Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА НА ОСНОВЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА (НА ПРИМЕРЕ КРУПНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ)'

ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА НА ОСНОВЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА (НА ПРИМЕРЕ КРУПНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
300
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНА ТРУДА / БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агошков Александр Иванович, Курочкин Павел Александрович

Анализ причин травматизма в строительных организациях, выполняющих работы по реализации крупных инвестиционных строительных проектов, показывает, что недостаток компетенций работников является фактором, определяющим вероятность реализации рискового события в области безопасности и охраны труда, что выражается в совершении работниками строительных организаций опасных действий, создании руководителями и инженерно-техническими работниками строительных организаций опасных условий производства работ. В статье представлены результаты работы по обучению и поддержанию необходимых квалификаций работников строительных организаций на объектах строительства в процессе реализации крупных инвестиционных строительных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Агошков Александр Иванович, Курочкин Павел Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING CONSTRUCTION SAFETY BY IMPROVING LABOR SAFETY TRAINING (IN THE PROCESS OF IMPLEMENTATION OF MAJOR INVESTMENT CONSTRUCTION PROJECTS)

An analysis of the causes of injuries in construction organizations performing work on the implementation of large investment construction projects shows that the lack of competencies ofworkers is a factor determining the likelihood of a risk event in the field of safety and labor protection, which is expressed in the commission by employees of construction organizations dangerous actions, creation by managers and engineering and technical workers of construction organizations of dangerous conditions for the production of work. The article presents the results ofwork on training and maintaining the necessary qualifications of employees of construction organizations at construction sites in the process of implementing large investment construction projects.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА НА ОСНОВЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА (НА ПРИМЕРЕ КРУПНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ)»

ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА НА ОСНОВЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ

ПО ОХРАНЕ ТРУДА (НА ПРИМЕРЕ КРУПНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ)

Аннотация. Анализ причин травматизма в строительных организациях, выполняющих работы по реализации крупных инвестиционных строительных проектов, показывает, что недостаток компетенций работников является фактором, определяющим вероятность реализации рискового события в области безопасности и охраны труда, что выражается в совершении работниками строительных организаций опасных действий, создании руководителями и инженерно-техническими работниками строительных организаций опасных условий производства работ. В статье представлены результаты работы по обучению и поддержанию необходимых квалификаций работников строительных организаций на объектах строительства в процессе реализации крупных инвестиционных строительных проектов.

Ключевые слова. Охрана труда, безопасность труда, непрерывное обучение, человеческий фактор.

Agoshkov A.I., Kurochkin P.A.

INCREASING CONSTRUCTION SAFETY BY IMPROVING LABOR SAFETY TRAINING (IN THE PROCESS OF IMPLEMENTATION OF MAJOR INVESTMENT CONSTRUCTION PROJECTS)

Abstract. An analysis of the causes of injuries in construction organizations performing work on the implementation of large investment construction projects shows that the lack of competencies ofworkers is a ^ factor determining the likelihood of a risk event in the ^ field of safety and labor protection, which is expressed in the commission by employees of construction organizations dangerous actions, creation by managers and engineering and technical workers of construction organizations of dangerous conditions for the production of work. The article presents the results ofwork on training and maintaining the necessary qualifications of employees of construction organizations at construction sites in the process of implementing large investment construction projects.

Keywords. Labor protection, labor safety, continuous training, human factor.

Анализ динамики и причин травматизма в процессе реализации инвестиционных строительных проектов В работах [1-5] представлена характеристика строительной отрасли с точки зрения эффективности управления рисками, что выражается прямо или косвенно в зарегистрированных показателях травматизма работников. Статистические данные по травматизму работников, его причинам и основным видам (легкий, тяжелый, летальный), представлены в материалах [6-13]. В работе [14] констатируется, что

ГРНТИ 86.19.00 EDN FMTSOQ

© Агошков А.И., Курочкин П.А., 2023

Александр Иванович Агошков - доктор технических наук, профессор, профессор Инженерной школы Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток).

Павел Александрович Курочкин - руководитель направления «Охрана труда, промышленная и пожарная безопасность, охрана окружающей среды, реагирование на чрезвычайные ситуации и безопасность дорожного движения» АО «НИПИГАЗ».

Контактные данные для связи с авторами (Курочкин П.А.): 117342, Москва, Профсоюзная ул., д. 65 (Russia, Moscow, Profsoyuznaya str., 65). Тел.: +7 926 611-00-71. Е-mail: kurochkinpa@nipigas.ru. Статья поступила в редакцию 15.12.2022.

значительная доля причин в травматизме работников носит организационный характер, и приводится обоснование этого факта, основанное на анализе статистической информации из открытых источников.

Анализ работ [1-5, 14] и статистических данных [6-13] позволяет сделать вывод о том, что недостаточная эффективность управления охраной труда в строительных организациях зависит от компетентности административно-управленческого персонала и инженерно-технических работников строительных организаций. Решения работников этого уровня влияют на уровни механизации и автоматизации технологических операций, а также финансирование мероприятий по улучшению условий труда. Компетентность работников массовых профессий напрямую определяет вероятность происшествия (травма различной степени тяжести) и тяжесть его последствий в конкретных условиях объекта строительства.

Вопросы повышения эффективности управления охраной труда исследованы в работах [15-17]. В работе [18] дана оценка влияния износа активов (оборудования и инструмента) на условия труда работников массовых профессий. На основании приведенных данных можно сделать вывод о том, компетентность работников строительных организаций обладает потенциалом к положительному влиянию на безопасность строительства: при повышении компетентности работников массовых профессий, а также инженерно-технических работников и административно-управленческого персонала количество регистрируемых происшествий может снизиться значительно, что, в свою очередь, может оказать положительный экономический эффект.

Обучение и развитие компетенций работников в области безопасности и охраны труда в строительных организациях, выполняющих работы по реализации инвестиционных строительных проектов Обучение и развитие компетенций работников выступают одним из приоритетов в функционировании систем управления безопасностью и охраной труда инвестиционного строительного проекта (ИСП). Оператор проекта (Заказчик работ), Генеральный строительный подрядчик, а также подрядные и субподрядные организации предоставляют работникам возможность получения необходимых знаний, умений и навыков для успешного выполнения ими трудовых обязанностей или производственных заданий с целью обеспечения безопасного, эффективного выполнения работ, вовлечения в формирование высокой культуры безопасности и демонстрации ответственного поведения на всех уровнях [19-21].

Основные принципы организации обучения и развития компетенций работников строительных организаций следующие:

• безопасное поведение во время выполнения трудовых обязанностей и вне его (например, во время нахождения во временных вахтовых поселках строителей, т.п.) - условие трудоустройства в строительные организации, выполняющие работы по реализации ИСП;

• знания, умения и навыки, необходимые для безопасного выполнения трудовых обязанностей или производственных заданий, обсуждаются с работниками при приеме на работу. Процесс подбора, расстановки и перестановки кадров обеспечивает все организации проекта квалифицированными, компетентными, физически и психически годными работниками, способными выполнять поставленные задачи;

• строительные организации разрабатывают и активно применяют в повседневной работе требования к профессиональным компетенциям ключевых работников в области безопасности и охраны труда. Организован процесс регулярного прохождения работниками строительных организаций обучения и проверки знаний на соответствие необходимым компетенциям. Содержание программ по подготовке работников, планы учебных занятий, результаты оценки проверки знаний документируются и сохраняются;

• с определенной периодичностью осуществляется оценка эффективности обучения работников строительных организаций;

• в дополнение к обучению на соответствие требованиям и профессиональным компетенциям, организован процесс обучения работников строительных организаций и их аттестации в области безопасности и охраны труда, проводимое внутренними тренерами Заказчика, Генерального строительного подрядчика, а также государственными надзорными органами, обучающими организациями федеральных органов исполнительной власти;

• административно-управленческий персонал, инженерно-технические работники и работники массовых профессий строительных организаций в обязательном порядке проходят все необходимые

инструктажи в соответствии с законодательными и добровольно принятыми требованиями, а также на основе проведенной оценки возможных рисков.

Реализация данных принципов позволяет информировать работников о тех опасностях и рисках, которым они подвергаются при выполнении работ различного вида, а также быть осведомленными о экологических аспектах и связанных с ними фактических и потенциальных воздействиях. Цель усилий -сформировать осведомленность и информированность работников строительных организаций в отношении мер, которые необходимо предпринимать для сохранения жизни, здоровья и снижения негативных последствий, как для себя, так и для других работников и окружающей среды. Направления работы по обучению работников строительных организаций, принимающих участие в реализации инвестиционного строительного проекта.

Работа по обучению в области безопасности и охраны труда работников строительных организаций, принимающих участие в реализации ИСП, ведется в следующих направлениях: обязательное обучение; обязательное корпоративное обучение (в соответствии с требованиями Заказчика) - обучение организовано Генеральным строительным подрядчиком; дополнительное обучение для работников строительных организаций (подрядные и субподрядные работы) (таблица 1).

Таблица 1

Основные направления деятельности по обеспечению компетентности работников строительных организаций

Направление работы Объем работ, мероприятия и программы обучения

Обязательное обучение и инструктажи Обязательное обучение (в течение месяца с даты приема на работу и с последующей периодичностью не реже одного раза в три года): обязательное обучение с последующей проверкой знаний по охране труда (в объеме 40 часов); обязательное обучение с последующей проверкой знаний по требованиям пожарной безопасности в объеме пожарно-технического минимума (в объеме 28 часов); обязательное обучение с последующей проверкой знаний по охране окружающей среды (курс «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления», в объеме 76 часов, основание: ст. 73 Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»); обязательное обучение с последующей проверкой знаний по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве; обязательное обучение с последующей проверкой знаний безопасной организации и выполнения работ на высоте с присвоением 3 группы; обязательное обучение с последующей проверкой знаний по промышленной безопасности; присвоение 1 группы по электробезопасности (не обязательно, в соответствии с требованиями проекта). Обязательные инструктажи: проведение вводного инструктажа по охране труда; проведение вводного инструктажа по пожарной безопасности, реагированию на чрезвычайные ситуации. Организация работы с учебными центрами, оказывающими услуги АО «НИПИГАЗ» по обязательному обучению работников: разработка и последующая актуализация требований к учебным центрам, оказывающим услуги по обязательному обучению работников подрядных организаций проекта; формирование и актуализация реестра учебных центров, удовлетворяющих требованиям; работа с договорами на обязательное обучение, приемка выполненных работ, формирование и контроль заявок

Обязательное корпоративное обучение [9, 10, 11] Организация процесса подготовки внутренних тренеров из числа сотрудников АО «НИПИГАЗ» (формирование списков, передача необходимых методологий, актуализация состава команды внутренних тренеров в зависимости от этапа реализации проекта - мобилизация / демобилизация). Реализация обязательного корпоративного обучения (ОКО) в подразделениях АО «НИПИГАЗ» (формирование графика проведения мастерских, формирование списков групп обучаемых, назначение электронных курсов через систему ОПОРА, проведение мастерских). Организация подготовки внутренних тренеров интегрированной команды ЕРС Подрядчик - подрядные и субподрядные организации (формирование и актуализация списков интегрированной команды внутренних тренеров; тренинг для тренеров; передача необходимых методологий). Организация обучения работников подрядных организаций силами интегрированной команды внутренних тренеров (формирование графиков проведения обучения, реализация графиков)

Окончание табл. 1

Направление работы Объем работ, мероприятия и программы обучения

Дополнительное обучение работников (подрядные и субподрядные работы) [10, 11] Обязательные инструктажи: вводный инструктаж по охране труда (с включением тем по охране окружающей среды, пожарной безопасности и реагированию на чрезвычайные ситуации). Дополнительное обучение работников подрядных организаций на объектах строительства (тренинги): организация и проведение курсов дополнительного обучения на объектах строительства (тренинги - более 28 тем: обработка заявок подрядных организаций до мобилизации работников на объекты строительства; проведение повторного обучения - на основании данных системы 3-х нарушений); разработка программ и материалов курсов дополнительного обучения сотрудников АО «НИПИГАЗ» и работников подрядных организаций; формирование единой нормативно -методической базы программ и курсов дополнительного обучения (тренингов); разработка и последующая актуализация требований к учебным центрам, оказывающим услуги по обязательному обучению работников подрядных организаций ИСП; формирование и актуализация реестра учебных центров, удовлетворяющих требованиям; организация процесса проверки знаний инженерно -технических работников подрядных и субподрядных организаций в учебных центрах, вошедших в список АО «НИПИГАЗ»; организация полигонов для проведения практических занятий по обучению работников подрядных организаций безопасной организации и выполнению работ на высоте; внедрение инновационных технологий обучения работников подрядных и субподрядных организаций (технологии виртуальной реальности, технологии автоматизации процесса вводного инструктажа)

Организация непрерывного обучения работников строительных организаций в области безопасности и охраны труда

В целях обеспечения единого универсального подхода к организации обучения работников, организаций, выполняющих по договору работы по реализации проекта, АО «НИПИГАЗ», при участии подрядных и субподрядных организаций, на территории объекта строительства организован учебный центр. На базе таких учебных центров формируются классы проверки знаний специалистов по охране труда, классы для проведения аттестации работников по промышленной безопасности (ЕПТ), а также классы дополнительного обучения работников строительных организаций в соответствии с требованиями Заказчика и Генерального строительного подрядчика.

В работах [19-21] описаны подходы, применяемые АО «НИПИГАЗ» по организации обучения работников строительных организаций, описаны основные программы обучения. В таблице 2 раскрыты подходы к организации обязательного корпоративного и дополнительного обучения работников строительных организаций. Практическими подходами, которые позволяют добиваться наилучших показателей в области безопасности труда, в АО «НИПИГАЗ» считают следующие:

• проверка квалификации работников строительных организаций до мобилизации на объекты строительства для выполнения работ (входной контроль работников);

• проверка по специально разработанным критериям учебных центров, оказывающих услуги в области обязательного обучения работников, строительным организациям, выполняющим работы по проекту, а также формирование внутреннего корпоративного рейтинга учебных центров (для выявления организаций, оказывающих услуги высокого качества);

• формирование практических навыков «Выполнение работ на высоте» на обучающих полигонах в непосредственной близости к объектам строительства (или, если возможно, расположенных на территориях объектов строительства);

• формирование интегрированной команды тренеров строительных организаций, выполняющих работы (Заказчик - Генеральный строительный подрядчик - строительные организации);

• применение обучающих комплексов с использованием технологии виртуальной реальности (У^) по сценариям, специально разработанным АО «НИПИГАЗ» для обучения, отработки действий и проверки знаний по охране труда работников массовых профессий строительных организаций.

Таблица 2

Требования к организации обязательного корпоративного и дополнительного обучения

работников строительных организаций

Этап Содержание этапа Описание программ Требования к периодичности

0 Проведение оценочного тестирования на выявление уровня квалификации у линейных инженерно-технических работников (ИТР) Курсы повышения квалификации для линейных ИТР (мастера, прорабы, начальники участков). Проходят в учебном центре по согласованной программе Обязан пройти тестирование при приеме / переводе / назначении на должность на работу / при грубом нарушении / по итогам расследований происшествий для подтверждения уровня квалификации

I Курсы повышения квалификации для линейных ИТР (мастера, прорабы, начальники участков). Проходят в учебном центре по программе Курсы повышения квалификации для линейных ИТР (мастера, прорабы, начальники участков). Проходят в учебном центре по согласованной программе Обязан пройти курс в течении 1 месяца с момента захода на объект

II Аттестация (проверка знаний) для линейных ИТР (мастера, прорабы, начальники участков) в комиссии организации в присутствии представителя Генерального подрядчика по локальным нормативным актам проекта Аттестация (проверка знаний) для линейных ИТР (мастера, прорабы, начальники участков) в комиссии организации с присутствием представителя Генерального подрядчика по процедуре «STARRT» с отработкой практических навыков на строительной площадке Один раз в год

III Аттестация (проверка знаний) для линейных ИТР (мастера, прорабы, начальники участков) в комиссии организации с присутствием представителя Генерального подрядчика по процедуре «STARRT» с отработкой практических навыков на строительной площадке Аттестация (проверка знаний) для линейных ИТР (мастера, прорабы, начальники участков) в комиссии организации с присутствием представителя Генерального подрядчика по локальным нормативным актам проекта Один раз в год

IV Промежуточная (ежегодная) аттестация для линейных ИТР (мастера, прорабы, начальники участков) в комиссии организации в присутствии представителя Генерального подрядчика. Внутренние программы обучения: программа «Управление производственным (строительным) участком (цехом); оценка и идентификация рисков Промежуточная (ежегодная) аттестация для линейных ИТР (мастера, прорабы, начальники участков) в комиссии организации в присутствии представителя Генерального подрядчика. Внутренняя программа обучения Один раз в год

Оценка эффективности обучения работников строительных организаций, влияние обучения по охране труда на безопасность выполнения работ

Для количественной оценки результатов работы по организации обучения в области безопасности и охраны труда использовались подходы и методы, описанные в работе [22]. При определении экономического эффекта за счет роста квалификации административно-управленческих работников строительных организаций проекта по строительству Амурского газоперерабатывающего завода, производительность труда по АО «НИПИГАЗ» повысилась в 2022 г. против 2019 г. на 1,65%, в том числе в среднем за год - на 0,23%. Оценку влияния обучения работников строительных организаций на безопасность

труда проводили на основе анализа динамики показателя частоты травматизма работников с потерей рабочего времени (ЬТШ), а также динамике показателей травматизма (легкие и тяжелые травмы, случаи со смертельным исходом).

Эффект от внедрения системы обучения работников строительных организаций выразился в ежегодном снижении значений показателя ЬТШ в среднем на 3,6% в год, отсутствии зарегистрированных несчастных случаев, повлекших за собой летальный исход работника, а также ежегодном снижении зарегистрированных случаев тяжелого травматизма работников строительных организаций на 50% за период внедрения системы (с 2019 по 2022 гг.), случаев легкого и микротравматизма работников - на 35%.

Заключение

В статье рассмотрены вопросы повышения безопасности строительства за счет повышения компетентности работников строительных организаций через внедрения системы курсов корпоративного и дополнительного обучения. Используя результаты работы по внедрению различных направлений и форматов непрерывного обучения (обязательное, корпоративное и дополнительное обучение) в процессе реализации крупных ИСП под управлением АО «НИПИГАЗ», авторы раскрыли вопросы организации этапов и периодичности обучения.

Особое внимание уделено вопросам оценки эффективности обучения работников строительных организаций, определению показателей, характеризующих влияние обучения по охране труда на безопасность выполнения работ. Констатируется, что в результате системной работы по обучению работников отмечается снижающаяся динамика показателя частоты травматизма с потерей рабочего времени ^ТШ), а также снижение количества регистрируемых случаев травматизма (включая микротравматизм) и снижение количества происшествий без травматизма.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Ульянов А.И. Методика снижения профессионального риска в строительстве по фактору тяжести труда: дисс. ... канд. техн. наук / Санкт-Петербургский университет Петра Великого. СПб., 2019. 153 с.

2. Агошков А.И., Лесовский Б.Ф., Стрижеусов С.Н., Курочкин П.А. Анализ производственного травматизма, профессиональных заболеваний и условий труда в России // Наукосфера. 2022. № 4 (2). С. 31 -40.

3. Иванова М.В. Научно-методические основы оценки и снижения риска травмирования работников топливно -энергетического комплекса: автореферат дисс. ... д-ра техн. наук. М., 2020. 40 с.

4. Пушенко С.Л. Методология управления рисками и повышения эффективности организации охраны труда в строительстве: дисс. ... д-ра техн. наук. Волгоград, 2012. 407 с.

5. Басараб А . Совершенствование предупредительного императива в управлении охраной труда в строительстве: дисс. ... канд. техн. наук. Калининград, 2019. 179 с.

6. Производственный травматизм в Российской Федерации в 2017 году (бюллетень). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/working_conditions (дата обращения 27.05.2020).

7. Производственный травматизм в Российской Федерации в 2016 году (бюллетень). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/working_conditions (дата обращения 25.08.2020).

8. Производственный травматизм в Российской Федерации в 2015 году (бюллетень). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/working_conditions (дата обращения 25.08.2019).

9. Производственный травматизм в Российской Федерации в 2014 году (бюллетень)ю [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/working_conditions (дата обращения 25.08.2020).

10. Труд и занятость в России. 2017: Стат. сб. / Росстат. М., 2017. 261 с.

11. Состояние условий труда работников организаций по отдельным видам экономической деятельности по Российской Федерации. Бюллетени за 2007-2017 гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rossta^ru/statistics/publications/catalog/4e01b6804fb6c7649e3cff6be9e332ec (дата обращения 25.08.2020).

12. Охрана труда в цифрах и фактах / Международная организация труда. М., 2004. 32 с.

13. Мониторинг условий и охраны труда в РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.trudcontrol.ru/ ffles/editor/fflesMониторинг%20условий%20и%20охраньI%20труда%20в%20Российской%20Федера-ции%20-%202015^ (дата обращения 06.08.2020).

14. Проект Доклада «Об итогах деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации за 2016 год». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/analytics/137 (дата обращения 06.08.2020).

15. Макушин В.Г. Социально-экономические проблемы улучшения условий труда: автореф. дисс. ... д-ра экон. наук. М., 1982. 48 с.

16. Методические рекомендации по определению экономической эффективности социальных мероприятий в строительно-монтажных организациях. М.: НИИЭС, 1978. 41 с.

17. Измайлов В.Г. Методы оценки эффективности мероприятий, направленных на повышение производительности труда и снижение себестоимости строительно-монтажных работ. Киев, 1980. 160 с.

18. Каверзнева Т.Т., Смирнова О.В. Влияние износа строительного оборудования и ручных инструментов на условия труда рабочих // Безопасность в техносфере. 2013. № 3 (42). С. 14-18.

19. Агошков А.И., Курочкин П.А., Шилкин Е.А. Повышение безопасности производства работ на высоте совершенствованием методики обучения дисциплине «Охрана труда» на примере строительных организаций // Аспирант. 2020. № 4. С. 24-29.

20. Агошков А.И., Курочкин П.А. Непрерывное обучение работников строительных организаций как эффективный метод управления изменениями в процессе реализации инвестиционных строительных проектов // Эффективное управление изменениями в обществе, политике, экономике. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2021. С. 122-146.

21. Агошков А.И., Курочкин П.А., Козлова О.В., Сологубова С.В. Система непрерывного обучения работников в области безопасности и охраны труда для применения в процессе реализации инвестиционных строительных проектов в строительных организациях // XXI век. Техносферная безопасность. 2021. № 6 (1). С. 140-156.

22. Шишмаков В.Т., Шишмаков С.В. Основы инновационного менеджмента на предприятиях промышленности и транспорта. Хабаровск: Изд-во ДВИМБ, 2006. 136 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.