Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА'

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПОДХОД / ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / УЧЕБНОЕ ПРОСТРАНСТВО / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шелякин Андрей Вячеславович

В статье рассматриваются основные тенденции в применении инновационных образовательных технологий в сфере преподавания иностранных языков. Отмечается, что использование интерактивного подхода в преподавании иностранных языков повышает степень усвояемости учебного материала. Также установлено, что совокупность интерактивных методов в преподавании иностранных языков является оптимальным ответом на вызовы современного образовательного пространства, характеризующегося глобализацией и цифровизацией. Делается вывод, что в результате глобализации и цифровизации необходимо усовершенствование методов преподавания иностранных языков, основанных на трансформации учебного пространства с тем, чтобы обеспечить повышенную мотивацию обучающихся всех уровней подготовки. В статье также указывается, что в связи с глобализацией и цифровизацией возрастают потребности в специалистах, владеющих сразу несколькими иностранными языками. В связи с данным обстоятельством можно сделать вывод, что необходимость изучения иностранных языков на основе личностно-ориентированного подхода будет неуклонно возрастать. Очевидно, что школьный период изучения иностранных языков является одним из наиболее благоприятных, так как познавательная активность обучающихся находится на максимально высоком уровне, поэтому задача педагога выстроить учебный процесс таким образом, чтобы постоянно обеспечивать повышение мотивации обучающихся к изучению иностранных языков, доказывая им, как именно приобретаемые знания им пригодятся в последующей жизни. Расширение объектов за счет дистанционного обучения при изучении иностранных языков способствует интенсификации образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шелякин Андрей Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE EFFICIENCY OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION AND DIGITALIZATION OF THE LEARNING SPACE

The article discusses the main trends in the application of innovative educational technologies in the field of teaching foreign languages. It is noted that the use of an interactive approach in teaching foreign languages increases the degree of comprehensibility of the educational material. It has also been established that a set of interactive methods in teaching foreign languages is the best response to the challenges of the modern educational space, characterized by globalization and digitalization. It is concluded that as a result of globalization and digitalization, it is necessary to improve the methods of teaching foreign languages based on the transformation of the learning space in order to provide increased motivation for students of all levels of training. The article also points out that in connection with globalization and digitalization, the need for specialists who speak several foreign languages at once is increasing. In connection with this circumstance, we can conclude that the need to study foreign languages on the basis of a student-centered approach will steadily increase. Obviously, the school period of learning foreign languages is one of the most favorable, since the cognitive activity of students is at the highest possible level, so the task of the teacher is to build the educational process in such a way as to constantly increase the motivation of students to learn foreign languages, proving to them exactly how the knowledge they acquire will be useful in their later life. The expansion of objects through distance learning in the study of foreign languages contributes to the intensification of the educational process.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА»

Евразийский гуманитарный журнал. 2022. № 1. С. 91-96. Eurasian humanitarian journal. 2022. No. 1. P. 91-96.

Научная статья УДК 371.38

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА

Андрей Вячеславович Шелякин

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, andrej scheljakin@gmail.com

Аннотация В статье рассматриваются основные тенденции в применении инновационных образовательных технологий в сфере преподавания иностранных языков. Отмечается, что использование интерактивного подхода в преподавании иностранных языков повышает степень усвояемости учебного материала. Также установлено, что совокупность интерактивных методов в преподавании иностранных языков является оптимальным ответом на вызовы современного образовательного пространства, характеризующегося глобализацией и цифровизацией. Делается вывод, что в результате глобализации и цифровизации необходимо усовершенствование методов преподавания иностранных языков, основанных на трансформации учебного пространства с тем, чтобы обеспечить повышенную мотивацию обучающихся всех уровней подготовки. В статье также указывается, что в связи с глобализацией и цифровизацией возрастают потребности в специалистах, владеющих сразу несколькими иностранными языками. В связи с данным обстоятельством можно сделать вывод, что необходимость изучения иностранных языков на основе личностно-ориентированного подхода будет неуклонно возрастать. Очевидно, что школьный период изучения иностранных языков является одним из наиболее благоприятных, так как познавательная активность обучающихся находится на максимально высоком уровне, поэтому задача педагога выстроить учебный процесс таким образом, чтобы постоянно обеспечивать повышение мотивации обучающихся к изучению иностранных языков, доказывая им, как именно приобретаемые знания им пригодятся в последующей жизни. Расширение объектов за счет дистанционного обучения при изучении иностранных языков способствует интенсификации образовательного процесса.

Ключевые слова: образовательные технологии, интерактивный подход, иностранные языки, глобализация, цифровизация, учебное пространство, учебная деятельность

Для цитирования: Шелякин А.В. Повышение эффективности преподавания иностранных языков в условиях глобализации и цифровизации обучающего пространства // Евразийский гуманитарный журнал. 2022. № 1. С. 91-96.

Original article

IMPROVING THE EFFICIENCY OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION AND DIGITALIZATION OF THE LEARNING SPACE

Andrei V. Sheliakin

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia, andrejscheljakin@gmail.com

© Шелякин А.В., 2022

Abstract. The article discusses the main trends in the application of innovative educational technologies in the field of teaching foreign languages. It is noted that the use of an interactive approach in teaching foreign languages increases the degree of comprehensibility of the educational material. It has also been established that a set of interactive methods in teaching foreign languages is the best response to the challenges of the modern educational space, characterized by globalization and digitalization. It is concluded that as a result of globalization and digitalization, it is necessary to improve the methods of teaching foreign languages based on the transformation of the learning space in order to provide increased motivation for students of all levels of training. The article also points out that in connection with globalization and digitalization, the need for specialists who speak several foreign languages at once is increasing. In connection with this circumstance, we can conclude that the need to study foreign languages on the basis of a student-centered approach will steadily increase. Obviously, the school period of learning foreign languages is one of the most favorable, since the cognitive activity of students is at the highest possible level, so the task of the teacher is to build the educational process in such a way as to constantly increase the motivation of students to learn foreign languages, proving to them exactly how the knowledge they acquire will be useful in their later life. The expansion of objects through distance learning in the study of foreign languages contributes to the intensification of the educational process.

Keywords: educational technologies; interactive approach, foreign languages, globalization, digitalization, learning space, learning activities. foreign languages, globalization, digitalization, learning space, learning activities

For citation: Sheliakin A.V. Improving the efficiency of teaching foreign languages in the context of globalization and digitalization of the learning space. Eurasian humanitarian journal. 2022;1:91-96. (In Russ.).

Введение

В сфере образования отсутствуют комплексные исследования, посвященные текущему положению в области виртуальной реальности и геймификации образовательного пространства, которое могло бы показать основные направления уже рассмотренных исследований, представить наиболее важные темы и исследования, а также направления будущих перспективных исследований. Также подобный подход вызывает особый интерес в то время, когда большое количество университетов, колледжей и других учреждений переходят на дистанционное обучение из-за ограничительных мер скопления людей (коронавирусная инфекция - COVID-19).

Технологии, которые используются для изучения и преподавания языков, интенсивно развиваются в настоящее время. В связи с этим, необходимо своевременно отслеживать происходящие с ними трансформации. Кроме того, некоторые образовательные технологии стремительно устаревают и вытесняются более унифицированными и совершенными (например, программы для дигитал-средств - телефонов, планшетов). Следовательно, допустимо сделать вывод, что назрела необходимость в пересмотре технологий, применяемых для изучения и преподавания языков, применяемых в настоящей и будущей практике.

Основная часть

В современном обучающем пространстве, которое характеризуется глобализацией и цифровизацией, педагоги и исследователи активно применяют инновационные технологии для помощи учащимся различной степени подготовленности в изучении языков на протяжении многих лет. В словаре Merriam-Webster [merriam Webster Dictionary] технологии определены как технические процессы, методы или знания, используемые для выполнения поставленных задач. Исходя из этого определения, допустимо обозначить образовательную

технологию как выполнение учебной задачи или цели с использованием технических процессов, методов или знаний. Например, учащийся может выполнить устное задание, описав характеристики объекта на изучаемом языке и использовать цифровой диктофон для записи ее речи, чтобы затем повторно ее прослушать для более четкого артикуляционного представления. Использование инновационных, в том числе, интерактивных технологий в обучающем пространстве оказывается более эффективным, чем традиционное обучение [Ghanizadeh, Razavi 2018; Golonka, Bowles ... 2014].

В исследованиях определялось, какие технологии оказываются более эффективны при изучении иностранных языков как иностранных. Интерактивные технологии являются весьма полезными в улучшении качества преподавания, делая общение подлинным, а также формируя своевременную и актуальную обратную связь между преподавателем и учащимися. Исследователями предлагается использование интерактивных технологий для развития всех применяемых языковых навыков (аудирование, письмо, чтение, перевод, разговорная речь, изучение грамматики и лексики). Также было установлено, что учебная среда, созданная с использованием интерактивных технологий, получает одобрение со стороны большинства изучающих иностранный язык.

Наиболее популярной характеристикой рассмотренных исследований было обучение лексике с использованием планшетов, различных диджитал-устройств, компьютеров. Основные темы проведенных научных исследований связаны с восприятием учащимися современных технологий и их готовностью повышать уровень владения языком. Английский язык является самым распространенным целевым языком.

Быстрый технический прогресс в последние годы предоставил педагогам возможности использовать технологии для образования. Таким образом, использование технологий стало почти повсеместным для изучения языка. Новые технологии (например, виртуальная реальность, дополненная реальность, интерактивный подход, дифференцированное обучение) становятся все более доступными в большинстве учебных заведений. Кроме того, новые технологии (например, облачные вычисления, вычислительное мышление, обработка естественного языка и т. д.) интенсивно развиваются и становятся многообещающими для использования при изучении и преподавании языков. Исследования показали, что технологии могут способствовать успеваемости изучающих язык, повышать учебную мотивацию и сочетать их с традиционными средствами для изучения языка, которые, в ряде случаев, несут важную смысловую нагрузку и необходимы на определенных этапах обучения (например, в случае наращивания синонимического ряда, расширения вокабулярного аппарата).

Технологии постоянно развиваются, приобретая все большую актуальность в различных областях. В сфере образования эти случаи еще более выражены, поскольку организации имеют дело с заинтересованными сторонами с определенными характеристиками, такими как студенты. Учащиеся в основном представляют более молодые поколения, такие как миллениалы или поколение Z, которые являются цифровыми аборигенами [Mulvey, Lever, Elliot 2019: 6].

В процессе преподавания иностранных языков все больше становится задействованной виртуальная реальность, которая представляет собой компьютерную симуляцию учебных ситуаций, и позволяющая учащимся погрузиться в виртуальную среду, абстрагироваться от окружающего пространства и осуществлять взаимодействие с элементами виртуального обучающего пространства, которое содержит фрагменты реальности [Flavian, Ibanez-Sanchez, Orus 2019: 849]. Интерактивные симуляции обеспечивают высокие когнитивные результаты и позитивное отношение учащихся к обучению по сравнению с традиционными методами

[Loureiro, Bilro, Japutra 2020: 403]. Виртуальная реальность может помочь учащимся сосредоточиться и погрузиться в моделирование ситуации, задачи, которую можно выучить и повторять (с ошибками или без них) до тех пор, пока она не будет выполнена в реальной среде без ошибок [Kim, Shin ... 2018: 8].

В то же время использование геймификации - элементов игрового дизайна для неигровых (обучающих) целей для повышения вовлеченности пользователя) в образовании превращается в значимый инструмент мотивации и увлечения учащихся к обучению [Lopez ... 2019: 97]. Поэтому для учебных учреждений является актуальным использование данной технологии при обучении ИЯ [Janssen, Tummel 2016: 23]. С помощью виртуальной реальности и геймификации можно создавать различные сценарии обучения ИЯ, позволяющие собирать и понимать реакции, мотивацию учащихся и их участие в познавательных видах деятельности с подобными сценариями и методами обучения.

В образовании усиливается влияние новейших технологий, предоставляющих альтернативы для распространения знаний и мотивации всех заинтересованных сторон (учащихся, преподавателей, работодателей, компаний, предприятий). Следовательно, понимание того, как привлечь учащихся при помощи инновационных стратегий обучения иностранным языкам, представляет ценность не только для системы образования, но и для общества, в целом. Взаимодействуя, все участники образовательного простанства формируют качественно новые уровни взаимодействия, которые могут сохранить свою функциональность и после периода обучения, трансформировавшись в иные формы взаимодействия, например, в виде проектной деятельности, реализуемой бывшими учениками и педагогом [Baydas, Cicek 2019: 281]. Результаты исследований, посвященных геймификации образовательного процесса, связанного с преподаванием иностранным языкам, показывают, что геймификация имеет положительные влияние на вовлеченность, особенно в краткосрочной перспективе.

При возрастании уровня цифровизации повышается значение видов мотивации среди современных учащихся, которые чувствуют себя более уверенно при наличии в процессе обучения уже ставших им привычных цифровых устройств. При дигитализации учебной среды в поведении учащихся появляется контролируемая мотивация реагировать на внешние раздражители, например, комментирование сообщений на форумах коллег, чтобы получить оценку за участие. Возрастает частота обращений к словарям, так как резко возрастает потребность правильно использовать грамматические конструкции и выбрать из синонимического ряда то слово или термин, которое наиболее полно соответствует контексту. При автономной мотивации поведение учеников согласуется с ценностями и потребностями других учеников.

Автономная '—1-

мотивация Контролируе I- мотиваци:

3

Рисунок 1. Виды мотивации при изучении иностранных языков

Учитывая эти два различных типа мотивации, допустимо отметить, что студенты с автономной мотивацией более охотно участвуют в онлайн-обсуждениях, чем студенты с контролируемой мотивацией. Студенты с автономной мотивацией ведут себя более активно

индивидуализированно, проявляют креативность, сотрудничают, поддерживают свои учебные действия в когнитивном взаимодействии [Xie, Ke 2011: 925]. Мотивация является следствием осознанности обучаемых того, как и каким образом они смогут непосредственно использовать полученные знания.

Участие студентов можно определить и как их психологическое инвестирование и поведенческую вовлеченность в учебную деятельность [Appleton, Christenson, Furlong 2008: 375]. Более того, вовлеченность обучаемых иностранному языку часто определяется как многомерная конструкция и обычно определяется как имеющая три аспекта (рисунок 2):

поведенческое взаимодействие

V_>

/ \

когнитивная вовлеченность

Рисунок 2. Аспекты вовлеченности учащихся при изучении иностранных языков

Заключение

Поведенческое взаимодействие в онлайн-контексте может обычно осуществляться через обсуждение. Количество и интенсивность дискуссий как метода интерактивного обучения между учащимися можно рассматривать как индикатор поведенческой вовлеченности. В соответствии с этим, просматривается зависимость между возникновением дискуссий среди учащихся, уровнем их вовлеченности в познавательный процесс и результатами учебных достижений.

Список литературы

15. Appleton J.J., Christenson S.L. and Furlong, M.J. Student engagement with school: critical conceptual and methodological issues of the construct, Psychology in the Schools. 2008. Vol. 45 No. 5. P. 369-386.

16. Baydas O., Cicek M. The examination of the gamification process in undergraduate education: a scale development study, Technology, Pedagogy and Education, Routledge. 2019. Vol. 28 No. 3. P. 269-285.

17. Flavian, C., Ibanez-Sanchez S., Oms C. Integrating virtual reality devices into the body: effects of technological embodiment on customer engagement and behavioral intentions toward the destination, Journal of Travel and Tourism Marketing. 2019. Vol. 36. No. 7. P. 847-863.

18. Ghanizadeh A., Razavi, A., Jahedizadeh S. TELL (Technology-Enhanced Language Learning): in Iranian High Schools: A Panacea for Emotional and Motivational Detriments. 2018. Vol. 7. No. 4. Р. 92-100.

19. Golonka E.M., Bowles A.R., Frank V.M., Richardson D.L., Freynik S. Technologies for foreign language learning: A review of technology types and their effectiveness. Comput. Assist. Lang. Learn. 2014. № 27. P. 70-105.

20. Janssen D., Tummel C., Richert A. and Isenhardt, I. Virtual environments in higher education -immersion as a key construct for learning 4.0, International Journal of Advanced Corporate Learning (IJAC). 2016. Vol. 9. No. 2. P. 20-26.

96

ЕВРАЗИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ЖУРНАЛ

21. Kim H., Shin H., Kim H.S., Kim, W.T. VR-CPES: a novel cyber-physical education systems for interactive VR services based on a mobile platform, Mobile Information Systems. 2018. Vol. 1. Р. 1-10.

22. Lopez C.D., Calonge G.A., Rodriguez L., Ros M., Lebron M., Carrillo D.L., García A.C., et al. Using gamification in a teaching innovation project at the university of Alcalá: a new approach to experimental science practices" // The Electronic Journal of E-Learning, Academic Publishing Ltd. 2019. Vol. 17. No. 2. P. 93-106.

23. Loureiro S.M.C., Bilro R.G., Japutra, A. The effect of consumer-generated media stimuli on emotions and consumer brand engagement, Journal of Product and Brand Management. 2019. Vol. 29. No. 3. URL: https://doi.org/10.1108/JPBM-11-2018-2120 (дата обращения: 7.03.2021).

24. Merriam-Webster Dictionary; Merriam-Webster, Inc.: New York, NY, USA, 2016; Available online: https: //www.merriam-webster.com/dictionary/ (дата обращения: 7.03.2021).

25. Mulvey M.S., Lever M.W., Elliot S. A cross-national comparison of intra-generational variability in social media sharing // Journal of Travel Research. 2019. Vol. 59. No. 7. P. 1-17.

26. Xie K., Ke F. The role of students' motivation in peer-moderated asynchronous online discussions, British Journal of Educational Technology. 2011. Vol. 42. No. 6. P. 916-930.

Информация об авторе А.В. Шелякин - аспирант, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет.

Information about autor A. V. Sheliakin - Post Graduate Student, Perm State Humanitarian Pedagogical University.

© Пресс-служба Пермского государственного национального исследовательского университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.