Научная статья на тему 'Повышение эффективности деятельности организаций на основе развития современных видов обучения по охране труда'

Повышение эффективности деятельности организаций на основе развития современных видов обучения по охране труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
139
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ РИСКИ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ОХРАНА ТРУДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вашаломидзе Елена Валерьевна, Елин Альберт Максимович

Авторами статьи анализируются вопросы повышения эффективности деятельности организаций на основе изменений в системе обучения охране труда и повышения личной ответственности граждан, работодателей и организаций, основанных на положениях приказа Министерства труда и социальной защиты «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of organization efficiency with modern educational methods in labor protection

We analyze questions of organization efficiency improvement based on changes in the system of education in labor protection and personal responsibility. The changes concern the Order of Ministry of Labor and Social Affairs about the new educational methods in labor protection and its examination.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности деятельности организаций на основе развития современных видов обучения по охране труда»

эввмашаюш^аошмяишшшащашмыше 5

УДК 331.45

Повышение эффективности деятельности организаций на основе развития современных видов

обучения по охране труда

Е. В. Вашаломидзе,

ФГБУ «НИИ труда и социального страхования», кандидат экономических наук

А. М. Елин,

ФГБУ «НИИ труда и социального страхования», аспирант

Авторами статьи анализируются вопросы повышения эффективности деятельности организаций на основе изменений в системе обучения охране труда и повышения личной ответственности граждан, работодателей и организаций, основанных на положениях приказа Министерства труда и социальной защиты «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда».

Ключевые слова: социальные производственные риски, человеческий капитал, охрана труда.

В рамках реализации современных подходов развития социально-трудовых отношений в сентябре 2012 года Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации опубликовало проект приказа «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда». Новые подходы в области охраны труда планируют ввести в действие с 1 июля 2013 года, поэтому ранее действующее постановление Минтруда и Минобразования № 1/29 [1] признано утратившим силу.

С позиции снижения социальных производственных рисков внедряемые механизмы обучения должны дать положительный эффект, открыть новые возможности для распространения знаний, повысить качество трудовой деятельности и обеспечить большую гибкость системы переподготовки кадров в соответствии с потребностями экономики. Практика доказывает, что эффективность деятельности организаций возрастает за счёт сокращения заболеваемости и травматизма работников. Инвестиции работодателей в охрану труда и здоровье приводят к сокращению заболеваний и смертности, продлевают трудоспособную жизнь человека.

Понятие «человеческий капитал» сегодня фигурирует в исследованиях довольно часто. Под ним понимается, например, имеющийся у человека запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые содействуют производительности труда и влияют на рост доходов [2]. Выделенная в [3] формула «человеческого капитала» имеет следующий вид:

ЧК=Кз+Кк+Ко,

где ЧК - человеческий капитал;

Кз - капитал здоровья;

Ко - капитал образования;

Кк - капитал культуры.

Сохранению и преумножению человеческого капитала на различных этапах становления общества уделялось и уделяется серьёзное внимание, поскольку от этого зависит процветание и благополучие общества в целом и каждого его члена в отдельности. Разработка и внедрение новых форм обучения, современных образовательных и информационных технологий в области организации и охраны труда приобретают системный и последовательный характер. Однако развитие этого процесса должно сопровождаться совершенствованием организационных и управленческих функций на различных стадиях становления.

В новом Порядке уточнены и введены понятия ряда форм обучения.

1. Специальное обучение по охране труда для руководителей и специалистов по охране труда.

2. Инструктажи по охране труда.

3. Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ.

4. Обучение методам и приемам оказания первой помощи пострадавшим на производстве.

Весь процесс развития и становления производственной деятельности доказал, что проблемы подготовленности, уровня квалификации и компетентности кадров находятся в неразрывной связи с технологическим и техническим состоянием производства или его отдельных процессов. Развивая или разрабатывая современные технологии или готовясь к развитию новых производств, необходимо уже на ранних стадиях думать о том, кто именно, какой персонал будет осуществлять практическое выполнение производственных операций на различных его этапах [4].

Введены нормы временных различий в продолжительности обучения в области специальной подготовке по охране труда для разных категорий (табл.).

Таблица

Объём учебных часов Категория обучаемых

Не менее 18 учебных часов Руководители организаций и их заместители, работодатели, индивидуальные предприниматели; члены комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.

Не менее 40 учебных часов Главные специалисты технического и производственного профиля (главный инженер, главный энергетик, главный механик, главный технолог и т. д.) и их заместители; руководители и специалисты, осуществляющие организацию и руководство выполнением работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за выполнением работ на рабочих местах.

Не менее 72 учебных часов Руководители и специалисты служб охраны труда, работники, на которых приказом работодателя возложены функции специалиста по охране труда; председатели, заместители председателей и члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций; руководители и специалисты аккредитованных в установленном порядке организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, непосредственно участвующие в деятельности по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, обучении по охране труда и проверке знаний требований охраны труда, осуществлении функции службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек.

Не менее 144 учебных часов Руководители и специалисты служб охраны труда, работники, на которых приказом работодателя возлагаются функции специалиста по охране труда, не имеющие профессиональной подготовки и стажа работы в области охраны труда.

В проекте приказа «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда» дано описание возможности реализации современных подходов к обучению при использовании активно-образовательных технологий обучения, таких как деловые игры, тренинги, анализ конкретных ситуаций.

Учитывая высокий темп информационных потоков и широкого применения современных коммуникативных технических средств, допускаются дистанционные образовательные технологии, применение которых в обязательном порядке предусматривает обеспечение обучающихся нормативными документами, учебно-методическими материалами и электронными учебными курсами, тестирование, обмен информацией обучающихся с преподавателем (тьютором), участие обучающихся в интернет-конференциях и вебинарах.

Специалисты Института информатизации образования ЮНЕСКО уже отмечали следующие направления формирования перспективной системы образования:

- повышение качества образования путём фунда-ментализации, применения различных подходов с использованием новых информационных технологий;

- обеспечение опережающего характера всей системы образования, её нацеленности на проблемы будущей постиндустриальной цивилизации;

- обеспечение большей доступности образования для населения планеты путём широкого использования возможностей дистанционного обучения и самообразования с применением информационных и телекоммуникационных технологий;

- повышение творческого начала (креативности) в образовании для подготовки людей к жизни в различных социальных средах [4].

Согласно новым подходам, организации, осуществляющие обучение в области охраны труда, имеют право на составление рабочих программ и учебно-тематических планов, правда, с учётом перечня вопросов, подлежащих обязательному включению (в объёме не менее 30 % от общего количества учебных часов по учебным программам) для всех категорий обучаемых. Установлено требование к обучающим организациям осуществлять проверку знаний с обязательным применением компьютерного тестирования с использованием единого программного комплекса и по единым тестовым вопросам. Указанное требование распространяется на проведение обучения не только в обучающих организациях, но при проведении подобных занятий на территории работодателя.

В целях повышения личной ответственности работодателей, каждого конкретного сотрудника, специалистов образовательных организаций и учебных центров, осуществляющих обучения в области охраны труда, вводится обязательный учет реестров обученных лиц с ежемесячным предоставлением данных в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных, а также ежеквартально в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.

В дополнение к изложенному необходимо отметить, что стабильное и гармоничное взаимодействие окружающей среды и общества не определяется исключительно уровнем развития экономики, науки и технологий, даже если государственная и производственная системы организованы с позиции рационального природопользования. Человек создал новый класс вещества в биосфере - третичную антропогенную продукцию, включающую искусственные вещества и материалы, машины и механизмы, здания и сооружения, отходы производства и

ЭНЕРГОБЕЗОПАСНОСТЬ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ I утш.еп(М.:ш

№ 4(52) 2013, июль-август

потребления [5]. Для единства природы и общества от каждого из нас требуется определенный уровень восприятия окружающего мира и, как следствие, культура коммуникации с ним в соответствии с принципами экологического мировоззрения и общепринятыми ценностями. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации направлена на формирование инновационного, социально-ориентированного типа развития:

- экономики, основанной на знаниях;

- высокой инновационной активности;

- роста качества человеческого капитала и эффективности его использования.

Для обеспечения опережающих темпов развития российской экономики необходим четко выстроенный действующий механизм, позволяющий в короткие сроки предложить решение задачи по переподготовке кадров. Для внедрения стратегической траектории развития экономики и поддержания инноваций нужны успехи в охране здоровья людей, что позволит сократить смертность, потери трудоспособности, снизить заболеваемость. Решение этих задач возможно при последовательном и систематическом обновлении уровня общей подготовки работников, повышении чувства их ответственности за сохранение собственного здоровья и здоровья рядом работающих, а также освоении современных обучающих технологий.

Литература

1. Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций. Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ № 1/29 от 13 января 2003 г.

2. Экономическая теория. / Под. ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. - СПб.: Изд. СПбГУЭФ, Питер, 2004. - 544 с.

3. Ильинский И. В. Инвестиции в будущее: образование в инновационном воспроизводстве. - СПб.: Изд. СПбУЭФ, 1996. - С. 25.

4. Семёнов А. Л. Информационные и коммуникационные технологии в общем образовании. Теория и практика / Авторизованный перевод с англ. перераб. и доп. - ЮНЕСКО, 2006. - С. 21.

5. Керженцев А. С. Вся надежда на просвещенный разум // Экология и жизнь. - 2012. - № 10(131). - С. 13.

Improvement of organization efficiency with modern educational methods in labor protection

E. V. Vashalomidze,

PhD in Economics

A. M. Yelin,

postgraduate student

We analyze questions of organization efficiency improvement based on changes in the system of education in labor protection and personal responsibility. The changes concern the Order of Ministry of Labor and Social Affairs about the new educational methods in labor protection and its examination.

Keywords: social and industrial risks, human capital, labor protection.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.