кг 42,4 41,44 41,14 40,68 39,81

Часовой расход топлива* (От), кг/ч 13,7 14,4 14,5 14,6 14,8

Массовая доля минерального ДТ* (К1) 1 0,8 0,75 0,67 0,50

Массовая доля сафлорового масла (К2) 0 0,2 0,25 0,33 0,50

Индикаторный КПД двигателя* (П|) 0,441 0,435 0,433 0,429 0,430

Погектарный расход топлива (дга), кг/га 2,94 3,04 3,08 3,15 3,23

Общие удельные энергетические затраты (Е0), МДж/га 124,7 126,0 126,7 128,2 128,6

"Примечание: приведены экспериментальные бираются из справочных таблиц.

энергозатрат МТА в процессе культивации зяби при движении на VI передаче и работе на смесевом сафлоро-минеральном топливе различного состава в сравнении с работой на товарном минеральном ДТ.

Анализ данных таблицы 2 показывает, что при работе МТА на ДСТ общие удельные энергозатраты немного возрастают по сравнению с работой на минеральном ДТ. Так, например, при работе МТА на товарном ДТ (частота вращения коленчатого вала дизеля 2200 мин-1) общие удельные энергозатраты равны 136,7 МДж/га, а при работе на ДСТ различного состава они составляют: 20 %СафМ+80 %ДТ - 137,9 МДж/га, 50 %СафМ+50 %ДТ - 141,1 МДж/га. С увеличением доли сафлорового масла с 20 % до 50 % погектарный расход смесевого топлива увеличивается с 3,33 кг/га до 3,54

значения, а остальные исходные данные вы-

кг/га, а низшая теплота сгорания уменьшается с 41,44 МДж/кг до 39,81 МДж/кг. Однако за счет того, что относительное приращение расхода топлива несколько больше относительного приращения низшей теплоты сгорания смесевого топлива, общие удельные энергозатраты МТА при работе на ДСТ возрастают на незначительную величину.

Выводы. Полученная аналитическая зависимость общих удельных энергозатрат МТА при работе на ДСТ от действующих факторов позволяет, кроме конструктивных, режимных и других параметров, учесть изменение величины низшей теплоты сгорания смесевого топлива в зависимости от процентного содержания биологического и минерального компонентов в смесевом топливе.

Нива Поволжья № 1 (34) февраль 2015 69

Литература

1. Маркин, С. Ю. Эффективность применения биотоплива в АПК / С. Ю. Маркин, Г. А. Бахма-това // Никоновские чтения. - 2009. - № 14. - С. 116-118.

2. Уханов, А. П. Исследование свойств биологических компонентов дизельного смесевого топлива / А. П. Уханов, Д. А. Уханов, И. Ф. Адгамов // Нива Поволжья. - 2014. - № 1 (30). - С. 92-98.

3. Сравнительный анализ свойств растительных масел, используемых в качестве биотоплива / А. П. Уханов, Д. С. Шеменев, Р. К. Сафаров и др. // Вклад молодых ученых в инновационное развитие АПК России: сб. матер. Всерос. НПК. - Пенза: РИО ПГСХА, 2010. - С. 125-127.

4. Уханов, А. П. Перспективы использования биотоплива из горчицы / А. П. Уханов, В. А. Голубев // Вестник Ульяновской ГСХА. - 2011. - № 1. - С. 88-90.

5. Уханов, А. П. Опыт применения редькового масла в качестве биологического компонента дизельного смесевого топлива / А. П. Уханов, Е. Д. Година, Л. И. Сидорова // Известия Самарской ГСХА. - 2012. - № 3. - С. 46-50.

6. Результаты моторных исследований горчичного биотоплива / А. П. Уханов, Д. А. Уханов, В. А. Голубев и др. // Тракторы и сельхозмашины. - 2011. - № 5. - С. 7-10.

7. Биотопливо из рыжика / А. П. Уханов, Д. А. Уханов, В. А. Рачкин и др. // Тракторы и сельхозмашины. - 2011. - № 2. - С. 8-11.

8. Уханов, А. П. Дизельное смесевое топливо: монография / А. П. Уханов, Д. А. Уханов, Д. С. Шеменев. - Пенза: РИО ПГСХА, 2012. - 147 с.

9. Нетрадиционные биокомпоненты дизельного смесевого топлива: монография / А. П. Уха-нов, Д. А. Уханов, Е. А. Сидоров, Е. Д. Година. - Пенза: РИО ПГСХА, 2013. - 113 с.

10. Конструктивная адаптация дизелей автотракторной техники к работе на смесевом топливе / А. П. Уханов, Д. А. Уханов, И. Ф. Адгамов, Е. Д. Година // Нива Поволжья. - 2014. - № 2 (31). - С. 84-92.

11. Сидоров, Е. А. Экспериментальная оценка влияния сурепно-минерального топлива на показатели рабочего процесса дизеля / Е. А. Сидоров, А. П. Уханов // Нива Поволжья. - 2012. -№ 4. - С. 71-74.

12. Уханов, А. П. Теоретическая и экспериментальная оценка эксплуатационных показателей пахотного агрегата при работе на дизельном смесевом топливе / А. П. Уханов, Е. А. Сидоров, Л. И. Сидорова // Научное обозрение. - 2014. - № 1. - С. 21-27.

13. Карабаницкий, А. П. Теоретические основы производственной эксплуатации МТП / А. П. Карабаницкий, Е. А. Кочкин. - М.: КолосС, 2009. - 95 с.

14. Уханов, А. П. Режимы работы двигателя энергосредства с учетом эксплуатационных показателей МТА / А. П. Уханов, С. В Стрельцов, Р. Н. Мустякимов // Тракторы и сельхозмашины. -2009. - № 11. - С. 20-22.

15. Эксплуатационные показатели машинно-тракторных агрегатов при выполнении сельскохозяйственных работ: справочное пособие / А. Н. Важенин, А. В. Пасин, А. И. Новожилов, А. А. Юдинцев. - Н. Новгород, 2005. - 92 с.

UDK 621.436

THEORETICAL ANALYSIS OF ENERGY CONSUMPTION OF MACHINE-TRACTOR UNIT WHEN RUNNING ON DIESEL-MIXED FUEL

A.P. Ukhanov, doctor of technical sciences, professor;

D.A. Ukhanov, doctor of technical sciences, professor; I.F. Adgamov, postgraduate

FSBEE HPT «Penza SAA», Russia, e-mail: ukhanov.penza@mail.ru

The article deals with the problem of using diesel-mixed fuel (DMF) as the cheapest and available kind of biological motor fuel for farm producers. It is obtained by mixing mineral diesel fuel with vegetable oil. However, using such kind of fuel in diesels of automotive-tractor equipment leads to the increase of energy consumption of machine-tractor unit (MTU). That is why it is important to consider energy consumption of MTU paying attention to the characteristics of two-component DMF. The obtained analytical dependence of the total specific energy consumption on acting factors enables to determine theoretically the amount of energy consumption taking into account the influence of not only constructive, regime and other parameters but also the lowest heat of combustion (the calorific value) of DMF. Its value can be controlled in the process of MTU running by changing the composition of biological and mineral components.

Key words: machine-tractor unit, diesel-mixed fuel, total specific energy consumption, the lowest heat of combustion of the mixed fuel.

References:

1. Markin, S. Yu. Efficiency of the use of bio-fuels in APC / C. Yu. Markin, G. A. Bakhmatova // Nik-onovskiye chteniya. - 2009. No. 14. - P. 116-118.

2. Ukhanov, A. P. Examining the properties of biological components of diesel mixed fuel / A. P. Uk-hanov, D. A. Ukhanov, I. F. Adgamov // Niva Povolzhya. - 2014. - № 1 (30). - P. 92-98.

3. Comparative analysis of the properties of vegetable oils used as biological fuel / A. P. Ukhanov, D.S. Shemenev, R. K. Safarov et.al. // Contribution of young scientists to the innovative development of agrarian and industrial complex of Russia: collection of mater. Of All-Russian scientific-practical conference. - Penza: EPD, PSAA, 2010. - P. 125-127.

4. Ukhanov, A. P. Prospects of using biological fuels from mustard / A. P. Ukhanov, V. A. Golubev // Vestnik of Ulyanovsk state agricultural academy. - 2011. No. 1. - P. 88-90.

5. Ukhanov, A. P. The experience of using radish oil as the biological component of diesel mixed fuel / A. P. Ukhanov, Ye. D. Godina, L. I. Sidorova // Izvestiya of Samara state agricultural academy. -2012. No. 3. - P. 46-50.

6. The results of motor tests of mustard biological fuel / A. P. Ukhanov, D. A. Ukhanov, V. A. Golubev, et.al. // Tractors and agricultural machinery. - 2011. No. 5. - P. 7-10.

7. Biofuel from camelina / A. P. Ukhanov, D. A. Ukhanov, C. A. Rachkin et.al. // Tractors and agricultural machinery. - 2011. No. 2. - P. 8-11.

8. Ukhanov, A. P. Diesel mixed fuel: monograph / A. P. Ukhanov, D. A. Ukhanov, D. C. Shemenev. -Penza: EPD, PSAA, 2012. - 147 p.

9. Non-traditional bio component of diesel mixed fuel: monograph / A. P. Ukhanov, D. A. Ukhanov, Ye. A. Sidorov, Ye. D. Godina. - Penza: EPD, PSAA, 2013. - 113 p.

10. Structural adaptation of diesel engines of automotive machines to the work on mixed fuel / A. P. Ukhanov, D. A. Ukhanov, I. F. Adgamov, Ye. D. Godina // Niva Povolzhya. - 2014. - № 2 (31). - P. 84-92.

11. Sidorov, Ye. A. Experimental evaluation of the effect of rapeseed-mineral fuels on the performance indexes of the running processes of diesel / Ye. A. Sidorov, A. P. Ukhanov // Niva Povolzhya. -2012. No. 4. - P. 71-74.

12. Ukhanov, A. P. Theoretical and experimental assessment of exploitation properties of arable unit when operating on diesel mixed fuel / A. P. Ukhanov, Ye. A. Sidorov, L.I. Sidorova // Nauchnoye oboz-reniye. - 2014. No. 1. - P. 21-27.

13. Karabanitsky, A. P. Theoretical foundations of industrial exploitation of MTP / A. P. Karabanit-sky, Ye. A. Kochkin. - M.: Kolos, 2009. - 95 p.

14. Ukhanov, A. P. Regimes of operation of the engine of energy means considering the operational performance of MTA / A. P. Ukhanov, S.V. Streltsov, R. N. Mustakimov // Tractors and agricultural machinery. - 2009. No. 11. - P. 20-22.

15. Exploitation characteristics of machine-tractor units when performing agricultural operations: a resource book / A. N. Vazhenin, A.V. Pasin, A. I. Novozhilov, A. A. Yudintsev. - N. Novgorod, 2005. - 92 p.

УДК 621.434

АЛГОРИТМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И КОНСТРУКТИВНЫЕ ВАРИАНТЫ ИСПОЛНЕНИЯ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОДАЧЕЙ ТОПЛИВОВОЗДУШНОЙ СМЕСИ НА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМ РЕЖИМЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ХОЛОСТОГО ХОДА КАРБЮРАТОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ

А. П. Уханов, доктор техн. наук, профессор; Д. А. Уханов, доктор техн. наук, профессор

ФГБОУ ВПО «Пензенская ГСХА», Россия, т. (8412) 62-85-17; e-mail: ukhanov.penza@mail.ru

М. Ф. Глебов, канд. техн. наук, доцент

Пензенский артиллерийский инженерный институт, Россия, т. (8412) 54-64-50, е-mail: max.glebov1980@mail.ru

Для управления подачей топливовоздушной смеси (ТВС) на режиме самостоятельного холостого хода (РСХХ) карбюраторного двигателя разработан, изготовлен и апробирован ряд конструктивных вариантов системы автоматического управления (САУ), переводящей работу двигателя при остановках и стоянках автомобилей на экспериментальный РСХХ - на режим периодически повторяющихся кратковременных циклов, состоящих из тактов отключения и тактов включения подачи ТВС через выходной канал системы холостого хода карбюратора в области пониженных частот вращения коленчатого вала.

Нива Поволжья № 1 (34) февраль 2015 71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.