Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
144
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ / ФИНАНСИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ СРЕДСТВА / ЭНДАУМЕНТ ФОНД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Брачун Татьяна Анатольевна, Ковальчук Светлана Геннадьевна

В статье обозначены различные аспекты безопасности образовательного учреждения и сделан акцент на привлечение дополнительных внебюджетных финансовых средств как способа укрепления его экономической безопасности. Особое внимание уделено привлечению средств за счёт эндаумент фонда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY IMPROVEMENT OF FINANCIAL SUPPORT AT AN EDUCATIONAL INSTITUTION AS A COMPONENT OF ITS ECONOMIC SECURITY

The article identifies various aspects of the security of an educational institution. The authors focus on the consideration of options for attracting additional extrabudgetary funds as a way to strengthen its economic stability. Special attention should be given to raising funds at the expense of the endowment fund.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

УДК 336.648 ГРНТИ 06.71.45

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Т.А. Брачун, С.Г. Ковальчук

ФГБОУ ВО «Северо-Восточный государственный университет» 685000, Россия, г. Магадан, ул. Портовая д. 13

В статье обозначены различные аспекты безопасности образовательного учреждения и сделан акцент на привлечение дополнительных внебюджетных финансовых средств как способа укрепления его экономической безопасности. Особое внимание уделено привлечению средств за счёт эндаумент-фонда.

Ключевые слова: экономическая безопасность, сфера образования, финансирование бюджетных образовательных учреждений, внебюджетные финансовые средства, эндаумент-фонд.

EFFICIENCY IMPROVEMENT OF FINANCIAL SUPPORT AT AN EDUCATIONAL INSTITUTION AS A COMPONENT OF ITS ECONOMIC SECURITY

T.A. Brachun, S.G. Kovalchuk

Northeastern State University 685000, Magadan, ul. 13 Portovaya, Russia

The article identifies various aspects of the security of an educational institution. The authors focus on the consideration of options for attracting additional extra-budgetary funds as a way to strengthen its economic stability. Special attention should be given to raising funds at the expense of the endowment fund.

Keywords: Economic security, education, financing of state funded educational institutions, extra-budgetary funds, an endowment fund.

Образование составляет социально-экономическую сферу жизни общества. Главным критерием социально-экономической эффективности является степень удовлетворения конечных потребностей общества, и прежде всего потребностей, связанных с образованием и развитием человеческой личности.

По мнению О.В. Бескровной, «категория экономической безопасности представляет собой многоуровневое комплексное образование и включает в себя ряд "уровней": экономическую безопасность государства, региона, социальной группы и человека» [1]. Сфера образования является одним из компонентов национальной безопасности, так как обеспечивает полноценное развитие общества и всех граждан. Основные изменения в развитии системы образования России за последние 20 лет

© Брачун Т.А., Ковальчук С.Г., 2022

напрямую или косвенно связаны с человеческим потенциалом, экономикой, распределением денежных потоков, борьбой с финансовыми кризисами и т. д. Однако ряд серьёзных возможностей в повышении экономической безопасности сферы образования, основанной на её финансовой стабильности, используется зачастую недостаточно.

Как вся система образования страны, так и современные образовательные учреждения различного уровня в настоящее время имеют ряд проблем, и часто на первое место выходят именно экономические. Как считают авторы В.Н. Пугач, Е.Е. Семченко, Н.К. Алимова, «российская система образования только тогда может стать конкурентоспособной и вернуть во многом утраченные передовые позиции, когда каждое образовательное

учреждение будет иметь качественно функционирующую на высоком уровне финансовую систему» [2]. Экономические риски в сфере образования традиционно рассматриваются как важнейшая качественная характеристика

всей экономической системы. По мнению автора Ю.В. Ишмеева, экономическую безопасность образовательного учреждения следует рассматривать в трёх аспектах, показанных на рисунке 1 [3].

Рис. 1. Аспекты экономической безопасности образовательного учреждения

Рассмотрим первый аспект — ресурсное (финансовое) обеспечение образовательной организации как основополагающий фактор её экономической безопасности.

Стоит отметить, что согласно статье 12.2 Закона РФ «Об образовании» «просветительскую деятельность осуществляют органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления,

уполномоченные ими организации, а также вправе осуществлять физические лица, индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица при соблюдении требований, предусмотренных ... Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации» [4]. Таким образом, образовательное учреждение может иметь следующую организационно-правовую форму (рис. 2).

Образовательное учреждение

Государственное или муниципальное

Частное

Бюджетное

Автономное

Казённое

Рис. 2. Организационно-правовые формы образовательного учреждения

Основной источник средств бюджетных образовательных учреждений — государственный и местный бюджеты. Необходимо отметить отсутствие детальных методик проведения оценки финансового менеджмента деятельности бюджетных, казённых и автономных учреждений образовательной сферы. Проблемным вопросом построения системы показателей

эффективности деятельности бюджетных образовательных учреждений является увязка выбранной стратегии бюджетополучателя с интересами распорядителей бюджетных средств и общества в целом. В этой связи важнейшим этапом в данной реформе является построение системы мониторинга и оценки деятельности бюджетных учреждений.

Таблица 1

Виды критериев оценки деятельности бюджетного образовательного учреждения

Критерии эффективности Основной признак для формирования оценки эффективности База оценки

Правовые Отсутствие нарушений в процессе ведения деятельности налоговых, контрольно-ревизионных, прокуратуры, прочих контролирующих органов Данные проверок налоговых, контрольно-ревизионных, прокуратуры, прочих контролирующих органов

Социальные Отсутствие жалоб и положительные отзывы граждан о деятельности бюджетного учреждения Анализ обращений граждан, публикаций в прессе, опросы общественного мнения

Экспертные Мнение компетентных работников об общественной полезности и эффективности деятельности учреждения Необходимые для проведения экспертизы сведения

Прагматические Непосредственно результат деятельности образовательного учреждения Данные годовых и квартальных отчётов, прочие сведения о результатах деятельности

Каждое образовательное учреждение на основе утверждённого государственного или муниципального задания разрабатывает и утверждает ежегодный план действий организации, направленный на повышение эффективности и качества образовательной услуги, оказываемой учреждением населению. Систему показателей, позволяющих оценить социально-экономическую эффективность деятельности общеобразовательного учреждения, а также материально-финансовые условия обеспеченности качества образовательной инфраструктуры можно представить в следующем виде:

- утверждённый бюджет образовательного учреждения по доходам и расходам, т. е. план финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД) в разрезе источников финансирования (бюджетные и внебюджетные средства);

- финансирование образовательного учреждения в процентах к нормативной потребности в финансовых ресурсах для выполнения основной своей функции, здесь важно проанализировать степень удовлетворения потребности в бюджетных средствах;

- объём выделенных средств на материально-финансовую обеспеченность функционирования образовательного учреждения по направлениям.

Стоит отметить, что в отличие от бюджетных и автономных, для которых подобные ресурсы являются необходимыми с точки зрения эффективного функционирования и возможности выживания в рыночных условиях, доходы казённых учреждений от оказания платных услуг полностью поступают в соответствующий бюджет. В результате последние лишаются какого-либо стимула для ведения подобной деятельности [5].

Общеобразовательным учреждениям присущ целый ряд особенностей, на которые следует акцентировать внимание при анализе эффективности их деятельности:

- финансирование общеобразовательных учреждений в отличие от коммерческих происходит путём перераспределения бюджетных средств, а не прямого поступления от потребителя, законодательно предусмотрено получение бесплатного общего образования, поэтому учреждения, оказывая большой спектр образовательных услуг, получают средства из государственного бюджета на безвозвратной основе;

- деятельность общеобразовательных учреждений носит некоммерческий характер, поэтому формирование отрицательного финансового результата неизбежно, как правило, субвенции предполагают финансирование конкретных статей затрат, что может повлечь за собой не только расходование ресурсов в соответствии с необходимостью, а исходя из объёмов выделенных средств (например, экономию фонда заработной платы можно направить лишь на премии работникам, перераспределение на другие статьи невозможно);

- в ходе осуществления образовательной деятельности общеобразовательные учреждения расходуют свои средства согласно установленной смете доходов и расходов в соответствии с бюджетной классификацией, но, например, проведение ЕГЭ не может оплачиваться непосредственно родителями, законодательно не закреплена данная функция и за образовательным учреждением, поэтому можно сделать вывод, что это может привести к снижению оперативного реагирования на

постоянно меняющиеся условия хозяйствования общеобразовательных учреждений.

Важным моментом при формировании системы показателей для определения эффективности деятельности является этап мониторинга, поскольку бюджетная отчётность должна позволять прочно отслеживать достижение результата при выделенном финансировании и оценивать эффективность действий органов управления по реализации планов и достижению результата. Для этой цели резуль-

таты деятельности учреждений должны быть заранее определены обществом и являться предметом отчёта органов управления образованием перед законодательной властью и перед населением.

Авторы А.В. Дьячкова и Л.И. Кулькова предлагают совершенствование системы финансирования образовательных учреждений путём поиска оптимальной бизнес-модели [6]. В таблице 2 показаны преимущества и ограничения моделей.

Таблица 2

Сравнительная матрица затратной и инвестиционной моделей финансирования образования

Вид модели Преимущества модели Ограничения модели

Затратная модель Равенство образовательных организаций в получении муниципальных субсидий, пропорциональность выделенных средств затратам образовательной организации, гарантия равных стартовых возможностей в предоставлении качественных образовательных услуг для учебных заведений и потребителей в условиях территориального зачисления в первый класс Недостаточная заинтересованность в инновационной деятельности и затруднения в реализации новых инвестиционных и инновационных проектов Пассивная стратегия со стороны образовательной организации (отсутствие конкуренции) Ограничение свободы привлечения финансовых средств спонсоров и партнёров

Инвестиционная модель Гибкость, адаптивность образовательной организации к новой экономике Возможность формирования индивидуальных образовательных траекторий Свобода в управлении финансовыми ресурсами Система партнёрства и спонсоров Конкуренция проектов и образовательных организаций Диверсификация доходов Эффективность использования ресурсов за счёт увязки результата, затрат и конкуренции Правовое оформление новых институций и взаимоотношений Активная позиция со стороны образовательной организации из-за конкуренции Необходимость ведения управленческого учёта Риски инновационных проектов Репутационные риски в связи с усилением коммерциализации образовательной организации

Для ещё более прозрачной процедуры корректировки целей на будущий бюджетный цикл необходимо создать механизм обратной связи с потребителями образовательных услуг. Поэтому начинать разработку бюджета, направленного на эффективное использование бюджетных средств, следует с достижения общественного определения стратегических целей отрасли образования в части образовательных учреждений на основе анализа эффективности их деятельности.

Немаловажным является также использование основных преимуществ программного бюджетирования как основы новой бизнес-модели в образовании, позволяющих решить следующие задачи:

- формирование системы образовательных проектов, включающее постановку цели, обоснование средств для её достижения, оценку

рисков, формирование партнёрских соглашений, что обеспечивает гибкость и индивидуализацию образовательных траекторий, адаптивность к новым вызовам цифровой экономики, постоянное совершенствование качества образования;

- реализация конкурентного подхода в распределении ресурсов как между проектами, так и между образовательными организациями, что повышает эффективность использования средств спонсоров, взаимообусловленность выделения ресурсов с результатами деятельности образовательных организаций;

- расширение системы партнёрства образовательной организации, включающей не только органы муниципальной власти, но и общественные организации, население (в том числе родителей), коммерческие организации в качестве спонсоров, заказчиков, потребителей;

- обеспечение диверсификации доходов образовательной организации, возможность реализации инвестиционной и инновационной деятельности;

- предоставление учебным заведениям большей свободы в управлении своими финансовыми ресурсами.

Независимо от специфики и объёмов деятельности ключевыми вопросами управления финансами любой организации являются вы-

бор источников финансирования, управление активами и финансовыми результатами. В современной, быстро меняющейся экономической ситуации практически невозможно добиться положительных результатов, не планируя действий и не прогнозируя последствий на рынке образовательных и иных услуг.

Рассмотрим возможности привлечения дополнительных доходов на примере общеобразовательной школы (рис. 3).

За счет дополнительных платных образовательных услуг

Способы привлечения дополнительных внебюджетных средств

От сдачи в аренду основных фондов

За счёт эндаумент-фонда

Рис. 3. Способы привлечения дополнительных внебюджетных средств

Привлечение дополнительных средств не влечёт за собой снижения нормативов бюджетного финансирования. Платные образовательные услуги оказывают практически все образовательные организации. Цель оказания платных образовательных услуг в общеобразовательном учреждении — привлечение дополнительных доходов, а также решение социальных задач, ради которых они созданы.

В качестве платных услуг можно предложить (табл. 4 и 5):

1. Услуги по прохождению адаптации детей к школе. Это может быть группа со свободным режимом пребывания: родители могут приводить детей на 2 часа в течение шестича-

Расчёт расходов и доходов

сового интервала, например, с 8.00 до 12.00 или с 15.00 до 18.00. Предполагается проведение игровых уроков;

2. Услуги по углублённому изучению предметов. В настоящее время наиболее востребованными предметами являются математика, физика, информатика, иностранный язык;

3. Организация спортивных секций, так как в школе имеется большой, обустроенный раздевалками и спортивным инвентарём спортивный зал. В школе проводится секция по волейболу, можно предложить также баскетбол. С этой целью необходимо будет вычислить полную себестоимость вышеуказанных услуг.

Таблица 4

на дополнительные услуги

Исходные данные Группа по изучению английского языка Секция по баскетболу

Количество отработанных часов в год, час. 544 (4 группы х 136 часов) 272 (2 часа х 4 дня х 34 учебных недели, 4 группы)

Ставка за час, руб. 300 300

Расходы на оплату труда, руб. 163 200 (544 х 300) 81 600 (272 х 300)

Начисления на заработную плату (30 %) 48 960 (163 200 руб. х 30 %) 24 480 (81 600 руб. х 30 %)

Расходные материалы, руб. 20 000 (500 руб. х 40 чел.) 12 000

Всего прямых расходов, руб. 214 160 118 080

Доходы, руб. 360 000 (40 чел. х 1000 руб. х 9 мес.) 226 800 (28 чел. х 900 руб. х 9 мес.)

Чистый доход, руб. 145 840 108 720

Из таблицы 4 видно, что для изучения по 10 человек. Предусмотрены расходы на английского языка предполагается 4 группы оплату труда, на начисления на заработную

плату, на материалы (бумага, учебные пособия и другие). Приведены расчёты по расходам и доходам от проведения секции по баскетболу. Предполагается набрать 28 человек, чтобы получилось 4 команды по 7 человек. В таблице 5

приведены аналогичные расчёты по реализации платных услуг от реализации занятий в группе по подготовке и адаптации к школе и группе по изучению информационных технологий.

Таблица 5

Расчёт расходов и доходов на дополнительные услуги

Исходные данные Группа по подготовке и адаптации к школе Группа по изучению информационных технологий

Количество отработанных часов в год, час. 544 (4 группы х 136 часов) 544 (4 группы х 136 часов)

Ставка за час, руб. 300 300

Расходы на оплату труда, руб. 163 200 (544 х 300) 163 200 (544 х 300)

Начисления на заработную плату (30 %) 48 960 (163 200 руб. х 30 %) 48 960 (163 200 руб. х 30 %)

Расходные материалы, руб. 20 000 (500 руб. х 40 чел.) 48 000 (1 000 руб. х 48 чел.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Всего прямых расходов, руб. 214 160 260 160

Доходы, руб. 360 000 (40 чел. х 1000 руб. х 9 мес.) 432 000 (48 чел. х 1000 руб. х 9 мес.)

Чистый доход, руб. 145 840 171 840

Посчитаем рентабельность платных услуг. Она определяется как соотношение доходов от оказания платных услуг и расходов, осуществление которых непосредственно связано с оказанием платных услуг, а именно расходов учреждения на оплату труда с начислениями и расходов на приобретение услуг. Расчёт рентабельности от вышеназванных

Расчёт рентабелы

платных услуг представлен в таблице 6, её значение составляет 58,5 %.

Образовательная организация может получать дополнительный доход также от сдачи в аренду закреплённых за ней объектов собственности. Проанализируем возможность предоставления в аренду спортивного зала, столовой или помещений под кафе.

Таблица 6

ти платных услуг

Показатели Значения

Доходы от оказания платных работ (услуг), руб. 1 378 800

Расходы, связанные с оказанием платных услуг, руб. 806 560

Рентабельность платных работ (услуг), % 58,5

Рассчитаем примерное время, когда спортивный зал можно сдавать в аренду. Поскольку работники предприятий могут ходить в зал для занятий спортом либо вечером, либо в выходные дни. Например, два часа в будние дни с 19 до 21 часа или в выходные с 14 до 18 часов. Таким образом, можно предоставлять

Расчёт доходов от

зал примерно двум-трём предприятиям. Для примера возьмём два предприятия. Примерно по 4 000 тыс. руб. в месяц от каждого. Также можно предоставлять помещения для аренды кафе. Вкусная выпечка и хороший кофе всегда пользуются спросом. В таблице 7 представлен примерный расчёт от аренды помещений.

Таблица 7

>енды помещений

Объект аренды Сумма аренды в месяц Годовой доход

Спортивный зал 8 000 96 000

Помещение под кафе 15000 180 000

Всего 23 000 276 000

Итоговая сумма дохода от дополнительных платных услуг и сдачи в аренду помещений равна: 1 378 800 + 276 000 = 1 654 800 руб.

Далее рассмотрим возможность привлечения дополнительных финансов путём создания целевого эндаумент-фонда.

Основная идея эндаумент-капитала заключается в предоставлении долгосрочной финансовой поддержки некоммерческим организациям путём надлежащего инвестирования средств, привлечённых в ценные бумаги, банковские депозиты и другие финансовые инструменты. Такие инвестиции обеспечивают некоммерческим организациям годовой доход в виде дивидендов, процентов по вкладам и

других выплат [7, с. 78]. В сфере образования наиболее распространена недвижимость целевого капитала, которая формируется и управляется по следующим моделям. В соответствии с федеральным законом «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» государственные учреждения не вправе самостоятельно формировать целевые фонды и становиться собственниками [8].

Для создания целевого капитала государственные и муниципальные образовательные учреждения должны зарегистрировать другое юридическое лицо в организационно-правовой форме, показанной на рисунке 4.

Автономная некоммерческая организация

Общественная организация

Общественный фонд

Религиозная организация

Рис. 4. Организационно-правовые формы для создания эндаумент-фонда

При создании фондов учреждения не могут вносить собственные средства. Государство предоставляет налоговые льготы для формирования целевого капитала и получения

дохода от доверительного управления целевым капиталом [8]. Преимущества и недостатки создания эндаумент-фондов при учреждениях образования показаны в таблице 6.

Таблица 6

Преимущества и недостатки создания эндаумент-фондов при учреждениях образования

Преимущества Недостатки

Улучшение финансовой стабильности и устойчивости учреждения образования на рынке Значительные финансовые, организационные и временные затраты на формирование целевого капитала и управление им

Дополнительный источник финансирования деятельности учреждения образования Положительный эффект от формирования целевого капитала проявляется не сразу

Возможность наращивания целевого капитала за счёт грамотного управления Необходимость привлечения высококвалифицированных специалистов из различных сфер деятельности (инвестирование, фандрайзинг, налогообложение)

Налоговые льготы при формировании целевого капитала и получении доходов от доверительного управления целевым капиталом на долгосрочной основе Необходимость ведения отдельного бухгалтерского учёта

Возможность долговременного использования Необходимость внутренних организационных преобразований в структуре управления учреждением образования

Целевой характер использования целевого капитала и доходов от него Временные, организационные и финансовые затраты на установление и развитие коммуникаций с донорами

Повышение доверия со стороны частных и корпоративных доноров, «прозрачность» работы эндаумент-фондов в силу законодательных требований публикаций годовых отчётов Инвестиционные и финансовые риски, связанные с обесценением акций, потерей рыночной стоимости активов

Развитие коммуникаций с донорами, наличие обратной связи Конфликт между разовым и долгосрочным финансированием учреждения образования Сокращение прямых пожертвований

Фонд формируется за счёт бюджетных населению города. Средства фонда расходу-средств и средств, привлечённых в качестве ются на следующие цели, показанные на ри-пожертвований на развитие социальных услуг сунке 5.

Оплата труда работников как состоящих в штате, так и привлекаемых по договорам

Содержание зданий (включая расходы на коммунальные услуги, освещение, текущий ремонт и др.), оборудования

Оснащение образовательного учреждения современными техническими средствами и оборудованием

Проведение капитального ремонта

X

Л

Другие затраты, связанные с основной деятельностью организации

Рис. 5. Цели использования эндаумент-фонда

Нецелевое использование средств фонда запрещается.

Таким образом, привлечённые негосударственные финансовые средства аккумулируются в эндаумент-фонде развития образова-

тельного учреждения и в дальнейшем будут используются для финансирования социально значимых проектов по увеличению платных услуг. Этапы реализации эндаумент-фонда показаны на рисунке 6.

Г

Создание на базе образовательного учреждения Клуба деловых людей для

решения профессиональных, социальных и иных проблем

Создание фандрейзинговой группы, деятельность

которой будет направлена на поиск

и привлечение финансовых доноров

Проведение компаний по привлечению и аккумулированию финансовых средств для поддержки и развития услуг, оказываемых населению

Г

Подготовка рекламных мест с целью размещения на них информации

о спонсорах и благотворителях

Рис. 6. Этапы реализации эндаумент-фонда

Схемы привлечения внебюджетных источников могут быть различны: от вступительного взноса в оргкомитет до проведения фандрейзинговых кампаний и благотворительных мероприятий. Методы реализации

фандрайзинговой кампании показаны на рисунке 7 [9]. В нашем случае создаётся отдельное юридическое лицо — специализированная организация, осуществляющая все операции с целевым капиталом (рис. 8).

Рекламная кампаний в средствах массовой информации Распространение брошюр, буклетов по почте

1

V

Размещение наружной рекламы Обращение к потенциальным спонсорам по телефону

V 1

Личные беседы Приобретение под держки влиятельных, известных лиц

V I

Культурные благотворительные мероприятия

Рис. 7. Методы реализации фандрайзинговой кампании

Рис. 8. Схема учреждения целевого капитала через специализированную организацию

В течение двух месяцев со дня, когда сумма средств, поступивших на формирование целевого капитала, достигнет 3 000 000 рублей, учреждение обязано перечислить эти средства управляющей компании. С момента передачи средств в доверительное управление целевой капитал считается сформированным.

Как отмечалось выше, целевой капитал в обязательном порядке передаётся в доверительное управление управляющей компании. Мы проанализировали рейтинг надёжности и качества услуг управляющих компаний, который представляет собой мнение рейтингового агентства «Эксперт РА» о способности управляющей компании выполнять существующие обязательства перед клиентами и качестве услуг, предоставляемых компанией. В первых рядах по рейтингу такие компании, как «Альфа-капитал», «Вим-инвестиции», «Газпромбанк-управление активами», «Ингосстрах-инвестиции», «Первая» [10].

В связи с санкциями, объявленными в начале 2022 г. ведущим банкам, предложим разместить эндаумент-фонд в управляющей компании «Ингосстрах-инвестиции».

Средние доходы от доверительного управления целевым капиталом в 2021 г. составили 10 % [10]. В связи со сложившейся ситуацией на фондовом рынке и рынке инвестиций в 2022 г. заложим доходность на первый год управления 8 %. Рассчитаем доходность эндаумент-фонда.

Управление целевым капиталом сопряжено с достаточно высокими расходами. На вознаграждение управляющей компании уходит 8-10 % дохода от доверительного управления, полученного за отчётный год. Для расчёта доходности доверительного управления управляющей компанией возьмём показатель на 2022 г. в 8 %, в последующие годы этот показатель увеличим на 2 % по результатам прогнозов аналитиков (табл. 8).

Таблица 8

Расчет дохода целевого капитала от доверительного управления

Показатели Сумма, в руб.

1 год 2 год 3 год

Сумма эндаумент-фонда, руб. 3 000 000 4 000 000 5 000 000

Доходность(8-10-12)% 240 000 400 000 600 000

Вознаграждение управляющей компании, (8 -10-12)% 19 200 40 000 72 000

Чистый доход от доверительного управления 220 800 360 000 528 000

Доходы, полученные от инвестиционной деятельности, освобождаются от уплаты налога на прибыль. Для того чтобы целевой капитал стал приносить в бюджет учреждения ощутимый вклад, необходимы годы и активное привлечение дополнительных средств. Рассмотренные варианты привлечения внебюджетных средств дадут образова-

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бескровная (Акулич) О.В. Экономическая безопасность региона (на примере Магаданской области) // Инновации и инвестиции. 2022. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-bezopasnost-regiona-na-primere-magadanskoy-oblasti.

2. Пугач В.Н. Основы экономики образования : учебное пособие / В.Н. Пугач, Е.Е. Семченко, Н.К. Алимова. М. : Мир науки, 2017. URL: http://izd-mn.com/PDF/19MNNPU17.pdf.

3. Ишмеев Ю.В. Экономическая безопасность образовательной организации / Ю.В. Ишмеев. URL: https://confes.fb.tusur.ru/sites/default/files/presentations/ Ishmeev.pdf.

4. Об образовании в Российской Федерации : Федер. закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 дек. 2012 г. № 53 (часть I) ст. 7598.

5. Полозюк К.А. Организация управленческого учета в бюджетных учреждениях / Е. А. Полозюк, И.А. Лукашова; Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михайла Туган-Барановского. URL: http://www.rusnauka.com/ 14_NPRT_2010 / Economics/66896.doc.htm.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Дьячкова А.В. Финансирование образовательного учреждения: поиск оптимальной бизнес-модели / А.В. Дьячкова, Л.И. Кулькова // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28762.

7. Эндаумент-фонды (фонды целевого капитала) государственных и муниципальных образовательных учреждений: организация деятельности, состояние и перспективы развития: практическое руководство / Я.М. Миркин (руководитель проекта), К.Б. Бахтараева, А.В. Левченко, М.М. Кудинова (при участии Т.В. Жуковой). М. : Финансовый университет, 2010. 144 с.

тельному учреждению дополнительные финансовые возможности, что повлияет на качественное оказание образовательных услуг и повысит экономическую безопасность в этом аспекте, так как в основе экономической безопасности отдельного образовательного учреждения лежит возможность его устойчивого роста и развития, реализации его целей и задач.

REFERENCES

1. Beskrovnaya (Akulich) O.V. Ekonomi-cheskaya bezopasnost' regiona (na primere Magadanskoy oblasti) // Innovatsii i investitsii. 2022. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-bezopasnost-regiona-na-primere-magadanskoy-oblasti.

2. Pugach V.N. Osnovy ekonomiki obrazovaniya: uchebnoe posobie / V.N. Pugach, E.E. Semchenko, N.K. Alimova. M. : Mir nauki, 2017. URL: http://izd-mn.com/PDF/19MNNPU17.pdf.

3. Ishmeev Yu.V. Ekonomicheskaya bezopasnost' obrazovatel'noy organizatsii / Yu.V. Ishmeev. URL: https://confes.fb.tusur.ru/sites/default/files/presentations/ Ishmeev.pdf.

4. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii : Feder. zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ // Sobranie za-konodatel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 31 dek. 2012 g. № 53 (chast I) st. 7598.

5. Polozyuk K.A. Organizatsiya upravlen-cheskogo ucheta v byudzhetnykh uchrezhdeniyakh / E.A. Polozyuk, I.A. Lukashova; Donetskiy natsional'nyy universitet ekonomiki i torgovli imeni Mikhayla Tugan-Baranovskogo. URL: http://www.rusnauka.com/ 14_NPRT_2010 / Economics/66896.doc.htm.

6. D'yachkova A.V. Finansirovanie obra-zovatel'nogo uchrezhdeniya: poisk optimal'noy biznes-modeli / A.V. D'yachkova, L.I. Kul'kova // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2019. № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28762.

7. Endaument-fondy (fondy tselevogo kapitala) gosudarstvennykh i munitsipal'nykh obrazovatel'nykh uchrezhdeniy: organizatsiya deyatel'nosti, sostoyanie i perspektivy razvitiya: prakticheskoe rukovodstvo / Ya.M. Mirkin (rukovoditel' proekta), K.B. Bakhtarae-va, A.V. Levchenko, M.M. Kudinova (pri uchastii T.V. Zhukovoy). M. : Finansovy universitet, 2010. 144 s.

8. О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций: Федер. закон от 30 дек. 2006 г. № 275-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007 г. № 1. Ст. 38.

9. Фейгельман Н.В. Фандрайзинг в системе деятельности некоммерческих организаций учреждений. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fandrayzing-v-sisteme-deyatelnosti-nekomercheskih.

10. Рэнкинг УК по объему активов эндаумент-фондов (фондов целевого капитала) на 31.12.2021. URL: https://raexpert.ru/rankingtable/managing/ uk 2021/tab12/.

8. O poryadke formirovaniya i ispol'zovaniya tselevogo kapitala nekommercheskikh organizatsiy: Feder. zakon ot 30 dek. 2006 g. № 275-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii. 2007 g. № 1. St 38.

9. Feygel'man N.V. Fandrayzing v sisteme deyatel'nosti nekommercheskikh organizatsiy uchrezhdeniy. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ fandrayzingvsistemedeyatelnostinekomercheskih.

10. Renking UK po ob'emu aktivov endaument-fondov (fondov tselevogo kapitala) na 31.12.2021. URL: https://raexpert.ru/rankingtable/managing/ uk 2021/tab12/.

Татьяна Анатольевна Брачун — доктор философских наук, доцент; Светлана Геннадьевна Ковальчук — кандидат экономических наук, доцент, sgkovalchuk@yandex.ru; Северо-Восточный государственный университет.

Tatiana Anatolievna Brachun — Doctor of Philosophy, Associate Professor; Svetlana Gennadievna Ko-valchuk — Cand. Sc. {Economics}, Associate Professor, sgkovalchuk@yandex.ru; Northeastern State University.

Статья поступила в редакцию 16.08.2022 г.

Информационная поддержка научной периодики

Полис. Политические исследования

Виньо А., Байков А., Калюжнова Е. РОССИЙСКОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ: КОНСТРУКТИВИСТСКИЙ ВЗГЛЯД. — 2022. — № 4. — С. 47-62. https://doi.org/10.17976/jpps/2022.04.05

Анализируется способность норм противостоять шоковым воздействиям, которые приводят к радикальному изменению материальных условий, и показано, что значительные сбои в контексте реализации норм могут привести к нормативным разворотам. Авторы с точки зрения теории рассматривают «разворот норм» на примере российского сектора высшего образования, раскрывая, как вооружённый конфликт 2022 г. на Украине и западные санкции повлияли на внедрение нормы университетов мирового уровня в России.

Результаты качественного тематического исследования, основанного на 24 экспертных интервью, свидетельствуют о том, что, хотя интернализованные нормы могут пережить сдвиги в материальных условиях, необходимость их адаптации к меняющемуся контексту и новым политическим целям приводит к их искажению. Международная норма, касающаяся университетов мирового уровня, реализуемая в России в рамках Проекта 5-100 и инициативы «Приоритет 2030», сталкивается с исключительными вызовами, которые привели не к отказу или развороту нормы, а к её ремоделированию для достижения новых целей. Влияние российского нормативного «редизайна» в сфере высшего образования также открывает новый этап в реализации международной нормы для университетов мирового уровня, отмеченный отказом от западноцен-тричной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.