Научная статья на тему 'Повышение эффективности механизма возмещений по вкладам, выплачиваемых Агентством по страхованию вкладов'

Повышение эффективности механизма возмещений по вкладам, выплачиваемых Агентством по страхованию вкладов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
428
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / БАНКРОТСТВО / СТРАХОВАНИЕ ВКЛАДОВ / ДРОБЛЕНИЕ ВКЛАДОВ / ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА / ТРАНСФОРМАЦИЯ СРЕДСТВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Микульская М.П.

В статье отмечается, что одной из мер, направленных на поддержание стабильности и повышения доверия населения к банковской системе, является система страхования вкладов граждан в банках. Проводится анализ отдельных операций, совершаемых клиентами и вкладчиками кредитных организаций в период перед банкротством кредитной организации, которые значительно снижают экономическую эффективность страховых выплат Агентством по страхованию вкладов. Предлагаются меры, которые могут противодействовать «дроблению вкладов» и «трансформации средств юридических лиц во вклады граждан».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности механизма возмещений по вкладам, выплачиваемых Агентством по страхованию вкладов»

Удк 336.71

повышение эффективности механизма возмещений по вкладам, выплачиваемых агентством по страхованию вкладов

М. П. МИКУЛЬСКАЯ, советник Комитета по финансовому рынку Государственной Думы РФ E-mail: mikulsk@duma.gov.ru

В статье отмечается, что одной из мер, направленных на поддержание стабильности и повышения доверия населения к банковской системе, является система страхования вкладов граждан в банках. Проводится анализ отдельных операций, совершаемых клиентами и вкладчиками кредитных организаций в период перед банкротством кредитной организации, которые значительно снижают экономическую эффективность страховых выплат Агентством по страхованию вкладов. Предлагаются меры, которые могут противодействовать «дроблению вкладов» и «трансформации средств юридических лиц во вклады граждан».

Ключевые слова: кредитные организации, банкротство, страхование вкладов, дробление вкладов, юридические лица, трансформация средств.

Серьезные финансовые проблемы всегда стимулировали государственную власть к созданию условий, стабилизирующих национальную экономику. Одной из институциональных мер, направленных на предотвращение эффекта «домино» и повышение доверия населения к банковской системе, является создание института страхования вкладов граждан в банках. Системы национального страхования вкладов успешно действуют более чем в 95 странах мира, причем в ряде стран импульсом для их создания служили именно кризисные явления.

Международной практикой установлено, что, для того чтобы система страхования вкладов была эффективной, она должна соответствовать следующим параметрам и условиям:

— предпочтительной является система страхования, при которой расчет размера страховых/ компенсационных выплат нормативно установлен

и един для всех однотипных страховых случаев. Поскольку правила расчета и проведения выплат заведомо известны и прозрачны, то это исключает принятие решений, основанных на личном суждении а, следовательно, сокращается и коррупционная составляющая;

— основная защита должна предоставляться наименее защищенным группам кредиторов. Традиционно к ним относят вкладчиков — физических лиц, располагающих вкладами относительно небольшого размера. Максимальный размер вклада, подлежащего полному страховому возмещению, определяется существующими в стране экономическими условиями1. Для определения оптимального размера страхуемого вклада Агентство по страхованию вкладов (далее — Агентство) проводит мониторинг долевого распределения вкладов в зависимости от их размера. Бесконтрольное повышение размера вклада, подпадающего под полную компенсацию, ложится бременем на банки, которые являются участниками системы страхования вкладов, а также порождает ощущение беспечности у вкладчиков, которые при выборе банка руководствуются исключительно процентной ставкой и не рассматривают надежность самой организации. Требования, превышающие установленную планку, удовлетворяются в рамках стандартной процедуры банкротства;

— сроки выплаты страховых возмещений вкладчикам должны быть значительно меньше,

1 Данное положение основывается на принципе, согласно которому, если вкладчик смог заработать достаточное количество средств, то он имеет представление о возможных рисках.

чем сроки удовлетворения их требований при банкротстве банка;

— организация-страховщик должна в кратчайшие сроки получать доступ к информационной базе банка-банкрота. Наилучшим считается вариант, когда доступ к банковским документам может быть получен организацией-страховщиком до объявления банка банкротом. При этом организация-страховщик располагает временем для анализа документов и проведения подготовительной работы по организации выплат. В случае если заблаговременный доступ к информационным базам кредитной организации по каким-либо причинам невозможен, следует, по крайней мере, исключить возможность их фальсификации или уничтожения. В российской практике для этого представители Агентства регулярно входят в состав временной администрации по управлению банком, назначаемой Банком России;

— для исполнения предыдущих тезисов организации-страховщику необходимо на постоянной основе вести ситуационный анализ экономики, а также проводить прогнозное планирование своей деятельности. В ряде стран организации-страховщики не проводят исследования самостоятельно, а привлекают специализированные независимые организации. Исследования должны базироваться на оперативной и достоверной информации. На организации, имеющие доступ к информации, необходимой для проведения указанных исследований, должны распространяться ограничения, обусловленные понятиями «конфиденциальная информация» и «банковская тайна»;

— организация-страховщик должна обладать достаточной степенью независимости в выполнении своих функций. Однако в то же время она должна быть подотчетна органу государственной власти, а ее деятельность должна быть открытой для широкой общественности.

Следует учесть, что все действующие системы страхования вкладов рассчитаны на стабильное функционирование банковских систем в целом. Ни одна из известных систем страхования вкладов не располагает возможностью без внешней помощи полностью осуществить страховые выплаты при массовом банкротстве банков.

Национальные системы страхования вкладов наделены различными полномочиями. Эти полномочия имеют широкий диапазон: от минимальных (модели «денежный мешок», «денежный мешок с расширенными полномочиями») до максимальных (выполнение функций «минимизаторов рисков»).

Национальным системам страхования могут быть делегированы права по отдельным надзорным функциям, по сбору информации и ее анализу, по разработке методологической базы, а также функции конкурсного управляющего или корпоративного ликвидатора.

На первом этапе функционирования2 Агентство можно было отнести к страховщикам типа «денежный мешок с расширенными полномочиями». Единственно доступным методом урегулирования банкротства для страховщиков такого типа является организация и проведение установленных законом выплат. В этом случае более правильным было бы говорить даже не об урегулировании банкротства, а о минимизации нанесенного банкротством ущерба вкладчикам — физическим лицам. Но это не означает, что нельзя говорить об эффективности проводимых Агентством страховых выплат.

Одним из критериев эффективности процедур банкротства является степень удовлетворения требований кредиторов банка. Если рассматривать российские процедуры банкротства кредитных организаций в этом аспекте, то можно отметить, что уровень удовлетворения требований кредиторов первой очереди (частных вкладчиков) достаточно высок. В 2009 г. после установления страхового возмещения в 700 тыс. руб. вкладчикам обанкротившихся банков было возвращено 81,6 % совокупного размера их вкладов. При этом 71 % суммы вкладов полностью покрывался страховым возмещением. С учетом выплат, произведенных Агентством из конкурсной (ликвидационной) массы, данный показатель оценочно составляет 90 %, что говорит об очень высоком уровне защиты вкладчиков [2].

Несмотря на столь высокий уровень удовлетворения требований, регулярно возникают инициативы, направленные на увеличение размера вклада, полностью покрываемого страховой выплатой. Целесообразность таких изменений законодательства, на взгляд автора, сомнительна: существующая страховая сумма в 700 тыс. руб. полностью покрывает 99,8 % вкладов. Повышение размера страховой выплаты не приведет к большей защите широких масс вкладчиков, а будет способствовать укрупнению вкладов за счет объединения нескольких,

2 К первому этапу функционирования Агентства в режиме «денежный мешок с расширенными полномочиями» следует отнести период от создания Агентства до наделения его полномочиями конкурсного управляющего для банков, которые участвуют в системе страхования вкладов, и корпоративного ликвидатора для других банков. В дальнейшем Агентство получило право осуществлять меры по предотвращению банкротства банков.

находящихся в разных банках, но принадлежащих одному собственнику. Более интересной представляется другая инициатива — распространить защиту, предоставляемую системой страхования вкладов физических лиц, на средства, находящиеся на банковских счетах физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, если счета открыты в связи с указанной деятельностью.

Банкротство или отзыв лицензии у банка, в котором у индивидуального предпринимателя был открыт счет, ведет, как правило, к прекращению деятельности индивидуального предпринимателя, к утрате источников дохода для него самого и его семьи, а, возможно, и еще для нескольких человек, прямо или косвенно участвующих в работе предприятия. Микросектор регионального рынка на время лишается какой-то услуги или товара, что особенно ощутимо для небольших населенных пунктов или моногородов. По уровню своей экономической грамотности, и в частности по способности оценить перспективы развития банковского сектора экономики, а также по возможности взвесить надежность того или иного банка индивидуальные предприниматели мало чем отличаются от большей части граждан. Поэтому следует рассмотреть возможность при банкротстве банка приравнять индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица по правам к частным вкладчикам — физическим лицам. Эта дополнительная защита индивидуальных предпринимателей будет также мерой протекционизма в отношении малого предпринимательства в целом и поднимет эффективность процедуры банкротства. Кроме того, уверенность данной группы предпринимателей, что даже в случае банкротства банка их средства будут защищены, может способствовать росту остатков средств на их счетах.

По состоянию на 01.08.2009 объем средств физических лиц — предпринимателей без образования юридического лица, размещенных в банковской системе, оценивался в 72,8 млрд рубл. и составлял 1,1 % от совокупного объема средств физических лиц в банках. По оценкам Агентства, при распространении страхового возмещения на средства индивидуальных предпринимателей рост совокупных обязательств системы страхования увеличится не более чем на 1,5 %, что не окажет существенного влияния на показатели достаточности фонда обязательного страхования вкладов3. В своем интервью

3 О внесении изменений в ст. 5 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской

руководитель Агентства А. Турбанов также отмечал, что можно подумать о подключении к этой схеме и малых предпринимателей [4]. К сожалению, законодатели сочли преждевременным принятие таких мер и отклонили законопроект, хотя он мог оказать стабилизирующее воздействие на деятельность индивидуальных предпринимателей — клиентов банков.

В чем же заключаются проблемы, с которыми сталкивается Агентство при удовлетворении требований кредиторов банка-банкрота?

В попытках трансформировать средства со счетов предпринимателей во вклады физических лиц чаще всего используются зарплатные счета «доверенных сотрудников» или вклады родственников руководителей организации. Рост суммарных выплат доверенным сотрудникам (зарплат, премиальных, бонусов) может при этом в краткие сроки возрастать на порядок. Активно начинают заключаться новые трудовые договоры с гражданами или выдаваться займы своим сотрудникам или тем же доверенным лицам.

Отличительные особенности этих действий следующие:

— внешне они носят совершенно законный характер;

— для их реализации (как минимум для своевременного получения конфиденциальной информации) необходимо иметь тесные и неформальные отношения с сотрудниками банка;

—с моральной точки зрения такие действия поддерживаются населением («свое спасали»);

— они наносят государству существенные потери.

Еще одна проблема, с которой Агентство сталкивается при проведении страховых выплат, — это попытки «дробления и перевода вкладов»4. В предвидении банкротства (когда на корсчетах банков нет средств или уже существует картотека неисполненных поручений, или когда у банка есть предписание Банка России об ограничении (запрете) осуществления операций по привлечению средств физических лиц) вкладчики, сумма

Федерации» и в ст. 4 Федерального закона «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации: пояснительная записка к проекту Федерального закона № 134752-5.

4 Термин «дробление вкладов» в применяемом здесь смысле был введен в практику специалистами Агентства для обозначения определенного вида действий клиентов проблемных банков, направленных на неправомерное удовлетворение своих требований при последующем банкротстве банка.

вклада которых превышает максимальный размер страховой выплаты, начинают искать возможность обеспечить возврат своих средств. Одним из самых простых решений проблемы является дробление значительного вклада на небольшие, не превышающие установленных законом 700 тыс. руб. и оформленные на «подставных» вкладчиков, или перевод средств с вклада с крупной суммой на уже существующий в банке счет иного кредитора.

И дробление вкладов, и перевод средств со счетов предпринимателей на счета физических лиц — это операции, которые проводятся внутри одного банка и поэтому не требуют проведения денежных средств через корсчет кредитной организации. Это открывает возможность совершать их даже при отсутствии средств на корсчете банка или при наличии картотеки неисполненных поручений. Также можно оформлять снятие владельцем средств с одного счета с одновременным зачислением на счет (вклад) другого лица при фактически пустой кассе.

Все указанные действия квалифицируются Агентством как страховое мошенничество, но некоторые юристы рассматривают эти действия как «злоупотребление правом» или «обход закона». Следует отметить, что такое понятие, как «злоупотребление правом», является спорной правовой категорией. Сторонники понятия «злоупотребления правом», основывая его на ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, утверждают, что «мое субъективное право заканчивается там, где начинаются права других людей».

Целью заключения договора банковского вклада является (со стороны вкладчика) возможность сохранения своих сбережений и их преумножения (получения процентного дохода), а со стороны кредитной организации — привлечение временно свободных денежных средств населения, с тем чтобы впоследствии разместить их на рынке под процент, более высокий, чем процент привлечения. Конечной целью для банка является получение выгоды за счет разницы между ставкой привлечения и ставкой размещения денежных средств.

Целью проведения безналичных расчетов обычно является проведение платежа. При этом в экономическом обороте подразумевается, что, давая поручение о проведении расчета в безналичной форме, плательщик располагает средствами и возможностями для проведения этого платежа.

В период финансовой нестабильности в банке, перед банкротством, как в случае «дробления вкладов», так и при переводе средств в одного счета

на другой, обе стороны (банк и клиент) прекрасно осознают невозможность для банка фактически исполнить свои обязательства по данным договорам или поручениям. Таким образом, данные операции заведомо являются мнимыми или притворными [3], пополнение этих счетов (вкладов), как и дача поручений безналичных расчетов, имеют совсем другую экономическую цель — введение своих денежных средств под действие обязательных страховых выплат Агентства и превращение, таким образом, обязательств банка в гарантированные государством обязательства Агентства.

Мнение, что при этом никому не наносится вреда, не соответствует истинному положению дел. Не стоит забывать о моральном вреде от создания неравноправных условий функционирования для субъектов экономики одного класса. Но, даже если рассматривать данные операции в экономическом аспекте, то сторонами, которым наносится материальный ущерб, являются:

— Агентство, поскольку из его фонда страхования вкладов будут выплачены дополнительные страховые компенсации лицам, которые в противном случае не имели бы права на их получение;

— кредиторы банка-банкрота первой очереди, чьи требования превышают установленные законом страховые выплаты;

— кредиторы банка-банкрота всех последующих очередей, поскольку их требования удовлетворяются пропорционально из оставшейся конкурсной массы. Агентство компенсирует произведенные им страховые выплаты за счет аккумулированной конкурсной массы и в рамках первой очереди. Следовательно, чем больше страховых выплат вкладчикам произведет Агентство, тем большую сумму оно получит для компенсации произведенных выплат и тем меньшая доля конкурсной массы останется для удовлетворения всех остальных заявленных требований.

Наиболее серьезный урон наносит «дробление вкладов» и «трансформация средств предпринимателей во вклады физических лиц» кредиторам третьей очереди, потому что их шансы на удовлетворение требований и без того не слишком велики.

Потенциально можно считать, что вред может быть нанесен также и федеральному бюджету, так как в случае дефицита фонда, из которого производятся страховые выплаты, он будет покрываться за счет средств федерального бюджета.

Следует отметить, что чрезмерное уменьшение страхового фонда приведет к росту экономической нагрузки на банковское сообщество в

целом. Размер выплачиваемых банками страховых взносов зависит в том числе и от соотношения экономических показателей системы страхования вкладов, а это значит, что их дисбаланс будет компенсироваться повышенными отчислениями банков в систему страхования. Также необходимо отметить, что данные действия сильно нивелируют установленный законом социальный и экономический принцип банкротства: «пусть не в полном объеме, но всем пропорционально заявленным ими требованиям».

В настоящее время Агентство пытается разрешить эту проблему, оспаривая в суде требования, заявленные по искусственно сформированным остаткам на счетах. Так, в 2008 г. в 11 банках Агентство выявило сделки, осуществленные при наличии картотеки неисполненных платежей или запрета Банка России на осуществление отдельных банковских операций [1].

В 2009 г. Агентство продолжило эту работу: в 17 банках из реестров обязательств были исключены остатки на счетах 1 114 физических лиц, сформированные за счет переводов со счетов юридических лиц во вклады физических лиц (351 млн. руб.) и сформированные за счет дробления крупных вкладов физических лиц (281 млн руб.). В течение 2009 г. в судах различной юрисдикции находилось около 1 000 исков, связанных с отказом Агентством в выплате страхового возмещения лицам, остатки на счетах которых были сформированы искусственно.

С сожалением следует отметить, что указанная практика приобретает массовый характер. Противостоять этому явлению Агентство пытается не только на основании определенной судебной практики в отношении владельцев искусственно сформированных вкладов, но и направляя обращения в органы прокуратуры. В них ставятся вопросы о возбуждении уголовного преследования по фактам мошенничества, причинения имущественного вреда собственнику имущества и злоупотребления полномочиями [2].

Сотрудники Агентства указывают, что оспаривание этих требований отнимает дорогое при банкротстве время и требует затрат дополнительных средств, что в целом снижает экономическую эффективность их деятельности.

Чтобы исключить саму возможность искусственного формирования требований первой очереди, генеральный директор Агентства предложил внести необходимые изменения в законодательные

акты, регламентирующие вопрос страхования вкладов [4]. В соответствии с этими изменениями предлагается не выплачивать страхового возмещения по тем требованиям, которые возникли в так называемый «период подозрения» (некоторый период времени до наступления страхового случая), если при этом не было фактического поступления денежных средств в банк.

На взгляд автора, эта мера слишком жесткая. Ведь под ограничение будут попадать и добросовестные клиенты кредитной организации, ведущие свою плановую деятельность. Для соблюдения баланса интересов на современном этапе развития все-таки более целесообразно остановиться на необходимости доказывания обоснованности претензий Агентства судебным путем. Перспектива судебных разбирательств и последующей ответственности снизит экономическую привлекательность дробления вкладов и перевода средств со счетов предпринимателей во вклады физических лиц. Для выработки единого подхода к этим искам и унификации судебной практики было бы целесообразным выслушать мнение Высшего Арбитражного Суда по данной проблеме.

Однако не следует оставлять без внимания предложенной возможности по распространению страхового возмещения на средства, размещенные на счетах индивидуальных предпринимателей, работающих без образования юридического лица. Это снимет потребность у этих субъектов экономики переводить средства со своих счетов во вклады физических лиц, в то время как Агентство получит возможность заблаговременно включать средства индивидуальных предпринимателей в расчет средств, на которые распространяются страховые выплаты.

Список литературы

1. Годовой отчет государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» за 2008 г. URL: http:// www.asv.org.ru.

2. Годовой отчет государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» за 2009 г. URL: http://www.asv.org.ru.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.19994 №51-ФЗ (гл. 9 ст. 170).

4. Кукол Е. Индивидуальных предпринимателей могут подключить к системе страхования вкладов // Рос. газ. 31.01.2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.