Научная статья на тему 'Повышение эффективности быстрого прорыва как вида скоростного нападения, используемого в баскетболе спортсменками высокой квалификации'

Повышение эффективности быстрого прорыва как вида скоростного нападения, используемого в баскетболе спортсменками высокой квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
533
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАСКЕТБОЛ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / НАПАДЕНИЕ / ПРОГРАММА / ВЗАИМОПОНИМАНИЕ / ЕФЕКТИВНіСТЬ / НАПАД / ПРОГРАМА / ВЗАєМОРОЗУМіННЯ / BASKET-BALL / EFFICIENCY / ATTACK / PROGRAM / MUTUAL UNDERSTANDING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Букова Л. М., Кровяков В. Ф., Малиновская М. О.

Представлены исследования влияния тренировочной программы на показатели эффективности использования быстрого прорыва как вида скоростного нападения в игре баскетболисток высокого класса. Проведенный эксперимент выявил положительное влияние тренировочной программы, основанной на наигрывании тактических комбинаций путем повторения и формировании взаимопонимания, на мастерство выполнения быстрого прорыва как вида скоростного нападения, используемого в баскетболе спортсменками высокой квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Букова Л. М., Кровяков В. Ф., Малиновская М. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Heightening of efficacyy of prompt breakthrough as aspect of the velocity offence used in basketball by sportsmen of high qualification

Examinations of effect of the training program on parameters of efficacyy of use of prompt breakthrough as aspect of a velocity offence in a play of basketball players of a high class presented. The conducted experiment exposed the positive influencing of the training program based on winning in a game of tactical combinations by the reiteration and forming of the mutual understanding, on trade of implementation of rapid breach as a type of the speed attack used in basket-ball by the sportswomen of high qualification.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности быстрого прорыва как вида скоростного нападения, используемого в баскетболе спортсменками высокой квалификации»

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЫСТРОГО ПРОРЫВА КАК ВИДА СКОРОСТНОГО НАПАДЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМОГО В БАСКЕТБОЛЕ СПОРТСМЕНКАМИ ВЫСОКОЙ

КВАЛИФИКАЦИИ

Букова Л.М., Кровяков В.Ф., Малиновская М.О.

Таврический национальный университет им. В.И.Вернадского

Аннотация. Представлены исследования влияния тренировочной программы на показатели эффективности использования быстрого прорыва как вида скоростного нападения в игре баскетболисток высокого класса. Проведенный эксперимент выявил положительное влияние тренировочной программы, основанной на наигрывании тактических комбинаций путем повторения и формировании взаимопонимания, на мастерство выполнения быстрого прорыва как вида скоростного нападения, используемого в баскетболе спортсменками высокой квалификации.

Ключевые слова: баскетбол, эффективность, нападение, программа, взаимопонимание.

Анотація. Букова Л.М., Кровяков В.Ф., Малиновська М. О. Підвищення ефективності швидкого прориву як виду швидкісного нападу, використовуваного в баскетболі спортсменками високої кваліфікації.

Представлено дослідження впливу тренувальної програми на показники ефективності використання швидкого прориву як виду швидкісного нападу в грі баскетболісток високого класу. Проведений експеримент виявив позитивний вплив тренувальної програми, заснованої на награванні тактичних комбінацій шляхом повторення і формуванні взаєморозуміння, на майстерність виконання швидкого прориву як виду швидкісного нападу, що використовуєтьсяв баскетболі спортсменками високої кваліфікації.

Ключові слова: баскетбол, ефективність, напад, програма, взаєморозуміння

Annotation. Bukova L.M., Krovyakov V.F., Malinovskaya M.O. Heightening of efficacyy of prompt breakthrough as aspect of the velocity offence used in basketball by sportsmen of high qualification.

Examinations of effect of the training program on parameters of efficacyy of use of prompt breakthrough as aspect of a velocity offence in a play of basketball players of a high class presented. The conducted experiment exposed the positive influencing of the training program based on winning in a game of tactical combinations by the reiteration and forming of the mutual understanding, on trade of implementation of rapid breach as a type of the speed attack used in basket-ball by the sportswomen of high qualification.

Keywords: basket-ball, efficiency, attack, program, mutual understanding.

Введение.

Современная система подготовки спортсменов постоянно развивается и совершенствуется Из множественных составляющих системы подготовки наиважнейшей есть методика тренировки [4].

Развитие современного баскетбола, основной тенденцией которого остается активизация игровых действий посредством значительного повышения эффективности перемещений и выполнения технических приемов, ставит ряд задач, требующих решения. Так, в баскетболе, где действия игроков взаимосвязаны и взаимообусловлены единой целью, актуальным является разработка средств и методов, способствующих совершенствованию игрового взаимодействия Командные действия в баскетболе направлены на то, чтобы создать хорошие условия одному из игроков для атаки, что обеспечивается различными системами нападения Классификация командных тактических действий в нападении предусматривает позиционное, с системой игры без центрового и через центрового игрока, и стремительное нападение с системой эшелонированного и быстрого прорыва [5].

Прогресс игры в скоростном аспекте, наряду с другими факторами, во многом определяется систематическим применением быстрого прорыва. Быстрый прорыв можно рассматривать как основной вид командной тактики или как логическое использование всех благоприятных условий для быстрого взятия корзины. Тем не менее, следует иметь в виду, что благодаря высокому темпу этот стиль игры влечет большое число возможных ошибок Команда должна стремиться к максимальной эффективности в пределах общих способностей всех ее игроков Нужно рационально использовать все лучшие качества игроков

Сейчас уже хорошо известно, что совершенствование эффективности быстрого прорыва, как вида скоростного нападения, определяется целым рядом факторов и показателей [1,2,3,5,6]. Однако практическая неудовлетворенностьизучения данного вопроса не может не инициировать дальнейших исследований

Работа выполнена по плану НИР Таврического национального университета им. В.И. Вернадского Формулирование целей работы.

Целью настоящего исследования явилось повышение мастерства выполнения быстрого прорыва как вида скоростного нападения, используемогов баскетболе спортсменками высокой квалификации Задачи и методы исследования. В работе были поставлены основные задачи:

1. Используя данные литературы, отобрать методические приемы, игровые упражнения и разработать тренировочную программу, направленную на повышение эффективности выполнения быстрого прорыва игроками высокой квалификации

2. Обосновать эффективность применения разработанной тренировочной программы по совершенствованию быстрого прорыва в учебно-тренировочном процессе баскетболисток

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение литературных источников педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Результаты исследо вания.

В эксперименте приняли участие 11 баскетболисток команды ТНУ г. Симферополя, выступающие в чемпионате Украины среди команд 1 Лиги. Исследование предусматривало несколько взаимосвязанных этапов работы. На первом этапе был проведен анализ литературных источников с целью обобщения существующих результатов исследований, направленных на разработку тренировочной программы.

Исследования второго этапа включали разработку и реализацию педагогическогоэксперимента; анализ соревновательной деятельности с регистрацией использования быстрого прорыва в игровой деятельности до и после эксперимента. Программа эксперимента выглядела так: наигрывание тактических комбинаций с учетом вариантов использования быстрого прорыва путем повторения, отработка согласованности действий игроков (формирование взаимопонимания) путем создания неопределенности игровой ситуации за счет отсутствия информации о действиях партнеров и противников Средством формирования игрового взаимопонимания являлись игровые тактические упражнения. Принцип выполнения упражнения при развитии взаимопонимания заключался в распределении игроками функционально-ролевых обязанностей в игровом упражнении, при этом игроки должны, не общаясь друг с другом, сами распределить между собой функции на основе интуиции, знания друг друга, способности предвидеть действия друг друга. Были определены и две группы факторов усложнения игровых упражнений. В первую группу входили факторы усложнения общего характера, определяющие построение педагогическогоэксперимента в целом; во вторую группу - факторы более частного характера, позволяющие усложнять на основе общих, игровые упражнения в конкретном тренировочном занятии.

Факторами усложнения общего характера являлись: создание неопределенности игровой ситуации за счет отсутствия информации о возможных действиях партнеров; противников, партнеров и противников

Выделены и факторы усложнения частного порядка: изменение характера упражнений; подбора игроков по амплуа; варьирование временем (рис.1).

Рис.1 Схема проведения педагогического эксперимента.

Содержание игровых упражнений по наигрыванию тактических комбинаций и формированию игрового взаимопонимания составили комплекс упражнений, направленных на совершенствование быстрого прорыва как вида скоростного нападения Критерием оценки эффективности разработанной программы являлись показатели соревновательной деятельности

Педагогическое наблюдение за соревновательной деятельностью баскетболисток осуществлялось с целью регистрации и использования быстрого прорыва с учетом вариантов его применения в игре [2]. Эффективность деятельности игроков дополнялась данными технических результатов записи хода игр (технический протокол).

Полученные результаты были обработаны методом математической статистики. Длительность эксперимента составила 3 месяца. В ходе эксперимента было проведено 60 занятий. Формированию игрового взаимопонимания уделялось в среднем 11 % тренировочного времени.

Проведенный нами анализ литературных данных по совершенствованию скоростного нападения в системе тренировки свидетельствует о недостаточности информации В нашем исследовании был поставлен основной вопрос: окажет ли положительное воздействие разработанная программа на повышение мастерства выполнения быстрого прорыва баскетболистками высокой квалификации. С целью доказательства правомерности выбранного нами подхода проводилось сравнение показателей эффективности применения быстрого прорыва в игре (п=9) до и после эксперимента (п=9). Полученные данные показали, что тренировочная работа по совершенствованию скоростного нападения способствовала увеличению количества случаев применения быстрого прорыва на 5,5 %, и достоверному повышению результативности его использования на 4,4 %, (Р<0,05). Рост эффективности применения быстрого прорыва происходил на фоне

увеличения количества случаев овладения мячом после отскоков на 1,3% и количества случаев овладения мячом после перехватов на 1,5% (рис.2).

6п

£

2

1

О

1

2 3

показатели

4

Рис. 2 Изменение показателей игровой деятельности баскетболисток высокой квалификации под воздействием

программы эксперимента.

Примечание: 1 - количество случаев овладения мячом после отскоков 2 - количество случаев овладения мячом после перехватов, 3 - фактически проведено быстрых прорывов (количество раз); 4 - эффективность быстрого прорыва (количество реализованных случаев); * - изменение показателей достоверно.

Подводя итоги исследования влияния тренировочной программы на показатели эффективности использования быстрого прорыва как вида скоростного нападения в игре баскетболисток высокого класса, следует признать, что тренировочная деятельность улучшает показатели за трехмесячный отрезок тренировочного времени. При этом сравнение изменения показателей до и после эксперимента свидетельствует об эффективности специально разработанной программы для повышения уровня мастерства спортсменок.

Выводы.

Таким образом следует сделать вывод о том, что применение методического подхода, включающего наигрывание тактических комбинаций по совершенствованию быстрого прорыва путем повторения и формирование взаимопонимания баскетболисток усиливает направленное воздействие на совершенствование игрового взаимодействия при выполнении быстрого прорыва в игре, способствуя повышению эффективности учебно-тренировочного процесса баскетболистоквысокой квалификации

Перспектива дальнейших исследований связана с оптимизацией игрового взаимодействия на основе рациональных вариантов комплектованияигровых звеньев баскетболисток.

Литература

1. Бабушкин В.З. Анализ реализации быстрого прорыва мужской сборной командой Украины по баскетболу на чемпионате Европы - 97. // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання та спорту Зб.наукпраць. - Харків: ХХПІ, 1998. - №1. - С. 16-19

2. Лакиза А.Н. Методические рекомендации по повышению результативности скоростного нападения в баскетболе: Учеб. - метод - пос. Белая Церковь, 1987. - 20 с.

3. Нестеренко Н. Характеристика якісних і кількісних показників перспективної змагальної моделі і структури ігрових дій юних баскетболістів 13-14 років // Молода спортивна наука України: Збірник наукових праць з галузі фізичної культурита спорту - Львів, 2003. Випуск 7, Т.3.- с.191 - 195.

4. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - К. Олимпийская литература, 1997. - 363 с.

5. Спортивные игры: Техника, тактика. Учебник для студ высш. пед. учеб. заведений /Ю.Д.Железняк, Ю.М.Портнов, В.П. Савин и др. - М.: Академия, 2001. - 520 с.

6. Чуча Ю.И., Новикова С. Д., Иванова И.А. Моделирование игровых ситуаций в баскетболе // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання та спорту Зб.наукпраць. - Харків: ХХПІ, 1997. - №2. - С. 11-15

Поступила в редакцию 23.01.2008г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.