Научная статья на тему 'Теоретические основы повышения качества высшего образования в Республике Таджикистан'

Теоретические основы повышения качества высшего образования в Республике Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
668
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / МЕХАНИЗМ / ФАКТОРЫ / ПРОБЛЕМЫ / СОСТАВЛЯЮЩИЕ КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шайбакова Людмила Фаритовна, Джураева Адолат

Определены основные направления образовательной политики повышения качества высшего образования. В целях повышения качества высшего профессионального образования предложено внести соответствущие изменения в общее среднее образование путем организации послешкольной годичной подготовки. Определен механизм качественной подготовки специалистов на рынке образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы повышения качества высшего образования в Республике Таджикистан»

© Шайбакова Л. Ф., Джураева А., 2009

ШАЙБАКОВА Людмила Фаритовна

Доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономики и права

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 251-96-17 e-mail: econlaw@mail.ru

джураева Адолат

Кандидат экономических наук, доцент кафедры информационно-коммуникационных технологий

Таджикский государственный национальный университет

734017, Республика Таджикистан, г. Душанбе, ул. Рудаки, 17 Контактный телефон: (905) 800-86-71

Теоретические основы повышения качества высшего образования в Республике Таджикистан

Ключевые слова: высшее образование; политика в области качества образования; механизм, факторы, проблемы, составляющие качество высшего образования; повышение качества образовательных услуг.

Аннотация. Определены основные направления образовательной политики повышения качества высшего образования. В целях повышения качества высшего профессионального образования предложено внести соответствущие изменения в общее среднее образование путем организации послешкольной годичной подготовки. Определен механизм качественной подготовки специалистов на рынке образовательных услуг.

В новых экономических условиях особую актуальность и масштабность приобретает проблема повышения качества подготовки специалистов в высшей школе. Подходы к повышению качества высшего образования в соответствии с трактовкой этого понятия могут быть условно сгруппированы по шести направлениям:

• формально-легитимный подход - степень соответствия фактического результата деятельности вуза запланированному показателю;

• предметно-отраслевой подход - степень соответствия стандартам профессии, которые формулируются группой экспертов;

• экономический подход - степень достижения целей вуза путем зачисления абитуриентов на возмездной основе;

• подход, ориентированный на удовлетворение нужд и ожиданий абитуриентов;

• подход, ориентированный на рынок труда, - степень удовлетворения требований работодателей;

• подход, ориентированный на достижение образовательным учреждением собственных целей и задач [1. С. 21-22].

Совокупность этих подходов позволяет судить о результативности деятельности высшего учебного заведения.

Основная задача повышения качества образования - формирование конкурентоспособного специалиста, умеющего творчески мыслить и действовать, постоянно учиться. Изменившиеся условия к традиционным характеристикам специалиста до-

бавили новые характеристики - социальная и профессиональная мобильность, владение иностранными языками, профессиональная самостоятельность, креативность, коммуникабельность, способность к кооперированию и др. Поэтому для получения действительно качественного образования должны быть уточнены цели, стандарты, нормы, необходимые ресурсы, т. е. образовательные программы, кадровый потенциал, контингент абитуриентов, материально-техническое обеспечение, финансы и т. д.

Качество высшего профессионального образования (КВПО) - интегральный показатель сбалансированности всех его аспектов по целям, потребностям, требованиям, нормам и стандартам. Его повышение продиктовано необходимостью преодоления кризисных процессов в развитии вузов. Факторы, сдерживающие этот процесс в Республике Таджикистан, можно разделить на внутренние и внешние.

К внутренним относятся: условия образовательного процесса, качество его реализации и качество результатов; неудовлетворительное финансирование, сокращение уровня материально-технического обеспечения; ухудшение кадрового обеспечения, старение кадров; изменение морально-психологического климата; снижение качества воспитания и образования (если говорить о внутренних потребителях вуза, то они могут быть одновременно и участниками процесса обучения, и потребителями его результатов, например: преподаватель работает со студентами, подготовленными по предыдущим дисциплинам учебного плана); мотивация и качественные характеристики студентов как потребителей образовательных услуг; интересы преподавателей как производителей; содержание и технология образовательного процесса.

Внешние факторы включают в себя: экспансию чуждых коренному населению социально-экономических стереотипов; разрушение идеологии и нравственности институтов как следствие реформ 1990-х годов; низкий уровень защиты прав субъектов образования; демографические проблемы; разрушение системы бесплатного образования; снижение доступности всех видов образования; падение престижа образования и науки; соответствие образования запросам потребителей образовательных услуг и родителей поступающих; соответствие образования государственным образовательным стандартам; имидж вуза как гарант высокого качества образования; соответствие требованиям современного рынка труда [см.: 1].

Набор абитуриентов с позиции роста качества образования является его важнейшей составляющей, так как качество знаний будущих студентов имеет решающее значение для получения положительного конечного результата. Во многих странах проблему качества набора абитуриентов пытаются решить с помощью Единого государственного экзамена (ЕГЭ) на основе единых вступительных тестов. В Таджикистане такой подход к организации набора в вуз требует дополнительного изучения, что вызвано многими проблемами, которые в первую очередь следует решить внутри страны.

Взаимосвязь всех аспектов повышения качества высшего образования отражается посредством: качества условий, качества процесса и качества результатов.

Социально-экономический аспект повышения качества образовательных услуг предполагает наличие внешнего по отношению к исследуемому объекту субъекта, имеющего определенные потребности и пытающегося удовлетворить их с помощью объекта; именно наличие потребности в объекте означает зависимость субъекта от объекта. Такая оценка практически полностью субъективна, поскольку первичным является не свойство объекта, а оценка этого свойства субъектом в сравнении с его собственными представлениями и потребностями [2].

Авторы считают, что повышение качества высшего образования в условиях рынка и кризисных явлений определяется такими аспектами, как:

• увеличение технологического разрыва с экономически развитыми странами и снижение конкурентоспособности отечественного высшего образования;

• недостаточное государственное финансирование, вынуждающее вузы развивать платное образование по непрофильным специальностям;

• слабая материально-техническая, а также учебная база;

• недостаточная квалификация, низкая оплата труда и старение преподавательского состава;

• снижение общественного статуса ученого-педагога, наличие многочисленного вспомогательного персонала вузов;

• невысокая численность студентов вузов (менее 5 тыс. чел.) (как известно, в западных университетах обучаются от 20 до 50 тыс. студентов);

• разрастающиеся коррупция и взяточничество;

• сокращение бюджетного и увеличение коммерческого приема студентов;

• сокращение потребности в специалистах технического направления из-за общего кризиса в отраслях материального производства и рост потребности в специалистах со стороны рыночных структур (банков, страховых компаний, малых предприятий);

• усиление конкуренции по экономическим и юридическим специальностям, необходимость лицензировать эти специальности в технических вузах, что приводит к утрате отраслевой специализации;

• усложненная, бюрократизированная система лицензирования, аттестации и аккредитации вузов каждые 5 лет, отвлекающая значительные средства и силы руководства вузов и мешающая ритмичному протеканию учебного процесса;

• низкий процент трудоустройства выпускников государственных вузов;

• значительная дифференциация в уровнях оплаты труда и качества образования столичных и периферийных вузов;

• фиксированный, незначительно меняющийся объем средств, выделяемых на развитие информационных технологий, при лавинообразном росте потребностей в развитии средств информатизации;

• отсутствие системного представления о состоянии ресурсов, приводящее к тому, что при создании информационной системы одновременно существует несколько служб с дублирующими функциями;

• нежелание или боязнь персонала внедрять новые информационные технологии, что приводит к сопротивлению нововведениям.

Для решения проблем повышения качества образования требуется разработать механизм ПКВО в условиях рынка, обеспечивающий дальнейшую демократизацию управления вузами, создание государственной системы непрерывного образования. Механизм обеспечения качества рыночных образовательных услуг вузов становится центральной составляющей управления системой образования «по результатам». Факторами, определяющими механизм качественной подготовки специалистов, являются аттестационные и аккредитационные требования Министерства образования Республики Таджикистан, а также Болонского соглашения к качеству образования.

Механизм качественной подготовки специалистов на рынке образовательных услуг можно представить как совокупность целого ряда составляющих:

• управление качеством подготовки абитуриента (УКПА);

• управление качеством подготовки профессорско-преподавательского состава (УКППС);

• оценка конкурса (ОК);

• интеграция науки и производства (ИНП);

• оценка жизненного уровня профессорско-преподавательского состава (ОЖУППС);

• управление повышением квалификации (УПКО);

• создание минипроизводств при высшей школе (СМП).

В соответствии с международными стандартами вузы Таджикистана перешли на многоступенчатую систему обучения, и теперь студенты имеют возможность получить образование по степеням «бакалавр» и «магистр». Однако это происходит на имеющихся мощностях и в социально-экономических условиях, не соответствующих требованиям применения данных моделей.

По мнению авторов, с учетом миграции и сложности экономической ситуации в Таджикистане необходимо организовать годичную послешкольную подготовку молодежи с целью приобретения конкретной специальности, востребованной не только на внутреннем, но и на мировом рынке труда.

Социально-экономическими факторами, определяющими необходимость качественной подготовки специалистов, являются: возросшая конкуренция на рынке образовательных услуг и труда; высокие требования потребителей образовательных услуг; применение систем менеджмента качества в сфере образования; конкурсное размещение государственного заказа на подготовку специалистов путем рейтинга вузов. Все это требует совершенствования механизма повышения качества образования в существующих условиях по следующим направлениям:

• внедрение моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающего каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального и карьерного роста;

• введение нового перечня профессий, соответствующих государственных образовательных программ, адекватных как мировым тенденциям, потребностям рынка труда, так и каждой отдельно взятой личности;

• внедрение в образовательный процесс усовершествованных образовательных технологий, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей непрерывного образования.

Известно, что для любого общества (индустриального, постиндустриального, информационного) повышение общего уровня образованности, общечеловеческого интеллекта и конкретной профессиональной эрудиции выпускника вуза, а также усиление конкуренции неизбежны. На это непосредственно влияют следующие факторы: политика, экономика, информатизация и глобализация интеграционных процессов, уровень науки, техники, технологии, образ жизни и менталитет населения, демографические и миграционные процессы, интересы всех ветвей власти и качество управления, ресурсная и нормативно-правовая база, рынок образовательных услуг, рынок труда.

Фактор «образовательная политика» реализуется с помощью институционального механизма. Образовательная политика государства (ОПГ) - это деятельность, направленная на институциональном уровне прав всех субъектов общества на получение общего и профессионального образования. В научной литературе образовательную политику рассматривают в трех аспектах: образовательная политика государства, социальная политика и образовательная политика как один из разделов социальной политики. Объектом ОПГ является общество в целом. Участником образовательного пространства выступают национальные сообщества, которые имеют специфические требования, рынки труда, образовательные услуги. В образовательной политике можно выделить два потока: первый - определяется государством и обществом и выражается в законах об образовании; второй - усилия ученых и специалистов, разрабатывающих методологические основы образовательной деятельности.

Образовательная политика государства должна учитывать специфику образования в стране, поскольку сложившаяся социально-экономическая ситуация отбросила систему образования Республики Таджикистан на несколько лет назад. Поэтому необходимо достичь образовательного уровня конца 1990-х годов, и только потом можно будет говорить об использовании западной или любой другой модели. Мы, не достигнув стартовой площадки, устремляемся в новый век с багажом нерешенных проблем: недостаточным промышленным потенциалом, миграцией, инфляцией, нехваткой педагогических кадров, в то время как до сих пор не все дети могут позволить себе пойти в обыкновенную школу. Необходимо изменить состояние школ и других учебных заведений, так как для получения качественного «продукта» - специалиста - требуется качественное «сырье» - абитуриент, студент, учащийся.

Исследования позволили определить основные направления образовательной политики повышения качества высшего образования:

• повышение статуса государственного образовательного учреждения;

• увеличение финансирования;

• информатизация и обеспечение учебным оборудованием;

• обеспечение экономической самостоятельности;

• стимулирование труда, расширение льгот и рост статуса профессорско-преподавательского состава;

• усиление нормативно-правовой базы сферы образования;

• содействие производству знаний;

• сближение образования и экономики;

• доступность в получении качественного образования;

• освоение выпускниками двух европейских языков;

• вход в мировое образовательное пространство.

Институциональные факторы определяются нормативной, ресурсной и правовой базой. Институциональный подход к образованию имеет ряд особенностей, которые становятся очевидными при сравнении его с другими подходами, прежде всего системным.

Во-первых, в его рамках образование рассматривается как элемент системы общественных отношений, взаимодействующий с другими ее элементами. Системный подход характеризует образование как таковое, вне этой связи, как определенное автономное структурно-целостное единство. Так, если институциональное рассмотрение образования подразумевает выявление его связей с производством, наукой, культурой, другими социальными институтами, системами и подсистемами, их функциональные взаимодействия, то системный подход этого не требует, поскольку образование в его рамках рассматривается как самодостаточный феномен.

Во-вторых, институциональная характеристика образования нацеливает на изучение его как определенной устойчивой и динамичной формы организации общественной жизни в сфере обучения, воспитания, профессиональной подготовки. При системном подходе обращают внимание не на организацию, а на строение, структуру образования в связи с выполняемыми им (и его подсистемами) функциями.

В-третьих (и это, может быть, самое важное), системный подход «обезличен», а институциональный предполагает анализ деятельности и взаимодействия социальных общностей в сфере образования.

С учетом этих различий образование в рамках системного подхода оказывается лишенным конкретных субъектов - участников учебно-воспитательного процесса. В границах институционального подхода образование есть не что иное, как взаимодействие социальных групп, общностей, определенным образом организованное для достижения целей и выполнения задач обучения, воспитания, развития личности, социализации, профессиональной подготовки.

Перечисленные подходы к исследованию сложных систем взаимно дополняют друг друга и позволяют получать информацию для успешного управления. Однако сам процесс получения информации, по существу, во многом сводится к системному анализу в рамках любого из этих подходов.

Изучение (анализ) систем также может производиться с разных целевых позиций. Так, В. Чекмарёв, ссылаясь на американскую классификацию методологических подходов к решению сложных проблем функционирования правительственных и деловых организаций, приводит три основные составляющие, действующие в рамках системного подхода как его разновидности:

• системный анализ (systems analysis);

• метод рассредоточенных постепенных изменений, или инкрементализм (disjoint ina'ementalism);

• клинический подход (clinical approach) [5].

Наиболее успешно из трех названных применяется инкрементализм - при внесении в существующую систему изменений, направленных на ее улучшение (это соответствует задачам модернизации системы). Он не требует точного количественного определения всех значимых для системы факторов; возможна их приблизительная оценка для того, чтобы на этой основе предпринять серию аналитических и практических шагов по совершенствованию самой системы и механизмов ее функционирования.

Суть клинического подхода, наиболее характерного для модернизации микросистем (уровень образовательного учреждения), состоит в том, что люди, ответственные за модернизацию, как правило, работающие в системе, осознают ее несовершенство. Однако из множества предлагаемых возможных путей совершенствования системы они выбирают те, которые соответствуют медицинскому принципу «не навреди». Отсюда способность реализовать лишь небольшую часть напрашивающихся новшеств, что обусловлено разного рода официальными ограничениями, инерционностью системы, конфликтностью при столкновении групповых интересов и прочих противодействующих факторов. Обычно такой подход позволяет добиться лишь локальных, иногда временных, результатов (вуз вправе разработать такую модель или воспользоваться существующими, модернизировав их под свои условия).

Модели, построенные в соответствии с требованиями и рекомендациями международных стандартов серии ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 90002001) и (или) принципами Всеобщего менеджмента качества (TQM), отвечают девяти критериям, которые разбиты на две группы: 1) возможности вуза по решению проблемы качества; 2) результаты реализации этих возможностей. В рамках девяти критериев выделены 32 подкритерия, по каждому из которых производится оценка в баллах. Максимальное количество баллов по всем критериям - 1 000.

Логическая модель повышения качества высшего образования представлена ниже (см. рисунок). Здесь основными социально-экономическими составляющими повышения качества высшего образования являются государство, общество, профессорско-преподавательский состав вузов, финансирование, поэтому наши исследования затрагивают именно эти вопросы. Таким образом, в данной модели качество образования зависит от суммы четырех составляющих:

КП = Г U О U ППС U ФП,

где КП - качественный показатель; Г - государственные органы; О - общественность; ППС - профессорско-преподавательский состав; ФП - финансовые показатели.

Все эти факторы можно условно разделить на три достаточно тесно взаимосвязанные и взаимообусловленные группы:

• мотивация (самомотивация) студента на обучение и высокое качество знаний;

• общие природные (витальные) способности студента и сформированные воспитательные качества личности к моменту поступления в вуз;

• время, целенаправленно расходуемое студентом на работу с учебным материалом.

Доступность качественного высшего образования должна определяться не размером

семейного финансового капитала, который может быть израсходован на оплату обучения, и не уровнем социального капитала семьи, который может быть «конвертирован» в студенческий билет, а уровнем способностей молодого человека, мерой таланта, высокими личностными инвестициями в человеческий капитал: усердным трудом, временем, потраченным на обучение в ущерб другим занятиям, и т. п. Сегодня эта задача обеспечивается конкурсным отбором в вузы. Однако демографические процессы в обществе, проблемы падения качества среднего общего образования, возможность получить образование «за деньги» заметно меняют уровень его доступности. Доступность, будучи мощным фактором конкурентоспособности образовательного учреждения, далеко не всегда положительно характеризует качество образовательных услуг с позиций их потребителя.

шшт?,

Функциональное обеспечение образовательного процесса

Учебный процесс

Государство

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

£ КО

Научно-исследовательский

процесс

Методический процесс. Воспитательный процесс

Производственная практика

Одом и ч е ска*. -

Выход: госзаказ, внутренний

Вход: рынок труда,

школьники, внешний

абитуриенты, рынок труда

слушатели (миграция)

курсов

ит. д.

Модель повышения качества образования

Для определения уровня доступности необходимо установить различия абитуриентов по социально-экономическим и демографическим показателям: уровень оплаты (бесплатное и платное обучение с различным размером оплаты); категория вуза (государственный и негосударственный); уровень престижности вузов; место жительства обучающихся.

К факторам, влияющим на доступность высшего образования для групп населения, которые имеют относительно худшие позиции, относятся: характеристика семьи, территориальное размещение вуза; профессионализм преподавателей в области обеспечения качественной подготовки. Кроме того, следует назвать: влияние происходящих в социально-экономических условиях работы вузов изменений на возможности «фильтрации» студентов по академическим успехам; массовость и снижение барьеров на «входе» в систему высшего образования; работа платных курсов по подготовке к поступлению в вузы; возможность введения платы за обучение в форме образовательных кредитов и субсидий для отдельных групп населения; организация целевого приема.

Различия в доступности высшего образования определяются различиями между людьми по целому ряду характеристик: уровень способностей, мотивация на получение повышенных и качественных знаний и умений; качество полученного среднего общего образования; информированность о возможностях обучения в конкретных вузах; физические возможности личности; состав семьи, уровень образования и социальный капитал, а также экономическое благосостояние семьи; уровень доходов, место жительства и др.

На сегодняшний день в Республики Таджикистан самыми важными проблемами, которые требуют повышенного внимания, являются: недостаточное финансирование; миграция трудоспособной части населения; недостаточное использование информационно-коммуникационных технологий; практически полное отсутствие стимулирования труда профессорско-преподавательского состава; низкий уровень доступности в получении качественного высшего образования.

Итак, нами определен механизм качественной подготовки специалистов на рынке образовательных услуг, включающий в себя совокупность составляющих:

• качество внешних требований в виде целей, стандартов и норм;

• качество внутренних требований в виде образовательных программ, кадрового потенциала профессорско-преподавательского состава, состава студентов, обеспечение материальной и учебной базы и финансирования;

• качественные ресурсы, т. е. качество условий в виде вложений в образование.

Кроме того, важную роль играют четкая организация учебного процесса, отрегулированные образовательные технологии, непосредственно обеспечивающие подготовку специалистов. Улучшение качественных образовательных характеристик достигается определенными средствами: мотивацией обучения, спецификой технологий, содержанием и организацией учебного процесса, повышением требований «к входу», результатами учебного процесса.

Авторы считают, что государство, сохраняя устаревший механизм оказания образовательных услуг, делает проблему повышения качества образования трудноразрешимой. Современная образовательная политика государства должна учитывать специфику Таджикстана, поскольку сложившаяся в стране социально-экономическая обстановка отбросила образование в его развитии на несколько лет назад. Поэтому необходимо достичь определенного образовательного уровня, а затем только решать вопрос об использовании других моделей, что и позволит сделать образовательная политика повышения качества высшего образования.

Источники

1. Кельчевская Н. Р., Попова М. А. Качество подготовки специалистов - основа эффективной деятельности высшей школы в условиях новых экономических отношений. Екатеринбург : УГТУ-УПИ, 2001.

2. Technology and Employment. Washington, 1987.

3. Иваницкий В. П., Пешина Э. В., Чащин А. Р. Теневая экономика в сфере услуг. Екатеринбург : Изд-во УрГЭУ, 2007.

4. Рыбаков Е. А. Преодоление кризисных процессов в развитии учреждений среднего профессионального образования. Екатеринбург, 2007

5. Чекмарёв В. В. Экономические проблемы сферы образования : в 2 ч. Кострома : ККПУ, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.