Научная статья на тему 'Повышение эффективности бюджетного процесса на местном уровне'

Повышение эффективности бюджетного процесса на местном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
864
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ / ВЫПОЛНЕНИЕ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ / ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / БЮДЖЕТНАЯ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ / ПАРТИЦИПАТОРНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / ИНИЦИАТИВНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / LOCAL BUDGETS / EFFICIENCY OF USE OF FUNDS / IMPLEMENTATION OF LOCAL BUDGETS / PERFORMANCE INDICATORS / LOCAL GOVERNMENT / BUDGET DECENTRALIZATION / PARTICIPATORY BUDGETING / INITIATIVE BUDGETING / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филиппова Юлия Александровна, Остапенко Дмитрий Васильевич

В статье рассматриваются пути совершенствования региональной бюджетной политики и основные инструменты совершенствования бюджетного процесса на местном уровне как одного из важнейших аспектов конкурентоспособности. Охарактеризованы причины неэффективного использования местных бюджетов. Перечислены основные проблемы, снижающие эффективность местных финансовых органов, и предложены меры по обеспечению эффективного использования местных бюджетов Российской Федерации путем применения практики партиципаторного бюджетирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE EFFICIENCY OF THE BUDGET PROCESS AT THE LOCAL LEVEL

This article discusses ways to improve regional budget policy and the main tools to improve the budget process at the local level as one of the most important aspects of competitiveness. The reasons of inefficient use of local budgets are characterized. The main problems reducing efficiency of local financial bodies are listed, and measures for ensuring effective use of local budgets of the Russian Federation by application of practice of participatory budgeting are offered.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности бюджетного процесса на местном уровне»

Ю.А. ФИЛИППОВА

Кандидат экономических наук, доцент Доцент кафедры финансов ГОУ ВПО «ДонАУиГС при Главе ДНР», г. Донецк

Д.В. ОСТАПЕНКО

Магистрант ГОУ ВПО «ДонАУиГС при Главе ДНР», г. Донецк

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА НА МЕСТНОМ УРОВНЕ

В статье рассматриваются пути совершенствования региональной бюджетной политики и основные инструменты совершенствования бюджетного процесса на местном уровне как одного из важнейших аспектов конкурентоспособности. Охарактеризованы причины неэффективного исполь-

зования местных бюджетов. Перечислены основные проблемы, снижающие эффективность местных финансовых органов, и предложены меры по обеспечению эффективного использования местных бюджетов Российской Федерации путем применения практики партиципаторного бюджетирования.

Местные бюджеты, эффективность использования средств, выполнение местных бюджетов, показатели результативности, местное самоуправление, бюджетная децентрализация, партиципаторное бюджетирование, инициативное бюджетирование, социально-экономическое развитие. Тематический рубрикатор e-Library: 06.73.15

J.A. FILIPPOVA

Ph.D., associate professor Donetsk Academy of Management and Public Service under the Head of Donetsk People's Republic

D. V. OSTAPENKO

Master program student

Donetsk Academy of Management and Public Service under the Head of Donetsk People's Republic

IMPROVING THE EFFICIENCY OF THE BUDGET PROCESS

AT THE LOCAL LEVEL

This article discusses ways to improve regional budget policy and the main tools to improve the budget process at the local level as one of the most important aspects of competitiveness. The reasons of inefficient use of local budgets are characterized. The main

problems reducing efficiency of local financial bodies are listed, and measures for ensuring effective use of local budgets of the Russian Federation by application of practice of participatory budgeting are offered.

Local budgets, efficiency of use of funds, implementation of local budgets, performance indicators, local government, budget decentralization, participatory budgeting, initiative budgeting, social and economic development.

Формирование эффективной бюджетной системы является неотъемлемой частью развития рыночной экономики в России. Социально-экономические изменения привели к коренной реформе всей финансовой системы и ее основного звена - бюджетной системы. В контексте бюджетной реформы в России одним из важнейших вопросов является повышение эффективности работы местных финансовых органов и органов местного самоуправления.

В сложных социально-экономических условиях российской экономики процессы корректировки бюджетной политики в отношении отдельных муниципальных образований, их несоответствие реформе системы местного самоуправления остаются одними из основных факторов, приводящих к замедлению развития предпринимательской и инвестиционной деятельности в государстве.

Наиболее весомый вклад в развитие науки относительно совершенствования региональной бюджетной политики сделали ученые и практики, среди которых можно отметить следующих: А.А. Кофанов, Ю.Д. Ра-дионов, Ю.И. Николишин, В.В. Вагин, Е.А. Тимохина, Н.А. Шаповалова, Л.А. Гамидуллаева и др.

Местные бюджеты являются составной частью бюджетной системы страны, поэтому изменения условий их формирования и исполнения могут существенно сказаться на устойчивости и стабильности финансово-бюджетной системы, финансовой безопасности страны в целом. Высокий уровень централизации власти на федеральном уровне обусловлен тем, что система местного самоуправления была не столько продуктом развития гражданского общества, сколько продолжением системы местного самоуправления, своеобразной связующей нитью между населением определенной территории

и государственным аппаратом. Такая система отношений предопределяет роль местных финансов, в частности местного бюджета, фактически как вторичного по отношению к государству, которое стремится мобилизовать максимальный объем финансовых ресурсов. В связи с этим возникает необходимость дальнейшего совершенствования законодательной базы, а также повышения эффективности обеспечения бюджетного процесса на региональном уровне.

Целью исследования является разработка направлений совершенствования бюджетного процесса на местном уровне.

Чрезмерная централизация финансовых средств на государственном уровне не позволяет местным властям в полной мере выполнять свои функции и делает их зависимыми от федерального бюджета. Дальнейшее развитие российской экономики требует соответствующих институциональных изменений. Финансовое регулирование государства в условиях роста экономики должно включать систему бюджетных инструментов, создавать условия для структурных изменений и компенсации неравномерности социально-экономического развития регионов.

Важной предпосылкой осуществления реформы местных бюджетов является необходимость поэтапного реформирования законодательства с учетом общественно-политических и экономических условий. Одним из путей их преодоления является законодательное установление норм на переходный период и выработка бюджетного законодательства в процессе осуществления административной, политической или конституционной реформы.

Реформы, которые инициируются в последние несколько лет в РФ, в частности бюджетная реформа, частично делегировали право осуществлять бюджетные расходы на местный уровень. Однако реформа не является завершенной, поскольку не произошло четкого распределения полномочий и ответственности между различными уровнями власти.

Административно -территориальное устройство РФ во многом сохранено с советских времен. То же самое касается системы исполнительной власти и местного самоуправления, которые также выстроены на базе советской системы исполнительной власти, которая была создана для вертикальной системы принятия решений.

Конституция РФ определяет лишь общие признаки местного самоуправления, которые раскрываются в ст. 12 главы 1 Конституции РФ, не давая при этом четкого определения понятия местного самоуправления [1].

Согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-Ф3, местным самоуправлением признается форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных

Конституцией РФ и законами РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций [2].

Однако несмотря на проведение муниципальной реформы, которая началась с принятием данного закона, можно констатировать, что реально местное самоуправление в РФ так и не было создано. Для более объективного отражения реального состояния финансовых органов местного и регионального самоуправления возникает необходимость рассмотрения местных и региональных финансов как системы с их взаимосвязанными элементами (рис. 1).

Одной из основных причин недостаточной эффективности действующей системы межбюджетных отношений является отсутствие четкого определения уровня децентрализации фискальной системы (удельного веса местных бюджетов в консолидированном бюджете, распределения по финансированию расходов между уровнями власти, распределения доходов между видами бюджетов).

Реальная потребность в расходах на текущее содержание бюджетных учреждений пока определяется большим количеством нормативно-правовых и законодательных актов, регулирующих деятельность отраслей социально-культурной сферы и являющихся обязательными для выполнения руководителями бюджетных учреждений и органами местного самоуправления в целом.

Нормативы, установленные в таких нормативно-правовых и законодательных актах, часто не учитывают объемы имеющихся финансовых ресурсов местных бюджетов. Объем расходов, который определяется Министерством финансов РФ для местных бюджетов на выполнение делегированных полномочий на основе нормативов бюджетной обеспеченности, значительно меньше реальной потребности муниципалитетов.

Как следствие, средств хватает только на финансирование первоочередных расходов. Кроме того, ежегодный расчет межбюджетных трансфертов, который осуществляется на основе фактических показателей выполнения местных бюджетов за последние три года, не стимулирует местные органы власти к наращиванию доходной базы и поиску альтернативных источников наполнения местных бюджетов [3, с. 95-98].

Для проведения анализа роли местных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов и их места в бюджетной системе РФ необходима их количественная и качественная характеристика.

О соотношении местных бюджетов с макроэкономическими показателями, прежде всего с валовым внутренним продуктом (ВВП), свидетельствуют данные табл. 1.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ

Фнн.шш орлнов

Р^Г1]0Ш11,110Г0 С4№уПр(Ш 1СК1ГЯ

Р|!П!йиа'1Ы1ие бюлжеш

^■ШГПИъЫ ГЦ>1 лило ¿Амффпкштимк шайснш, со1яащм< ни

^¡"ИоНП-Ш^иы уроЬКе

Фнилнси тиипрпыш предцри* шй и фннаисоных

У'^КМЛЛШк,

тходнцяяи & аЯспшосп

«1* лит

рнпошишного симоуцршсши

МЕСТНЫЕ (мупкшшазЬИЬк) ШАНСЫ (флшшсЫ МНПСП ¿иччу [1рин_[-_'ьшл |'

Фнпык'ы органов

месшйго (иунвшиияышго) СЙНуПрМЛСНВа

Местные

I мипщтмкшл.-! ЙВДИШ

Мктии<

[МуМНИЛШПЫЕЫ?) 1ЯПми

Фшишш о[н ¡и [и в

С-ГО'Чф! |1>ШМИЧИ ВйССЛСНП*. (ХПДНКПЫС Ш1 ЧСС1Н1Щ

(ЦКНЦНШАЬШ»!) урояие

Финлнсы

комцуккичшя

фшюшиьых учрслжкни, и№(1>Л111111УсМ и собстюиюсты

ПрГЛЛоВ НВСЛОСI)

слмауирл влети

Рис. 1. Внутреннее строение системы местных и региональных финансов

Таблица 1

Соотношение объема местных бюджетов по ВВП в текущих ценах, млрд руб.*_

Показатели Год

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

ВВП в текущих ценах, млрд руб. 46309 59698 66927 71017 77945 80804 83989 88177

Расходы местных бюджетов, млрд руб. 2612,4 2975,8 3165,9 3428,9 3563,4 3560,3 3655,1 3882,2

Удельный вес расходов местных бюджетов в ВВП, % 5,64 4,98 4,73 4,82 4,57 4,40 4,35 4,40

* Рассчитано авторами по данным Федеральной службы государственной статистики РФ [4].

Если проанализировать динамику доли местных бюджетов в ВВП, наблюдается тенденция к её сокращению. Так, если в 2010 г. удельный вес расходов местных бюджетов в ВВП составляла 5,64%, то в течение следующих 7 лет он снизился на 1,24%, а в 2017 г. - уже 4,40%.

Это связано с изменениями в государственном регулировании распределения доходов между различными частями бюджетной системы и свидетельствует об усилении влияния государства на процесс сбора средств и распределения между различными уровнями власти.

Поэтому вопрос поиска оптимального баланса между региональными и местными бюджетами остается актуальным.

Следует учитывать, что мобилизация и использование местных бюджетов связаны с интересами разных социальных групп, что определяет формирование местных бюджетов как важного финан-

сового инструмента регулирования экономической деятельности.

Важным фактором при оценке роли местных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов является также анализ соотношения расходов местных бюджетов с общими расходами консолидированного бюджета (табл. 2).

Как видно из табл. 2, доля расходов местного бюджета в консолидированном бюджете страны неуклонно снижается, что свидетельствует о дальнейшем усилении влияния центральных органов власти на распределение средств.

Эти статистические данные подтверждают вывод о том, что роль местных бюджетов в финансировании региональных расходов должна возрасти в ближайшем будущем. Что касается вопросов, связанных с функционированием местных бюджетов, то они требуют углубленного анализа и научного обоснования.

Таблица 2

Соотношение объема расходов местных бюджетов с расходами сводного бюджета, млрд руб.*

Показатели Год

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Расходы федерального бюджета 10117,45 10935,62 12890,75 13342,9 14831,6 15486,3 16098,7 16181,4

Расходы местных бюджетов 2612,4 2975,8 3165,9 3428,9 3563,4 3560,3 3655,1 3882,2

Расходы консолидированного бюджета 17616,7 19994,6 23174,7 25290,9 27611,7 29741,5 31323,7 32395,7

Удельный вес федерального бюджета, в % 57,43 54,69 55,62 52,75 53,71 52,06 51,39 49,94

Удельный вес местных бюджетов, в % 14,82 14,88 13,66 13,55 12,90 11,97 11,66 11,98

* Рассчитано авторами по данным Федеральной службы государственной статистики РФ [4].

Местные бюджеты являются динамичной категорией, поэтому их исследование должно проводиться с учетом многих факторов, влияющих на экономическую жизнь государства.

Этому в первую очередь способствуют развитие демократических принципов управления государством, изменения в структуре экономики, уровень социальных гарантий населения, изменения в возрастной и профессиональной структуре населения. Значительно влияет на формирование и использование местных бюджетов уровень экономического развития отдельных регионов.

Публичное принятие решений центральным правительством часто переносит бремя финансирования социальных обязательств центрального правительства на местные органы власти. В результате местные органы власти вынуждены тратить почти все свои ресурсы на текущие расходы и не могут участвовать в местном развитии.

Основной целью реформы является повышение эффективности бюджетного процесса на всех уровнях бюджета, что ставит перед органами местного самоуправления принципиально новые задачи: необходимо ли переходить на бюджетирование на основе результатов, принципов среднесрочного планирования, обеспечивая постоянный и объективный мониторинг бюджетного процесса [6, с. 39-45].

Социально-экономическая направленность средств местного бюджета сочетается с ограниченностью этих средств для осуществления уставных полномочий. Следствием этого является ухудшение основных показателей, характеризующих социальное обеспечение и экономический рост РФ.

К основным негативным причинам, которые в значительной мере снижают эффективность использования средств, можно отнести отсутствие:

• стимулов у главных распорядителей средств по эффективному использованию средств местных бюджетов;

• обоснованных подходов к проведению оценки эффективности использования средств местных бюджетов;

• обоснованных способов принятия решений по вопросам бюджета для выбора оптимального

направления использования средств местных бюджетов в процессе их выполнения [6, с. 39-45]. Соответственно, основными направлениями повышения эффективности использования средств местных бюджетов являются:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• разработка стимулов и мотивация главных распорядителей средств по эффективному использованию средств местных бюджетов;

• определение научно обоснованных подходов к проведению последовательной оценки эффективности использования средств местных бюджетов;

• применение инновационных подходов к принятию решений по вопросам бюджета для выбора оптимального направления использования средств местных бюджетов в процессе их выполнения. Необоснованное использование средств местных

бюджетов, не подкрепленное соответствующими рациональными мотивами, вызывает ряд оговорок относительно возможных рисков социально-экономического характера, среди которых невыполнение общественных потребностей и другие проблемы [7, с. 464].

Особенно это касается средств, во время использования которых степень свободы решений органов местного самоуправления является чрезмерно высокой. На принятие решений может осуществляться политическое давление для защиты интересов определенных сторон.

Следовательно, для эффективного использования средств местных бюджетов степень свободы во время принятия решений по вопросам бюджета должна быть ограниченной.

В условиях реформирования экономики РФ и развития процессов демократизации актуальным является вопрос эффективного использования средств бюджетов с учетом мнения общественности, поэтому возникает потребность в применении новых инструментов управления государственными финансовыми ресурсами.

Местные власти сегодня - часть вертикальной структуры управления. Ее необходимо дополнить горизонтальной системой контроля. Участие в управлении позволит гражданам понять сферу ответственности и специфику работы муниципальной власти. В таком случае муниципальное управление

перестанет быть «черным ящиком» - непонятным и враждебным механизмом.

Представители власти на местном уровне не всегда учитывают интересы всех сообществ. Существует ряд проблем, которые могут решить исключительно сами жители.

Создание необходимой площадки для диалога местных властей и граждан является областью применения партиципаторной практики. Партиципа-торная практика дает возможность услышать голос городского сообщества и учесть его мнение. Эта перспектива позволяет муниципальным властям стать именно местной властью, а не просто последним звеном хорошо функционирующей государственной вертикали.

Как показывает международный опыт, партиципа-торное бюджетирование (далее - ПБ) дает возможность привлекать именно тех граждан, которые раньше не участвовали в решении общих проблем.

Технология ПБ была разработана в Латинской Америке в 80-е годы XX века. Сегодня это успешная практика, применяемая более чем в 40 странах мирах: в Западной и Восточной Европе, США, Латинской Америке и Китае.

Немалую роль в распространении ПБ сыграли ООН, Всемирный банк и другие глобальные институты развития. Сегодня партиципаторный бюджет в Бразилии действует в 200 городах, в которых проживает более 44 миллионов жителей. В других странах Южной Америки - более 500 городов, в Европе - более 200 (преимущественно в Южной и Восточной Европе и Великобритании), в Африке - более 100, в Азии -около 120, но в Северной Америке - не больше 10.

Методика партиципаторного бюджетирования применяется большим количеством различных обществ, культур и политических систем, включая и недемократические. Иногда партиципаторное бюджетирование используется для демократизации, модернизации бюджетной системы, укрепления гражданского общества, иногда - как инструмент для борьбы с коррупцией, поддержки децентрализации или развития демократического процесса в условиях авторитарных режимов [8].

Российской версией широко известного за рубежом партиципаторного бюджетирования является инициативное бюджетирование.

Бюджет для граждан - это упрощенная версия бюджетного документа муниципального образования, которая использует неформальный язык и доступные форматы, чтобы облегчить для граждан муниципалитета понимание бюджета, объяснить им планы и действия органов местного самоуправления во время бюджетного года.

Партиципаторное бюджетирование - это совокупность разнообразных, основанных на гражданской инициативе практик по решению вопросов местного значения при непосредственном участии граждан в определении и выборе объектов расходования бюджетных средств, а также последующем контроле за реализацией отобранных проектов [8].

Бюджет участия - демократический процесс, который дает возможность каждому жителю участвовать в распределении средств местного бюджета

через создание проектов для улучшения города и голосования за них.

Таким образом, бюджет участия - это инновационный механизм, который направлен на привлечение граждан к процессу принятия бюджетных решений. Бюджет участия способствует равномерному, справедливому распределению публичных ресурсов, предоставляя возможность гражданам выразить свое мнение относительно расстановки приоритетов.

В настоящее время в мире применяется множество программ ПБ, которые можно распределить на две группы: массовые встречи горожан и комиссии из горожан (рис. 2).

Массовые встречи граждан

•проходят не чаще двух раз в год

•на собрании присутствует значительное

колличество граждан

•решение принимается большинством голосов

•вопросы, выносимые на обсуждение, чаще формируются инициативными группами или администрацией

Комиссии из граждан

•собираются чаще, возможны длительные обсуждения

•на собрании присутствует ограниченное количество инициативных участников, как правило, отобранных по жребию •решение принимается на основе консенсуса •обсжудаемые вопросы чаще всего формулируются самими гражданами

Рис. 2. Применяемые в мире программы ПБ

Главная идея партиципаторного бюджетирования заключается в привлечении жителей к процессу управления городом или регионом, а также в использовании элемента обсуждения, то есть дискуссий в широком кругу участников сообщества, которые являются «экспертами своего дела», знают свои потребности и присоединяются к разговору о приоритетах общества с перспективы ее общего блага.

Эта открытость, желание привлечь к процессу жителей не является целью само по себе: все это должно привести к эффективному использованию средств местного бюджета и построению отношений с местной общиной [8].

Правильно спланированный и внедренный процесс партиципаторного бюджетирования имеет все шансы стать тем инструментом, благодаря которому жители смогут ощутить реальную ответственность за жизнь своих общин, а также с помощью которого будут «упражняться» в сотрудничестве ради их пользы (разрабатывая проекты, проводя обсуждения и, как конечный результат, мобилизуя усилия для осуществления ответственного выбора проектов, которые в дальнейшем будут реализованы) [9].

Внедрение и развитие партиципаторного бюджетирования (инициативного) в РФ возможно в условиях применения основных принципов [9]: • принцип равных прав на участие;

• принцип последовательности действий;

• принцип разнообразия практик;

• принцип инициативности;

• принцип гибкого мотивирования к участию;

• принцип соответствия системе государственного регулирования;

• принцип самоорганизации участников;

• принцип информационной открытости. Сегодня российское общество уже имеет достаточное убеждение, что без развитой системы местного самоуправления, без возможности общины самостоятельно решать экономические, финансовые, культурные и другие вопросы провозглашенные реформы останутся противоречивыми и несовершенными.

Реализуя основы прямой демократии в форме пар-тиципаторного бюджетирования, община имеет возможности реально влиять на распределение местного финансирования.

Начиная с 2016 г. в 35 субъектах РФ было реализовано приблизительно 8732 проекта ПБ. Количество проектов увеличилось по сравнению с 2015 г. более чем в три раза. Зарегистрированные к участию заявки инициативных групп - 4237 в 2015 г. и 13531 в 2016г. - демонстрируют аналогичное соотношение.

Общая стоимость реализованных проектов приблизилась к 7 млрд руб. Совокупное софинансирова-ние средств государственных бюджетов из всех видов источников (бюджеты муниципалитетов, граждане, бизнес) увеличилось почти вдвое и превысило 1,8 млрд руб. (табл. 3).

Президент РФ В.В. Путин неоднократно подчеркивал, что необходимо поддерживать гражданскую активность на местах, в муниципалитетах, чтобы у людей была реальная возможность принимать участие в управлении своим поселком или городом.

Бюджетные ассигнования, предоставляемые на проекты инициативного бюджетирования в субъектах РФ, выделяются в рамках государственных программ, ведомственных целевых программ или муни-

ципальных программ, а также утверждаются в бюджетах соответствующего уровня.

Можно выделить три ключевых тематических направления госпрограмм, в рамках которых планируются мероприятия, направленные на развитие инициативного бюджетирования: агропромышленный комплекс, местное самоуправление и поддержка институтов гражданского общества, управление финансами.

Ситуация, сложившаяся сегодня в РФ, является сложной и характеризуется, с одной стороны, необходимостью эффективного использования местных бюджетов, а с другой - ограниченными средствами для осуществления полномочий, предусмотренных законом.

Следствием этой проблемы является медленный рост основных показателей, характеризующих социальное обеспечение и экономический рост страны.

В исследовании были определены основные причины, которые существенно влияют на эффективность использования средств, и соответственно, были внесены предложения по повышению эффективности использования этих средств в рамках местных бюджетов.

При решении задач социально-экономического и территориального развития необходимо эффективно осваивать бюджетные средства в процессе исполнения регионального бюджета, а также осуществлять контрольные мероприятий и постоянно проводить анализ имеющихся бюджетных ресурсов региона [10, с.122-125].

Практика партиципаторного бюджетирования основывается, прежде всего, на различных механизмах привлечения граждан к бюджетному процессу. Начали складываться механизмы вовлечения граждан и в приоритетных проектах, государственных программах, использующих общественное участие.

Положительными аспектами введения механизма партиципаторного бюджета являются:

Таблица 3

Динамика финансовых показателей инициативного бюджетирования в 2015-2016 гг., млн руб.*_

Параметры 2015 2016

Общая стоимость проектов ИБ, в том числе: 2394,98 6995,60

объем расходов на реализацию проектов ИБ, направленных из бюджетов субъектов РФ 1375,84 5132,60

Общий объем софинансирования из всех источников, в том числе: 1019,14 1863,00

объем расходов на реализацию проектов ИБ, направленных из федерального бюджета н/д 22,30

объем расходов на реализацию проектов ИБ, направленных из бюджетов муниципалитетов 614,91 1137,00

объем средств софинансирования, привлеченных на реализацию проектов ИБ со стороны населения 205,45 478,10

объем средств софинансирования, привлеченных на реализацию проектов ИБ со стороны юридических лиц 182,07 218,90

иные формы софинансирования 16,71 6,70

* Составлена авторами с использованием источника [11].

• повышение эффективности бюджетных расходов (прежде всего капитальных) за счёт концентрации на приоритетах, отказа от лишних затрат, повышения доступности бюджетных услуг;

• сочетание с другими механизмами прямого участия граждан в бюджетировании;

• создание возможности для деятельности местных активистов на всех этапах, для получения гражданами новых компетенций с участием в общественной жизни, повышения финансовой грамотности;

• рационализация мер и действий: более четкое определение приоритетов в возможности использования новых решений, предложенных жителями;

• рост уровня доверия к действиям органов местного самоуправления;

• поэтапное увеличение доли расходов бюджетов, приходящихся на партиципаторное бюджетирование. Партиципаторный бюджет может быть эффективным орудием образования и обучения в сфере самоуправления - он побуждает жителей к ознакомлению с механизмами построения и расходов местного бюджета, заставляет их принимать взвешенные решения относительно рациональности использования бюджетных средств, а также задумываться над перспективами и общим видением развития данной местности. Все это находит свое отражение в способе построения бюджета.

Итак, следует рассматривать партиципаторный бюджет не только как инструмент, который можно применить в любых обстоятельствах, но также как элемент конкретной философии самоуправления как сообщества, т.е. совокупности власти и жителей одной территориальной единицы, которые сотрудничают между собой ради развития последней.

БИБЛИОГРА ФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ; от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации «Государственная система правовой информации» [Электронный ресурс]. - URL: http://pravo.gov.ru/

2. Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.11.2018) // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации [Электронный ресурс].-URL: http://legalacts.ru/doc/131_FZ-ob-obwih-printipah-organizacii-mestnogo-samoupravlenija

3. Николишин Ю.И. Проблемы формирования и использования средств местных бюджетов в условиях демократизации общества / Ю.И. Николи-шин, А.И. Антонюк // Развитие экономики. -2013. - №5.

4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. -URL: http://www.gks.ru

5. Финансовые взаимоотношения с регионами и муниципальными образованиями [Электронный ресурс]. - URL: https://www.minfin.ru/ru/perfoman ce/regions

6. Кофанов А.А. Диверсификация экономик регионов России: обобщение опыта и законодательной базы / А.А. Кофанов // Региональная экономика: теория и практика. - 2010. - № 3(138).

7. Развитие бюджетного федерализма: международный опыт и российская практика / общая ред. Ми-гары де Сильвы, Галины Курляндской; науч. ред. центр фискальной политики. - М.: Изд-во «Весь Мир», 2009. - 464 с.

8. Вагин В.В., Тимохина Е.А. 25 вопросов об инициативном бюджетировании: учебное пособие/ В.В. Вагин, Е.А. Тимохина. - М.: Издательские технологии, 2017. - 46 с.

9. Вагин В.В. Состояние инициативного бюджетирования в Российской Федерации: новые тренды и возможности развития/В.В. Вагин, Н.А. Шаповалова// Финансовый журнал. - 2018. - №1.

10. Гамидуллаева Л.А. Опыт государственной поддержки бизнес-инкубирования за рубежом и возможности его адаптации в России / Л.А. Гами-дуллаева // Вестник Томского государственного университета. - 2013. - № 369.

11. Программа развития инициативного бюджетирования в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: https://www.minfin.ru/common/ upload/library/2018/08/main/IB_2018.pdf

© Юлия Александровна Филиппова, 2019 © Дмитрий Васильевич Остапенко, 2019 © Частное образовательное учреждение высшего образования «Таганрогский институт управления

и экономики», 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.