Научная статья на тему 'Повышение безопасности перевозок опасных грузов при помощи выбора оптимального маршрута'

Повышение безопасности перевозок опасных грузов при помощи выбора оптимального маршрута Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
574
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГЛОНАСС / СРЕДСТВА БЕЗОПАСНОСТИ / РНИС

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Кондратов Сергей Вячеславович, Новиков Александр Николаевич

Определены предпосылки и основные аспекты применения Глобальных Навигационных Спутниковых Систем для повышения комплексной безопасности при перевозке опасных грузов. Предложена схема выбора альтернативного маршрута в случае необходимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение безопасности перевозок опасных грузов при помощи выбора оптимального маршрута»

УДК 656.025.4

ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕВОЗОК ОПАСНЫХ ГРУЗОВ ПРИ ПОМОЩИ ВЫБОРА ОПТИМАЛЬНОГО МАРШРУТА Кондратов Сергей Вячеславович, аспирант Новиков Александр Николаевич, профессор, д.т.н., заведующий кафедрой «Сервис и ремонт машин» Приокский государственный университет, Орел, Россия

Определены предпосылки и основные аспекты применения Глобальных Навигационных Спутниковых Систем для повышения комплексной безопасности при перевозке опасных грузов. Предложена схема выбора альтернативного маршрута в случае необходимости.

Ключевые слова: комплексная безопасность, ГЛОНАСС, средства безопасности, РНИС.

С каждым годом в стране происходит повышение объемов грузоперевозок и грузооборота автомобильным транспортом, значительную часть из которых составляют перевозки опасных грузов. Соответственно увеличение автопарка страны и перевозок способствует росту числа ДТП.

Тяжесть последствий происшествий при перевозке опасных грузов во много раз выше, чем в происшествиях, не связанных с опасными грузами, что обусловлено следующими факторами:

1. Последствия аварий при перевозках опасных грузов отличаются, как правило, высокой тяжестью, во многом связанной со свойствами указанных грузов;

2. Последствия аварий при перевозках опасных грузов могут оказывать вредное воздействие не только на непосредственных участников происшествий, но и на людей, ТС и объекты, находящиеся вблизи места аварии;

3. Авария может произойти не одномоментно, а развиваться в течение относительно продолжительного времени и на относительно протяжённом участке местности, например при утечке опасной жидкости, газа или рассыпании опасного твёрдого вещества.

Основную часть опасных грузов, находившихся на транспортных средствах при происшествиях, составляли легковоспламеняющиеся вещества (дизельное топливо, бензин, нефть, пропан, метанол, изопропанол, этил-ацетат, газовый конденсат).

Доля ДТП при перевозке опасных грузов в цистернах составила 97,3% (рис.1).

Перевозка в

Перевозк в

цистернах 97%

Рисунок 1 - Распределение ДТП с участием транспортных средств, перевозивших опасные грузы, по способу перевозки

На рисунке 2 приведено распределение ДТП по видам происшествий.

Рисунок 2 - Распределение ДТП с участием транспортных средств, перевозивших опасные грузы, по видам происшествий

Как видно из рисунка 2, большую долю ДТП составляет опрокидывание ТС, чуть меньшую столкновение ТС.

При опрокидывании в 87% случаев происходила полная или частичная утрата груза, при столкновении в 35% [3].

Отсюда следует, что к повышению безопасности необходимо подходить комплексно, воздействуя как на возможность предотвращения, так и на уменьшение последствий ДТП.

Для уменьшения последствий ДТП в России разрабатывается система «ЭРА-ГЛОНАСС».

Система «ЭРА-ГЛОНАСС» проектируется в соответствии с распоряжением Правительства РФ и предназначена для снижения уровня смертности

Наезд на Наезд на препятствие стоящее ТС

^6% Иные

Наезд на пешехода 4%

и травматизма на дорогах за счет ускорения оповещения служб экстренного реагирования при авариях и других чрезвычайных ситуациях.

Принцип работы «ЭРА-ГЛОНАСС» следующий, при тяжелой аварии, например, сопровождающейся срабатыванием подушек безопасности, терминал автоматически определяет координаты пострадавшего транспортного средства через спутники системы ГЛОНАСС, устанавливает связь с серверным центром системы мониторинга и передает данные об аварии по каналам сотовой связи оператору. Оператор уточняет детали происшествия и в случае подтверждения информации или при отсутствии ответа направляет службы экстренного реагирования, например, спасателей МЧС, Скорую помощь, ГИБДД. Водитель или пассажиры могут также вручную включить устройство, передать данные и связаться с оператором.

Основные функции «ЭРА-ГЛОНАСС»:

• определение и передача координат и времени ДТП;

• данные о тяжести аварии;

• двухсторонняя громкая связь;

Дополнительные функции «ЭРА-ГЛОНАСС»:

• мониторинг движения автомобиля;

• охрана и поиск;

• навигация. [5].

Система «ЭРА-ГЛОНАСС» может выступать как одна из подсистем Региональной навигационно-информационной системы субъекта Российской Федерации.

РНИС на основе ГЛОНАСС предназначена для информационно-навигационного обеспечения деятельности автотранспорта на территории субъекта РФ c использованием технологии ГЛОНАСС / GPS в целях выполнения региональными исполнительными органами государственной власти (ИОГВ) полномочий, установленных действующими нормативно-правовыми актами (НПА).

РНИС - инновационный инструмент повышения безопасности и эффективности перевозок пассажиров и грузов на региональном уровне.

Для уменьшения последствий ДТП, как уже говорилось ранее, разработана система ЭРА-ГЛОНАСС, рассмотрим, что же предпринимается для предотвращения ДТП. Для этого обратимся к правилам перевозки опасных грузов автомобильным транспортом (утв. приказом Минтранса РФ от 8 августа 1995 г. N 73) [4].

Основные положения, из правил, относящиеся к предотвращению ДТП при перевозке опасных грузов:

1. Выдача лицензий и разрешений на перевозку опасных грузов;

2. Выбор и согласование маршрута перевозки;

3. Ограничение скорости движения при перевозке;

4. Технические требования к автомобилям при перевозке опасных грузов;

5. Специальная подготовка водителей;

6. Прохождение медицинского осмотра водителей.

Для повышения возможности предотвращения ДТП с использованием опасных грузов необходимо использовать новые информационные технологии, такие как ГЛОНАСС, РНИС, оперативная информация. На основе данных полученных от этих систем можно сделать вывод о:

- возможности или невозможности осуществления перевозки, например, в связи с погодными условиями, ЧС, дорожной ситуацией;

- возможности оперативного изменения маршрута или выбора наиболее оптимального;

- рациональности использования данного вида ТС (выбор из автомобильных, железнодорожных, морских и воздушных ТС);

- необходимости прекращения перевозки вследствие неоднократного нарушения водителем правил о БДД и перевозки грузов (превышение скорости, частые обгоны, обгон ТС движущихся со скоростью более 30 км/час, резкое торможение/ускорение).

Рассмотрим алгоритм выбора наиболее оптимального и безопасного маршрута при перевозке опасных грузов (рис.3).

Рисунок 3 - Алгоритм выбора оптимального и безопасного маршрута

Необходимость рассмотрения ГЛОНАСС технологий безопасности автотранспортных систем комплексно, обусловлена тем, что существующая на сегодняшний день практика самостоятельного рассмотрения вопросов по различным направлениям безопасности не оправдана как с точки зрения технологии транспортного процесса, оптимизации управления, в том числе управления рисками, кадрового обеспечения, так и с точки зрения экономической целесообразности.

Список литературы

1. Кондратов С.В. О безопасности перевозок опасных грузов с использованием ГНСС [Текст] / С.В. Кондратов, А.Н. Новиков // Материалы международной заочной научно-практической конференции. - 2015. - Ч.1. - №4. - С. 335-338;

2. Кондратов С.В. Повышение безопасности перевозки опасных грузов на основе использования глобальных навигационных спутниковых систем [Текст] / С.В. Кондратов, А.Н. Новиков // Материалы международной научно-практической конференции. -2015.- С. 52-57;

3. Межотраслевой журнал навигационных технологий «Вестник ГЛОНАСС» (Элк-тронный ресурс). Режим доступа: http://vestnik-glonass.ru/~eoU2X;

4. Система ГАРАНТ. (Электронный ресурс). Режим доступа: http://base.garant.rU/106013/#block_1000#ixzz3r9a0Xd24;

5. Эра-ГЛОНАСС. Федеральный оператор НИС ГЛОНАСС (Электронный ресурс). Режим доступа: http://www.nis-glonass.ru/projects/era_glonass/.

ИЗУЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ ПО АЗИДНОЙ

ТЕХНОЛОГИИ СВС КОМПОЗИЦИИ «НИТРИД АЛЮМИНИЯ -

НИТРИД БОРА» Кондратьева Людмила Александровна, к.т.н., доцент Бичуров Георгий Владимирович, д.т.н., профессор Керсон Ирина Александровна, аспирант, ассистент Самарский государственный технический университет

Представлены результаты исследований синтеза нитридной композиции А1Ш-ВШ по технологии СВС-Аз. Из системы «Ша3Л1Гб-ШаШ3-ШН4ВГ4» получена нитридная композиция, состоящая из ультра- и тонкодисперсного порошка ЛШ, ВШ и Ша3Л1Гб.

Самораспространяющийся высокотемпературный синтез (СВС) - это экзотермический химический процесс, протекающий в автоволновом режиме типа горения в смесях порошков, и приводящий к образованию полезных конденсированных неорганических продуктов. СВС представляет собой режим протекания экзотермической реакции, в котором тепловыделение локализовано в узком слое и передается от слоя к слою путем теплопередачи. Отличительной особенностью азидной технологии СВС (СВС-Аз) являются низкие температуры и скорости горения. При таких низких температурах горения затруднительны процессы рекристаллизации и агломерации частиц продукта, поэтому после синтеза целевой продукт представ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.