Научная статья на тему 'Подрядные торги. Основные проблемы'

Подрядные торги. Основные проблемы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
784
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПОДРЯДНЫЕ ТОРГИ / ПОДРЯДЧИК / ЗАКАЗЧИК / СТОИМОСТЬ КОНТРАКТА / КОРРУПЦИОННЫЕ РИСКИ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ / ТЕНДЕРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хасанова Л. М.

Тендеры являются одной из новых форм взаимоотношений бизнеса и государства, процесс подрядных торгов отражает механизм интеграции интересов заказчика и подрядчика. Основные проблемы, которые возникают в процессе организации и развития торгов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подрядные торги. Основные проблемы»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 6 / 2018.

УДК 338.45

Л.М. Хасанова

магистрант Башкирской академии государственной службы и управления при Главе Республики

Башкортостан (БАГСУ) г. Уфа, РБ E-mail: [email protected]

ПОДРЯДНЫЕ ТОРГИ. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ Аннотация

Тендеры являются одной из новых форм взаимоотношений бизнеса и государства, процесс подрядных торгов отражает механизм интеграции интересов заказчика и подрядчика. Основные проблемы, которые возникают в процессе организации и развития торгов.

Ключевые слова:

Подрядные торги, подрядчик, заказчик, стоимость контракта, коррупционные риски,

техническая часть, тендеры.

Государственный строительный заказ, размещаемый на подрядных конкурсах, является относительно новой формой взаимоотношений между государством и бизнесом. Весь механизм по организации и развитию подрядных торгов до конца не отлажен. Совершенствовать этот процесс очень важно, так как при эффективно работающей системе подрядных торгов строительные организации будут получать стимул для саморазвития.

Для эффективной организации подрядных торгов, важно изучить проблемы, которые возникают между их основными участниками - заказчиком и подрядчиком. Заказчик и подрядчик, как два основных участника подрядных торгов, преследуют разные цели.

Заказчик стремиться выбрать наиболее выгодное предложение, как с точки зрения цен, так и других коммерческих и технических условий. Подрядчик, в свою очередь, если объект и условия выполнения работ являются выгодными, стремится получить подряд на его строительство.

Заказчик систему подрядных торгов использует для организации конкурентной борьбы среди претендентов с целью выбора наиболее компетентного подрядчика и по возможности снизить стоимость контракта, сократить срок строительства. На этапе пред квалификации заказчик определяет компетентность подрядчика и должный уровень качества его работ.

Конкурсное размещение подряда позволяет изначально учесть при отборе претендентов возможность установления «твердой цены» и поэтапного финансирования строительства. Обязательное условие наличия гарантий финансовой надежности претендентов снижает риск заказчика.

Подрядчик в случае заинтересованности в получении подряда старается убедиться в надежности заказчика, его платежеспособности и ответственности. Участвуя в подрядных торгах, он стремиться оптимизировать стоимость заказа, обеспечить себе высокую конкурентоспособность, максимальную загруженность строительных мощностей и получить прибыль.

Таким образом, процесс подрядных торгов можно назвать механизмом интеграции интересов заказчика и подрядчика.

Основные проблемы развития подрядных торгов вытекают из особенностей их проведения и специфики строительных контрактов:

1. Длительность периода между началом торгов и завершением строительства (выполнением контракта).

В течение продолжительного времени может измениться законодательно-правовая база, меняются цены на строительные работы, материалы, конструкции и оборудование, требования к объекту в целом, возможно изменение конструктивных, объемно-планировочных и технологических решений, в связи с моральным устареванием принятых.

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 6 / 2018.

2. Сложность процесса подготовки и проведения торгов.

Как правило у заказчика, есть только техническая документация на будущую продукцию, в связи с чем может появиться большое количество альтернативных предложений. При исполнении строительных работ существуют разные варианты по качеству, например, существенное улучшение качества, снижение эксплуатационных затрат, увеличение долговечности, другие преимущества. Тендерный комитет или конкурсная комиссия должны владеть способами оценки этих предложений.

3. Качество.

Является одной из главных проблем в строительстве. Многие подрядчики не в состоянии выполнить работы качественно, еще на стадии торгов претенденты должны уметь доказать тендерной комиссии, что они способны выполнить работы качественно - за счет профессионализма, освоения новых материалов и технологий, внедрения систем управления и контроля качества, оснащенности техникой. При подаче заявок существует практика занижения цен. Подрядные организации, предлагающие низкую цену, выигрывают торги и, либо не могут выполнить контракт, либо цена контракта увеличивается по «форс-мажорным» обстоятельствам, либо страдают сроки и качество выполнения работ.

4. Стоимость.

Строительство является капиталоемкой отраслью. При строительстве крупных сооружений, нужно рассматривать сопутствующие и последующие эффекты самого различного характера: социальные, экологические, демографические. Оценка предложений не должна ограничиваться рассмотрением только цены строительства, тендерной комиссии необходимо учесть все вышеприведенные факторы.

5. Трансформация коррупционных рисков в другие формы: сговор заказчика и поставщика через излишнюю детализацию технического задания под конкретных поставщиков;

6. Рост несостоявшихся торгов, по которым остается один участник, с которым и заключается контракт по цене, близкой к стартовой; сговор потенциальных поставщиков, которые регистрируются и допускаются на аукционы, но не принимают непосредственного участия в аукционе и контракт заключается по цене, близкой к начальной;

7. Срыв процедур размещения заказов «серыми» участниками путем демпинга в заявках или необоснованных жалоб на действия заказчиков, неформальное урегулирование споров в связи с неисполнением, несвоевременным или недобросовестным исполнением обязательств.

8. Серьезной проблемой остается большой объем технической части конкурсной документации. Нормой является проведение подрядных конкурсов при наличии утвержденной проектной документации, при отсутствие таковой, необходимо тщательно разрабатывать техническую часть конкурсной документации.

9. На уровне конкурсов по размещению заказов для местных или муниципальных нужд имеют место ограничения для «чужих» участников и преференции для строительных организаций из «своего» региона.

10. Успех в получении подряда на строительство объекта или других работ для подрядчика такой же важный вопрос, как и для заказчика -успешное размещения заказа, и его решение возможно лишь при условии грамотного, профессионального управления подготовкой и участием в подрядных торгах. Существенной проблемой является отсутствие в организационной структуре строительной организации, звена, которое осуществляло бы организационное обеспечение подготовки к торгам.

11. Необходимо отметить, что действующая система оценки предложений не дает возможности самим подрядным строительным организациям заблаговременно и с достаточной степенью точности оценивать свою конкурентную позицию и возможность выигрыша в данных торгах, тем самым, обрекая претендентов нести существенные затраты на выкуп тендерной документации, разработку оферты, гарантийные обязательства, участие в торгах. Названная проблема является комплексной, затрагивающей все стороны и аспекты деятельности строительной организации.

Один из вариантов решения проблем является создание в каждом регионе специализированных центров, принимающих на себя функции организатора-исполнителя торгов силами штатных сотрудников и «командой» экспертов-консультантов. Данные эксперты должны будут, с одной стороны, правильно и грамотно организовывать сам процесс торгов, исключая коррупционные схемы, с другой - объективно

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 6 / 2018.

оценивать претендентов, участвующих в них, способность исполнять свои обязательства в срок и качественно, отсеивая сразу на стадии подачи документов недобросовестных подрядчиков. Подобные центры по торгам подряда должны обслуживать заказчиков различных уровней бюджетов и направлений деятельности, намеренных провести торги подряда.

Несмотря на все отрицательные стороны развития тендеров, эта сфера развивается быстрыми темпами. Такая тенденция будет набирать обороты. Ряд законодательных изменений, развитие технологий и процессов существенно упрощают и удешевляют процедуры и делают их все более доступными. Список использованной литературы:

1. Теория и практика организации и проведения подрядных торгов в регионе / Асаул А.Н., Грахов В.П., Кощеев В.А., Чибисов В.Е. СПб.: Гуманистика, 2005. 240 с.

2. Волкова Н.Н. Сравнительная оценка конкурсных предложений и конкурентной способности участников торгов на строительные подряды: дис. канд. экон. наук : 08.00.05 Москва, 2006. 136 с.

3. Дудник А.Е., Осадчая Н.А. Проблемы организации и проведения подрядных торгов на региональном уровне. Методы их решения // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». №3. 2012.

© Хасанова Л.М., 2018

УДК 331.5.024.52

Д.А. Черных

Студент 3 курса Тюменский Государственный Университет г. Тюмень, Российская Федерация E-mail: Chernykhdarya 1@mail. ru

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ

Аннотация

После того как Россия в 1991 г. вступила в новый этап развития, связанный с резким переходом от плановой к рыночной экономической системе, в нашем обществе стали появляться новые социально-экономические трудности, а также обострились уже имевшиеся проблемы, одной из которых стал рост безработицы и падение уровня жизни наших соотечественников.

Ключевые слова

Занятость, концепция занятости, население, рынок труда.

Занятость является одним из главных макроэкономических показателей и условий, который с одной стороны характеризует качество и уровень жизни в стране, а с другой стороны является отражением эффективности проводимой социально-экономической политики действующим Правительством России.

В узком смысле под занятостью населения подразумевается гарантированность обеспечения работой или активность, приносящая трудовой доход. Слово «занятость» подразумевает присоединение к трудовому течению, занятость работой. В широком значении занятость выступает как непростая и полиэдральная группа, трактуемая в экономическом, социальном, политическом, демографическом и других качествах. В экономическом смысле занятость - это комплекс взаимоотношений между людьми по поводу их участия в производстве, выражающих способ вовлечения трудоспособного населения в движение производства материальных и нематериальных ценностей. Следует отметить, что весьма значимый вклад в формирование концепции управления занятостью внесли А. Смит и Д. Рикардо, разработавшие основы концепции трудовой стоимости, применительно которой работа наёмных работников служит единственным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.