Научная статья на тему 'Повышение эффективности международного бизнеса за счёт подготовки специалистов в области форсайта'

Повышение эффективности международного бизнеса за счёт подготовки специалистов в области форсайта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
307
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРСАЙТ / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / FORESIGHT / EFFICIENCY ENHANCEMENT / INTERNATIONAL BUSINESS / PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Костин Константин Борисович

В статье проанализированы ключевые проблемы, стоящие перед субъектами международного бизнеса, и предложены пути их решения. В частности, предложены пути повышения эффективности международного бизнеса за счет подготовки специалистов в области форсайта. Определены наиболее перспективные форсайт-методы. Сформулированы основные этапы подготовки соответствующих специалистов. Определены компетенции в области форсайта, способствующие повышению эффективности международного бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL EDUCATION IN THE FIELD OF FORESIGHT IN ORDER TO INCREASE INTERNATIONAL BUSINESS EFFICIENCY

The article presents the main problems faced by the international business entities and offers respective solutions. In particular, ways of increasing the international business efficiency via professional training in the field of foresight are suggested. The most perspective foresight methods are determined. The main steps of the relevant specialists' training process are formulated. The competencies in the field of foresight aimed at increasing the efficiency of international business are defined.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности международного бизнеса за счёт подготовки специалистов в области форсайта»

Костин К.Б.

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА ЗА СЧЁТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ФОРСАЙТА

Аннотация. В статье проанализированы ключевые проблемы, стоящие перед субъектами международного бизнеса, и предложены пути их решения. В частности, предложены пути повышения эффективности международного бизнеса за счет подготовки специалистов в области форсайта. Определены наиболее перспективные форсайт-методы. Сформулированы основные этапы подготовки соответствующих специалистов. Определены компетенции в области форсайта, способствующие повышению эффективности международного бизнеса.

Ключевые слова. Форсайт, повышение эффективности, международный бизнес, подготовка специалистов.

Kostin K.B.

PROFESSIONAL EDUCATION IN THE FIELD OF FORESIGHT IN ORDER TO INCREASE INTERNATIONAL BUSINESS EFFICIENCY

Abstract. The article presents the main problems faced by the international business entities and offers respective solutions. In particular, ways of increasing the international business efficiency via professional training in the field of foresight are suggested. The most perspective foresight methods are determined. The main steps of the relevant specialists' training process are formulated. The competencies in the field of foresight aimed at increasing the efficiency of international business are defined.

Keywords. Foresight, efficiency enhancement, international business, professional training.

В настоящее время международные корпорации испытывают дефицит информации для осуществления прогнозирования, а также ощущают значительную нехватку высококвалифицированных кадров в области стратегического планирования. Наиболее остро дефицит квалифицированных кадров проявляется при ухудшении экономической ситуации в мире и в конкретных странах, что в настоящее время особенно актуально для Российской Федерации и для ряда других стран [11].

Отрасли, на протяжении двух последних десятилетий бывшие главными драйверами экономического роста - производство компьютеров и бытовой электроники, средств мобильной связи и передачи данных, а также интернет-провайдеры, практически исчерпали свои возможности «толкать вверх» глобальный ВВП, так как в этих отраслях запустился механизм устойчивого снижения стоимости производимой продукции даже при постоянном повышении ее качества и технических возможностей. Заканчивается период развития информационного сектора вширь: мир достаточно опутан коммуникационными сетями, а мощности и возможности современных компьютеров и смартфонов существенно превышают потребности пользователей. Практически перестал работать и самый значимый двигатель

ГРНТИ 06.52.35 © Костин К.Б., 2017

Константин Борисович Костин - доктор экономических наук, доцент, доцент кафедры мировой экономики и международных экономических отношений Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: +7 921 655-21-59. Е-mail: [email protected].

глобального экономического роста - международная торговля. В 2016 году ее прирост, который составил порядка 1,7%, впервые в этом столетии оказался ниже темпа роста глобального ВВП (порядка 2,2%), при том, что в 2009-2015 годах соотношение составляло 1,1, а в 2000-е годы держалось устойчиво выше 1,5 [4, 12].

В таких непростых условиях ведения предпринимательской деятельности возникает острая необходимость иметь возможность с высокой точностью определять приоритетные направления развития бизнеса, создавать стратегии развития маркетинга и продаж, производственных операций и развития производства, исследований и разработок, управления персоналом и др., поскольку права на ошибку в кризисных условиях просто нет. При этом на настоящий момент не существует адекватной методологии прогнозирования, что делает ее разработку особенно актуальной.

Одной из таких методологий, применение которой способствовало бы наиболее продуктивному прогнозированию социально-экономических, политических, технологических и других процессов, является форсайт [3, 8]. Форсайт - совокупность методов, средств и приемов прогнозирования социально-экономического и инновационного развития экономических субъектов (государства, отрасли, региона, предприятия, домохозяйства), направленных на формирование стратегического видения будущего и воздействия на него путем выявления событий и участия в процессах, способных оказать культурное, политическое, экономическое и социальное влияние на экономику и общество в долгосрочной перспективе [1, 6].

Крупные транснациональные корпорации в настоящее время активно пытаются внедрять различные форсайт-методы. В качестве примере можно привести Daimler Motor Company, в которой проект по созданию нового автомобиля начинается с попытки составить общее представление о жизни человека в будущем. Разработчикам автомобиля требуется понимание, как будет отличаться поведение сегодняшнего потребителя и потребителя в будущем: будут ли люди ходить пешком или больше пользоваться автомобилем, предпочтут ли они город, пригород или сельскую местность, будут ли путешествовать за границу на автомобиле и т.д. С учетом этого предвидения и разрабатывается новая модель [13].

Очевидно, что с помощью высококвалифицированных специалистов в области форсайта можно существенно повысить эффективность деятельности международных корпораций. В частности, методы и приемы прогнозирования позволяют понять, какое влияние факторы спроса и предложения оказывают на структуру производства в определенных отраслях отдельной страны и мировой экономики в целом, кроме того, дают возможность выработать конкретные рекомендации по наиболее эффективному выходу компаний на мировой рынок [5].

В отличие от традиционного прогнозирования, форсайт можно определить как гораздо более комплексный подход. Ключевые теоретические основы форсайт-методов были заложены зарубежной наукой, отечественная наука «влилась» в процесс «предвидения» относительно недавно и только начинает осмысливать возможности применения зарубежных наработок в России, что особенно важно для российских компаний, ориентированных в том числе и на международные рынки. На рисунке 1 представлены наиболее распространённые форсайт-методики из известных к настоящему моменту [8, 9].

В нижней части рисунка 1 представлены базовые форсайт-методики. Некоторые из них применяются достаточно часто (разработка сценариев, экспертные панели, экстраполяция трендов и обзор литературы). Очень важно принимать во внимание и временные ограничения при проведении исследований. Например, форсайт-исследование в области информационных технологий, отвечающее нуждам IT-компаний, может иметь временной горизонт в 5-7 лет, в то время как исследования, необходимые международным ТНК нефтегазового/энергетического сектора, будут иметь временной горизонт в несколько десятков лет и более.

Предпочтения в плане применения различных форсайт-методик можно объяснить социокультурными и политическими факторами, которые характерны для различных регионов мира. В частности, в странах Северной Америки и Северо-Западной Европы, где приняты открытые обсуждения вариантов будущего развития, предпочтение отдаётся «фьючерсным семинарам». В странах, где открытое обсуждение менее распространено, например в Японии, предпочтение отдаётся анонимной методике Дельфи. С помощью Дельфи можно сгенерировать большой массив кодифицированных результатов, которые в определенной степени легче обрабатывать, чем результаты фьючерсных семинаров.

По мнению автора, базовые форсайт-методики выступают фундаментом для построения форсайт-методов высшего уровня, с помощью которых можно существенно повысить эффективность международного бизнеса за счет применения систем искусственного интеллекта, модели «15», метода сканирования горизонтов и концепции случайных факторов, а также разработки высококачественных дорожных карт, что представлено в верхней части рисунка 1.

Рис. 1. Наиболее распространенные из известных к настоящему моменту форсайт-методики

С помощью систем искусственного интеллекта можно с высокой степенью вероятности обеспечить принятие верных стратегических решений. В рамках модели «i5» процесс осуществления форсайта предлагается разбить на пять фаз: сбор информации (intelligence), представление (imagination), интегрирование (integration), интерпретация (interpretation) и действие (intervention). Для каждой стадии определяются функции, процедуры и методы форсайта. Затем, путем прослеживания последовательности различных методов, применяемых на каждой стадии, формируется траектория создания дополнительной ценности в рамках форсайта.

Сканирование горизонтов - это интегральный подход к созданию представления о будущем на основании результатов многостороннего обсуждения [14]. Основные измерения, которые учитываются при построении вариантов будущего в рамках данного подхода, это - степень влияния, вероятность, желанность, изменчивость и время возникновения ожидаемого события [7]. Со скани-

рованием горизонтов тесно связана концепция случайных факторов - одного или нескольких маловероятных событий, наступление которых способно существенно изменить окружающую деловую среду [10]. Ярким примером концепции случайных факторов является мировой финансовый кризис, который было не так уж сложно спрогнозировать, но практически никто не регистрировал и не оценивал (а тем более в соответствии с определенной методикой) сигналы о его приближении.

Понятие «дорожная карта» (англ. - гоа<1тар) широко применяется в различных областях, в частности в менеджменте и международных экономических отношениях. «Дорожные карты - детальный комплексный план достижения поставленной цели, выбранной в результате научного предвидения. Основан на построении связной графической сети действий (мероприятий), направленной во времени. Узлы сети обозначают этапы развития технологий или моменты принятия стратегических управленческих решений» [2]. «Научное предвидение» это не что иное, как форсайт, а дорожные карты являются методом реализации таких прогнозов.

Выбор методов для проведения форсайт-исследований определяется факторами, схематично представленными на рисунке 2. Таким образом, при определении функций, процедур и методов форсайта необходимо отталкиваться от четкого понимания необходимых результатов, наличия ресурсов, а также учитывать специфику отрасли, в которой функционирует субъект международного бизнеса, временные ограничения, социокультурные и политические факторы. Изучение методологических аспектов и формирование навыков в области форсайта позволит существенно повысить эффективность процедур принятия решений в международном бизнесе.

Рис. 2. Факторы, определяющие выбор методов для проведения форсайт-исследований

Подготовкой дорожных карт, использованием систем искусственного интеллекта и модели «15», методом сканирования горизонтов и концепцией случайных факторов, а также другими существующими форсайт-технологиями должны заниматься профессионалы, которые владеют ключевыми принципами их построения. К этим принципам можно отнести глубокий анализ рыночного спроса и альтернативных товаров с похожими потребительскими характеристиками, учет существующих и возможных тенденций, а также рассмотрение российских инноваций в международном контексте. Таких специалистов на настоящий момент практически никто не готовит, их нет на рынке труда, а спрос на них есть, особенно в сфере международного бизнеса. Сегодня в России назрела необходимость для организации подготовки специалистов в области форсайта как в рамках бакалаврских и магистерских программ, так и аспирантов. Это позволит сформировать методологическую основу и активизировать проведение форсайт-исследований.

Результаты форсайта должны являться фундаментом для разработки корпоративных стратегий на региональном, национальном и международном уровнях, а также способствовать определению приоритетов и способов поддержки ключевых направлений развития бизнеса. Необходимость проведения форсайт-исследований обусловлена, кроме того, следующими причинами: технологическими сдвигами, которые ведут к необходимости адаптации механизмов управления международными корпорациями; государственными инициативами, направленными на достижение определенных политических, экономических и социальных целей; все большим влиянием глобальной конкуренции, которое выражается в конкурентной борьбе за высококвалифицированных специалистов и рынки. Указанные причины требуют внесения ряда изменений в форматы подготовки специалистов и их содержание.

Процесс подготовки высококвалифицированных специалистов в области форсайта должен быть комплексным и включать этапы, представленные на рис. 3. На этом рисунке представлен алгоритм формирования форсайт-методологии с целью повышения эффективности международного бизнеса. На начальном этапе алгоритм формирования форсайт-методологии предполагает подготовку форсайт-специалистов для международных компаний на уровне высшего образования. В частности, предлагается создание нового направления подготовки бакалавров, магистров, кандидатов и докторов наук в сфере формирования долгосрочных приоритетов инновационного, научно-технического, социально-экономического развития на региональном, национальном и международном уровнях с последующим созданием новой отечественной научной школы форсайта. Основная цель - формирование навыков и компетенций для проведения соответствующих научных исследований и разработок.

Рис. 3. Алгоритм формирования форсайт методологии

Следующим этапом предполагается интеграция отечественной научной школы форсайта в международные исследовательские программы и проекты для дальнейшего проведения исследований в областях среднесрочного и долгосрочного прогнозирования в различных отраслях международного бизнеса, а также формирования приоритетов развития международных корпораций. Конечной целью является формирование конкретных практических рекомендаций, направленных на реализацию инновационного развития на региональном, национальном и международном уровнях, которые обеспечат реальное развитие и рост различных отраслей международного бизнеса.

Для того, чтобы повысить эффективность работы кадров, занятых в сфере международного бизнеса, необходимо сделать основной акцент при подготовке и повышении квалификации соответствующих специалистов на развитии компетенций, связанных с изучением форсайт-методологии, командной работой, коммуникацией и способностью работать с большими объемами информации. В результате подготовки специалисты будут обладать способностями к адаптивному самообучению и саморазвитию.

В настоящее время, а также в среднесрочной и долгосрочной перспективе международные корпорации крайне заинтересованы в специалистах, способных выстроить и обеспечить бесперебойную работу комплексной системы поддержки процессов принятия решений. Подобная система включает в себя оценку конкурентного окружения, анализ технологического уровня, выработку предложений по инновациям организационного характера, деятельности компаний в рамках технологических платформ и др.

В рамках исследования было проведено анкетирование 194 представителей международного бизнеса и потребителей различных товаров и услуг. 87% респондентов однозначно отметили, что эффективность бизнеса повысится за счёт подготовки высококвалифицированных специалистов в области форсайта. В качестве основных целей подготовки указанных специалистов были отмечены составление дорожных карт, повышение эффективности процедур принятия решений, направленных на развитие бизнеса и создание высокоточных прогнозов по объёму, качеству и политике ценообразования товаров и услуг.

Таким образом, специалисты, обладающие следующими компетенциями в области форсайта, будут способствовать повышению эффективности международного бизнеса: способность управлять любым проектом от его создания до рыночной реализации, поддерживать модернизацию, организовывать перенос высоких технологий из одной отрасли в другую; уметь готовить корпоративные стратегии и стратегии социально-экономического развития на региональном, национальном и международном уровне; способность формировать систему долгосрочных приоритетов научно-технического и инновационного развития; уметь разрабатывать комплексные программы развития крупных транснациональных компаний, в том числе и российских, таких как «Магнит», «Аэрофлот», «Heliopark Group» и др.

В результате проведенных исследований, можно заключить, что именно благодаря подготовке специалистов будущего, обладающих компетенциями в области форсайт-методологии, способных обрабатывать большие объемы информации, владеющих навыками, связанными с командной работой и коммуникацией, имеющих системное и алгоритмическое мышление и способных к адаптивному самообучению и саморазвитию, представляется возможным существенно повысить эффективность международного бизнеса, а, следовательно, улучшить уровень и качество жизни населения в регионах присутствия и развития международных корпораций. Именно такие специалисты будущего смогут разработать новые форсайт-методы, которые позволят вывести международный бизнес на качественно новый уровень развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бухтеев Н.Н. Перспективы применения форсайтов в современной России // Вестник университета. Гос. университет управления. Сер.: Национальная и мировая экономика. 2008. № 1. С. 88-95.

2. Глушко Е.К. Дорожные карты в государственном управлении // Право и государство: теория и практика.

2014. № 11 (119). С. 53-59.

3. Костин К.Б. Форсайт развития технологий дополненной реальности в международном туризме // Известия

Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2016. № 6 (102). C. 57-63.

4. Костин К.Б. Ревеню-менеджмент в международном бизнесе. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. 96 с.

5. Мировая экономика и международный бизнес / под ред. В.В. Полякова, Р.К. Щенина. М.: Проспект, 2016. 271 с.

6. Эмиров Н.Д. Инновационные технологии управления в социальной сфере: дис. ... д-ра экон. наук. СПб., 2012. 350 с.

7. Amanatidou1 E., Butter M., Carabias V., KonnolaT., Leis M., Saritas O., Schaper-Rinkel P., Rij V., van. On concepts and methods in horizon scanning: Lessons from initiating policy dialogues on emerging issues // Science and Public Policy. 2012. № 39. Р. 208-221.

8. Barre R., Keenan M. Revisiting the Rationales for Future-Oriented Technology Analysis // Future-Oriented Technology Analysis: Strategic Intelligence for an innovative Economy. Heidelberg: Springer, 2008.

9. Keenan M., Popper R. Comparing foresight 'style' in six world regions // Foresight. 2008. V. 10. № 6. Р. 16-38.

10. Saritas O., Smith E.J. The Big Picture - trends, drivers, wild cards, discontinuities and weak signals // Futures. 2011. V. 43. № 3. Р. 292-312.

11. Домчева Е. Люди не те пошли // Российская газета. 2014. № 6422 (150).

12. Иноземцев В.Л. Предчувствие кризиса: о чем говорит мировая экономическая статистика. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rbc.ru/opinions/economics/19/10/2016/580740d79a7947a964a6da81 (дата обращения 15.01.2016).

13. Словарь. Что такое форсайт? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://obzor.westsib.ru/article/371068 (дата обращения 08.10.2016).

14. Технологические платформы, долгосрочное научно-технологическое прогнозирование и Форсайт-исследования // Форсайт. 2012. Т. 6. № 1. C. 74-85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.