УДК 332.1:338.436.33 ББК 65.9(2)-32 К-59
Коков Артур Чаримович, доктор экономических наук, профессор кафедры «Коммерция и маркетинг» ФГБОУВПО «Чеченский государственный университет»; 364093, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. А. Шерипова, 32; тел.: 8(938)9140005;
Батаева Патимат Султановна, старший преподаватель кафедры «Финансы и кредит» ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный университет»; 364093, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. А. Шерипова, 32; тел.: 8(928)7383185;
Водахова Валентина Аркадьевна, кандидат физико-математических наук, заведующая кафедрой «Математический анализ и теория функций» ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»; тел.: 8(8662)770108.
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ АГРАРНОГО СЕКТОРА НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО РЫНКА
(рецензирована)
В статье приводятся основные проблемы развития рынка органической продукции, оцениваются современное состояние, проблемы и перспективы его развития в России, даются рекомендации по преодолению существующих проблем.
Ключевые слова: органическая продукция, биотехнологии, проблемы, рынок, регион, перспектива, инструменты развития.
Kokov Arthur Charimovich, Doctor of Economics, professor of the Department of Commerce and Marketing of FSBEIHPE “Chechen state university”, 364093, Chechen Republic, Grozny, 32 A. Sheripov St., tel. : 8(938)9140005;
Batayeva Patimat Sultanovna, senior lecturer of the Department of Finance and Credit of FSBEI HPE “Chechen state university”, 364093, Chechen Republic, Grozny, 32 A. Sheripov St., tel.: 8(928)7383185;
Vodakhova Valentina Arkadyevna, Candidate of Physics and Mathematics head of the Department of Mathematical Analysis and Theory of Functions of FSBEI HPE “Kabardino-Balkarian state university named after H. M. Berbekov”, tel.: 8(8662)770108.
INCREASE OF THE EFFICIENCY OF THE AGRARIAN SECTOR ON THE BASIS OF THE ORGANIC MARKET DEVELOPMENT
(reviewed)
The main problems of development of the market of organic production has been given in the article, its current state, problems and prospects of its development in Russia have been estimated, recommendations on overcoming the existing problems have been given.
Keywords: organic production, biotechnologies, problems, market, region, prospect, instruments of development.
На современном этапе в Российском аграрном рынке существуют три основные проблемы для развития органического рынка: необоснованное завышение цен на органические продукты, не развитость системы сертификации и слабые познания об экологически чистой продукции. Проведенный опрос в нескольких городах России (в том числе Москва и Санкт-Петербург) показал, что основными проблемами расширения органического рынка в России являются ценовая разница между органическими и обычными продуктами. Большинство органических продуктов (90 процентов) в России привозные, то есть импортные. Соответственно стоимость таких продуктов высокая, что связано с органическим характером продукции, с сертификацией, с транспортными и
таможенными сборами.
Другая серьезная проблема развития органического рынка, это то, что российские потребители не доверяют местным системам сертификации. Данное отношение сформировалось в постперестроечный период, когда большинство ингредиентов продуктов, указанных на упаковке, не соответствовало действительности. По результатам проведенного маркетингового исследования, более 60 процентов клиентов в супермаркетах мегаполисов готовы заплатить больше за продукты, если продукция органическая. Исследование также показало, что 50 процентов российских производителей продуктов питания помещают на этикетке слова «БИО», «естественный» или «экологически чистый», без какой-либо сертификации. Производители запрашивают за эти продукты на 20-35 процентов выше обычного [1]. Около 55 процентов респондентов ответили «да» на вопрос: «Доверяете ли Вы информации на упаковке, в которой говорится, что продукт является натуральным, экологически чистым или органическим?» [2]. 45 процентов ответили «нет». Потребители хотят гарантий на соответствие продаваемых продуктов заявленным качествам, поэтому они должны быть определены и защищены федеральным законом. Развитие нормативно-правовой базы в области органического законодательства и сертификации должно удовлетворить требования большинства потребителей.
Следующей проблемой развития рынка органических продуктов в России является слабое знание о требованиях к органическим продуктам как на высшем правительственном уровне (не существуют данные об органических производителях), так и на уровне потребителей (более половины опрошенных не имеют представления об органических продуктах). В рамках развития нормативно-правовой базы правительству необходимо довести до потребителей и производителей технологии получения органической продукции, требования, предъявляемые к ним, что, в свою очередь позволит увеличить спрос на органические продукты.
В 2008 году вступило в силу санитарное требование, предъявляемое Роспотребнадзором к органическому производству и органическим продуктам питания. Однако, до сих пор нет каких-либо стандартов, по которым продукт можно отнести к категории органического, не созданы сертифицирующие органы [3]. Это приводит к тому, что российские производители органической продукции получают сертификацию от компаний из США или ЕС, что приводит к удорожанию конечного продукта, а также позволяет экспортировать их за рубеж. В соответствии с законодательством, чтобы иметь маркировку органического продукта необходимо пройти добровольную сертификацию. На современном этапе требования к подобной сертификации в России еще не определены. Формирование национального стандарта начнется с принятием законопроекта в Государственной Думе России. Сейчас правительственные специалисты изучают зарубежные механизмы сертификации органических продуктов, а также гармонизируют международные и национальные стандарты с Российскими условиями. Закон должен осветить вопросы, касающиеся поддержки государством производителей экологически чистой органической сельхозпродукции с помощью кредитных механизмов, хеджирования рисков и информационно-методического обеспечения производства.
Органическое земледелие давно и активно развивается во всем мире. Россия здесь отстает, и во многом это происходит из-за отсутствия законодательной базы в сфере органической сельскохозяйственной продукции. В России нет национального стандарта, определяющего, что такое органическая продукция, нет закона регулирующего данный сектор.
В России только в 2014 году приняли ГОСТ 56104-2014 «Продукты пищевые органические. Термины и определения». Но этого недостаточно, и по-прежнему практически любой может назвать свою продукцию органической, по сути, это вопрос
только честности производителя. Потребитель может увидеть на прилавках магазинов множество продуктов, в названиях которых встречается приставка БИО, ЭКО и т.д., однако, что стоит за этими названиями, часто неизвестно. Решить проблему может лишь сертификация, которую должен определять закон.
Сейчас в России существует не более 70 сертифицированных экологических хозяйств. Например, в Индии их более 900 тысяч, в Мексике 170 тысяч, около одной тысячи в Кыргызстане. В России же это энтузиасты, которые добровольно прошли сертификацию и теперь имеют документ гарантирующий, что их продукция соответствует жестким стандартам по производству органики.
В Европе, США и многих других странах, где рынок органики хорошо развит, такая практика сертификации экопроизводителей действует уже несколько десятилетий.
Очевидно, что в этих странах развитие этого бизнеса во многом определяется грамотным госрегулированием и заинтересованностью власти в поддержке внутреннего производства и распространению на внутреннем рынке национальных стандартов, сертификации, подконтрольной государству.
На современном этапе потребители могут купить органические, натуральные и экологически чистые продукты четырьмя способами: на рынке; непосредственно у фермерского сообщества, большинство из которых представляют интернет-магазины; в специализированном магазине и в супермаркете высшего класса.
Фрукты, овощи, мясо и молочные продукты, выращиваемые в личных подсобных хозяйствах, позиционируются как натуральные и по разумной цене. Несомненно качество таких продуктов в разы выше, чем продукты продаваемые в супермаркетах и произведенные на промышленной основе. Такие продукты содержат меньше нездоровых ингредиентов, таких как добавки, консерванты и различные химические вещества. Однако они не имеют органических стандартов. Это приводит к тому, что наносят ущерб экологически чистым продуктам премиум-класса. Данное обстоятельство особенно актуально для мясных и молочных продуктов, поскольку большинство фермеров в России продолжают выпасать свой скот на диких пастбищах. Мясо, полученное подобным способом, органически не сертифицировано, но, как правило, такие бычки почти не потребляют выращенную традиционным способом корма, и имеет относительно низкую стоимость.
За последнее время по данным Росстат популярность фермерского рынка начала снижаться в сторону современного торгового формата. Доля сбыта с фермерского рынка составляет 14 процентов от общего объема розничных продаж и тенденция сокращения сохраняется. Региональные органы власти закрывают уличные рынки не соответствующие санитарным нормам в пользу строительства современных торговых центров.
В большинстве российских городах формируется новый тренд: местные
фермерские продукты начинают реализовывать через интернет-магазины. В большинстве случаев, покупателями фермерской продукции становятся обеспеченные слои населения, озабоченные здоровым питанием и интересующиеся экологически чистой продукцией. Современные российские эко-магазины, созданные владельцами фермерских хозяйств и кооперативов, предлагают большой ассортимент фермерских продуктов: мясные и молочные продукты, плодоовощная продукция, продукты пчеловодства, мучные изделия, выпечка, соленья и так далее.
В регионах для развития органического рынка предлагаем развить интернет-проект в области продажи эко-продукции, состоящий из интернет-магазина и ресторанов, представляющий собой фермерский кооператив, которые объединены территориально. На сайте фирмы должна быть информация о каждом фермере-производителе с краткой характеристикой фермы и технологиях производства. При желании можно посетить саму
ферму.
Следующим механизмом, способным содействовать развитию органического рынка, по нашему мнению, является кооперация мелких фермеров и частных производителей. Создаваемая кооперация будет поставлять органические продукты, выращенные местными фермерами, на розничную торговлю, а также членам клуба, стать которым можно путем регистрации на сайте фирмы. Фирма совместно с региональным аграрным вузом должна будет разработать собственные региональные стандарты экокачества. Продукты будут выращиваться без применения пестицидов, животные не получат регуляторов роста, а также искусственных кормов.
Расчет экономической эффективности от внедрения данных мероприятий можно рассчитать использую коэффициент экономической эффективности, который рассчитывается как отношение экономии (прибыли) от внедрения конкретного результата к затратам на его создание по формуле:
Е = З/Э; (1)
где Е - экономическая эффективность, доли; Э - экономия или прибыль, руб.; З - затраты на создание экономии, руб.
Эффективность является относительным показателем, измеряемым в долях. Законопроект об органическом земледелии, появления которого производители органики ждут с нетерпением уже два года, находится на согласовании в ведомствах Правительства РФ для его внесения в Госдуму.
Как считают фермеры, наконец, в России появится законодательная база для развития органического земледелия - отрасли сельского хозяйства, когда производится экологически чистая продукция, не используются химические удобрения, пестициды и гербициды для растений, антибиотики для животных и консерванты и красители при переработке продуктов.
Если закон будет действительно принят, то рынок органики в России начнет стремительно развиваться. Оборот этого рынка может превысить уже в первые два года 100 млрд. рублей и вырасти в течение пяти лет еще на 300-400 млрд. рублей. Развитие отрасли также скажется и на сельских территориях - если сейчас там наблюдается явный упадок, люди покидают деревни, то развитие небольших фермерских экохозяйств может стать альтернативой вымирающим деревням.
Оборот рынка сертифицированной органической сельской продукции в России оценивается примерно в 7 млрд. рублей, при этом 96% составляет импорт. В нынешних условиях продовольственных санкций, делать ставку на импортную продукцию явно невыгодно.
Для импортозамещения на рынке органической продукции уже будет большим подспорьем появление в России собственной Национальной системы аккредитации для сертификации данной продукции. Сегодня это один из основных сдерживающих факторов развития российского сертифицированного производства.
В этих условиях, очевидно, что открываются прекрасные перспективы для российских экопроизводителей. Сегодня фактический рынок органической продукции в России, соответствующий всем международным нормам, уже превышает 150 млрд. рублей и многие, не желая сертифицироваться в иностранных системах, ждут появления российских норм и законов.
В регионах России приняты программы развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, где говорится о необходимости экологизации и биологизации агропромышленного производства, однако в ней не предусмотрены практические, действенные меры для развития данного направления, которые в обязательном порядке несут определенную финансовую нагрузку.
Исходя из выше приведенного приходим к выводу, что необходимо принятие и реализация в регионах отдельной целевой программы «Экологическое развитие сельского хозяйства на 2016-2020 годы». Программа должна быть направлена на рациональное использование сельхозугодий, создание условий для увеличения объёмов производства высококачественной органической продукции на основе выполнения комплекса агротехнологических, водохозяйственных, организационных и других мероприятии, охрану сельскохозяйственных угодий от ветровой и водной эрозии. Уровень исполнения программы в регионе необходимо анализировать по ее целевым индикаторам.
На первом этапе реализации подпрограммы необходимо предусмотреть создание модельной биопроизводственной базы с целью: разработки рекомендаций по замещению химических средств защиты растений на альтернативные средства без ущерба объему и качеству урожая; оценки биологической и экономической эффективности использования альтернативных методов и средств защиты растений; содействия в формировании регионального бренда. Подобной организацией может стать региональный инновационноконсультационный научно-производственный центр основными функциями которого должны стать следующие:
- организация бесплатных консультационных услуг в области применения инновационных технологий, в том числе производство продукции без применения химикатов;
- бесплатное предоставление всем производителям органической продукции технологий выращивания органических продуктов
- создание научно-производственной интеллектуальной экофермы;
- изучение международного опыта и опытов других регионов России по реализации инновационных проектов, в том числе по производству продукции без применения химикатов, на основе которого разработка имитационных инновационных бизнеспроектов;
- организация и проведение выставок, семинаров и конференций с привлечением руководителей предприятий и банков, потенциальных инвесторов, бизнесменов, ученых, аспирантов и студентов, в целях представления разработанных нами и другими учеными инновационных технологий, механизмов и проектов, а также их методическое, организационное и информационное сопровождение.
- участие в конкурсах с целью получения грантов на реализацию разработанных инновационных проектов.
Таким образом, основной задачей Центра станет производство и продвижения органических продуктов и технологий его производства на рынке.
Следующим важным направлением в реализации программы должна стать производство биоудобрений и других средств агропроизводства. Это создание биологических фабрик, в частности по наращиванию энтомофагов, эффективные виды которых импортируются из Европейских стран.
Первоначальный переход хозяйств на биопроизводство может быть связан с рисками частичного снижения урожая, что в свою очередь связано с
неотрегулированностью новых технологий. В связи с этим желательно наличие стимулирующих или компенсационных государственных выплат предприятиям и хозяйствам, изъявившим желание перейти на биопроизводство. Срок выплат можно ограничить длительностью переходного периода (3-4 года).
Благодаря реализации подобной программы в регионах будет превышен уровень экономической эффективности производства сельхозпродукции 1990 года.
Литература:
1. Стратегия инновационного развития АПК Российской Федерации на период до
2020 г.
2. Экологизация как конкурентное преимущество агропромышленного комплекса Кабардино-Балкарской республики / Ф.М. Сомгурова // Известия КБНЦ РАН. 2014. №6.
3. Программа развития биотехнологий в Российской Федерации на период до
2020 г.
Literature:
1. Strategy of innovative development of agrarian and industrial complex of the Russian Federation for the period till 2020.
2. Greening as competitive advantage of agro-industrial complex of the Kabardino-Bal-kar Republic / F.M. Somgurova//News of KBSC of the Russian Academy of Sciences. 2014. No. 6.
3. The program of development of biotechnologies in the Russian Federation for the period till 2020.