Научная статья на тему 'Повышение эффективности проведения подрядных торгов в строительстве'

Повышение эффективности проведения подрядных торгов в строительстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
166
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРЯДНЫЕ ТОРГИ / КОНКУРСЫ / АУКЦИОНЫ / КВАЛИМЕТРИЯ / МОДЕЛЬ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панибратов Юрий Павлович, Барановская Наталья Игоревна, Бородина Ирина Борисовна

Повышение эффективности проведения подрядных торгов в строительстве. Представлены методика и модель квалиметрической оценки предложений участников торгов, система дифференциальных и интегральных критериев, определяяемых по результатам опроса экспертов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности проведения подрядных торгов в строительстве»

Ю.П. Панибратов1, Н.И. Барановская2., И.Б. Бородина3.

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПОДРЯДНЫХ

ТОРГОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Организационный процесс по приобретению прав собственности на строительно-монтажные работы и услуги в строительстве в соответствии с потребностями региона, представляющий собой форму взаимодействия государственного заказчика с субъектами ИСК на основе договорных отношений [7 с.22], получил название «государственный строительный заказ». Как показывает мировая, и отечественная практика наилучшими инструментами реализации этого процесса являются подрядные торги. [1, 2, 4, 6].

Опыт проведения подрядных торгов в России насчитывает несколько веков. Еще во времена Петра I был принят ряд документов, касающихся процедуры торгов и санкций за их неисполнение, в т.ч. Регламент Камер-коллегии 1721 года, определивший порядок работы с подрядчиками. На протяжении XVШ-XIX веков система государственных закупок упорядочивалась и совершенствовалась. В 1900 году было опубликовано «Положение о подрядах и поставках», действовавшее до октября 1917 года. В советский период прогрессивное развитие подрядных торгов было приостановлено, хотя в условиях НЭПа (1924-1929г.г.) восстанавливаются многие атрибуты рыночной экономики, в т.ч. проведение торгов на подряды и поставки. Начиная с 30-х годов XX века в СССР договорные отношения в строительстве строились на основе государственного планового распределения. И только в 90-е годы прошлого века в реформируемую экономику России, в том числе и в строительство, активно внедряются торги, как одна из эффективных форм заключения договоров подряда. Их становлению способствовали принятые законодательные документы, в том числе Гражданский кодекс Российской Федерации; большая методическая и организационная работа, в результате которой сформировались принципы, методы проведения и инфраструктура подрядных торгов.[10 с. 10-13]

Большое влияние на развитие системы подрядных торгов в Российской Федерации оказал и мировой опыт передовых стран: Соединенных Штатов Америки, Великобритании, Франции, Германии и др.[9] Их пример показал, что система состязательности является основой для заключения контракта на проектирование и строительство.

Основные этапы становления и развития системы подрядных торгов в нашей стране представлены в табл. 1.

1 Юрий Павлович Панибратов, заведующий кафедрой экономики строительства Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета, д. э. н., профессор e-mail: panibratov@spbgasu.ru

2 Наталья Игоревна Барановская, профессор кафедры экономики строительства Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета, к. э. н. e-mail: baranovskaya@spbgasu.ru

3 Ирина Борисовна Бородина, главный специалист Сметно-контрольного отдела Комитета по строительству Санкт-Петербурга, e-mail: borodina@kstr.gov.spb

Таблица 1.

Этапы становления и развития подрядных торгов

Этапы Правовое обеспечение

I 1993-1996 г.г. Госкомимуществом и Госстроем России утверждены «Положения о подрядных торгах в Российской Федерации». Были разработаны методические документы, учитывающие отраслевую и региональную специфику, сформированы тендерные комитеты, конкурсные комиссии, созданы инжиниринговые фирмы, специализирующиеся на организации подрядных торгов. В 1995-1996 годах принят новый Гражданский кодекс Российской Федерации, ставший основным нормативным актом, в т.ч. при организации закупок для государственных нужд. В соответствии с ГК РФ торги могут проходить только в форме конкурсов и аукционов.

II 1997-1999 г.г. Вышел Указ Президента РФ от 8 апреля 1997 года № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд». На его основе Минэкономики и Госстроем России были разработаны «Основные положения порядка организации и проведения подрядных торгов (конкурсов) на строительство объектов (выполнение строительно-монтажных и проектных работ) для государственных нужд». В этих документах подробно освещены обязательные требования к поставщикам и претендентам, оценка их квалификации, возможность предварительного квалификационного отбора и постквалификации, виды конкурсов и неконкурсные процедуры размещения заказов, порядок проведения конкурсов и процедуры обжалования.

III 2000г. -настоящее время 6 мая 1999 года принят Федеральный закон № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов, поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд». В нем ставилась под сомнение обязательность проведения конкурса, ограничено число поставщиков, утеряны простые способы закупок (запрос котировок, единственный источник), из сферы применения выпали все субъекты федерации. В 2005 году принят Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

К середине 2000-х годов в связи со стремлением России вступить в ВТО, наметилась потребность реформирования существующего законодательства в области размещения заказов для государственных и муниципальных нужд. Реформирование началось с принятия в 2005 году Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Закон имел благие цели: ввести единый порядок размещения заказов на территории Российской Федерации, в том числе и для муниципальных заказчиков; расширить возможности для участия в торгах физических и юридических лиц; способствовать развитию добросовестной конкуренции; обеспечить гласность и прозрачность размещения заказов. Однако на практике закон стал не движением вперед,

а шагом назад - это связано с отменой предквалификации участников и введением системы аукционов.

В соответствии с 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться двумя способами:

1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика, на товарных биржах) (рис. 1).

Рис. 1. Способы размещения заказа в Российской Федерации

Конкурсом является конкурентное состязание, которое организует государственный заказчик (конкурсная комиссия) для выявления наилучших условий поставки продукции для государственных нужд среди участников - претендентов на подписание государственного контракта.

Открытый конкурс (торги) - конкурс (торги), приглашение к которому осуществляется через средства массовой информации, предусматривающие участие любых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Открытый конкурс - с точки зрения действующего законодательства наиболее предпочтительная форма размещения заказов на закупку продукции. При стоимости закупки свыше 2 500 МРОТ все иные методы могут быть применены только в исключительных случаях, предусмотренных законодательством. Закрытый конкурс (торги) - конкурс (торги), к участию, в котором допускаются только претенденты, специально приглашенные для этой цели, в соответствии со списком, утвержденным заказчиком.

Этот вид конкурсов резко ограничивает конкуренцию и увеличивает возможности для злоупотреблений при их проведении. Поэтому такие конкурсы (торги) допускаются только по согласованию с Минэкономразвития РФ (для закупок за счет федерального бюджета) или с уполномоченным органом в субъекте федерации и при определенных условиях. [3 с. 50-51]

В связи с принятием Федерального закона № 53-Ф3 от 20.04.2007 года размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства для государственных или муниципальных нужд с 1 января 2008 года осуществляется только путем проведения аукциона. Под аукционом на право заключить государственный или муниципальный контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта». Определения и анализ цены конкурсного предложения рассмотрено в работе [5].

Новая система размещения заказов, конечно, экономит средства государства, однако Закон должен устанавливать разумные правила для участников торгов. В настоящий момент у заказчика, по сути, остался один критерий для оценки заявок и выбора победителя - наиболее низкая цена. В результате, очень часто, государственный заказчик становится заложником в создавшейся ситуации, когда оказывается лицом к лицу с коммерческой организацией, не зная ее возможностей, производственных мощностей, оборудования, опыта работы, рейтинга строительной организации, по участию в подрядных торгах (конкурсах) [8 с.84]. Опыт последних лет наглядно показывает, что чем ниже квалификация подрядной организации, тем меньшую цену он готов дать. За счет чего подрядчик может снизить стоимость? В основном за счет применения более дешевых материально-технических ресурсов и рабочей силы. Кроме того, в ходе аукциона, длящегося минуты, а иной раз и секунды, нет реальной возможности у генподрядной организации согласовать цены со своими субподрядными организациями и поставщиками. Таким образом, назначаемая в ходе аукциона цена является необоснованной, порождающей риск неисполнения контракта или исполнения его с низким качеством. Аукцион также не учитывает и значение сроков выполнения работ. Например, увеличение сроков строительства важных государственных объектов имеет серьезные отрицательные последствия - как экономические, так и социальные. Таким образом, аукцион в строительстве - стал шагом назад по сравнению с конкурсными процедурами. Все более очевидной становится необходимость определения победителя торгов путем размещения заказов и выдачи подрядов, который предполагает собой привлечение предложений от нескольких участников и заключение контракта с теми из них, заявка которых наиболее выгодна заказчику не только по стоимости.

Сложность, специфичность и вероятностный характер инвестиционно-строительной деятельности, воздействие при этом большого количества возмущающих факторов ставят перед организатором торгов проблему выявления, объективного анализа и оценки наиболее важных показателей, определяющих характер конкурса и влияющих на выбор строительной организации, которая может работать быстрее, дешевле и качественнее других.

- В связи с этим необходима классификация основных показателей и возможность объединения их в группы, отражающие разнообразные стороны конкурсных заявок. Она обязательно должна включать критерии оценки представленные на рис.2

Рис. 2. Схема выбора победителя при проведении подрядных торгов

Основные группы показателей, рекомендуемых авторами для выбора наиболее значимых критериев оценки заявок, представлены в табл. 2.

Таблица 2.

Основные критерии и система показателей для оценки _заявок участников торгов_

№ п\п Наименование основных групп показателей

1. Стоимость выполнения работ

1.1. Соответствие в расчете претендента состава и объема работ проектно-сметной документации Заказчика

1.2. Использование материалов, предусмотренных Техническим заданием

1.3. Обоснованное снижение стоимости работ по конкретным видам (строительные, монтажные работы, оборудование, пусконаладочные работы) и статьям затрат (материалы, эксплуатация строительных машин и механизмов, оплата труда рабочих, накладные расходы, сметная прибыль и лимитированные затраты)

2. Продолжительность выполнения подряда

2.1. Дата начала и окончания работ

2.2. Соответствие нормам продолжительности строительства

2.3. Календарный график выполнения подрядных работ

3. Квалификация и качественные требования

3.1. К организациям

3.1.1. Продолжительность деятельности организации

3.1.2. Наличие документов, в т.ч. допусков на выполнение необходимых работ

3.2. Техническое оснащение

3.2.1. Наличие зданий и сооружений

3.2.2. Обеспеченность строительными машинами и оборудованием

3.2.3. Обеспеченность транспортными средствами

3.3. Опыт проведение сопоставимых работ

3.3.1. Опыт работы в отрасли

3.3.2. Количество возведенных объектов сопоставимого масштаба

3.3.3. Наличие отзывов предыдущих Заказчиков

3.4. Состав и квалификация персонала

3.4.1. Численность работающих, в т.ч. руководящий персонал и инженерно-технические работники. Уровень образования.

3.4.2. Количество сертифицированных специалистов.

4. Финансовое состояние организации

4.1. Характеристика общей направленности финансово-хозяйственной деятельности. Оценка надежности информации статей текущей отчетности.

4.2. Оценка и анализ экономического потенциала организации.

4.2.1. Оценка капитала фирмы: - построение аналитического баланса-нетто; -вертикальный анализ баланса; - горизонтальный анализ баланса; - анализ качественных изменений в имущественном положении

4.2.2. Оценка финансового положения; - оценка ликвидности; - оценка финансовой устойчивости.

4.3. Оценка и анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

4.3.1. Оценка результатов производственной (основной) деятельности

4.3.2. Анализ рентабельности

4.3.3. Оценка положения на рынке ценных бумаг

5. Репутация организации

5.1, Узнавание организации разными социальными группами, в том числе и теми, которые не входят в число ее потребителей.

5.2. Грамотная политика в области ценообразования

5.3. Проведение активной рекламной и маркетинговой политики

5.4. Внутрикорпоративная культура

5.5. Социальная активность компании

Для количественной оценки дифференциальных критериев используются абсолютные и относительные показатели.

Абсолютные показатели качества определяются по отношению к принятой шкале измерения путем подсчета, аналитических вычислений, измерений. Если показатель не поддается точному измерению, то он определяется экспертным методом - например, по пятибалльной шкале:

Таблица 3

Значимость показателей

Значимость Смысловые характеристики значений

1 «недопустимо»

2 «плохо»

3 «удовлетворительно»

4 «хорошо»

5 «отлично»

Абсолютные показатели качества измеряются в различных величинах: стоимостных, натуральных, относительных, и соизмерение этих показателей достигается с помощью относительных показателей. Исчисление относительных показателей критериев определяется соотношением между абсолютными показателями заявки участника Р и эталонным значением Рэт:

1) если улучшению качества соответствует показателя

(1)

увеличение абсолютного

2) если показателя

/ эп

качества

к, = р,

улучшению

р......-р.

соответствует уменьшение абсолютного

(2)

эп

Оценка интегрального критерия предложения претендента К производится на основе относительных показателей критериев с учетом весомости каждой группы и отдельных единичных критериев:

(3)

где Wl - вес ьго свойства в общей массе критериев

Под весом понимается количественная характеристика, составляющая долю данной значимости от суммы всех значимостей. Таким образом, каждый отдельный вес изменяется от 0 до 1, а сумма всех весов равна единице.

где zn,w - значимости и веса соответственно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Под значимостью понимается число (значение), которое характеризует отдельное свойство, важность некоторого критерия. Как правило, число,

определяющее значимость, отнормировано диапазоном положительных чисел от 0 до 1. Нулевая значимость принимается для тех критериев, которые не вызывают доверия.

Для оценки качества заявок участников назначается экспертная комиссия из числа компетентных специалистов. Перед экспертами, принимающими решение, встает не простая задача оценки критериев, отражающих реальные требования к качеству заявок. А так как от их суждений невозможно ожидать непротиворечивости решений, либо полной определенности, то следует сделать вывод, что экспертная оценка - величина случайная или стохастическая.

Принятие любого решения предваряется подготовительными действиями, которые можно представить в виде ряда последовательных этапов (рис. 3).

Рис. 3. Алгоритм построения модели анализа и оценки критериев с привлечением методов квалиметрии

С целью компьютеризации процедуры выбора победителя создано программное обеспечение проведения экспертной оценки заявок участников торгов.

Таким образом, несмотря на внедрение в настоящее время, системы аукционов на выполнение подрядных работ в строительстве, подрядные торги в дальнейшем имеют достаточные резервы к развитию. Изменить ситуацию можно только стратегическими решениями Правительства Российской Федерации, путем внесения изменений и дополнений в законодательные акты - с одной стороны и значительным повышением конкурентной способности организаций, обеспечивающих надежное соблюдение установленных сроков строительства объектов с высоким качеством и реальной стоимостью - с другой стороны.

Список литературы

1. Асаул, А. Н. Теория и практика организации и проведения подрядных торгов в регионе /А. Н. Асаул, В. П. Грахов, В. А. Кощеев, И. Е. Чибисов. - СПб.: Гуманистика, 2005. - 240 с.

2. Асаул, А. Н. Государственное предпринимательство в строительстве (государственный строительный заказ) / А. Н. Асаул, В. А. Кощеев. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2009. - 300 с.

3. Каранатова, Л. Г. Управление государственными закупками в Санкт-Петербурге: учеб.пособие / Л. Г. Каранатова, А. М. Симановский, И. П. Соколова, С. Р. Тажетдинов,

B. И. Фролов. - СПб.: СПбГАСУ, 2005. - 279 с.

4. Кощеев, В. А. Методологические основы регулирования и оптимизации государственного строительного заказа/ В. А. Кощеев // Вестник гражданских инженеров. - 2008. - № 3(16). - С. 101-106.

5. Кощеев, В. А. Определение и анализ цены конкурсного предложения / В. А. Кощеев //Экономическое возрождение России. - 2008. - № 4(18). - С. 37-43.

6. Кощеев, В. А. Принципы и методы формирования и реализации государственного строительного заказа/ В. А. Кощеев // Экономическое возрождение России. - 2008. -№2(16). - С. 43-49.

7. Кощеев, В. А. Государственный строительный заказ как механизм поддержки наиболее эффективных форм предпринимательства в строительстве / В. А. Кощеев, М. И. Кныш // Экономическое возрождение России. - 2010. - № 3(25). - С. 22-30.

8. Кощеев, В. А, Оценка конкурентоспособности строительной организации через участие в подрядных торгах/ В. А. Кощеев, Д. А. Гордеев // Вестник гражданских инженеров. - 2006. -№ 1(6). - С. 83-85.

9. Кощеев, В. А. Зарубежный опыт заказов для государственных нужд/ В. А. Кощеев // Экономическое возрождение России. - 2005. - № 2(4). - С. 33-40.

10. Сидоров, В. Н. Размещение государственного и муниципального заказа: базовый курс /В. Н. Сидоров, А. М. Симановский, Е. И. Рыбнов, Т. Ю. Федорова, В. И. Фролов,

C. В. Фролов. -СПб.: СПбГАСУ, 2008. - 368 с.

The list of the literature

1. Asaul, A. N. Theory and practice of the organization and conduct of contractors bidding in the region / V. P. Graham, V. A. Koshcheev, I. E. Lapwings. - SPb.: Humanistica, 2005. - 240 p.

2. Asaul, A. N. Public Enterprise in Construction (State Building order) / A. N. Asaul, V. A. Koshcheev. - SPb.: ANO «IPEV», 2009. - 300 p.

3. Karanatova, L. G. Management of public procurement in St. Petersburg: the manual /L. G. Karanatova, A. M. Simanovsky, I. P. Sokolova, S. P. Tazhetdinov., V. I. Frolov. - SPb.: SPbGASU, 2005. - 279 p.

4. Koshcheev, V. A. Methodological framework of regulation and optimization of public construction contracts/ V. A. Koshcheev // Vestnik of Civil Engineers. -2008. - № 3 (16). - P. 101-106.

5. Koshcheev, V. A. Identification and analysis of the price bid/ V. A. Koshcheev // Russia's economic revival. - 2008. - № 4 (18). - P. 37-43.

6. Koshcheev, V. A. Principles and methods of formation and implementation of public construction contracts/ V. A. Koshcheev // Economic revival of Russia. - 2008. - № 2 (16). -P. 43-49.

7. Koshcheev, V. A. State construction contracts as a mechanism to support the most effective forms of business in construction/ V. A. Koshcheev, M. I. Knish // Economic revival of Russia. - 2010. - № 3 (25). - P. 22-30.

8. Koshcheev, V. A. Assessment of the competitiveness of building the organization through participation in contract tenders/ V. A. Koshcheev, D. A. Gordeev // Vestnik of Civil Engineers. - 2006. - № 1 (6). - P. 83-85.

9. Koshcheev, V. A. Overseas orders experience for the public use/ V. A. Koshcheev // Economic revival of Russia. - 2005. - № 2 (4). - P. 33-40.

10. Sidorov, V. N. Placement of state and municipal contracts: basic course / V. N. Sidorov, A. M. Simanovsky, E. I. Rybkov, T. Y. Fedorov, V. I. Frolov, S. V. Frolov. - SPb.: SPbGASU, 2008. - 368 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.