Научная статья на тему 'Повышения эффективности работы автотранспорта на угольных разрезах АО «Хк «СДС - Уголь»'

Повышения эффективности работы автотранспорта на угольных разрезах АО «Хк «СДС - Уголь» Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
350
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОБЫЧА УГЛЯ / ПОВЫШЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ / СНИЖЕНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ / ИЗМЕНЕНИЕ КОНСТРУКЦИИ / НАРАЩИВАНИЕ БОРТОВ / НОМИНАЛЬНАЯ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ / COAL MINING / INCREASE OF PRODUCTIVITY / DECREASE IN PRIME COST / CHANGE OF A DESIGN / BUILDING OF BOARDS / NOMINAL LOADING CAPACITY

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Рыбак Лев Владимирович, Бурцев Сергей Викторович, Ефимов Виктор Иванович

Рассмотрены вопросы снижения себестоимости готовой продукции на предприятиях компании «СДС-Уголь» путем наращивания унифицированных боковых бортов грузовой платформы автосамосвалов БелАЗ до объемов, позволяющих загружать автосамосвалы до номинальной грузоподъемности, что ведет к увеличению годовой производительности автосамосвала и снижению себестоимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Рыбак Лев Владимирович, Бурцев Сергей Викторович, Ефимов Виктор Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVE THE EFFICIENCY OF MOTOR TRANSPORT ON OPEN PIT MINES OF SC «HOLDIHG COMPANY «SBU-COAL»

Questions of decrease in prime cost of finished goods at the enterprises of “SBU-Coal” Holding Company by building of the unified side boards of a cargo platform of dump trucks the BelAZ up to the volumes allowing to load dump trucks up to the nominal loading capacity that conducts to increase in annual production rate of a dump truck and decrease in prime cost are considered.

Текст научной работы на тему «Повышения эффективности работы автотранспорта на угольных разрезах АО «Хк «СДС - Уголь»»

17. Faber K., Oweinah H. Influence of Process Parameters on Blasting Per-formance with the Abrasive Jet, paper 25, 10th International Symposium on Jet Cut-ting Technology, Amsterdam, October, 1990. S. 365 - 384.

18. Evans A. G., Gulden M. E., Rosenblatt M. Impact damage in brittle mate-rials in the elastic-plastic response regime //Proceedings of the Royal Society of Lon-don A: Mathematical, Physical and Engineering Sciences. - The Royal Society, 1978. T. 361. №. 1706. S. 343-365. doi.org/10.1098/rspa.1978.0106..

19. Jerozija / Pod red. K. Pris. M.: Mir, 1982. 464 s.

20. Zhabin A.B., Averin E.A. Prostejshij analiticheskij metod rascheta jerozii gornyh porod pod dejstviem gidroabrazivnoj strui //Gornoe oborudo-vanie i jelektromehanika. 2015. № 5. S. 44 - 48.

УДК 622271:684(571.17)

ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ АВТОТРАНСПОРТА НА УГОЛЬНЫХ РАЗРЕЗАХ АО «ХК «СДС - УГОЛЬ»

Л.В. Рыбак, С.В. Бурцев, В.И. Ефимов

Рассмотрены вопросы снижения себестоимости готовой продукции на предприятиях компании «СДС-Уголь» путем наращивания унифицированных боковых бортов грузовой платформы автосамосвалов БелАЗ до объемов, позволяющих загружать автосамосвалы до номинальной грузоподъемности, что ведет к увеличению годовой производительности автосамосвала и снижению себестоимости.

Ключевые слова: добыча угля, повышение производительности, снижение себестоимости, изменение конструкции, наращивание бортов, номинальная грузоподъемность.

В условиях постоянного падения цен на уголь на мировых рынках, первоочередной задачей любого горно-добывающего предприятия является снижение себестоимости готовой продукции. Существует несколько способов достижения этой цели [1], основным из которых является повышение производительности оборудования и, тем самым, снижение доли условно-постоянных затрат в структуре себестоимости единицы готовой продукции [2].

Значительной составляющей в затратах при добыче угля является перемещение вскрышных пород в отвалы. На большинстве предприятий угольной отрасли на перемещении горной массы из забоя применяется автомобильный транспорт [3].

Основным поставщиком большегрузных автосамосвалов в Россию является ОАО «БелАЗ». Автосамосвалы этого завода поставляются с унифицированными размерами грузовых платформ, при разработке конструктива кузова не учитываются характеристики перевозимых пород конкретного месторождения. Тогда как на объем и вес горной массы, перевозимой в кузове автосамосвала, влияет большое количество факторов. В частности на разрезах АО «ХК «СДС - Уголь» объемный вес пород колеблется от 2,44 до 2,65 т/м3, а объемный вес угля от 1,31 до 1,56 т/м3. Также немаловажным фактором является ко-

эффициент разрыхления, зависящий от физико-механических свойств горных пород и качества производства буровзрывной подготовки горной массы. На разрезах АО «ХК «СДС - Уголь» коэффициент разрыхления колеблется от 1,3 до 1,5. В результате влияния большого количества факторов, зачастую, коэффициент использования грузоподъемности автосамосвалов составляет менее 1,0, то есть автосамосвал перевозит груз, по весу не соответствующий его номинальной грузоподъемности. В табл. 1 приведено сравнение коэффициента использования грузоподъемности на разрезах АО «ХК «СДС - Уголь".

На всех предприятиях открытых горных работ АО «ХК «СДС - Уголь» реализуется программа по повышению производительности технологического автотранспорта [4-9], одним из направлений которой и является наращивание боковых бортов грузовой платформы до объемов, позволяющих загружать автосамосвалы до номинальной грузоподъемности.

Таблица 1

Сравнение коэффициента использования грузоподъемности на разрезах АО «ХК «СДС - Уголь»

Предприятие Марка автосамосвала

БелАЗ -7555 В БелАЗ -7513 БелАЗ -7530

Номинальная грузоподъемность , тн

55 130 220

разрез "Черниговец" 120,6/0,93 209,4/0,95

Разрез "Первомайский" 51/0,93 130/1,00 214,9/0,98

Разрез "Восточный" 51/0,93 129/0,99 209/0,95

Разрез "Киселевский" 55/1,00 120/0,92

Разрез "Сибэнергоуголь" 52/0,95 119/0,92

Разрез "Прокопьевский" 55/1,0 130/1,0

*Примечание: в числителе - значение средней грузоподъемности самосвала, т, в знаменателе - коэффициент использования грузоподъемности

На каждом предприятии проведены соответствующие расчеты величины увеличения высоты боковых бортов, исходя из свойств пород (объемного веса, коэффициента разрыхления) конкретного месторождения, в результате оптимальная величина высоты боковых бортов определена индивидуально и составляет от 0,3 до 1,0 м. Изменение конструкции грузовых платформ согласовано с заводом-изготовителем автосамосвалов ОАО «БелАЗ». Немаловажным требованием при разработке было не превышение грузоподъемности автосамосвала, дабы не перегружать несущие конструктивные элементы рамы, не подвергать двигатель внутреннего сгорания, тяговые электродвигатели, редуктора мотор-колес и крупногабаритную шину [10,11] преждевременному износу, а также не нарушать требования безопасности при эксплуатации автомобильного транспорта.

На рис. 1, 2 показаны автосамосвалы БелАЗ 7555В и БелАЗ 75131 после наращивания бортов.

Рис. 1. Автосамосвал БелАЗ 7555В после наращивания бортов ( "

■ •

линия границы наращивания бортов)

Рис. 2. Автосамосвал БелАЗ 7513 после наращивания бортов ( * * -линия границы наращивания бортов)

Основной составляющей автопарка технологических автосамосвалов на предприятиях АО «ХК «СДС - Уголь» являются БелАЗ 7513 (130 т) - 30 % от всего парка и БелАЗ 7530 (220 т) 22 % от всего парка.

Грузооборот по маркам автосамосвалов марки БелАЗ 7555В, БелАЗ 7513, БелАЗ 7530 (рис. 3) составляет 77 % от общей величины грузооборота в целом по компании.

Рис. 3. Соотношение грузооборота по маркам автосамосвалов по разрезам АО «ХК «СДС - Уголь»

Не секрет, что в себестоимости 1 т/км горной массы значительную часть занимает амортизация автосамосвала (либо арендные или лизинговые платежи). Зачастую доля этих затрат в себестоимости колеблется от 10 до 40 %. Эти затраты носят условно-постоянный характер и не меняются в зависимости от производительности автосамосвала. Одним из способов снижения доли этих затрат в себестоимости 1 ткм является увеличение массы перевозимого груза за 1 рейс до грузоподъемности, на которую рассчитан автосамосвал. Наращивание бортов на автосамосвалах БелАЗ 7530 позволяет увеличить годовую производительность автосамосвала до 5 % при прочих равных условиях. Это, в свою очередь, дает снижение себестоимости 1 т/км до 3 %. Расчетные результаты наращивания бортов на автосамосвалах БелАЗ 7530 (220 тн), на примере разреза «Восточный», позволяют увеличить объемы перевозки в год на величину, сопоставимую с производительностью 0,5 ед. БелАЗ 7530.

В структуре себестоимости 1 тн угля затраты на транспортировку вскрышных пород составляют около 30 %. При существующей экономической ситуации на мировых рынках и постоянном снижении цены на уголь, постоянная оптимизация и снижение себестоимости товарной продукции одно из важнейших условий выживания угольного предприятия. Зачастую в достаточно консервативной производственной среде, каким является любое угольное предприятие, внедрение новых направлений повышения уровня производительности труда всегда связано с преодолением некоторых стереотипов, таких, как «экономия 1 копейки не даст необходимого положительного эффекта, поэтому можно даже не пробовать». На самом деле, как показывает практика, именно комплексный подход, затрагивающий все направления деятельности предпри-

Структура грузооборота по маркам автосамосвалов на

■ БелАЗ 7555В (55тн)

■ БелАЗ 7513(130тн)

■ БелАЗ 7530(220тн)

■ прочие

ятия, может позволить повысит производительность труда и снизить себестоимость добываемого угля, тем самым повысить конкурентноспособность продукции предприятия на рынке.

В условиях нестабильной рыночной ситуации на мировых рынках, постоянного падения цены на уголь, реализация комплексных программ по оптимизации производственных процессов и минимизации издержек позволяет АО «ХК «СДС - Уголь» не только не снижать объемы добычи, но и наоборот ежегодно её увеличивать.

Список литературы

1. Методические основы применения маржинального подхода для коррекции параметров производства на разрезах «СДС-Уголь» в условиях кризиса/ С.В.Бурцев, В.И.Ефимов, А.С.Ильин, С.М.Попов // Уголь. 2015. № 11. С. 37-42.

2. Ефимов В.И. Управление качеством. М.: МГГУ, 2014. 382 с.

3. Ефимов В.И. Перников В.В., Харченко В.А. Эколого-экономическая оценка эффективности разработки месторождений открытым способом. М.: МГГУ, 2011. 90 с.

4. Ефимов В.И. Приоритетные инновационные направления ОАО ХК «СДС-Уголь». «ТехГорМет 21- век». / Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»: сб. тезисов докл. III Международной научно-практ. конф. СПб., 2012. С. 48-49.

5. Ефимов В.И., Попов С.М., Федяев П.М. Формирование экономико-правовых инструментов государственно-частного партнерства для инновационного развития предприятий Кузбасса в условиях кризиса. Тула, 2015.

6. Ефимов В.И., Попов С.М., Федяев П.М. Методические основы организации привлечения инноваций для решения эколого-экономических задач в современных условиях. Повышение качества образования, современные инновации в науке и производстве // Сборник трудов международной научно-практической конференции. 2015. С. 120-122.

7. Ефимов В.И., Попов С.М., Федяев П.М. Методические основы организации подготовки кадров с учетом перспектив инновационного развития угольной отрасли // Повышение качества образования, современные инновации в науке и производстве: сборник трудов международной научно-практической конференции. 2015. С. 122-124.

8. Myaskov A.V., Popov S.M., Efimov V.I. The methodological principles of the organization of public-private partnerships for innovation development of mining enterprises in the economic crisis // Miners week 2015. Reports of the XXIII International scientific symposium. 2015. С. 178-184.

9. Рыбак Л.В. Исследование возможности повышения эксплуатационных характеристик карьерного автотранспорта за счет управления расходами горюче-смазочных материалов // ГИАБ. 2003. №11. С.131-132.

10. Рыбак Л.В. Оценка уровня повышения эксплуатационных характеристик карьерного транспорта за счет сокращения расходов на шины // ГИАБ, 2003. №11. С.129-130.

11. Ефимов В.И., Кротиков О.В. Оценка эффективности эксплуатации крупногабаритных шин на угольных разрезах ОАО «ХК «СДС-Уголь» // Известия Тульского государственного университета. Науки о Земле. 2013. № 2. С. 112-117.

Рыбак Лев Владимирович, д-р экон. наук, проф., член Совета директоров l.ryhak@sds-ugol.ru. Россия, Москва, АО «СДС-Уголь»,

Бурцев Сергей Викторович, канд. эконом. наук, техн. директор s.hurtsev@sds-ugol.ru, Россия, Кемерово, АО «ХК «СДС-Уголь»,

Ефимов Виктор Иванович, д-р техн. наук, проф., v.efimov@mirtrade.ru, Россия, Москва, НИТУ МИСиС

IMPROVE THE EFFICIENCY OF MOTOR TRANSPORT ON OPEN PIT MINES OF SC «HOLDIHG COMPANY «SBU-COAL»

L.V. Ryhak, S.V. Burtsev, V.I. Efimov

Questions of decrease in prime cost of finished goods at the enterprises of "SBU-Coal" Holding Company hy building of the unified side hoards of a cargo platform of dump trucks the Be-lAZ up to the volumes allowing to load dump trucks up to the nominal loading capacity that conducts to increase in annual production rate of a dump truck and decrease in prime cost are considered.

Key words: Coal mining, increase of productivity, decrease in prime cost, change of a design, huilding of hoards, nominal loading capacity.

Ryhak Lev Vladimirovich, Doctor of Economical Science, Professor, Memher of Board of Directors, l.ryhak@sds-ugol.ru, Russia, Moscow, JSC «HС«SDS-Ugol»

Burcev Sergei Viktorovich, Candidate of Economical Science, Vice General Director, s.hurtsev@sds-ugol.ru, Russia, Kemerovo, JSC «HС«SDS-Ugol»,

Efimov Victor Ivanovich, Doctor of Science, Professor, v. efimov@,mirtrade.ru, Russia, Moscow, National Research Technological University «MISiS»

Reference

1. Burcev S.V., Efimov V.I., Il'in A.S., Popov S.M. Metodicheskie osnovy primenenija marzhinal'nogo podhoda dlja korrekcii parametrov proiz-vodstva na razrezah SDS-Ugol' v uslovijah krizisa Ugol'. 2015. № 11. S. 37-42.

2. Efimov V.I. Upravlenie kachestvom. M.: MGGU, 2014. 382 s.

3. Efimov V.I. Pernikov V.V., Harchenko V.A. Jekologo-jekonomicheskaja ocenka jeffektivnosti razrabotki mestorozhdenij otkrytym sposobom. M.: MGGU, 2011. 90 s.

4. Efimov V.I. Prioritetnye innovacionnye napravlenija OAO HK «SDS-Ugol'». «Teh-GorMet 21- vek». / Nacional'nyj mineral'no-syr'evoj universitet «Gornyj»: sb. tezisov dokl. III Mezhdunarodnoj nauchno-prakt. Konf. SPb., 2012. S. 48-49.

5. Efimov V.I., Popov S.M., Fedjaev P.M. Formirovanie jekonomiko-pravovyh instrumen-tov gosudarstvenno-chastnogo partnerstva dlja innovacion-nogo razvitija predprijatij Kuzbassa v uslovijah krizisa. Tula, 2015.

6. Efimov V.I., Popov S.M., Fedjaev P.M. Metodicheskie osnovy orga-nizacii priv-lechenija innovacij dlja reshenija jekologo-jekonomicheskih zadach v sovremennyh uslovijah.-povyshenie kachestva obrazovanija, sovremennye inno-vacii v nauke i proizvodstve. Sbornik trudov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2015. S. 120-122.

7. Efimov V.I., Popov S.M., Fedjaev P.M. Metodicheskie osnovy orga-nizacii podgotovki kadrov s uchetom perspektiv innovacionnogo razvitija ugol'noj otrasli. V sbornike: Povyshenie kachestva obrazovanija, sovremennye innovacii v nauke i proizvodstve. Sbornik trudov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2015. S. 122-124.

8. Myaskov A.V., Popov S.M., Efimov V.I. The methodological principles of the organization of public-private partnerships for innovation development of min-ing enterprises in the economic crisis. V sbornike: MINERS WEEK 2015. REPORTS OF THE XXIII INTERNATIONAL SCIENTIFIC SYMPOSIUM. 2015. S. 178-184.

9. Rybak L.V. Issledovanie vozmozhnosti povyshenija jekspluatacion-nyh harakteristik kar'ernogo avtotransporta za schet upravlenija rashodami gorjuche-smazochnyh material ov. M.: GIAB, 2003. №11. S.131-132.

10. Rybak L.V. Ocenka urovnja povyshenija jekspluatacionnyh harakteri-stik kar'ernogo transporta za schet sokrashhenija rashodov na shiny. M.: GIAB, 2003. №11. S.129-130.

11. Efimov V.I., Krotikov O.V. Ocenka jeffektivnosti jekspluatacii krupnogabaritnyh shin na ugol'nyh razrezah OAO «HK «SDS-Ugol'».- Izve-stija Tul'skogo gosudarstvennogo univer-siteta. Nauki o Zemle. 2013. № 2. S. 112-117.

УДК 622271:622233:622235

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ПАРАМЕТРОВ ВЫСОКОТОЧНОГО БУРЕНИЯ

НА ОТКРЫТЫХ ГОРНЫХ РАБОТАХ

Л.В. Рыбак, С.В. Бурцев, В.И. Ефимов

Рассмотрена система контроля параметров бурения, установленная на буровых станках ООО «АЗОТ МАЙНИНГ СЕРВИС», позволяющая совершенствовать процесс проектирования и контроля производства буро-взрывных работ. Сбор и анализ параметров и показателей работы буровых станков определяет механические свойства пород. На основе данной информации ведется подготовка проектов производства взрывных работ с учетом свойств пород слагающих массив, а также регулируется удельный расход ВВ, в зависимости от крепости породы на предприятиях с открытой добычей угля АО «ХК «СДС-Уголь».

Ключевые слова: высокотехнологичные буровые станки импортного производства Atlas Copco: DML, DM-45; система высокоточного позиционирования ОАО «ВИСТ Групп»; проектирование буровзрывных работ; регулируемый удельный расход ВВ.

Для повышения производительности и эффективности использования горно-транспортного оборудования на предприятиях открытой угледобычи [1] АО «ХК «СДС-Уголь» (АО «ХК «Сибирский Деловой Союз») применяются современные технологии дистанционного контроля и управления производственным процессом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.