зультатов над интегральными затратами. При этом, если ЧДД положителен, то проект эффективен; если ЧДД отрицателен, то проект убыточен.
2. Индекс доходности (ИД) - отношение суммы приведенных эффектов к величине капвложений. При этом, если ИД>1 - проект эффективен, если ИД<1 - неэффективен.
3. Внутренняя норма доходности (ВНД) - та норма дисконта (Евн), при которой величина приведенных эффектов равна приведенным капвложениям. Если ВНД равна или больше требуемой инвестором нормы на капитал, то инвестиции в проект оправданы, если нет - инвестиции нецелесообразны.
4. Срок окупаемости проекта - время, за которое доходы покроют затраты на инвестиции.
Вывод: ни один из перечисленных и других критериев не является достаточным для принятия проекта. Решение об инвестировании средств может приниматься с учетом значений всех критериев и интересов всех участников проекта.
Список литературы
1. Сергеев, И.В. Экономика предприятия. - Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Финансы и статистика, 2005. - 304 с.
2. Сергеева, И.А. Планирование на предприятии: Учеб. пособие. Ч.1/ И.А.Сергеева, Т.С.Сальникова. - М.: МГИУ, 2006. - 76 с.
3. Бизнес-планирование (учебник) под редакцией проф. Попова В.М., Ляпунова С.И. -М.: Финансы и статистика, 2002.
УДК 336.717.061
Ю.И. Панина, М.Н. Переверзева
Новомосковский институт Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева, Новомосковск, Россия
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КРЕДИТНОГО ПРОЦЕССА В РОССИИ
Increase of efficiency of credit process in Russia will be promoted by development of an infrastructure of crediting which will allow banks to operate credit risk and, accordingly, to minimize his{its} level. Besides banks receive a fine opportunity to reduce the costs on the organization of credit process, simultaneously raising his{its} quality.
Повышению эффективности кредитного процесса в России будет способствовать развитие инфраструктуры кредитования, которая позволит банкам управлять кредитным риском и, соответственно, минимизировать его уровень. Кроме того, банки получают прекрасную возможность снижать свои издержки по организации кредитного процесса, одновременно повышая его качество.
Интенсивный рост российского кредитного рынка, вызванный бурным освоением банками сектора розничного кредитования, повлек за собой возникновение и развитие организаций, объектом деятельности которых являются отдельные составляющие кредитного процесса. Например, оценка кредитоспособности заёмщиков и залогового обеспечения, страхование кредитов, урегулирование просроченной задолженности и т.д. Очевидно, что данные организации имеют совершенно разные задачи и функции, но единое предназначение - обеспечение бесперебойного кредитного процесса с одновременным снижением уровня сопутствующих ему банковских рисков, т.е. представляют собой то, что можно обозначить термином «инфраструктура кредитования».
Для банковского сектора развитие инфраструктуры кредитования имеет большое значение. Данное обстоятельство обусловлено прежде всего тем, что банки, осуществляя взаимодействие с организациями, входящими в её состав, приобретают дополнительные инструменты, позволяющие управлять кредитным риском и, соответственно, минимизировать его уровень. Кроме того, банки получают прекрасную возможность снижать свои издержки по организации кредитного процесса, одновременно повышая его качество.
В настоящее время наиболее важными субъектами инфраструктуры кредитования, охватывающими основные этапы процесса кредитования, являются: бюро кредитных историй, информационные технологии, страховые компании, коллекторские агентства.
Бюро кредитных историй занимается сбором, хранением и предоставлением информации о заёмщиках (как юридических, так и физических лицах). Бюро предоставляет возможность банкам оценить надежность заемщиков, основываясь на истории их взаимоотношений с другими кредиторами, а также минимизировать риск недобросовестного поведения ссудополучателей. В свою очередь, заёмщики получают возможность формирования положительного имиджа и укрепления деловой репутации, что имеет документальное подтверждение. В результате, банк сокращает для них время принятия решения о выдаче кредита, а в дальнейшем, может снизить стоимость заимствований. Назначение бюро кредитных историй - минимизировать риски, связанные с предоставлением кредитов и займов, обеспечить адекватную оценку кредитоспособности потенциальных заемщиков и в максимальной степени способствовать своевременности и полноте исполнения заемных обязательств. Создаваемая в России система бюро кредитных историй (БКИ) имеет ряд особенностей: 1) двухуровневая система БКИ. Федеральным законом «О кредитных историях» предусмотрена двухуровневая система БКИ, состоящая из одного Центрального каталога кредитных историй в Центральном Банке Российской Федерации и произвольного количества частных коммерческих БКИ. Государственное участие в коммерческих БКИ запрещено. 2) разрешительный порядок формирования и пополнения кредитных историй, а также предоставления кредитных отчетов. Информация для кредитной истории направляется кредитором (источником формирования кредитной истории) в БКИ только при наличии у кредитора письменного согласия заемщика (субъекта кредитной истории). Предоставление БКИ кредитных отчетов пользователю осуществляется только при наличии у пользователя письменного разрешения субъекта кредитной истории на получение кредитного отчета. Лишь получение информации в Центральном каталоге кредитных историй о том, в каких БКИ хранятся фрагменты кредитной истории заемщика, осуществляется без согласия заемщика и на безвозмездной основе. 3) субъект кредитной истории не может влиять на ее размещение. Давая согласие кредитору на предоставление информации БКИ, заемщик не указывает, в какое именно БКИ эта информация может быть направлена. Решение об этом принимает кредитор в соответствии с договорами об оказании информационных услуг, заключенными данным кредитором с одним или несколькими БКИ. Кроме того, кредитор не обязан информировать заемщика о том, в какие БКИ направлена информация. 4) кредитные истории фрагментированы, а фрагменты неуникальны. Из-за множественности БКИ фрагменты кредитной истории одного и того же заемщика могут направляться в разные БКИ. Кроме того, один кредитор имеет право направлять одну и ту же информацию сразу в несколько БКИ. Поскольку в Центральном каталоге отсутствует информация о конкретных фактах кредитных историй, не может быть гарантии того, что вся кредитная история заемщика хранится в одном, пусть даже крупном, БКИ. При объединении пользователями неуникальных фрагментов кредитных историй может возникнуть проблема идентификации кредитов. Проблему неуникальности
фрагментов кредитных историй сможет решить заключение эксклюзивных договоров БКИ с источниками формирования кредитных историй (кредиторами). 5) БКИ должно быть коммерческой организацией с суммарной долей аффилированных лиц в уставном капитале не более 50%. В Федеральном законе определено, что отношения БКИ с источниками формирования и пользователями кредитных историй являются коммерческими. 6) возможность создания БКИ для узкого круга клиентов - пользователей кредитных отчетов. В Федеральном законе не указано, что договор о предоставлении информационных услуг между БКИ и его клиентами (пользователями кредитных историй) должен быть договором присоединения. Следовательно, БКИ вправе отказать кредитору в заключении договора и кредитор не сможет получить фрагменты кредитной истории заемщика, хранящиеся в данном БКИ. Возможность отказать кредитору в заключении договора об оказании информационных услуг позволяет создавать БКИ, клиентами которых будут только лица определенного круга.
Одним из критериев оценки конкурентоспособности банка является степень использования им информационных технологий и автоматизации банковских процессов. Банк инвестирует значительные средства в программное обеспечение, компьютерное и телекоммуникационное оборудование, в создание баз данных и внедрение новых вычислительных платформ, что в конечном итоге с лихвой окупается. Внедрение информационных технологий позволяет банку сократить издержки и значительно ускорить обработку информационных потоков. Скорость и качество стали главными требованиями, предъявляемые банками к автоматизированным системам управления и 1Т-продуктам. Сегодня российский рынок 1Т находится на стадии активного роста, который по исследованиям ряда 1Т-компаний составляет 25-30% в год. Причем рынок развивается как количественно, так и качественно: растет число компаний-разработчиков программного обеспечения, которые охватывают всё больший круг задач и направлений банковской деятельности.
Толчком для развития аналитических технологий стали серьезные нововведения в российской банковской системе. С одной стороны, это переход на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), предстоящий уже в обозримой перспективе переход российской банковской системы на новые стандарты и принципы управления рисками, согласно Новому Базельскому Соглашению по капиталу, усиление требований регулирующих органов к раскрытию информации и уровню корпоративного управления в банках. С другой стороны, бурное развитие кредитования, являющегося основным видом банковской деятельности, что способствовало значительному расширению спектра 1Т-решений по ускорению, удешевлению и упрощению обслуживания заёмщиков. Сегодня 1Т-компоненты сопровождают кредитный процесс практически на всех его этапах, снижая издержки по организации и позволяя стандартизировать продукты кредитования. Именно поэтому 1Т-компании рассматриваются как важнейшая составная часть инфраструктуры кредитования.
Страховые компании играют важную роль в управлении кредитным риском. Страхование кредитов защищает интересы банка при неплатежеспособности должника, т.е. фактически нейтрализует риск дефолта для банка, хотя и не исключает его. Последние несколько лет рынок страхования в России переживает период стремительного роста. При этом российская страховая отрасль еще достаточно далека от точки насыщения. Далеко не последнюю роль в развитии страхового дела в России играют кредитные организации, для которых страхование является одним из способов минимизации рисков. Наиболее активное взаимодействие банков и страховых компаний происходит на почве кредитного процесса. Бурный рост рынка кредитования и сопутствую-
щее этому повышение кредитного риска, стали мощным толчком к развитию ряда направлений страхования. К ним, главным образом, относятся автострахование и страхование залогов, которые пользуются сегодня наибольшим спросом у банков, а также страхование кредитов. Страховой бизнес стал неотъемлемой составляющей инфраструктуры кредитования. При этом банки хорошо понимают, что ответственность за качество управления кредитными рисками лежит, в конечном счете, только на них самих, а страхование является одним из наиболее эффективных инструментов риск-менеджмента.
Последствие возникновения кредитного риска - просроченная задолженность -является объектом деятельности таких организаций-субъектов инфраструктуры кредитования, как коллекторские агентства. Коллекторство - относительно новый вид бизнеса для России, ориентирующийся пока что только на потребительское кредитование. Сегодня российские банки прибегают к помощи коллекторских агентств только в случаях, когда просроченная задолженность уже получила статус безнадежной. Коллек-торские агентства занимаются не только взысканием кредитов, но и профилактикой кредитной задолженности. Профилактика заключается в том, что коллекторы, обладая опытом в сфере потребительского кредитования, работают с банками в режиме предупреждения выдачи ими рискованных кредитов. Кроме того, коллекторство во всем мире не ограничивается только потребительским кредитованием - кредиты, выданные юридическим лицам, тоже имеют вероятность оказаться просроченными, а значит представляют интерес для коллекторов.
УДК 338.439.65
Н.Е. Пимеркова, Т.В. Суркова
Новомосковский институт Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева, Новомосковск, Россия
РАЗРАБОТКА ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОЛИТИКИ СТИМУЛИРОВАНИЯ СБЫТА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «УЗЛОВСКИЙ ХЛАДОКОМБИНАТ)
The market of ice-cream is the "mature" market. The high level of a competition and absence of an opportunity of attraction of new buyers, makes necessary, for deduction of market positions, application of various tools of stimulation of selling of production: discounts to the wholesale buyers, the thought over advertising program in mass-media, etc.
Рынок мороженого является "зрелым" рынком. Высокий уровень конкуренции и отсутствие возможности привлечения новых покупателей, делает необходимым, для удержания рыночных позиций, применение различных инструментов стимулирования сбыта продукции: скидки оптовым покупателям, продуманная рекламная программа в СМИ и т.д.
Мороженое - лакомство, к которому жители нашей страны привыкли с детства. Очень у многих покупателей с мороженым связаны приятные воспоминания. Для них это один из ярких символов детства и приятных эмоций, связанных с этим счастливым периодом жизни.
Российский рынок мороженого имеет свои особенности, связанные, с типично российскими привычками и особенностями потребления такого продукта, как мороженое. Большинство россиян привыкло доставлять себе удовольствие именно мороженым, а не