Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ БОРЦОВ ПОСРЕДСТВОМ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ'

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ БОРЦОВ ПОСРЕДСТВОМ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вольная борьба / технико-тактические действия борца / общая и специальная физическая подготовка / тренировочный процесс / вольная борьба / специальные физические упражнения / freestyle wrestling / technical and tactical actions of wrestler / general and special physical training / training process / freestyle wrestling / special physical exercises

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О.Е. Винокурова, А.П. Бочкарев, М.А. Лебедев

В данной статье рассматривается применение специальных физических упражнений с целью повышения эффективности тренировочного процесса и достижения высоких спортивных результатов. В статье на основе экспериментальных данных проведена проверка результативности методики специальной физической подготовки с использованием специальных упражнений, которые позволяют увеличить число повторений и глубину тренировочного воздействия на организм спортсмена, особенно в индивидуальных видах спорта. В исследовании разработан и успешно апробирован программный материал с учетом изменений в режиме учебно-тренировочных занятий, акцентированных на физической подготовке юных борцов. В результате проведенного эксперимента подтверждена эффективность использования программы по вольной борьбе, основанной на последовательном применении специальных физических упражнений, направленных на развитие скоростно-силовых и координационных способностей, а также выносливости и гибкости. Эффективность применения методики отражена в результатах проведенного педагогического эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — О.Е. Винокурова, А.П. Бочкарев, М.А. Лебедев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF TRAINING YOUNG WRESTLERS THROUGH SPECIAL PHYSICAL EXERCISES

The article discusses increasing of efficiency of training young wrestlers through special physical exercises in order to raise the efficiency of the training process and achieve high sports results. The article, based on experimental data, tests the effectiveness of special physical training methods using special exercises that allow increasing the number of repetitions and the depth of the training effect on the athlete’s body, especially in individual sports. In the study, program materials are developed and successfully tested, taking into account changes in the regime of educational and training sessions, focusing on the physical training of young wrestlers. As a result of the experiment, the researchers confirm the effectiveness of using a freestyle wrestling program based on the consistent use of special physical exercises aimed at developing speed-strength and coordination abilities, as well as endurance and flexibility. The effectiveness of the application of the methodology is reflected in the results of the conducted pedagogical experiment.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ БОРЦОВ ПОСРЕДСТВОМ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ»

3. Он часто бывает в ... .

4. В Китае Ван Лин не изучал ... .

5. Он говорит по-русски в ... .

6. Раньше он думал, что ... .

7. Сейчас Ван Лин ... .

Задание 9. Запишите план текста, который вы слушали. Допишите пункт плана.

План

1. Ван Лин приехал из Китая.

2. Ван Лин знакомится с Иркутском.

3. Ван Лин изучает русский язык.

4. .

5. Сейчас Ван Лин хорошо говорит по-русски.

Задание 10. Прослушайте текст еще раз, запишите текст по плану.

В работе над текстом изложения «Ван Лин в Иркутске» очень подробно проработаны все моменты, связанные с понимаем текста, в тексте мало новой лексики, поэтому данный текст для изложения можно использовать в самом начале обучения слушателей письму изложений. Далее тексты увеличиваются и усложняются.

Система заданий, направленных на выработку аудитивных навыков, должна придерживаться следующей логике: имитативные упражнения, направленные на выработку произношения; задания, направленные на формирование способности слышать и различать фонемы в потоке речи, членить синтагмы на слова,

Библиографический список

понимать их; выработка правильной интонации; тренировка оперативной памяти; формирование языковой догадки. После начального этапа формирования аудитивных навыков преподаватель включает в работу диктанты с деформацией текста, творческие диктанты и другие виды работ, связанные с восприятием спонтанной речи, продуцированием собственной речи. Формирование аудитивных навыков ведется параллельно с формированием грамматических и лексических навыков. Проводить данную работу возможно и в онлайн-формате.

Таким образом, в результате анализа методической литературы выделены наиболее эффективные методы и приемы развития аудитивных навыков у иностранных слушателей на начальном этапе изучения русского языка как иностранного. На основе анализа методической литературы и собственного опыта разработаны и описаны в данной статье упражнения, направленные на выработку аудитивного навыка у иностранных слушателей. Как показывает опыт, в ситуации интенсивности обучения, когда в сжатые сроки необходимо изучить большой объем материала, формирование аудитивных навыков у иностранных слушателей не тормозит процесс обучения, а ускоряет его, поскольку обучающийся быстрее и больше воспринимает информацию в противовес той ситуации, когда такие навыки не сформированы.

Данная работа является перспективной с точки зрения практического применения разработанной системы упражнений, направленных на формирование у иностранных обучающихся способности слышать и понимать звучащий материал в процессе изучения русского языка как иностранного по программам довузовской подготовки.

1. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного. Москва: Высшая школа, 2003.

2. Ишмурзина И.А. Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка для иностранцев на начальном этапе обучения (из опыта работы). Педагогический опыт: от теории к практике: сборник материалов Международной научно-практической конференции, 2017: 9-13.

3. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). Москва: Русский язык. Курсы, 2018.

4. Есина З.И., Иванова А.С., Соболева Н.И. и др. Образовательная программа по русскому языку как иностранному. Предвузовское обучение. Элементарный уровень. Базовый уровень. Первый сертификационный уровень. Москва, 2001. Available at: http://weblocal.rudn.ru/weblocal/uem/ inyas/2/HTML1/Doc/PrgrRus3.pdf

5. Валиулина С.В., Алтаева О.А. Формирование фонетико-фонологических компетенций у иностранных слушателей на начальном этапе изучения русского языка как иностранного. Сборник материалов XVI Международной научно-практической конференции. Белгород: Эпицентр, 2024: 123-128.

6. Щукин А.Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке. Москва: Икар, 2011.

References

1. Schukin A.N. Metodika prepodavaniya russkogoyazyka kakinostrannogo. Moskva: Vysshaya shkola, 2003.

2. Ishmurzina I.A. Formirovanie kommunikativnoj kompetencii na urokah russkogo yazyka dlya inostrancev na nachal'nom 'etape obucheniya (iz opyta raboty). Pedagogicheskij opyt: ot teorii kprakiike: sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 2017: 9-13.

3. Azimov 'E.G., Schukin A.N. Novyj slovar'metodicheskih terminov iponyatij (teoriya ipraktika obucheniya yazykam). Moskva: Russkij yazyk. Kursy, 2018.

4. Esina Z.I., Ivanova A.S., Soboleva N.I. i dr. Obrazovatel'naya programma po russkomu yazyku kak inostrannomu. Predvuzovskoe obuchenie. 'Elementarnyj uroven'. Bazovyj uroven'. Pervyj sertifikacionnyj uroven'. Moskva, 2001. Available at: http://weblocal.rudn.ru/weblocal/uem/ inyas/2/HTML1/Doc/PrgrRus3.pdf

5. Valiulina S.V., Altaeva O.A. Formirovanie fonetiko-fonologicheskih kompetencij u inostrannyh slushatelej na nachal'nom 'etape izucheniya russkogo yazyka kak inostrannogo. Sbornik materialov XVI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Belgorod: 'Epicentr, 2024: 123-128.

6. Schukin A.N. Metodika obucheniya rechevomu obscheniyu na inostrannomyazyke. Moskva: Ikar, 2011.

Статья поступила в редакцию 16.06.24

УДК 796.81-053.2

Vinokurova O.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: olgvin@mail.ru

Bochkarev A.P., MA student, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: olgvin@mail.ru

Lebedev M.A., MA student, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: olgvin@mail.ru

IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF TRAINING YOUNG WRESTLERS THROUGH SPECIAL PHYSICAL EXERCISES. The article discusses increasing of efficiency of training young wrestlers through special physical exercises in order to raise the efficiency of the training process and achieve high sports results. The article, based on experimental data, tests the effectiveness of special physical training methods using special exercises that allow increasing the number of repetitions and the depth of the training effect on the athlete's body, especially in individual sports. In the study, program materials are developed and successfully tested, taking into account changes in the regime of educational and training sessions, focusing on the physical training of young wrestlers. As a result of the experiment, the researchers confirm the effectiveness of using a freestyle wrestling program based on the consistent use of special physical exercises aimed at developing speed-strength and coordination abilities, as well as endurance and flexibility. The effectiveness of the application of the methodology is reflected in the results of the conducted pedagogical experiment.

Key words: freestyle wrestling, technical and tactical actions of wrestler, general and special physical training, training process, freestyle wrestling, special physical exercises

О.Е. Винокурова, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: olgvin@mail.ru

А.П. Бочкарее, магистрант, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: olgvin@mail.ru

М.А. Лебедев, магистрант, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: olgvin@mail.ru

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ БОРЦОВ ПОСРЕДСТВОМ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

В данной статье рассматривается применение специальных физических упражнений с целью повышения эффективности тренировочного процесса и достижения высоких спортивных результатов. В статье на основе экспериментальных данных проведена проверка результативности методики специальной физической подготовки с использованием специальных упражнений, которые позволяют увеличить число повторений и глубину тренировочного воздействия на организм спортсмена, особенно в индивидуальных видах спорта. В исследовании разработан и успешно апробирован программный материал с учетом изменений в режиме учебно-тренировочных занятий, акцентированных на физической подготовке юных борцов. В результате проведенного экспе-

римента подтверждена эффективность использования программы по вольной борьбе, основанной на последовательном применении специальных физических упражнений, направленных на развитие скоростно-силовых и координационных способностей, а также выносливости и гибкости. Эффективность применения методики отражена в результатах проведенного педагогического эксперимента.

Ключевые слова: вольная борьба, технико-тактические действия борца, общая и специальная физическая подготовка, тренировочный процесс, вольная борьба, специальные физические упражнения

Актуальность исследования определена необходимостью изучения и обоснования эффективных педагогических условий постоянного совершенствования тренировочного процесса юных спортсменов по вольной борьбе. В современном мире спорт играет значительную роль в формировании физического и психологического здоровья детей и подростков. Особую важность приобретает правильная подготовка молодых спортсменов, особенно в таких дисциплинах, как борьба. Для достижения оптимальных результатов необходимо оптимизировать процесс подготовки, включая в него специальные физические упражнения.

Общая физическая подготовка юных борцов играет важную роль в их развитии и будущих спортивных достижениях. В спортивной борьбе, общие и специальные физические качества (сила, скорость и выносливость) тесно взаимосвязаны со спецификой вида спорта. Она включает в себя разнообразные упражнения, направленные на развитие общей физической подготовленности, координации, выносливости, скорости, силы и гибкости. Такая подготовка помогает формировать базовые физические качества, необходимые для успешной практики борьбы. Специальная физическая подготовка направлена на развитие уникальных физических качеств, необходимых для выступления в борьбе. Это включает в себя задания, специфичные для этого вида спорта, такие как упражнения на борцовском ковре, технику метаний и захватов, а также упражнения на улучшение прыжковой и скоростной подготовки.

Методика обучения юных борцов должна быть комплексной и систематической. Она должна включать в себя правильное распределение нагрузок, постепенное увеличение интенсивности тренировок, контроль над повышением техники и правильным выполнением упражнений. Важно также учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого юного спортсмена.

Специальные физические упражнения играют важную роль в тренировочном процессе для юных борцов. Они направлены на развитие не только физических качеств, но и специфических навыков, необходимых для успешной борьбы.

Цель исследования: поиск оптимального сочетания тренировочных и соревновательных специальных физических упражнений средств из различных видов единоборств при подготовке борцов вольной стиля.

Объект исследования: учебно-тренировочный процесс спортсменов, занимающихся вольной борьбой.

В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:

1. Выявить основные качества, необходимые борцам вольного стиля и методы их развития путем анализа литературных источников.

2. Выявить наиболее эффективные методы и средства тренировок борцов вольного стиля.

3. Экспериментально обосновать применение комплекса специальных упражнений для повышения уровня специальной физической подготовленности борцов вольного стиля.

Научная значимость исследования заключается в том, что теоретически обоснованы и проверены на практике педагогические условия, обеспечивающие повышение эффективности начальной спортивной подготовки юных спортсменов-борцов посредством использования специальных физических упражнений.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что использование физических упражнений в процессе подготовки юных борцов способствует расширению знаний в области методики тренировки борцов, особенно в отношении использования специализированных физических упражнений, помогает выявить эффективные методы и подходы к физической подготовке молодых спортсменов в борьбе и определить их влияние на развитие спортивного мастерства.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы тренерами и специалистами по спортивной подготовке для оптимизации тренировочного процесса юных борцов. Обоснованные рекомендации по использованию специальных физических упражнений позволят повысить эффективность подготовки, улучшить результативность выступлений на соревнованиях и снизить риск возникновения травм.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы по теме исследования; тестирование физической подготовленности, педагогический эксперимент, статистические методы исследования.

Вольная борьба относится к видам спорта с чрезвычайно сложной и многообразной техникой движений. Составляющими техники борьбы являются основные приемы и стойки, их модификации, сложные технико-тактические действия (комбинации и контрприемы), элементарные действия (передвижения, захваты, выведения из равновесия, страховка партера и самостраховка).

Для эффективной организации учебно-тренировочного процесса предлагается использовать спортивно-игровой принцип, включающий специализированные игровые комплексы и тренировочные задания. Этот подход позволяет не только разносторонне развивать физическую подготовку учащихся, но и помогает им лучше понять суть единоборства через создание и решение различных ситуаций, возникающих во время поединков.

При использовании спортивно-игрового принципа учебный процесс строится на основе постепенно увеличивающихся требований к тренировкам, что способствует укреплению здоровья учащихся, развитию необходимых для единоборства качеств, изучению технического арсенала борьбы и формированию у них интереса к этому виду спорта. Этот подход также способствует постепенному обучению учащихся основам борьбы и помогает им любить и ценить спорт, заинтересовывая их в долгосрочных занятиях спортивной борьбой [1].

В соответствии с общими требованиями для спортивных школ определяются и основные задачи работы на каждом этапе подготовки. На этапе начальной подготовки основной задачей является общее укрепление здоровья ребенка. В рамках решения этой задачи происходит развитие всех физических качеств юного спортсмена, закаливание организма, привитие потребности к ведению здорового образа жизни. Также на начальном этапе подготовки формируется интерес к занятиям вольной борьбой, происходит воспитание спортивного характера, приобретаются навыки оценивания действий соперника. Воспитываются морально-волевые качества, такие как умение переносить болевые ощущения, контролировать свои эмоции и др. На этом этапе приобретается первый опыт соревновательной деятельности, происходит ознакомление с технико-тактическими элементами вольной борьбы, происходит привитие интереса к дальнейшим занятиям вольной борьбой, формирование устойчивого стремления к регулярным занятиям спортом. Тренировочный этап предполагает решение задач по дальнейшему укреплению здоровья юного спортсмена, профилактике вредных привычек и девиантного поведения. На этом этапе большое внимание уделяется повышению уровня общей и специальной физической подготовленности. Значительно повышается технико-тактическое мастерство спортсменов. Начинает формироваться индивидуальный стиль соревновательной деятельности. Появляются предпочтения в тактическом рисунке поединка, в применении тех или иных приемов. Юные спортсмены начинают выполнять требования юношеских и взрослых разрядов. Приобретают опыт соревновательной деятельности, судейской практики.

Ю.А. Шахмурадов полагает, что физическая подготовка спортсмена должна иметь определенное специализированное направление и этим, с одной стороны, способствовать наиболее полному развитию специальных физических качеств и навыков, а с другой стороны, дополняя специальную тренировку, обеспечивать полноценное решение оздоровительных задач спорта [2].

По мнению других авторов, для достижения хороших спортивных результатов борцу необходима разносторонняя физическая подготовка, поскольку атакующие, контратакующие и защитные действия выполняются в условиях непосредственного атлетического единоборства [3].

Общая физическая подготовка юных борцов играет важную роль в их развитии и достижении будущих спортивных успехов. Она включает в себя разнообразные упражнения, направленные на развитие общей физической подготовленности, координации, выносливости, скорости, силы и гибкости. Такая подготовка помогает формировать базовые физические качества, необходимые для успешной практики борьбы. Специальная физическая подготовка направлена на развитие уникальных физических качеств, необходимых для выступления в борьбе. Это включает в себя упражнения, специфичные для этого вида спорта, такие как упражнения на борцовском ковре, техника метаний и захватов, а также упражнения на улучшение прыжковой и скоростной подготовки [3].

Методические основы начальной технико-тактической подготовки состоят в следующем. Так, практическими методами обучения техническим действиям борьбы являются целостный и расчлененный (по частям), а также созданный на их стыке расчленено-конструктивный метод [4]. Методом целостного упражнения производится обучение достаточно простым приемам, расчлененным методом -более сложным в координационном отношении приемам. Расчленено-конструк-тивный метод предполагает комбинированное применение указанных методов (поэтому его иногда называют «комбинированным»). По мнению О.П. Юшкова, В.И. Шпанова, наиболее эффективным является метод целостного упражнения [5]. Он позволяет формировать двигательный навык с использованием различных методических приемов: последовательный переход от упрощенных форм целостного технического действия к усложненным; применение ориентиров и ограничителей; создание облегченных внешних условий; упрощение; фиксация; оказание дополнительной помощи и использование вспомогательных технических средств; переключение внимания на отдельные фазы, движения; повторяющиеся и постоянные условия; варьирование условий; игровой метод.

В практической части нами проведено исследование по выявлению эффективности внедрения специальных физических упражнений в тренировочный процесс юных борцов МОБУ дополнительного образования детей детско-юношеской спортивной школы «Сайдыы» Томпонского улуса. Программа «Вольная борьба» в МБУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа «САЙДЫЫ»» представляет собой комплексное направление, направленное на обучение детей и подростков основам и техникам вольной борьбы. Дополнительная образова-

тельная общеразвивающая программа для спортивно-оздоровительных групп по вольной борьбе (далее - Программа) составлена в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3; Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Методическими рекомендациями по разработке дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г № 09 3242); Уставом; другими правовыми актами в области образования и спорта.

Программа разработана с учетом возрастных особенностей спортсменов и целей спортивной школы. Предназначена для тренеров-преподавателей, специалистов и руководителей учреждений дополнительного образования физкультур-но-спортивной направленности.

Педагогический эксперимент состоял в применении в экспериментальной группе разработанной специальной методики, включающей в учебно-тренировочный процесс специальные упражнения. Контрольная группа использовала традиционные виды тренировки. Условием эксперимента в контрольной и экспериментальной группах являлись учебно-тренировочные занятия по установленному режиму.

Программа состояла из следующих упражнений для комплексного развития гибкости, скоростно-силовых качеств, координации (пластика, упругость, прыгучесть). Тренировка включала три части: вводную, основную и заключительную, каждая из которых имела свою цель.

Основные упражнения, по которым занималась экспериментальная группа:

1. Становая тяга с гирей 16 кг. Данное упражнение учащиеся выполняли в 3-5 подходов в зависимости от интенсивности тренировки. Количество повторений в каждом подходе также зависит от целей. Для набора массы и силы: 4-6 повторений в каждом подходе с максимально возможным весом гири. Для развития выносливости и техники: 8-12 повторений в каждом подходе с более легким весом гири. Для улучшения скорости и координации: 3-5 повторений в каждом подходе с высокой скоростью выполнения движения.

2. Тяга 16 кг гири к подбородку из приседа. Для выполнения тяги 16 кг гири к подбородку из приседа, количество подходов мы определяли целями тренировок и уровнем подготовки учащихся. В целом рекомендовали следующие варианты: для развития силы и массы мышц: 4-6 подходов тяги 16 кг гири к подбородку из приседа - 4-6 повторений в каждом подходе; для техники и выносливости: 3-4 подхода тяги 16 кг гири к подбородку из приседа, 8-12 повторений в каждом подходе; для улучшения скорости и координации: 3-5

подходов тяги 16 кг гири к подбородку из приседа, 3-5 повторений в каждом подходе.

3. Приседание со штангой 15 кг на спине. Правильная техника выполнения этого упражнения очень важна для предотвращения травм и максимальной эффективности тренировки. Для развития силы юным борцам предлагалось 4-6 подходов и 4-8 повторений в каждом подходе. Для выносливости и оптимизации рельефа мышц юным борцам предлагалось больше подходов с меньшим весом и большим количеством повторений.

4. Приседания и выпады с партнером: для развития силы: 3-5 подходов по 6-10 повторений; для развития выносливости: 3-4 подхода по 12-15 повторений; для улучшения координации: 2-3 подхода по 8-12 повторений с акцентом на контроль движения.

5. Параллельные брусья. Упражнение для развития силы, выносливости и стабильности в верхней части тела. Для развития силы: 3-5 подходов по 6-10 повторений. Для выносливости: 3-4 подхода по 12-15 повторений. Для улучшения выносливости и стойкости юные борцы также делали максимальное количество повторений в течение 30 секунд.

Рис. Юезультатыисходноготестирования ЭГ и КГ

Таблица 1

№ Наклон туловища вперед из Опускание и Подтягивание на нерзкп. Параллельные БегыЮО м Сзибаниебзог9пание

п/п положения основной стойки (см) поднимание туловища (коеич.) брусьт рпек.) рук в пожежзпен л8жа

1 10 25 10 19 16,2 2Р

2 21 31 к 17 15,7 2Р

3 15 20 к 20 14,9 19

4 18 36 9 19 15,2 25

5 8 37 14 18 19,9 2Н

6 5 40 15 21 15,5 23

7 9 32 11 19 14,9 20

8 9 31 10 22 16,5 24

9 5 27 8 20 3 5,1 24

10 6 32 9 39 14,9 2 9

10,6 31,1 9,9 щз.е 15,48 2 4

Таблица 2

Результаты исходного тестирования уровня развития двигатель ных способно стей борцовконтрольной труп пы

№ Наклон туловища вперед из Опускание и Подтягивание на перекл. Параллельные Бег на 100 м Сгибание разгибание

п/п положения основной стойки (см) поднимание туловища (колич.) брусья (сек.) рук в положении лежа

1 9 36 7 18 15,3 28

2 10 25 8 19 15,9 22

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 15 24 12 22 16,6 24

4 8 27 15 21 14,7 19

5 10 15 5 17 15,8 23

6 11 21 10 20 14,5 25

7 9 27 8 21 14,4 25

8 12 24 9 19 16,6 21

9 15 37 11 21 14,8 26

10 20 19 6 17 14,9 22

11,9 25,5 9,1 19,5 15,35 23,5

Результаты исходного тестирования уровня развития двигательныхспособностей борцов экспериментальнойгруппы

Таблица 3

Результаты повторного тестирования уровня развития двигательных способностей борцов экспериментальной группы

№ Наклон туловища вперед из Опускание и Подтягивание на перекл. Параллельные Бег на 100 м Сгибание разгибание рук

п/п положения основной стойки (см) поднимание туловища (колич.) брусья (сек.) в положении лежа

1 5 31 16 23 15,7 28

2 12 36 8 19 14,9 35

3 10 22 10 26 14,0 24

4 10 39 13 24 14,8 29

6 3 42 18 23 14,9 32

6 0 46 16 26 15,0 29

7 5 37 18 21 13,9 26

8 4 32 12 23 15,2 28

9 4 29 10 26 13,9 26

10 3 39 10 21 13,1 34

5,6 35,3 13,1 23,2 14,54 29,1

Таблица 4

Результаты повторного тестирования уровня развития двигательных способностей борцов контрольной группы

№ п/п Наклон туловища вперед из положения основной стойки (см) Опускание и поднимание туловища Подтягивание на перекл. (колич.) Параллельные брусья Бег на 100 м (сек.) Сгибание разгибание рук в положении лежа

1 8 37 9 19 15,0 28

2 11 25 9 21 15,4 23

3 10 25 12 23 15,9 25

4 8 29 15 23 14,1 21

6 9 17 7 19 15,2 25

6 8 25 12 23 14,0 27

7 7 30 10 24 13,9 25

8 11 25 11 21 16,3 23

9 14 38 13 25 14,9 24

10 18,5 21 8 16 14,5 20

10,45 27,2 0,6 21,4 14,92 23,9

6. Челночный бег. Для развития скорости выполняли челночный бег на максимальной скорости в течение короткого времени (20-30 секунд) с максимальным усилием. Повторяли упражнение 4-6 раз. Для развития выносливости выполняли челночный бег на средней скорости в течение более продолжительного времени (1-2 минуты) с минимальным отдыхом между повторениями. Повторяли упражнение 3-4 раза.

7. Упражнения с роликом на пресс. Упражнения с роликом на пресс отлично работают для укрепления мышц пресса и улучшения силы и стабильности корпуса.

8. Приседание с выпрыгиванием.

Результаты, полученные на основе исходного тестирования, показали, что спортсмены контрольной и экспериментальной групп практически имеют одинаковые показатели.

Продолжая интенсивные тренировки по специальной программе для экспериментальной группы, мы провели повторные тестирования уровня развития двигательных способностей. Контрольные упражнения, используемые нами, были стандартными по содержанию, форме и условиям выполнения. Полученные результаты отражены в табл. 3 и 4.

Как видно из табл. 4, в экспериментальной группе все показатели улучшились значительно. В контрольной группе средние результаты тоже улучшились,

однако они менее существенные по сравнению с группой экспериментальной. Изменение показателей в контрольной группе может быть связано с тренировочным эффектом.

Далее мы сопомтавэли результаты экспэриммнттльнойгруппы додополэм-ельных занятий и после.

Риы.П.Твзультатысовторпого тестирования

Рис. 3. Показатели экспериментальной группы

Рассмотрев теоретическое обоснование педагогических условий совер-шенсатсвэпия тренвэсооэкого процтсте ыныхборцоы по вольносборьби. т практической части выявлены следующие педагогические условия повышения эффрксптпорсо начальнойсптртиывтй кемготтрки ютвш ппортсмтмортлтрстжрс в условиях ДЮСШ:

- разработка поогэтлмногоматеоиала о тиооом озменетисв ытмлме учебно-тренировочных занятий, акцентированных на физической подготовке юныпрорцо в посредстломспециальн ым фититпссих упуижмытву;

- увеличение нагрузки и сложности упражнений с учетом прогресса спор-тсменнв и их готовности к новым вызовам.

Для эффективной подготовки юных борцов рекомендуется использование специальных физических упражнений:

- Определить основные цели и задачи тренировочного процесса, чтобы подобрать подходящие упражнения для достижения поставленных целей.

Библиографический список

- Включить в программу тренировок упражнения для развития силы, выносливости, гибкости, координации и баланса в соответствии с требованиями борцовского спорта.

- Учитывать возрастные особенности и физическое развитие детей, подбирая упражнения, не перегружающие их организм.

1. Грузных ГМ., Громыко В.В., Ларионов Г.Е. Учет и планирование учебно-тренировочного процесса в спортивной борьбе. Омск, 1978.

2. Шахмурадов Ю.А. Вольная борьба: научно-методические основы многолетней подготовки борцов. Махачкала: Эпоха, 2011.

3. Алиханов И.И. Техника и тактика вольной борьбы. Москва: ФиС, 1986.

4. Маркиянов О.А. Соревновательный метод совершенствования технического мастерства юных борцов. Чебоксары. Издательство Чувашского Университета, 1992.

5. Юшков О.П., Шпанов В.И. Спортивная борьба. Москва: МГИУ, 2001.

References

1. Gruznyh G.M., Gromyko V.V., Larionov G.E. Uchet iplanirovanie uchebno-trenirovochnogo processa v sportivnoj bor'be. Omsk, 1978.

2. Shahmuradov Yu.A. Vol'naya bor'ba: nauchno-metodicheskie osnovy mnogoletnejpodgotovkiborcov. Mahachkala: 'Epoha, 2011.

3. Alihanov I.I. Tehnika i taktika vol'nojbor'by. Moskva: FiS, 1986.

4. Markiyanov O.A. Sorevnovatel'nyj metod sovershenstvovaniya tehnicheskogo masterstva yunyh borcov. Cheboksary. Izdatel'stvo Chuvashskogo Universiteta, 1992.

5. Yushkov O.P., Shpanov V.I. Sportivnaya bor'ba. Moskva: MGIU, 2001.

Статья поступила в редакцию 21.05.24

УДК 796.01: 331.101.3

Vinokurova O.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: olgvin@mail.ru

Sofronova E.I., MA student, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: olgvin@mail.ru

Okorokova S.A., MA student, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: olgvin@mail.ru

MOTIVATION AND STIMULATION OF THE WORK OF PERSONNEL OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ORGANIZATIONS OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA). The article considers the most important indicator of labor productivity efficiency, which is determined by such factors as corporate culture, communications, staff training and development, motivation and stimulation of labor, planning and control, staffing, etc. The state of the motivation and incentive system is analyzed. The work identifies directions for improving this system through the formation of a target motivation system, pedagogical conditions that ensure the effectiveness of the organizational and managerial process of moral stimulation of personnel in the field of physical culture and sports. As a result of the conducted research, the authors state the need to form a motivation strategy, the components of which should be the proposal of incentive plans. The state of the motivation and incentive system is analyzed, and directions for improving this system through the formation of a target motivation system are identified. Summarizing the data, the authors develop a plan of measures to improve the moral stimulation of labor.

Key words: mo tivation system, labor stimulation, material incentives, moral incentives, motivation, encouragement, recognition, involvement, survey, loyalty, employee commitment

О.Е. Винокурова, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: olgvin@mail.ru

Е.И. Софронова, магистрант, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: olgvin@mail.ru

Д.А. Окорокова, магистрант, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: olgvin@mail.ru

МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ПЕРСОНАЛА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

В статье рассматривается важнейший показатель эффективности производительности труда, который определяется такими факторами, как корпоративная культура, коммуникация, обучение и развитие персонала, мотивация и стимулирование труда, планирование и контроль, кадровое обеспечение и др. Проанализировано состояние системы мотивации и стимулирования, выявлены направления совершенствования этой системы через формирование целевой системы мотивации. Oбocнoвaны и пpoвepeны нa пpaктикe пeдaгoгичecкиe у^вия, oбecпeчивaющиe эффeктивнocть opгaнизaциoннo-упpaвлeн-4ecraro пpoцecca мopaльнoгo cтимулиpoвaния кaдpoв в cфepe физичecкoй культы и cпopтa. В результате проведенного исследования была выявлена необходимость формирования стратегии мотивации, важной составляющей которой должно быть предложение планов стимулирования. Проанализировано состояние системы мотивации и стимулирования, выявлены направления совершенствования этой системы через формирование целевой системы мотивации. Обобщив данные специальной литературы и проведения эксперимента, авторы разработали плaн мepoпpиятий пo coвepшeнcтвoвaнию мopaльнoгo cтимулиpoвaния тpудa.

Ключевые слова: система мотивации, стимулирования труда, материальное стимулирование, моральное стимулирование, мотивация, поощрение, признание, вовлеченность, опрос, лояльность, приверженность сотрудников

Актуальность работы определяется рядом факторов в области стимулирования труда. Стимулирование - это процесс использования различных приемов для мотивирования людей, где стимулы выполняют функцию рычагов воздействия. Руководители всегда осознавали, что необходимо стимулировать людей к работе. Однако многие ошибочно полагают, что для этого достаточно обычного материального вознаграждения. Но добиться эффективной деятельности человека можно только при его желании и хорошей мотивации. Овладев современными возможностями мотивации, руководитель в состоянии значительно расширить свои возможности в привлечении образованного, обеспеченного работника сегодняшнего дня к выполнению задач, направленных на достижение целей организации [1] Одним из методов, с помощью которых можно осуществить мотивирование, является моральное стимулирование. Мотивация побуждает сотрудников к целенаправленному поведению и желанию прилагать усилия и достигать конкретных целей и задач.

Цель исследования: проанализировать эффективность применения морального стимулирования труда на примере физкультурно-спортивной организации и разработать направления повышения эффективности процессов мотивации и стимулировании труда персонала.

Объект исследования: система мотивации и стимулирования труда персонала физкультурно-спортивных организаций.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

- изучение и анализ системы мотивации и стимулирования труда физ-культурно-спортивной организации;

- выявление направлений стратегии мотивации, которую должна разработать физкультурно-спортивная организация;

- разработка методических рекомендаций по совершенствованию мотивации и стимулированию труда персонала физкультурно-спортивных организаций.

Научная значимость исследования состоит в том, что теоретически обоснованы и проверены на практике педагогические условия, обеспечивающие повышение эффективности процессов мотивации и стимулирования труда персонала.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что результаты проведенного исследования дополняют существующие положения морального стимулирования в сфере физической культуры и спорта в современных условиях. В системе организации морального стимулирования выделены подходы, повышающие его эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.