Научная статья на тему 'Повышение эффективности инновационных процессов как средство формирования международной конкурентоспособности предприятий'

Повышение эффективности инновационных процессов как средство формирования международной конкурентоспособности предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
785
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / INNOVATION PROCESSES / INTERNATIONAL COMPETITIVENESS / INNOVATION POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Румянцева Татьяна Валерьевна

В статье обоснована актуальность исследований в области повышения эффективности инновационных процессов, рассмотрено их значение при формировании международной конкурентоспособности предприятий, обозначена роль инновационной политики государства в развитии экономики страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Румянцева Татьяна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE EFFICIENCY OF INNOVATION PROCESS AS MEANS OF FORMATION OF INTERNATIONAL COMPETITIVENESS OF ENTERPRISES

In the article the urgency of research in the field of increase of efficiency of innovative processes, discussed their importance in shaping the international competitiveness of enterprises, the state designated the role of innovation policy in the development of the national economy.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности инновационных процессов как средство формирования международной конкурентоспособности предприятий»

электронный научно-экономическии журнал

№ 8(28)2016

Повышение эффективности инновационных процессов как средство формирования международной конкурентоспособности предприятий

Румянцева Татьяна Валерьевна,

канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры менеджмента организации Санкт-Петербургского государственного экономического университета e-mail: tvrfinek@yandex. ru

Аннотация: В статье обоснована актуальность исследований в области повышения эффективности инновационных процессов, рассмотрено их значение при формировании международной конкурентоспособности предприятий, обозначена роль инновационной политики государства в развитии экономики страны.

Ключевые слова: инновационные процессы, международная конкурентоспособность, инновационная политика.

Rumyantseva Tatiana, V.,

St. Petersburg State University of Economics St. Petersburg, Russian Federation

IMPROVING THE EFFICIENCY OF INNOVATION PROCESS AS MEANS OF FORMATION OF INTERNATIONAL

COMPETITIVENESS OF ENTERPRISES

Abstract. In the article the urgency of research in the field of increase of efficiency of innovative processes, discussed their importance in shaping the international competitiveness of enterprises, the state designated the role of innovation policy in the development of the national economy.

Keywords: innovation processes, international competitiveness, innovation policy.

С момента создания и в процессе функционирования все товаропроизводители должны постоянно решать проблемы обеспечения конкурентоспособности, в том числе международной, которая в современных условиях достигается за счет использования принципиально новых технологических и организационных форм. Однако исследований в области формирования международной конкурентоспособности предприятий на основе повышения эффективности инновационных процессов, на взгляд автора, проводится недостаточно.

Конкурентоспособность предприятия - это относительная характеристика, которая выражает степень отличия данного предприятия от конкурентов в сфере удовлетворения потребностей клиентов.

Под международной конкурентоспособностью понимается обладание свойствами, которые обуславливают наличие у предприятия конкурентных преимуществ, дающих возможность эффективного функционирования на международном рынке.

Международная конкурентоспособность любого хозяйственного субъекта складывается из целого ряда конкурентных преимуществ, которые выявляются на мировом рынке путем сопоставления с соответствующими показателями зарубежных фирм-конкурентов. Очевидно, что, чем шире у компании набор конкурентных преимуществ и выше их качественные характеристики, тем более благоприятные предпосылки она имеет для успешной деятельности на мировом рынке, тем более устойчивые позиции она может занять на его отдельных сегментах.

Наиболее важным конкурентным преимуществом, оказывающим влияние на формирование остальных, является эффективность инновационных процессов, от которых зависит рентабельность производства, уровень производительности труда, эффективность стратегического планирования и управления фирмой, адаптивность предприятия к меняющимся требованиям и условиям рынка.

электронный научно-экономический журнал стр 17

Инновационный процесс - это процесс последовательного превращения идеи в товар, который проходит этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства и сбыта.

По мнению автора, инновационный процесс можно обозначить как «производство нового, т.е. еще не известного потребителям блага» [5, с. 11]. Укрупненно данный процесс можно разделить на две основные стадии: первая стадия, которая является наиболее продолжительной, включает в себя научные исследования и конструкторские разработки, вторая стадия представляет собой жизненный цикл продукта.

Очевидно, что чем шире у компании набор конкурентных преимуществ и выше их качественные характеристики, тем более благоприятные предпосылки она имеет для успешной деятельности на мировом рынке, тем более устойчивые позиции она может занять на его отдельных сегментах.

Реализация инновационных процессов на предприятии сопряжена с высоким риском, поскольку всегда появляется вероятность потерь, возникающих при вложении средств в производство новых товаров и услуг, в разработку новой техники и технологий, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке, а также при вложении средств в разработку управленческих инноваций, которые не принесут ожидаемого эффекта. Тем не менее, как отмечалось автором ранее, «внедрение инноваций, совершенствование персонала и институциональные изменения согласованы друг с другом и направлены на повышение настоящего и будущего потенциала предприятия, удовлетворения его потребностей и достижения стратегических целей» [3, с. 41].Также следует обратить внимание: недооценка «даже одной из функций данного процесса может привести к тому, что ожидаемый результат не будет достигнут» [6, с. 379].

Рост конкуренции в мировом сообществе, ужесточение требований со стороны самих потребителей к качеству товаров, вхождение России в европейское образовательное пространство привели к тому, что ориентация на потребителя становится ключевым принципом в организации инновационных процессов предприятия.

Современная экономика определяет конкретные требования к повышению уровня конкурентоспособности организаций: необходимо оперативное реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования организации деятельности в соответствии с изменением конъюнктуры рынка. При этом усиливается многоаспектное значение конкурентных преимуществ компаний. В этих условиях повышение эффективности инновационных процессов как основа повышения прибыльности предприятия, обеспечивающая возможность ведения конкурентной борьбы, должно стать приоритетной целью внутрикорпоративного управления. В долгосрочном плане главным фактором производительности являются инновационные изменения в технике и организации производства, ведущие к снижению его издержек. Соответственно, предприятиям следует создать необходимые управленческие и организационные предпосылки для успешного внедрения в производство новых технических средств и технологий и обеспечения на этой основе долговременного устойчивого роста производительности.

Исследование состояния системы конкурентных преимуществ российских компаний позволяет выявить организационные резервы повышения конкурентоспособности последних. На взгляд автора, предприятиям наибольшее внимание следует уделять таким функциональным нововведениям, как испытание новых форм организации деятельности, новых технологий, более полного применения экономических факторов, методов измерения и контроля параметров качества, поскольку системные нововведения требуют значительных затрат и большего отрезка времени. Однако может наступить момент, когда системные нововведения займут преимущественное положение. Иными словами, наилучшего результата можно достичь при оптимальном сочетании возможностей общих и функциональных инноваций.

Отставание отечественных предприятий по ряду показателей часто носит достаточно объективные причины, которые «в основном обусловлены финансовыми и экономическими факторами» [4, с. 46].Следовательно, компаниям имеет смысл проводить комплексную политику, направленную на создание инновационных конкурентных преимуществ, что возможно при реализации следующих мер:

• создание экологически чистых технологий в процессе поиска путей снижения стоимости производства для повышения технологических конкурентных преимуществ фирм;

• увеличение затрат на повышение квалификации, переподготовку и подготовку кадров;

электронный научно-экономический журнал стр 18

• созданию наукоемких производств;

• научно-техническому обмену;

• направлению инвестиций в НИОКР.

Кроме того, повышение эффективности инновационных процессов может осуществляться посредством государственного регулирования:

1. Применения финансово-кредитных рычагов стимулирования инноваций. Наряду с прямой финансовой поддержкой важным инструментарием государственного стимулирования инновационных процессов являются косвенные методы, такие, как налоговые льготы, предоставление льготных кредитов, ускоренная амортизация основных фондов, сниженные государственные тарифы и другие преференции.

2. Продвижения системы стандартов качества. Международные стандарты являются источником технологических, экономических и социальных преимуществ. Они помогают гармонизировать технические характеристики продукции и услуг, делающие экономику более эффективной, а также способствуют устранению барьеров в международной торговле. Соответствие международным стандартам информирует потребителей о безопасности, эффективности и экологичности продукта.

3. Кооперации сил государственных органов, бизнеса, университетов в процессе разработки и передачи технологий. Современная практика инновационного развития предполагает формирование межфирменной кооперации. Различные формы кооперации становятся доминантной формой организации инновационной деятельности в индустриально развитых странах. Так, примерно две трети успешных инноваций в США связаны с какими-нибудь формами кооперации между компаниями, а также между компаниями и государственным сектором (правительственные агентства, федеральные лаборатории) и университетами. Инновации становятся результатом все более сложных взаимодействий между фирмами, при этом возрастает роль федерального регулирования.

Государство призвано формировать цели и принципы инновационной политики и собственные приоритеты в этой области. Целями, как правило, являются увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны; обеспечение прогрессивных преобразований в сфере материального производства; повышение конкурентоспособности национального продукта на мировом рынке; укрепление безопасности и обороноспособности страны; улучшение экологической обстановки; сохранение и развитие сложившихся научных школ.

На взгляд автора, «внедрение новых технологий эффективно решает возникавшие в прошлом проблемы, но и создает новые» [7, с.4], соответственно, государственная инновационная политика должна, прежде всего, ориентироваться на стимулирование создания благоприятного климата для инновационных процессов и обеспечивать взаимодействие между инновационной деятельностью и производством.

Несомненно, любое предприятие формирует цели своей деятельности и задачи их достижения таким образом, чтобы достичь максимальной конкурентоспособности на международном рынке в своей отрасли, при этом, как отмечалось автором ранее, необходима «разработка и реализация такой инновационной стратегии, которая не только обеспечит эффективность инновационных процессов в организации, но и будет подчинена ее общей стратегии» [2, с. 219]. Также, как отмечает большинство ученых, «региональная технологически-ориентированная (инновационная) экономика формируется в результате успешной реализации региональной промышленной и региональной технологической политики» [1, с. 17].

Исходя из изложенного, можно определить, что к основным функциям государства по поддержке инновационной деятельности относятся:

• содействие повышению инновационной активности, обеспечивающей рост конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновления производства, за счет создания программ, стимулирующих инновационную деятельность и формирования государственных заказов на НИОКР, обеспечивающих начальный спрос на инновации, которые затем получают распространение в экономике;

• содействие развитию инновационной деятельности в регионах России, межрегиональному и международному трансферту технологий, международному инвестиционному сотрудничеству,

электронный научно-экономический журнал стр 19

защите интересов национального инновационного предпринимательства, чему способствует сочетание государственного регулирования инновационной деятельности с эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационного механизма.

Таким образом, повышение эффективности функционирования предприятия на мировой арене может быть обеспечено только при условии долгосрочного, непрерывного и поступательного совершенствования всех инновационных процессов как основных детерминантов его конкурентоспособности.

Список литературы

1. Бойко И.В., Черненко В.А. Технологическая модернизация экономики российских регионов. СПб.: СПбГУСЭ, 2010. 147 с.

2. Румянцева Т.В. Внедрение процессов управления изменениями на российских предприятиях // Научные записки кафедры управления и планирования социально-экономических процессов им. заслуженного деятеля науки РФ Ю.А. Лаврикова. 2010. Выпуск 1. С.219-220.

3. Румянцева Т.В. Естественная конкуренция, как один из основных факторов развития предприятий // Современные аспекты экономики. 2015. № 2(210). С.41-43.

4. Румянцева Т.В. Основные аспекты совершенствования деятельности предприятий // Современные аспекты экономики. 2015. № 2(210). С.44-48.

5. Румянцева Т.В. К вопросу о содержании процесса реализации стратегии // Современные аспекты экономики. 2015. № 5 (213). С.9-13.

6. Румянцева Т.В. Тенденции взаимодействия маркетинговых коммуникативных и коммуникационных процессов в развитии бренда // Маркетинг взаимодействия и технологии пространственно-системной экономики: Материалы Международной научно-практической конференции. СПб.: СПбГЭУ, 2015. С.379-383.

7. Черненко В.А., Румянцева Т.В. Документационное обеспечение менеджмента.СПб.: Нестор-История, 2016. 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.