Научная статья на тему 'Повышение эффективности деятельности кредитных организаций с использованием системы сбалансированных показателей оценки кредитоспособности юридических лиц'

Повышение эффективности деятельности кредитных организаций с использованием системы сбалансированных показателей оценки кредитоспособности юридических лиц Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
415
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОЦЕНКА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ / КРЕДИТНЫЙ РИСК / СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Локотцов Иван Игоревич

В статье рассмотрен подход к оценке кредитоспособности юридических лиц с использованием системы сбалансированных показателей деятельности потенциального заемщика. Новый подход позволяет снизить риск при выдаче кредита и тем самым повысить эффективность деятельности кредитных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE EFFICIENCY OF CREDIT ORGANIZATIONS THROUGH THE IMPLEMENTATION OF BALANCED SCORECARD FOR THE LEGAL ENTITIES CREDITWORTHINESS ASSESSMENT

The new approach described in the article improves quality of credit decisions and reduces credit risk. The approach is using a balanced scorecard theory to improve methods of creditworthiness assessment of legal entities and thereby improve the efficiency of credit organizations.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности деятельности кредитных организаций с использованием системы сбалансированных показателей оценки кредитоспособности юридических лиц»

УДК 338.2

И И. Локотцов ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Аннотация. В статье рассмотрен подход к оценке кредитоспособности юридических лиц с использованием системы сбалансированных показателей деятельности потенциального заемщика. Новый подход позволяет снизить риск при выдаче кредита и тем самым повысить эффективность деятельности кредитных организаций. Ключевые слова: оценка кредитоспособности, кредитный риск, сбалансированная система показателей.

Ivan Loitottsov IMPROVING THE EFFICIENCY

OF CREDIT ORGANIZATIONS THROUGH THE IMPLEMENTATION OF BALANCED SCORECARD FOR THE LEGAL ENTITIES CREDITWORTHINESS ASSESSMENT

Annotation. The new approach described in the article improves quality of credit decisions and reduces credit risk. The approach is using a balanced scorecard theory to improve methods of creditworthiness assessment of legal entities and thereby improve the efficiency of credit organizations.

Keywords: credit solvency, credit risk, balanced scorecard.

Управление кредитными рисками является сложным комплексным процессом, направленным на обеспечение законодательных и внутренних нормативов по кредитным рискам кредитной организации на базе информационных систем и аналитических методов [3]. Кредитный риск определяется как вероятность не выполнения заемщиком своих обязательств в соответствии с оговоренными дого -вором условиями. Несмотря на развитие методологии оценки кредитного риска большинство основных проблем банков явно или неявно вызваны плохим управлением кредитным риском, при этом многих кредитных проблем можно было бы избежать полностью или частично благодаря усовершенствованию методов оценки кредитных рисков [1].

Методики оценки кредитных рисков в большинстве своем базируются на применении классических методов финансового анализа деятельности предприятия-заемщика. Вместе с тем, классический аппарат оценки деятельности юридических лиц теряет свою эффективность в условиях неблагоприятной экономической обстановки, появления системных рисков невыполнения обязательств заемщиком вследствие невыполнения обязательств его контрагентами и возникновения неблагонадежных заемщиков. Основная причина этого в том, что многие важные для принятия решения факторы, не находят отражения в финансовых индикаторах организации.

В таблице 1 приведены данные по кредиторской задолженности заемщиками кредитным организациям Российской Федерации по данным на 1 октября 2014 г. [5]. Просроченная задолженность юридических лиц составляет 4,28 % от их общей задолженности, по физическим лицам - 5,68 %, совокупная доля просроченной задолженности составила 4,7 %. Доля кредитов юридических лиц составляет 69,93 %, физических лиц - 30,07 %. Доля юридических лиц в суммарной просроченной задолженности составляет 63,69 %, физических лиц - 36,31 %.

© Локотцов И.И., 2015

Таблица 1

Сведения о задолженности по кредитам кредитным организациям РФ по состоянию на 1 октября 2014 г.

№ Задолженность Просроченная задолженность, в том числе: Показатель сравнения (Объем задолженности/Объем просроченной задолженности)

Отрасли по ВЭД Сумма, млн руб. % от общей задолженности Млн руб. % от

Задолженности по ВЭД Общей просроченной задолженности

Юридические лица — резиденты и индивидуальные предприниматели

1 Добыча полезных ископаемых, производство электроэнергии, газа, воды 2 391 860 9,27 43 231 1,81 3,91 55,33

2 Обрабатывающая промышленность 5 238 052 20,3 239 837 4,58 21,69 21,84

3 Сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство 1 459 009 5,65 127 644 8,75 11,54 11,43

4 Строительство 2 223 644 8,62 165 226 7,43 14,94 13,46

5 Транспорт и связь 1 466 031 5,68 36 082 2,46 3,26 40,63

6 Оптовая и розничная торговля 4 716 368 18,28 267 429 5,67 24,19 17,64

7 Операции с недвижимостью 3 398 824 13,17 99 544 2,93 9,00 34,14

8 Прочая деятельность 4 086 498 15,83 114 880 3,47 10,39 35,57

9 На завершение расчетов 825 914 3,2 11 828 1,43 1,07 69,82

10 Всего юридические лица 25 806 200 69,93 1 105 700 4,28 100 23,34

11 Физические лица 11 096 400 30,07 630 400 5,68 100 17,60

12 Итого (10)+(11) 36 902 600 100 1 736 100 4,7 - 21,26

Для простоты сравнения доли просроченной задолженности отрасли с учетом объема выданной ей кредитов введен показатель сравнения, отражающий величину кредита в рублях, приходящуюся на один рубль просроченной задолженности. При этом, просроченная задолженность существенно зависит от вида экономической деятельности, так например, один рубль просроченной задолженности образуется от задолженности (в рублях): в сельском и лесном хозяйстве - 11,43 руб., в строительстве - 13,46 руб., в обрабатывающей промышленности - 21,84 руб., в добыче полезных ископаемых, производстве электроэнергии, газа, воды - 55,33, руб.

Таким образом, проблемой кредитного процесса является, прежде всего, оценка рисков кредитования юридических лиц, в том числе с учетом вида их экономической деятельности. Разнообразие определений кредитоспособности заемщика и сложность самой ее оценки подтверждают множество разработанных подходов к решению данной проблемы, которые, в конечном счете, являются традиционными финансовыми моделями оценки бухгалтерской отчетности, отражающей события

прошлого, но не учитывают большинство нематериальных активов, которые определяют конкурентоспособность и успех организации в будущем. А от успешности деятельности организации зависит уровень кредитного риска. Методики оценки кредитных рисков должны соответствовать современным условиям. Для получения адекватной оценки кредитоспособности заемщика становится недостаточным провести анализ отдельных показателей. Необходимо учитывать их взаимосвязи и сбалансированность.

Компании информационной эпохи организованы на основе новых концептуальных решений:

- интеграции бизнес-процессов на основе принципа функциональной специализации, успешно сочетая высокий профессионализм узких специалистов, с одной стороны, оперативность, эффективность и качество, отличающие интегрированный бизнес-процесс - с другой;

- ориентации рынка на покупателя: расширение разнообразия продуктов и услуг, в том числе по индивидуальным заказам, не зависимо от малых объемов производства или уникальности заказа;

- глобальности масштабов, включая конкуренцию на мировом рынке с учетом специфических интересов покупателей локальных рынков;

- постоянного внедрения инноваций, так как продолжительность жизни того или иного продукта постоянно сокращается из-за быстрого развития инновационных технологий;

- инвестировании в интеллектуальный потенциал своих работников, управлении им и повышении эффективности его использования [4, с. 14].

Для оценки кредитоспособности заемщика банк должен располагать инструментами получения и обработки информации, достаточной для надежной оценки его возможностей при принятии решения о выдаче кредита и периодического мониторинга потока денежных средств, проходящих через него, после выдачи кредита. При этом проводится количественный (оценка финансового состояния) и качественный анализ рисков, как правило, с учетом влияния на риски отраслевых особенностей предприятия. Периодический мониторинг кредитоспособности клиентов необходим для своевременного формирования резервов и выполнения требований Центрального Банка Российской Федерации по обеспечению достаточности капитала [1; 2; 6].

В этой связи, в методике оценки кредитоспособности юридического лица целесообразно использовать сбалансированную систему показателей, включающую не только классические финансовые показатели, но и важнейшую составляющую бизнеса - нематериальные активы: персонал, бизнес-процессы, отношения с клиентами. Сбалансированная система показателей (ССП), или система Balanced Scorecard (BSC) была предложена в работе Роберта Каплана и Дейвида Нортона. ССП - это инструмент управления, который позволяет добиваться желаемых результатов, определенных стратегией организации, в условиях высокой конкуренции [4, с. 13]. Особенностью ССП является не значения отдельных показателей, а их взаимодействие и сбалансированность. Принцип сбалансированности не допустит возможности манипулирования одной группой показателей за счет других, например краткосрочного улучшения финансовых результатов за счет экономии на развитии рынка и персонала.

Применение системы сбалансированных показателей эффективно не только для совершенствования системы управления предприятием, но и для совершенствования методов оценки кредитоспособности потенциального заемщика. Факторы, положенные в основу сбалансированной системы показателей, так же хорошо подходят для оценки нематериальных активов и прогнозируемой платежеспособности юридических лиц. Главные трудности применения ССП для оценки кредитоспособности связаны с точностью оценки таких нематериальных активов, как продвижение на рынок нового продукта, потенциальных возможностей организации, качества кадровых ресурсов, лояльности клиентов, уровня автоматизации и развития информационных систем, не имеющих своего отражения в

бухгалтерском балансе.

Д. Нортон и Р. Каплан отмечали, что нематериальные активы определяют потенциальные возможности организации:

- развивать отношения с клиентами таким образом, чтобы сохранить их лояльность и уже имеющуюся потребительскую базу и с наивысшей эффективностью обслуживать новых клиентов и новый сегмент рынка;

- создавать новые продукты и виды услуг, имеющие спрос у целевого сегмента рынка;

- производить продукцию и услуги высокого качества по низкой цене и в кратчайшие сроки доставлять их потребителю;

- мобилизовать сотрудников и мотивировать их для постоянного совершенствования своих умений и навыков, качества выполняемой работы [4].

Способность организации мобилизовать и в полной мере использовать свои нематериальные активы, а также трансформировать имеющиеся ресурсы в конкурентные преимущества становится более важным фактором, определяющим успешность организации, чем возможность просто привлекать инвестиции.

Сбалансированная система показателей дополняет систему финансовых параметров, оценивающих текущее положение заемщика на основе уже свершившегося прошлого, системой оценок перспектив развития компании на основе оценки ее нематериальных активов и эффективности управления ими для достижения стратегических целей. Она позволяет оценить стратегию компании в части использования инвестиций в инновационные продукты и услуги, переобучение персонала, информационные технологии, определить, как они способствуют кардинальному улучшению ее финансовой деятельности. Каждый показатель ССП является звеном причинно-следственных связей, ведущих к достижению финансовых целей.

ССП оценивает работу компании на основе четырех основных групп сбалансированных показателей: 1) финансы, 2) взаимоотношения с клиентами, 3) внутренние бизнес-процессы, 4) обучение и повышение квалификации персонала. Финансовая составляющая оценки кредитоспособности уже хорошо отработана существующими методами, поэтому далее будут рассмотрены другие состав -ляющие ССП. Клиентская составляющая включает в себя несколько основных, или другими словами базовых, показателей результативности претворения в жизнь клиентской стратегии компании. Сюда входят сохранение потребительской базы, привлечение новых клиентов, доходность клиентов, а также объем и доля целевого сегмента рынка. Клиентская составляющая характеризует стратегию, ориентированную на потребителя и целевой сегмент рынка, таким образом, чтобы в будущем она обеспечила исключительную доходность. В современных условиях высокой конкуренции и ориентации на процессный подход к управлению организацией все большее влияние принимает следующая составляющая СПП - показатели эффективности внутренних бизнес-процессов. Сюда относятся как показатели характеризующие эффективность операционных процессов, так других: управленческих, вспомогательных и т.д. Составляющая обучения и развития персонала определяет организационную среду, обеспечивающую улучшение деятельности компании и достижение целей, поставленных другими составляющими. Компания должна инвестировать в развитие своих сотрудников, если она стремится достичь долгосрочных целей.

Необходимо отметить важность учета в оценке кредитоспособности юридических лиц качества их контрагентов. Невыполнение контрагентами своих обязательств перед заемщиком повышает риск невыполнения заемщиком обязательств перед банком. Проверка контрагентов на благонадежность уже является необходимой нормой. Целесообразно дополнить данную проверку проведением экспертизы договоров в части обязательств сторон, условий расторжения и т.п. Поэтому для получения адекватной оценки кредитного риска данный фактор так же должен быть учтен.

В таблице 2 приведен примерный список основных показателей ССП, которые могут быть использованы при оценке кредитоспособности юридических лиц (без финансовой составляющей). Уже сегодня именно эти активы и потенциальные возможности являются решающими для успеха любой компании. В этой связи требуется совершенствование информационной базы заявочных документов на выдачу кредитов и совершенствование аналитического аппарата оценки заемщика, с применением информационных систем.

Таблица 2

Параметры нематериальной составляющей оценки кредитоспособности

юридических лиц

Показатель Критерии

Клиентская составляющая

Доля рынка Объем проданных товаров

Сохранение клиентской базы Абсолютные или относительные единицы

Расширение клиентской базы

Прибыльность клиентов Произведение средней маржи на объем покупок клиента отнесенное к общему обороту компании

Составляющая внутренних бизнес-процессов

Инновационные процессы Возможности производственного процесса: время на внесение изменений, эффективность, запас производственных мощностей

Продолжительность выведения нового продукта на рынок

Операционные процессы Наличие сертификатов соответствия стандартам

Уровень автоматизации операционных и управленческих процессов

Риск возникновения перебоя в снабжении

Себестоимость

Число дефектов, отходы, неликвиды, переработка брака, возврат Соответствие стандартам качества

Продолжительность производственного цикла

Послепродажное обслуживание Стоимость, периодичность, время ожидания, доступность услуг, невыполнение запроса или сделки; финансовые потери клиента, неадекватное отношение к клиенту

Составляющая обучения и развития персонала

Уровень обучения и переобучения, навыки и умения персонала, эффективность и удовлетворенность работника Средства достижения компетентности: приобретение опыта, программное обеспечение, патенты, авторские права

Стабильность кадрового состава

Уровень образования кадров Средний уровень образования кадров по категориям: управление, основная деятельность, вспомогательная деятельность и т.д.

Оценка качества контрагентов

Качество клиентов Экспертиза условий договоров на продажу продукции

Качество поставщиков Сроки и условия контрактов с поставщиками

В частности, комплект документов заемщика должен содержать:

- информацию о планах, возможностях, рисках;

- сведения о факторах, которые создают прибыль в течение длительного периода, в том

числе на нефинансовые показатели ключевых бизнес-процессов;

- увязку внутренней и внешней информации, используемой при управлении бизнесом организации-заемщика.

В свою очередь, кредитные организации должны проводить аналитическую работу в части статистической обработки информации по кредитованию предприятий по видам экономической деятельности для выявления рисков и факторов, их обусловливающих.

Библиографический список

1. Базельский комитет по банковскому надзору. Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: Уточненные рамочные подходы. - Базель, 2004.

2. Инструкция Банка России от 03.12.2012 № 139-И (ред. от 25.11.2014) «Об обязательных нормативах банков» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.12.2012 № 26104) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

3. Кабушкин С.Н. Управление банковским кредитным риском: учеб. пособ. / С.Н. Кабушкин. - Минск: Новое знание, 2007. - 336 с.

4. Каплан P.C. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / P.C. Каплан, Д.П. Нортон. - М.: Олимп-Бизнес, 2003. - 208 с.

5. Статистический бюллетень банка России. - 2014. - № 11(258).

6. Указание Банка России от 25.10.2013 № 3097-У «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 3 декабря 2012 года № 139-И «Об обязательных нормативах банков» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2013 № 30498) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

7. Обзор банковского сектора Российской Федерации. Аналитические показатели (интернет-версия) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/analytics/bank_system/obs-ex.pdf (дата обращения: 20.03.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.