Научная статья на тему 'Повышение авторитета ученых в обществе как одна из ключевых задач музейного менеджмента (в музеях научно-образовательного характера)'

Повышение авторитета ученых в обществе как одна из ключевых задач музейного менеджмента (в музеях научно-образовательного характера) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
65
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музей / экспозиция / биографии ученых / museum / exhibition / biographies of scientists
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение авторитета ученых в обществе как одна из ключевых задач музейного менеджмента (в музеях научно-образовательного характера)»

Крюкова О. С.

д.ф.н., зав. кафедрой словесных искусств факультета искусств МГУ florin2002@yandex.ru)

ПОВЫШЕНИЕ АВТОРИТЕТА УЧЕНЫХ В ОБЩЕСТВЕ КАК ОДНА ИЗ КЛЮЧЕВЫХ ЗАДАЧ МУЗЕЙНОГО МЕНЕДЖМЕНТА (В МУЗЕЯХ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА)

Ключевые слова: музей, экспозиция, биографии ученых.

Keywords: museum, exhibition, biographies of scientists.

Современные тенденции развития музея как социокультурного объекта предполагают изменение роли и функций музея как такового. Музей, образно говоря, перестает быть «башней из слоновой кости»1, учреждением для консервации экспонатов, становится не только транслятором культурного наследия, но и активным участником современной социальной жизни. Изменилась и «философия музеев»: забота о посетителе признается первоочередной задачей, что связано с маркетинговым подходом к управлению музеем. Подобный подход придает большое значение так называемым «дополнительным товарам», которые, по мнению музеологов, заключаются в «информационном обеспечении, работе кафе, буфетов, музейных магазинов, специальных мастерских для посетителей, а также в проведении

различных мероприятий, приемов, встреч, концертов, спектаклей. Именно они создают основной товар музея - впе-

" 2

чатления, остающиеся у посетителей» .

Изменение социальной и экономической активности музея наиболее наглядно прослеживается на примере ведущих музеев изобразительного искусства - ГМИИ им. А.С. Пушкина и Третьяковской галереи. Для реализации всех музейных функций как традиционных, так и возникших относительно недавно, необходим, говоря современным языком, эффективный музейный менеджмент. «Определяющее значение для деятельности музеев имеет система управления ими», - справедливо указывает А. Колупаева3. В то же время и музеи научно-образовательного и научно-исследовательского характера не должны оставаться вне музейного менеджмента.

Рассмотрим, насколько применимы технологии музейного менеджмента к деятельности Государственного Геологического музея им. В.И. Вернадского, который находится в ведении РАН (далее - Геологический музей), и Научно-исследовательского Зоологического музея МГУ имени М.В. Ломоносова, который является одним из структурных подразделений университета (далее - Зоологический музей). В ведомственной принадлежности Зоологического музея, кстати, имеются как положительные, так и отрицательные стороны. Положительные заключаются в том, что Зоологический музей участвует в мероприятиях Фестиваля науки в МГУ и других университетских мероприятиях, а отрицательные - в том, что этот музей не всегда может участвовать в каких-то московских мероприятиях, например в популярной акции «Ночь в музее».

Таблица 1

PEST-анализ для Зоологического музея

Политическая среда Экономическая среда

Возможные изменения в законодательстве, касающиеся науки и образования 1.Сокращение бюджетного финансирования; 2. Мировой экономический кризис, затронувший ряд стран Европы, Россию и США и оказывающий воздействие на: • количество потенциальных посетителей, включая зарубежных туристов; • уровень дохода потенциального посетителя музея.

Социальная среда Технологическая среда

• демографические изменения, оказывающие влияние на состав посетителей музея (старение населения как общеевропейский процесс; снижение рождаемости в определенных возрастных когортах); • обострение конкуренции за финансовые ресурсы и посетителя (появление новых видов развлечений и досуга); • состояние туристического рынка; • возрастание роли музея в социальной коммуникации. • рост требований и ожиданий потенциальных посетителей по мере развития мультимедийных технологий; • широкое распространение компьютерных систем, баз данных, позволяющих круглосуточно получать различную информацию, в том числе в музейной сфере; • распространение социальных сетей.

1 Основы музееведения: Учебное пособие / Отв. ред. Э.А. Шулепова. - М.: Едиториал УРСС, 2005. - С. 402.

2 Соболева Е.С., Эпштейн М.З. Эволюция концепции музея в меняющемся мире // Вопросы музеологии. - М., 2011. - № 1. -С. 8-13.

3 Колупаева А. Музейный ренессанс // Эволюция культурной деятельности в новом столетии: Социально-экономические аспекты культурной политики: В 3 т. - Т.1: Очерки культурной жизни России на рубеже веков / Отв. ред. Б.Ю. Сорочкин. - СПб.: Алетейя, 2005. - С. 163-188.

Таблица 2

SWOT-анализ для Зоологического музея

Сильные стороны Слабые стороны

Репутация музея Репутация музея

• Высокая репутация музея в Москве • Ущерб для репутации в связи с состоянием залов музея, требующих ремонта

Посетители и их обслуживание Посетители и их обслуживание

• Высокие показатели посещаемости музея • Далеко не все группы населения г. Москвы посещают музей. • Конкуренцию музею для определенных групп посетителей составляют европейские музеи (например, Музей науки и техники во Флоренции).

Обслуживание посетителей позволяет отвечать на разнообразные культурные запросы общества. • Отсутствие системы электронного заказа билетов в Музей. • Отсутствие возможности оплатить билет банковской картой. • Объективные препятствия для маломобильных посетителей. • Отсутствие музейного кафе. • Отсутствие аудиогида. • Ограниченные возможности музейного магазина и отсутствие рекламы музейных изданий. • Специфика воркшопов в данном музее.

Коллекции Коллекции

• В музее представлены следующие коллекции: 1. Зоологическая коллекция (в том числе, например, фондовая коллекция беспозвоночных, которая насчитывает около 200 000 единиц хранения); 2. Библиофонд; 3. Фонд «Художественные коллекции» (14900 ед. хр.); 4. Фотофонд (более 1000 ед. хр.) 5. Научно-вспомогательный фонд • Возможное влияние экономических санкций на межмузейный обмен

выставочная деятельность выставочная деятельность

• Выставочная активность в 2015-2016 гг. - 4 выставки в год • Участие в межмузейных программах «Перехватывание полномочий» другими музеями

Кадры кадры

Финансирование финансирование

• Государственное бюджетное финансирование • Недостатки существующей системы госзакупок

• Отсутствие фандрайзинга и Общества друзей музея

Возможности развития Угрозы

Политические факторы: • 2017 год объявлен Годом экологии Политические факторы: • В настоящее время отсутствуют

Экономические факторы: • Рост доходов населения Экономические факторы: • Падение курса рубля • Сокращение бюджетного финансирования

Социальные факторы • Рост рождаемости после 2000 г. Социальные факторы • Старение населения • Досуговые альтернативы

Технологические факторы: • Широкое распространение информации, в том числе и о деятельности Зоологического музея в социальных сетях и сети Интернет • Развитие 3-Б и 4-Б-технологий, моделирование пространства в виртуальной реальности Технологические факторы: • Погружение детей и молодежи в виртуальный мир, предпочтение его другим формам проведения досуга

Несмотря на то, что Зоологический музей имеет историю продолжительностью в 225 лет и с 1991 г. обладает статусом научно-исследовательского музея, его миссия не сформулирована, во всяком случае, не отражена на сайте. Миссия Геологического музея также на сайте не приводится, однако в его Уставе есть пункт, который описывает юридическим языком именно миссию музея, но в других терминах: «Целью и предметом деятельности Музея является проведение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований, направленных на получение новых знаний в области наук о Земле и рационального природопользования; осуществление музейной деятельности».

Популяризация науки не заявлена в этом пункте Устава, но логически вытекает из статуса Геологического музея. Дань уважения выдающимся ученым-геологам была отдана еще в первоначальной музейной концепции. Первый зал украшают шесть портретов выдающихся ученых, деятельность которых была связана с геологией, с указанием дат жизни. Это А.Е. Ферсман, Е.С. Федоров, В.И. Вернадский, Н.И. Кокшаров, В.М. Севергин, М.В. Ломоносов. В следующем зале экспонируются семь горельефов ученых, просветителей и меценатов, в их числе Е.Р. Дашкова, И.И. Ле-пихин, В.Н. Татищев, А.Н. Демидов, Г.П. Гельмерсен, Д.И. Менделеев, В. А. Обручев. На балюстраде второго этажа Геологического музея, в нише, находится бюст В.И. Вернадского, рядом - стенд «Труды В.И. Вернадского в различных областях знаний».

В Зоологическом музее экспонируются портреты директоров музея - известных в своей области ученых. Отдельно от портретов, часто на противоположной стене, представлены биографии директоров музея в виде экспликаций. Для посетителей среднего роста (а тем более младших школьников, которые составляют большинство посетителей музея) эти материалы труднодоступны. Одна из витрин посвящена семье промышленников и меценатов Демидовых. В то же время на втором этаже экспонируется кабинет вымышленного ученого - профессора Персикова, персонажа «московской» повести М.А. Булгакова «Роковые яйца». Кабинет профессора воссоздан с исторической достоверностью. На витрине приводится цитата из повести Булгакова, имеющая непосредственное отношение к музейному локусу: «Большую Никитскую переименовали в улицу Герцена. Затем часы, врезанные в стену дома на углу Герцена и Моховой, остановились на одиннадцати с четвертью. И наконец, в террариях зоологического института, не вынеся всех пертурбаций знаменитого года, издохли первоначально восемь великолепных экземпляров квакшей, затем пятнадцать обыкновенных жаб и, наконец, исключительнейший экземпляр жабы Суринамской»1.

С точки зрения внедрения мультимедийных музейных образовательных технологий Геологический музей имеет преимущества перед Зоологическим: в нем используется достаточное количество мультимедийных киосков, ведется прямая трансляция с МКС (это связано с демонстрацией метеоритов в одном из залов). Даже рекламный щит около входа в Геологический музей дигитального характера. В Зоологическом музее на момент моего посещения 26 марта 2017 г. мультимедийные киоски установлены, но еще не подключены и пока что не используются. Развивающие игры для школьников на стендах Зоологического музея имеются, но традиционного, а не компьютерного плана. Это стендовая игра с заданием: «Соедините слова с латинскими названиями животных, в которых они использованы». Если учесть, что в числе свойств музейного предмета музеологи прежде всего выделяют информативность, экспрессивность и аттрактивность2, то можно сделать вывод, что все эти свойства у данной игры есть, но выражены слабо.

Собственно биографический материал в том и другом музее представлен традиционно, без использования мультимедийных технологий. Трудно ожидать от современного школьника внимательного прочтения текстовой информации, размещенной слишком высоко. Здесь можно было бы рекомендовать использование рЯ-кодов. В идеале под портретами выдающихся ученых в Геологическом и Зоологическом музеях можно было бы разместить и экспликацию, и рЯ-коды, а также один мультимедийный киоск с биографиями и биографической викториной для учащихся, что уже активно применяется в музеях изобразительного искусства при проведении масштабных выставок. Возможно также проведение специального музейного квеста по образцу акции для школьников в московских музеях, когда нужно было посетить несколько музеев и разгадать загадки исторического характера (межмузейное мероприятие). В случае с научно-исследовательскими и научно-образовательными музеями возможно составить викторину в виде квеста, охватывающую несколько музеев. Вопросы этой викторины могли бы касаться биографий выдающихся ученых, их изображений и личных вещей, которые экспонируются в соответствующих музеях. Затрудняет задачу различная ведомственная принадлежность подобных музеев.

Интерес к геологии или к зоологии можно также развить и закрепить и путем посещения образовательных программ для школьников, и посредством приобретения продукции музейного магазина. В музейном магазине Геологического музея имеется БУО-диск, посвященный А.Е. Ферсману, а также несколько книг по геологии. Образовательные программы и в Зоологическом, и в Геологическом музее достаточно разнообразны, ориентированы на разные возрастные категории, содержательно насыщены.

К числу музеев МГУ имени М.В. Ломоносова принадлежит также музей истории МГУ, но его посещение для широкой публики ограничено. В экспозиции этого музея достаточное место уделено выдающимся ученым, жизнь и деятельность которых была связана с МГУ.

С управленческой точки зрения было бы целесообразно объединение всех музеев в составе МГУ в единый музейный комплекс, что позволило бы выстроить его целостную концепцию. Определение научно-образовательной миссии подобного музейного комплекса (и, главное, ее воплощение в жизнь) помогло бы юношеству ответить на вопрос «Делать жизнь с кого?» и, в итоге, способствовало бы повышению авторитета ученых в обществе.

1 Булгаков М.А. Роковые яйца // Булгаков М.А. Собр. соч.: В 6 тт. - М.: Худож. литература, 1989. Т. 2. - С. 46,

2 См.: ] 2003. - С. 225.

2 См.: Музейное дело России / Под ред. Каулен М.Е. (отв. редактор), Коссовой И.М., Сундиевой А.А. - М.: Изд-во «ВК»,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.