Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ЗА СЧЕТ УВЕЛИЧЕНИЯ НОМИНАЛЬНОГО ОБЪЕМА КУЗОВА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗЕРНОУБОРОЧНЫХ РАБОТ'

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ЗА СЧЕТ УВЕЛИЧЕНИЯ НОМИНАЛЬНОГО ОБЪЕМА КУЗОВА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗЕРНОУБОРОЧНЫХ РАБОТ Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
92
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / ЭКСПЛУАТАЦИЯ МАШИННО-ТРАНСПОРТНОГО ПАРКА / ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ МТА / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ АВТОМОБИЛЯ / ЗЕРНОУБОРОЧНЫЕ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Степашкина Алена Сергеевна

Проблема и цель. Целью исследования явилось изучение опытным и расчетным путем повышения производительности и увеличения эффективности использования автотранспортных средств за счёт увеличения номинального объема транспортного средства при использовании деревянных наставных бортов при осуществлении перевозок зерновых культур на примере пшеницы, ячменя и ржи при выполнении зерноуборочных работ. Методология. На основании расчетных показателей произведен анализ эффективности использования увеличенного объема кузова автосамосвала КамАЗ 65115 за счет применения деревянных наставных бортов высотой 0,3 м по четырем сторонам кузова. Проведен расчет таких показателей, как суммарная масса перевозимой продукции, производительность автомобиля при перевозке зерновых культур (пшеницы, ячменя и ржи) в соответствующих единицах. Проведен сравнительный анализ полученных результатов и сделаны соответствующие выводы. Результаты. На основании проведенных расчётов и экспериментов получены данные для сравнения результатов. Так, расчетным путем доказана эффективность применения наставных деревянных бортов для увеличения номинального объема кузова автомобиля, задействованного в перевозках зерновых культур. Увеличение объема кузова на 3 м3 при перевозках пшеницы позволило сократить простои автомобиля на 0,9 ч, при этом суммарная масса перевезенной продукции увеличилось на 20%, показатели производительности в соответствующих единицах также увеличились. Несущественное увеличение производительности за счет использования наставных бортов отмечено и при перевозках ячменя, при этом суммарная масса перевезённой продукции увеличилась на 4,7 %. Использование наставных бортов при перевозках ржи позволило увеличить суммарную массу на 3,3 %, при этом показатели производительности ухудшились.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Степашкина Алена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE EFFICIENCY OF THE USE OF MOTOR VEHICLES BY INCREASING THE NOMINAL VOLUME OF THE BODY WHEN PERFORMING GRAIN HARVESTING OPERATIONS

Problem and purpose. The purpose of the study was to study the experimental and calculated way to increase the productivity and increase the efficiency of the use of motor vehicles by increasing the nominal volume of the vehicle when using wooden lifting boards when transporting grain crops, for example, wheat, barley and rye when performing grain harvesting operations. Methodology. Based on the calculated indicators, the analysis of the efficiency of using the increased body volume of the KAMAZ 65115 dump truck due to the use of wooden lifting boards with a height of 0.3 m on the four sides of the body was carried out. The calculation of such indicators as the total weight of the transported products, the performance of the car when transporting grain crops (wheat, barley and rye) in the corresponding units is carried out. A comparative analysis of the results obtained and the corresponding conclusions are made. Results. Based on the calculations and experimental experiments, the results for comparative results are obtained. Thus, the effectiveness of the use of removable wooden sides to increase the nominal volume of the car body involved in the transportation of grain crops has been proved by calculation. The increase of the body by 3 m3 during the transportation of wheat allowed to reduce the downtime of the car by 0.9 hours, while the total weight of the transported products increased by 20%, the performance indicators in the corresponding units also increased. An insignificant increase in productivity due to the use of lifting boards was also noted in the transportation of barley, while the total weight of the transported products increased by 4.7%. The use of lifting boards in the transportation of rye allowed an increase in the total weight by 3.3%, while productivity indicators deteriorated.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ЗА СЧЕТ УВЕЛИЧЕНИЯ НОМИНАЛЬНОГО ОБЪЕМА КУЗОВА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗЕРНОУБОРОЧНЫХ РАБОТ»

УДК 631.3-1/-9 DOI 10.36508/RSATU.2021.50.2.017

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ЗА СЧЕТ УВЕЛИЧЕНИЯ НОМИНАЛЬНОГО ОБЪЕМА КУЗОВА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ

ЗЕРНОУБОРОЧНЫХ РАБОТ

СТЕПАШКИНА Алена Сергеевна, аспирант кафедры технической эксплуатации транспорта, Рязанский государственный агротехнологический университет, stepashk-aloyna@yandex.ru

Проблема и цель. Целью исследования явилось изучение опытным и расчетным путем повышения производительности и увеличения эффективности использования автотранспортных средств за счёт увеличения номинального объема транспортного средства при использовании деревянных наставных бортов при осуществлении перевозок зерновых культур на примере пшеницы, ячменя и ржи при выполнении зерноуборочных работ.

Методология. На основании расчетных показателей произведен анализ эффективности использования увеличенного объема кузова автосамосвала КамАЗ 65115 за счет применения деревянных наставных бортов высотой 0,3 м по четырем сторонам кузова. Проведен расчет таких показателей, как суммарная масса перевозимой продукции, производительность автомобиля при перевозке зерновых культур (пшеницы, ячменя и ржи) в соответствующих единицах. Проведен сравнительный анализ полученных результатов и сделаны соответствующие выводы.

Результаты. На основании проведенных расчётов и экспериментов получены данные для сравнения результатов. Так, расчетным путем доказана эффективность применения наставных деревянных бортов для увеличения номинального объема кузова автомобиля, задействованного в перевозках зерновых культур. Увеличение объема кузова на 3 м3 при перевозках пшеницы позволило сократить простои автомобиля на 0,9 ч, при этом суммарная масса перевезенной продукции увеличилось на 20%, показатели производительности в соответствующих единицах также увеличились. Несущественное увеличение производительности за счет использования наставных бортов отмечено и при перевозках ячменя, при этом суммарная масса перевезённой продукции увеличилась на 4,7 %. Использование наставных бортов при перевозках ржи позволило увеличить суммарную массу на 3,3 %, при этом показатели производительности ухудшились.

Ключевые слова: внутрихозяйственные перевозки, эксплуатация машинно-транспортного парка, показатели эффективности работы МТА, производительность автомобиля, зерноуборочные работы.

Введение ным аспектом является увеличение и совершен-

Сельское хозяйство России в условиях не- ствование автомобильно-транспортного парка. стабильной экономической ситуации на миро- Для успешного развития сельскохозяйственной вом рынке является одной из основных и жизне- отрасли большое значение имеет рациональных обеспечивающих областей народного хозяйства. подход к формированию машинно-тракторного Около 4% Российского ВВП приходится на сель- парка предприятия [1-7]. В отличие от промыш-скохозяйственную отрасль. Агропромышленный ленного производства сельскохозяйственное про-комплекс России в большей степени базирует- изводство имеет свою особенность - сезонность. ся на двух основных отраслях: животноводство Перевозки сельскохозяйственной продукции оси растениеводство. По итогам 2020 года объем ложняются рядом факторов, таких как погодные производства продукции растениеводства увели- условия, склонность груза к повреждениям, а чился более чем на 7 % по данным Федеральной также быстрое изменение свойств из-за условий службы государственной статистики Российской окружающей среды. Поэтому организация трансФедерации. портного обслуживания в короткие сроки с наи-В аграрно-промышленном комплексе России меньшими затратами является одним из условий основными производителями сельскохозяйствен- получения максимально возможного урожая. ных культур являются Центральные регионы, Юг и Рассмотрим расчет оптимального количества Поволжье. В 2020 году в Рязанской области вало- транспортных средств, необходимых для транс-вый сбор зерновых культур превысил 2950 тысяч портировки полученного урожая до мест хранения тонн, прирост к показателю по сравнению с 2019 или первичной обработки. Основным документом годом составил более 34,6 %. для проведения расчета служат технологические Наряду с увеличением количественных и ка- карты по возделываю сельскохозяйственных куль-чественных показателей растениеводства важ- тур (табл. 1) [8,9].

Таблица 1 - Объем перевозок урожая по культурам

Культура Площадь возделывания, га Календарные сроки работ Количество рабочих дней Урожайность (среднее значение на основании многолетних наблюдений), т/га

Пшеница 3800 20.07-20.08 12 1,9

Ячмень 2000 20.07-20.08 10 2,2

Рожь 2400 1.08-31.08 9 1,3

© Степашкина А. С., 2021 г.

Целью исследования является расчет экономической выгоды за счет использования транспортных средств с наращенными бортами для вывоза урожая с поля.

Объекты и методы Для проведения исследования было выбрано сельскохозяйственное предприятие, расположенное в Захаровском районе Рязанской области. На основании технологических карт вычисляется примерный объем грузов Q¡ по операции. Расчет выполняется по формуле [10]:

Для расчета количества груза с учетом коэффициента повторности принимают формулу:

= <Ь* К

(2)

<?< - X Уг

(1)

где S¡ - площадь возделывания культуры, га; У - среднее значение урожайности, т/га.

где, Q¡ - объем перевозимого груза в тоннах, К - коэффициент повторности; для наших грузов составляет К=2,5 [11,12,13].

Для расчета объема работ по каждой культуре (в тонно-километрах)(табл.2) применяется формула:

= <2° х к

1 (3)

где, | - расстояние от места сбора урожая до места хранения или переработки, км.

Таблица 2 - Расчетные показатели транспортных работ по предприятию

Культура Объем перевозки груза,3800* т Коэффициент повторности, К Объем транспортных работ Расстояние перевозки, км Объем работ, т/км

Пшеница 7220 2,5 18050 4 72200

Ячмень 4400 2,5 11000 10 110000

Рожь 3120 2,5 7800 6 46800

Суммарный объем транспортных работ по предприятию, таким образом, составляет 229000 т/км.

Для транспортировки полученной продукции применяются самосвалы КамАЗ-65115-А4. Данные самосвалы обладают 15-тонной грузоподъемностью и объемом кузова 10 м3.

Для определения эффективности использования автосамосвалов данной модели вычислим производительность КамАЗ 65115 для каждого вида культуры [14,15]. Расчетное время наряда -8 ч.

Автомобиль данной модели обладает следующими техническими характеристиками:

грузоподъемность автомобиля, кг - 15000; объем платформы, м3 - 10; максимальная скорость , км/ч - 90; ширина кузова, м - 2,5; высота кузова, м - 1,130; высота бортов кузова, м - 1130 м. На рисунке 1 представлена фотография автосамосвала КамАЗ 65115. Информация о габаритных параметрах представлена на рисунке 2.

Рис. 1 - Фотография автосамосвала КамАЗ с исходными параметрами кузова

Рис.2 - Габаритные параметры автосамосвала КамАЗ 65115

Масса груза в кузове определяется по формуле:

где, V - вместимость кузова согласно технической характеристике самосвала, м3;

vk - объемна масса груза, т/м3; Л - коэффициент использования объема

кузова.

С целью сокращения потерь при перевозке зерновых культур значение коэффициента ис-

пользования объема кузова принято Л=0,98 [16].

Таким образом, масса груза в кузове при перевозке пшеницы составит 7,84 т, ячменя - 5,88 т, ржи - 6,86 т.

Время поездки автомобиля рассчитывается по формуле: I и

г =

+

60

(5)

где, I - расстояние перевозки, км;

в -коэффициент использования пробега; V) - техническая скорость автомобиля при перевозке, км/ч;

- время простоя автомобиля при проведении погрузочно-разгрузочных работ, мин.

Время поездки автомобиля, рассчитанное по формуле (5), при заданных условиях составляет: для пшеницы - 1,40 ч, ячменя - 0,90 ч, ржи -0,93 ч.

Таким образом, автомобиль совершит следующее количество рейсов по каждому виду культур за время пребывания в наряде (8 ч): с пшеницей - 5 рейсов, ячменем - 8 рейсов, рожью - 8 рейсов. При этом уточненное время в наряде составит: при перевозке пшеницы - 7 ч, ячменя - 7,2 ч, ржи - 7,44 ч.

Производительность автомобиля в т/ ч определяется по формуле:

ш-,

Чм*Г**Р*

о

I + Р * * £]

пр

(6)

где, qN - номинальная грузоподъёмность автомобиля;

Ys - коэффициент статического использования грузоподъемности автомобиля, определяется отношением фактического объема груза к номинальной грузоподъёмности.

Производительность автомобиля при перевозке пшеницы составит 0,1 т/ч, ячменя - 0,14 т/ч, ржи - 0,14 т/ч.

Для расчета производительности автомобиля в ткм/ч применяют формулу:

(7)

где Yd - коэффициент динамического использования грузоподъемности.

При осуществлении перевозок одним автомобилем одного груза коэффициент динамического использования грузоподъемности равен коэффициенту статического использования грузоподъемности автомобиля, т.е. Ys= Yd [17,18].

Производительность автомобиля при перевозке пшеницы составит 0,39 т км/ч, ячменя -1,4 ткм/ч, ржи - 0,86 ткм/ч.

Исходя из расчетов, можно сделать следующие выводы.

При перевозке пшеницы от места сбора до мест хранения и первичной переработки на расстояние 4 км самосвал марки КамАЗ 65115 за время пребывания в наряде выполняет 5 рейсов, при этом фактически время работы составляет 7 часов, что на 1 ч меньше времени наряда. Рас-

четная производительность в час составляет 0,1 т, выполняется за час 0,39 ткм/ч. Номинальная грузоподъемность автомобиля данной марки и модели составляет 15 т, фактически масса перевозимого груза составляет 7,84 т (52,2 %).

При перевозке ячменя расстояние перевозки составляет 10 км, автомобиль КамАЗ 65115 за время пребывания в наряде выполняет 8 рейсов, при этом фактическое время работы из 8 часов наряда составляет 7,2 ч. Расчетная производительность 0,14 т/ч, выполняется за час 1,4 ткм/ч. При номинальной грузоподъемности автомобиля 15 т фактическая масса перевозимого груза составляет 5,88 т (39,2 %).

При перевозке ржи расстояние перевозки составляет 6 км, автомобиль КамАЗ 65115 за время пребывания в наряде выполняет 8 рейсов, при этом фактическое время работы из 8 часов наряда составляет 7,44 ч. Расчетная производительность 0,14 т/ч, выполняется за час 0,86 ткм/ч. При номинальной грузоподъемности автомобиля 15 т фактическая масса перевозимого груза составляет 6,86 т (45,7 %).

При номинальной грузоподъемности автомобиля КамАЗ 65115 15 т фактически перевозимая масса, в зависимости от вида перевозимой продукции, составляет около 50 %, что неэффективно. Исходя из этого было принято решение увеличить номинальный объём кузова за счет наставных бортов.

На рисунке 2 представлена фотография автосамосвала КамАЗ 65115 с увеличенным объемом кузова за счет применения наставных бортов, выполненных из деревянных досок высотой 10 см каждая.

Рис. 2 - Фотография автосамосвала КамАЗ 65115 с увеличенным объемом кузова за счет применения наставных бортов

За счет применения наставных бортов номинальный объем кузова увеличился на 3 м3 (4м*2,5м*0,3м). Суммарный вмещающий объем кузова после применения наставных бортов составил 18 м3.

Проведем расчет всех показателей для автосамосвала КамАЗ с увеличенным объемом кузова за счет применения наставных бортов при эксплуатации в аналогичных условия транспортных работ.

Масса груза в кузове при данном объеме кузова составила: пшеница - 9,4 т, ячмень - 7,056 т, рожь - 8,11т.

Время поездки автомобиля составило: для пшеницы - 1,58 ч, для ячменя - 1,03 ч, ржи - 1,07 ч.

Таким образом, автомобиль совершит следующее количество рейсов по каждому виду культур за время пребывания в наряде (8 ч): пшеницы - 5 рейсов, ячменя - 7 рейсов, ржи - 7 рейсов. При этом уточненное время в наряде составит: при перевозке пшеницы - 7,9 ч, ячменя - 7,21 ч, ржи

- 7,49 ч.

Производительность автомобиля при перевозке пшеницы составит 0,9 т/ч, ячменя - 0,14 т/ч, ржи - 0,12 т/ч.

Производительность автомобиля в ткм/ч составит: при перевозке пшеницы - 0,5 ткм/ч, при перевозке ячменя - 1,43 ткм/ч, при перевозке ржи

- 0,74 ткм/ч.

Исходя из приведенных расчетов, можно сделать следующие выводы.

При перевозке пшеницы от места сбора до мест хранения и первичной переработки на расстояние 4 км самосвал марки КамАЗ 65115 за время пребывания в наряде выполняет 5 рейсов, при этом фактически время работы составляет 7,9 часов, что на 0,1 ч меньше времени наряда. Расчетная производительность в час составляет 0,9 т, выполняется за час 0,5 ткм/ч. Номинальная грузоподъемность автомобиля данной марки и модели составляет 15 т, фактически масса перевозимого груза составляет 9,4 т (62,6 %).

При перевозке ячменя расстояние перевозки составляет 10 км, автомобиль КамАЗ 65115 за время пребывания в наряде выполняет 7 рейсов, при этом фактическое время работы из 8 часов наряда составляет 7,21 ч. Расчетная производительность 0,14 т/ч, выполняется за час 1,43 ткм/ч. При номинальной грузоподъемности автомобиля 15 т фактическая масса перевозимого груза составляет 7,056 т (47 %).

При перевозке ржи расстояние перевозки составляет 6 км, автомобиль КамАЗ 65115 за время пребывания в наряде выполняет 7 рейсов, при этом фактическое время работы из 8 часов наряда составляет 7,49 ч. Расчетная производительность 0,12 т/ч, выполняется за час 0,74 ткм/ч. При номинальной грузоподъемности автомобиля 15 т фактическая масса перевозимого груза составляет 8,11 т (54 %).

Результаты и обсуждение

При анализе полученных результатов на основе расчетов можно сделать следующие выводы.

При увеличении объема кузова за счет наставных деревянных бортов на кузов автосамосвала КамАЗ 65115 при транспортировке пшеницы от места сбора до места хранения или первичной обработки были достигнуты следующие результаты: уточненное время в наряде увеличилось на 0,9 ч (т.е. время простоя уменьшилось на данное значение); производительность автомобиля увеличилась с 0,1 т/ч до 0,9 т/ч; производительность автомобиля в показателе т км/ч также увеличилась с 0,39 ткм/ч до 0,5 ткм/ч. Масса перевезенной пше-

ницы за время наряда в кузове с наставными бортами составила 47 т, что на 7,8 т (=20 %) больше, чем при перевозке в стандартном кузове.

Эффективность использования наставных бортов при перевозке ячменя и ржи немного меньше по сравнению с перевозкой пшеницы. За счет использования кузова с наставными бортами удалось снизить простои автомобиля на 0,01 ч (при перевозке ячменя) и 0,05 ч (при перевозке ржи). Производительность автомобиля в т/ч и ткм/ч при перевозке ячменя осталась на том же уровне, а при перевозке ржи, наоборот, уменьшилась, но незначительно.Производительность при использовании стандартного кузова составила 0,14 т/ч (0,86 ткм/ч), при использовании кузова с наставными бортами - 0,12 т/ч (0,74 ткм/ч). При этом масса перевезённого ячменя за время наряда составила 49,4 т, что на 2,36 т (=4,7 %) больше, чем при перевозке в стандартном кузове; ржи - 56,8 т, что на 1,9 т (=3,3 %) больше, чем при перевозке в стандартном кузове. На рисунке 3 представлена диаграмма изменения массы перевезенной продукции за время наряда.

На рисунках 4 и 5 представлена диаграмма изменения производительности автосамосвала за счет увеличения объема кузова с применением наставных бортов.

Рис.3 - Масса перевезенной продукции за время наряда

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис.4 - Показатель производительности самосвала КамАЗ 65115, т/ч

а

1,6 1,4 1,2

0,8 0,6 0,4 0,2

■I

■ Стандартный кузов

■ Кузов о наставными боргами

Пшеница Ячмень Рожь

Рис.5 - Показатель производительности самосвала КамАЗ 65115, ткм/ч

Из вышесказанного можно сделать вывод, что наибольшая эффективность и увеличение производительности автосамосвала КамАЗ 65115 с наставными бортами достигается при перевозке пшеницы от места сбора к месту хранения и первичной переработки.

Заключение

В ходе выполнения работы расчетным путем проведен анализ эффективности увеличения кузова автомобиля-самосвала КамАЗ 65115 за счет применения наставных бортов при выполнении транспортных работ по перевозке трех зерновых культур (пшеница, ячмень, рожь) с места сбора до места хранения или первичной обработки. Наилучшие результаты за счет увеличения объема кузова достигнуты при выполнении транспортных работ по перевозке пшеницы. Масса перевозимой пшеницы увеличилась на 20 % по сравнению с использованием стандартного кузова автомобиля; удалось сократить простои автотранспорта на 0,9 ч; производительность автомобиля увеличилась. Незначительные результаты по увеличению производительности за счет применения кузова с наставными бортами достигнуты при перевозке ячменя. Однако, при транспортировке ржи от места сбора к месту хранения с условием применения кузова с наставными бортами производительность использования автомобиля снилась, но количество перевозимой продукции увеличилось на 3,3 %.

Список литературы

1. Uspenskiy I. A., Rembalovich G. K., Yukhin I. A., Ryabchikov D. S., Stepashkina A. S. Development and testing of a conveyor for detecting various types of vehicles when transporting agricultural products from the field // IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering832 (2020) 012059IOP Publishing DOI: https://doi.org/10.1088/1757-899X/832/1/012059

2. Mamat H. S., Husen E. Socio-economic aspect and carrying capacity of agricultural land resources to support the development of strategic agricultural commodities // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, Volume 648, 1st International Conference on Sustainable Tropical Land Management 16 - 18 September 2020, Bogor, Indonesia. DOI: https://doi.org/10.1088/1755-1315/648/1/012019

3. Измайлов, А.Ю.К вопросу обоснования технико-экономического уровня сельскохозяй-

ственных машин и оборудования / А.Ю. Измайлов, В.А. Макаров // Сельскохозяйственные машины и технологии. - 2016.-№3. - С.17-19

4. Herrmann A. Transportverfahren in der Landwirtschaft. Arbeitswissenschaftliche Aspekte. Neue Landwirtschaft. - 1994. - №12. - S. 78-80.

5. Hubert Wümer. Sehr schnell aber auch teuer / Wifmer Hubert //Profi. -2000.- Na 6.- P. 26-28. ISSN 0937-1583.

6. Basil Gomez. The Potential Rate of BedLoad Transport. Source: Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America, Vol. 103, No. 46 158 (Nov. 14, 2006), pp. 1717017173., National Academy of Sciences.

7. Мероприятия по повышению эксплуатационных показателей автотракторной техники при внутрихозяйственных перевозках в АПК / А. В. Бортник, И. А. Успенский, И. А. Юхин, В. А. Волчен-кова // Техника и оборудование для села. - 2019.

- № 9 (267). - С. 33-36.

8. Агеев, Л.Е. Основы расчета оптимальных и допустимых режимов работы машинно-тракторных агрегатов / Л.Е. Агеев - М.: Колос, 1978.

- 294с.

9. Аникин, Н.В. Анализ внутрихозяйственных перевозок сельскохозяйственной продукции / Н.В. Аникин, Н.В. Бышов, И.А. Успенский, И.А. Юхин и др. // Сборник статей II международной научно-производственной конференции «Перспективные направления развития автотранспортного комплекса» - Пенза, 2009 - С. 111-113.

10. Расчет транспортно - производственных процессов и систем - Учебное пособие к практическим занятиям по дисциплине «Перевозка грузов с.х. назначения» - КГАУ. - Краснодар, 2013. -37 с.

11. Маслов, Г.Г. Разработка операционных технологий выполнения сельскохозяйственных механизированных работ (методические рекомендации)/ Г.Г. Маслов Е.В. Припоров, А.В. Палапин-КГАУ. - Краснодар, 2008.

12. Зангиев, А. А. Производственная эксплуатация машинно-тракторного парка / А. А. Зангиев, Г. П. Лышко, А. Н. Скороходов. - М.: Колос, 1996.

- 320 с.

13. Зангиев, А.А. Эксплуатация машинно-тракторного парка / А. А. Зангиев, А. В. Шпилько, А. Г. Левшин. - М.: КолосС, 2004. - 320 с.

14. Беренштейн, И.Б. Внутрихозяйственная и междугородная транспортировка плодов / И.Б. Беренштейн // Труды ВНИИ сад. им. И.В. Мичурина, Вып. 17. - Мичуринск, 1973. - С. 263-270.

15. Билибина, Н.Ф. Расчет экономической эффективности внедрения новой техники на автомобильном транспорте/ Н.Ф. Билибина.: М.: Транспорт 1989, 233с.

16. Булатов, Е.П. Особенности перевозки сельскохозяйственной продукции в кузове автотранспортных средств / Е.П. Булатов, Г.Д. Кокорев, Г.К. Рембалович, И.А. Успенский, И.А. Юхин и др. // Проблемы качества и эксплуатации автотранспортных средств. Часть 2. Материалы VI международной научно-практической конференции. г. Пенза . 18-20 мая 2010 года, с. 22-27.

17. Веденяпин, Г.В. Общая методика экспери- тематической обработки результатов экспериментального исследования и обработки опытных ментальных исследований / П.М. Василенко - М.: данных / Г.В. Веденяпин - М.: Колос, 1987. - 159 с. 1958. - 217 с.

18. Василенко, П.М. Элементы методики ма-

IMPROVING THE EFFICIENCY OF THE USE OF MOTOR VEHICLES BY INCREASING THE NOMINAL VOLUME OF THE BODY WHEN PERFORMING GRAIN HARVESTING OPERATIONS

Stepashkina Alyona S., Postgraduate student of the Department of Technical Operation of Transport, Ryazan state agrotechnological university named after P. A. Kostychev, stepashk-aloyna@yandex.ru

Problem and purpose. The purpose of the study was to study the experimental and calculated way to increase the productivity and increase the efficiency of the use of motor vehicles by increasing the nominal volume of the vehicle when using wooden lifting boards when transporting grain crops, for example, wheat, barley and rye when performing grain harvesting operations.

Methodology. Based on the calculated indicators, the analysis of the efficiency of using the increased body volume of the KAMAZ 65115 dump truck due to the use of wooden lifting boards with a height of 0.3 m on the four sides of the body was carried out. The calculation of such indicators as the total weight of the transported products, the performance of the car when transporting grain crops (wheat, barley and rye) in the corresponding units is carried out. A comparative analysis of the results obtained and the corresponding conclusions are made.

Results. Based on the calculations and experimental experiments, the results for comparative results are obtained. Thus, the effectiveness of the use of removable wooden sides to increase the nominal volume of the car body involved in the transportation of grain crops has been proved by calculation. The increase of the body by 3 m3 during the transportation of wheat allowed to reduce the downtime of the car by 0.9 hours, while the total weight of the transported products increased by 20%, the performance indicators in the corresponding units also increased. An insignificant increase in productivity due to the use of lifting boards was also noted in the transportation of barley, while the total weight of the transported products increased by 4.7%. The use of lifting boards in the transportation of rye allowed an increase in the total weight by 3.3%, while productivity indicators deteriorated.

Key words: on-farm transportation, operation of the machine-transport fleet, MTA performance indicators, vehicle performance, grain harvesting operations.

Literatura

1. IA Uspenskiy, G K Rembalovich, IA Yukhin, D S Ryabchikov and A S Stepashkina. Development and testing of a conveyor for detecting various types of vehicles when transporting agricultural products from the field //IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering832 (2020) 012059IOP Publishing DOI: https://doi. org/10.1088/1757-899X/832/1/012059

2. H S Mamat and E Husen. Socio-economic aspect and carrying capacity of agricultural land resources to support the development of strategic agricultural commodities // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, Volume 648, 1st International Conference on Sustainable Tropical Land Management 16 - 18 September 2020, Bogor, Indonesia. DOI: https://doi.org/10.1088/1755-1315/648/1/012019

3. Izmajlov A.YU., Makarov V.A. K voprosu obosnovaniya tekhniko-ekonomicheskogo urovnya sel'skohozyajstvennyh mashin i oborudovaniya // Sel'skohozyajstvennye mashiny i tekhnologii. - 2016.-№3. -S.17-19

4. Herrmann A. Transportverfahren in der Landwirtschaft. Arbeitswissenschaftliche Aspekte.Neue Landwirtschaft. - 1994. - №12. - S. 78-80.

5. Hubert Wümer. Sehr schnell aber auch teuer / Wifmer Hubert //Profi. -2000.- Na 6.- P. 26-28. ISSN 0937-1583.

6. Basil Gomez. The Potential Rate of BedLoad Transport. Source: Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America, Vol. 103, No. 46 158 (Nov. 14, 2006), pp. 17170-17173., National Academy of Sciences.

7. Meropriyatiya po povysheniyu ekspluatacionnyh pokazatelej avtotraktornoj tekhniki pri vnutrihozyajstvennyh perevozkah v APK / A. V. Bortnik, I. A. Uspenskij, I. A. YUhin, V. A. Volchenkova // Tekhnika i oborudovanie dlya sela. - 2019. - № 9 (267). - S. 33-36.

8. AgeevL.E. Osnovyrascheta optimal'nyh idopustimyhrezhimovrabotymashinno-traktornyh agregatov /L.E. Ageev - M.: Kolos, 1978. - 294s.

9. Anikin N.V. Analiz vnutrihozyajstvennyh perevozok sel'skohozyajstvennoj produkcii / N.V. Anikin, N.V. Byshov, I.A. Uspenskij, I.A. YUhin i dr. // Sbornik statej II mezhdunarodnoj nauchno-proizvodstvennoj konferencii «Perspektivnye napravleniya razvitiya avtotransportnogo kompleksa» - Penza, 2009 - S. 111-113.

10. Raschet transportno - proizvodstvennyh processov i sistem - Uchebnoe posobie k prakticheskim zanyatiyam po discipline «Perevozka gruzov s.h. naznacheniya» - KGAU. - Krasnodar, 2013. - 37 s.

11. Maslov G.G., Priporov E.V., Palapin A.V. Razrabotka operacionnyh tekhnologij vypolneniya sel'skohozyajstvennyh mekhanizirovannyh rabot (metodicheskie rekomendacii) - KGAU. - Krasnodar, 2008.

12. Zangiev A. A. Proizvodstvennaya ekspluataciya mashinno-traktornogo parka / A. A. Zangiev, G. P. Lyshko, A. N. Skorohodov. - M.: Kolos, 1996. - 320 s.

13. Zangiev A.A. Ekspluataciya mashinno-traktornogo parka/A. A. Zangiev, A. V. SHpil'ko, A. G. Levshin. - M.: KolosS, 2004. - 320 s.

14. Berenshtejn I.B. Vnutrihozyajstvennaya i mezhdugorodnaya transportirovka plodov/ I.B. Berenshtejn // Trudy VNII sad. im. I.V. Michurina, Vyp. 17. - Michurinsk, 1973. - S. 263-270.

15. Bilibina, N.F. Raschet ekonomicheskoj effektivnosti vnedreniya novoj tekhniki na avtomobil'nom transporte. M.: Transport 1989, 233s.

16. Bulatov E.P. Osobennosti perevozki sel'skohozyajstvennoj produkcii v kuzove avtotransportnyh sredstv/E.P. Bulatov, G.D. Kokorev, G.K. Rembalovich, I.A. Uspenskij, I.A. YUhin i dr. //Problemy kachestva i ekspluatacii avtotransportnyh sredstv. CHast' 2. Materialy VI mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. g. Penza . 18-20 maya 2010 goda, s. 22-27.

17. Vedenyapin, G.V. Obshchaya metodika eksperimental'nogo issledovaniya i obrabotki opytnyh dannyh /G.V. Vedenyapin - M.: Kolos, 1987. - 159 s.

18. Vasilenko, P.M. Elementy metodiki matematicheskoj obrabotki rezul'tatov eksperimental'nyh issledovanij/P.M. Vasilenko - M.: 1958. - 217 s.

УДК 631.367 DOI 10.36508/RSATU.2021.50.2.018

ОБОСНОВАНИЕ ПАРАМЕТРОВ ГЕРМЕТИЧНОГО ВКЛАДЫША МЯГКОГО КОНТЕЙНЕРА ПРИ ХРАНЕНИИ КОМБИКОРМА В СРЕДЕ УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА

ЧЕРНЫШЕВ Алексей Дмитриевич, соискатель кафедры технологии металлов и ремонта машин, AA777AA62@yandex.ru

Рязанский государственный агротехнологический университет имени П.А. Костычева

Проблема и цель. На протяжении многих лет перед человечеством встает вопрос о выборе правильных способов длительного хранения зерновых культур, используемых в животноводстве. Это относится и к хранению комбинированных кормов. Был разработан способ упаковки комбинированных кормов в среде углекислого газа. Цель - ограничение взаимодействия комбикорма с атмосферным воздухом.

Методология. Загрузку комбикорма в мягкий контейнер с вкладышем осуществляют с помощью устройства для затаривания комбикорма. Мягкий контейнер устанавливают в кассету, стенки которой закрывают и фиксируют с помощью замков. Комбикорм загружают с одновременной подачей углекислого газа иглой-инъектором, по мере загрузки мягкого контейнера комбикормом иглу-инъек-тор направляют в различные части контейнера с целью равномерного распределения углекислого газа внутри контейнера. Благодаря значительной молярной массе углекислого газа происходит вытеснение воздуха, в том числе и кислорода, из загружаемого контейнера. Для уменьшения окисления комбикорма осуществляют сжатие контейнера снизу при помощи пневматических домкратов, смонтированных на днище кассеты. Кассету выкатывают из устройства загрузки, открывают ее стенки и с помощью погрузчика контейнер с комбикормом на поддоне извлекают, транспортируя к месту хранения.

Результаты. На процесс диффузии углекислого газа влияет также давление внутри и снаружи герметичного контейнера, однако время хранения имеет небольшую значимость. Толщина пленки напрямую влияет на способность удерживать давление комбикорма, возникающее при сжатии мягкого контейнера пневматическими домкратами. Наибольшие напряжения обычно возникают в местах изгиба, когда радиус кривизны уменьшается. Такие зоны расположены по ребрам контейнера и особенно в углах.

Заключение. Моделирование параметров пленки позволило установить, что для обеспечения необходимой прочности следует применять полиэтиленовую пленку ГОСТ 16338-85 толщиной 150 мкм.

Ключевые слова: комбикорм, хранение в среде углекислого газа, мягкий контейнер, прочность герметичного вкладыша, диффузия углекислого газа.

Введение продукцию. На протяжении многих лет перед че-

Корма всегда были и остаются острой про- ловечеством встает вопрос по выбору правильных

блемой для животноводства, они определяют це- способов длительного хранения зерновых культур, новую политику на мясную, молочную и рыбную используемых в животноводстве. Это относится и

© Чернышев А. Д., 2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.