Научная статья на тему 'Повышение эффективности и качества функционирования вуза (на примере Республики Таджикистан)'

Повышение эффективности и качества функционирования вуза (на примере Республики Таджикистан) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
348
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ / ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / EDUCATION EFFICIENCY AND QUALITY / FUNCTIONING / THE MAXIMUM / EDUCATIONAL / AN INSTITUTION / PROBLEMS / FORMATION / ECONOMIC / FACTORS / STIMULATION / WORK / TEACHERS AND QUALITY / INSTRUCTORS LABOUR STIMULATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джураева Адолат Орифовна

Рассматриваются проблемы сферы образования Республики Таджикистан. Определены основные экономические факторы стимулирования труда преподавателей и совершенствования системы управления вузами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Increase High School Functioning Efficiency and Quality (Example of the Republic Tajikistan)

Problems of education sphere in the Republic Tajikistan, sources of economic growth of the country and the core economic factors of stimulation teachers work and perfection of a control system by high schools are dealt with in the paper.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности и качества функционирования вуза (на примере Республики Таджикистан)»

© Джураева А. О., 2008

ДЖУРАЕВА Адолат Орифовна

Кандидат экономических наук, доцент кафедры информационно-коммуникационных технологий

Таджикский государственный национальный университет

734017, Республика Таджикистан, г. Душанбе, ул. Рудаки, 17 Контактный телефон: (905) 800-86-71

Повышение эффективности и качества функционирования вуза (на примере Республики Таджикистан)

Ключевые слова: эффективность и качество образования, функционирование высших учебных заведений, проблемы образования, экономические факторы, стимулирование труда преподавателей.

Аннотация. Рассматриваются проблемы сферы образования Республики Таджикистан. Определены основные экономические факторы стимулирования труда преподавателей и совершенствования системы управления вузами.

Распад Советского Союза и развитие бывших союзных республик как отдельных автономно существующих государств обусловили многочисленные экономические проблемы. Это же касается и сферы образования.

Государственная политика Республики Таджикистан в области высшего образования строится на таких принципах, как равный доступ к высшему образованию, непрерывность и преемственность процесса образования, реализация приоритетных направлений развития науки, сохранение традиций и развитие достижений высшей школы, интеграция системы высшего образования в мировое образовательное пространство. Политика в области образования базируется на следующих законах и постановлениях: Конституция Республики Таджикистан, Закон Республики Таджикистан «Об образовании» (1993 г.), План реализации реформы образования в 2004-2009 гг., Государственная программа подготовки специалистов педагогического профиля на 2005-2010 гг., Закон Республики Таджикистан «О высшем профессиональном образовании и профессиональном послевузовском образовании» (2003 г.).

В сфере образования Республики Таджикистан на современном этапе можно вычленить следующие проблемы.

1. Значительное сокращение объемов государственного финансирования вузов, что обусловлено распадом единой централизованной и финансово обеспеченной системы высшего образования, с одной стороны, и политическим, экономическим и социальным кризисом - с другой.

2. Необходимость создания законодательной базы в соответствии с новыми экономическими отношениями. Как известно, система образования в бывшем Советском Союзе имела единую законодательную основу. Развитие рыночной экономики обусловило переход на рыночные отношения в сфере образования как в России, так и в выделившихся государствах, с учетом национальных особенностей, государственных интересов и социальной защищенности.

3. Необходимость расширения сети вузов с учетом политики подготовки кадров по востребованным специальностям. В плане подготовки кадров появились две дополнительные проблемы. Финансовая необеспеченность, низкий экономический и социальный уровень жизни населения привели, во-первых, к оттоку большого числа квалифи-

цированных кадров из системы образования, а во-вторых, к проблемам привлечения молодых, способных и талантливых специалистов на работу в вузы.

4. Проблемы создания новых специализированных советов по защите диссертаций, формирования национальной научной и учебной базы для повышения квалификации преподавателей высших учебных заведений.

5. Проблемы повышения качества образования, необходимость подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием в соответствии с современными мировыми стандартами.

6. Необходимость повышения социальной защищенности преподавателей и студентов. Система социальной защиты профессорско-преподавательского состава вузов ослаблена вследствие разрушения инфраструктуры высших учебных заведений и дороговизны жизни.

7. Необходимость обновления материально-технической базы вузов с учетом создания дополнительных студенческих мест, открытия новых специальностей, внедрения новых технологий обучения.

8. Потребность в современных учебных программах, которые обеспечивали бы учебно-методическую базу, переход на новые методы обучения, координацию и систематизацию разработки и издания учебников в соответствии с Законом Республики Таджикистан от 22 июля 1989 г. «О языке», без чего невозможно повысить качество подготовки будущих специалистов.

9. Необходимость развития международных связей. Вхождение Республики Таджикистан в мировое сообщество, подписание международных конвенций и актов, интеграция в систему образования, взаимообмен студентами и научными кадрами, признание адекватности дипломов, а также решение многих других вопросов, связанных с системой подготовки кадров в вузах, - все это должно способствовать широкому международному сотрудничеству, которое необходимо всесторонне развивать.

10. Ликвидация коррупции в системе образования. Низкий уровень жизни, неэффективность и несовершенство механизмов управления системой высшего образования привели к развитию коррупции, что неоднократно отмечал в своих выступлениях Президент Республики Таджикистан Э. Ш. Рахмонов.

Обратимся к анализу текущего состояния системы высшего профессионального образования Республики Таджикистан. С 1992 по 2006 г. количество вузов в Республике постоянно увеличивалось. Эта же тенденция была характерна для студентов: если в 1992 г. их насчитывалось 69,3 тыс., то в 2006 г. - 132 тыс., т. е. рост составил 190%. В Республике на 10 000 населения приходится 188 студентов. Более половины студентов обучаются на экономических и гуманитарных специальностях. Подготовка специалистов осуществляется по 167 специальностям. В настоящее время у нас насчитывается 28 учебных заведений: 13 университетов, 12 институтов, 3 академии. Общее количество преподавателей высшей школы составляет 7 623 чел.: 483 доктора наук (6,3%), 2 221 кандидат наук (29,0%) и 4 919 - без ученых степеней (64,7%). Как видим, от общего количества преподавателей не имеющие ученую степень (в процентном отношении) составляют большинство. Средний возраст остепененных преподавателей - 53 года; динамика роста заработной платы - от 9,3 сомони в 2002 г. до 41,2 сомони в 2006 г. Динамика размера стипендии студентов - от 2,1 до 30,6 сомони. По официальным данным, на 220 студентов и 20 преподавателей приходится один компьютер. Эти факторы, безусловно, влияют на качество подготовки будущих специалистов.

С 2007 г. наблюдается уменьшение как числа вузов, так и численности студентов. Проблемы в сфере высшего образования налицо: разрушена инфраструктура вузов вследствие дороговизны жизни; имеют место недостаточное внедрение новых технологий, распад централизованной (единой) политики финансового обеспечения системы образования; экономический и социальный кризис, прекращение подготовки

специалистов в центральных вузах страны, а также прекращение переподготовки кадров в центральных научных центрах; назрела острая необходимость подготовки специалистов на уровне мировых стандартов.

В 1990-е годы высшая школа Таджикистана понесла серьезные потери в кадрах из-за утечки умов в период и после гражданской войны. Нарушилась связь в системе «образование - производство», осложнилась ситуация с трудоустройством выпускников, сократились объемы научных исследований, выпуск учебной литературы, бюджетное финансирование библиотек; широкое распространение получили платные образовательные услуги, которые вытесняют обучение за счет государства.

В новых условиях для восстановления связи «образование - производство» ужесточились требования к выпускникам вузов. Современный специалист с дипломом о высшем образовании должен:

• использовать новейшие достижения в области информационных и коммуникационных технологий;

• способствовать использованию новых методов производства продукции;

• повышать способность к использованию новейших технологий по выпуску единицы продукции;

• умело распоряжаться средствами труда;

• целесообразнее использовать имеющиеся трудовые и материальные ресурсы;

• активно повышать продуктивность своего труда.

Всего этого он может достичь благодаря знаниям, приобретенным в вузе.

Для обеспечения качественного процесса преподавания вузам приходится решать следующие проблемы:

• недостаточное количество высококвалифицированных и талантливых преподавателей;

• невозможность обеспечить необходимое финансирование образовательной деятельности;

• невозможность обеспечить студентов современной литературой и доступом к информационным ресурсам;

• невозможность создать современную материально-техническую базу достаточного объема;

• недостаточно высокий уровень знаний абитуриентов;

• невозможность создать благоприятные условия для активной научной, практической, общественной, культурной и спортивной деятельности;

• неудачи в налаживании связей с предприятиями для организации прохождения практики;

• снижение интенсивности умственного труда студентов (для получения диплома достаточно приложить небольшие усилия);

• несоответствие применяемого вузом учебно-методического обеспечения образовательного процесса современным требованиям.

Следует особо подчеркнуть, что проблемы повышения качества профессорско-преподавательского состава (ППС) высших учебных заведений являются ключевыми в ряду проблем высшей школы.

В сфере высшего образования существуют четыре основных потенциальных риска (относительно вуза и государства), которые сдерживают как экономическое развитие страны, так и повышение качества образования:

1) неэффективное использования бюджетных средств;

2) недостаточное бюджетное финансирование для обеспечения качественной подготовки специалистов;

3) несовершенство нормативной базы в области высшего образования (неразработанность ГОСов и других законодательных актов, касающихся образования);

4) несовершенство системы контроля качества высшего образования.

Для большего стимулирования труда работников вузов желательно обратить особое внимание как на функции ППС (преподавательскую, научную, воспитательную и организационную), так и на способы повышения квалификации, рост педагогической компетентности, развитие человеческих и моральных качеств, повышение общей культуры, улучшение условий труда и быта преподавателей.

Труд преподавателя высшей школы можно охарактеризовать как труд высокой сложности, особенностью которого является обеспечение знаниями населения. В последнее время в технологии обучения произошли серьезные перемены, которые заметно повлияли на характер и содержание труда преподавателей вузов, что привело к изменению мотивов и стимулов их деятельности. Стимулировать трудовую деятельность преподавателей можно посредством: улучшения условий труда, изменения структуры учебного процесса, реорганизации режима работы, разработки и внедрения новых методов обучения, разработки и внедрения инновационных программ и технологий, а также финансирования вузов за счет дополнительных источников.

К основным экономическим факторам стимулирования труда преподавателей и совершенствования системы управления вузами в целом относятся:

• изменения в структуре заработной платы профессорско-преподавательского состава вузов;

• дифференциация доходов одинаковых категорий преподавателей;

• корректировка процесса распределения доходов вузов;

• повышение заинтересованности в труде;

• обоснование оптимизации соотношения основной и дополнительной заработной платы ППС в условиях формирования рыночных отношений;

• разработка комплексной методики оценки труда преподавателей вузов;

• повышение имиджа преподавателя, расширение трудовых функций.

Низкий уровень заработной платы преподавателей вузов приводит к ухудшению условий их жизни, а это обусловливает отток высококвалифицированных кадров из высших учебных заведений в другие сферы экономики. Вместе с тем низкий уровень заработной платы указывает на то, что вузы не слишком озабочены качеством образования - иначе они конкурировали бы друг с другом и частным сектором за лучших профессоров, повышая их зарплату до уровня, соизмеримого с рыночной оценкой профессиональных знаний и квалификации ведущих специалистов. Материальное благополучие большинства преподавателей зависит не от качества, а от количества «прочитанных» часов, а также от частных доходов, получение которых связано с чтением лекций в различных вузах. Официальная оплата труда профессора меньше стартовой заработной платы некоторых выпускников вузов, что заставляет преподавателей искать заработок «на стороне», отвлекаясь от основной работы, с очевидным ущербом для ее качества.

Фактором, сдерживающим процесс повышения качества образования, является и то, что преподаватели определенной категории получают одинаковый размер заработной платы независимо от качества преподавания. Оплата труда осуществляется независимо от индивидуальных методик преподавания и педагогического таланта. Однако, учитывая именно человеческий потенциал преподавателей, мы можем предположить, что в ближайшее время наша страна сможет встать в ряд с развитыми государствами, если будет опираться на образованность своих граждан, на качество человеческого капитала.

Существуют объективные индикаторы ресурсной обеспеченности вуза: уровень финансирования; структура кадрового потенциала, т. е. численность преподавателей, в том числе с учеными степенями; фонды библиотек; оснащенность техническими средствами.

Для теоретического обоснования оптимизации системы оплаты и стимулирования труда преподавателей высшей школы требуется решить следующие задачи:

• определить сущность, содержание и специфику труда работников вузов;

• определить мотивы трудовой деятельности профессорско-преподавательского персонала как предпосылки оптимизации системы стимулирования труда;

• выделить факторы, в первую очередь влияющие на создание оптимальной системы оплаты преподавателей высшей школы;

• охарактеризовать структуру стимулирующих компонентов в зависимости от поставленных конечных трудовых целей и задач;

• предложить теоретически обоснованную и практически выверенную модель оптимальной системы оплаты и стимулирования труда преподавателей высшей школы;

• проанализировать существующие стимулирующие факторы системы оплаты труда в вузах Таджикистана и за рубежом.

Мировой опыт показывает, что качество подготовки специалистов высшей квалификации в значительной степени определяется широтой внедрения новых информационных технологий в образовательный процесс. В конечном счете от уровня информатизации и внедрения технических средств зависят состояние экономики, национальная безопасность и место государства в мировой системе.

В настоящее время процесс информатизации университетов происходит в двух направлениях:

1) стихийная информатизация, которая реализует наиболее важные сферы деятельности вуза;

2) плановая информатизация со своей концепцией и программой, которая поддерживается централизованными материальными ресурсами.

В Таджикском государственном национальном университете на сегодняшний день имеются: компьютерные классы (многие из них, к сожалению, морально устарели), электронные библиотеки на уровне одного класса, определенное количество разработанных подсистем (посещаемость, сессия, договора, успеваемость, тесты); осуществлена автоматизация бухгалтерского учета.

Необходимо сформировать единый подход к созданию качественно новой информационной среды для решения комплекса задач, касающихся повышения эффективности и качества функционирования нашего вуза. Мощным дополнением к мастерству преподавателя являются компьютеризация и применение информационных технологий как новых источников и стимулов самосовершенствования. Включение информационных технологий в единое образовательное пространство позволит повысить качество образования как в нашем университете, так и в вузах страны.

Перечислим возможные пути повышения качества образования:

1) на основе использования информационных технологий:

• определение качества образования с позиций теории измерений;

• создание локальной и корпоративной сети вуза;

• повышение качества учебного процесса на основе применения компьютерной техники и мультимедийных средств;

• разработка электронных учебников и банка мультимедийных лекций;

• внедрение автоматизированных обучающих систем на базе одного предмета;

• создание электронной библиотеки (медиатеки);

• развитие дистанционного образования с использованием онлайновых технологий обучения;

• объективная оценка труда преподавателя на основе рейтинговой системы;

• совершенствование системы оплаты труда профессорско-преподавательского состава;

2) на основе использования экономических подходов:

• анализ и комплексная оценка эффективности образования;

• определение экономических показателей и факторов повышения качества образования;

• разработка методов улучшения финансовых основ повышения качества образования (бюджетное и внебюджетное финансирование);

• определение экономической эффективности труда профессорско-преподавательского состава.

Итак, важнейшей проблемой развития Таджикистана является решительный поворот проводимой в стране политики в области образования в сторону укрепления в общественном сознании представления об образовании как о ведущем факторе достижения стратегических целей становления нового общества, формирования активной позиции государства.

Источники

1. Абасов, З. Инновационность в образовании и подготовка учителей / З. Абасов // Alma Mater. 2001. № 4.

2. Blue Paper on Education. Washington D. C., 2001.

3. Human Development Report 2001 / UNDP. N.Y., 2001.

4. Trends in Education Access and financing during the Transition in Central and Eastern Europe // World Bank Technical Paper. Washington D. C., 2000. № 371.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.