УДК 336.001
Муханов А.Т.
старший преподаватель, к.э.н., заведующий кафедры «Финансы»
Туркменский государственный институт экономики и управления
(Туркменистан, г. Ашгабад)
Гулбердиев Б.А.
студент кафедры «Финансы»
Туркменский государственный институт экономики и управления
(Туркменистан, г. Ашгабад)
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И СТРУКТУРА ПРЯМЫХ НАЛОГОВ
Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности развития финансовой системы и ее влияние на развитие экономики. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния выбора направления развития финансовых услуг. Даны рекомендации по внедрению разработок в развитие финансовой системы.
Ключевые слова: анализ, метод, исследование, системы, финансы.
Оптимальная структура фискальной (налоговой) системы зависит от многих факторов и различается в разных странах. Современная налоговая политика преследует разнообразные политические цели. Таким образом, налогообложение направлено не только на привлечение необходимых средств для государственных расходов, но и на содействие перераспределению доходов, экономической стабилизации, распределению ресурсов, и в то же время должно способствовать экономическому росту. Цель правильно спроектированной налоговой системы состоит в достижении желаемых целей налогово-бюджетной политики наиболее эффективным способом, а именно путем ограничения
нежелательных искажений, сведения к минимуму затрат на сбор налогов и содействия экономическому росту. Эффективность налогообложения и особенно налоговой структуры играет важную роль в достижении экономического роста и фискальной консолидации.
Согласно общепринятой экономической теории налогообложение создает искажения и негативно влияет на экономический рост. При рассмотрении простой производственной функции становится очевидным, что налогообложение может влиять на экономический рост через его влияние на физический капитал, человеческий капитал и через его влияние на общую факторную производительность. В некоторых исследованиях утверждается, что корпоративные и личные подоходные налоги наносят наибольший ущерб экономическому росту, в то время как потребительские, экологические и имущественные налоги менее вредны
Прямые налоги в значительной степени основаны на принципе платежеспособности. Этот экономический принцип гласит, что те, кто имеет больше ресурсов или получает более высокий доход, должны нести большее налоговое бремя. Некоторые критики считают, что это мешает людям усердно работать и зарабатывать больше денег, потому что чем больше человек зарабатывает, тем больше налогов он платит. Прямые налоги не могут быть переложены на другое физическое или юридическое лицо. Лицо или организация, с которых взимается налог, несет ответственность за его уплату. Прямой налог противоположен косвенному налогу, при котором налог взимается с одного субъекта, например продавца, а уплачивается другим, например, налог с продаж, уплачиваемый покупателем в розничной торговле. Оба вида налогов являются важными источниками доходов для правительств.
Корпоративные налоги являются хорошим примером прямых налогов. Федеральный подоходный налог с физических лиц является еще одним примером прямого налога. Есть ряд других прямых налогов, которые широко распространены во многих странах, например, налоги на имущества, которые
должны платить домовладельцы. Они, как правило, собираются местными органами власти и основаны на оценочной стоимости имущества.
Прямые налоги — это налоги, уплачиваемые непосредственно стороне, которая их взимала, например, IRS. Общие примеры включают налог на прибыль, прирост капитала или налог на имущество, который налогоплательщик платит правительству. Прямые налоги не могут быть переложены на другую сторону, и вы несете ответственность за их уплату. Косвенные налоги, наоборот. Тот, кто несет ответственность за эти налоги, может передать или переложить их на другое лицо или группу.
Налоги на производство и импорт демонстрируют наиболее сильную положительную линейную связь с экономическим ростом, что подтверждается оценкой с инструментальными переменными. Этот результат соответствует экономической теории. Налоги на потребление обычно рекомендуются как способствующие росту из-за предположения, что налоговая система, в большей степени зависящая от потребления, сводит к минимуму искажающее воздействие налогообложения на факторы роста (труд, капитал и технический прогресс).
В то же время налог на потребление, как и налог на добавленную стоимость (НДС), оказывает негативное влияние на экономический рост. НДС задуман как универсальный пропорциональный налог на потребление, но на самом деле имеет множество исключений и сниженных ставок в странах-членах ЕС-28, что делает его далеким от эффективности, гибкости, справедливости и, конечно же, согласованности с ростом. Причем зависимость имеет кубическую форму, что подразумевает кривую с оптимальными значениями сбора НДС. Негативное влияние налога на добавленную стоимость на экономический рост подтверждают и оценки третьей модели. В целом результаты показывают, что общество не получает экономических выгод от введения налога на добавленную стоимость. Однако экономическая эффективность поддерживается налогами выборочного типа, подобными взимаемым с производства и импорта.
После финансового кризиса государства столкнулись с трудной задачей консолидации своих бюджетов и одновременного содействия экономическому росту. Одним из возможных подходов может быть пересмотр структуры их соответствующих налоговых систем. Различные исследования утверждают, что повышение налогов на потребление при одновременном снижении налогов на труд и капитал может стимулировать силы роста экономики. В то же время в других исследованиях отмечается, что налогообложение и налоговая структура будут по-разному влиять на экономическую деятельность в разных странах и периодах и при различных обстоятельствах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ковалев, В.В. Корпоративные финансы и учет: понятия, алгоритмы, показатели: Учебное пособие / В.В. Ковалев, В.В. Ковалев. - М.: Проспект, 2017. - 880 с.
2. Кокорева, М.С. Корпоративные финансовые решения. Эмпирический анализ российских компаний (корпоративные финансовые решения на развивающихся рынках капитала): Монография / И.В. Ивашковская, М.С. Кокорева, А.Н. Степанова, С.А. Григорьева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 281 с.
3. Никитина, Н.В. Корпоративные финансы: Учебное пособие / Н.В. Никитина, В.В. Янов. - М.: КноРус, 2017. - 512 с.
Muhanov A.T.
Senior Lecturer, PhD in Economics, Head of the Department of "Finance" Turkmen State Institute of Economics and Management (Turkmenistan, Ashgabat)
Gulberiev B.A.
Student of the department "Finance" Turkmen State Institute of Economics and Management (Turkmenistan, Ashgabat)
FEATURES OF FORMATION AND STRUCTURE OF DIRECT TAXES
Abstract: this article discusses the features of the development of the financial system and its impact on the development of the economy. A cross-sectional and comparative analysis of the influence of the choice of direction for the development of financial services was carried out. Recommendations are given on the implementation of developments in the development of the financial system.
Keywords: analysis, method, research, systems, finance.