Научная статья на тему 'Повышение действенности налогового регулирования предприятий АПК посредством модернизации ЕСХН'

Повышение действенности налогового регулирования предприятий АПК посредством модернизации ЕСХН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
279
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ЕДИНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ / ПРЕДПРИЯТИЕ АПК / МОДЕЛЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СТАВКА ЕСХН / TAX REGULATION / TAXATION / SINGLE AGRICULTURAL TAX / AIC COMPANY / MODEL / GOVERNMENT SUPPORT / SAT RATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Юлия Николаевна, Казаков Владимир Владимирович

Рассмотрены финансовые проблемы, с которыми сталкиваются предприятия АПК в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Обоснована необходимость государственной поддержки предприятий аграрного сектора, а также корректировки существующей системы их налогообложения. Предложена модель модернизации единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН), позволяющая выравнивать природно-климатические условия хозяйствования и стимулировать инновационные процессы производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иванова Юлия Николаевна, Казаков Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the efficiency of tax regulation in the agricultural sector through the modernization of SAT

The need for a regulatory mechanism in Russian agricultural sector encompassing the full range of measures of impact on the system of economic relations derived from the place and role of the agricultural sector in a market economy. In view of the huge agricultural potential of regions such as the Altai Territory, their contribution to the food security of the country, the State should provide special support to these territories. Government regulation of agriculture always faces a conflict of interest: the State, farmers, regional and municipal authorities. It is required, therefore, to search for schemes of complying with the parity of interests of these actors. Proof of the need for State support of agricultural producers is the continuing increase in the disparities in resources and manufactured products. Methods and mechanisms of State support of agricultural producers include a range of direct and indirect methods. In our view, Government support through taxation should provide necessary and sufficient conditions of alignment because the producers operate in different areas, in different natural-climatic conditions. In addition, tax regulation is needed to encourage efficiency, innovation of agricultural producers. The authors researched modern methodological approaches to the reform of the model of a single agricultural tax (SAT) and tax for the modernization of agricultural producers. The result of the research was our optimum model of modernization of SAT that most closely reflects the specifics of an AC enterprise, taking into account the influence of climatic conditions on its management, soil fertility, the disparity in prices, degree of innovation and environmental performance of products, as well as innovation of technologies used in agriculture. Accordingly, the more funds the AIC company spends to develop, improve and implement new technologies in the production process, the less tax it must pay. In addition, the level of taxation should be influenced by the quality and fertility of the soil, because bonitet directly affects the potential yield and income opportunity.

Текст научной работы на тему «Повышение действенности налогового регулирования предприятий АПК посредством модернизации ЕСХН»

Вестник Томского государственного университета. 2014. № 385. С. 149-152

УДК 336.225.621 : 338.434

ЭКОНОМИКА

Ю.Н. Иванова, В. В. Казаков

ПОВЫШЕНИЕ ДЕЙСТВЕННОСТИ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК ПОСРЕДСТВОМ МОДЕРНИЗАЦИИ ЕДИНОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЛОГА

Рассмотрены финансовые проблемы, с которыми сталкиваются предприятия АПК в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Обоснована необходимость государственной поддержки предприятий аграрного сектора, а также корректировки существующей системы их налогообложения. Предложена модель модернизации единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН), позволяющая выравнивать природно-климатические условия хозяйствования и стимулировать инновационные процессы производства.

Ключевые слова: налоговое регулирование; налогообложение; единый сельскохозяйственный налог; предприятие АПК; модель; государственная поддержка; ставка ЕСХН.

В системе государственного регулирования налогообложение является объектом и инструментом управленческих воздействий на экономическую ситуацию в стране со стороны Правительства РФ, субъектов Федерации, Министерства финансов, Федеральной налоговой службы России и др.

Потребность создания в России механизма государственного регулирования АПК, включающего в себя весь комплекс мер воздействия на систему экономических отношений, вытекает из места и роли аграрного сектора в рыночной экономике. Учитывая огромный агропромышленный потенциал таких регионов, как Алтайский край, их вклад в продовольственную безопасность страны, государство должно оказывать этим территориям особую поддержку.

Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс в целом характеризуются повышенной зависимостью от экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) факторов, определяющих функционирование, развитие и эффективность.

Государственное регулирование сельского хозяйства всегда сталкивается с конфликтом интересов: государства, сельхозпроизводителей, региональных и муници-

Тенденции роста

пальных органов власти. Необходим, таким образом, поиск схем соблюдения паритета интересов указанных субъектов. Методы и механизмы государственной поддержки сельскохозяйственных производителей включают спектр прямых и косвенных методов.

Прямые методы включают формирование целевых программ на федеральном и региональном уровнях, прямые инвестиции в АПК в виде субвенций, дотаций для уменьшения диспаритетов цен на ресурсы и выпускаемую сельскохозяйственную продукцию, товарные интервенции, установление целевых и залоговых цен.

К косвенным методам государственно-региональной поддержки относится льготное кредитование, инновационно-инвестиционные налоговые кредиты, субсидирование кредитных ставок, предоставление государственных гарантий коммерческим банкам по кредитам, предоставляемым сельхозтоваропроизводителям, производящим дефицитную продукцию, налоговые льготы эффективно работающим сельхозпроизводителям.

Подтверждением необходимости государственной поддержки сельхозпроизводителей является продолжающееся увеличение диспаритетов цен на ресурсы и производимую продукцию (табл. 1).

Т а б л и ц а 1

диспаритетов цен

Сопоставление цен в 2000 г. Сопоставление цен в 2010 г.

Цена на ресурсы с/х Цена на с/х продукцию Цена на ресурсы с/х Цена на с/х продукцию

Один зерноуборочный комбайн 180-185 т зерна и зернобобовых Один зерноуборочный комбайн 1 520-1 540 т зерна и зернобобовых

Один трактор универсальный пропашной 110-125 т зерна и зернобобовых Один трактор универсальный пропашной 600-608 т зерна и зернобобовых

Одна тонна бензина 3,0-3,3 т зерна и зернобобовых Одна тонна бензина 6,2-6,4 т зерна и зернобобовых

Одна тонна дизельного топлива 2,7-2,9 т зерна и зернобобовых Одна тонна дизельного топлива 5-5,1 т зерна и зернобобовых

Из табл. 1 видно, что диспаритет цен по технике и сельскохозяйственной продукции возрос в 5-8 раз. Диспаритет цен по топливу возрос почти в два раза.

Кроме того, государственная поддержка необходима и для выравнивания условий хозяйствования, поскольку сельхозтоваропроизводители действуют на разных землях, в разных природно-климатических условиях.

Наконец, государственное регулирование необходимо для стимулирования эффективности, инно-

вационности деятельности сельхозтоваропроизводителей.

Налоговая система должна обеспечивать необходимое и достаточное выравнивание условий хозяйствования, стимулировать эффективность хозяйствования. Рассмотрим предлагаемый подход к реализации указанных целей.

Прежде всего, напомним, что первоначально при введении единого сельскохозяйственного налога за-

конодателем размер налоговой ставки предполагалось исчислять в виде отношения 25% суммы налогов и сборов, которые подлежали к уплате за предшествующий год, к кадастровой стоимости площади сельхозугодий. Однако проведенные в нескольких регионах эксперименты показали непродуктивность указанного подхода (что, впрочем, было ясно сразу). Ведь для обоснования размеров ставок ЕСХН по этому предложению надо было сначала просчитать размер всех налогов по общему режиму и иметь обоснованные кадастровые стоимости земель.

В этой связи было принято решение о размере ставки 6% при налоговой базе в виде разности между доходами и расходами сельхозтоваропроизводителей.

Сразу возникает вопрос: почему выбранная ставка составляет именно 6%? Авторы этого предложения, видимо, решили ее принять по аналогии с упрощенной схемой налогообложения, где была установлена ставка в 6% от выручки (доходов) либо 15% от разности «доходы минус расходы».

Для ЕСХН был принят своего рода смешанный вариант: налогооблагаемая база в виде разности «дохо-

ды минус расходы», а ставка 6%, как в первом варианте. Обоснованности её размеров, тем не менее, нет.

Автором исследованы современные методические подходы к реформированию модели единого сельскохозяйственного налога и к модернизации налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в работах таких авторов, как: В.А. Базиян [1], Н.Н. Ва-ракса [2], О.В. Завгородняя [3], Н.Г. Зиновьева [4], Г.Н. Карпова [5], А.А. Ковалевич [6], В.А. Коротин [7], С.В. Маркелова [8], В.И. Нечаев, Н.Н. Тюпакова, О.Ф. Бочарова [9], А.В. Носов [10], В.Г. Садков, О.В. Попова [11, 12], А.Ю. Рыманов [13, 14], К.М. Татарников [15], О. А. Торгашова [16] и др. Взяв за основу предложенный в работе В.Г. Садкова и О.В. Поповой один из методов обоснования ставок по модели ЕСХН, покажем, как, с нашей точки зрения, следует устанавливать указанную ставку, обеспечивающую как выравнивание условий хозяйствования, так и стимулирование эффективности, инновационности деятельности сельхозтоваропроизводителей.

Ставка единого сельскохозяйственного налога может быть представлена в следующем виде (рис. 1).

Выравнивающая по бонитету почв компонента ставки

ВЕСХН =

БП( х)

х ССЕСХН

СБП

БП(х) - бонитет почв (средний) по хозяйству

СБП - среднероссийский уровень бонитета почв составляет около 55 баллов ССЕСХН - среднероссийская ставка ЕСХН

Коэффициент дискомфортности природно-климатических условий

КПУ = (КПУ1 + КПУ2) : 2

КПУ1 - количество дней в году с засухой в среднем по России к количеству дней с засухой по хозяйству КПУ2 - количество дней в году с заморозками в среднем по России по отношению к количеству дней с заморозками по хозяйству

Коэффициент инновационности деятельности сельхозпроизводителей

КИ = ( КИ1 + КИ2) : 2

КИ1 - коэффициент инновационности и экологичности производимой продукции

КИ2 - коэффициент инновационности используемых технологий

Рис. 1. Расчет ставки единого сельскохозяйственного налога

В свою очередь среднероссийская ставка ЕСХН может быть рассчитана исходя из необходимости выравнивания налоговой нагрузки в промышленности (производящей ресурсы для АПК) и в сельском хозяйстве на основе учета диспаритета цен:

ССЕСХН = КДЦ х СННП, где СННП - средняя налоговая нагрузка по промышленности по отношению к выручке (валовому выпуску); КДЦ - коэффициент диспаритета цен.

_ рост цен на продукцию с/х за 10 лет

КДЦ • рост цен на продукцию промышленности за 10 лет (ресурс для сельского хозяйства) Коэффициент дискомфортности природноклиматических условий должен понижать ставку налога, если природно-климатические условия в данном хозяйстве хуже, чем средние по России. И наоборот - повышать ее, если природно-климатические условия в хозяйстве лучше, чем средние по России.

Коэффициент инновационности деятельности сельхозпроизводителя КИ так же включает в себя два компонента. Чем выше уровень инновационности по каждому из коэффициентов КИ1 и КИ2, тем ниже должна быть ставка ЕСХН.

Рассчитываются эти коэффициенты следующим образом:

средний уровень инновационности КИ1 с / х продукции по региону

уровень инновационности с / х продукции, производимой на предприятии Аналогично:

средний уровень инновационности с / х технологий по региону

КИ2 = -

уровень инновационности с/х технологий на предприятии

Различные авторы предлагают разные методы расчета уровня инновационности, в частности, мы предлагаем оценивать его долей рыночно-перспективной инновационной продукции в общем объеме продукции либо соотношением полученных результатов от инновационной деятельности и затраченных на неё ресурсов.

Конечно, для расчетов указанных коэффициентов в регионах должна иметься необходимая информационно-статистическая база, включая «паспорта сельскохозяйственных предприятий». Такие «паспорта сельскохозяйственных предприятий» должны готовиться, во-первых, на основе действующей статистической отчетности (годовых отчетов сельхозпроизводителей) и, во-вторых, на основе модернизированной отчетности по науке и инновациям.

Приведем примеры расчетов ставок ЕСХН для отдельных хозяйствующих субъектов региона.

Для расчетов будут использованы данные о деятельности следующих предприятий АПК Алтайского края: ООО «Агросистема» Троицкого района и ОАО «Великий Октябрь» Косихинского района Алтайского края.

Среднероссийский уровень бонитета почв составляет около 55 баллов. Налоговая нагрузка на промышленность порядка 40% (в процентах к ВВП). Доля ВВП в валовом выпуске ежегодно колеблется в пределах 50-55%. Следовательно, налоговая нагрузка будет равна около 20% в процентах к валовому выпуску.

Диспаритет цен между промышленной продукцией (ресурс для сельского хозяйства) на протяжении 10 лет вырос в 5-8 раз, о чем свидетельствует табл. 2. Возьмем усредненное значение роста цен в 7 раз и тогда, соответственно, получим коэффициент диспаритета цен (КДЦ) 0,143.

Т а б л и ц а 2

Расчет ставок ЕСХН с учетом выравнивания условий хозяйствования и стимулирования инновационных процессов

Показатель ООО «Агросистема» ОАО «Великий Октябрь»

БП(х), балл 65 60

ССЕСХН, % 2,86 2,86

ВЕСХН, % 3,38 3,12

КПУ1 0,63 0,63

КПУ2 0,93 0,93

КПУ 0,78 0,78

КИ1 3,4 1,2

КИ2 0,8 1

КИ 2,1 1,1

СЕСХН 5,5 2,7

Таким образом, полученные результаты расчетов ет средств на разработку, совершенствование и внед-

показывают, что данная модель модернизации ЕСХН рение новых технологий в процессе производства, тем

наиболее полно отражает всю специфику деятельно- меньше налога оно должно уплачивать. Кроме того,

сти предприятия АПК, учитывая фактор воздействия на уровень налогообложения должны оказывать вли-

природно-климатических условий на его хозяйство- яние качество и плодородие почв, поскольку бонитет

вание, плодородие почв, уровень диспаритета цен, напрямую воздействует на потенциальную урожай-

степень инновационности и экологичности произво- ность и возможность получение дохода. Нами постро-

димой продукции, а также и инновационности ис- ена оптимальная модель модернизации ЕСХН для

пользуемых на сельхозпроизводстве технологий. Со- выравнивания условий хозяйствования и стимулиро-

ответственно, чем больше предприятие АПК расходу- вания инновационных процессов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Базиян В.А. Налоговый компонент развития аграрной сферы региона (на примере Ростовской области) : автореф. дис. ... канд. экон. наук.

Ростов н/Д, 2008. 26 с.

2. Варакса Н.Н. Формирование системы налоговых платежей на сельскохозяйственных предприятиях : автореф. дис. ... канд. экон. наук.

Орёл, 2007. 22 с.

3. Завгородняя О.В. Особенности налогообложения сельскохозяйственных производителей в аграрном секторе России : автореф. дис. ...

канд. экон. наук. Ростов н/Д, 2003. 24 с.

4. Зиновьева Н.Г. Формирование элементов эффективного налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в условиях

трансформационной экономики : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Орел, 2005. 23 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Карпова Г.Н. Организация налогового планирования в интегрированных формированиях АПК : дис. ... канд. экон. наук. М., 2003. 177 с.

6. Ковалевич А.А. Особенности налогообложения сельскохозяйственных предприятий в условиях перехода к рынку // АПК: проблемы и

перспективы : сб. науч. трудов. Мичуринск : Изд-во ФГОУ ВПО Мичуринского государственного аграрного университета, 2003. 222 с.

7. Коротин В.А. Государственное регулирование сельского хозяйства с использованием системы налогообложения (на материалах Респуб-

лики Мордовия) : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Пенза, 2006. 27 с.

8. Маркелова С.В. Эффективность деятельности сельскохозяйственных организаций при различных системах налогообложения : автореф.

дис. ... канд. экон. наук. Ульяновск, 2008. 28 с.

9. Нечаев В.И., Тюпакова Н.Н., Бочарова О. Ф. Совершенствование экономического механизма налогообложения в АПК // Экономика сель-

скохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2009. № 5. С. 57-62.

10. Носов А. В. Государственное регулирование развития сельскохозяйственных организаций с использованием системы налогообложения

(на примере Пензенской области) : автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2009. 26 с.

11. Попова О.В., Садков В.Г. Теоретические аспекты и методы регулирования агропромышленного производства: зарубежные модели и их

адаптация к условиям России. М. : Прогресс, 2007. С. 215-224.

12. Садков В.Г., Попова О.В. О справедливом и стимулирующем налогообложении сельскохозяйственных товаропроизводителей в Российской Федерации // Финансы и кредит. 2007. № 20. С. 20-25.

13. Рыманов А.Ю. Налоговое регулирование и финансово-экономическая устойчивость предприятий в аграрном секторе переходной эко-

номики : дис. . д-ра экон. наук. Орёл, 2004. 341 с.

14. Рыманов А.Ю. Налоговое регулирование финансово-экономической устойчивости сельскохозяйственных предприятий : дис. ... канд. экон. наук. Новосибирск, 2001. 145 с.

15. Татарников К.М. Совершенствование налогообложения сельскохозяйственных организаций в регионе : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Иркутск, 2008. 21 с.

16. Торгашова О.А. Налогообложение в системе государственного регулирования сельскохозяйственного производства (на материалах Калужской области) : автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2003. 23 с.

Статья представлена научной редакцией «Экономика» 1 июля 2014 г.

IMPROVING THE EFFICIENCY OF TAX REGULATION IN THE AGRICULTURAL SECTOR THROUGH THE MODERNIZATION OF SAT

Tomsk State University Journal. No. 385 (2014), 149-152.

Ivanova Yuliya N. Altai Institute of Financial Management (Barnaul, Russian Federation). E-mail: ivanov-family74@mail.ru Kazakov Vladimir V. Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: kazakov_vl_vl@gmail.com Keywords: tax regulation; taxation; single agricultural tax; AIC company; model; Government support; SAT rate.

The need for a regulatory mechanism in Russian agricultural sector encompassing the full range of measures of impact on the system of economic relations derived from the place and role of the agricultural sector in a market economy. In view of the huge agricultural potential of regions such as the Altai Territory, their contribution to the food security of the country, the State should provide special support to these territories. Government regulation of agriculture always faces a conflict of interest: the State, farmers, regional and municipal authorities. It is required, therefore, to search for schemes of complying with the parity of interests of these actors. Proof of the need for State support of agricultural producers is the continuing increase in the disparities in resources and manufactured products. Methods and mechanisms of State support of agricultural producers include a range of direct and indirect methods. In our view, Government support through taxation should provide necessary and sufficient conditions of alignment because the producers operate in different areas, in different natural-climatic conditions. In addition, tax regulation is needed to encourage efficiency, innovation of agricultural producers. The authors researched modern methodological approaches to the reform of the model of a single agricultural tax (SAT) and tax for the modernization of agricultural producers. The result of the research was our optimum model of modernization of SAT that most closely reflects the specifics of an AC enterprise, taking into account the influence of climatic conditions on its management, soil fertility, the disparity in prices, degree of innovation and environmental performance of products, as well as innovation of technologies used in agriculture. Accordingly, the more funds the AIC company spends to develop, improve and implement new technologies in the production process, the less tax it must pay. In addition, the level of taxation should be influenced by the quality and fertility of the soil, because bonitet directly affects the potential yield and income opportunity.

REFERENCES

1. Baziyan V.A. Nalogovyy komponent razvitiya agrarnoy sfery regiona (na primere Rostovskoy oblasti). Avtoref. dis. kand. ekon. nauk [Tax

component of the agrarian sector in the region (by example of Rostov Region). Abstract of Economics Cand. Diss.]. Rostov-on-Don, 2008. 26 p.

2. Varaksa N.N. Formirovanie sistemy nalogovykh platezhey na sel'skokhozyaystvennykh predpriyatiyakh. Avtoref. dis. kand. ekon. nauk [Formation

of a system of tax payments on farms. Abstract of Economics Cand. Diss.]. Orel, 2007. 22 p.

3. Zavgorodnyaya O.V. Osobennosti nalogooblozheniya sel'skokhozyaystvennykh proizvoditeley v agrarnom sektore Rossii. Avtoref. dis. kand. ekon. nauk

[Peculiarities of taxation of agricultural producers in the agricultural sector in Russia. Abstract of Economics Cand. Diss.]. Rostov-on-Don, 2003. 24 p.

4. Zinov'eva N.G. Formirovanie elementov effektivnogo nalogooblozheniya sel'skokhozyaystvennykh tovaroproizvoditeley v usloviyakh transformatsionnoy ekonomiki. Avtoref. dis. kand. ekon. nauk [Formation of elements of effective taxation of agricultural producers in the transformed economy. Abstract of Economics Cand. Diss.]. Orel, 2005. 23 p.

5. Karpova G.N. Organizatsiya nalogovogo planirovaniya v integrirovannykh formirovaniyakh APK. Dis. kand. ekon. nauk [Organization of tax

planning integrated units of AIC. Economics Cand. Diss.]. Moscow, 2003. 177 p.

6. Kovalevich A.A. Osobennosti nalogooblozheniya sel'skokhozyaystvennykhpredpriyatiy v usloviyakhperekhoda k rynku [Peculiarities of taxation of

agricultural enterprises in the transition to market]. In: APK: problemy i perspektivy (sbornik nauchnykh trudov) [AIC: Problems and Prospects (collection of scientific papers)]. Michurinsk: Michurinsk State Agrarian University Publ., 2003.

7. Korotin V.A. Gosudarstvennoe regulirovanie sel'skogo khozyaystva s ispol'zovaniem sistemy nalogooblozheniya (na materialakh Respubliki

Mordoviya). Avtoref. dis. kand. ekon. nauk [State regulation of agriculture with the use of taxation (on the materials of the Republic of Mordovia). Abstract of Economics Cand. Diss.]. Penza, 2006. 27 p.

8. Markelova S.V. Effektivnost' deyatel'nosti sel'skokhozyaystvennykh organizatsiy pri razlichnykh sistemakh nalogooblozheniya. Avtoref. dis. kand. ekon.

nauk [The effectiveness of the agricultural organizations in different tax systems. Abstract of Economics Cand. Diss.]. Ulyanovsk, 2008. 28 p.

9. Nechaev V.I., Tyupakova N.N., Bocharova O.F. Sovershenstvovanie ekonomicheskogo mekhanizma nalogooblozheniya v APK [Improvement of

the economic mechanism of taxation in AIC]. Ekonomika sel'skokhozyaystvennykh ipererabatyvayushchikhpredpriyatiy, 2009, no. 5, pp. 57-62

10. Nosov A.V. Gosudarstvennoe regulirovanie razvitiya sel'skokhozyaystvennykh organizatsiy s ispol'zovaniem sistemy nalogooblozheniya (na primere Penzenskoy oblasti. Avtoref. dis. kand. ekon. nauk [State regulation of agricultural organizations using the tax system (by example of Penza Region). Abstract of Economics Cand. Diss.]. Moscow, 2009. 26 p.

11. Popova O.V., Sadkov V.G. Teoreticheskie aspekty i metody regulirovaniya agropromyshlennogo proizvodstva: zarubezhnye modeli i ikh adaptatsiya k usloviyam Rossii [Theoretical aspects and methods of regulation of agricultural production: foreign models and their adaptation in Russia]. Moscow: Progress Publ., 2007, pp. 215-224.

12. Sadkov V.G., Popova O.V. O spravedlivom i stimuliruyushchem nalogooblozhenii sel'skokhozyaystvennykh tovaroproizvoditeley v Rossiyskoy Federatsii [On just and and stimulating taxation of agricultural producers in the Russian Federation]. Finansy i kredit — Finance and Credit, 2007, no. 20, pp. 20-25.

13. Rymanov A.Yu. Nalogovoe regulirovanie i finansovo-ekonomicheskaya ustoychivost' predpriyatiy v agrarnom sektore perekhodnoy ekonomiki. Dis. d-ra ekon. nauk [Tax regulation and financial and economic sustainability of enterprises in the agricultural sector of the economy in transition. Economics Dr. Diss.]. Orel, 2004. 341 p.

14. Rymanov A.Yu. Nalogovoe regulirovanie finansovo-ekonomicheskoy ustoychivosti sel'skokhozyaystvennykh predpriyatiy. Dis. kand. ekon. nauk [Tax regulation of financial and economic sustainability of agricultural enterprises. Economics Cand. Diss.]. Novosibirsk, 2001. 145 p.

15. Tatarnikov K.M. Sovershenstvovanie nalogooblozheniya sel'skokhozyaystvennykh organizatsiy v regione. Avtoref. dis. kand. ekon. nauk [Improving the taxation of agricultural organizations in the region. Abstract of Economics Cand. Diss.]. Irkutsk, 2008. 21 p.

16. Torgashova O.A. Nalogooblozhenie v sisteme gosudarstvennogo regulirovaniya sel'skokhozyaystvennogo proizvodstva (na materialakh Kaluzhskoy oblasti). Avtoref. dis. kand. ekon. nauk [Taxation in the system of state regulation of agricultural production (on the materials of Kaluga Region). Abstract of Economics Cand. Diss.]. Moscow, 2003. 23 p.

Received: 01 July 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.