УДК 336.22
Муханов А.Т.
старший преподаватель, к.э.н., заведующий кафедры «Финансы»
Туркменский государственный институт экономики и управления
(Туркменистан, г. Ашгабад)
Гюндогдыев С.А.
магистр,
Туркменский государственный институт экономики и управления
(Туркменистан, г. Ашгабад)
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности развития учета косвенных налогов и их влияние на развитие государства. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния выбора направления развития финансовой политики. Даны рекомендации по внедрению разработок в экономику.
Ключевые слова: анализ, метод, исследование, системы, налоги.
Эффективное финансовое регулирование экономики обеспечивает жизнеспособность финансовой устойчивости государств и юридических лиц в условиях неопределенности воздействия дестабилизирующих социальных, экономических и политических факторов. Это положение реализуется в соответствии с национальной фискальной политикой. В целях удовлетворения финансовых потребностей страны, развития национальной экономики за счет перераспределения финансовых ресурсов и формирования суммы экономических, финансовых и правовых мер национальной налоговой системы формируется налоговая политика.
Первоочередной задачей налоговой политики является создание эффективной и стабильной налоговой системы для обеспечения среднесрочной и долгосрочной финансовой устойчивости. Это означает усиление регулирования и ограничение фискальной функции налогов при сохранении уровня налоговых доходов, поступающих в бюджет. Как известно, фискальную функцию налогообложения в основном выполняют косвенные налоги. Ввиду необходимости усиления корректировочной функции вопрос сохранения доходной части бюджета требует активизации корректировочного потенциала косвенных налогов и совершенствования системы косвенного налогообложения в целом.
По экономической природе косвенные налоги включают налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы и таможенные пошлины. НДС и GST считаются косвенными налогами в соответствии с налоговым законодательством. НДС и налог на товары и услуги доминируют в государственном бюджете. Косвенные налоги в бюджет не связаны напрямую с финансово-хозяйственной деятельностью субъекта налогообложения. Следовательно, этот источник национальных налоговых поступлений наименее подвержен влиянию экономических колебаний. Косвенные налоги характеризуются быстрым и полным поступлением в бюджет, так как это налоги, взимаемые с потребления товаров и услуг. Перекладывание обязанности по уплате косвенных налогов на потребителей позволяет косвенным налогам выполнять фискальную функцию налогообложения более эффективно, чем прямые налоги.
В настоящее время опубликовано много работ по модернизации системы косвенного налогообложения. Отмечено, что необходимо ввести льготные налоговые ставки для предприятий в отраслях, которые нуждаются в поддержке государства. В качестве комплексного показателя эффективности сбора и управления налогом на добавленную стоимость рекомендуется использовать отношение доходов бюджета по налогу на добавленную стоимость к конечному
потреблению страны и ВВП, рассчитанному по фиксированной базовой ставке налога. Что касается налога на потребление, необходимая мера состоит в том, чтобы избежать дальнейшего повышения налоговых ставок на табачные изделия и алкогольную продукцию, чтобы предотвратить незаконный оборот этих товаров. При этом отмечено, что такие меры должны сопровождаться выявлением источников компенсации бюджетных потерь.
Также отмечается необходимость поэтапной модернизации режима косвенного налогообложения:
1) Сокращенный перечень операций, освобождаемых от косвенного налогообложения;
2) Упростить процесс получения возмещения;
3) введение предварительного соглашения об использовании схем оптимизации налогообложения;
4) Использовать учет по методу начисления при импорте продукции.
Очевидно, что при усилении регулирующих функций косвенных налогов
изменения в национальной налоговой политике окажут серьезное влияние на финансовую стабильность страны и хозяйствующих субъектов. Однако степень воздействия налоговых изменений на бюджетную систему, фирмы и финансовую устойчивость населения не может быть определена точно из-за наличия многих других факторов, в том числе элемента случайности. Между тем, стохастические методы позволяют решить эту проблему путем количественной оценки трендов и параметров соответствующих регрессионных моделей и объяснения реакции показателей финансовой устойчивости на изменения фискальной политики.
Важнейшими инструментами налогового регулирования являются налоговые ставки и льготы, налоговые базы и налоговые санкции. В задаче выбора наилучшей стратегии совершенствования механизма косвенного налогообложения в целях обеспечения фискальной устойчивости государства и хозяйствующих субъектов инструменты налоговой политики играют роль
управляющих параметров, изменение которых создает возможности воздействия на общество - хозяйственный процесс страны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бочарова, О.Ф., Волошина, Е.Ю. Налоги как инструмент инновационного развития [Текст] // Современные научные исследования и разработки. 2017. № 5 (13). С. 69-70.
2. Брякина, А.В. Система налогов и сборов как неотъемлемая часть налоговой системы [Текст] // Вестник Воронежского института экономики и социального управления. 2017. № 3. С. 57-61.
3. Имыкшенова, Е.А. Налоги и сборы: некоторые вопросы классификации / Е.А. Имыкшенова [Текст] // Налоговед. 2019. № 9. С. 2-5.
4. Нобатов, А. М., А. Х. Мямиев, and Н. Ш. Бабаназаров. "ПОТРЕБНОСТЬ В ИНСТРУМЕНТАХ И ТЕХНОЛОГИЯХ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ ЗНАНИЙ МАЛЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ." Проблемы национальной экономики в цифрах статистики. 2022.
Muhanov A.T.
Turkmen State Institute of Economics and Management (Turkmenistan, Ashgabat)
Gundogdyev S.A.
Turkmen State Institute of Economics and Management (Turkmenistan, Ashgabat)
INCREASING THE EFFICIENCY OF INDIRECT TAXATION
Abstract: this article discusses the features of the development of accounting for indirect taxes and their impact on the development of the state. A cross-sectional and comparative analysis of the influence of the choice of the direction of development offinancial policy has been carried out. Recommendations are given for the implementation of developments in the economy.
Keywords: analysis, method, research, systems, taxes.