Научная статья на тему 'Повышение эффективности использования бюджетных средств в региональной системе образования'

Повышение эффективности использования бюджетных средств в региональной системе образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
977
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / МЕЗОСОЦИОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ / EFFICIENCY OF BUDGETARY FUNDS IN THE EDUCATION SYSTEM. / REGIONAL EDUCATION SYSTEM / MEZOSOTSIOEKONOMICHESKAYA SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Логвин Нина Владимировна

В статье обосновывается необходимость создания программы повышения эффективности использования бюджетных средств в региональной системе образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improved utilization of budgetary funds in the regional education system

In the article necessity of creating efficiency program budget in the regional education system.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности использования бюджетных средств в региональной системе образования»

УДК 33:37

Логвин Н.В.

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ В РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ*

В статье обосновывается необходимость создания программы повышения эффективности использования бюджетных средств в региональной системе образования.

Ключевые слова: Региональная система образования, мезосоциоэкономическая система, эффективность использования бюджетных средств в системе образования.

Сохранение и развитие региональной системы образования возможно за счет экономии и рационального использования бюджетных средств, выделяемых на нужды образования бюджетами всех уровней. Такая цель программы достигается путем реализации комплекса мероприятий по различным направлениям, уровням бюджетов, уровням образования и видам расходов в сфере образования.

Наша позиция основана на принципах частичного изменения механизмов формирования и использования финансовых потоков, реструктуризации затрат и реструктуризации системы образования. Ее реализация направлена на решение следующих основных задач:

■ совершенствование системы и механизмов планирования и определения затрат на нужды системы образования;

■ определение наиболее рациональных схем использование бюджетных средств, выделяемых бюджетами разных уровней на нужды образования;

■ определение основных направлений экономии бюджетных средств всех уровней в сфере образования с учетом особенностей финансирования образовательных учреждений различного уровня образования;

■ совершенствование механизмов контроля использования бюджетных средств в сфере образования.

С точки зрения возможностей экономии и рационализации использования выделяемых сфере образования бюджетных средств можно условно выделить следующие направления для различных уровней образования и образовательных учреждений:

Детское дошкольное образование:

введение государственного минимального социального стандарта. Данный стандарт должен содержать минимальные, гарантированные государством и финансируемые из бюджета обязательства по поддержке содержания детей в учреждениях данного уровня. Все услуги, оказываемые сверх этих обязательств, должны оплачиваться родителями. При наличии средств в бюджете соответствующего уровня

возможна (но не обязательна) дополнительная бюджетная поддержка данного уровня образования.

Школьное образование:

введение государственного минимального социального стандарта, обеспечивающего получение в необходимом объеме школьного образования и в полном объеме финансируемого из бюджета соответствующего уровня (главным образом - муниципального при поддержке бюджетов более высокого уровня);

перевод на платную основу всех дополнительных образовательных услуг сверх указанного стандарта (возможно, но не обязательно, бюджетное финансирование дополнительных образовательных услуг при наличии средств);

перевод на платную основу содержания детей в группах продленного дня.

Дополнительное образование детей:

введение государственного минимального социального стандарта, содержание которого нуждается в дополнительном исследовании (охват дополнительным образованием подростков 11-16 лет, создание условий для развития технического творчества и др.);

принятие целевых государственных программ поддержки одаренных детей;

перевод всех остальных услуг данного уровня образования на платную основу.

Начальное профессиональное образование: введение государственного минимального социального стандарта, характеризующего объем предоставляемых образовательных услуг, необходимых и достаточных для получения рабочей профессии необходимой квалификации, и финансируемого в полном объеме за счет бюджетных средств;

приведение сроков обучения к законодательным требованиям (не более 2 лет), жесткое ограничение количества учащихся, получающих повышенный уровень подготовки (срок обучения 3 года).

ограничение перечня профессий, по которым обучение базируется на полном среднем образовании;

* При подготовке статьи использованны материалы рабочего заседания экспертной группы Учебного центра подготовки руководителей Минобрнауки РФ.

© Логвин Н.В., 2013

Экономика образования ♦ № 4, 2013

53

рационализация сети учебных заведений и перечня специальностей.

Среднее профессиональное образование:

введение государственного минимального социального стандарта, характеризующего объем предоставляемых образовательных услуг, необходимых и достаточных для получения соответствующего уровня квалификации, и финансируемых в полном объеме за счет бюджетных средств;

Сокращение сроков очно-заочного (вечернего) и заочного обучения до 2 лет 10 месяцев;

Инвентаризация учебных заведений по местоположению и набору специальностей. Оптимизация структуры учебных заведений, в том числе их объединение, ликвидация (в необходимых случаях), присоединение к образовательным учреждениям других уровней образования;

Разработка механизма возврата студентами средств на обучение в случае их отчисления по неуважительным причинам (по неуспеваемости, например).

Высшее профессиональное образование:

введение государственного минимального социального стандарта, характеризующего объем предоставляемых образовательных услуг, необходимых и достаточных для получения необходимой квалификации, и финансируемых в полном объеме за счет бюджетных средств;

сокращение до 4-х лет сроков обучения студентов на дневном отделении;

вывод магистратуры за пределы высшего профессионального образования (В дополнительное, поскольку магистратура - это обучение для получения ученой степени);

расширение практики приема выпускников средних специальных учебных заведений на старшие курсы высших учебных заведений (при соответствующем сопряжении учебных программ); сокращение на 1-2 года сроков обучения в ВУЗах для выпускников ССУЗов;

проведение инвентаризации по местоположению и специальностям обучения. Оптимизация структуры учебных заведений. Объединение, ликвидация (в необходимых случаях), включение в состав ВУЗов образовательных учреждений других уровней;

разработка механизма возврата студентами средств на обучение в случае их отчисления по неуважительным причинам (в том числе - по неуспеваемости, в связи с выездом за рубеж и др.);

расширение практики соучредительства (привлечение в состав учредителей региональных органов управления и др.).

Послевузовское образование:

введение государственного минимального социального стандарта, характеризующего объем пре-

доставляемых образовательных услуг, необходимых и достаточных для получения необходимой квалификации, и финансируемых в полном объеме за счет бюджетных средств;

укрупнение научных специальностей, расширение количества специальностей в работе диссертационных советов (уменьшение количества советов);

создание системы стимулирования сокращения сроков обучения;

создание механизма оценки итогов работы аспирантуры.

Повышение квалификации:

введение государственного минимального социального стандарта, характеризующего объем предоставляемых образовательных услуг, необходимых и достаточных для повышения квалификации, и финансируемых в полном объеме за счет бюджетных средств. Определение категорий работников, повышение квалификации которых финансируется из бюджетов различного уровня;

упорядочение плана повышения квалификации (по часам).

Реализация всех вышеперечисленных задач возможна на основе комплексной программы, состоящей из трех основных разделов — правовой, экономический, организационный.

Правовой раздел охватывает все уровни бюджетного финансирования, все уровни образования и обеспечивает создание нормативно-правовой базы совершенствования и развития системы образования на основе экономии и рационального использования бюджетных средств.

Экономический раздел учитывает специфику финансирования образовательных учреждений из бюджетов различного уровня и подразделяется на следующие направления, в соответствии с уровнями бюджетов: федеральное региональное муниципальное

Экономический раздел раскрывает основные экономические механизмы совершенствования и развития системы образования на основе экономии и рационального использования бюджетных средств.

Организационный раздел программы содержит подразделы в соответствии с уровнями бюджетов и группами образовательных учреждений и образовательных программ, которые могут быть объединены в следующие блоки:

детское дошкольное, школьное и дополнительное образование детей;

начальное и среднее профессиональное образование;

высшее профессиональное и послевузовское образование.

Повышение эффективности использования бюджетных средств в региональной системе образования

Мероприятия по обеспечению повышения эффективности использования бюджетных средств представлены в таблице 1.

Полагаю, что обоснование формирования программы повышения эффективности мспользования бюджетных средств делает возможным устойчивое развитие региональной системы образования

Таблица1

Мероприятия по обеспечению экономики и повышению эффективности использования бюджетных

средств в сфере образования.

Мероприятие Экономия или рационализация За счет чего

1. Принятие постановления Правительства РФ о передаче всех ДОУ, школ и учреждений дополнительного образования детей и УНПО с федерального уровня на региональный и местный. 1. Рационализациия -приближение решения проблем к местным условиям по всем расходам. 1. Сокращение федеральной сети. Оптимальное установление объема муниципальных услуг.

2. Ускорение разработки государственных минимальных социальных стандартов и на их основе определение нормативов финансовых затрат и нормативов минимальной бюджетной обеспеченности по типам и видам ОУ 2. Рационализация -объективность в распределении средств. 2. Объем услуг, превышающих 2 мес, оплачивается за счет внебюджетных источников (т.е. исключается из бюджетного финансирования).

3. Разработка документа на снятие запрета о приватизации ОУ или о порядке продажи или передачи неиспользуемых зданий и имущества системы образования с зачислением вырученных средств на счета органов управления образованием для использования на укрепление материально-технической базы ОУ 3. Экономия по расходам на содержание зданий за счет уменьшения объектов собственности 3. Сокращаются затраты на содержание зданий, получение дополнительных средств.

4. Вычленение несвойственных системе образования функций и передача их по принадлежности с соответствующим изменением финансовых потоков (коммунальные расходы несет коммунальная служба, содержание детей-сирот осуществляет орган социальной защиты населения, медицинские расходы несет здравоохранение и т.п.). 4. Экономия и рационализация: - по коммунальным услугам - материальное обеспечение детей (питание, одежда) - медикаменты - зарплата персонала 4. - более квалифицированное обслуживание и снятие дублирования функций и затрат; - снижение штрафов, санкций;

5. Инвентаризация действующих законодательных и нормативно-правовых актов и устранение противоречий. Сохранение прав руководителей учреждений по самостоятельному перераспределению средств между экономическими статьями в определенной пропорции. Внесение изменений в типовые положения об ОУ Предоставление права самостоятельно сдавать в аренду свободные площади. 5. Рационализация и экономия: - по всем статьям. 5. - заинтересованность в экономии средств у ОУ; - уменьшение налоговых платежей; - возмещение коммунальных платежей за счет арендаторов

6. Унифицировать форму договора между учредителем и учреждением. 6. Рационализация: - по всем статьям. 6. Повышение взаимной ответственности за эффективное использование средств.

Таблица 1 (продолжение)

Мероприятие Экономия или рационализация За счет чего

7. Отменить или приостановить действие п.7 ст.41 7. Экономия по всем 7. Исключение из числа

Закона "Об образовании" о финансировании финансируемым статьям. бюджетополучателей.

негосударственных ОУ, получивших государственную

аккредитацию.

8.. Внести изменение в п.8 ст.55 Закона "Об 8. Экономия 8. За счет уменьшения

образовании" о выплате компенсации на материальных затрат на количества

книгоиздательскую продукцию в зависимости от объема учебной (педагогической) нагрузки. трансферты. получателей; общего объема затрат.

9. Принятие документа на федеральном уровне "О 9. Экономия заработной 9. За счет уменьшения

повышении нормативов наполняемости классов и платы педагогических количества классов и

групп". работников. групп.

10.Рекомендовать субъектам федерации при введении 10. Дополнительно е 10.

сбора на нужды образовательных учреждений финансирование за счет

направлять его целевым назначением на целевых бюджетных

финансирование системы образования. средств.

11 .Сформулировать условия, при которых могут 11 .Целевые программы, 11 .За счет

выделяться средства на нужды ОУ из федерального гранты. упорядочения подходов.

бюджета региональным бюджетам, из регионального -

местным и наоборот.

12.Принять нормативно-правовой акт о частичной 12.Экономия средств 12. 3а счет

компенсации затрат на образование и воспитание за бюджета в части прочих дополнительных

счет средств родителей или (и) предприятий. расходов недостаточно или нефинансируемых бюджетом. внебюджетных средств.

13.Разработать механизм обеспечения учащихся и 13.Экономия бюджетных 13 .Рациональное

студентов ОУ комплектом учебной литературы. средств при обеспечении использование,

возврата залоговой стоимости по статье увеличение срока службы учебной

учебные расходы. литературы и обеспечение сохранности через ввод залога.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14.Принятие документа о переходе работников ОУ, 14.Экономия фонда 14.Повышение

достигших пенсионного возраста, на контрактную заработной платы и эффективности

основу труда. начислений на з./пл. использования трудовых ресурсов и финансовых средств

15.Разработать и утвердить на региональном уровне 15.Экономия по общей (бюджета). 15.Оптимальное

норматив финансовых затрат на единицу контингента. сумме расходов распределение и

рациональное использование средств,

использование и оптимизация структуры

распределение средств. управления (организации).

16.Принимать законодательные акты о предоставлении 16.Экономия по прочим 16. 3а счет

ОУ льгот по уплате региональных налогов. расходам и реинвестирования

перераспределение льготируемых средств

финансовых потоков. (сумм налогов).

17.Принимать законодательные акты о предоставлении 17.Экономия по прочим 17. 3а счет

ОУ льгот по уплате местных налогов (на местном расходам. реинвестирования

уровне). сумм налоговых льгот.

Повышение эффективности использования бюджетных средств в региональной системе образования

Таблица 1 (продолжение)

Мероприятие Экономия или рационализация За счет чего

18.Провести инвентаризацию учреждений среднего и высшего профессионального образования и внести предложения Правительству РФ о передаче части из них на нижестоящий уровень. Издание приказа по МОПО РФ об объединении однотипных учреждений по горизонтали или вертикали, а в отдельных случаях -о ликвидации. 18.Экономия расходов на АУП, хозяйственных и коммунальных , повышение качества (обучения) подготовки специалистов. 18.3а счет рационального использован и я материальной базы (эффективного использования основных средств по показателям использования).

19.Внести предложения об изменении порядка расчетов по начислениям с заработной платы, выплачиваемой за счет средств бюджета, с государственными внебюджетными фондами, которые обеспечивали бы прямое перечисление средств в эти фонды из соответствующих бюджетов, минуя ОУ 19.Экономия за счет устранения штрафных санкций, пенни и др. Экономия трудозатрат, высвобождение численности учетных работников. 19.Уменьшение объема документооборота (отчетности, платежей) за счет централизации потоков платежей во внебюджетные фонды.

20.Перевод системы заочного образования на платную основу или частичное возмещение затрат на образование. 20.Экономия заработной платы, начислений, учебных расходов. 20. 3 а счет возмещения средств обучаемыми (организациями)

21 .Разработка региональных программ реформирования начального и среднего профессионального образования с учетом местных условий и рынка труда. 21 .Экономия материальных затрат общих (операционных и административно-хозяйственных) . 21. За счет ликвидации и освобождения площадей и более рационального использования площадей и учебной, научной технической базы учреждения.

22.Определение соотношения количества учащихся в УНПО, получающих повышенный уровень подготовки (срок обучения 2 и 3 года) ? 22.Экономия заработной платы, начислений, учебных расходов и расходов на содержание учащихся. 22. 3а счет сокращения контингента, учебной нагрузки, сроков обучения.

23.Усиление ведомственного контроля за соблюдением законодательства в части целевого использования бюджетных средств. 23.Рациональное и целевое использование средств по укрупненным статьям. 23. 3 а счет усиления контроля.

24.Разработка порядка предоставления гражданам личного образовательного кредита и его возмещения, а также порядка возврата средств, израсходованных на обучение студентов, прекративших обучение по неуважительным причинам. 24.Возмещение всех затрат на обучение. Экономия бюджетных средств. 24.Возврат кредитов и личных средств, восстановления (возмещения) расходов.

25.Расширение практики согласования государственных стандартов по уровням образования и сокращение сроков обучения в ВУЗах лиц, окончивших УСПО. 25.Сокращение объемов затрат. 25. 3 а счет сокращения сроков.

Logvin N.V.

IMPROVED UTILIZATION OF BUDGETARY FUNDS IN THE REGIONAL

EDUCATION SYSTEM

In the article necessity of creating efficiency program budget in the regional education system.

Keywords: regional education system mezosotsioekonomicheskaya system efficiency of budgetary funds in the education system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.