Эксплуатация и надежность авиационной техники
Частотный пуск синхронной машины проходит плавно, без особых термических и электродинамических перегрузок, без перегрузок питающего трансформатора, а следовательно, без ухудшения качества электроэнергии, что в конечном итоге приведёт к экономическому эффекту. И хотя этот способ пуска синхронной машины уже нашёл практическое применение, в теоретическом плане он ещё исследован недостаточно.
Библиографические ссылки
1. Кислицин А. Л. Синхронные машины. Ульяновск : Изд-во УлГТУ, 2000. 108 с.
2. Забудский Е. И. Электрические машины. Ч. 3 // Синхронные машины. МГАУ, 2008. 195 с.
3. Шакарян Ю. Г. Асинхронизированные синхронные машины. М. : Энергоатомиздат, 1984. 192 с.
References
1. Kislitsin A. L. Synchronous car. 2012, 108 p.
2. Zabudskii E. I. Electric car. Synchronous car., 2008, 195 р.
3. Shaqaryan Y. G. Non-synchronous synchronous car. 1984, 192 p.
Мащенков С. Е., Юрковец Н. В., 2014
УДК 656.7.022; 656.7.05
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МОНИТОРИНГА ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
Е. А. Степина, Е. А. Максименко
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Актуальность темы обусловлена необходимостью оперативного мониторинга ВС по линиям спутниковой передачи данных и обеспечения достоверной передачи аэронавигационных данных с борта воздушного судна в центр УВД с целью внедрения новых технологий в соответствии с концепцией CNS/ATM.
Ключевые слова: мониторинг, воздушное судно, передача данных.
EFFICIENCY IMPROVEMENT OF AIRCRAFT MONITORING E. A. Stepina, E. A. Maximenko
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation
Actuality of the theme caused by necessity for operational aircraft monitoring via the lines of satellite transmission and to ensure reliable transmission of aeronautical data from the aircraft to the ATC center to introduce new technologies in accordance with the concept of CNS/ATM.
Keywords: monitoring, aircraft, and data transfer.
В данной статье задача рассмотреть и проанализировать действующую систему ЕС ОРВД, выявить недостатки и в соответствии с концепцией С№/АТМ обеспечить новый требуемый уровень безопасности полетов путем внедрения системы передачи аэронавигационных данных с борта ВС в центр УВД посредством ССС [1].
Основной составляющей задержки в передаче сообщений при управлении воздушным движением становится задержка, вызванная очередями на обслуживание, что обуславливает актуальность оптимизации маршрутизации сообщений, передаваемых по связанным в сеть каналам авиационной связи. Основной диапазон частот для системы обмена данными является МВ 118-136 МГц (только в пределах прямой видимости) и ДКМВ 3-30 МГц (резервная в труднодоступных районах где нет МВ) неустойчива из за сильной ионизации атмосферы, особенно в высоких широ-
тах. Вследствие недостатков существующих систем связи, навигации и наблюдения невозможно при визуальных полетах в горных местностях, в высоких широтах получить точную оперативную информацию о фактическом местоположении ВС в реальном времени, а значит невозможно отслеживать отклонения от заданного маршрута полета. Полеты проходят через контрольные точки обязательного донесения. Все это обуславливает необходимость перехода на перспективную систему С№\АТМ (связи, навигации и наблюдения), внедрение такой системы покажет эффективность полетов ВС, а именно повышении точности навигации и наблюдения, уменьшение интервалов между воздушными судами и увеличение пропускной способности, спрямление траекторий полёта, снятие с эксплуатации наземных средств, мониторинг воздушных судов в горных местностях на малых и предельно малых высотах и в высоких широтах.
Решетневскуе чтения. 2014
Задержкой при передаче сообщений АЗН возникают: по каналам связи (распространении сигнала); при обработке сообщения в аппаратуре; задержки при анализе (осмысление информации диспетчером); задержки при передаче сообщения по сети связи (повторной передачей сообщения при обнаружении ошибок) [2-4].
1. Структурная схема системы передачи данных. Система сопряжения «БОРТ ВС - ССС - ЗЕМЛЯ» должна обеспечивать выдачу информации о широте, долготе, высоте полёта, текущем времени, точности определения местоположения воздушного судна, определение курса (истинного или магнитного), скорости относительно земли, крена, тангажа и угла сноса, выдачи на дисплее точки цели с указанием азимута и дальности до неё. Отображать на электронной карте географическое местоположение, направление, трассу и скорость движения воздушных судов. Данная система повысит безопасность полётов воздушных судов за счёт повышения достоверности и оперативности передачи навигационных данных, точности отображения навигационной обстановки в центах управления воздушным движением.
2. Разработка схемы связи наземного комплекса УВД и бортового комплекса ВС. На борту ВС предлагается использовать интегрированный приемоиндика-тор МРК-22М состоящий из угломерного приемоин-дикатора спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС/GPS и терминала глобальной мобильной спутниковой связи системы GLOBALSTAR.
Он предназначен для высокоточного определения географических и прямоугольных координат вертолетов, самолётов, их скорости, курса, угла сноса, крена, тангажа. Обеспечивает в режиме реального времени определение трехмерного положение ВС в заданную точки пункта промежуточного маршрута с учётом высоты, что необходимо при выполнении полётов в горных местностях и над ледяными и водными поверхностями в высоких широтах и на малой высоте при посадке. Обмен информацией осуществляется по каналам передачи данных ССС GLOBALSTAR, в СВ (0,3-30 МГц), КВ (3-30 МГц), УКВ диапазонах волн и через геостационарные ИСЗ.
Система сопряжения связи компьютера, находящегося на земле и интегрированного приемоиндика-тора МРК-22. Система работает следующим образом. Он передает файл аэронавигационных данных (широта, долгота, азимут) спутниковому модему, а тот излучает сигналы к ретранслятору спутниковой системы Глобалстар. Наземный абонентский терминал на-
ходиться в режиме ожидания. Блок приемопередатчика принимает от спутника информацию и передает её наземному компьютеру.
Внедрение данной системы CNS\ATM позволит достичь определенных целей, таких как:
• повышение точности навигации и наблюдения;
• спрямление траектории полетов;
• уменьшение интервалов между воздушными судами и увеличение пропускной способности, следовательно, повышение эффективности для авиаперевозчиков;
• снятие с эксплуатации наземных средств, экономия затрат для поставщиков управления воздушным движением.
Библиографические ссылки
1. Концепция и системы CNS/ATM в гражданской авиации / Бочкарев В. В., Кравцов В. Ф., Крыжанов-ский Г. А. и др. ; под ред. Г. А. Крыжановского. М. : Академкнига, 2003. 415 с.
2. Пятко С. Г. Методы повышения точности прогнозирования траекторий : дис. ... канд. техн. наук: 05.22.13 / Академия ГА. Л., 1985. 256 с.
3. Неделько С. Н. Разработка методов повышения надежности управления воздушным движением при отказах наземных радиотехнических средств : дис. ... канд. наук: 05.22.13 / Академия ГА. Л., 1986. 256 с.
4. Плясовских А. П. Разработка методов и средств процедурного контроля воздушного движения : дис. ... д-ра техн. наук: 05.22.13 / Университет ГА. СПб., 2005. 342 с.
References
1. Kontseptsiya i sistemy CNS/ATM v grazhdanskoy aviatsii / Bochkarev V. V., Kravtsov V. F., Kryzhanov-skiy G. A. i dr. / pod red. G. A. Kryzhanovskogo. M. : Akademkniga, 2003. 415 s.
2. Pyatko S. G. Metody povysheniya tochnosti prognozirovaniya traektoriy : dis. ... kand. tekhn. nauk: 05.22.13 / Akademiya GA. L., 1985. 256 s.
3. Nedel'ko S. N. Razrabotka metodov povysheniya nadezhnosti upravleniya vozdushnym dvizheniem pri otkazakh nazemnykh radiotekhnicheskikh sredstv : dis. ... kand. nauk: 05.22.13 / Akademiya GA. L., 1986. 256 s.
4. Plyasovskikh A. P. Razrabotka metodov i sredstv protsedurnogo kontrolya vozdushnogo dvizheniya : dis. ... dokt. tekhn. nauk: 05.22.13 / Universitet GA. S.-Peterburg, 2005. 342 s.
© Степина Е. А., Максименко Е. А., 2014