Научная статья на тему 'СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБУЧЕНИЯ РАБОТНИКОВ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ ТРУДА ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ'

СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБУЧЕНИЯ РАБОТНИКОВ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ ТРУДА ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНА ТРУДА / БЕЗОПАСНОСТЬ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агошков А. И., Козлова О. В., Курочкин П. А., Сологубова С. В.

Анализ причин травматизма в строительных организациях, выполняющих работы по реализации крупных инвестиционных строительных проектов, показывает, что недостаток компетенций работников является фактором, определяющим вероятность реализации рискового события в области безопасности и охраны труда. Это выражается в совершении работниками строительных организаций опасных действий, а руководителями и инженерно-техническими работниками строительных организаций - опасных условий производства работ. Отсутствие (или недостаток) компетенций является основной причиной крупных и значительных происшествий в 10-12 случаях из 100, а в 35-40 случаях - сопутствующей причиной. Существующее положение дел определило направление усилий по достижению и удержанию высших в отрасли показателей в области экологической и промышленной безопасности, охраны труда, предпринимаемых в ряде организаций. В частности, в АО «Научноисследовательский и проектный институт по переработке газа», ООО «СИБУР», АО «Газпромнефть» и ООО «Газпром переработка Благовещенск» достигается повышение безопасности строительного производства через совершенствование обучения по экологической и промышленной безопасности, охране труда. Представлены результаты работы по обучению и поддержанию необходимой квалификации работников строительных организаций на объектах строительства в процессе реализации крупных инвестиционных строительных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Агошков А. И., Козлова О. В., Курочкин П. А., Сологубова С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A SYSTEM OF CONTINUOUS TRAINING OF EMPLOYEES IN THE FIELD OF OCCUPATIONAL SAFETY AND HEALTH USED IN THE IMPLEMENTATION OF INVESTMENT PROJECTS BY CONSTRUCTION COMPANIES

An analysis of causes of injuries occurred in construction companies that implement large investment construction projects shows that the lack of skills of employees is a factor that determines the likelihood of risk events in the field of occupational safety and health: dangerous behavior of employees, dangerous working conditions created by managers and engineering and technical employees. The lack of competencies is the main cause of major and significant incidents in 10-12 cases out of 100; in 35-40 cases, it is a concomitant cause. The current state of affairs has determined the direction of efforts to achieve and maintain the highest indicators in the field of environmental and industrial safety and labor protection. In particular, JSC "Scientific Research and Design Institute for Gas Processing", LLC "SIBUR", JSC "Gazpromneft" and LLC "Gazprom Pererabotka Blagoveshchensk" are improving the safety of construction production through training of employees. The article presents the results of the study on developing required skills in employees of construction organizations at construction sites when implementing large investment construction projects.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБУЧЕНИЯ РАБОТНИКОВ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ ТРУДА ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА HUMAN LIFE SAFETY

Оригинальная статья / Original article УДК 614.8.084

DOI: https://doi.org/10.21285/2500-1582-2021 -2-140-156

Система непрерывного обучения работников в безопасности и охраны труда для применения в реализации инвестиционных проектов в строительных организациях

© А.И. Агошков1, О.В. Козлова2, П.А. Курочкин2, С.В. Сологубова2

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Россия 2Научно-исследовательский и проектный институт по переработке газа (АО «НИПИГАЗ»),

г. Москва, Россия

Резюме: Анализ причин травматизма в строительных организациях, выполняющих работы по реализации крупных инвестиционных строительных проектов, показывает, что недостаток компетенций работников является фактором, определяющим вероятность реализации рискового события в области безопасности и охраны труда. Это выражается в совершении работниками строительных организаций опасных действий, а руководителями и инженерно-техническими работниками строительных организаций - опасных условий производства работ. Отсутствие (или недостаток) компетенций является основной причиной крупных и значительных происшествий в 10-12 случаях из 100, а в 35-40 случаях - сопутствующей причиной. Существующее положение дел определило направление усилий по достижению и удержанию высших в отрасли показателей в области экологической и промышленной безопасности, охраны труда, предпринимаемых в ряде организаций. В частности, в АО «Научно-исследовательский и проектный институт по переработке газа», ООО «СИБУР», АО «Газпромнефть» и ООО «Газпром переработка Благовещенск» достигается повышение безопасности строительного производства через совершенствование обучения по экологической и промышленной безопасности, охране труда. Представлены результаты работы по обучению и поддержанию необходимой квалификации работников строительных организаций на объектах строительства в процессе реализации крупных инвестиционных строительных проектов.

Ключевые слова: охрана труда, безопасность, непрерывное обучение, человеческий фактор

Для цитирования: Агошков А.И., Козлова О.В., Курочкин П.А., Сологубова С.В. Система непрерывного обучения работников в области безопасности и охраны труда для применения в процессе реализации инвестиционных проектов в строительных организациях. XXI век. Техносферная безопасность. 2021 ;6(2):140-156. https://doi.org/10.21285/2500-1582-2021-2-140-156

A system of continuous training of employees in the field of occupational safety and health used in the implementation of investment projects by construction companies

1 о

© Alexander I. Agoshkov', Oksana V. Kozlova2, Pavel A. Kurochkin2, Stella V. Sologubova2

The Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia Scientific Research and Design Institute for Gas Processing (JSC "NIPIGAZ"),

Moscow, Russia

Abstract: An analysis of causes of injuries occurred in construction companies that implement large investment construction projects shows that the lack of skills of employees is a factor that determines the likelihood

области процессе

AC

ISSN 2500-1582 (print) ISSN 2500-1574 (online)

XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

2021;6(1):140-156

Агошков А.И., Козлова О.В., Курочкин П.А., Сологубова С.В. Система непрерывного ... Agoshkov A.I., Kozlova O.V., Kurochkin P.A., Sologubova S.V. A system of continuous ...

of risk events in the field of occupational safety and health: dangerous behavior of employees, dangerous working conditions created by managers and engineering and technical employees. The lack of competencies is the main cause of major and significant incidents in 10-12 cases out of 100; in 35-40 cases, it is a concomitant cause. The current state of affairs has determined the direction of efforts to achieve and maintain the highest indicators in the field of environmental and industrial safety and labor protection. In particular, JSC "Scientific Research and Design Institute for Gas Processing", LLC "SIBUR", JSC "Gazpromneft" and LLC "Gazprom Pererabotka Blagoveshchensk" are improving the safety of construction production through training of employees. The article presents the results of the study on developing required skills in employees of construction organizations at construction sites when implementing large investment construction projects.

Keywords: labor protection, safety, continuous training, human factor

For citation: Agoshkov AI, Kozlova OV, Kurochkin PA, Sologubova SV. A system of continuous training of employees in the field of occupational safety and health used in the implementation of investment projects by construction companies. XXI vek. Tekhnosfernaya bezopasnost' = XXI century. Technosphere Safety. 2021 ;6(2):140-156. (In Russ.) https://doi.org/10.21285/2500-1582-2021-2-140-156

ВВЕДЕНИЕ

Травматизм выступает одним из ключевых показателей, характеризующих наступление рискового события в области безопасности и охраны труда в процессе реализации инвестиционного строительного проекта. Анализ данных по травматизму в строительных организациях в России1 [1] позволил сделать следующие выводы:

- с 2004 по 2019 гг. зафиксировано свыше 9% всех зарегистрированных в России несчастных случаев и около 19% случаев летального травматизма в строительной отрасли. За 12 последних лет летальность происшествий, регистрируемых в строительстве, выше, чем в других областях на 3-6%;

- в течение последних 15 лет условия труда работников строительных организаций ухудшаются, о чем свидетельствует возрастающий тренд доли работ-

ников строительных организаций, занятых во вредных условиях труда, а также занятых на тяжелых работах.

Актуальность выявленных проблем в области безопасности и охраны труда на строительных предприятиях обозначила цель настоящей работы - изучение причин травматизма работников строительного производства и разработка системы их непрерывного обучения в процессе реализации крупных инвестиционных строительных проектов.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ динамики и причин травматизма в процессе реализации инвестиционных строительных проектов

Управление строительством представляет собой комплекс определенных функций, необходимых для координации выполнения плановых заданий и рабочих операций, осуществления работ в

1 Производственный травматизм в Российской Федерации в 2014-2017 гг. Таблицы [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/wages/working_conditions/ (27.05.2020); Труд и занятость в России. 2017: стат. сб. М.: Росстат, 2017. 261 с.;

Состояние условий труда работников организаций по отдельным видам экономической деятельности по Российской Федерации. Бюллетени за 2007-2017 гг. [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13264?print=1# (25.08.2020); Охрана труда в цифрах и фактах [Электронный ресурс] // International Labour Organization. URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/-~europe/---ro-geneva/~-sro-moscow/documents/genericdo-cument/wcms_305834.pdf (27.05.2020);

Мониторинг условий и охраны труда в РФ [Электронный ресурс] // Минтруд России. URL: https://eisot.rosmintrud.ru/monitoring-uslovij-i-okhrany-truda# (06.08.2020).

XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 2021;6(1):140-156 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISSN 2500-1582 (print) ISSN 2500-1574 (online)

.„141 , ,

БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА HUMAN LIFE SAFETY

соответствии с месячно-суточным графиком строительства (табл. 1).

При ранжировании причин нарушений требований безопасной организации и выполнения работ, на основе результатов анализа актов расследования происшествий, установлено, что вероятность наступления рисковой ситуации в процессе выполнения работ (получение травмы и т.п.) зависит, в большей степени, от решений руководителей, чем от действий работников массовых профессий (табл. 2).

Причины высокой динамики показателей травматизма, а также низкой эффективности мероприятий по улучшению условий труда и профилактике профессиональной заболеваемости работников согласуются с выводами отечественных и зарубежных экспертов2 [2-4] перечислены в табл. 3.

Приведенные в табл. 3 факторы являются определяющими при создании опасных условий в местах проведения работ и при совершении опасных дей-

ствий работниками.

Направления повышения эффективности мероприятий в области безопасности и охраны труда в строительных организациях, выполняющих работы по реализации инвестиционных строительных проектов. Система управления реализацией крупных инвестиционных строительных проектов обладает следующими особенностями:

- сравнительно короткий срок стадии исполнения проекта (3-5 лет) - на этой стадии выполняются строительные, строительно-монтажные, пусконаладоч-ные и иные виды работ, включая техническую эксплуатацию объектов строительства (если предусмотрено договором с Заказчиком);

- большое количество строительных организаций, выполняющих работы по соглашениям субподряда (привлекаемым подрядными организациями для выполнения отдельных видов работ на короткое или ограниченное время);

Таблица 1. Функции процесса управления строительством Table 1. Functions of the construction management process

Функция Определение

Проектирование Разработка проектной документации для осуществления строительства

Организация и планирование Комплекс мероприятий, регламентирующий последовательность выполнения работ. Цель - повысить эффективность использования ресурсов насколько это возможно в существующих условиях реализации проекта

Анализ (экспертиза) Комплексное изучение факторов и условий, влияющих на выполнение работ по реализации проекта (выполнение планов строительства, выполнение месячно-суточных графиков, выпуск документации и т.п.)

Контроль Выявление отклонений от запланированных значений (например, объем монтажа конструкций, количество сварных швов и т.п.), а также отклонений действий работников в процессе выполнения работ

Регулирование Управление взаимодействием строительных организаций, привлеченных к выполнению работ по реализации инвестиционного строительного проекта, а также работников строительных организаций и устранение отклонений от запланированных режимов работы (включая взаимодействие)

2Алибекова И.В. Разработка средств обеспечения безопасности работников строительной отрасли на основе экспресс мониторинга условий труда: дисс. ... канд. техн. наук. Орел, 2017. 143 с.

VÖ/ АС

ISSN 2500-1582 (print) ISSN 2500-1574 (online)

XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

2021;6(1):140-156

Агошков А.И., Козлова О.В., Курочкин П.А., Сологубова С.В. Система непрерывного ... Agoshkov A.I., Kozlova O.V., Kurochkin P.A., Sologubova S.V. A system of continuous ...

Таблица 2. Влияние работников строительных организаций различного уровня иерархии на наступление рисковых событий

Table 2. The influence of employees of construction organizations at various levels of the hierarchy on the occurrence of risk events

Показатель Нормальный («штатный») режим Происшествия без последствий Значительные происшествия (получение травмы работником, отказ оборудования) Крупные происшествия (групповые или тяжелые несчастные случаи, аварии и т.п.)

Проектирование 1% 1% 10% 20%

Организация и планирование 2% 4% 15% 15%

Контроль 3% 10% 10% 10%

Анализ (экспертиза) 1% 1% 15% 15%

Контроль 2% 2% 2% 2%

Регулирование 3% 8% 10% 10%

Руководители и производители работ 5% 20% 60% 70%

Рабочие строительных организаций 95% 80% 40% 30%

Таблица 3. Причины травматизма и профессиональной заболеваемости в строительных организациях

Table 3. Causes of injuries and occupational morbidity in construction organizations

Причина Основания

Недостаточная квалификация работников Низкий уровень общей и профессиональной подготовленности, недостаточный уровень (или отсутствие) необходимых знаний, умений и навыков в области безопасной организации и выполнения работ

Недостаточная способность работника выполнять производственные задания или должностные обязанности Низкий уровень информированности, отсутствие необходимых полномочий

Личностные и деловые качества не соответствуют уровню поставленных задач Низкий уровень общей культуры, полученной в процессе воспитания, низкий уровень заинтересованности и ответственности (мотивации) к безопасному труду, а также низкий уровень здоровья, определяющие способность работников строительных организаций выполнять необходимые трудовые функции

- большое количество работников, привлеченных строительными организациями к выполнению работ, включая культурные и образовательные особенности (многокультурность, различия в уровне общей и профессиональной подготовки, уровне знаний, умений и навыков, требуемых для безопасной организации и выполнения работ);

- недостаток или полное отсутствие

знаний в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности, охраны окружающей среды, закрепленных в нормативно-правовых актах Российской Федерации.

Основываясь на понимании перечисленных выше особенностей, основными направлениями повышения эффективности мероприятий в области безопасности и охраны труда в процессе реали-

ХХ| ВЕК- ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 2021;6(1):140-156 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISSN 2500-1582 (print) ISSN 2500-1574 (online)

143

БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА HUMAN LIFE SAFETY

зации инвестиционных строительных проектов являются:

- формирование и поддержание на необходимом уровне индивидуальных и групповых компетенций работников строительных организаций (формирование практических навыков);

- обеспечение условий для эффективного и безопасного выполнения работниками строительных организаций производственных заданий или должностных обязанностей.

В табл. 4 представлены основные направления деятельности по повышению индивидуальных и групповых компетенций работников строительных ор-

ганизаций.

Организация непрерывного обучения работников строительных организаций в области безопасности и охраны труда. Для обеспечения безопасного производства работ при реализации крупных инвестиционных строительных проектов АО «НИПИГАЗ» разработана система непрерывного обучения работников строительных организаций по безопасности труда (СОБТ) на основании и с учетом модели компетенций, построенной с использованием экспертных оценок для отдельных профессий (или групп профессий).

Таблица 4. Основные направления деятельности по обеспечению компетентности работников строительных организаций

Table 4. Measures aimed to develop skills in employees of construction organizations

Этапы привлечения к работам Основные направления деятельности и реализуемые мероприятия

1. После подписания договора «До мобилизации на объекты строительства» «Входной контроль»: контроль профессиональной подготовки, обязательного обучения в области безопасности и охраны труда (в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов РФ, в соответствии с требованиями Заказчика работ, ЕРСт и генерального строительного подрядчика. В зависимости от рабочей специальности - прохождение специального дополнительного обучения и проверки знаний, умений и навыков (специальные курсы, в том числе по организации и выполнению работ повышенной опасности); Для работников строительных организаций, выполняющих работы на высоте: (01) прохождение специального курса с применением тренажера, Использующего технологии виртуальной реальности (УР-тренинг); (02) решение практической задачи (кейса) на полигоне Учебного центра Итоговый обобщающий курс (в формате вводного инструктажа) с обязательной проверкой знаний (по результатам тестирования)

2. В процессе реализации инвестиционного строительного проекта На основании результатов проведения оценки рисков (анализ степени опасности работ (АСОР): полевой тренинг с отработкой (если необходимо) практических навыков на учебно-тренировочных полигонах или повторное обучение на тренажере с использованием технологий виртуальной реальности На основании результатов фиксации нарушений работников (система 3-х нарушений): повторное обучение в формате курсов дополнительного специального обучения с обязательной проверкой знаний (в форме тестирования) или обучения с использованием тренажеров виртуальной реальности

'Iff'

AC

ISSN 2500-1582 (print) ISSN 2500-1574 (online)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

2021;6(1):140-156

Агошков А.И., Козлова О.В., Курочкин П.А., Сологубова С.В. Система непрерывного ... Agoshkov A.I., Kozlova O.V., Kurochkin P.A., Sologubova S.V. A system of continuous ...

Процесс обучения работников строительных организаций по безопасности труда на объектах строительства при реализации крупных инвестиционных строительных проектов организован в несколько этапов (в соответствии с данными табл. 3).

Этап 1 «До мобилизации работников на объекты строительства».

Включает несколько промежуточных этапов:

- формирование групп работников, мобилизуемых на объекты строительства;

- обеспечение обучения работников основам безопасной организации и выполнения работ (охрана труда - 40 ч, пожарно-технический минимум - 28 ч, безопасная организация работ на высоте, электробезопасность, оказание первой помощи и т.п.);

- формирование и предоставление специалистам по охране труда «Обучение» службы ОТ, ПБ и ООС проектного офиса АО «НИПИГАЗ» документов, подтверждающих способность работников выполнять свои трудовые обязанности (медосмотр) и их компетенции (документы о профессиональной подготовке и обучении работников по программам в области безопасности и охраны труда);

- обеспечение обучения работников (в соответствии с заявленной профессией) в рамках курсов дополнительного специального обучения с обязательной проверкой знаний;

- обеспечение прохождения итогового обобщающего курса в формате вводного инструктажа Генерального строительного подрядчика с обязательной проверкой знаний, по результатам успешного прохождения которой каждый работник получает паспорт регистрации обучения и ему открывается доступ на территорию строительной площадки (фактически - доступ к местам выполнения работ).

Строительные организации обеспе-

чивают обучение своих работников по программам «Охрана труда», «Пожарная безопасность» (в объеме пожарно-технического минимума) в независимых учебных центрах, удовлетворяющим требованиям АО «НИПИГАЗ». Работники, которым требуется прохождение обучения и аттестации по промышленной безопасности, направляются в независимые учебные центры для прохождения обучения и последующей аттестации внутренней комиссией предприятия с использованием средств Единого портала тестирования Ростехнадзора (или направляются в территориальный орган Ростехнадзора для прохождения аттестации). Копии документов о прохождении обязательного обучения и вводного инструктажа в строительных организациях предоставляются в службу охраны труда АО «НИПИГАЗ» для внесения в электронную базу документов, направления на вводный инструктаж АО «НИПИГАЗ» и курсы специального обучения (тематика курсов раскрыта в следующем разделе статьи).

Требования, предъявляемые АО «НИПИГАЗ» к специалистам охраны труда строительных организаций, предусматривают подтверждение квалификации в независимом центре оценки компетенций, или в комиссии, сформированной АО «НИПИГАЗ».

Качество прохождения вводного инструктажа АО «НИПИГАЗ» работниками строительных организаций проверяется тестированием на электронной платформе по разработанным АО «НИПИ-ГАЗ» контрольно-измерительным материалам. Тестирование автоматизируется с использованием современных технологий: контрольные материалы переведены на языки проекта (английский, казахский, киргизский, турецкий, итальянский, узбекский, таджикский, китайский), прохождение осуществляется индивидуально на стойке вводного инструктажа.

XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 2021;6(1):140-156 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISSN 2500-1582 (print) ISSN 2500-1574 (online)

145

БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА HUMAN LIFE SAFETY

До прохождения вводного инструктажа АО «НИПИГАЗ» работники строительных организаций направляются для прохождения курсов дополнительного специального обучения (в зависимости от профессии и видов выполняемых работ), объединенных в программу «Основы безопасности». Для каждого курса специального обучения на объекте строительства разработан комплект контрольно-измерительных материалов (тестов).

Цель программы «Основы безопасности» - обеспечить формирование индивидуальной (и групповой) компетентности работников рабочих профессий и инженерно-технических работников (ИТР) строительных организаций в области корпоративных и проектных требований к безопасной организации и выполнению работ до мобилизации для выполнения работ на объектах строительства (обучение проводится трене-

рами подрядных организаций в вахтовых городках строительных организаций).

В табл. 5 приведена информация об основных программах, формирующих корпоративные компетенции в области безопасной организации и выполнения работ у работников массовых профессий, и инженерно-технических работников строительных организаций.

По результатам прохождения вводного инструктажа и курсов обязательного специального обучения АО «НИПИГАЗ» - при положительном результате тестирования - строительные организации формируют заявку на допуск работников на объекты строительства. Данная заявка направляется в службу безопасности. После обучения работнику выдается паспорт безопасности, который содержит данные о прохождении вводного инструктажа и курсов специального обучения АО «НИПИГАЗ».

Таблица 5. Основные учебные модули программы «Основы безопасности» Table 5. Basic training modules of the program "Fundamentals of Security"

Программа для инженерно-технических работников (ИТР) Программа для работников массовых профессий

Общая информация о проекте, объектах и участниках строительства Дисциплинарная процедура ОТ, ПБ и ООС «Система трех нарушений» Ключевые правила безопасности АО «НИПИГАЗ» Инструкция по обсуждению снижения степени рисков и анализ задач безопасности (STARRT) при реализации проекта Внедрение системы управления профессиональными рисками в подрядных организациях (АСОР, АБВР, STARRT) Эффективные методы проведения Поведенческого Аудита Безопасности (ПАБ): - навыки наблюдения; - методы распознавания опасности Приверженность безопасности Тестирование Вводный инструктаж Общая информация о проекте, объектах и участниках строительства Дисциплинарная процедура ОТ, ПБ и ООС «Система трех нарушений» Ключевые правила безопасности АО «НИПИГАЗ» СИЗ. Разъяснения к применению Защита органов дыхания, слуха и зрения Санитарно-гигиенические требования Информация по COVID-19, о мерах профилактики и реагирования при выявлении заболевания у себя и у своих коллег Оценка рисков при производстве работ (Анализ степени опасности работ - АСОР) Порядок оформления наряда-допуска для проведения работ повышенной опасности Обучение работам повышенной опасности (в зависимости от профессии и вида выполняемых работ) Тестирование Вводный инструктаж

AC

ISSN 2500-1582 (print) ISSN 2500-1574 (online)

XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

2021;6(1):140-156

Агошков А.И., Козлова О.В., Курочкин П.А., Сологубова С.В. Система непрерывного ... Agoshkov A.I., Kozlova O.V., Kurochkin P.A., Sologubova S.V. A system of continuous ...

Этап 2 «После мобилизации на объекты строительства». Работники строительных организаций, допущенные к производству работ на объектах строительства крупных инвестиционных строительных проектов, могут быть отстранены от производства работ в случае совершения ими опасных действий или создания условий, опасных для выполнения работ. Для адекватного реагирования на нарушения работниками подрядных организаций требований безопасности труда в АО «НИПИГАЗ» разработана матрица тяжести и повторяемости нарушений (матрица трех нарушений). В зависимости от тяжести выявленного нарушения и регулярности попадания в электронную базу нарушителей работники строительной организации могут быть направлены для прохождения повторного обучения на объекте строительства (пропуск на объект в этом случае временно блокируется) или не рекомендованы к дальнейшему выполнению работ (пропуск изымается).

Структура, содержание и технологии непрерывного обучения работников строительных организаций в процессе реализации крупных инвестиционных строительных проектов. Содержание обучения по безопасности труда работников строительных организаций на объектах строительства включает в себя информационно и организационно законченные учебные модули, направленные на формирование профессиональной компетентности работника в области обеспечения безопасности труда. Разработанное в АО «НИПИГАЗ» содержание обучения работников подрядных организаций на объектах строительства крупных инвестиционных строительных проектов имеет модульную структуру, показанную в табл. 6.

В зависимости от специфики проекта и требований компании-заказчика работ, наполнение модулей СОБТ АО «НИПИГАЗ» может изменяться.

В табл. 7 приведена матрица системы обучения безопасности труда АО «НИПИГАЗ», адаптируемая к условиям реализации конкретного крупного инвестиционного строительного проекта.

Для каждой учебной программы во всех модулях обучения разработаны контрольные материалы в форме тестов для мониторинга качества и эффективности усваивания материала. Для получения положительного результата работникам подрядных организаций необходимо ответить не менее чем на 70% вопросов, включенных в тест. Работники, не прошедшие тестирование, не допускаются к выполнению работ и направляются на обучение повторно, до успешной сдачи тестирования.

Организация и проведение «полевого» тренинга в системе непрерывного обучения работников подрядных организаций основам безопасной организации и выполнения работ. «Полевой» тренинг - особая форма организации непрерывного обучения работников строительных организаций. Потребность в обучении такого рода формируется на основании:

- информации о количестве нарушений требований в области безопасной организации и выполнения работ, допущенных работниками строительных организаций,

- информации о случаях травм, инцидентов и аварий в процессе выполнения работ;

- информации о планировании работ (на основании проведения Анализа степени опасности работ - при подготовке работников к переходу на новые объекты, новые виды работ, т.п.).

К проведению полевого тренинга привлекаются опытные эксперты - тренеры, обладающие высоким уровнем компетенций и практических навыков. Обучение организуется с использованием многофункциональных учебно-тренировочных мобильных полигонов,

XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 2021;6(1):140-156 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISSN 2500-1582 (print) ISSN 2500-1574 (online)

.„147,,,

щж

ш.

(Л _ И И

z и

ho Z

55 ю 2

9 <= Ii о

Ol Ii

'S! «я 00

2.-0

gl

н m

£ x

3 1

r< о

-I °

m в О m

H

■0 01

3: m m ы

Я °

m э и > > О ■n i m о 3 Q

Ki

о

Ki

О

Таблица 6. Структура обучения работников подрядных организаций по экологической и промышленной безопасности, охране труда на объектах строительства крупных инвестиционных строительных проектов АО «НИПИГАЗ»

Table 6. The structure of training for employees of contractors on environmental and industrial safety, labor protection at construction sites of large investment construction projects of JSC "NIPIGAZ"

Модуль

Общие положения безопасности труда

Организация работы по безопасности труда при реализации проекта

Содержание

Требования, содержащиеся в нормативно-правовых и локальных нормативных актах, регулирующие деятельность в области обеспечения безопасности труда, а также информация об ответственности за нарушение данных требований

Требования к подготовке производственных территорий, мест выполнения работ к безопасному производству Требования безопасности к обустройству и содержанию выделенных территорий объекта строительства, мест производства работ

Курс специального обучения безопасности труда на объектах строительства

Вводный инструктаж для работников строительных организаций.

При реализации проектов по реконструкции действующих производств дополнительно

проводятся курсы специального обучения: «Безопасная организация и выполнение работ

на высоте», «Безопасная организация и выполнение работ в замкнутых пространствах»,

«Сероводород», «Санитарно-гигиенические требования при реализации проекта»

Для этапа проведения предпусконаладочных и пусконаладочных работ -

курсы «Азот», «Безопасная организация совмещенных работ»

Опасные виды работ: документальное оформление наряда-допуска

(в соответствии с процедурой Заказчика) / наряда-допуска

(в соответствии с процедурой СМТ), допуск,

требования безопасности при производстве работ

Требования к безопасной организации и выполнению работ:

- на высоте;

- на подвесных конструкциях;

- на стесненных участках;

-на площадках складирования материалов, в складских помещениях;

- в замкнутых пространствах;

- в вечернее и ночное время;

- в пожаро- и взрывоопасной среде;

- огневых;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-земляных и в траншеях;

- грузоподъемных;

- погрузочно-разгрузочных;

- по демонтажу решеток и перил;

- по ограждению перепадов по высоте.

Требования к возведению и обслуживанию защитных ограждений Правила приостановки работ на объектах строительства

01 m ы О з

В

si

S 0-

>й z m г- а

m

m

> I

m

О

x m i О го m

|Ч5

О К5

X X —

>< го

о 5 гп ■

I-

1=

г< о

н ° т в

0 т

н

"О 01

1 т

т ы

т э со > > О -п I т о 3 О

со со со со 2 2 |Ч5 К5 № 01 О О О О

№ 01

-«I 00 К5

3 3. го

ш

Шк

Модуль Содержание Курс специального обучения безопасности труда на объектах строительства

Требования безопасности при эксплуатации строительных машин, транспортных средств, производственного оборудования Требования безопасности при эксплуатации строительных машин, транспортных средств, производственного оборудования, технологической оснастки и инструментов (обеспечение исправного технического состояния, производство работ, осуществление контроля) Требования безопасности: -при работе с электрооборудованием и электроустановками; -при работе с лесами и лестницами; - при использовании систем канатного доступа; - при эксплуатации подъемных сооружений в стесненных условиях при проведении совмещенных работ; -эксплуатации строительного оборудования: вилочные погрузчики, краны, механизированные подъемники с люлькой, механизированный инструмент (подтверждение квалификации для работы на таком оборудовании); - при выполнении работ на высоте с применением средств подмащивания Правила безопасного управления транспортными средствами, работающими на площадке Процедуры блокировки и вывешивания табличек на электрическом, механическом и технологическом оборудовании Защитное вождение

Опасные и вредные производственные факторы Требования к средствам коллективной и индивидуальной защиты, применяемым при производстве работ в местах воздействия вредных и опасных факторов Требования безопасности при производстве огневых и газоопасных работ (включая электросварочные и газопламенные работы), общестроительных работ (организация участка, безопасное производство работ, осуществление контроля со стороны инженерно-технических работников и производителей работ) План мер реагирования на чрезвычайные ситуации в рамках Проекта Опасные материалы, имеющиеся на площадке - паспорт безопасности материала, транспортировка, хранение и использование Предотвращение и тушение пожара Предотвращение падений и спотыканий Требования безопасности: - при организации передвижения по территории объекта строительства; -при передвижении на автомобильном транспорте.

Ь

Ь ¡¡>

■§1

СП Л

3- о

* а

о V. < ®

" 5

Эс О Й-о

О СО

§ ~

5 а

3 х &1 5 5

Ь;

а. О р

<г О § а>

(о Р

ь О

42 о ^ 3

II

О I

-ч. 3

о а

о -в

з го

атз

з о-

§ 2

: о

Ш.

(Л _ И И Z и ho z

55 Ю 2

9 <= j. о

Ol j. 00

= ■0

II

X X —

>< го

о 5 m ■

I-Р

г< о

-I ° тв О т

н

"О 01

3: т т ы

Я °

т э со > > О -п I

т о

3 Q

ho о ho

О

шж

уИ;

AC

Таблица 7. Матрица системы обучения по безопасности труда работников строительных организаций на объектах строительства крупных строительных проектов

Table 7. The matrix of the labor safety training system for workers of construction organizations at construction sites of large construction projects

Группы работников строительных организаций Общие положения безопасности труда Организация работы по безопасности труда при реализации проекта Требования безопасности при эксплуатации строительных машин, транспортных средств, производственного оборудования Опасные и вредные производственные факторы

Руководство (выше уровня линейных руководителей} Вводный инструктаж, обязательные курсы специального обучения При необходимости Да

Водители и машинисты (линейные руководители, ИТР, мастера, рабочие) Да (в зависимости от вида техники и специфики выполняемых работ) При необходимости

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Надземные конструкции и трубопроводы (линейные руководители, ИТР, мастера, сварщики, шлифовщики, монтажники трубопроводов, работники пескоструйных аппаратов, маляры, техники-механики) Да Да (в зависимости от вида и специфики выполняемых работ) Да (в зависимости от вида строительной техники, оборудования и выполняемых работ) Да (в зависимости от вида и специфики выполняемых работ)

Строительные работы, дорожное строительство, подземные коммуникации и земляные работы (линейные руководители, ИТР, мастера, рабочие) Вводный инструктаж, обязательные курсы специального обучения

Бетонные работы, укладка металлоконструкций (линейные руководители, ИТР, мастера, рабочие по обустройству опалубки, бетонщики, арматурщики, плотники)

Погрузочно-разгрузочные работы (крановщики и стропальщики)

Неразрушающий контроль (дефектоскописты по рентгенографическому исследованию)

Монтажники лесов и подмостей

Административные работники При необходимости

Прочие (линейные руководители, ИТР, мастера, рабочие)

01 m w О з

8

И

S o-

>B z m i- a

m

m

coir > i

x m i О го m

Структура учебно-тренировочного мобильного полигона (УТМП) для реализации методики снижения риска травм при осуществлении работ на высоте

The structure of the training mobile polygon (UTMP) for implementing the methods aimed to reduce the risk of injuries when working at height

которые включают в себя площадки имитации колодца, кровли и железо-бетонной опоры ЛЭП, крановую установку, автогидроподъемник, вышку-туру, раскладную лестницу-стремянку и навесное оборудование (см. рисунок).

В табл. 8 приведено описание практических задач, решаемых с применением отдельных элементов УТМП.

«Полевой» тренинг организуется во время обеденного перерыва или в иное время, определенное производителями работ строительных организаций и согласованным Генеральным строительным подрядчиком. На объектах под управлением АО «НИПИГАЗ» учебные полигоны располагают в непосредственной близости к местам выполнения ра-

бот, к прохождению обучения привлекаются бригады рабочих различных строительных организаций (в том числе для отработки навыков выполнения совмещенных работ).

Организация обучения работников строительных организаций с применением тренажеров (с использованием технологии виртуальной реальности). Для организации обучения работников строительных организаций с применением тренажеров (с использованием технологии виртуальной реальности) экспертами АО «НИПИГАЗ» был разработан программно-аппаратный комплекс для обучения и проверки знаний по охране труда.

2021;6(1):140-156

XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISSN 2500-1582 (print) ISSN 2500-1574 (online)

151

БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА HUMAN LIFE SAFETY

Таблица 8. Практические задачи, решаемые с применением отдельных элементов учебно-тренировочного мобильного полигона

Table 8. Practical tasks solved with the use of individual elements of the training mobile polygon

Модуль (элемент УТМП) Отрабатываемые практические навыки

Люлька автогидроподъемника Позволяет выполнить отработку следующих практических навыков у рабочих люльки, машинистов АГП и отработку правил безопасности работы на высоте: - правильное позиционирование люльки АГП (место посадки, подъем, перемещение, спуск); - правильный вход в люльку и выход из нее, проверка СИЗ, проверка анкерной петли, проверка исправности и работоспособности люльки; - правильное запирание дверей; - безопасное проведение работ персонала, находящегося в люльке, и машиниста АГП; - отработка действий персонала в случае возникновения аварийной ситуации; - проведение различного рода упражнений: нанесение АКЗ, проведение контроля, монтаж оборудования и т.д.; - проведение прочих упражнений согласно утвержденному плану

Блок полигона по отработке навыков безопасного выполнения работ на кровле и в замкнутом пространстве (в колодце) Позволяет выполнить отработку практических навыков у персонала, проводящего работы в колодцах и замкнутых емкостях с применением СИЗОД и работы на кровлях различного типа и покрытия: - отработка навыков применения СИЗОД, проведение ГВС при работе в колодцах и замкнутых пространствах; - проведение спасательных и газоспасательных мероприятий; - эвакуация пострадавших; - перемещение по кровле; - проведение работ на кровле без дополнительных ограждений с применением СИЗ; - прочие упражнения согласно утвержденной программе обучения

Блок полигона по отработке навыков безопасного выполнения работ по подъему и спуску на опору ВЛ Позволяет выполнить отработку следующих практических навыков у работников подрядных организаций - электромонтеров ВЛ ЭП с применением специальных когтей и лазов: - отработка навыков по подъему и спуску с опоры ВЛ; - проведение работ на опоре ВЛ; - проведение спасательных операций (спуск персонала с опоры ВЛ); - прочие упражнения согласно утвержденной программе обучения

Блок полигона по отработке навыков безопасного выполнения работ со средств подмащивания Позволяет выполнить отработку следующих практических навыков у специалистов, занятых на производстве работ с применением средств подмащивания (лесов, вышек и т.д.): - проведение работ по осмотру оборудования; - нанесение защиты на высоте: - монтаж и ремонт оборудования

Блок полигона «трубопроводные системы» Позволяет выполнить отработку следующих практических навыков у специалистов, занятых эксплуатацией и ремонтом магистральных и технологических газонефтепроводов: - отработка навыка проведения текущего ремонта трубопровода и среднего ремонта запорно-регулирующей арматуры; - проведение ремонтных работ, связанных со сваркой, вырезка-врезка катушки; - проведение герметизации торцов труб после отрезки; - отработка навыков проведение технологических переключений (опресовка, запуск- выпуск воздуха из участка), открытие и закрытие задвижек, пуск рабочей среды по обводному

ISSN 2500-1582 (print) ISSN 2500-1574 (online)

XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

2021;6(1):140-156

Агошков А.И., Козлова О.В., Курочкин П.А., Сологубова С.В. Система непрерывного ... Agoshkov A.I., Kozlova O.V., Kurochkin P.A., Sologubova S.V. A system of continuous ...

(резервному трубопроводу) без остановки перекачки;

- проведение работ по запуску средств внутритрубной очистки и подготовка к диагностике;

- отработка навыков проведения работ по неразрушающему контролю (поиск и интерпретация дефектов);

- проведение дробеструйной очистки и нанесение АКЗ (ЛКП), проведение инспекционного контроля после нанесения АКЗ;

- отработка практических навыков поиска несоответствий у представителя служб ОТ, ПБ;

- отработка практических навыков у слесарей КИП и А по выставлению уставок на повышение и снижение давления, для защиты оборудования;

- отработка практических навыков наблюдения за процессом перекачки и проведения

дистанционных технологических переключений у операторов_

Этап выполнения строительными организациями строительных, строительно-монтажных и пусконаладочных работ характеризуется большим количеством погрузочно-разгрузочных (ПРР) и грузоподъемных работ, а также работ на высоте. Поэтому, в качестве основных сценариев для отработки навыков в вирту-

альной среде, были выбраны работы на высоте и погрузочно-разгрузочные работы как наиболее травмоопасные.

В табл. 9 приведено описание структурных модулей VR-тренажера АО «НИпИгАЗ». В табл. 10 описаны целевые группы и потребность в обучении (основания для направления на обучение).

Таблица 9. Структурные модули VR-тренажера АО «НИПИГАЗ» Table 9. Structural modules of the VR-simulator of NIPIGAZ JSC

Структурный модуль Используемый инструмент (дидактическое средство) Описание эффектов

Формирование знаний Учебные видеокурсы Обеспечение высокой степени восприятия инструкций, эффективное закрепление в сознании работников строительных организаций Повышение качества запоминания учебного материала

Формирование опыта Разбор несчастных случаев Визуализация обстоятельств и причин характерных несчастных случаев из-за некомпетентных действий рабочих Включение эмоциональной памяти Анализ поведения (учимся на опыте других) Передача чужого негативного опыта

Формирование умений Тренажеры виртуальной реальности Непосредственное выполнение всех необходимых действий (на практике в виртуальной среде) Воссоздание ситуаций, которые сложно и небезопасно воспроизвести на учебном полигоне Отработка последовательности правильных действий

Закрепление и проверка знаний Тесты Визуализация связи между компетентностью работника и вероятностью травмирования Объективная оценка компетентности работников в сфере охраны труда, их умения трудиться без риска для жизни и здоровья и не подвергать опасности себя и окружающих

2021;6(1):140-156

XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISSN 2500-1582 (print) ISSN 2500-1574 (online)

153

БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА HUMAN LIFE SAFETY

Таблица 10. Целевые группы и основания для обучения с применением тренажера виртуальной реальности

Table 10. Target groups and reasons for training using a virtual reality simulator

Работы на высоте Погрузочно-разгрузочные работы (включая грузоподъемные операции)

Обучение новых сотрудников АО «НИПИГАЗ» работам на высоте, как практический этап после прохождения обязательного обучения. В случае если мобилизуется уже обученный сотрудник, прохождение обучения в виртуальной среде возможно после успешного прохождения вводного инструктажа (по результатам проверки знаний). Обучение сотрудников АО «НИПИГАЗ», в чьи обязанности входит управление работами строительных организаций (фактически, управление реализацией инвестиционного строительного проекта) возможно после прохождения курса вводного инструктажа (по результатам проверки знаний)

Обучение работников строительных организаций, нарушающих требования безопасной организации и выполнения работ Обучение работников строительных организаций, нарушающих требования безопасной организации и выполнения работ

Обучение работников строительных организаций массовых профессий, выполняющих работы на высоте (монтажники, изолировщики, газоэлектросварщики, производители работ по сварке и монтажу технологического оборудования и трубопроводов), в рамках курсов дополнительного специального обучения по работам на высоте (показательная отработка навыков с 2-3 слушателями, обсуждение в малых группах) Обучение работников строительных организаций, выполняющих погрузочно-разгрузочные работы (стропальщики, сигнальщики, руководители работ), в рамках курсов дополнительного специального обучения безопасной организации и выполнения погрузочно-разгрузочных работ (показательная отработка навыков с 2-3 слушателями, обсуждение в малых группах)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представлены материалы системы обучения безопасности труда (СОБТ) на объектах строительства работников строительных организаций при реализации крупных инвестиционных строительных проектов. Разработана структура и тематика обучающих модулей и курсов специального обучения, включенного в каждый модуль. Также рассмотрена модель компетенций по безопасности труда работника строительной организации, необходимых для безопасной организации и выполнения работ (в том числе, работ повышенной опасности). Успешное функционирование СОБТ АО «НИПИГАЗ» обеспечено:

- специальной педагогической подготовкой специалистов ОТ направления

«Обучение и тренинги»: требование иметь педагогическое образование или пройти профессиональную переподготовку включено в перечень обязательных компетенций для данной категории специалистов;

- создания совершенной материально-технической базы: каждый крупный инвестиционный строительный проект обеспечивается учебным классом или несколькими учебными классами АО «НИПИГАЗ» (в зависимости от масштаба проекта). Также, АО «НИПИГАЗ» разработаны собственные жесткие требования к оснащению учебного класса, наличию средств визуализации учебных материалов, тренажеров, многофункциональных полигонов для отработки практических навыков.

'Iff'

VÖ/ АС

ISSN 2500-1582 (print) ISSN 2500-1574 (online)

XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

2021;6(1):140-156

Агошков А.И., Козлова О.В., Курочкин П.А., Сологубова С.В. Система непрерывного ... Agoshkov A.I., Kozlova O.V., Kurochkin P.A., Sologubova S.V. A system of continuous ...

Список литературы

1. Аблязов Н.Р. Динамика уровня травматизма и проблемы охраны труда на строительных предприятиях // Безопасность жизнедеятельности. 2018. № 11 (215). С. 6-10.

2. Захаров П.В., Пересыпкин С. Культура безопасности труда: человеческий фактор в ракурсе международных практик. М.: Интеллектуальная литература, 2019. 128 с.

3. McKinnon R. Cause, Effect and Control of Accidental Loss with Accident Investigation Kit. Lewis Publishers. 1st ed. Boca Raton: CRC Press, 2019. 280 p.

4. McKinnon R. Safety Management. Near Miss Identification, Recognition, and Investigation. Boca Raton: CRC Press, 2012. 168 p. https://doi. org/10.1201/b11583

References

1. Ablyazov NR. Dynamics of the level of injuries and problems of labour protection in construction enterprises. Bezopasnost' zhiznedeatel'nosti. 2018;11:6-10.

2. Zakharov PV, Peresypkin S. Culture of labor safety: the human factor in the perspective of international practices. Moscow: Intellektual'naya literatura; 2019. 128 p.

3. McKinnon R. Cause, Effect and Control of Accidental Loss with Accident Investigation Kit. Lewis Publishers. 1st ed. Boca Raton: CRC Press; 2019. 280 p.

4. McKinnon R. Safety Management. Near Miss Identification, Recognition, and Investigation. Boca Raton: CRC Press; 2012. 168 p. https://doi.org/10. 1201/b11583

Сведения об авторах

Агошков Александр Иванович,

доктор технических наук, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности в техносфере, Инженерная школа, Дальневосточный Федеральный университет, 690990, г. Владивосток, кампус ДВФУ, Россия, И e-mail: [email protected]

Козлова Оксана Владимировна,

директор по охране труда, промышленной

безопасности и охране окружающей среды,

Научно-исследовательский и проектный

институт по переработке газа,

117342, г. Москва, ул. Профсоюзная, 65/1,

Россия,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

e-mail: [email protected]

Курочкин Павел Александрович,

менеджер по охране труда, промышленной безопасности и охране окружающей среды, Научно-исследовательский и проектный Институт по переработке газа (АО «НИПИГАЗ»),

117342, г. Москва, ул. Профсоюзная, 65/1, Россия,

e-mail: [email protected]

Information about the authors

Alexander I. Agoshkov,

Doctor Sci. (Eng.), Head of the Department

of Life Safety in the technosphere,

Engineering School,

Far East Federal University,

690990, Vladivostok, FEFU campus, Russia,

S e-mail: [email protected]

Oksana V. Kozlova,

Director of labor protection, industrial

safety and environmental protection department

Scientific Research and Design Institute

for Gas Processing (JSC "NIPIGAZ"),

65/1 Profsoyuznaya, 1117342, Moscow, Russia,

e-mail: [email protected]

Pavel A. Kurochkin,

Occupational Safety Manager,

Scientific Research and Design Institute

for Gas Processing (JSC "NIPIGAZ"),

65/1 Profsoyuznaya, 1117342, Moscow, Russia,

e-mail: [email protected]

Сологубова Стелла Валерьевна,

эксперт по охране труда, промышленной безопасности и охране окружающей среды, Научно-исследовательский и проектный Институт по переработке газа

Stella V. Sologubova,

labor protection expert,

Scientific Research and Design Institute

for Gas Processing (JSC "NIPIGAZ"),

65/1 Profsoyuznaya, 1117342, Moscow, Russia,

XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 2021;6(1):140-156 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISSN 2500-1582 (print) ISSN 2500-1574 (online)

155

БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА HUMAN LIFE SAFETY

(АО «НИПИГАЗ»),

117342, г. Москва, ул. Профсоюзная, 65/1, Россия,

e-mail: [email protected]

Заявленный вклад авторов

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила в редакцию 28.03.2021. Одобрена после рецензирования 12.04.2021. Принята к публикации 19.05.2021.

e-mail: [email protected]

Contribution of the author's

The authors contributed equally to this article.

Conflict of interests

The authors declare no conflict of interests.

All authors have read and approved the final manuscript.

The article was submitted 28.03.2021. Approved after reviewing 12.04.2021. Accepted for publication 19.05.2021.

'iff' AC

ISSN 2500-1582 (print) ISSN 2500-1574 (online)

XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

2021;6(1):140-156

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.