Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ АУДИТА'

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ АУДИТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТ / АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ АУДИТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кулиева М.И.

В статье рассматриваются значение аудита для деятельности хозяйствующих субъектов, процедуры и этапы его проведения, даются рекомендации по повышению его эффективности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASE OF AUDIT EFFECTIVENESS

The article discusses the importance of auditing for business entities, the procedures and stages of its implementation, makes recommendations for improving its effectiveness

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ АУДИТА»

УДК 657.6

Кулиева М.И. магистрант 3-го года обучения Институт экономики направление 38.04.01 «Экономика» ФГБОУВОКБГАУим. В.М. Кокова Российская Федерация, г. Нальчик ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ АУДИТА

Аннотация

В статье рассматриваются значение аудита для деятельности хозяйствующих субъектов, процедуры и этапы его проведения, даются рекомендации по повышению его эффективности

Ключевые слова

Аудит, аудиторская деятельность, эффективность аудита

Kuliyeva M.I. third-year undergraduate Institute of Economics direction 38.04.01 ""Economy " FGBOUin KSAUthem. V.M. Kokov Nalchik, Russian Federation INCREASE OF AUDIT EFFECTIVENESS

Abstract

The article discusses the importance of auditing for business entities, the procedures and stages of its implementation, makes recommendations for improving its effectiveness

Keywords

Audit, audit activities, audit efficiency

Аудиторская проверка - деятельность независимых экспертов, направленная на оценку правильности отражения результатов финансовых операций предприятия, а также оказание сопутствующих услуг.

Аудит, как правило, включает в себя: оценку правильности ведения бухучета, квалификации сотрудников бухгалтерии, качества отражения операций в отчетных документах; определение законности внесенных в отчеты и налоговые декларации сведений; консультирование заказчика по вопросам ведения бухучета, выбранной системе налогообложения и т. п.; составление рекомендаций по устранению обнаруженных недочетов; формирование письменного заключения по итогам аудита и отчета для руководства компании.

Для точности и достоверности результатов аудита специалисты придерживаются следующих принципов: независимость и объективность суждений; конфиденциальность информации; внедрение статистических методов и экономического анализа; использование новых информационных

технологий; лояльность к заказчикам; ответственность компании за результаты проверки и предложенные рекомендации.

Аудит предприятия проводится в четыре этапа:

1. Подготовка к аудиту. На этом этапе аудиторская компания знакомится с клиентом. Чем более точную информацию о своем роде деятельности и текущих экономических показателях предоставит заказчик, тем более четко аудитор сможет сформулировать стоящую перед ним задачу, а также рассчитать расходы на предстоящую проверку. При знакомстве с предприятием аудитор заносит в таблицу следующие данные: отраслевые особенности деятельности и платежеспособность заказчика; технологии производства и продажи продукции; квалификация бухгалтеров и финансистов; степень автоматизации системы учета; уровень организации системы внутреннего контроля; предварительные итоги текущих судебных разбирательств.

2. Планирование. Планирование аудиторской проверки занимает до 20 % времени, которое тратится на весь объем мероприятий. На данном этапе выполняют: формирование общего плана проверки; составление программы аудита; согласование графика работ; определение состава аудиторской группы.

3. Непосредственно аудит. Аудит включает сбор, анализ и оценку доказательств, которые касаются хозяйственных и финансовых операций компании. В процессе аудиторы используют следующие инструменты: пересчет; осмотр в ходе инвентаризации; подтверждение информации об остатках на банковских счетах; устный опрос; проверка документов; аналитические процедуры. Цель сопоставления показателей - обнаружение и исправление ошибок в документации.

4. Подведение итогов аудита. Завершают аудит отчет и заключение по итогам проверки. Заключение может быть: положительным, когда документация отражает текущее финансовое состояние организации; с оговорками, при наличии факторов, способных повлиять на будущие ошибки в отчетности. Помимо заключения, аудиторская компания готовит рекомендации по устранению недочетов и дает консультации по перспективным направлениям развития предприятия.

Необходимость аудита определяется следующими обстоятельствами:

- важность достоверности и прозрачности финансовой информации для принятия решений заинтересованными пользователями, собственниками имущества экономического субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, партнерами, конкурентами и государственными органами. Уверенность в достоверности отчетности;

- важнейшие составляющие успеха для укрепления доверия российских и иностранных инвесторов и выхода на фондовые рынки;

- высокая вероятность искажения бухгалтерской отчетности в силу ряда факторов, в частности неоднозначность действующего законодательства и интерпретация фактов хозяйственной деятельности, а

также возможная пристрастность ее составителей;

- степень достаточности бухгалтерской отчетности, как правило, не может быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей по причине затруднительности доступа к первичной учетной документации и вследствие недостаточной квалификации и компетенции.

Однако в настоящее время важно не только проводить проверку финансовой отчетности организаций, но и способствовать повышению эффективности управления рисками и улучшению прозрачности бизнеса.

Помимо всего вышеперечисленного для многих организаций очень актуальным на сегодняшний день является минимизация налоговых рисков. В рамках проведения аудита перед аудиторскими компаниями зачатую ставится задача особое внимание обратить на возможные налоговые последствия и оценить степень их влияния на деятельность организации. Несмотря на то, что зачастую в структуре финансовой отчетности статья обязательств перед бюджетом не является наиболее существенной, оценка возможных рисков важна как для менеджмента организации, так и для ее потенциальных кредиторов и инвесторов.

Повышение качества и надежности информации при аудите должно, на наш взгляд, обеспечиваться за счет проведения работ (в комплексе или по отдельности) по следующим направлениям: детальное ознакомление с бизнесом клиента и понимание его особенностей; подробное планирование работ по проекту; на протяжении всего периода сотрудничества мы предоставляем нашим клиентам профессиональные консультации; правовая экспертиза нормативных документов организации; правовая экспертиза и проверка достоверности документов, подтверждающих имущественные права; правовая экспертиза договорной базы, юридической и претензионно-исковой работы; аудит исполнения отдельных договоров (внешнеэкономических, инвестиционных, лизинговых, подрядных и т.д.); оценка действующей системы бухгалтерского учета, учетной политики, методологии, форм и методов на предмет соответствия потребностям пользователя; оценка эффективности применяемых систем автоматизации; анализ фактической себестоимости в разрезе статей и элементов затрат; экспертиза системы сбыта, включая полноту оприходования выручки от реализации продукции (работ, услуг); экспертиза экспортно-импортных операций на предмет соблюдения требований валютного, налогового законодательства и международных норм; экспертиза дебиторской и кредиторской задолженностей, анализ применения финансовых инструментов при проведении расчетов (векселя, цессии и т.п.); проверка правильности и своевременности начисления и уплаты налогов и сборов, правильности заполнения и своевременности представления налоговой отчетности; оценка применяемой системы налогового учета; экспертиза использования средств целевого финансирования, в т.ч. бюджетного; анализ использования прибыли: распределение по фондам и резервам, дивидендная политика; оценка соответствия применяемой системы

учета потребностям менеджмента и собственника; проведение анализа реального финансового состояния организации и разработка рекомендаций по его улучшению.

Использованные источники:

1. Мирзоева А.Р., Темукуева Ж.Х. Аудиторская деятельность как элемент развития рыночных отношений // Трансформация региона в условиях глобализации экономического развития: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции в 2-х томах. 2014. С. 31-36.

Курдюкова А. В. студент бакалавр Моляка А. В. студент бакалавр научный руководитель: Голова Е. Е., к.э.н.

доцент

Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина

Россия, г. Омск

ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА В ФИНАНСИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Аннотация: в статье приведены понять, описывающие программно -целевое планирования в современной экономике. Представлены механизмы и инструменты. Предоставляется схема - структуры расходов федерального бюджета.

Ключевые слова: эффективный способ, виды программных документов, государственная программа, результаты финансирования, ряды проблем и их решения.

Kurdyukova, A. B. student of the bachelor Omsk state agrarian University named after P. A. Stolypin

Russia, Omsk Malaka A.V. student of the bachelor Omsk state agrarian University named after P. A. Stolypin

Russia, Omsk

Supervisor: Head of E. E., Ph. D., associate Professor Omsk state agrarian University named after P. A. Stolypin

Russia, Omsk

PROBLEMS OF APPLICATION OF PROGRAM-TARGET METHOD IN THE FINANCING OF THE SOCIAL SPHERE

Abstract: the article gives to understand that describes the program-target planning in the modern economy. It provides mechanisms and tools. Is the scheme structure of Federal budget spending.

Key words: efficient method, types of policy documents, the state program,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.